А.И. Кузнецова
СТАТУС БУДДИЙСКОГО ЛИДЕРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Статья посвящена религиозной и светской деятельности Далай-ламы XIV - мирового лидера буддизма. Автор представляет его взгляды на политическое и культурное будущее Тибета, на религиозный экстремизм, а также анализирует отношения к Далай-ламе различных буддистских организаций и государственной власти России. Особое внимание уделяется тесной связи между проблемами религии и политики.
Ключевые слова: межконфессиональный диалог, экуменическое движение, культурная самобытность, дацан и хурул, «тибетская теократия».
В основе большинства религий лежит коренная неудовлетворенность действительностью и противопоставление ей той совершенной сферы, куда адепту вероучения следует стремиться. Может ли религия быть средством решения политических, экологических и других проблем? Возможен ли на современном этапе истории человечества межконфессиональный диалог? Не поставит ли поиск общего знаменателя между различными религиями под сомнение необходимость существования каждой из них? Попытаемся найти ответ на эти вопросы на основе анализа деятельности Далай-ламы XIV - современного буддийского лидера.
Необходимо учитывать, что в наши дни межконфессиональный диалог идет по двум направлениям: по догматическим, обрядовым вопросам (чаще всего - в составе экуменического движения) и по глобальным проблемам современности, затрагивающим интересы каждого человека.
От межконфессионального диалога стоит отличать различные проекты «нью эйдж», а также учения в духе Раджниша, который заявлял: «Вот что я пытаюсь сделать - свести воедино все цветы тантры, йоги, дао, суфизма, дзэна, хасидизма, иудаизма, мусульманства, индуизма, буддизма, джайнизма...»1. На мой взгляд, такие проекты только используют язык «таинственного Востока», чтобы увеличить число собственных адептов.
Далай-лама XIV активно действует в области межрелигиозного сотрудничества, но он постоянно подчеркивает, что не стремится к дог-
матическому сближению с иными конфессиями, к созданию единой мировой религии. Важнейшей особенностью статуса Далай-ламы является традиционная сопряженность его роли религиозного лидера с ролью лидера политического как главы государства. Захват Тибета Китаем в 1949-1953 гг. положил начало политики ассимиляции населения, потери культурной самобытности тибетцев, их дискриминации в области трудоустройства, образования, здравоохранения2. В 1954 и 1956 гг. Далай-лама предпринимал переговоры с китайским руководством о мирном освобождении Тибета, но они оказались безрезультатными. Тибетцы утратили свою государственность, традиционную теократическую форму правления, существующую еще с XVII в. Китайское вторжение 1949 г. означало и смену режима управления, и значительное сокращение религиозных институтов Тибета.
В этих условиях единственно возможным выходом для Далай-ламы XIV оказался побег из своей страны и поиск поддержки международного сообщества в деле мирного решения проблемы Тибета. Однако сама возможность посещения страны Далай-ламой, его встреч с религиозными или политическими лидерами зависит от статуса принимающего государства и его отношений с Китаем. Например, США могут себе позволить организовать встречи Далай-ламы с ведущими политиками, причем президент заявил, что его страна намерена и дальше выступать «за сохранение уникальных религиозной, культурной и лингвистической особенностей Тибета и защиту прав всех тибетцев»3. Канада, не заинтересованная в сотрудничестве с Китаем, предоставила Его Святейшеству почетное гражданство4. В ноябре 1999 г. состоялся визит Далай-ламы в Израиль, во время которого он встретился с вице-спикером Кнессета Авраамом Бургом и министром образования Йосси Саридом.
А вот во время визита Далай-ламы в Данию в 2001 г. создалась достаточно двусмысленная ситуация: в это время в Китай направлялся с официальным визитом датский премьер-министр Расмуссен, который всё же нашел возможность встретиться с Далай-ламой в аэропорту. В сложном положении оказывается лидер Тибета при посещении стран, поставляющих оружие Китаю.
