Научная статья на тему 'TOLERANTLIKNING SHAXSIY OMILLARI'

TOLERANTLIKNING SHAXSIY OMILLARI Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
bag'rikenglik / shaxsiyat / muloqot / murosa / jarayon / printsip / tushunish / zarurat / e'tiqod. / толерантность / личность / общение / компромисс / процесс / принцип / понимание / необходимость / убеждение.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Sh. S. Abdusamatova

bag'rikenglik turli jamiyatlarda uyg'un munosabatlar va ijtimoiy hamjihatlikni ta'minlash uchun hal qiluvchi xususiyatdir. Tolerantlikka hissa qo'shadigan shaxsiy omillarni tushunish ushbu qadriyatni targ'ib qilishga qaratilgan ta'lim va ijtimoiy dasturlarni ishlab chiqishda yordam berishi mumkin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL FACTORS OF TOLERANCE

толерантность является важнейшей характеристикой гармоничных отношений и социальной сплоченности в различных обществах. Понимание личностных факторов, способствующих толерантности, может помочь в разработке обр азовательных и социальных программ, направленных на продвижение этой ценности.

Текст научной работы на тему «TOLERANTLIKNING SHAXSIY OMILLARI»

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Original paper

© Sh. S. Abdusamatova _

1Chirchiq davlat Pedagogika Universiteti, Toshkent, O'zbekiston

Annotatsiya

KIRISH: bag'rikenglik turli jamiyatlarda uyg'un munosabatlar va ijtimoiy hamjihatlikni ta'minlash uchun hal qiluvchi xususiyatdir. Tolerantlikka hissa qo'shadigan shaxsiy omillarni tushunish ushbu qadriyatni targ'ib qilishga qaratilgan ta'lim va ijtimoiy dasturlarni ishlab chiqishda yordam berishi mumkin.

MAQSAD: ushbu tadqiqotning asosiy maqsadi odamlarda bag'rikenglikka ta'sir qiluvchi shaxsiy omillarni aniqlash va tahlil qilishdir. Tadqiqot turli ijtimoiy kontekstlarda bag'rikenglikni kuchaytirish uchun ushbu omillarni qanday tarbiyalash va undan foydalanish mumkinligi haqida keng qamrovli tushuncha berishga intiladi.

MATERIALLAR VA METODLAR: ushbu tadqiqot miqdoriy so'rovlar va sifatli intervyularni birlashtirgan aralash usullardan foydalanadi.

MUHOKAMA VA NATIJALAR: muhokamalar bag'rikenglikka sezilarli ta'sir ko'rsatadigan bir nechta asosiy shaxsiy omillarni aniqlaydi. Boshqalarning his-tuyg'ularini tushunish va baham ko'rish qobiliyati bag'rikenglik munosabati bilan kuchli bog'liqdir.

XULOSA: ushbu tadqiqot bag'rikenglikni rivojlantirishga yordam beradigan asosiy shaxsiy omillarni aniqlaydi. Ushbu omillarni tushunish va tarbiyalash orqali ta'lim va ijtimoiy dasturlar tolerant munosabat va xulq-atvorni samarali targ'ib qilishi mumkin.

Kalit so'zlar: bag'rikenglik, shaxsiyat, muloqot, murosa, jarayon, printsip, tushunish, zarurat, e'tiqod.

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ_

© Ш. С. Абдусаматова 1Н

1Чирчикский государственныйпедагогический университет, Ташкент, Узбекистан

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ: толерантность является важнейшей характеристикой гармоничных отношений и социальной сплоченности в различных обществах. Понимание личностных факторов, способствующих толерантности, может помочь в

Iqtibos uchun: Abdusamatova Sh. S. Tolerantlikning shaxsiy omillari // Inter education & global study. 2024. №5(1). B.487-498.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

разработке образовательных и социальных программ, направленных на продвижение этой ценности.

ЦЕЛЬ: основной целью данного исследования является выявление и анализ личностных факторов, влияющих на толерантность у людей. Исследование направлено на то, чтобы обеспечить всестороннее понимание того, как эти факторы можно развивать и использовать для повышения толерантности в различных социальных контекстах.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в данном исследовании используются смешанные методы, сочетающие количественные опросы и качественные интервью.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: Обсуждения выявили несколько ключевых личностных факторов, которые существенно влияют на толерантность. Способность понимать и разделять чувства других тесно связана с толерантностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: данное исследование выявило ключевые личностные факторы, способствующие развитию толерантности. Понимая и поощряя эти факторы, образование и социальные программы могут эффективно способствовать развитию толерантного отношения и поведения.

