Научная статья на тему 'Психологическая характеристика личности с разным уровнем развития коммуникативной толерантности'

Психологическая характеристика личности с разным уровнем развития коммуникативной толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
590
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / УРОВНИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / FEATURE OF THE PERSONALITY / PSYCHOLOGICAL CONTENTS OF TOLERANCE / A TOLERANCE LEVEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семёнова Елена Михайловна

В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности толерантности личности. Сделаны выводы об интегративной природе толерантности и разной степени представленности ее психологических характеристик в зависимости от уровня развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Characteristics of the Personality with a Different Level of Communicative Tolerance Development

In the article approaches to understand tolerance essence of the personality are considered. Conclusions are made about the integrative nature of tolerance and a different degree of representation of its psychological characteristics depending on the level of development.

Текст научной работы на тему «Психологическая характеристика личности с разным уровнем развития коммуникативной толерантности»

УДК 159.923

Е. М. Семёнова

Психологическая характеристика личности с разным уровнем развития коммуникативной толерантности

В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности толерантности личности. Сделаны выводы об интегратив-ной природе толерантности и разной степени представленности ее психологических характеристик в зависимости от уровня развития.

Ключевые слова: толерантность, характеристика личности, психологическое содержание толерантности, уровни толерантности.

Е. М. Semionova

Psychological Characteristics of the Personality with a Different Level of Communicative Tolerance Development

In the article approaches to understand tolerance essence of the personality are considered. Conclusions are made about the integrative nature of tolerance and a different degree of representation of its psychological characteristics depending on the level of development.

Key words: tolerance, feature of the personality, psychological contents of tolerance, a tolerance level.

В настоящее время феномен толерантности широко исследуется учеными, принадлежащими к самым разным отраслям науки. Ключевой идеей всех этих исследований является мысль о том, что без толерантности невозможны вообще какие бы то ни было продуктивные и гармоничные отношения. Исследовательских работ, посвященных проблеме толерантности огромное число, их тематика весьма разнообразна, однако большинство из них можно отнести к двум большим группам: с одной стороны, это теоретические разработки, с другой - прикладные. При этом среди «теоретических» преобладают философские, культурологические и социологические исследования, а среди прикладных - педагогические разработки сугубо технологически-методического характера. При этом выпадает очень важное звено - психологическое, внутрилично-стное содержание феномена толерантности, без понимания которого трудно ожидать создания адекватных и эффективных способов его развития.

Определения толерантности, представленные в психологической литературе, отличаются большим многообразием и трудносопоставимы. Из описанного многообразия видов и форм толерантности становится ясно, что вряд ли корректно вести речь о «толерантной (интолерантной)

личности» как таковой, точнее будет говорить об уровне или степени проявления толерантности (высоком, среднем, низком), понимая под этим разную степень выраженности данного личностного свойства.

Нельзя однозначно утверждать, что более высокий уровень толерантности всегда предпочтительнее. Чрезмерное, неадекватное обстоятельствам повышение толерантности (как выражаются некоторые социологи - «толерантность без берегов») может вести к ослаблению сопротивляемости и увеличению уязвимости человека. Все это требует более осторожного отношения к вопросам проявления толерантности в непосредственном межличностном общении, или, другими словами, ставит проблему меры толерантности.

За семантикой слова «толерантность» стоит отчетливо обозначенная идея меры, границы, до которой можно терпеть другого, даже если его действия вызывают недоумение или сопротивление, то есть толерантность определяется некоторыми оптимальными границами.

Еще один аспект проблемы толерантности -многоаспектность и неоднородность ее психологического содержания. Это означает, что невозможно с достаточной полнотой описать толерантность в одном измерении. Это сложный и

© Семёнова Е. М., 2012

многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений». Поэтому имеет смысл выделить не все, а наиболее важные психологические измерения толерантности, которые можно рассматривать как приоритетные направления ее развития.

Толерантность может рассматриваться в двух аспектах: в широкой и узкой интерпретации этого понятия. Узкое, конкретное («техническое») понимание характерно для естественных наук (иммунология, фармакология, токсикология, биология), где термин «толерантность» рассматривается как адаптация организма к внешней среде, которая выражается в ослаблении иммунологического ответа на воздействие какого-либо вещества, что способствует сохранению гомеостаза.

