Научная статья на тему 'О философско-культурологической специфике предпринимательства в религиозных конфессиях Калмыкии'

О философско-культурологической специфике предпринимательства в религиозных конфессиях Калмыкии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА / РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ФЕНОМЕН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / РЕЛИГИОЗНАЯ МОРАЛЬ / THE PHILOSOPHICAL AND CULTURALLY SPECIFIC CHARACTER / RELIGIOUS CONFESSIONS / ETHNIC- CULTURAL IDENTITY / THE ISSUE OF BUSINESS ACTIVITIES / RELIGIOUS MORALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трухина Галина Дмитриевна

Статья посвящена феномену предпринимательства в религиозных организациях, поскольку данная проблема с философско-культурологической позиции рассматривается мало, но так или иначе религиозные конфессии, находясь на самофинансировании, вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, не нарушая законы религиозной морали. Также подчеркивается, что «народная религиозность» включает конфессиональную и этнокультурную идентификацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About philosophical and culturological specific features of business in Kalmyk religious confessions

The article deals with the issue of business activities of religious organizations as little attention has been paid to the question along the lines of philosophy and cultural studies while religious confessions finding themselves in the situation of selffinancing have to engage in business activities in conformity with the laws of their religious morality. Special attention is also given to the fact that «folk religiousness» comprises confessional and ethnic-cultural identities.

Текст научной работы на тему «О философско-культурологической специфике предпринимательства в религиозных конфессиях Калмыкии»

Россия - поликонфессиональная страна, доминантой которой выступает православие. Республика Калмыкия представляет собой целостный многонациональный исторически сложившийся этнокультурный регион.

Этнопсихологические, этнокультурные аспекты религиозных процессов были описаны в работах философов, этнологов, историков республики. Так, исследование Г.Ш. Дорджиевой «Социальная роль ламаистской церкви в Калмыкии (последняя треть XII - первая половина XIX в.)» посвящено анализу социальной роли религии и христианского миссионерства среди калмыков. Э.П. Бакаева в своей монографии достаточно кратко описала формирование калмыцкого этноса и историю буддизма в Калмыкии, раскрывая особенности обрядов и обычаев калмыков [1]. Однако, обращаясь к этим работам, необходимо понять менталитет предпринимателей-калмыков и предпринимателей - представителей других национальностей и иного вероисповедания. Современные экономические и политические процессы характеризуются как тенденцией к интеграции и глобализации, так и к обособлению, что требует анализа роли этноса и религии в сфере предпринимательства.

В понимании этнопедагогов культура есть совокупность социально приобретенных и трансформируемых традиций, духовных ценностей, верований, норм и правил поведения, посредством которых народ организует свою жизнедеятельность [2, с. 277]. Культуру предпринимателя, также как и культуру, можно рассматривать как определенный уровень развития моральных ценностей общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях и созданных ими материальных и духовных ценностях. Исследователи отмечают, что «калмыцкий этнос обладает этнической идентичностью по типу бикультуризма, т.е. калмыцкая культура имеет сильную идентификацию с русской культурой - культурой доминирующего этноса России и корневой культурой калмыцкого этноса» [3, с. 45]. Другой особенностью традиционной калмыцкой культуры является наличие в ней элементов субкультуры многих кочевников Восточной, Центральной и Средней Азии. Русский путешественник и художник Н.К. Рерих писал о странной судьбе калмыков, рассеянных самым непонятным образом. «Калмыцкие улусы рассыпаны по Дону, Кавказу, Семиречью, Алтаю, Астрахани, около Оренбурга» [4, с. 180]. Определяющую роль в развитии калмыцкой культуры, духовной жизни кочевого народа сыграл буддизм. Несмотря на мировоззренческий нейтралитет буддизма, отдельные духовные лица подвергались политической репрессии. Так, в 1925 году избирательных прав были лишены служители религиозного культа и предприниматели, и только в 1937 году в соответствии с основными принципами Конституции СССР была принята первая Конституция Калмыцкой АССР, по которой было установлено всеобщее избирательное право, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального

происхождения. 1993 год в Калмыкии - время кардинальных изменений в религиозной жизни. На этот период приходится пик активизации

религиозной деятельности, ее вхождения в общественную структуру и процесс становления российского предпринимательства.

Предпринимательство начинает играть существенную роль в жизни общества, происходит его осмысление как социокультурного феномена в рамках философско-культурологического подхода.