Нынешний Далай-лама - прежде всего борец за культурную и религиозную автономию Тибета; в 1996 г. он официально передал Китаю свои права на внешние сношения5. Еще в 1963 г. Далай-лама разработал для Тибета демократическую конституцию, а в 2002 г. он передал полномочия по управлению государством премьер-министру тибетского правительства в изгнании, оставив за собой статус исключительно духовного лидера. В том же году в результате переговоров с китайским руководством о статусе Тибета Далай-Лама добился его преобразования в автономный район, что позволило ему в какой-то мере поддерживать местные духовные традиции. По словам Далай-ламы, «секуляризация, и в особенности полное отделение религиозной иерархии от институтов государственной власти, видимо, проходит часть пути к уменьшению подобных проблем»6.
Современный Китай, где господствующая идеология потеряла характер воинствующего атеизма, реагирует на критику его тибетской политики организацией разного рода международных встреч и конференций буддистов (правда, без участия Далай-ламы). Например, визит в США китайского лидера Ху Цзинь Тао был «подстрахован» проведением в Гуаньчжоу Всемирного буддийского форума, в котором приняла участие и делегация от буддийской автокефальной церкви Российской Федерации. В эту делегацию вошли представители Бурятии, Тувы и Алтая - тех буддийских регионов, которые не проявляли активного стремления пригласить Далай-ламу в Россию. В отличие от них, калмыцкое руководство (и религиозное, и светское) в китайских мероприятиях не участвует, но активно поддерживает политику Далай-ламы. Посетив его, Кирсан Илюмжинов вручил Далай-ламе орден Белого лотоса «за выдающиеся заслуги и значительный вклад в дело духовного возрождения и процветания республики Калмыкия»7. Отметим, что М.С. Горбачев наградил Далай-ламу орденом «Дружбы народов», но это происходило в те времена, когда внутренняя демократизация государства для политиков была важнее, чем реакция Китая. А в наши дни (17 октября 2007 г.) Далай-лама делает заявления о необходимости «превращения Тибета в зону ахимсы (принципа ненасилия) с последующей демилитаризацией региона»8. Активная миротворческая деятельность Далай-ламы позволяет сравнить ее с политикой ненасилия Махатмы Ганди: например, католическая (бенедиктинская) монахиня М. Фанк назвала его «Ганди нашего времени»9. О самой высокой оценке деятельности Далай-ламы мировой общественностью свидетельствует вручение ему в 1989 г. Нобелевской премии мира.
Своих единомышленников Далай-лама ищет и среди представителей конфессий, далеких от буддизма. Например, в Израиле он активно поддержал министра образования Йосси Сарида - одного из последовательных сторонников мира с Палестиной, автора идеи сделать арабский язык вторым обязательным языком для изучения в школах10.
Китай проводит политику ускоренной материально-технической модернизации тибетского региона, вкладывая миллиарды юаней для решения своих политических задач. На период до 2010 г. планируется выделить еще 100 млрд. юаней (почти 10 млрд. евро) на строительство 180 объектов инфраструктуры, в том числе - железной дороги до Ши-гатзе11. Таким образом, Китай стремится закрепить свои права на Тибет не только с помощью идеологических мероприятий, но и материально.
Согласно буддистским представлениям, любые несчастья (в том числе негативная политическая ситуация) происходят из-за дурной кармы человека или народа. Советник Центра тибетской культуры и информации Церинг Дондуб говорит: «Коллективную карму своего народа я разделяю и страдаю вместе с ним от потери страны»12.
Далай-лама встречался с иерархами англиканской и римской католической церквей (с Иоанном Павлом II - пять раз!), мусульманами, иудеями и представителями других религиозных традиций. Обсуждая проблему межконфессионального диалога, необходимо коснуться одной существенной особенности современной ситуации.
Речь идет о террористической угрозе, берущей начало в религиозной нетерпимости и ксенофобии, крайней формой которых является религиозный экстремизм. Можно сказать, что ксенофобия (негативное отношение к чужим вероучениям) характерна для большинства религий; именно это поддерживает их претензии на истинность. Политолог А. Верховский утверждает: «Осуждать такое негативное отношение -значит осуждать саму суть религиозной идентификации, что являлось бы со стороны наблюдателя таким же негативным отношением по религиозному признаку»13. Вспомним, что когда глава католической церкви Бенедикт XVI процитировал правителя Византии Мануила II Палеоло-га, осуждавшего джихад (и вообще ислам) за воинственность и враждебность, папе пришлось извиняться перед исламским миром14. Дело в том, что в эпоху беспримерного роста интенсивности информационных потоков каждое заметное высказывание немедленно тиражируется и вызывает невиданный ранее резонанс. Это вынуждает религиозных деятелей проявлять толерантность, хотя многим из них, похоже, это дается с трудом.