Толерантность с точки зрения психофизиологического подхода - это «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Внешне это находит проявление в «выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптационных возможностей» [10, с. 401]. Это наглядно демонстрирует определение толерантности в психологических словарях.

В психологии личности толерантность рассматривается как «интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью успешной адаптации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром» [7, с. 64]. Толерантная личность рассматривается в противопоставлении с интолерантной [1, 7, 9].

В рамках парадигмы личностных черт проблема толерантности и интолерантности освещена в контексте таких характеристик, как экстраверсия, нейротизм (Г. Айзенк, К. Бартол, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова); враждебность (Е. Г. Виноградова, П. Ф. Комогоров, О. Шемякина); агрессивность (В. М. Золотухин, В. В. Ко-ротков, Н. В. Недорезова); тревожность (Л. М. Балабанова, И. А. Домнушкина, Л. В. Меньшикова); коммуникативные установки (В. В. Бойко); личностные ценности (М. Рокич, Э. Хиг-гинс); механизмы эмпатии (К. Роджерс); локус контроля (Дж. Роттер) и др.

Как мы видим, весь этот ряд личностных характеристик поднимается от психофизиологиче-

ского уровня до социального, от умения держать себя в руках до «искусства жить с непохожими».

Обобщая разнообразные подходы к пониманию сущности толерантности, можно говорить о том, что толерантность является интегральной характеристикой индивида и проявляется через способ взаимодействия с окружающим миром. Выражается толерантность в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия методом сотрудничества и диалога, в способности человека принимать другого во всем его многообразии (Г. Л. Бардиер, С. К. Бондырева, Е. Г. Виноградова, О. А. Драга-нова и др.).

Несмотря на все разнообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается известная неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследован-ность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов.

Для выявления психологического содержания толерантности нами была поставлена задача: определить релевантные психологические характеристики личности, обеспечивающие высокий, средний или низкий уровень ее проявления. В качестве гипотезы эмпирического исследования мы определили следующее предположение: психологическое содержание толерантности отличается на разных уровнях ее проявления.

В проведенном исследовании приняло участие 154 человека (82 женщины и 72 мужчины). Возрастной диапазон мужчин, принявших участие в исследовании был от 19 до 55 лет (средний возраст 37 лет).

Согласно теоретическому конструкту исследование содержания толерантности личности осуществлялось по следующим показателям: общий уровень толерантности личности (Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хух-лаевой, Л. А. Шайгеровой), индивидуальная степень выраженности способности к самоанализу и пониманию своего состояния, а также способности к пониманию действий и поступков других людей (Методика оценки рефлексивности А. В. Карпова), степень развития чувства личной ответственности за происходящие с человеком события - уровень интернальности (Опросник уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда), пять базовых личностных характеристик: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность (Опросник диагностики личност-

ных особенностей профессионала (ЛОП) И. Г. Сенина, В. Е. Орла), эмпатия личности (Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна), уровень развитости общей саморегуляции (Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой), эмоциональное выгорание - симптомы эмоционального истощения, деперсонализации, редукции профессиональных достижений (Опросник психического выгорания К. Маслач (МВ1 - 08)), совладающее поведение в стрессовых ситуациях взаимодействия - копинг, ориентированный на

задачу, копинг, ориентированный на эмоции, ко-пинг-избегание («Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Т. А. Крюковой).

Для решения поставленной задачи нам необходимо было выделить группы с разной степенью толерантности опрошенных людей. Поскольку методика определения толерантности таких результатов нам не дала (по нормам методики 87 % испытуемых получили средние оценки), мы воспользовались методом контрастных групп (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровень толерантности Г, частота накопленная частота % накопленный %

низкий 21 21 26,25 26,25

высокий 24 45 30,00 56,25

средний 35 80 43,75 100,00

Так как мы включали границы числовых значений в контрастные группы, то деление на группы получилось 25-50-25. Далее нам предстояла задача выявить наполнение (психологическое содержание) толерантности. Мы предположили, что некоторые из измеренных нами переменных должны быть сильно взаимосвязаны с толерантностью, другие в меньшей мере. То есть определенный уровень толерантности обеспечивается определенным уровнем интернальности, эмпатии, рефлексивности, саморегуляции и другими характеристиками личности. В дальнейшем, опираясь на эти характеристики, можно предсказать уровень развития толерантности личности.

