Научная статья на тему 'О некоторых аспектах этнокультуры калмьжов в рамках культурного пространства России и межконфессионального диа лога'

О некоторых аспектах этнокультуры калмьжов в рамках культурного пространства России и межконфессионального диа лога Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах этнокультуры калмьжов в рамках культурного пространства России и межконфессионального диа лога»

© 2008 г. К.А. Наднеева, А.Г. Кукеев

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАЛМЫКОВ В РАМКАХ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА

Современное культурное российское пространство, в рамках которого формируются многие важнейшие общественно-политические, экономические и духовные события истории и философия культуры, своими истоками связано с мировыми и конфессиональными ценностями. Тема этнокультурного феномена калмыков приобретает особую значимость в контексте осмысления духовных основ современного мира, расширяет возможность изучения культурных ценностей в перспективе.

Конец XX и начало XXI столетия отмечены усилением внимания к проблемам перспектив развития человечества, поскольку мир подошел к радикальным изменениям ценностной ориентации человечества. Цель и задача данной статьи - раскрыть отдельные аспекты этнокультуры в рамках культурного пространства России и межконфессионального диалога. Нами проведены небольшие аналитические исследования, которые дают возможность понять и осмыслить этно-культуру и духовные ценности народов, населяющих Республику Калмыкию (далее РК). Представители как светских, так и религиозных объединений неоднократно отмечали спокойную обстановку в Калмыкии, роль религиозного фактора в стабилизации межконфессиональных отношений, культивирование ненасильственных форм общения и доверительного взаимопонимания, не поглощающего специфического в культуре каждого этноса.

Как показывают результаты исследования межнациональных отношений в РК в доперестроечное время (в 70 - 80-е гг. ХХ в.), респонденты фиксировали устойчивость межнациональных отношений [1], преобладание благоприятного национального климата, терпимость, отсутствие предпосылок национального противостояния среди населения, готовность к тесным контактам с представителями иных национальностей и высокую интенсивность таких контактов. Межнациональные отношения чаще всего «складывались» в производственной сфере, 85 % опрошенных благожелательно относились к работе в многонациональных коллективах и не придавали значения его национальному составу.

Массовое сознание и поведение граждан республики в сфере межнационального общения, даже в кризисные 90-е гг., характеризовались положительным настроем. Межнациональные отношения в республике оценили «положительно» - 84,4 % калмыков, 80,9 русских, 87,8 % представителей других национальностей. Очевидно, что в данном случае эти отношения рассматривались не только в плане межличностного общения, но и как сфера общественно-политической жизнедеятельности общества. В перечне наи-

более острых проблем, волнующих население, межнациональные отношения назывались лишь небольшим числом обследованных - всего 2,6 % [1, с. 19].

Одним из авторов данной статьи А.Г. Кукеевым было проведено секуляритивное выборочное социологическое исследование, в котором участвовали 116 респондентов (100 калмыков и 16 чел. иных национальностей), в их числе представители различных конфессий, проживающих как в городе, так и в районах республики. Вопросы в анкете были сгруппированы в 4 блока; возрастная выборка составляла 3 группы: 1-я группа - от 18 до 25 лет - 51 чел.; 2-я - от 25 до 50 лет -55 чел.; 3-я - от 50 лет - 10 чел. Результаты наиболее актуальных ответов выглядят так.

На вопрос: В достаточной мере учитываются интересы народа, к которому Вы себя относите в вашем регионе? - число респондентов, ответивших - «учитывается», составило - 70,65 % (варианты ответов: да; скорее да, чем нет; половина на половину), процент негативно ответивших - 29,35 % (сюда вошли и те, кто затруднился ответить или не ответил вообще). Эти данные показывают, что большинство респондентов удовлетворено социальным положением в республике, не ощущают ущербности своего статуса. Подтверждается разделение на титульную и нетитульную нацию и отсутствие разделения на ведущие и неведущие конфессии. Таков результат был ожидаем в связи с тем, что РК является поликонфессиональной и полиэтнической средой обитания. В то же время очевидно и то, что духовное единство и духовный кризис - взаимосвязанные явления. Человек не успевает преобразовать свою культуру в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, и одновременно со своим мировосприятием, которое он вносит в мир, природу и самосознание. Решение этих проблем должно исходить прежде всего из аксиологических приоритетов человека, интеллектуализации его внутренней духовной сущности. В данном контексте весьма актуальным представляется формирование культуры человека в единстве научно-познавательных и духовно-нравственных компонентов, высокой культуры межнационального общения и толерантности в рамках мирового сообщества.

