Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
448
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / TOLERANCE / INTOLERANCE / ETHNIC TOLERANCE / TOLERANCE AS A PERSONALITY TRAIT / SOCIAL TOLERANCE / COMMUNICATIVE TOLERANCE / ADOLESCENTS / GENDER / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТРОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Додзина О.Б.

Проблема толерантности является актуальной для развития и нормального существования государства и общества. Это обусловило цель нашего исследования - изучение структуры и гендерных особенностей толерантности подростков. Для тестирования 46 подростков (23 мальчика и 23 девочки) были использованы методики «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова) и «Коммуникативная толерантность» (В.В. Бойко). В статье представлено сопоставление результатов исследования этнической, социальной, коммуникативной толерантности и толерантности как черты личности мальчиков и девочек. Выявлено что подростки вне зависимости от пола проявляют как толерантность, так и интолерантность. При высоких значениях интолерантности и у мальчиков, и у девочек этническая толерантность несколько преобладает над социальной толерантностью и толерантностью как чертой личности. Полученные результаты автор статьи объясняет сочетанием с одной стороны характерной для подросткового возраста самоидентификации, закономерно приводящей к росту интолерантности, а с другой стороны социально-психологическими установками традиционно многонационального региона. Установлено, что интолерантность мальчиков более выражена по сравнению с девочками, однако значимые различия между ними были обнаружены лишь по показателям коммуникативной толерантности. Полученные результаты объяснены автором как следствие присвоения подростками соответствующей гендерной роли: маскулинной - мальчиками и фемининной - девочками. Результаты исследования актуализируют противоречие между необходимостью разработки и реализации психолого-педагогических мер по развитию толерантности общества и спонтанно развивающейся в подростковом возрасте интолерантностью, вызванной развитием субъективности подростков и присвоением мальчиками маскулинной гендерной роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER CHARACTERISTICS OF TOLERANCE IN ADOLESCENTS

The problem of tolerance is relevant for the development and normal existence of the state and society. This determined the purpose of our research - the study of the structure and gender characteristics of tolerance in adolescents. For this, we used the methods of “Tolerance Index” (G.U. Soldatova, O.A. Kravtsova, O.E. Khukhlaeva, L.A. Shaigerova) and “Communicative Tolerance” (V.V. Boyko) for testing 46 teenagers (23 boys and 23 girls). The article presents a comparison of the results of a study of ethnic, social, communicative tolerance, and tolerance as a boys’ and girls’ personality trait. It was revealed that adolescents, regardless of gender, exhibit both tolerance and intolerance. With high values of intolerance in both boys and girls, ethnic tolerance somewhat prevails over social tolerance and tolerance as a personality trait. The author explains the results by the combination of self-identification characteristic of adolescence, which naturally leads to an increase in intolerance, and, on the other hand, with the socio-psychological attitudes of the traditionally multinational region. It was found out that the intolerance of boys is more pronounced compared to girls, however, significant differences between them were found out only in terms of communicative tolerance. The results are explained by the author as a consequence of the assignment by adolescents of the appropriate gender role: masculine - boys and feminine - girls. The results of the study actualize the contradiction between the need to develop and implement psychological and pedagogical measures to develop tolerance in society and spontaneously developing intolerance in adolescence, caused by the development of subjectivity of adolescents and the assignment of masculine gender role by boys.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

Общая психология

УДК 159.922

Гендерные особенности толерантности подростков Gender characteristics of tolerance in adolescents

Додзина О.Б., Оренбургский государственный педагогический университет,

dodzina@yandex. ru

Dodzina O., Orenburg State Pedagogical University, dodzina@yandex.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.035

Ключевые слова: толерантность, интолерантрость, этническая толерантность, толерантность как черта личности, социальная толерантность, коммуникативная толерантность, подростки; гендер.

Keywords: tolerance, intolerance, ethnic tolerance, tolerance as a personality trait, social tolerance, communicative tolerance, adolescents, gender.

