Проблема толерантности и интолерантности, светского и религиозного в духовном пространстве Юга России, в том числе Республике Калмыкия, является важной в развитии полиэтнических сообществ.
Калмыки - единственный народ, проживающий на европейской территории России, исповедующий буддизм. Однако в республике существуют различные религиозные конфессии, влияющие на развитие калмыцкого общества, имеющие многолетнюю практику функционирования на Юге России (православие, буддизм, евангельские христиане - баптисты); другие - возникли в условиях перестройки (ислам, ранее существовавший локально и нелегально); некоторые религиозные организации появились в связи с обновленным отношением к религии, к примеру, католический Орден францисканцев, протестантские движения и др. Подавляющая часть религиозных организаций исправно выполняет свои обязанности, но ряд религиозных конфессий существует нелегально, вовремя не оформляя свой юридический статус. В 2007 г. на основании решений суда были исключены из реестра функционирования религиозных организаций Республики Калмыкия религиозная община «Ики-хурул», община буддистов «Булгун», религиозная организация «Элистинская библейская церковь», а община последователей Веры Бахаи самоликвидировалась.
В последнее время в России произошло стремительное изменение общественных отношений, становление новой социальной реальности; эти процессы не могли не оказать влияние на ситуацию на Юге страны, в том числе в Республике Калмыкия. Культура воспринимается общественным сознанием не только как форма жизнедеятельности этносов, но и как пространство устойчивого взаимодействия этносов, их своеобразия и взаимовлияния, способов снятия межнациональной и межрелигиозной напряженности. В условиях духовного кризиса нарастает потребность в изучении культурного наследия, создании новой концепции, методологии исследования процесса формирования духовности человека и культурного сообщества.
Как показывают социологические исследования, в республике религиозная обстановка стабильная, отношения между религиозными организациями уважительные и партнерские, правда, РПЦ настороженно относится к сектанским движениям, в частности, к Свидетелям Иеговы. К сожалению, начальник отдела некоммерческих организаций УМЮ РФ по РК
Н. Шининова отмечает, что не все религиозные организации зарегистрированы на территории Калмыкии и не все предоставляют информацию об изменениях, происходящих в них (руководитель, адрес, местонахождения и др.). Так, за 10 месяцев 2008 г. в связи с непредставлением или несвоевременным представлением сведений составлено 13 протоколов об административных правонарушениях и вынесено 9 предупреждений. Религиозные конфессии в РК активно занимаются благотворительной, культурно-просветительской,
образовательной, предпринимательской деятельностью. В связи с этим приходится вступать в конкретные правоотношения с разными
государственными учреждениями. В Республике Калмыкия диалог государства и церкви ведется на соответствующем уровне в рамках института гражданского общества, но в то же время необходим орган исполнительной власти, курирующий сферу религиозных отношений.
Достижение и сохранение устойчивости социальных процессов возможно через взаимопомощь, взаимосвязь и взаимодействие. Поэтому толерантность все чаще рассматривается в качестве принципа интеграции общества. Терпимое отношение к позиции другого - это та ценность, которая приумножает и улучшает результаты сотрудничества и общечеловеческого общения. Через интеграционные процессы в Южном федеральном округе и республике можно увидеть, насколько толерантность способна быть общечеловеческой ценностью новейшего времени и оказывать положительное влияние на духовную атмосферу общества и религиозную ситуацию. Это показала Международная научно-практическая конференция «Кавказ - наш общий дом» (2009 г.). В то же время современное общество столкнулось с проблемой интолерантности. По мнению Э. Баумана, О. Свинцовой, которое мы разделяем, такие дезинтеграционные явления, как: терроризм, ксенофобия, агрессивный национализм, расизм, антисемитизм, отчуждение, локальный конфликт, обострение ощущения неуверенности человека, бессмысленности его существования, социальная незащищенность,
- способствуют отчужденности и интолерантности, противодействию.
Можно выделить следующие моменты существования религии в духовном пространстве Республики Калмыкия:
- сакрализация общественных норм. Религиозное сознание хотя и не доминирует, но занимает значительное место. Религиозные группы совпадают с этническими общностями. Это касается калмыков, русских, казахов, кавказцев. Происходит соединение светского и религиозного, морального;
- светское сознание существует как доминанта, религиозная деятельность постепенно выделяется из общей цепи социальной деятельности и привязывается к определенным месту и времени, порой принимает узаконенную форму, что вызывает обеспокоенность у здравомыслящих людей.