Однако самые основы учения буддизма, вся его история говорят о том, что толерантность составляет его сущность; именно эта особенность всегда помогала буддизму активно распространяться по планете. Причем вероучение буддизма предполагает не только отсутствие агрессии (в любой форме) по отношению к инакомыслящим, но и отказ от активного прозелитизма как насилия над личностью. Далай-лама XIV говорит: «Нашей философии абсолютно чужда идея миссионерства. Одна из главных буддистских заповедей гласит: никто не должен учить и проповедовать, пока его не спросили о его убеждениях. Уважать и поддерживать чужие традиции, если вдуматься, - это всегда в твоих собственных интересах, ведь для тебя же появляется дополнительный источник познания. Читая лекции на Западе - в США ли, в Западной Европе или России, - я подчеркиваю одну мысль: для каждого человека, общины или народа в целом практичней и безопасней твердо придерживаться собственного, "природного", выкристаллизованного веками образа жизни и веры. "Искусственный" же переход к любому другому зачастую связан не с религиозными причинами, а, скорее, с "модой", духом противоречия, бунтарским запалом... В буддизм так переходить нельзя - он устремлен к нравственной гармонии и чужд всяким сиюминутным шатаниям. Оставайтесь теми, кем вы выросли и вступили в сознательный возраст, и прислушивайтесь при этом к любым чужим мнениям. Гасите в себе раздражение по отношению к ним, и тогда вы сможете взять что-то полезное даже от диаметрально противоположной и неприятной вам позиции»15.
Возможно, в силу исторически выработанных буддизмом методов общения с людьми «на их языке», выступления Далай-ламы достаточно трудно назвать проповедями. Желание буддийского лидера быть понятным для массовой аудитории порой становятся поводом называть его «человеком, известным своей известностью», шоуменом, работающим исключительно на собственную популярность16.
На мой взгляд, опровергнуть подобные обвинения может только носитель той же духовной традиции, к которой принадлежит Далай-лама. Один бурятский лама, давая нам интервью, говорил о своем лидере: «Сейчас на публичных лекциях Далай-лама излагает психологические аспекты буддизма. <...> А когда он остается с ламами наедине, то дает им чисто буддийские практики»17. Другие свидетели добавляли, что Далай-лама постоянно занимается личной духовной практикой, проводит коллективные молебны, благословения и посвящения.
Необходимо учитывать, что в практике буддизма существует несколько ступеней посвящения. Первая из них, дженанг, означает, что адепт получил благословение, разрешение начать практику; она закладывает предпосылки для получения дальнейших наставлений. На второй ступени, ванг (сила, могущество), или вангкур (инициация, передача силы), происходит мистическое открытие человека определенным видам энергии, а также передача ему права и обязанности работать с ними. На ступени лунг (заповедь, духовное предписание, передача) ученику разрешается читать священный текст, получать его разъяснения от учителя.
Как считают буддисты, подобные посвящения оставляют «благоприятный отпечаток» на карме человека (интервью с Геше Тинлеем). Поэтому народная религиозность, которая приписывает учителю главную роль в деле улучшения собственной кармы, заставляет человека добиваться как можно большего числа благословений и посвящений (не особенно различая разные его ступени). Более опытные буддисты ориентируются на самостоятельную работу со своей психофизиологией и основное внимание обращают на те обязательства, которые на них накладывает каждая ступень посвящения. Если человек не выполняет специфические практики, к исполнению которых его обязывает посвящение, это негативно влияет и на его психофизиологическую структуру, и на саму его карму.