Аннотация. Проблема толерантности является актуальной для развития и нормального существования государства и общества. Это обусловило цель нашего исследования - изучение структуры и гендерных особенностей толерантности подростков. Для тестирования 46 подростков (23 мальчика и 23 девочки) были использованы методики «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова) и «Коммуникативная толерантность» (В.В. Бойко). В статье представлено сопоставление результатов исследования этнической, социальной, коммуникативной толерантности и толерантности как черты личности мальчиков и девочек. Выявлено что подростки вне зависимости от пола проявляют как толерантность, так и интолерантность. При высоких значениях интолерантности и у мальчиков, и у девочек этническая толерантность несколько преобладает над социальной толерантностью и толерантностью как чертой личности. Полученные результаты автор статьи объясняет сочетанием с одной стороны характерной для подросткового возраста самоидентификации, закономерно приводящей к росту интолерантности, а с другой стороны социально-психологическими установками традиционно многонационального региона. Установлено, что интолерантность мальчиков более выражена по сравнению с девочками, однако значимые различия между ними были обнаружены лишь по показателям коммуникативной толерантности. Полученные результаты объяснены автором как следствие присвоения подростками соответствующей гендерной роли: маскулинной - мальчиками и фемининной - девочками. Результаты исследования актуализируют противоречие между необходимостью разработки и реализации психолого-педагогических мер по развитию толерантности общества и спонтанно развивающейся в подростковом возрасте интолерантностью, вызванной развитием субъективности подростков и присвоением мальчиками маскулинной гендерной роли.

Abstract. The problem of tolerance is relevant for the development and normal existence of the state and society. This determined the purpose of our research - the study of the structure and gender characteristics of tolerance in adolescents. For this, we used the methods of "Tolerance Index" (G.U. Soldatova, O.A. Kravtsova, O. E. Khukhlaeva, L.A. Shaigerova) and "Communicative Tolerance" (VV. Boyko) for testing 46 teenagers (23 boys and 23 girls). The article presents a comparison of the results of a study of ethnic, social, communicative tolerance, and tolerance as a boys' and girls' personality trait. It was revealed that adolescents, regardless of gender, exhibit both tolerance and intolerance. With high values of intolerance in both boys and girls, ethnic tolerance somewhat prevails over social tolerance and tolerance as a personality trait. The author explains the results by the combination of self-identification characteristic of adolescence, which naturally leads to an increase in intolerance, and, on the other hand, with the socio-psychological attitudes of the traditionally multinational region. It was found out that the intolerance of boys is more pronounced compared to girls, however, significant differences between them were found out only in terms of communicative tolerance. The results are explained by the author as a consequence of the assignment by adolescents of the appropriate gender role: masculine - boys and feminine - girls. The results of the study actualize the contradiction between the need to develop and implement psychological and pedagogical measures to develop tolerance in society and spontaneously developing intolerance in adolescence, caused by the development of subjectivity of adolescents and the assignment of masculine gender role by boys.

Введение. Одним из возможных путей сплочения общества, проявляющегося в конструктивном взаимодействии людей в решении общих задач и преодолении конфликтности, является формирование у подрастающего поколения толерантного сознания, толерантного поведения и толерантных отношений. Не случайно, идеи консолидации общества и преодоления конфликтности лежат в основе федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», которая продолжает оставаться актуальной и сегодня в условиях обостряющегося социально-экономического расслоения общества и снижения социальной стабильности.

Феномен толерантности проявляется в готовности к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации и стереотипы поведения. В сформированном виде толерантность становится личностной диспозицией, которая как раз и предполагает готовность восприятия и принятия других такими как они есть, и взаимодействия с ними на основе согласия [1-3]. Иными словами, данное свойство есть не что иное как обобщённое отношение к людям. Такое понимание толерантности пересекается с содержательной трактовкой личности в теории отношений В.С. Мерлина и В.Н. Мясищева [4]. С другой стороны, толерантность как черта личности, будучи детерминированной системой отношений типа «человек-человек», реализуется в построении межличностного взаимодействия и общения. В связи с этим актуализация проблемы толерантности связана с противоположным феноменом интолерантности - личностной готовности к конфликтному взаимодействию, связанному с восприятием субъектом различий между собой и другим человеком, которое сопровождается отрицанием права на них в другом, переживанием неодобрения, непринятия, порицания [5].

Подростковый возраст считается периодом закономерного развития интолерантности [2;6]. Интолерантность подростков обусловлена самоидентификацией и её

механизмами - развитием образа «Я» и образа «Другого». Интолерантность подростков проявляется в отсутствии вариативности представлений о приемлемом поведении

сверстника, жёсткости представлений «свой-чужой /другой», слиянии образов «чужой /другой» и «враг» [2]. Вышесказанное свидетельствует об актуальности исследований, посвящённых толерантности подростков. Исследование же гендерного аспекта толерантности представляется актуальным для понимания социально-психологических факторов её формирования.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения «СОШ № 78» г. Оренбурга. Участниками исследования толерантности стали 46 подростков (23 мальчика и 23 девочки). Возраст испытуемых незначительно варьировал в промежутке 13 - 14 лет.

