Научная статья на тему 'Толерантность и интолерантность, светское и религиозное в духовном пространстве Юга России и Калмыкии'

Толерантность и интолерантность, светское и религиозное в духовном пространстве Юга России и Калмыкии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / СВЕТСКОЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ / ДУХОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРА / РЕГИОН / КОНФЕССИЯ / TOLERANCE / INTOLERANCE / SECULAR / RELIGIOUS / SPIRITUAL SPACE / CULTURE / REGION / CONFESSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наднеева Кермен Анджукаевна

Данная статья посвящена анализу взаимодействия толерантного и интолерантного, светского и религиозного в духовном пространстве Юга России, Республики Калмыкия. Автор раскрывает противоречивость и нестандартность этого процесса. Юг России многоконфессиональный регион, где в целом стабильная религиозная обстановка, взаимоуважение и толерантность между светскими и религиозными организациями, отсутствует межнациональная напряженность, а конфликтные ситуации разрешаются на разумной основе. Автор предлагает создать государственный орган, который координировал бы деятельность религиозных конфессий республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance and intolerance, secular and religious in ecclesiastical space of south of Russia and Kalmyk

K.A. Nadneyeva's article "Tolerance and Intolerance, Secular and Religious in the Spiritual Space of Southern Russia and Kalmykia" is devoted to the analysis of the interaction between tolerant and intolerant, secular and religious in the spiritual space of Southern Russia and Republic of Kalmykia. The author focuses on the controversial and non-standard character of the process. Southern Russia and Republic of Kalmykia are multiconfessional regions which are in general characterized by stability of the religious situation, an atmosphere of respect and tolerance between secular and religious organizations and absence of tensions between different nationalities and ethnic groups. Conflicts which may take place are resolved on a reasonable basis. The author proposes organizing a special state office for regulating activities of the religious confessions in the Republic.

Текст научной работы на тему «Толерантность и интолерантность, светское и религиозное в духовном пространстве Юга России и Калмыкии»

Проблема толерантности и интолерантности, светского и религиозного в духовном пространстве Юга России, в том числе Республике Калмыкия, является важной в развитии полиэтнических сообществ.

Калмыки - единственный народ, проживающий на европейской территории России, исповедующий буддизм. Однако в республике существуют различные религиозные конфессии, влияющие на развитие калмыцкого общества, имеющие многолетнюю практику функционирования на Юге России (православие, буддизм, евангельские христиане - баптисты); другие - возникли в условиях перестройки (ислам, ранее существовавший локально и нелегально); некоторые религиозные организации появились в связи с обновленным отношением к религии, к примеру, католический Орден францисканцев, протестантские движения и др. Подавляющая часть религиозных организаций исправно выполняет свои обязанности, но ряд религиозных конфессий существует нелегально, вовремя не оформляя свой юридический статус. В 2007 г. на основании решений суда были исключены из реестра функционирования религиозных организаций Республики Калмыкия религиозная община «Ики-хурул», община буддистов «Булгун», религиозная организация «Элистинская библейская церковь», а община последователей Веры Бахаи самоликвидировалась.

В последнее время в России произошло стремительное изменение общественных отношений, становление новой социальной реальности; эти процессы не могли не оказать влияние на ситуацию на Юге страны, в том числе в Республике Калмыкия. Культура воспринимается общественным сознанием не только как форма жизнедеятельности этносов, но и как пространство устойчивого взаимодействия этносов, их своеобразия и взаимовлияния, способов снятия межнациональной и межрелигиозной напряженности. В условиях духовного кризиса нарастает потребность в изучении культурного наследия, создании новой концепции, методологии исследования процесса формирования духовности человека и культурного сообщества.

Как показывают социологические исследования, в республике религиозная обстановка стабильная, отношения между религиозными организациями уважительные и партнерские, правда, РПЦ настороженно относится к сектанским движениям, в частности, к Свидетелям Иеговы. К сожалению, начальник отдела некоммерческих организаций УМЮ РФ по РК

Н. Шининова отмечает, что не все религиозные организации зарегистрированы на территории Калмыкии и не все предоставляют информацию об изменениях, происходящих в них (руководитель, адрес, местонахождения и др.). Так, за 10 месяцев 2008 г. в связи с непредставлением или несвоевременным представлением сведений составлено 13 протоколов об административных правонарушениях и вынесено 9 предупреждений. Религиозные конфессии в РК активно занимаются благотворительной, культурно-просветительской,

образовательной, предпринимательской деятельностью. В связи с этим приходится вступать в конкретные правоотношения с разными

государственными учреждениями. В Республике Калмыкия диалог государства и церкви ведется на соответствующем уровне в рамках института гражданского общества, но в то же время необходим орган исполнительной власти, курирующий сферу религиозных отношений.