И всё же массовые скопления народа ради получения посвящений дают возможность Далай-ламе обратиться к широкой аудитории, выразив свое отношение к некоторым явлениям современной жизни, в том числе и негативным. Например, в январе 2006 г. в индийском городке Амаравати Далай-лама обратился к 10 тыс. тибетских паломников с предложением отказаться от ношения тигровых шкур, традиционных для тибетского костюма, а также перейти к вегетарианству, чтобы защитить всех животных от истребления. И как ни трудно тибетским буддистам менять многовековые обычаи питания и одежды (обусловленные климатом и сложившимися представлениями о престижности меха в костюме), они откликаются на инициативы «Ганди нашего времени». Учитывая экологические проблемы современности, а также принцип ахимсы, согласно которому зло нельзя причинять не только людям, но и животным, нынешний Далай-лама напомнил о том, что еще в 1692 г. Далай-лама V издавал «Указ о защите животных и природы», требующий от буддистов отказаться от чрезмерного потребления и неоправданной эксплуатации природных ресурсов18.
Далай-лама XIV подчеркивал, что он не считает западное общество счастливым. Обращаясь к европейской аудитории, он говорил: «У вас большие дома, но в них живут маленькие семьи. Вы можете ездить по всему миру, но вам сложно пересечь улицу, чтобы зайти к соседу. Легкая жизнь вредит людям. Они становятся менее гибкими, их запросы всё выше, они постоянно сравнивают себя с окружающими, кроме того, у них слишком широкий выбор, который в действительности означает отсутствие свободы»19. По мнению Далай-ламы, необходимо опираться на этические и нравственные постулаты, выработанные всем человечеством и закрепленные в догматике многих религий. По словам буддийского лидера, «сострадание - это не привилегия верующих, это свойство человеческого существа, и это не роскошь, это насущная необходимость для достижения мира и ментального равновесия, оно важно для выживания человечества»20. В соответствии с этой установкой лама Церинг Донбуд говорил в одной московской аудитории: «Некоторые буддистские учителя считали людей, которые особо их ненавидели, особо им вредили и строили всякие пакости, своими лучшими учителями, потому что те помогали им развивать в себе такие добродетели, как терпение и сострадание»21.
В своей общественной деятельности Далай-лама активно использует средства массовой информации. Огромные коммуникативные возможности Интернета также достаточно освоены буддистами, причем на их сайтах постоянно размещается информация о межконфессиональных контактах и акциях; их участниками являются, например, евангелисты, Совет муфтиев, Jewniverse Forum. В Сети есть информация практически обо всем, что связано с Далай-ламой (о чем свидетельствуют и ссылки к данной статье). Через Интернет можно даже купить билеты на выступления Далай-ламы в США22. Буддистские сайты содержат информацию (и фотографии) о тибетских монахах и монахинях в изгнании, призывают оказать им финансовую помощь и рассказывают обо всех случаях, когда такой призыв получает отклик. Новостные ленты информационных порталов пестрят такими, например, сообщениями: 3 июля 2002 г. Далай-лама принимал участие во встрече с представителями других конфессий в рамках ежегодного проекта «Мосты через глобальные пропасти», инициатором которого является чешский фонд «Форум 2002»23.
Межконфессиональный диалог на уровне глав религиозных традиций в идеале должен служить выявлению и использованию миротворческого потенциала разных религий. Однако на практике возможности такого диалога нередко оказываются ограниченными из-за сложившейся политической ситуации. Например, на Всемирный саммит религиозных лидеров в Москве (в 2006 г.) был закрыт доступ главе католической церкви, лидерам «новых религиозных движений», ряда исламских организаций, а вместе с ними - и Далай-ламе XIV. Его попросту не пригласили, что вызвало раскол в среде российских буддистов: на форум не прибыла делегация из Калмыкии (под предлогом подготовки к визиту Далай-ламы в эту республику). В результате буддизм на саммите пред-
ставляли монгольский хамбо-лама Чойжамц Дэмбэрэл и представитель Камбоджи Теп Вонг, а Далай-лама - нобелевский лауреат премии мира - был отстранен от участия в обсуждении проблем преодоления экстремизма. А ведь осуждение экстремизма одним из самых авторитетных религиозных лидеров Востока могло бы заставить идеологов терроризма почувствовать себя маргиналами. По мнению Далай-ламы, в корне этого тяжелого недуга современного мира лежит зависть, которую Восток испытывает к образу жизни западного общества. Он говорил: «Этот терроризм взращивается годами. Люди на Востоке завидуют западному образу жизни, впечатление о котором у них формируется из телепрограмм, где общество выглядит развитым и счастливым. Лидеры стран Востока пытаются противопоставить этому религию, сплотить народ при ее помощи»24. Речь идет о замещающей функции религии: когда реальность не устраивает людей, они начинают апеллировать к трансцендентным ценностям и образам, способным вдохновить их на борьбу с этой реальностью (в том числе и вооруженную борьбу).