Ключевые слова: толерантность, личность, общение, компромисс, процесс, принцип, понимание, необходимость, убеждение.

PERSONAL FACTORS OF TOLERANCE_

© Shaxlo S.A bdusamatova1®

1Chirchik State Pedagogical University, Tashkent, Uzbekistan_

Annotation

INTRODUCTION: tolerance is a crucial characteristic for harmonious relations and social cohesion in diverse societies. Understanding the personal factors that contribute to tolerance can aid in the development of educational and social programs aimed at promoting this value.

AIM: the main purpose of this study is to identify and analyze personal factors that affect tolerance in people. The research seeks to provide a comprehensive understanding of how these factors can be nurtured and harnessed to foster tolerance in different social contexts.

MATERIALS AND METHODS: this study uses mixed methods combining quantitative surveys and qualitative interviews.

DISCUSSION AND RESULTS: Discussions identify several key personal factors that significantly influence tolerance. The ability to understand and share the feelings of others is strongly related to the attitude of tolerance.

Для цитирования: Абдусаматова Ш. С. Личностные факторы толерантности // Inter education & global study. 2024. №5(1). S. 487-498.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

CONCLUSIONS: this study identifies key personal factors that contribute to the development of tolerance. By understanding and nurturing these factors, education and social programs can effectively promote tolerant attitudes and behavior.

Key words: tolerance, personality, communication, compromise, process, principle, understanding, necessity, belief.

Одной из основных характеристик личности человека является «картина мира». В нее входят многие психологические компоненты: рatsiональные знания, чувства, терпеливость, воля поступать определенным образом, готовность внимательно рассматривать ту или иную информatsiю Любой человек при взаимодействии с окружающим его миром имеет свои внутренние страхи, причины для агрессии. Способность личности воспринимать без агрессии мнения, а также особенности поведения и внешности других людей, отличающиеся от собственных, получило название толерантность. Взаимообратимым понятием является интолерантность: чем более личность толерантна, тем менее она интолерантна и наоборот. В системе отношений человека и окружающего мира толерантность и интолерантность играют роль базисных. Актуальность проблемы утверждения идеалов толерантности в нашем обществе сегодня не вызывает сомнений.

Подчеркивается необходимость «ориентatsiи образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей. Высшее учебное заведение должно формировать целостную систему универсальных ключевых компетентностей. Под компетентностями понимается готовность студентов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Основная цель воспитания: «формирование у студентов ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и толерантности, способности к успешной социализatsiи. В исследовании, нами представлены педагогические технологии, которые способствуют формированию установок толерантного сознания, развитию навыков толерантного поведения.

Толерантность позволяет иметь большую свободу выбора для развития собственного потенциала. Толерантное развитие, с точки зрения синергетики, предполагает, во-первых, безусловно-позитивное отношение к человеку, основанное на признании того, что каждый обладает позитивным творческим потенциалом; во-вторых, условно-позитивное отношение, которое основывается на том, что человек обретает истинную сущность исключительно только в результате саморазвития.

For citation: Shahlo S.Abdusamatova . (2024) personal factors of tolerance, Inter education & global study, (5(1)), pp. 487-498. (In Russ).

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Личность стремится к гармонии в самой себе и в отношениях с другими людьми, она старается избегать конфликтов, которые привели бы к нарушению баланса между внешним поведением и внутренними мотивами, переживаниями, целеполаганием и т. д. Все новое, что встречается человеку в его деятельности, затрудняет принятие решения.

Основная проблематика исследований толерантности в психологии связана с изучением ее психологической реальности [1], описанием и диагностикой в контексте коммуникативных установок [5], рассмотрением на уровне межэтнического взаимодействия, исследованием этнических стереотипов в русле психосемантики [11], разработкой прикладных аспектов формирования толерантного сознания.

Однако единого понимания природы толерантности и причин толерантного/ интолерантного поведения пока нет. В зависимости от контекста рассмотрения -личность, межличностное восприятие и взаимодействие, социальные ситуа1в1и, установки массового сознания - толерантность наполняется особым специфическим смыслом.

Психологический смысл толерантности трактуется многозначно: устойчивость к неопределенности, устойчивость к стрессу, конфликту, поведенческим отклонениям, этническая устойчивость.