В Республике Калмыкия созданы условия для развития и существования не только буддизма, но и других религиозных конфессий (христианства, ислама и т.д.). В настоящее время функционируют 35 буддистских, 13 православных, 6 мусульманских, 15 протестантских, 4 католических

религиозных объединения [5, с. 23]. Востребованность буддизма, в духовной жизни калмыков побуждает в рамках предпринятого исследования рассмотреть отдельные моменты предпринимательской деятельности религиозных организаций на общетеоретическом и прикладном уровнях, опираясь на работы искусствоведов и религиоведов [6, с. 13-243]. В постсоветский период (1991-1996), казалось бы, сложилась правовая база, регулирующая экономические, социальные, налоговые, трудовые отношения между хозяйствующими субъектами, в том числе и в сфере малого бизнеса. Вводится новый взгляд на религиозный бизнес зарабатывания «живых денег», что ранее не поощрялось ни светскими организациями, ни традиционными религиозными течениями. Свое мнение по поводу бизнеса выразил Далай-лама XIV, выступая перед студентами: «Только оставаясь нравственными в бизнесе или управлении вашей компанией, вы преуспеете. Это часть человеческого бытия. Этика и успех не противоречат, а взаимно дополняют друг друга».

Понятие народной религиозности включает в себя конфессиональную и этнокультурную идентификацию, т.е. представления, адаптированные буддизмом и отражающие народное восприятие бизнеса, для которого характерна вера в магию и ритуал, чистоту отношений и морали. Предпринимательской деятельностью начинают заниматься экстрасенсы и гипнотизеры, проводятся массовые сеансы в городах и селах, происходит манипуляция сознанием доверчивых людей. При этом «горе-предприниматели» убеждают всех, что торговый дар им ниспослан свыше и на эту деятельность их благословил сам Бог. Продается в огромном количестве богословская литература и фотографии, якобы обладающие целебной силой, в городах и селах республики образовываются новые религиозные общины, секты, строятся православные церкви и хурулы, направляются на учебу юноши из Калмыкии в буддийские монастыри Бурятии и Индии. В Калмыцком университете проходят обучение студенты, впоследствии имеющие право преподавать как в хуруле, так и светском учреждении; открыта славянская гимназия. В настоящее время в хурулах республики работают 27 буддийских священнослужителей, в том числе 7 тибетских лам, что способствует возрождению буддизма. В то же время следует подчеркнуть, что трансформирующееся общество тяготеет к выработке иного мировоззрения, независимо от религиозных мифов и символов, опирающихся на науку и философско-нравственный аспект. Не

случайно изучение образа жизни, сознания, поведения предпринимателя становится целью научного поиска. Предприниматель пытается найти смысл существования в новых взглядах на мир, который где-то сакрален, но в целом основа бизнеса - прибыль. Может ли буддийский монах заниматься бизнесом? И нет ли противоречия между духовной практикой и материальным обогащением? На эти вопросы попытался ответить геше* Майкл Роуч, который двадцать лет упорно изучал буддизм. При этом он семнадцать лет занимался алмазным бизнесом, превратив маленькую фирму в транснациональную компанию с оборотом более ста миллионов долларов. Автор «Алмазного огранщика» геше Майкл Роуч полагает, что цель бизнеса и древней тибетской мудрости, так же как и всех человеческих стремлений, одна - стать богатым, достичь как внешнего, так и внутреннего процветания [7]. Э.Ф. Шумахер пишет о буддийской экономике следующее: «Духовная чистота и материальное благополучие вовсе не исключают, а, скорее, дополняют друг друга» [8]. В исламе рассматриваются определенные правила, при соблюдении которых торговля становится одной из самых благодатных профессий человека, если строится не на обмане. Эти требования сводятся к следующим позициям: продавец не должен

обманывать покупателя, восхваляя свой товар и приписывая не соответствующие ему признаки, скрывая недостатки своего товара; необходимо избегать недовеса; нельзя давать ложные клятвы и заверения; нельзя продавать мертвечину, краденое, то, в чем содержится алкоголь, виноград, если известно, что покупатель изготовит из него вино или коньяк. Если товар продается очень дешево, а выявленная причина не соответствует нормам, установленным религией, то покупатель не имеет право приобретать его. Покупатель, узнавший позднее, что купленный товар является недозволенным, не обязан возвращать его, но нужно всегда помнить, что недозволенное, попавшее в организм человека, независимо от того знал он об этом или нет, одинаково вредно, ибо является опасным ядом для духовного его развития [9, с. 166-167].