Результаты ответов на вопрос: Как Вы оценили бы современное состояние межэтнических отношений в республике Калмыкии, народов Юга России? - также были ожидаемы. Основная масса респондентов отметила «отсутствие изменений или затрудняюсь ответить» - 51,7 %, «улучшение» - 25 и почти столько же «ухудшение» - 23,3 %. На наш взгляд, результаты оценки изменения в социально-культурной сфере формировались, исходя из следующих параметров: сте-

пени проявления религиозности, тяги к традиционным верованиям, этносного самосознания, степени владения родным языком, нравственной культуры населения, характера этнокультурных контактов, приобщения к достижениям традиционной культуры разных народов региона.

Степень проявления религиозности, по мнению большинства опрошенных, «улучшилась» - 48,25 %; «ухудшилось» - 15,5; «не изменилось» - 22,4; «затруднились ответить» - 13,78 %. Религиозность населения незначительно увеличилась по сравнению с высокой оценкой стабилизации общественных отношений, так как на протяжении многих столетий общие культурные ценности и гуманистические идеалы объединяли полиэтническое российское и калмыцкое общество, а не разъединяли. Республика Калмыкия - уникальное государственное образование, в котором функционируют мировые, национальные и религиозные нетрадиционные объединения. По данным из ведомственного реестра некоммерческих организаций, религиозных организаций, состоящих на учете в Управлении Федеральной регистрационной службы по РК от 1.01.2007 г., составляет 82, из них буддийских - 37, православных -16, мусульманских - 5, католических - 4, община веры Бахаи - 1, евангельских христиан-баптистов - 11, остальных - 8. Доминирующее место занимают буддизм и православие, где титульная нация имеет в наличии 37 буддийских объединений разного толка, в основном махаянского направления. И все это при продолжающемся и далеко ещё не завершенном процессе религиозного возрождения, в то время как все население РК - 322573 чел. (калмыков - 146316, русских -121531), это говорит о повышенном интересе к религиозной вере, но не иллюстрирует показатель духовного потенциала населения республики, так как духовность - феномен, который формируется столетиями. До 1990 г. в Калмыкии официально не было зарегистрировано ни одного буддийского хурула (буддийская община) при функционировании одной православной церкви, в настоящее время Русская Православная Церковь (далее РПЦ) их имеет 16.

Кроме того, респонденты отмечают тягу к традиционным верованиям, которая «улучшилась» - 56 %. Следует отметить большой процент «затруднившихся» ответить или выбравших графу «отсутствие изменений в данном вопросе» - 25,7, «ухудшение» отмечает 17,3 % опрошенных. Можно предположить, что это связано с активной проповеднической деятельностью новых религиозных направлений, являющихся нетрадиционными как для России, так и для РК (католические, община веры Бахаи, кришнаиты и др.). Можно отметить и то, что часть респондентов, отвечая на вопрос утвердительно, не задумывается о сущности веры и её предназначения.

Что касается национального самосознания - то это непростой вопрос. Многие респонденты считают, что ситуация изменилась в пользу «улучшения» - 31,88 %, «ухудшения» - 18,95, «не изменилась» - 20,68, «затруднились ответить» - 26,71 %. Самосознание связано с эт-носной культурой, языком, традициями, образом жизни, и это в настоящее время - «слабое звено» мента-

литета не только калмыков, но и других национальностей. В РК разработана республиканская концепция и программа национального развития, но знание калмыцкого языка слабое, в частности, «ухудшение» отмечают 48,27 %, а «улучшение» - 10,34 %; в основном владеют калмыцким языком в сельских районах, да и то не во всех. В районах, приближенных к Астрахани, Ставрополю и Ростовской области, проживает мало калмыков, уровень их знания родного языка практически на нуле, да и в городе им тоже владеют незначительное количество лиц; свыше 90 % не знают калмыцкого языка, к примеру, сказать по-калмыцки простые фразы и просьбы: ты живешь в Элисте; посчитать до 10, - вызывает затруднение. Слова: соль, кошка, черный цвет и т.д., сказанные по-калмыцки, ставят в тупик опрашиваемого. Считать, что только религиозное сознание, самосознание будут способствовать повышению культуры человека - наивно, ибо не только язык выступает главным элементом культурной идентичности, доминантом выступают социально-экономические факторы.