Толерантность понимается как терпимость к инокультуре, иномыслию, иноверию, соответствующее понимание и т.д., как сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия. Проблематика толерантности лежит на пересечении сразу нескольких отраслей психологии: психологии личности, дифференциальной и когнитивной психологии, социальной психологии и конфликтоло- гии, политической психологии и психотерапии.

Таким образом, актуальной задачей является анализ понятия «толерантность» как психологической категории, предполагающей рассмотрение некоторого эмпирических явлений, соотносимого с этим понятием. На сегодняшний день можно выделить две основные тенденции использования термина в психологии:

1) как обозначения индивидуального свойства (стабильного или ситуативного), заключающегося в способности к сохранению саморегуляции при фрустрирующих (реально или потенциально) воздействиях среды;

2) как обозначение способности к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку на основе открытости в относительной независимости от действий другого. В первом случае акцент делается на способности к самосохранению, во втором - на готовности к взаимодействию.

Проявления толерантности можно разграничить на виды по трем основаниям, определяющим базовые диапазоны сходства-различия:

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

- социальное (выражение возрастно-половых и индивидуально-типических различий между людьми (гендерная, детская, межпоколенческая, возрастная толерантность);

- личностные и социально-психологические различия (межличностная и межгрупповая толерантность, включающая в себя несколько срезов: психофизиологический, характерологический, личностный, потребностно-мотива!Бюнный, нормативно-целевой, ценностный, морально-этический, смыслообразующий, деятельностно-стилевой и др.);

- социокультурные и культурно-исторические различия (социально-экономическая, политическая, профессиональная, межэтническая, межконфессиональная, межкультурная толерантность).

Пространство толерантности-интолерантности многомерно.И.Б. Гриншпун выделяет следующие взаимосвязанные измерения толерантности [4]:

1) установочное, соотносимое с бессознательными эталонами самоотношения, межличностных, межгрупповых отношений;

2) отношенческое, в контексте концепции В. Н. Мясищева, где отношения представляют осознанные и активные связи человека с миром - преимущественно с другими людьми (толерантность как отношение означает наличие потребности во взаимодействии с другим, понимании другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему);

3) когнитивное - через представление о личностных конструктах Дж. Келли (как возможность понимания чужой «системы конструктов»);

4) рефлексивное - как способность к перестройке неадекватных установок, отношений, конструктов и поступков;

5) волевое - как сформированность средств саморегуляции в ситуа1в1ях фрустра1э1и;

6) поведенческое - как навыки установления контактов, продуктивного разрешения конфликтов, ассертивности.

Толерантность или интолерантность как свойства личности связаны с двумя факторами: способностью к торможению (сдерживанию) негативных реакций и способностью адекватно оценить значимость той или иной ситуа1в1и.

В контексте прогноза толерантного/интолерантного поведения представляется перспективным подход, рассматривающий влияние когнитивного фактора как промежуточной переменной между установкой и поведением, т. е. то, как сама личность воспринимает ситуа1э1ю, каким образом организует познание мира и окружающих. Можно предположить, что учет когнитивных факторов (параметров когнитивного стиля, познавательной позиции, способов оценки и восприятия информа1в1и, картины мира) будет способствовать оптимальному прогнозу в отношении толерантного/интолерантного поведения, тем более что, по справедливому замечанию А.Н. Славской, действительность и социальный мир человека к концу века все более приобретает информа!Бюнный характер [13].

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

В эмпирическом исследовании нами проверялось предположение о том, что толерантность обусловлена совокупностью определенных личностно-когнитивных характеристик. Исследование было проведено среди студентов очного и заочного отделения. Объем выборки составил 105 человек: из них 49 мужчин и 56 женщин в возрасте от 18 до 45 лет(студенты заочного отделения). На первом этапе определялся актуальный уровень толерантности личности. Для этого использовалась методика определения уровня толерантности (опросник ВИКТИ), разработанная Г. Бардиер. Испытуемым предлагается опросник, представляющий собой список из 100 утверждений, разделенных на 20 групп. Выделенные группы являются шкалами и компонентами толерантности. Поскольку толерантность не выступает в качестве самостоятельного явления, а пронизывает практически все известные социально-психологические явления, то, по мнению автора методики, существуют следующие её виды:

1) межпоколенная(зрелый возраст);

2) гендерная;

3) межличностная;

4) межэтническая;

5) межкультурная;

6) межконфессиональная;

7) профессиональная;

8) управленческая;

9) социально-экономическая;

10) политическая.