В преддверии визита Далай-ламы XIV в Бельгию в Европарламен-те была организована конференция по проблемам религиозной свободы в Китае (30 мая 2006 г.). В ней приняли участие, помимо представителей различных международных правозащитных организаций, последователи нового религиозного движения Фалунь Дафа, буддисты традиции ваджраяна, а также уйгуры. Все эти граждане Китая (различной конфессиональной и этнической принадлежности) объединились в своем протесте против притеснений государства, против наступления на права личности.
Буддийская община России считается автокефальной с 1764 г., когда указом Екатерины II Дамба-Даржа Заяев был утвержден ее главой. Но и в XVIII в. улучшение отношений с Китаем сопровождалось охлаждением к российским буддистам, поддерживающим связи с Тибетом. Поэтому российское правительство не оказало поддержки Далай-ламе XIII, который искал у него покровительства во время английского, а затем и китайского вторжения в Тибет. В то же время был одобрен проект строительства буддийского храма в Санкт-Петербурге (на пожертвования Далай-ламы), а царский двор принимал посланника Тибета А. Доржиева.
Буддийская традиционная сангха России (БТСР) апеллирует к ее исторически сложившейся автокефальности, но фактически ее руководство относится к числу государственных чиновников России. Глава БТСР Д. Аюшеев входит в состав Межрелигиозного совета, а с 2006 г. принимает участие в работе Общественной палаты РФ. БТСР является, по сути, организацией бурятского духовенства, которое занимает такую позицию: поскольку РФ налаживает отношения с Китаем, «тибетским сепаратистам» в России делать нечего. В борьбе за влияние на верующих отдельные буддийские структуры России (дацаны25, хурулы26 и дхарма-центры27) используют собственные возможности пригласить Далай-ламу с пастырским визитом. Однако противники его визита утверждают, что сближение российских и тибетских буддистов
могло бы заложить фундамент для утверждения в нашей стране «тибетской теократии». На мой взгляд, подобная позиция свидетельствует о непонимании сути происходящего.
Далай-лама посещал СССР в 1979, 1982 и 1986 гг., побывав и в Москве, и в регионах традиционного распространения буддизма. Его визиты были организованы президентом Азиатской Буддийской Конференции за мир Кушог Бакулой Ринпоче. В постперестроечное время (в 1991 и 1992 гг.) Далай-лама побывал в Бурятии, Агинском автономном округе, Туве и Калмыкии. В 1994 г. Далай-лама вновь посетил Москву, затем еще раз - в 1996 г. (проездом в Монголию). Но после этого буддийского лидера перестали пускать в страну, «так как Китай попросил Россию больше не принимать у себя Далай-ламу»28.
В ноябре 2004 г., после десятилетнего перерыва, Далай-лама прибыл с кратким пастырским визитом в республику Калмыкия. К. Илюмжинов говорил: «Я думаю, китайская сторона убедилась, что визит был чисто религиозным. <...> Я еще раз хочу подчеркнуть, что не было никакой политики - учитель приехал встретиться со своими учениками»29. Визиты Далай-ламы действительно находились под наблюдением Китая, который всегда высылал на такие встречи собственных журналистов. В.В. Путин вспоминал, что один китайский дипломат спросил его о том, сколько буддистов проживает в России. Президент свидетельствует: «Я сказал ему, что примерно 1,5 млн, а он в шутку ответил: тогда выбирайте, с кем вам дружить - с этими 1,5 млн или 1,5 млрд китайцев»30. Стремление поддержать хорошие отношения с Китаем заставляют Россию не приглашать Далай-ламу на официальные межрелигиозные форумы, аргументируя это автоке-фальностью БТСР.
Стремление наладить контакты с Далай-ламой объединяет различные буддийские организации России, далеко не во всем согласные между собой. Например, для встречи с ним в ноябре 2007 г. в Индию поехали представители как ОБК, так и Центрального духовного управления буддистов (структуры, которая в Бурятии находится в оппозиции к БТСР, а в Калмыкии - к ОБК). Руководство этого Управления выступает за объединение буддистов России под своим началом, но встречает сопротивление ряда региональных организаций.
