- Появление религиозных общин, пропагандирующих традиции " калмыцкого буддизма" и добуддийских верований и традиций. В эту наиболее консервативную часть верующих входят те, кто владеет обрядами домашней религиозности, и те, кого причисляют к "народным целителям". Их можно отнести к представителям народной (бытовой) формы буддизма.
- Возникновение религиозных общин, относящихся к разным школам и направлениям буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг, Сакья), которые не входят в Объединение буддистов Калмыкии, а если и входят, то существуют независимо друг от друга. Их раздельное существование и скрытая конфронтация требует решения проблемы централизации буддийских общин республики.
В связи с вышеизложенным, необходимо признать право таких объединений на свободный выбор самой конфессиональной традиции. В этом аспекте современное состояние буддизма в Калмыкии является подтверждением свободы волеизъявления и выбора исповедания для большинства верующих, связанного с тибетской культурно-исторической традицией и народными формами буддизма, отражающими их этническую специфику.
ЛИТЕРАТУРА 1. Жуковская Н.Л. Калмыкия и калмыки в постперестроечное время (анализ республиканской
прессы с сентября 1991 по ноябрь 1992 г.) // Этнографическое обозрение. 1993. № 2. С. 14-28; Бакаева Э.П. Об особенностях современной религиозной ситуации в Калмыкии (Буддизм и "посвященные") // Этнографическое обозрение. 2004. № 3. С. 23-39; Кукеев А.Г. Калмыцко-тибетские культурно-религиозные отношения на современном этапе // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее / Мат-лы Междунар. науч. конф., посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства (г. Элиста, 13-18 сентября 2009 г.): В 2 ч. Ч. 2. Элиста: ЗаОР «НПП "Джангар"», 2009. С. 580-582; Уланов М.С. О проблеме обновления буддизма в современной России // Взаимодействие культур народов Прикаспия / Мат-лы регион. науч. конф., посвященной 100-летию со дня рождения профессора УЭ. Эрдниева (1910-1999). Элиста: Изд-во КГУ, 2011. С. 224-227.
2. Калмыки / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН. М.: Наука, 2010. 568 с. С. 420.
3. Бакаева Э.П. Добуддийские верования. Элиста: АПП "Джангар", 2003. 358 с.
4. Душан У.Д. Вредные обычаи и суеверия у калмыков и борьба с ними // Национальный архив Республики Калмыкия. Ф. Р-114. Оп. 2. Ед. хр. 97.
5. Полевые материалы автора. Информант: М.В. Овъянов 1976 г. р. пос. Цаган Нур Октябрьского района РК.
6. Сакральные заветы Белого Старца: В 7 т. Т. 1. По дороге, ведущей к Белому Старцу. Элиста: АПП "Джангар", 2004. 162 с.
УДК 316.7
О РОЛИ БУДДИЙСКОЙ КОНФЕССИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ КАЛМЫЦКОЙ КУЛЬТУРЫ
М.Б. Марзаева
В российском обществе роль традиционных конфессий значительно возросла. Активизация деятельности религиозных организаций различных конфессий приобрела характер значимого фактора в общественной жизни современного
Марзаева Марина Марзаева - младший научный сотрудник отдела социально-политических и экологических исследований КИГИ РАН, 358000, г. Элиста, ул. Илишкина, 8, e-mail: marzaeva_marina@mail.ru, т. 8(84722)34885.
российского общества. В современной Калмыкии интерес исследователей к буддизму связан прежде всего с возрождением этнической культуры калмыцкого народа.
В условиях роста влияния религиозного фактора в социокультурной жизни научное
Marina Marzaeva - younger scientific employee of the of the Social-Polical and Ecological Researchers Department at the Kalmyk Institute for Humanitarian Studies of the Russian Academy of Sciences, 8 Ilishkin Street, Elista, 358000, e-mail: marzaeva_marina@mail.ru, ph. +7(84722)34885.
исследование этой проблемы приобретает особую актуальность. В этой связи следует отметить монографию М.С. Уланова "Буддизм в социокультурном пространстве России" [1]. В ней автор использует понятие "социокультурное пространство", данное П. Сорокиным как "пространство действия всех социокультурных явлений" [1, с. 55]. Однако в книге Уланова региональные аспекты предмета исследования не рассмотрены. Задача данной статьи заключается в определении влияния буддийской конфессии на развитие современной калмыцкой культуры и общества. Источником для анализа послужил полевой материал автора, а также статьи в республиканской периодической печати.