В настоящее время республике действуют 33 буддийские организации, 16 православных, 6 исламских, 3 католические, 6 ЕХБ, 23 других; не случайно даже служители религиозных общин поддерживают идею о создании государственного органа, координирующего деятельность конфессий в республике, вроде бывшего Совета по делам религии в Советском государстве. Светское сознание занимает главное место в обществе, поскольку действует основное положение: церковь отделена от государства, школа - от церкви. Между тем на территории РК часть государственных средств идет на строительство хурулов (буддийских общин), отдельные государственные учреждения сотрудничают с религиозными конфессиями (буддизм, православие) в области образования, хотя религиозные сообщества отличны от этнических и не совпадают по содержанию со светскими
государственными институтами. Данные процессы неоднолинейны, противоречивы и неравномерны в меняющемся духовном пространстве Калмыкии.
В настоящее время широко распространено мнение о тождестве религиозного и этносного, общечеловеческого и религиозного, однако оно не учитывает ряд факторов, в частности, того, что религия - это не научное мировоззрение. В каждой религии причудливо переплетаются компоненты общечеловеческие, этнические, формационные, классовые, патриархальные. В различных ситуациях на передний план могут выступать те или иные формы сознания, в основе которых находится потребность времени. История свидетельствует, что религиозные организации могут занимать разные позиции: прогрессивную, консервативную, регрессивную, индифферентную и компромиссную. Причем та или иная религиозная группа и ее представители не всегда четко придерживаются какой-то одной из них, возможно изменение ориентации, переход от одной позиции к другой.
В условиях обновляющегося и меняющегося мира значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе религиозных и светских, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению общечеловеческих гуманистических ценностей, где самобытность и автономия этноса, высокоморальные качества являются одним из критериев гражданского общества. Межнациональный мир, межконфессиональный диалог, единство разнообразных культур, защита достоинства человека называются главными ценностями. Гражданское общество не появляется за один год, и оно невозможно без единой гражданской нации - российской, что вовсе не значит снятие этнического понятия нации. Наоборот, поддержка национальных традиций и культур народов Юга России, единство и взаимовлияние культурных традиций россиян - залог цивилизовационного развития России, в том числе Республики Калмыкия.
В Обращении Д.А. Медведева 2009 г. прозвучало словосочетание «межнациональный мир», Президента РФ при этом констатировал, что российская держава, как никто в мире, обладает богатейшим опытом толерантности и взаимопроникновения культур и традиций. Д. Медведев подчеркнул, что можно гордиться «такой многосубъектной и многоконфессиональной федерацией, как Россия», ибо все, что делается в ней, происходит впервые. Впрочем, он отметил интолерантные моменты социально-экономического бытия - безработицу, финансовый кризис, социальную напряженность в сфере межэтнических отношений, межнациональную рознь. Нужен конструктивный разноуровневый диалог между властью и религиозными движениями, базовой основой которого должна выступить толерантность как универсальная интеграционная ценность, способствующая формированию духовного пространства Юга России, Республики Калмыкия. В системе толерантных отношений с точки зрения функциональной значимости включаются такие ценности, как: согласие и ненасильственное разрешение конфликтов; ценность
человеческой жизни и отсутствие физических страданий; сострадание, сопереживание, сочувствие, солидарность; доброта, взаимное уважение и взаимопонимание; строгое соблюдение норм права. Этот индикатор неотъемлем от этнической самоиндентификации человека. Поэтому для россиян данный фактор является приоритетным: среди калмыков - на втором месте (47,9 %); среди русских - на первом (42,4 %); среди чеченцев - на втором (69,8 %) [1, с. 146]. В то же
время, по мнению социолога Л. Намруевой, религиозный фактор среди анкетируемых (русские, калмыки, чеченцы) играет не последнюю роль. Русские поставили этот фактор на четвертое место (28,3 %), у чеченцев он занимает первую строку (79,1 %), у калмыков - второе место (34,2 %) [1, с. 146]. Социологический опрос, проведенный РАГС среди молодежи крупных городов России, показал, что на вопрос: «В целом как вы относитесь к людям другого вероисповедания?» - респонденты ответили следующим образом: с неприязнью - 4,6 %; затрудняюсь от-ветить - 8,1 %; без особого интереса -39,8 %; с уважением - 47,5 % [2, с. 26].