Данные виды понимаются нами скорее, как сферы проявления толерантности. Согласно представлениям автора опросника, основу толерантности составляют различные компоненты:

1) аффективный;

2) когнитивный;

3) конативный;

4) потребностно-мотивaционный;

5) деятельностно-стилевой;

6) этико-нормативный;

7) ценностно-ориентaционный;

8) личностно-смысловой;

9) идентификационно-групповой;

10) идентификационно-личностный.

По сочетанию выраженности структурных компонентов, видов и форм толерантности можно делать выводы о типологических особенностях и характерных симптомокомплексах проявления толерантности / интолерантности как индивидуально у каждого тестируемого, так и в среднем по тестируемой группе.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Кроме того, нами подсчитывался средний балл по 20 шкалам. По результатам опросника ВИКТИ были выделены группы испытуемых со средними максимальными показателями, т. е. высокотолерантные (Т), и с минимальными показателями, т. е. интолерантные (Т).в

Интересно, что выявленные преобладающие виды толерантности по группам толерантных и интолерантных испытуемых практически не отличаются. Наиболее выраженными видами в обеих группах оказались такие виды (сферы проявления) толерантности, как межпоколенная, гендерная, межличностная. Кроме того, толерантные испытуемые демонстрируют более высокий средний балл по шкалам межкультурной, социально-экономической, межконфессиональной толерантности.

Такие сферы проявления толерантности, как политическая, управленческая, профессиональная, межэтническая, оказались одинаково низко выражены в обеих группах. По этим видам толерантности не обнаружено и значимых различий между выделенными группами испытуемых. Данные виды толерантности также оказывают меньшее влияние на общую толерантность личности, возможно, потому что выделенные сферы не являются актуальными для всех респондентов. Человек может не иметь никакого отношения к политике, управлению, не иметь контактов с представителями других этнических групп, не рассматривать свою этническую и профессиональную идентичность в качестве определяющих, поэтому возможности для проявления толерантности или интолерантности ограничены.

Значимые различия между группами Т и Т испытуемых обнаружены по следующим видам толерантности: межпоколенная, межкультурная, межличностная, гендерная. Это позволяет нам рассматривать данные сферы проявления толерантности в качестве более значимых, влияющих на общую толерантность личности, а данные шкалы опросника - в качестве более валидных по отношению к тем видам толерантности, которые они измеряют.

Структурные компоненты, т. е. составляющие толерантности, у толерантных и интолерантных испытуемых имеют гораздо более существенные различия. Так, в основе толерантности группы Тв респондентов лежат когнитивный, аффективный, этико-нормативный компоненты. А в структуре толерантности группы Тв испытуемых преобладают личностно-смысловой, идентифи^юнно-групповой компоненты. Таким образом, можно сделать выводы о том, что толерантность разных групп испытуемых обусловлена разными факторами. Например, высокотолерантные испытуемые склонны вести себя толерантно на основе собственного видения, знания и понимания ситуatsiи (когнитивный компонент), исходя из понятий об этике и норме (этико-нормативный компонент). Кроме того, в структуре толерантности данной группы испытуемых выражен идентифиЛюнно-личностный компонент, т. е. позитивное понимание собственной идентичности (принадлежности респондента к определенной половой, этнической, возрастной и другим группам). Толерантность низко толерантной группы испытуемых в большей степени определяется тем, какую значимость для них имеет та или иная ситуatsiя

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

(личностно-смысловой компонент) и как данную ситуа1в1ю интерпретирует и понимает группа, к которой они принадлежат (идентифи^Бюнно-групповой компонент). Возможно, главное отличие толерантных и интолерантных испытуемых состоит в том, что для проявления толерантности последних очень важен фактор принадлежности к группе, включающий элемент социального одобрения, тогда как для толерантных респондентов этот компонент не является решающим. Яркая выраженность идентифи^Бюнно-личностного компонента у толерантных испытуемых указывает на то, что они положительно воспринимают собственную принадлежность к какой-либо из выделенных групп (себя как представителя определенного пола, возраста, этноса, социальной группы и т.д.), осознают данные различия. Однако при этом для толерантных испытуемых фактор собственной идентичности не служит отправной точкой при построении отношений с другими людьми. На основании полученных нами данных в опроснике ВИКТИ можно выделить наиболее информативные шкалы, обнаружившие высокую корреляцию со средним показателем толерантности: межпоколенный, гендерный, межличностный виды толерантности. Поскольку именно эти показатели имеют максимальную выраженность на данной выборке испытуемых и максимально высокие корреляции со средним значением. Кроме того, шкалы имеют очень высокие корреляции друг с другом, образуя группы, поэтому можно сделать вывод о том, что они не являются независимыми.