Итак, к соблюдению нравственных основ призывают все мировые религии. Однако некоторые предприниматели не придерживаются этих положений и основным для них принципом является получение прибыли. И далее, учитывая состояние кризиса в настоящее время и полагаясь только на благотворительность прихожан и предпринимателей, считаем, что без предпринимательской деятельности конфессиям просто не выжить. Процесс секуляризации влечет изменение структуры и роли религии в нравственном становлении человека, поскольку «религиозный вакуум», который образовался в результате упадка религии в целом, ведет к возврату доминированных ее форм - суеверия, магических ритуалов, мифологии, астрологии, оккультизма. Это зачастую детерминирует серьезные негативные явления в психической и духовной сферах предпринимательства и жизни общества. Модернизированные религиозные построения практически реализуются в сфере разнообразных терапевтических услуг: растет

популярность мистически окрашенного врачевания и чудодейственного

целительства, обещающих излечения таких болезней, как рак, устранения эмоционального дискомфорта личности и тривиальных недугов. Все это находит выражение в том, что и религия пытается коммерционизоваться, хотя нравственная задача человека по отношению к удовольствиям и радостям бытия - это сохранение свободы выбора и самоидентификации, что не всегда учитывается в сознании верующего.

С.Г. Рыбаков, исследовавший устройства духовного быта буддистов в России, писал, что духовные представители калмыков, признавая установление гласности и отчетности по означенным капиталам, просили запретить всякую торговлю словом закона, а разрешить лишь обращение денег в процентные бумаги и недвижимое имущество. Источниками содержания буддийских духовных установлений до 1867 года являлись лишь добровольные приношения прихожан, торговля предметами культа и врачебная практика (на основах тибетской медицины). В середине XIX в. духовные лица у калмыков Астраханской, Ставропольской губерний имели обеспечение от благотворительных приношений прихожан, а также от хозяйств (содержание скота и пр.), отведенных калмыцким штатным хурулам в 1867 г. [10].

Таким образом, можно констатировать, что предпринимательство в религиозных объединениях рассматривается как сложный многосторонний феномен, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью. С феноменологической точки зрения бизнес в религии - одна из априорных структур человеческого существования, опыт анализа которого накоплен недостаточно, но общие характеристики предпринимательства имеются в этике, эстетике, психологии, философии, социологии, что нуждается в тщательном изучении и анализе.

При этом не стоит забывать, что предпринимательство в религиозных организациях имеет давнюю историю, но никогда не являлось главным фактором функционирования церковных объединений. Бизнес в религии -это всего лишь сопутствующий фактор, помогающий выжить религиозным организациям в условиях отделения церкви от государства, т. е. самофинансирование в разумных пределах, без ущемления прав верующих. В частности, в исламе (четвертый столп ислама) ежегодное пожертвование одной сороковой части достатка как благотворительность в пользу бедных и неимущих было обязательным для всех верующих, и эти средства поступали в исламскую казну. Такой факт наблюдался и в Калмыцком ханстве, когда хан тоже отчислял определенную часть дохода в пользу хурула - бедным, сирым, неимущим. Во многих исламских государствах пожертвование официально санкционировано, а закят (налог) включен в государственное структурное образование. В то же время светское государство окончательно не утвердило юридические акты взаимодействия с предпринимательскими движениями, некоммерческими организациями общества.

На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что светскому государству необходимо выработать позицию к некоммерческим организациям и роли предпринимательства в религии, что будет

способствовать созданию стратегии и тактики по отношению к бизнесу вообще, в том числе к факту предпринимательства в религиозных конфессиях и формированию научного взгляда на этот феномен. И здесь большую роль играет философская методология, ее культурно-исторический срез.

Литература

1. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Ист.-географ. очерки. Элиста, 1994.

2. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999.

3. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. Элиста, 1999.

4. Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. М., 1974.

5. Санджиев Н.Д. О состоянии и мерах по развитию межнациональных

отношений в Республике Калмыкия // Межнациональные отношения в Республике Калмыкия: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы респ. научно-практической конференции (12 марта 2002 г.). Элиста, 2002.

6. Розанов В.В. Религия и культура // Религия. Философия. Культура. М., 1992.

7. Геше Майкл Роуч. Алмазный огранщик: Будда о том, как управлять

бизнесом и личной жизнью. М.: Открытый мир, 2008.

8. Шумахер Э.Ф. Малое прекрасно: Экономика для людей //

http://www.samorodok.org/

9. История религий. Эволюция исторического процесса. Часть I: Ранний и авраамистический периоды / Сост. С.Н. Султанмагомедов. Махачкала: Ихлас, 2009.

10. Буддисты в Российской империи в 1917 г. (законодательство и описание)

/ Сост.: Д.Ю. Арапов, Е.В. Дорджиева. Элиста: КГУ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.