Научная статья на тему 'Деятельность буддийских организаций Калмыкии по формированию ценностных ориентаций молодежи'

Деятельность буддийских организаций Калмыкии по формированию ценностных ориентаций молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУДДИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / КАЛМЫКИЯ / BUDDHISM / YOUTH / VALUE ORIENTATIONS / THE INSTITUTION OF SOCIALIZATION / KALMYKIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марзаева М. Б.

Автор рассматривает деятельность представителей буддийской конфессии в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи Калмыкии как одно из направлений взаимодействия религиозного института и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Activity of Buddhist Organizations of Kalmykia on the Formation of Value Orientations of Young People

The author considers the activity of representatives of the Buddhist confession in spiritual, moral and patriotic education of youth in Kalmykia as one of the areas of cooperation between the religious institution and the community.

Текст научной работы на тему «Деятельность буддийских организаций Калмыкии по формированию ценностных ориентаций молодежи»

УДК 316.7

ББК 86.35 (2Рос=Калм)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДДИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЛМЫКИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ*

М. Б. Марзаева

В условиях новых социально-экономических отношений в стране произошла трансформация всех сфер жизнедеятельности общества, которая затронула и институты социализации. Исследователи отмечают, что за последние два десятилетия значимость традиционных институтов социализации (семьи, школы, общественных организаций) в российском обществе снизилась. Изменения, происходящие в среде современной молодежи: ценностных ориентиров, традиционных нравственных норм и моральных установок — вызывают обеспокоенность. В связи с этим изучение процессов формирования ценностных ориентаций молодежи в условиях реформируемого общества является особенно актуальным.

Исследованию ценностей и ценностных ориентаций молодежи посвящены работы М. Т. Горшкова [2010], Н. А. Журавлевой [2006], Н. И. Лапина [2003], В. Т. Лисовского [2000] и многих других авторов.Ученые отмечают, что ценностные ориентации молодежи в последние два десятилетия сильно изменились.

Процесс формирования ценностей в молодежной среде Калмыкии остается малоизученным. Некоторые аспекты этого вопроса рассматриваются в работе О. Д. Му-каевой, Е. К. Бадма-Халгаевой [2009]. В настоящее время руководство страны придает большое значение деятельности традиционных религий по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На федеральном уровне в 2012 г. принято решение о введении в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики». В системе же образования Республики Калмыкии уже накоплен положительный опыт преподавания религиоведческих курсов по буддизму и православию [Марзаева 2007].

Цель данной статьи — определить значение деятельности буддийской конфессии в формировании ценностных ориентаций современной молодежи на примере Республики Калмыкия.

Преподавание курса «Основы буддизма» в школах республики введется на факультативной основе по выбору учащихся. Учителями разработаны программы по данному предмету. Заслуживает внимания, на наш взгляд, опыт преподавателя Элистинской многопрофильной гимназии Ж. О. Джан-жиевой. Главной задачей занятий учитель считает формирование и развитие у учащихся нравственных идеалов, способности отличать добро от зла, укреплениение нравственных позиций. Школьники занимаются с увлечением: организуют диспуты, готовят исследовательские проекты, пишут творческие работы, в которых ученики высказывают самостоятельные суждения. Многие исследовательские проекты учащихся успешно представляются и защищаются на различных конкурсах и конференциях. Интересные высказывания можно найти в работах учеников на тему «Самое прекрасное и самое уродливое»: «Самое прекрасное — мое появление на свет, самое ужасное, что в мире много зла», «Самое прекрасное — цветы, самое ужасное — когда я в первый раз соврал родителям», «Самое прекрасное — мать, кормящая дитя, самое ужасное — мои ошибки, которые нельзя исправить»1. Таким образом, изучение принципов буддийской морали благотворно влияет на формирование у детей нравственных качеств [Марзаева 2012].

Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» («Бурхн Багшин сюме») уделяет большое внимание работе с

1 Автор благодарит за предоставленную информацию Ж. О. Джанжиеву.

* Исследование проведено в рамках проекта «Современная молодежь и традиционная культура (на примере Калмыкии» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре».

подрастающим поколением. Одним из главных направлений деятельности служителей хурула является воспитание у детей любви к родному языку и национальной культуре. Администрация хурула совместно с Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкии организует ряд различных мероприятий для школьников. Проводятся конкурсы детских рисунков и сочинений, посвященных празднику Зул, а в преддверии Цаган Сар — конкурсы знатоков устного народного творчества, прежде всего жанров благопожеланий (йорялов) и восхвалений (магталов), а также конкурсы на лучший национальный костюм. Ежегодно в Центральном хуруле организовываются конкурсы на знание калмыцкого языка, победителям которых священнослужители вручают «подарки, чтобы стимулировать их интерес к учебе» [Кому помог ...].