Чтобы проверить нашу модель, мы использовали дискриминантный анализ (зависимая переменная - толерантность в уровнях, независимые переменные - все остальные). Основным показателем адекватности модели для нас был процент правильных предсказаний (66 % по всей выборке). Прямой пошаговый метод позволил оставить в модели только важные переменные. В таблице 2 представлены стандартизированные коэффициенты, по которым можно увидеть, какие из оставшихся в модели переменных вносят наибольший вклад в дисперсию выборки.

Таблица 2

гы дискриминантных функций

Переменные Дискриминантная функция 1 Дискриминантная функция 2

нейротизм 0,50 0,06

саморегуляция 0,74 -0,40

добросовестность -0,86 0,11

рефлексивность -0,42 0,21

эмоциональное истощение 0,25 0,62

копинг-избегание -0,30 -0,73

экстроверсия 0,51 0,00

интернальность -0,28 -0,35

Из таблицы видно, что наибольший вклад в психологическое содержание толерантности вносят 8 переменных, среди них наиболее значимые: добросовестность, саморегуляция, копинг-избегание и эмоциональное истощение. Чуть менее важными являются такие личностные характеристики, как экстраверсия, нейротизм, рефлексивность.

Представим далее структурную матрицу дис-криминантных функций (табл. 3). Представленную матрицу можно рассматривать как матрицу факторных нагрузок в факторном анализе, а ее коэффициенты интерпретировать как корреляции переменных с дискриминантными функциями.

Таблица 3

Структурная матрица

Переменные Дискриминантная функция 1 Дискриминантная функция 2

нейротизм 0,41 0,45

саморегуляция 0,30 -0,55

добросовестность -0,32 -0,03

рефлексивность -0,43 0,16

эмоциональное истощение 0,37 0,48

копинг-избегание 0,17 -0,44

экстроверсия -0,03 -0,24

интернальность -0,33 -0,30

Структурная матрица и графическое изображение (рис. 1) выделенных групп испытуемых на осях дискриминантных функций (фактически

осей, основанных на измеренных переменных) позволяют охарактеризовать эти группы.

Рис. 1. Расположение различных по толерантности групп испытуемых на осях дискриминантных функций

Оказалось, что низкий уровень толерантности имеет высокие значения по шкале 1 и низкие значения по шкале 2. Структурная матрица (табл. 3) исследуемых показателей показывает, что высокие значения по шкале 1 - это высокий уро-

вень нейротизма, низкие - добросовестность и рефлексивность и т. д. Интересным является тот факт, что высокий уровень толерантности не отличается от низкого по шкале 1, но они примерно на одном уровне по шкале 2. Значит, полюсы

толерантности появляются из-за различий в добросовестности и рефлексивности. Остальные переменные входят с похожими нагрузками и в шкалу 2.

Охарактеризуем полученные данные по уровням толерантности (степень наполняемости их разными уровнями независимых переменных).

Низкий уровень толерантности связан с высокими показателями нейротизма и высоким уровнем эмоционального истощения, а также частым использованием копинга избегания, но с низкой рефлексивностью и добросовестностью, низкими показателями общей интернальности, саморегуляции, интроверсией.

Человек с такими показателями характеризуется тенденцией воспринимать свою профессиональную деятельность как источник постоянного стресса. Он испытывает трудности при принятии решений и с большим трудом справляется с любыми непредвиденными ситуациями, возникающими на работе. В критических ситуациях он часто теряется, не умееет контролировать свое импульсивное поведение. В работе такие люди часто бывают неорганизованными, недисциплинированными и ненадежными в выполнении своих профессиональных обязанностей. Их действиями, как правило, руководят импульсивные желания, такие люди редко доводят начатое дело до конца. При этом их мотивация достижений снижена, и они не стремятся повышать свой профессиональный статус. Не склонны к самоанализу произошедших событий и своего поведения в них, прогнозированию вероятного исхода ситуации. Они не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Характеризуются низким уровнем общительности, активности, энергичности и оптимистичности. Весьма частым явлением для них является эмоциональное истощение, которое проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. При совладании со стрессовыми ситуациями они выбирают пассивные поведенческие стратегии (избегание, подавление мыслей и чувств, связанных со стрессовой ситуацией).

Высокий уровень толерантности характеризуется высокой степенью рефлексивности и добросовестности (сознательности), высокой саморегуляцией, высокой степенью интернальности, низким уровнем нейротизма и эмоционального

истощения, а также выбором копинг-стратегии избегания.