При исследовании толерантности подростков были использованы экспресс-опросник «Индекс толерантности» разработанный Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевой, Л.А. Шайгеровой и тест-опросник коммуникативной толерантности, предложенный В.В. Бойко [7;8]. В основу интерпретации результатов были положены пять основных показателя: общий уровень толерантности, этническая

толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности (личностная толерантность) и коммуникативная

толерантность.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование выявило лишь средний и низкий уровни общей толерантности у подростков. При этом средний уровень общей толерантности проявили 70% мальчиков и 87% девочек, а низкий был характерен для 30% мальчиков и 13% девочек, см. рисунок 1.

Выявленная тенденция к преобладанию среднего уровня общей толерантности указывает на присущее подросткам сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. Это означает, что в одних ситуациях они ведут себя толерантно, а в других могут проявлять интолерантность. Проявление низкого уровня общей толерантности свидетельствует о высокой интолерантности части испытуемых и наличии у них выраженных интолерантных установок по отношению к окружающим людям.

С целью качественного анализа полученных результатов были соотнесены разные компоненты толерантности: этнический, социальный, личностный, см. рисунок 2.

100

80

0х «

§ 60

е 40

о «

20

о

ч

70 1

й

мальчики

87

13

Ш

девочки

* высокий Я средний □ низкий

Рисунок 1. - Уровни общей толерантности подростков

о 70 « 60 9 50 8 40

а 30 § 20

§ 10 о д0

52 1

48

0

Этническая толерантность

57

61

43

0

Социальная толерантность

0

Толерантность как черта личности

Ы высокий

средний

□ низкий

Рисунок 2. - Уровни выраженности компонентов толерантности мальчиков

Наиболее выраженной оказалась этническая толерантность, проявленная мальчиками на высоком (52%) и среднем (48%) уровнях. Социальная толерантность и толерантность как черта личности оказались несколько менее выражены. Средний уровень социальной толерантности выявлен лишь у 43% мальчиков, 57% проявили социальную интолерантность. Толерантность как черта личности на среднем уровне была проявлена 61% мальчиков, остальные 39% - интолерантны.

Качественный анализ этнического, социального и личностного компонентов толерантности девочек показал, что они так же, как и мальчики проявили более выраженную готовность к достижению гуманного межкультурного взаимодействия по сравнению с социальной и личностной толерантностью. Это подтверждает высокий (61%) и средний (39%) уровни этнической толерантности в выборке девочек, см. рисунок 3.

0 80

в 60

1 40

е

^ 20 а 0

с и

о

61

I

39

I

0

Этническая толерантность

52

48

0

Социальная толерантность

0

70

I

30

Толерантность как черта личности

□ высокий ■ средний 0 низкий

0

0

0

Рисунок 3. - Уровни выраженности компонентов толерантности девочек

В отличие от относительно высокой этнической толерантности социальную толерантность на среднем уровне проявила половина девочек, другая половина показала социальную интолерантность. Средний уровень личностной толерантности диагностирован у 70% девочек, низкий уровень этой черты личности выявлен у 30%.

Сопоставление результатов мальчиков и девочек свидетельствует о сходных тенденциях в распределении результатов. Так и в мужской и в женской выборке преобладает этническая толерантность, что может объясняться традиционным для Оренбуржья

многонациональным составом общества. Социальная толерантность и толерантность как черта личности и у мальчиков, и у девочек выражена слабее, что свидетельствует о негативном внимании к различиям между собой и социальными меньшинствами. Низкие показатели социальной и личностной толерантности могут объясняться личным неблагоприятным опытом общения с представителями какой-либо группы социальных меньшинств, влиянием референтного социального окружения и спецификой подросткового возраста - становлением механизмов самоидентификации образа «Я» и

образа «Другого» [2;6]. В результатах мальчиков и девочек выявлены и различия. Различия заключаются в более высоких процентных показателях общей толерантности и всех её компонентов у девочек, что даёт основание предполагать, что девочки в отличие от мальчиков, чаще проявляют готовность воспринимать и принимать других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Однако использование методов математико-статистического анализа данных (критерий согласия Пирсона (%2 = 0,32, р = 0,48) показало недостоверность различий между группами мальчиков и девочек как по общему показателю уровня толерантности, так и по её компонентам. Отсутствие различий подтверждает позицию Л.Я. Гозмана, что мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружающие этого не заметили, так как это не соответствует их гендерной роли [9].