Мировые религии, абсолютизация этносного на разных этапах истории выполняют миссии интеграции и дезинтеграции, конфликтной напряженности. Конфликтность в отношениях между конфессиональными общинами есть следствие традиционных расхождений в вопросах вероисповедания, исторически сложившихся антипатий и даже вражды, в основе которой различие религиозных, этнонациональных норм и обычаев. К примеру, на уровне обыденного сознания существует антипатия между РПЦ и Церковью Адвентистов седьмого дня, Епархии Баптистов и т.д. РПЦ считает их чуждыми, вредными сектантскими проявлениями, и в таких случаях напряженность может перерасти в конфликт, в случае явного вызова обычаям или интересам общины, оскорбления чувств верующих и т.д. Можно подчеркнуть, что качественному развитию толерантности мешает неблагоприятная социально-экономическая ситуация в стране в целом, наличие в массовом сознании и на бытовом уровне стереотипов неприятия некоторых национальностей, обыденно-житейского восприятия религии: «истинный мусульманин -мусульманин казах, татарин», «истинный буддист -буддист-калмык, бурят», «истинный литовец - литовец- католик».

Интересен и такой вопрос: Удовлетворены ли Вы мерами, которые предпринимаются в регионе для развития национальных языков и культур? Число респондентов, ответивших удовлетворительно, составило - 48,3 %; процент негативно ответивших - 37,93, затруднились ответить - 12,93 %. И это показательный факт, поскольку в республике уделяется внимание не только культуре калмыков, но и созданию конфессиональных объединений среди казахов, кавказцев, евреев и др. Проводятся республиканские фестивали, симпозиумы - «В единой семье» как ностальгия по былой дружбе народов России.

При кратком анализе этнической проблемы авторы подвергли исследованию ранее вышеуказанные пара-метральные явления. На основе сравнительного под-

хода выведено, что традиционная культура, этносное мировидение по-прежнему влияют на образ жизни людей сильнее, чем только национальная принадлежность. Можно вычленить то, что не вошло в системообразующие компоненты, куда относится уровень нравственной культуры. Респонденты считают, что нравственные позиции «улучшились» - 15,51 %, «ухудшились» - 37,93, «не изменились» - 24,13; «затруднились ответить» - 20,68 %. Видно, что люди ближе стоят к позиции, отмечающей ухудшение нравственной культуры. Такие ответы отражают кризисное положение культуры в обществе: суетная жизнь, неустроенность быта, отсутствие национальной идеи и т.д., - все это способствует потере интереса к духовности. В то время как главной особенностью философского подхода к культуре является не мифолого-эсхатологический, а трезвый, реалистический расчет, к которому следует отнести экономический рычаг, т.е. улучшение материально-технической базы культуры.

Оценивая характер этнокультурных контактов, респонденты считают что положение «улучшилось» - 31,89 %, «ухудшилось» - 10,34, «не изменилось» - 28,44, «затруднились ответить» - 28,44 %. Оптимистически заявляют, что приобщение к достижениям традиционной культуры разных народов региона «улучшилось» -38,79 %, «ухудшилось» - 3,44, «не изменилось» - 24,13, «затруднились ответить» - 31,89 %. Здесь видна специфика межнациональных и этносных ценностей, их качественное отличие и своеобразие и одновременно интерес к культуре вообще, акцент на межкультурное взаимодействие.

В рамках данной статьи авторы считают, что эт-носные ценности значимы в контексте культур России и межконфессионального диалога. Общее - это социокультурное пространство России, в котором межконфессиональный диалог способен принять активный характер, когда речь идет о мотивах поведения, имеющего гуманистическую и социальную направленность. К специфическим особенностям межконфессиональной и этносной ценностной ориентации можно отнести открытость диалога при автономии национального. Существование структурных компонентов невозможно в отрыве друг от друга и вне целостной системы: глобализации, регионализации и этносного, - где, конечно, можно особо выделить полиэтническое пространство России, имеющего длительную историю существования и развития.

В КР значительное внимание уделяется духовно -нравственным аспектам православно-буддийского сотрудничества, в частности, в вопросах любви, равенства, сострадания как к верующим и неверующим, так и ко всему живому. Следует отметить то, что уровень толерантности в республике находится на постоянной позиции. Это отмечается в работах Ц.А. Бадмаевой, К.А. Наднеевой, Л.В. Намруевой, С.Э. Лиджи-Горяе-вой, Д.А. Шарманджинова и др. [3]. В реальности же большая часть населения занята борьбой за выживание, в ходе которой предоставляемые институтами власти привилегии для одних (в отношении репрессированных народов (калмыков, немцев, чеченцев и др.))