Испытуемые с высокой толерантностью способны к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, к самоконтролю своего поведения, самоанализу происходящего, к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями. Они проявляют ответственность и добросовестность в работе, считают, что самодисциплина и самоконтроль - это важные понятия в любой работе. Принимаемые ими решения отличаются разумностью и взвешенностью. В то же время их характеризует выбор пассивных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями, тенденция спокойного и уравновешенного отношения к своей деятельности. Такой человек редко сомневается в своих профессиональных возможностях и с готовностью берется за выполнение сложных и важных заданий. В любых экстремальных и непредвиденных ситуациях он способен принимать взвешенные и разумные решения. В отношениях с коллегами не склонен к конфликтам. Гибко реагирует на изменение условий. Уверенно чувствует себя в незнакомых ситуациях. Характеризуется общительностью, напористостью, активностью, энергичностью. Такие люди чувствуют свою собственную ответственность за происходящие с ними события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Средний уровень толерантности имеет средние значения по всем выделенным переменным: добросовестность, эмоциональное истощение, рефлексивность, интернальность, но низкие по саморегуляции, копинг-избеганию и эктраверсии.

Людей со средним уровнем развития толерантности характеризует умеренная степень выраженности умения контролировать свое импульсивное поведение и проявлять ответственность и добросовестность в работе. Выбор пассивных стратегий (избегание, подавление чувств) у них не такой частый. Способность к самоанализу и самоконтролю своего поведения выражена умеренно. Они осознают ответственность за происходящие с ними жизненные события. В то же время у них не сформирована потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения, но тенденция к избеганию трудных жизненных ситуаций у них не выражена. Характеризуются проявлениями сдержанности, неторопливости, трудолюбия и склонности к уединению. Они не склонны принимать быстрых

и спонтанных решений. В критических ситуациях могут проявить некоторую растерянность.

Итак, используя дискриминантный анализ, мы охарактеризовали группы разной толерантности по всем измеренным независимым переменным и «наполнили» понятие толерантность определенным психологическим содержанием. Результаты проведенного исследования психологического содержания толерантности позволяют нам сделать вывод об интегративной природе толерантности и разной степени представленности ее психологических характеристик в различных уровнях ее развития.

Библиографический список:

1. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности [Текст] : автореф. дис. ... докт. психол. наук / Г. Л. Бардиер. - СПб., 2007. - 45 с.

2. Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования [Текст] : учеб. пособ. / Г. В. Безюлева, С. К. Бондарева, Г. М. Шеламова. - М. : Московский соц.-психологич. ин-т, 2005. - 152 с.

3. Виноградова, Е. Г. Субъектные предпосылки толерантности личности [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. Г. Виноградова. - Сочи, 2002. - 24 с.

4. Декларация принципов толерантности [Текст] // На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А. Г. Ас-молов. - М. : Смысл, 2000. - 255 с.

5. Драганова, О. А. Психофизиологические маркеры личностной толерантности в юношеском возрасте [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. А. Драганова. - СПб., 2007. - 24 с.

6. Психодиагностика толерантности личности [Текст] / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеро-вой. - М. : Смысл, 2008. - 172 с.

7. Солдатова, Г. У. Психология межэтнических отношений в ситуации социальной нестабильности [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / Г. У. Солдатова. -М., 2001. - 431 с.

8. Золотухин, В. М. Толерантность как элемент адаптации человека в культуре [Текст] / В. М. Золотухин // Дефиниции культуры: сб. тр. участников Всероссийского семинара молодых ученых. - Томск : Том. ун-т, 1998. - Вып. 3. - С. 55-59.

9. Комогоров, П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. Ф. Комогоров. - Курган, 2000. - 23 с.

10. Психология. Словарь [Текст] / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.

11. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь [Текст : в 2 т. Т. 2 / А. Ребер ; пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. - М. : Вече, 2000. - 1152 с.

12. Солдатова, Г. У. Психология межэтнических отношений в ситуации социальной нестабильности [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / Г. У. Солдатова. -М., 2001. - 431 с.

13. Тишков, В. А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах [Текст] / В. А. Тиш-ков // Культура мира и демократии : учеб. пособ. - М. : Пресссоло, 1997. - 420 с.

14. Шеламова, Г. М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Г. М. Шеламова. - М., 2003. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.