Зайцева Т.С.1, Данилова М.В.2 ©
'Студент, кафедра социальной педагогики и психологии,
2Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и психологии Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ИНДЕКСА ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В данной статье рассматривается степень выраженности индекса толерантности у подростков. Автор дает обобщенную характеристику анализа современной психологопедагогической литературы по проблеме различного толкования понятия «толерантность» Основное содержание статьи заключается в изучении уровней толерантности современных подростков. Данное направление дополняется исследованием уровней толерантности как среди мальчиков, так и среди девочек.
Ключевые слова: толерантность, подросток, толерантная личность, интолерантность, индекс толер антности.
Keywords: tolerance, teenager, tolerant person, intolerance, tolerance index.
На современном этапе развития России актуальным становится вопрос о толерантном отношении местного населения к приезжим мигрантам из других стран. Переселенцы и принимающее сообщество находятся в сложном взаимодействии, которое показывает противоречивость интересов сторон. Складывающееся под влиянием миграционных процессов социальные взаимодействия в местах поселения мигрантов нередко носят проблемный характер, сопровождаются ростом социальной напряженности и конфликтности. Поэтому актуальным становится вопрос о принятии местным населением представителей других этносов и на первый план выдвигается проблема взаимодействия и толерантности.
Е.С. Смирнова, под понятием толерантности в современном его значении понимает «расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе» [3, 11].
Особое внимание следует уделить трактовке понятия, которое было дано А.Г. Асмоловым. «В историко-эволюционном процессе толерантность выступает как норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности. В этническом плане толерантность выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость» [1, 156].
По мнению Г. У. Солдатовой толерантность строится на четырех основных позициях, связанных с психологической устойчивостью, системой позитивных установок, совокупностью индивидуальных качеств и системой личностных и групповых ценностей [4, 4].
Обзор современной психолого-педагогической литературы позволяет рассмотреть толерантность как уважение и признание равноправия, недопущение повиновения и принуждения, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, правил и норм поведения.
В такой трактовке понятие «толерантность» означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей иных народов и культур такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.
Положительное осмысление толерантности происходит через уяснение ее обратной стороны - интолерантности или нетерпимости, которая базируется на понимании того, что твоя
© Зайцева Т.С., Данилова М.В., 2013 г.
группа, твоя система мнений, суждений, представлений, взглядов, твой тип жизни стоят значительно выше остальных. Это не только отсутствие чувства солидарности, это непонимание другого за то, что он выглядит и мыслит по-иному, по-другому.
В иерархии взаимоотношений толерантность и интолерантность играют роль основных категорий. Толерантность как качество человека вызывает отношение доверия, установку к компромиссу и сотрудничеству, а так же радость, коммуникабельность, дружелюбие.
Соответственно интолерантность пробуждает негативизм, недоброжелательность, тенденцию спорить по поводу и без повода, а также негативные эмоции - гнев, досаду, злобу, ярость. Интолерантность происходит из убежденности личности или определенной группы в том, что их система верований или образ жизни являются преобладающими по отношению к системе верований, образу жизни других людей [2, 16].
Толерантная личность осознает необходимость изменить самого себя, свою манеру поведения, привычки ради достижения согласия и понимания с другими, «иными». Образ толерантной личности включает в себя образ идеала, охватывающего следующие этнопсихологические характеристики: гуманность, ответственность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, эмпатию. Проявление этих качеств может быть реализовано во взаимодействии. Ведь именно при общении людей разных национальностей друг с другом происходит неизбежное столкновение мнений, стремлений, интересов, жизненных установок, моральных и нравственных норм. Если в процессе общения достигается взаимопонимание, дружеское расположение друг к другу, то можно говорить о высоком уровне толерантности человека. Напротив, личность, неспособная предугадать поведение собеседника, наладить доверительные взаимоотношения, изменить свое собственное отношение к другому человеку и к миру, обладает низким уровнем толерантности. В процессе взаимодействия происходит постижение и понимание другого человека, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами.
Для выявления степени выраженности уровня толерантности у подростков было организовано и проведено исследование на базе МБОУ Лицея № 17 г. Владимира. В исследовании приняли участие 30 респондентов - подростки в возрасте 13-14 лет, среди которых 13 мальчиков и 17 девочек.
Результаты, полученные по методике «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгерова), представлены на рисунке 1.
60,00% сп ппо/
50,0и % /1П ППО/
30,00% -)П ппо/
20,00% л п ппо/
10,00% п ппо/
и, /и Низкий Средний Высокий
Рис. 1. Результаты методики «Индекс толерантности»
Как мы видим, среди подростков преобладает средний уровень толерантности - 56,66%. Такие результаты свойственны людям, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. 26,66% подростков относятся к низкому уровню
толерантности, что свидетельствует о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. К высокому уровню толерантности относятся всего 13,33% учащихся подросткового возраста. Данная группа подростков обладает выраженными чертами толерантной личности.
Исходя из полученных результатов мы можем представить уровни толерантности среди мальчиков и девочек (рис. 2).
80,00%
60,00%
40,00%
20,00%
0,00%
Рис. 2. Результаты методики «Индекс толерантности» среди мальчиков и девочек
Как мы видим, исходя из рисунка, уровень толерантности среди мальчиков и девочек представлен неравнозначно. 38,46% мальчиков показали результаты, относящиеся к низкому уровню толерантности, тогда как среди девочек данный показатель представлен всего 17,64%. Для этой категории характерны нетерпимость, отрицательное отношение к представителям разных этнических групп.
Максимальные показатели среди подростков были выявлены в среднем уровне толерантности: у мальчиков это - 61,53%, а у девочек - 52,94%, что свидетельствует о наличии толерантных черт, навыков конструктивного отношения к этническим различиям между людьми. Такие учащиеся способны уважать и признавать равенство людей по национальному признаку, допускать многообразие человеческих культур, норм поведения.
Высокий уровень толерантности представлен только среди девочек - 23,52%. Это характеризует их как терпимых, гуманных к чужому мнению, верованию и поведению, готовых принять «других», какими они есть, и взаимодействовать с ними на равных.
Проведенное исследование показало, что среди подростков выявлен в преобладающей степени средний уровень толерантности - 56,66%, низкий уровень представлен у 26,66%, что свидетельствует о необходимости проведения среди подрастающего поколения программ по формированию толерантного отношения. Но также стоит отметить, что среди учащихся присутствуют подростки с высоким уровнем толерантности - 13,33%, что показывает, достаточно положительное отношение к представителям другой национальности у современной молодежи. Если рассматривать данный показатель по половому признаку, то мы видим, что только у девочек присутствует высокий уровень толерантности - 23,52%. Средний уровень представлен у мальчиков - 61,53%, а у девочек - 52,94%, это характеризует наличие способности у современных подростков к уважению, доброжелательности и терпимому отношению к представителям других национальностей. Низкий уровень толерантности характерен в основном для мальчиков - 38,46% и только 17,64% девочек.
Проблема толерантности среди подростков особенно актуальна в сложившихся социально-экономических условиях, так как воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем.
Литература
1. А.Г. Асмолов - Толерантность как культура XX века // Толерантность: объединяем усилия. - М.: «Летний сад» - 2002. - С. 150-181.
2. Э.Б. Риэрдон - Толерантность - дорога к миру. - М.: «Бонди» - 2001. - 304с.
3. Е.О. Смирнова - Межличностные отклонения как сфера зарождения и проявления толерантности //
Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО. - 2003. - С. 11-13.
4. Г.У. Солдатова - Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив //
Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН. - 1993. - 262с.
Низкий Средний Высокий
■ Мальчики ■ Девочки