В Центральном хуруле действуют музей истории буддийской культуры, библиотека. В малом зале хурула по праздникам демонстрируют познавательные фильмы. В библиотеке проводятся интернет-трансляции лекций Далай-ламы XIV. Литературный клуб «Манджушри», открытый при библиотеке, пропагандирует историю и традиции калмыцкого народа. В 2007 г. инициаторами одного из заседаний клуба стали ученицы Элистинской школы № 20 Д. Андреева и Н. Манжеева, которые выступили с проектом «Спасем храм»2, посвященным проблемам восстановления исторического памятника калмыцкого народа — Хоше-утовского хурула, расположенного на территории Астраханской области [Хошеутов-ский хурул...].

Глава буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче считает возрождение и сохранение национального языка одной из задач деятельности храма: «Я убежден, что нам крайне необходимо сохранить свой родной язык, чтобы мы могли владеть письменным, устным языком, тем самым сохраняя свою культуру» [Шалдунова 2010а]. Ежегодно в сентябре ко Дню национальной письменности клуб проводит мероприятия, посвященные родному языку: «Ясное письмо и буддизм. Создатель национальной письменности Зая-пандита», «Хальмг келн — мини келн», «Пламя родного языка». В 2008 г. одно из заседаний было посвящено теме «360 лет

2 Данный проект учащихся был подготовлен в рамках конкурса социальных проектов «Я гражданин»

„тодо бичиг“: история, современность, проблемы и перспективы». Выступая на этом заседании клуба «Манджушри», Тэло Тулку Ринпоче говорил молодежи «. о важности национального самосознания, сохранении уникальной калмыцкой культуры, знании калмыцких обычаев, традиций, родного языка» [360 лет ...]. С 2010 г. при хуруле открыты бесплатные трехмесячные курсы по изучению разговорного калмыцкого языка.

Клуб проводит мероприятия и на темы истории, поэзии, прозы, искусства калмыцкого народа. Разносторонняя тематика заседаний клуба «Манджушри» дает возможность подрастающему поколению подробнее узнать о жизнедеятельности великих учителей буддизма, о судьбах калмыцких священнослужителей Бааза-багши, Боо-ван Бадмы и геше Вангьяла. Для молодежи личность буддийских лам служила приме -ром добродетели и человеколюбия, и очень важно современному молодому поколению привить умение строить взаимоотношения на основе терпимости и сострадания.

Встречи с поэтами и художниками, с научной и творческой интеллигенцией, с буддийскими учителями и гостями из других регионов, паломниками в Индию и Непал расширяют кругозор молодых участников заседаний. Активное, заинтересованное участие школьников, учащихся ССУ, студентов высших учебных заведений в заседаниях клуба «Манджушри» позволяет сделать вывод, что работа сотрудников «Золотой обители Будды Шакьямуни» имеет положительное значение в сохранении этнической самоидентификации молодежи. «Деятельность клуба обращена к новому поколению. Заинтересовать молодежь, показать им истоки традиционной культуры, неразрывно связанной с настоящим возрождением буддизма Калмыкии, — это основное направление деятельности клуба» [Ба-караева 2011].

Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче в своих выступлениях всегда подчеркивает важность прямых контактов и встреч с молодежью [Шаджин-лама ...]. В рамках просветительской программы в республику приглашаются буддийские учителя. Известные наставники буддийского учения читают лекции по самопознанию, самосовершенствованию для молодых людей. В рамках этой программы в Калмыкии побывали Алан Уоллес, Роберт Турман, Александр Берзин и другие учителя и практики.

В сентябре 2010 г. республику впервые посетил президент Института исследований сознания Санта-Барбары (штат Калифорния) Алан Уоллес, известный своими ретритами по практике однонаправленного сосредоточения — шаматхи во многих странах мира [Алан Уоллес проведет ...]. В своих лекциях, посвященных буддийской медитации, он рассказывал о пользе тренировки внимания, о важности специального эмоционального обучения детей, «чтобы они могли распознать свои эмоции, огорчен он или печален. чтобы дети могли справляться с ними. Обучить тому, чтобы они могли поставить под контроль свое поведение, справляться со своими чувствами, не шли на поводу своих эмоций и не совершали под их влиянием необдуманных поступков». Во время своих встреч с молодежью профессор объяснял, «почему источник счастья людей зависит от человеческого духа, от духовных ценностей». Алан Уоллес в лекции для педагогов «Преподавание буддийской этики и практик тренировки ума — детям» сказал: «Думаю, важно рассказать детям, что счастье делится на два типа. Есть счастье, которое мы испытываем, когда мы встречаемся в повседневной жизни с чем-либо приятным. Но у людей есть одна особенность: почти все мы хотим быть счастливее, чем есть. Люди всегда хотят все большего. Погоня за таким счастьем может привести к разочарованию. другой вид счастья, которое не дает прибыли и рождается изнутри. Оно рождается в образе жизни. Совершенно очевидно, что внешнее благополучие не делает нас счастливыми. Есть подлинное счастье, которым мы можем поделиться с миром. Всегда придерживаться ненасилия, непричинения зла. И когда появляется возможность сделать что-то хорошее, мы получаем подлинное счастье» [Шалдунова 2010б].