воспринимаются отдельными людьми как незаслуженные. Социальная неудовлетворенность масс, психологическая неустойчивость могут создать питательную среду для противостояния, тем более что даже внутри буддийской конфессии имеет место столкновение в организационной сфере, когда не все районные буддийские объединения дают согласие войти в Центральное объединение буддистов Калмыкии. Характерной особенностью развития социума является интерес как к этносной культуре, так и к культуре народов, населяющих РК, и это показывают вышеприведенные социологические исследования. Для современной России, Калмыкии актуальна проблема религиозной толерантности. Ответы респондентов свидетельствуют об общем позитивном толерантном настрое в межконфессиональных отношениях и диалоге. Основная масса опрошенных исходит из того, что на отношение к другому человеку иное вероисповедание никакого влияния не оказывает. Проявившееся массовое безразличие к вопросам веры в межличностных отношениях является свидетельством отсутствия помех для нормальных личностных взаимоотношений, несмотря на мировоззренческие разногласия.

Буддизм как социокультурный комплекс, включающий в себя религиозное мировоззрение и культ, философские системы, этические взгляды, традиции и обычаи, специфические жанры искусства, методы практической деятельности и отношения к миру, несомненно, оказывает имплицитное влияние на формирование современного менталитета калмыцкого этноса. Традиционным для ойрат-калмыков стало трансформированное тибетцами учение северного буддизма и его школа Гелугпа («желтошапочники»). С XVI в. буддизм в интерпретации этой школы становится официальной религией ойрат-калмыков. Поскольку эта религия имела удивительную способность усваивать добуддийские верования народа, она вскоре соединила в себе культы, различные по происхождению, синтезировала в себе мифологические представления древнего народа и стала их этносным феноменом. На основе общемонгольской культуры в условиях собственной государственности с принятием буддизма, имевшего глубокую философскую базу, многовековую традиционную систему просвещения, систему работы с книгой, стало возможным становление оригинальной калмыцкой культуры, самоидентификации калмыков как самостоятельного этноса. Правда, не стоит забывать, что после добровольного вхождения калмыков в состав России (в 2009 г. будет отмечаться его 400-летие), не только буддизм махаянского толка способствовал формированию этноса. Ортодоксальный буддизм хотя и преломлялся на местной почве, но функционировал в России, где всегда были сильны традиции государственной религии православия и негосударственных конфессий, формирующих определенный образ жизни, не противоречащий Конституции, закону страны. Впоследствии это происходило в рамках светского государства. Сознание этнической принадлежности людей адекватно отражает факт этой принадлежности, сам этнос характеризуется общностью терри-

тории, языка, культуры, образом жизни, государственной устроенностью, буддизм также стал гибче.

Таким образом, на основе краткого анализа результатов социологического опроса авторы приходят к выводу, что необходимо создать инфраструктуру духовного сотрудничества, в основание которой поставить тему диалога между государством и различными религиозными конфессиями; взаимодействия светского и религиозного образования в воспитании, а также правового статуса религиозных конфессий, толерантного и равного отношения ко всем религиозным объединениям, действующим в РК. Толерантность принадлежит к основной проблеме, без рассмотрения которой невозможно философское понимание бытия, в том числе этносного, светского и межконфессионального измерений.

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ: «Северный Кавказ: традиции и современность №6-03-36301а/Ю. Этнокультура калмыков в контексте толерантности и межконфессионального диалога».

Литература

мирующегося российского общества (на материалах Республики Калмыкии): Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Волгоград, 2007. С. 19.

2. Калмыкия в цифрах. Элиста, 2003.

3. Бадмаева Ц.А. Религиозно-антропологическое в системе мировидения этноса // Философия и проблемы гуманитарного образования в условиях обновления общества. Элиста, 2006; Наднеева К.А. Буддизм в контексте культуры России. М., 2005; Намруева Л.В. Молодежь Калмыкии: проблемы этнической идентичности (по итогам анкетирования) / Юг России: взаимодействие народов и культур // КИГИ РАН. Элиста, 2006; Она же. Этнокультурная ситуация в Республике Калмыкия и Астраханской области (по итогам анкетирования) / Юг России: культурно-исторический феномен // КИГИ РАН. Элиста, 2004; Шарманджинов Д.А. О некоторых ценностных ориентациях населения республики Калмыкия (по результатам социологического исследования) // Там же. 2004.

1. Лиджи-Горяева С.Э. Региональные особенности социальной адаптации населения в условиях трансфор-

Калмыцкий государственный университет 4 июня 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.