Восстановление буддийской религии в республике, начавшееся в конце ХХ в., характеризуется активным строительством хурулов, подготовкой кадров буддийского духовенства, посещением республики высокими учителями буддийских школ разного направления.
В дореволюционный период у калмыков имелось более ста буддийских храмов (хурулов) и других культовых сооружений: религиозных образовательных центров, ступ (субурганов). Атеистическая политика советской власти привела к полному уничтожению буддийских культовых сооружений. В результате Калмыкия лишилась всех своих национальных архитектурных памятников.
Активное культовое строительство в республике началось с 90-х годов ХХ в. Первым вновь отстроенным хурулом стал храм в пос. Цаган Аман. Вскоре был открыт новый хурул в г. Лагани (1995), на строительство которого внес пожертвование Его Святейшество Далай-лама Х1У, во время своего первого пасторского визита в сентябре 1992 г. Он освятил строящийся храм и подарил танку - икону с изображением Будды Шакьямуни и оставил гипсовые отпечатки своих ладоней, ставшие главными реликвиями храма. Новые храмы были воздвигнуты также в пос. Аршань-Зельмень (Ики-хурул - 1995) и в пос. Ики-Чонос (Ики-Чоно-совский хурул - 1997).
С середины 90-х годов ХХ столетия наблюдается возведение хурулов, ступ-субурганов, скульптур по всей республике. В настоящее время хурулы построены почти во всех районах республики, кроме Яшал-тинского. Центральным хурулом Калмыкии
является Бурхн Багшин Алтн Сюме (Золотая обитель Будды Шакьямуни), возведенный в 2005 г.
Исторически буддийские хурулы Калмыкии были центрами просвещения, культуры, медицины. Данные традиции возрождаются и в наши дни. В Центральном хуруле открыты библиотека, музей, кабинет традиционной тибетской медицины. Работники библиотеки проводят большую просветительскую работу: организовывают лекции, просмотры тематических фильмов, освещают новости буддизма и жизнь буддийской сангхи Калмыкии в Интернете на сайтах www.BuddhisminKalmykia. ги. С весны 2007 г. в хуруле ведутся прямые аудиотрансляции лекций Его Святейшества. При библиотеке открыт литературно-просветительский клуб Манджушри. В его ежеквартальных заседаниях принимают участие монахи, ученые, учащиеся, верующие. Цель клуба - возрождение традиционной культуры калмыцкого народа. Центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" стал не только центром объединения верующих, но и серьезным общественным институтом. Храм "Золотая обитель Будды Шакьямуни" является новым местом паломничества для всех буддистов страны.
В республике построено больше тридцати ступ. Ступы - буддийские монументы, которые первоначально начали воздвигаться в Индии еще при жизни Будды как памятники в честь особых священных событий [2]. При этом строительство ступ было уделом мирян, т.е. одним из средств накопления ими благой кармы. Впоследствии, после пари-нирваны основателя древнейшей мировой религии, значение ступ в буддизме возросло, и они стали объектом особого почитания мирян и монахов, как сакральные объекты, символизирующие различные состояния ума Будды.
Самой распространенной является ступа Просветления, которая относится к типу ступ просветленного ума Будды, возводимых в местах разрушенных хурулов и захоронений гелюнгов. Такие ступы сооружены в г. Элисте, в г. Лагани и в пос. Аршань-Зельмень Сарпинского района.
В настоящее время в Калмыкии возводятся также субурганы, посвященные буддийским божествам. Например, вблизи пос. Овата построена ступа, посвященная Зеленой Таре и Белой Таре, а в пос. Бага-Бурул субурган назван в честь буддийской богини
долголетия Ушнишавиджая (тиб. Намгьяма, калм. Намжилма). Ступы Победы были возведены в память об учителях: геше Вангъялу (пос. Чилгир), Кегшен-багши (пос. Шин Мер).
Активное строительство и почитание ступ стало первым шагом на пути возрождения культовой стороны буддизма в современной Калмыкии. Их популярность и значение в религиозной жизни калмыцкого общества заключается в том, что каждый верующий через практику почитания ступ видит возможность своего приближения к освобождению от страданий сансары.
С религиозным возрождением связано появление новых архитектурных сооружений, исполненных в религиозных традициях буддизма: ротонды, скульптуры Будды Шакьяму-ни, Белого Старца - Цаган Аав. Скульптура Будды Шакьямуни впервые была установлена в столице республики в 1995 г. в центре города и приурочена к юбилею Далай-ламы XIV [3].