Примечания
1 Ошо. Психология эзотерического. М., 1992. С. 230.
2 См.: Tibetan Government in Exile Position Paper on World Conference Against Racism (2001) [Тибетское правительство в Меморандуме об эмиграции на Всемирной конференции против расизма] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международной кампании в поддержку Тибета. - Электрон. данные. - Вашингтон, 2007. - Режим доступа: www.savetibet.org/advoca-cy/un/wcar/tgieposition.php, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 14.06.08.
3 См.: Китай выразил решительный протест в связи с визитом Далай-ламы XIV в США [Электронный ресурс] // Сайт «Портала Credo.Ru» (интернет-ресурс о религии). - Электрон. данные. - 2002-2008. - Режим доступа: http://portal-credo.ru/site/index.php?act=news&type=archive&day= 12&month=9&year= 2003&id=13317, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 14.06.08.
4 См.: Далай-лама XIV стал почетным гражданином Канады: Хроника дня, 10.09.2006 [Электронный ресурс] // Архив новостей сайта «Газета.ру». -Электрон. данные. - М., 1999-2008. - Режим доступа: http://www. gazeta.ru/archive, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 14.06.08.
5 См.: Выдержки из интервью Международной юридической комиссии с Далай-ламой (03.12.1996) [Электронный ресурс] // Сайт просветительской корпорации «Галактический колледж». - Электрон. данные. - Киев. -Режим доступа: http://galactic.org.ua/SLOVARI/T-03.htm, свободный. -Загл. с экрана. - Данные соответствуют 14.06.08.
6 См.: Книга Далай-ламы «Этика для нового тысячелетия» [Электронный ресурс] // Сайт российского отделения благотворительной организации «Фонд Далай-ламы» (Международная организация в поддержку этики и мира). - Электрон. данные. - Режим доступа: http://russia.dalailamafounda-tion.org/book, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 14.06.08.
7 См.: Илюмжинов вручил Далай-ламе орден Белого лотоса (11.12.2006) [Электронный ресурс] // Сайт Центра тибетской культуры и информации. -Электрон. данные. - 2005-2007. - Режим доступа: http://savetibet.ru/ 2006/12/11/white_lotus.html, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 14.06.08.
8 Далай-лама XIV [Электронный ресурс] // Сайт «Мир религий». - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.religio.ru/dosje/05/104.html, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 14.06.08.
9 Funk М.М. The Dalai Lama is Gandhi for Our Times [Электронный ресурс]// Monastic Interreligious Dialogue. May 2004 - Электронные данные. - Режим доступа: www.monasticdialog.com/bulletins/72/funkdalailama.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 10.06.2008.
10 Закон о языке: Арабский вместо русского [Электронный ресурс] // Сайт ежедневной газеты Латвии «Час». - Электрон. данные. - 1998-2008. -Режим доступа: http://www.chas-daily.com/win/1999/07/12/v_43.html, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 14.06.08.
11 Мониторинг СМИ: Тибет продается за 100 млрд. юаней (28.03.2007) [Электронный ресурс] // Сайт «Портала Credo.Ru» (интернет-ресурс о религии). - Электрон. данные. - 2002-2008. - Режим доступа: http://www.por-tal-credo.ru/site/?act=news&id=53057&cf, свободный. - Загл. с экрана. -Данные соответствуют 14.06.08.
12 Встреча с ламой Церингом Дхондупом (17.06.2006) [Электронный ресурс] // Сайт культурного центра «Новый Акрополь». - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.newacropol.ru/activity/center/dialog_ religion/lama, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 14.06.08.
13 Верховский А.М. Религиозная ксенофобия: межконфессиональный и внут-риконфессиональный аспекты [Электронный ресурс] // Сайт Информационно-аналитического центра «Сова». - Электрон. данные. - 2003-2008. -Режим доступа: http://religion.sova-center.ru/publications/194D18A/ 194D579? print=on. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 15.06.08.