Для изучения ценностных ориента1э1й толерантных и интолерантных испытуемых нами применялась методика Ш. Шварца [7], включающая в себя следующие 10 шкал:

1) конформность;

2) традиции;

3) доброта;

4) универсализм;

5) самостоятельность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) стимуляция;

7) гедонизм;

8) достижения;

9) власть;

10) безопасность.

Данные шкалы обнаружили значимые корреляции (0,34-0,68 при уровне значимости р < 0,05) со шкалами опросника толерантности, т. е. с ее компонентами и видами. Статистически достоверные различия (полученные при уровне достоверности р <0,01) между группами толерантных и интолерантных испытуемых обнаружены в структуре ценностей.

Ценность доброты обладает для толерантных испытуемых гораздо большей степенью значимости, чем для интолерантных. Доброта понимается как «заинтересованность в сохранении и повышении благополучия близких людей и

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

является производной ценностью от потребности в позитивном взаимодействии и аффилиа1Б1и» [7, с. 29];

Для толерантных испытуемых большей значимостью обладает ценность универсализма, что согласуется с пониманием толерантности как принятия и уважения всего живого, основанным на признании единства и общности. Универсализм является типичным примером просоциальной ценности и толкуется шире, чем доброта. Ценность универсализма трактуется как понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы, поэтому может рассматриваться как косвенный показатель толерантности.

Наибольшие различия между толерантными и интолерантными испытуемыми проявляются в значимости ценности власти. Власть, которая гораздо выше ценится интолерантными испытуемыми, понимается как социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами [7].

Доминирующими в структуре ценностей толерантных испытуемых являются ценности доброты и самостоятельности. В работах Г. Олпорта, А. Маслоу мы находим упоминание о сочетании самодостаточности, независимости и стремления к гармоничным отношениям с другими людьми, характерном для зрелых, самоактуализирующихся личностей, хотя толерантность, конечно, необходимое, но не достаточное условие самоактуализа!эк

Отметим также, что шкалы доброты и власти дали максимальное количество связей (на уровне значимости p <0,05) со шкалами толерантности (12 из 20 возможных). Соответственно, ценность доброты обнаружила положительную, а ценность власти отрицательную корреляционную зависимость, что позволяет рассматривать данные ценности в качестве значимых показателей при диагностике толерантности личности.

Также нами проверялось предположение о том, что толерантные и интолерантные люди имеют различия в такой области, как локус контроля. Для этого мы использовали тест-опросник уровня субъективного контроля (В.В Бажин, Е.А. Голыкина, А.М. Эткинд), состоящий из 7 шкал. Шкалы УСК обнаружили значимые корреляции (0,33-0,62 при p <0,05) с видами и компонентами толерантности (шкалами опросника ВИКТИ).

Самую высокую корреляцию дали шкалы интернальности в межличностных отношениях (0,62) и интернальности в семейных отношениях (0,51) со шкалой межэтнической толерантности. Данный факт иллюстрирует положение о том, что межэтническая толерантность может рассматриваться как индикатор общей толерантности личности. Также корреляционная зависимость обнаружена между шкалами общей интернальности (0,57) и интернальности в производственных отношениях (0,52) со шкалой социально-экономической толерантности. Это можно интерпретировать как факт, что люди, привыкшие полагаться на себя, готовые принимать на себя ответственность за то, что с ними происходит на работе, меньше зависят от влияния социально-экономического статуса.

ISSN 2992-9024 (online) 2024, №5(1)

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Максимальное I количество связей со шкалами опросника толерантности обнаружили шкалы общей интернальности, интернальности в области неудач, интернальности в области здоровья. В таблице представлены значения данных корреляций.