Буддийские методики по самосовершенствованию личности успешно используются в школах г. Элисты. В частности, в школе раннего развития «Алтн гасн» С. С. Гилян-диковой совместно с геше Джампа Тинлеем была разработана в рамках эксперимента своеобразная методика психотренинга для детей. Школьники учились снимать напряжение, владеть собой, добиваться концентрации и сосредоточенности мысли и чувств, обучались навыкам медитации на дыхании.

В учении буддизма одной из главных добродетелей считаются любовь и сострадание ко всем живым существам. На наш взгляд, развитие таких качеств у подрастающего поколения необходимо для дальнейшего благополучного развития современного общества. Буддийские монахи пропагандируют идеи сострадания и добросердечия, используя современные методы. Объединение буддистов Калмыкии совместно с Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия провели этно-рок-фестиваль «Океан сострадания» (2009). В этом мероприятии приняли участие тибетские ламы монастыря Дзонкар Чоде, тувинская певица Саинхо, тибетский вокалист Лотен Намлинг с экспериментальным проектом «Тибет-Блюз», бурятская певица Бадма Ханда, Борис Гребенщиков и группа «АКВАРИУМ», Александр Васильев и группа «СПЛИН». Девиз фестиваля гласил: «Сострадание — стиль жизни». Вырученные от концерта средства переданы трем детским домам республики [Головкина 2009].

О развитии практики сострадания и любви говорилось и на встрече известного ученого Александра Берзина со студентами ССУЗов Республики Калмыкия (2011). Он рассказал «о том, как позитивный настрой ума благотворно влияет на здоровье человека, как можно, сталкиваясь с проблемами, учиться их решать, как избавиться от чувства страха и неуверенности в себе, как изменить себя в лучшую сторону» [Шал-дунова 2011]. В его лекции «Как развивать бодхичитту — любовь и сострадание ко всем живым существам» в доступной для учащихся форме были изложены основные буддийские принципы.

Буддийскими священнослужителями ведется работа и по воспитанию у подрастающего поколения нравственных добродетелей — милосердия, сострадания, терпения. При Центральном хуруле действует общественная молодежная организация «Иткл». Вместе с ее членами монахи ежемесячно посещают престарелых и инвалидов элистинского дома-интерната. Священнослужители читают молитвы, совершают обряды, а ребята поздравляют именинников с днем рождения, радуя их своими выступлениями. Можно отметить, что общественная деятельность буддийских монахов оказывает непосредственное влияние на социальные установки молодежи.

Одной из основных идей в учении буддизма признается ответственность за свои поступки. Известный санскритолог Лобсанг Норбу Шастри во время встречи с молодыми слушателями обратил их внимание на ответственность при выборе жизненных ориентиров: «Подумайте, прежде чем что-то сделать, чтобы ваш поступок не принес страдания вам и вашей семье. Хорошее и плохое в нашей жизни зависит от нас, от того, какие причины мы закладываем для этого». Примечательно, что благодаря подобным лекциям молодежь задумывается над своим будущим. “Я считала, что я учусь только для себя, своей семьи, но, послушав профессора, очень ясно поняла, что мое образование нужно и для моего народа, моей республики. Думаю, что обязательно вернусь домой, чтобы работать в Калмыкии, принести здесь пользу,” — сказала одна из студенток, приехавшая домой на каникулы из Москвы, после встречи с профессором» [Шалдунова 2010в].

Профессор Роберт Турман в период визита в Калмыкии включил в программу лекций для молодежи занятие на тему «Я могу стать счастливым», на котором осветил вопрос как сознание влияет на жизнь. «Если в вашем уме жадность, омрачающие эмоции, вы никогда не станете счастливым, — говорил профессор, — все неблагие мысли

— источники ваших страданий. Будда дал простой совет счастливой жизни: первое

— этика, второе — работа с умом, третье

— развитие мудрости» [Публичная лекция 2012]. Благотворное влияние применения главных идей и основных принципов буддийской философии в повседневной жизни уже доказано наукой. По мнению ученого, изучение и практика общечеловеческих ценностей, пропагандируемые буддизмом, будут иметь большое значение для подрастающего поколения.