Достижение и сохранение устойчивости социальных процессов возможно через взаимопомощь, взаимосвязь и взаимодействие. Поэтому толерантность все чаще рассматривается в качестве принципа интеграции общества. Терпимое отношение к позиции другого - это та ценность, которая приумножает и улучшает результаты сотрудничества и общечеловеческого общения. Через интеграционные процессы в Южном федеральном округе и республике можно увидеть, насколько толерантность способна быть общечеловеческой ценностью новейшего времени и оказывать положительное влияние на духовную атмосферу общества и религиозную ситуацию. Это показала Международная научно-практическая конференция «Кавказ - наш общий дом» (2009 г.). В то же время современное общество столкнулось с проблемой интолерантности. По мнению Э. Баумана, О. Свинцовой, которое мы разделяем, такие дезинтеграционные явления, как: терроризм, ксенофобия, агрессивный национализм, расизм, антисемитизм, отчуждение, локальный конфликт, обострение ощущения неуверенности человека, бессмысленности его существования, социальная незащищенность,

- способствуют отчужденности и интолерантности, противодействию.

Можно выделить следующие моменты существования религии в духовном пространстве Республики Калмыкия:

- сакрализация общественных норм. Религиозное сознание хотя и не доминирует, но занимает значительное место. Религиозные группы совпадают с этническими общностями. Это касается калмыков, русских, казахов, кавказцев. Происходит соединение светского и религиозного, морального;

- светское сознание существует как доминанта, религиозная деятельность постепенно выделяется из общей цепи социальной деятельности и привязывается к определенным месту и времени, порой принимает узаконенную форму, что вызывает обеспокоенность у здравомыслящих людей.

В настоящее время республике действуют 33 буддийские организации, 16 православных, 6 исламских, 3 католические, 6 ЕХБ, 23 других; не случайно даже служители религиозных общин поддерживают идею о создании государственного органа, координирующего деятельность конфессий в республике, вроде бывшего Совета по делам религии в Советском государстве. Светское сознание занимает главное место в обществе, поскольку действует основное положение: церковь отделена от государства, школа - от церкви. Между тем на территории РК часть государственных средств идет на строительство хурулов (буддийских общин), отдельные государственные учреждения сотрудничают с религиозными конфессиями (буддизм, православие) в области образования, хотя религиозные сообщества отличны от этнических и не совпадают по содержанию со светскими

государственными институтами. Данные процессы неоднолинейны, противоречивы и неравномерны в меняющемся духовном пространстве Калмыкии.

В настоящее время широко распространено мнение о тождестве религиозного и этносного, общечеловеческого и религиозного, однако оно не учитывает ряд факторов, в частности, того, что религия - это не научное мировоззрение. В каждой религии причудливо переплетаются компоненты общечеловеческие, этнические, формационные, классовые, патриархальные. В различных ситуациях на передний план могут выступать те или иные формы сознания, в основе которых находится потребность времени. История свидетельствует, что религиозные организации могут занимать разные позиции: прогрессивную, консервативную, регрессивную, индифферентную и компромиссную. Причем та или иная религиозная группа и ее представители не всегда четко придерживаются какой-то одной из них, возможно изменение ориентации, переход от одной позиции к другой.

В условиях обновляющегося и меняющегося мира значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе религиозных и светских, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению общечеловеческих гуманистических ценностей, где самобытность и автономия этноса, высокоморальные качества являются одним из критериев гражданского общества. Межнациональный мир, межконфессиональный диалог, единство разнообразных культур, защита достоинства человека называются главными ценностями. Гражданское общество не появляется за один год, и оно невозможно без единой гражданской нации - российской, что вовсе не значит снятие этнического понятия нации. Наоборот, поддержка национальных традиций и культур народов Юга России, единство и взаимовлияние культурных традиций россиян - залог цивилизовационного развития России, в том числе Республики Калмыкия.

В Обращении Д.А. Медведева 2009 г. прозвучало словосочетание «межнациональный мир», Президента РФ при этом констатировал, что российская держава, как никто в мире, обладает богатейшим опытом толерантности и взаимопроникновения культур и традиций. Д. Медведев подчеркнул, что можно гордиться «такой многосубъектной и многоконфессиональной федерацией, как Россия», ибо все, что делается в ней, происходит впервые. Впрочем, он отметил интолерантные моменты социально-экономического бытия - безработицу, финансовый кризис, социальную напряженность в сфере межэтнических отношений, межнациональную рознь. Нужен конструктивный разноуровневый диалог между властью и религиозными движениями, базовой основой которого должна выступить толерантность как универсальная интеграционная ценность, способствующая формированию духовного пространства Юга России, Республики Калмыкия. В системе толерантных отношений с точки зрения функциональной значимости включаются такие ценности, как: согласие и ненасильственное разрешение конфликтов; ценность

человеческой жизни и отсутствие физических страданий; сострадание, сопереживание, сочувствие, солидарность; доброта, взаимное уважение и взаимопонимание; строгое соблюдение норм права. Этот индикатор неотъемлем от этнической самоиндентификации человека. Поэтому для россиян данный фактор является приоритетным: среди калмыков - на втором месте (47,9 %); среди русских - на первом (42,4 %); среди чеченцев - на втором (69,8 %) [1, с. 146]. В то же