Шкалы опросника Ио Ид Ин Ис Ип Им Из

толерантности

Когнитивный компонент 00,48 00,26 00,47 00,44 00,18 00,26 00,41

Потребностно-мотивatsюнный 00,43 00,44 00,37 00,41 00,13 00,38 00,33

компонент

Личностно-смысловой 00,18 00,11 00,39 00,06 00,12 00,22 00,11

компонент

Социально-экономический 00,57 00,33 00,38 00,44 00,52 00,33 00,51

вид

Управленческий вид 00,08 00,36 00,01 00,07 00,03 00,12 00,06

Межконфессиональный вид 00,41 00,22 00,52 00,15 00,15 00,22 00,33

Межэтнический вид 00,26 00,18 00,46 00,51 00,14 00,62 00,41

Общий уровень 00,33 00,17 00,42 00,12 00,24 00,24 00,16

толерантности

Из данных таблицы видно, что наибольшее число связей с интернальностью дает потребностно-мотивatsiонный компонент и социально-экономический вид толерантности. Социально-экономический вид толерантности предполагает терпимое отношение к различиям людей, связанным с их материальным положением и социально-экономическим статусом. Соответственно, можно сделать вывод о том, что высокая интернальность, т. е. готовность рассматривать себя в качестве источника изменений, способствует тому, что людей устраивает собственный социально-экономический статус и они толерантно относятся к представителям различных социальных групп. Установлена достоверность различий между группами толерантных и интолерантных испытуемых по следующим шкалам: общая интернальность (р = 0,098), интернальность в области неудач (р = 0,058), интернальность в семейных отношениях (р = 0,003). Так как средние значения по шкалам у толерантных респондентов выше, можно сделать вывод: толерантные люди в целом более интернальны. Но наиболее ярко различия между локусом контроля толерантных и интолерантных респондентов обнаруживаются в сферах семейных взаимоотношений и объяснений причин неудач. Также установлена отрицательная связь (на уровне не ниже р < 0,05) общей интернальности (-0,42) и интернальности в области неудач (-0,41) с ценностью власти (по опроснику Шварца), что может свидетельствовать о том, что

© intereduglobalstudy.com

2024, ISSUE 5(1)

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

интолерантные люди, вероятнее всего, будут занимать обвинительную позицию по отношению к окружающим.

Толерантные испытуемые в большей степени характеризуются готовностью принимать на себя ответственность в разных ситуа1в1ях и объяснять происходящее с ними внутренними причинами (особенностями своей личности и т.д.). Интолерантные, напротив, склонны объяснять собственные неудачи внешними обстоятельствами, а в отношениях (в частности, семейных) перекладывать ответственность за происходящее (например, ссоры, конфликты) на партнеров, обстоятельства, третьих лиц. Они считают, что происходящие события от них не зависят, что что-то совершается с ним, а не им. Естественно, данная позиция не способствует повышению толерантности в межличностных отношениях.

Таким образом, для толерантных респондентов чаще характерны доминирование ценностей доброты, универсализма, самостоятельности и внутренний локус контроля. А для интолерантных в большей степени свойственны высокая значимость ценностей власти, достижения и внешний локус контроля. Итак, в ходе эмпирического исследовании группы толерантных и интолерантных респондентов обнаружены различия по ценностным ориента!Б1ям и по локализа!Б1и локуса контроля, что позволяет рассматривать эти личностные характеристики в качестве значимых составляющих толерантности личности.

АДАБИЁТЛАР РУЙХАТИ | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES

1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М.: Смысл, 1998.

2. Бардиер Г. Бизнес-психология. М.: Генезис, 2002.

3. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модек», 2003.

4. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и форми- рование толерантных отношений (теория и практика). М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модек», 2003.

5. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. М.: Смысл, 2000.

6. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. М.: Персей. Вече. АСТ, 1995.

7.Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.

8.Кхол Й. Соотношение индивидуального и типичного мышления // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.

9. Лузаков А.А., Базылева О.В. Категориальные структуры и мотива!Бюнные образования личности // Психологические проблемы самореализа!Б1и личности. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1997. Вып. 2.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

10. Лузаков А.А., Сухих Е.С. Стиль оценивания как фактор толерантности личности // Личность и бытие: личность и социальная реальность: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2003.

11. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000.

12. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб.: Смысл, 1998.

13. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретaции. Дубна: Феникс+, 2002.

MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАТБ1Я ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]

^bdusamatova Shahlo Saidmuratovna. katta o'qituvchi, [Абдусаматова Шахло Саидмуратовна, старший преподаватель], [Shahlo S. Abdusamatova, senior teacher]; манзил: Chirchiq shahri, Amir Temur ko'chasi 104 uy [адрес: г. Чирчик, улица Амира Темура 104 дом], [address: Chirchik city, Amir Temur street 104 house]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.