Исследование толерантности подростков предполагает анализ коммуникативной толерантности, являющейся условием эффективного и бесконфликтного общения, см. рисунок 4.

о 60

« 50 Я 40

¡е зо з

а

и «

о

20 10 0

52

48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з5 з5

з0

Мальчики

Девочки

Ы высокий ■ средний □ низкий

0

Рисунок 4. - Уровни коммуникативной толерантности подростков

В исследовании половина мальчиков проявили средний уровень коммуникативной толерантности, что говорит о зависимости проявления толерантности от особенностей конкретной ситуации общения, другая же половина обнаружила коммуникативную интолерантность. Низкие показатели

коммуникативной толерантности были проявлены мальчиками в большинстве случаев в шкалах, оценивающих склонность испытуемых к неприятию или непониманию индивидуальности человека, тенденцию ориентироваться на себя

при оценке собеседников, неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства, при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, трудности учёта характера, привычек или притязаний других участников общения, а также нетерпимость физического или психического дискомфорта, создаваемого другими людьми.

Показатели девочек более высокие. Так 35% девочек обладают высоким уровнем коммуникативной толерантности и отмечают свою готовность восприятия и принятия других

такими как они есть. Столько же девочек (35%) характеризуется средним уровнем

коммуникативной толерантности, что свидетельствует о влиянии ситуации общения на готовность проявить толерантность. Лишь 30% девочек обнаруживают коммуникативную интолерантность то есть демонстрируют низкую степень переносимости неприятных или не приемлемых, по их мнению, поступков партнёров по взаимодействию. Показатели толерантности девочек снижали результаты, полученные ими по шкале - стремление сделать других участников коммуникации «удобными» для общения.

В целом установлена тенденция к более низкой коммуникативной толерантности мальчиков в сравнении с девочками. Различия коммуникативной толерантности мальчиков и девочек статистически достоверны (критерий согласия Пирсона (х2 = 32,73, р <0,001).

Данную тенденцию можно объяснить, исходя из системы традиционных взглядов и ряда исследований, согласно которым мужчина представлен как более агрессивный, предприимчивый, доминирующий, независимый, напористый, упрямый, презирающий слабости [10]. Следуя традиционной гендерной роли, мальчик не может позволить себе быть мягким, деликатным и отзывчивым, так как эти черты традиционно приписываются женскому полу, он вынужден проявлять консерватизм и категоричность, чтобы соответствовать мужскому образу. Аналогичное объяснение выявленной тенденции к менее толерантному поведению мальчиков можно найти в теории социальных ролей Э. Игли, где отмечается, что мужчины в широком диапазоне ситуаций должны вести себя более агрессивно, чтобы соответствовать гендерной роли [11]. Кроме того, отмечается усиление влияния традиционных представлений о маскулинности на поведение мальчиков в подростковом и юношеском возрастах [12], а бедный опыт общения подростков с взрослыми мужчинами приводит к затруднениям в проявлении маскулинности в повседневной жизни, что тоже может снижать показатели толерантности мальчиков, полученные в нашем исследовании.

Полученные в исследовании данные о более выраженной коммуникативной толерантности девочек подтверждают точку зрения Е.П. Ильина

и Д. Бакана о том, что наиболее характерной женской позицией в обществе является попечительство, и в общении девочки и женщины склонны помогать, наставлять, ухаживать [13]. Возможно, что именно коммуникативная толерантность способствует формированию и поддержанию у лиц женского пола любого возраста более широкого круга общения [14].

Сопоставление результатов обеих методик обнаруживает у большинства подростков преобладание средних показателей

толерантности, свидетельствующих о

возможности проявления как толерантности, так и интолерантности в общении и взаимодействии. Остальная выборка проявила интолерантность. Интолерантность мальчиков более выражена, по сравнению с девочками, однако значимые различия между ними были обнаружены лишь по показателям коммуникативной толерантности. Полученные результаты подтверждают данные О.Г. Кравцова о влиянии личностного развития подростков на выраженность интолерантных установок [2].