Ротонды, которые представляют собой образцы буддийского зодчества, стали украшением не только столицы. Например, близ пос. Ханата Малодербетовского района установлена ротонда, посвященная Цзонкапе. Ротонда со скульптурой Будды украшает центральную часть г. Лагани.
Н.Я. Эледжиев является автором первой скульптуры Цаган Аав, установленной в центре г. Элисты. Его произведения также имеются в Малодербетовском и Сарпинском районах. Авторские работы Белого Старца другого известного скульптора С.К. Ботиева стали достопримечательностью многих населенных пунктов Калмыкии: Ханаты, Алцын-хуты, Цаган Нур, Троицкого и т.д.
В исторической духовной культуре народа особая роль принадлежит просветителю, религиозному и общественному деятелю Зая-пандите. Создав письменность "тодо бичиг", он заложил основы религиозного просвещения, зарождения литературы и распространения буддийского учения. Образ Зая-пандита воспроизведен в скульптуре, живописи, графике, театральном искусстве. В 1999 г. ему был открыт памятник (автор Р. Рокчинский) в честь 400-летия основателя ойратско-калмыцкой письменности и 350-летия "тодо бичиг".
В 2000 г. в Элисте архитекторы В. Ги-ляндиков, В. Кокушева и скульптур В. Адья-нов создали фонтан "Священный лотос" «по
мотивам мандалы "Калачакра" - буддийского святилища Боробудур на острове Ява, являющегося символом совершенного храма - гармонии Вселенной» [4, с. 174]. Основу фонтана представляет первый круг - "Алмазный пояс" (просветление), второй круг - "Круг огня" (испепеление невежества). "В центре фонтана на боковых выпуклостях основного квадрата высвечиваются цвета, символизирующие четыре стороны света: север - синий цвет, священный символ - кабан; юг - желтый цвет, символ - слон; восток - белый цвет, символ - лев; запад - красный цвет, символ -лошадь" [4, с. 174].
В 2005 г. на центральной площади столицы республики был построен культовый комплекс "Пагода Семи дней", включающий в качестве основных объектов пагоду с большим молитвенным барабаном (кюрде) и фонтан. В Калмыкии кюрде традиционно устанавливались возле хурулов, чтобы верующие, вращая барабан, могли накопить духовные заслуги и очиститься от негативной кармы.
Итак, мы можем сделать вывод, что современное развитие национальной архитектуры основывается на традициях буддийского зодчества.
Духовная роль буддизма в культурной жизни калмыцкого общества отражена в творчестве современных калмыцких художников Александра Поваева, Валерия Монтышева, Дельгр Сангаджиевой, Герел Нуровой. Прекрасные тары и милосердные Бодхисаттвы, изображенные в произведениях А. Поваева, обращают к внутренней одухотворенности человека. Героями его картин также являются выдающиеся буддийские деятели Зая-пандита, Джижиктан-багши, Бааза-багши. Написанные им работы "Будда" (1998), "Белый Старец" (1998), "Авалокитешвара" (1998), "Окон-Тен-гри" (2001), "Мандала" (2005) раскрывают духовный мир буддиста. У Дельгр Сангаджи-евой буддийская тематика нашла отражение в таких картинах, как "Буддийские символы", "Пять стихий", "Лотос", "Мантры на камне", "Восемь благих эмблем", "Ур Сар" [5].
Калмыцкие поэты и писатели также обращаются в своих произведениях к буддийской философии. Знаменательным событием в калмыцкой литературе стала публикация поэмы "Зая-пандита, или Колесо Учения" Эр-дни Эльдышева, посвященной религиозному и политическому деятелю XVII в. Намкай-Джамцо (Огторгуйин Далай). Особый инте-
рес у переводчиков вызывает поэзия Риммы Ханиновой. Так, ее стихотворения "Авало-китешвара", "Зул", "Окон-Тенгри", "Тибет" были переведены американцем Карлтоном Коупландом [6].
В 1999 г. в Калмыцком государственном драматическом театре режиссером Б. Шагаевым был поставлен спектакль "Зая-пандита" на калмыцком языке (перевод П. Дарваева). В этой постановке духовный лидер монголо-язычных народов показан как проповедник новых идей.
Расширились буддологические исследования ученых Калмыкии. 21-25 сентября 1998 г. в г. Элисте была организована Общероссийская конференция "Буддизм в системе мировой цивилизации". В 2000 г. состоялась международная конференция "Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия", следующая международная конференция "Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа", посвященная юбилею Зая-Пандиты, была проведена в 2004 г. В рамках празднования 400-летнего юбилея вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства Центральный калмыцкий хурул "Золотая обитель Будды Шакьмуни" выступил с инициативой проведения всероссийской научно-практической конференции "Философия в диалоге культур", которая была организована совместно с Калмыцким государственным университетом. Участники конференции обсуждали перспективы диалога буддизма с различными философскими традициями, религиозными учениями и науки.