14 См.: Папа извинился перед мусульманами (17.09.2006) [Электронный ресурс] // Сайт «Агентства национальных новостей». - Электрон. данные. -2005-2008. - Режим доступа: http://www.annews.ru/news/detail.php?ID= 26055. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 15.06.08.
15 Анастасьев А., Тешаева М. Дети снегов в «Океане мудрости» [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Вокруг света». - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1501. - Загл. с экрана. -Данные соответствуют 15.06.08.
16 Funk М.М. The Dalai Lama is Gandhi for Our Times [Электронный ресурс]// Monastic Interreligious Dialogue. May 2004 - Электрон. данные. - Режим доступа: www.monasticdialog.com/bulletins/72 / funkdalailama.htm, свободный, Загл. с экрана. - Данные соответствуют 10.06.2008.
17 Полевые материалы автора. Бурятия, 2006.
18 Бычков О., Арзуманов И. Некоторые тенденции развития буддо-католичес-кой экспансии в байкальском регионе [Электронный ресурс] // Сайт «Белгородская православная духовная семинария с миссионерской направленностью». - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.seminaria. bel.ru/pages/mo/2000/mo2_st_4.htm - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 16.06.08.
19 См.: Далай-лама говорит на различные темы [Электронный ресурс] // Сайт Всероссийской цифровой энциклопедии «Порталус». - Электрон. данные. - Режим доступа: http://quotes.zaadz.com/Dalai_Lama. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 15.06.08.
20 См.: Quotes by Dalai Lama [=Высказывания далай-ламы] [Электронный ресурс] // Сайт «Гайа: сообщество, которое меняет мир». - Электрон. данные. - Режим доступа: http://quotes.zaadz.com/ Dalai_Lama. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 15.06.08.
21 Встреча с ламой Церингом Дхондупом (17.06.2006) [Электронный ресурс] // Сайт культурного центра «Новый Акрополь». - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.newacropol.ru/activity /center/dialog_ religion/lama, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 14.06.08.
22 Purchase Dalai Lama Tickets at OnlineSeats [=Купите билеты на далай-ламу в OnlineSeats] [Электронный ресурс] // Сайт центра онлайн-бронирования билетов OnlineSeats. - Электрон. данные. - 2008. - Режим доступа: http://www.onlineseats.com/dalai-lama-tickets/index.asp. - Загл. с экрана. -Данные соответствуют 15.06.08.
23 Далай-лама медитирует в Чехии (25.10.2002) [Электронный ресурс] // Сайт "Путеводитель по Южной Азии «Индостан.ру». - Электрон. данные. - 2005-2008. - Режим доступа: http://www.indostan.ru/novosti/ 1_475_0.html. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 15.06.08.
24 Грушин И. Их молитвами (05.07.2006) [Электронный ресурс] // Информационный сайт «Лента.ру». - Электрон. данные. - Издание Rambler Media
Group. - Режим доступа: http://pda.lenta.ru/articles/2006/07/05/summit. -Загл. с экрана. - Данные соответствуют 15.06.08.
25 «Дацаны» в Тибете - это монастырские образовательные комплексы, в Бурятии и Санкт-Петербурге - комплексы культовых сооружений, в которых проводятся религиозные обряды.
26 «Хурул» - калмыцкий термин, эквивалентный бурятскому слову «дацан».
27 «Дхарма-центры» - сообщества практикующих буддизм мирян.
28 Прохоров Г., Самигуллина А. Далай-ламе дали визу (27.11.2004) [Электронный ресурс] // Официальный сайт регионального информационного центра БАБР^и. Сибирь. Новости - Электрон. данные - Иркутск, 2001 - Режим доступа: http://babr.ru/index.php?pt=news&event=v1&IDE=17958), свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 29.06.08.
29 Далай-лама может снова приехать в Элисту в декабре этого года (15.02.2005) [Электронный ресурс] // Сайт агентства «Интерфакс». - Электрон. данные. - 1991-2008. - Режим доступа: http://religion.customers.ru/ print.php?act=news&id=1386. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 15.06.08.
30 Махачкеев А. Борьба Сангхи: история и современность [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства «Байкал медиа консалтинг». -Электрон. данные. - 2005-2008. - Режим доступа: http://baikal-media.com/ 2006/05/17/borba-sangkhi-istoriya-i-sovremennost. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 15.06.08.