Анализ конфессиональной ситуации в условиях стабильного духовного пространства в Республике Калмыкия и Северном Кавказе в целом (Л.А. Арефьева) [3, с. 8] показывает, что она носит сложный и противоречивый характер. В связи с этим важно поддержание систематического диалога между представителями всех религиозных организаций, но особое внимание следует уделять сотрудничеству между буддистами и православными. Главная стратегическая цель - предотвращение роста напряженности во взаимоотношениях различных религиозных конфессий. По мере развития общественных отношений возрастает значимость мировоззренческой позиции личности, общественности перед сообществом за свои действия и поступки. В связи с этим обращается особое внимание на процесс усиления общественного интереса к нравственным и правовым аспектам свободы совести. Существует мнение о том, что для горских народов этнические традиции остаются более значимыми, чем ислам. На самом деле кавказские народы большей частью отожествляют этносное и религиозное, к примеру, на уровне житейско-практического можно услышать, что «истинный кавказец - мусульманин»; калмыки тоже могут подчеркнуть, что «истинный калмык - буддист», хотя это не так, поскольку мировые религии являются лишь этническим компонентом. Проблема межконфессионального, светского и религиозного еще не получила адекватного теоретического истолкования в социально-правовом, этно- и социокультурном плане.
В Калмыкии на протяжении длительного периода времени мирно и активно контактируют различные этнические, религиозные и культурные миры, здесь всегда существовала реальная практика конфессиональной толерантности. Исторически такие религии, как буддизм, православие, баптизм, стали этноинтегрирующей силой формирования калмыков, русских, немцев. В поликонфессиональном обществе России, в том числе Калмыкии, в условиях свободы совести и вероисповедания сложились качественно новые
по характеру и формам межрелигиозные и внутриконфессиональные отношения. Существенно вырос общественный престиж религии.
Буддийские монахи изучают государственно-конфессиональные программы, которые прошли в РАГС (июнь 2010 г.), с благодарностью подчеркивая, что знания, полученные в академии, будут способствовать дальнейшей духовной, религиозно-общественной деятельности [4, с. 5]. Наш век называют временем субъективизации бытия, что дает возможность профессионально подойти к решению вопросов, особенно мировоззренческих. Узкие специализация и индивидуализация диктуют особый подход к подбору поступающей информации, так, приобретаемые знания начинают носить своего рода мозаичный характер. Они складываются из отдельных обрывков, блоков, объединенных случайными связями, подсказанными профессиональным подходом, а не стремлением выстроить целостную систему, в которой профессиональное, этическое, этническое заняло бы место составной части идеологии, играющей специфическую роль. Здесь нужна философская методологическая база, которая ликвидировала бы серьезные провалы и упущения, недопустимые для научного мировоззрения.
Светское государство в отношении церкви опирается на законодательство о религиозных организациях, которое зиждется на гуманистических и демократических принципах, гарантом которого является российская Конституция, Конституция Республики Калмыкия. Можно вычленить основные параметры взаимоотношения государства и религии в российском обществе в вопросе свободы совести:
- человек действует в объективном мире на основе соблюдения законов, толерантного взаимоотношения и согласия между религиозными организациями;
- значимость человеческого фактора в социальных условиях требует анализа богатства идей прошлого через настоящее и будущее;
- светское и религиозное должны находиться в контексте всеобщих социальных связей при доминанте светского, без абсолютизации религиозного;
- современные реалии, формируемые под влиянием процессов изменения и трансформации социума, выдвигают необходимость как диалога, так и нестандартного решения возникающей проблемы;
- гражданскому обществу необходимы правовые, философские знания и навыки управления и существования.
Литерат
УРа
1. Намруева Л.В. Молодежь Калмыкии: проблемы этнической
идентичности (по итогам анкетирования): Сборник научных статей. Элиста, 2005.
2. Россияне считают // Аргументы недели. 2009. 23 апреля.
3. Арефьева Л.В. Свобода совести как антропологический феномен: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2008.
4. Хальмг унн. Государство и конфессии // Калмыцкая правда. 2010. 6 мая.