время, по мнению социолога Л. Намруевой, религиозный фактор среди анкетируемых (русские, калмыки, чеченцы) играет не последнюю роль. Русские поставили этот фактор на четвертое место (28,3 %), у чеченцев он занимает первую строку (79,1 %), у калмыков - второе место (34,2 %) [1, с. 146]. Социологический опрос, проведенный РАГС среди молодежи крупных городов России, показал, что на вопрос: «В целом как вы относитесь к людям другого вероисповедания?» - респонденты ответили следующим образом: с неприязнью - 4,6 %; затрудняюсь от-ветить - 8,1 %; без особого интереса -39,8 %; с уважением - 47,5 % [2, с. 26].

Анализ конфессиональной ситуации в условиях стабильного духовного пространства в Республике Калмыкия и Северном Кавказе в целом (Л.А. Арефьева) [3, с. 8] показывает, что она носит сложный и противоречивый характер. В связи с этим важно поддержание систематического диалога между представителями всех религиозных организаций, но особое внимание следует уделять сотрудничеству между буддистами и православными. Главная стратегическая цель - предотвращение роста напряженности во взаимоотношениях различных религиозных конфессий. По мере развития общественных отношений возрастает значимость мировоззренческой позиции личности, общественности перед сообществом за свои действия и поступки. В связи с этим обращается особое внимание на процесс усиления общественного интереса к нравственным и правовым аспектам свободы совести. Существует мнение о том, что для горских народов этнические традиции остаются более значимыми, чем ислам. На самом деле кавказские народы большей частью отожествляют этносное и религиозное, к примеру, на уровне житейско-практического можно услышать, что «истинный кавказец - мусульманин»; калмыки тоже могут подчеркнуть, что «истинный калмык - буддист», хотя это не так, поскольку мировые религии являются лишь этническим компонентом. Проблема межконфессионального, светского и религиозного еще не получила адекватного теоретического истолкования в социально-правовом, этно- и социокультурном плане.

В Калмыкии на протяжении длительного периода времени мирно и активно контактируют различные этнические, религиозные и культурные миры, здесь всегда существовала реальная практика конфессиональной толерантности. Исторически такие религии, как буддизм, православие, баптизм, стали этноинтегрирующей силой формирования калмыков, русских, немцев. В поликонфессиональном обществе России, в том числе Калмыкии, в условиях свободы совести и вероисповедания сложились качественно новые

по характеру и формам межрелигиозные и внутриконфессиональные отношения. Существенно вырос общественный престиж религии.

Буддийские монахи изучают государственно-конфессиональные программы, которые прошли в РАГС (июнь 2010 г.), с благодарностью подчеркивая, что знания, полученные в академии, будут способствовать дальнейшей духовной, религиозно-общественной деятельности [4, с. 5]. Наш век называют временем субъективизации бытия, что дает возможность профессионально подойти к решению вопросов, особенно мировоззренческих. Узкие специализация и индивидуализация диктуют особый подход к подбору поступающей информации, так, приобретаемые знания начинают носить своего рода мозаичный характер. Они складываются из отдельных обрывков, блоков, объединенных случайными связями, подсказанными профессиональным подходом, а не стремлением выстроить целостную систему, в которой профессиональное, этическое, этническое заняло бы место составной части идеологии, играющей специфическую роль. Здесь нужна философская методологическая база, которая ликвидировала бы серьезные провалы и упущения, недопустимые для научного мировоззрения.

Светское государство в отношении церкви опирается на законодательство о религиозных организациях, которое зиждется на гуманистических и демократических принципах, гарантом которого является российская Конституция, Конституция Республики Калмыкия. Можно вычленить основные параметры взаимоотношения государства и религии в российском обществе в вопросе свободы совести:

- человек действует в объективном мире на основе соблюдения законов, толерантного взаимоотношения и согласия между религиозными организациями;

- значимость человеческого фактора в социальных условиях требует анализа богатства идей прошлого через настоящее и будущее;

- светское и религиозное должны находиться в контексте всеобщих социальных связей при доминанте светского, без абсолютизации религиозного;

- современные реалии, формируемые под влиянием процессов изменения и трансформации социума, выдвигают необходимость как диалога, так и нестандартного решения возникающей проблемы;

- гражданскому обществу необходимы правовые, философские знания и навыки управления и существования.

Литерат

УРа

1. Намруева Л.В. Молодежь Калмыкии: проблемы этнической

идентичности (по итогам анкетирования): Сборник научных статей. Элиста, 2005.

2. Россияне считают // Аргументы недели. 2009. 23 апреля.

3. Арефьева Л.В. Свобода совести как антропологический феномен: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2008.

4. Хальмг унн. Государство и конфессии // Калмыцкая правда. 2010. 6 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.