Заключение. Таким образом, результаты исследования позволили выявить преобладание среднего уровня общей толерантности, указывающее на присущее подросткам сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, при этом в большей степени подростки склонны проявлять этническую толерантность и в меньшей степени - социальную и личностную. Коммуникативная толерантность мальчиков значимо ниже готовности девочек к согласованному общению со сверстниками. Проявления интолерантности подростков объясняются процессом самоидентификации и её механизмами - развитием образа «Я» и образа «Другого», а также интериоризацией подростками гендерных представлений общества. Это свидетельствует о практической актуальности разработки психолого-

педагогических и социальных мер по развитию толерантности подростков. Особое внимание при разработке и реализации которых необходимо уделить разрешению противоречивых отношений между формируемой толерантностью и спонтанно развивающейся интолерантностью, вызванной развитием субъективности подростков.

Литература:

1. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. Научно-

публицистический вестник. - 2001. - Вып.1-2. - С. 8-18.

2. Кравцов О.Г. Роль толерантности в личностном развитии ребёнка / О.Г. Кравцов // Вестник РГГУ,

Серия: психология, педагогика, образование. - 2009.-№ 7. - С. 189-198.

3. Smekal V. Tolerance: Anthropological and Psychological View / V. Smekal // Studia Psychologica. -1995. - Vol. 37 (5). - P. 287-289.

4. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности / В.С. Мерлин. - Пермь: ПГПИ, 1970. - 294 с.

5. MondakJ.Tolerance and intolerance, 1976-1998 / J. Mondak, M. Sanders // American Journal of Political Science. - 2003. - Vol. 47(3). - P. 492-502.

6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Флинта, 2004. - 670 с.

7. Психодиагностика толерантности личности; под ред. Г.У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.

8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. -469 с.

9. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М.: МГУ, 1987. - 175 с.

10. Тендерная психология; под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.

11. EaglyA.Sex Differences in Social Behavior: A Social Role Interpretation^ NJ: Hillsdale,1987. - 190 p.

12. Кон И.С. Маскулинность в меняющемся мире / И.С. Кон // Вопросы философии. - 2010. - № 5. - С. 25-35.

13. Ильин Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.

14. Матрехина Н.В. Социальная сеть человека в контексте его жизненных ситуаций: автореф. дис ... канд. псх. наук: 19.00.05 / Матрехина Наталья Викторовна. - СПб., 2006. - 22 с.

References:

1. Asmolov A.G. On the meanings of the concept of "tolerance" / A.G. Asmolov, G.U. Soldatova, L.A. Shaigerova // Century of tolerance. Scientific journalistic bulletin. - 2001. - Issue 1-2. - S. 8-18.

2. Kravtsov O.G. The role of tolerance in the personal development of a child / O.G. Kravtsov // Bulletin of the Russian State Humanitarian University, Series: Psychology, Pedagogy, Education. - 2009. - № 7. - S. 189-198.

3. Smekal V. Tolerance: Anthropological and Psychological View / V. Smekal // Studia Psychologica. -1995. - Vol. 37 (5). - P. 287-289.

4. Merlin V.S. Problems of experimental personality psychology / V.S. Merlin. - Perm: PSPI, 1970. - 294 p.

5. Mondak J. Tolerance and intolerance, 1976-1998 / J. Mondak, M. Sanders // American Journal of Political Science. - 2003. - Vol. 47 (3). - P. 492-502.

6. Feldstein D.I. Psychology of growing up: structurally-substantial characteristics of the process of personality development / D.I. Feldstein. - M.: Flint, 2004. - 670 p.

7. Psychodiagnostics of personality tolerance; under the editorship of G.U. Soldatova, L.A. Shaigerova. - M.: Sense, 2008. - 172 p.

8. Boyko V.V. The energy of emotions in communication: a look at yourself and others / V.V. Smartly. - M.: Filin, 1996. - 469 p.

9. Gozman L.Ya. Psychology of emotional relations / L.Ya. Gozman. - M.: Moscow State University, 1987. -175 p.

10. Gender Psychology; under the editorship of I.S. Klecin. - St. Petersburg: Peter, 2009. - 496 p.

11. Eagly A. Se Differences in Social Behavior: A Social Role Interpretation, NJ: Hillsdale, 1987. - 190 p.

12. Kon I.S. Masculinity in a changing world / I.S. Kon // Questions of Philosophy. - 2010. - № 5. - S. 25-35.

13. Ilyin EP Sex and gender / E.P. Ilyin. - St. Petersburg: Peter, 2002. - 688 p.

14. Matrekhina N.V. The social network of a person in the context of his life situations: author. dis ... cand. psx. sciences: 19.00.05 / Matrehina Natalya Viktorovna. -SPb., 2006. - 22 p.

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.