Как видим, "структурирующее начало буддизма" в культуре калмыцкого этноса прослеживается и на современном этапе. Исторически мировоззренческий аспект калмыков был связан с сознанием буддиста, которое основывается на проявлении десяти белых добродетелей. В новых условиях формирования нравственных качеств в духе мира, толерантности общественность республики обращается к буддийской культуре. По мнению К.А. Над-неевой, ориентация на создание буддийского типа человека, для которого важны буддийские ценности, изменит поведенческий аспект населения, так как "первая черта буддийской культуры - толерантность, не противостояние добра и зла, а компромисс и консенсус" [7].
Доктор педагогических наук О.Д. Му-каева в своих работах [8] пишет о необходи-
мости использования мудрости и духовности буддийского учения в воспитании подрастающего поколения. Совместно с учителями образовательных учреждений она занимается разработкой методики и технологии реализации идей, заложенных в буддийской религиозной культуре по самосовершенствованию личности.
Возрождение буддизма способствовало также подъему самосознания калмыцкого народа. Стали создаваться общественные организации по увековечиванию памяти своих лам, восстановлению родовых хурулов и су-бурганов. Так, в Малодербетовском районе в 1999 г. была создана общественная организация "Дунд хурул", которая разработала программу "Национально-культурное возрождение духовного наследия калмыцкого народа на базе исторического очага культуры - Дунд хурула". Главной задачей объединения является не только восстановление исторического облика известного буддийского храма, но и возрождение исторических традиций. До революции в Дунд хуруле существовала своя иконописная школа.
Современные религиозные деятели буддизма помимо основной своей культовой практики активно занимаются религиозным просвещением, благотворительностью, оказывают социальную помощь населению. Они регулярно посещают республиканский центр реабилитации детей-инвалидов, Элистинский дом ребенка, дом престарелых.
Представители буддийской церкви активно участвуют в гражданском и патриотическом воспитании молодежи. В преддверии национальных праздников Зул и Цаган Сар Центральный хурул совместно с Управлением образования г. Элисты проводит конкурс детских рисунков, сочинений, йорялов (благопожеланий), магталов (восхвалений), национальных костюмов. В библиотеке храма регулярно проводятся экскурсии, показы познавательных видеофильмов для школьников.
Приоритетными направлениями деятельности буддийской церкви в Республики Калмыкии является улучшение нравственного состояния общества через партнерство с государственными структурами в гражданском и патриотическом воспитании, работа с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях, социальное партнерство в решении проблем современного общества, взаимодействие в культурной сфере.
Подводя итоги вышесказанному, мы можем сказать, что роль буддийской конфессии в жизни общества значительно возросла. Буддизм начинает приобретать особое значение культурного стержня и символа национальной идентичности, содействует развитию национальной культуры, влияет на мировоззренческий аспект менталитета калмыков, способствует росту самосознания калмыцкого народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Уланов М.С. Буддизм в социокультурном пространстве России. Элиста: Изд-во КГУ, 2009. 236 с.
2. Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в связи с отношениями сего последнего к народу. Изд. репринтное. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 512 с. С. 58.
3. Беломраморный Будда - в центре Элисты // Элистинские новости. 1995. 1-7 июля. № 27 (272).
4. Элиста: Диалог времен. Памятники истории и культуры: фотоальбом. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2004. 184 с. ил.
5. Архакова К. Мантры на камне // Info Аранзал. 2007. 28 дек.
6. Ситник В.М. Йорял звучит по-английски (о новых английских переводах лирики Риммы Ха-ниновой) // Калмыцкий университет. 2006. 23 мая. № 6-7 (789-189).
7. Наднеева К.Н. Буддизм в контексте культуры России. М.: Новый хронограф, 2005. 100 с. С. 5.
8. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Избранные сочинения по этнопеда-гогике калмыков. Элиста: Джангар, 1995. 154 с.; Мукаева О.Д., Бадма-Халгаева Е.А. Духовно-нравственное воспитание учащихся на правилах буддийской этической самодисциплины // Материалы международной научной конференции "Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее, посвященное 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства" (г. Элиста, 13-18 сентября 2009 г.): В 2 ч. Ч. 2. Элиста: ЗАОр «НПП "Джангар"», 2009. 648 с. С. 443-447.