Центральный хурул принимает активное участие в пропаганде здорового образа жизни. Так, во время священного месяца Урюс сар в республике проводится акция «Принимаю обет трезвости». Священнослужители Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» совместно с отраслевыми министерствами республики проводят для молодежи мероприятие «Я выбираю здоровье».

В 2012 г. Центральный хурул «Золотая Обитель Будды Шакьямуни» поддержал

идею проведения I Международного турнира по мини-футболу на Кубок буддийских народов «Белый Лотос» калмыцкой общественной организацией по связям с соотечественниками «Джунгар». В турнире приняли участие студенческие и молодежные команды.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в настоящее время религиозные организации выступают в качестве одного из институтов социализации подрастающего поколения. На рассмотренных нами примерах мы видим позитивное влияние буддийской конфессии как социального института на формирование системы ценностных ориентаций молодежи. Монахи Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьяму-ни» содействуют духовно-нравственному становлению молодого человека, развитию у него таких качеств, как милосердие, терпение, добросердечие; способствуют формированию нравственного поведения

— проявления ответственности, гражданственности, патриотизма. Участие молодежи в просветительской, благотворительной деятельности имеет положительное значение для формирования духовно-нравственных установок.

Литература

Алан Уоллес проведет в Калмыкии двухдневный ретрит. [электронный ресурс]. // URL: http:// www.elista.org/index.php?option=com_con tent&view=article&id=14597:2012-07-04-09-53-21&catid=1. 2012 (дата обращения:

12.07.2012).

Бакараева Н. Клуб «Манджушри» знакомит с историей и традициями калмыцкого народа [электронный ресурс] // URL: http:// khurul.ru/?p=6012. 2011 (дата обращения:

12.07.2012).

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.

Головкина В. Полный стадион стадион [электронный ресурс] // URL: http://khurul.ru/?p=1334. 2009 (дата обращения: 12.07.2012). Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Ин-т психологии, 2006. 335 с.

Кому помог верховный лама? [электронный ресурс] // URL: http: //khurul/?p=4626 (дата обращения: 12.07.2012).

Лапин Н. И. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: УРСС Едиториал, 2003. 224 с.

Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебн. пос. СПб.: Санкт-Петербург, гуманитар. ун-т профсоюзов, 2000. 519 с.

Марзаева М. Б. Религиозные аспекты в духовно-нравственном воспитании в системе образования Республики Калмыкия // Современные реалии социально-политических процессов в Республике Калмыкия: состояние и перспективы. Мат. Республикан. науч.-практ. конф. Ч I, II. Элиста: КТИ (филиал) ГОУ ВПО ПГТУ, 2007. С. 147-155.

Марзаева М. Б. О преподавании курса основ буддизма Калмыкии // Буддизм Ваджраяны в России: от контактов к взаимодействию / отв. ред. А. М. Алексеев-Апраксин; сост.

B. М. Дронова М.: Алмазный путь, 2012.

C. 827-833.

Мукаева О. Д., Бадма-Халгаева Е. А. Духовнонравственное воспитание учащихся на правилах буддийской этической дисциплины // «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее», посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Элиста, 13-18 сентября 2009 г.). Элиста: НПП «Джангар», 2009. С. 443-447.

Хошеутовский хурул: проблемы восстановления [электронный ресурс] // иКЬ: Шр://кЬши1.

ru/lib/?p=17#more-17. 2007 (дата обращения:

12.07.2012).

Шаджин-лама принял участие в Межрелиги-озном совете [электронный ресурс] // URL: http://khurul.ru/?p=2545. 2009 (дата обращения: 11.07.2012).

Шалдунова Н. Александр Берзин встречается с молодежью Элисты [электронный ресурс] // URL: http://khurul.ru/?=6466. 2011 (дата обращения: 12.07.2012).

Шалдунова Н. В хуруле открываются бесплатные курсы калмыцкого языка [электронный ресурс] // URL: http://khurul.ru/?p=4488. 2010а (дата обращения: 11.07.2012).

Шалдунова Н. Медитация - это лекарство. [электронный ресурс] // URL: http://khurul. ru/?p=4238. 2010б (дата обращения 11.07.12).

Шалдунова Н. Быть полезным на своей земле [электронный ресурс] // URL: http:// khurul.ru/?p=4103. 2010в (дата обращения:

12.07.2012).

Публичная лекция «Я могу стать счастливым» Роберта Турмана для молодежи прошла в Центральном хуруле Калмыкии [электронный ресурс] // URL: http://khurul.ru/?=10456. 2012 (дата обращения: 12.07.2012).

360лет «тодо бичиг»: история и современность, проблемы и перспективы. [электронный ресурс] // URL: http://khurul.ru/lib/?p=11. 2008 (дата обращения: 12.07.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.