РАЗДЕЛ IX
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 301.085:15
Ефремкина Ирина Николаевна
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии, соискатель кафедры прикладной психологии Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, eamdomtyy andex.ru, Пенза
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ПОДРОСТКОВ
Yefremkina Irina Nikolaevna
The teacher offaculty of pedagogic and psychology Penza State Technological Academy, the competitor of faculty of applied psychology of the Penza State Pedagogical University named by V G. Belinsky, [email protected], Penza
AGE FEATURES OF TOLERANCE AND ETHNIC STEREOTYPES OF TEENAGERS
В настоящее время проблема толерантности является предметом исследования целого ряда наук, в том числе и психологической науки, что свидетельствует о серьёзном интересе к ней.
На наш взгляд, в настоящее время проблема толерантности и её антипода - интолерантности, является особенно значимой и актуальной среди подростков и молодежи, что обусловлено ростом межэтнической напряженности и нетерпимости в обществе. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность, поскольку становление открытого гражданского общества, продолжение демократических реформ не может осуществляться без консолидации общества.
С точки зрения профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности рассматривают проблему А. Г. Асмолов, Б. С. Гершунский, Г. У. Солдатова, Д. И. Фельдштейн, С. Д. Щеколдина, И. М. Юсупов.
С точки зрения вопросов этнопсихологии понятие и проблема толерантности, этнического самосознания, этнических стереотипов рассматривается Ю. В. Арутюняном, Г. Л. Бардиер, Л. М. Дробижевой, Н. М. Лебедевой, В. Ф. Петренко, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, Ю. П. Платоновым, В. Ю. Хотинец.
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по проблематике толерантности, исследования касаются в основном ситуаций межэтнической напряженности в различных республиках и регионах России -Северного Кавказа, Тувы, Татарстана, Саха (Якутии), Краснодарского края. Кроме того, исследования проводятся в основном на взрослой выборке. И в
то же время недостаточно исследований, касающихся проблем толерантности, в том числе и этнической, среди подростков, проживающих в центральных регионах России, Поволжье. Поэтому проведённое нами исследование толерантности подростков, проживающих в регионе, где нет выраженных этнических конфликтов, может являться новым и актуальным.
Также, на наш взгляд, остаётся открытым вопрос о проявлениях толеран-тности-интолерантности у подростков разных возрастных групп
«Толерантность-интолерантность» - это сложный социально-психологический феномен, который помогает понять личность, её отношение прежде всего к миру, себе, её поведение, систему взаимоотношений с миром.
Наше понимание толерантности базируется на подходе Г. У. Солдатовой и Л. А. Шайгеровой, которые рассматривают толерантность как устойчивость, диапазон которой очень широк: от нервно-психической до социально-психоло-гической [9, с. 7]. Нами сделан акцент на социально-психологической устойчивости как устойчивости прежде всего к социальным, этническим различиям.
При этом мы основываемся на точке зрения Г. Л. Бардиер о том, что «методологически верным следует признать изучение толерантности не только в статике, но и в динамике» [2, с. 18].
Учитывая, что периодом интенсивной этносоциализации личности является подростковый возраст, мы полагаем, что изучение «толерантности-ин-толерантности», направленности этнических стереотипов подростков имеет значение как для профилактики этнической интолерантности, так и для разработки программ коррекции интолерантности.
Поскольку, как отмечает Г. М. Бреслав, в подростковом возрасте (особенно это относится к младшему подростковому возрасту) ещё отсутствуют серьёзные мировоззренческие убеждения и идеалы, вряд ли можно ожидать в этот период устойчивости про социальной мотивации. А её отсутствие, в свою очередь, делает подростка уязвимым и внушаемым по отношению к негативным эталонам асоциального поведения [3, с. 47], в том числе, по нашему мнению, и интолерантности.
Авторы указывают на такие возрастные особенности толерантности-интолерантности, как эгоцентрические установки сознания, видение мира только через призму своих интересов, что приводит к нежеланию или неумению понять и принять другого. Также отмечается, что у подростков актуализированы многие черты интолерантности - агрессивность в отношении инаковости, непринятие индивидуальности другого, использование себя в качестве идеала [5, с. 51]. Причём в большей степени это относят к младшим подросткам.
А. Г. Асмолов отмечает, что отсутствие у подростков чувства доверия, позитивных ценностных ориентиров нередко приводит к тому, что жестокость, экстремизм становятся социальной нормой, а насилие признаётся как одобряемый способ разрешения всех конфликтов [1, с. 11].
Основная проблема нашего исследования заключается в том, что существует потребность в изучении и определении психологического содержания
понятия толерантности на разных этапах подросткового возраста, но в то же время теория этого вопроса разработана недостаточно.
Целью настоящего исследования являлось выявление особенности толерантности и этнических стереотипов подростков в зависимости от возраста.
Мы предположили, что уровень толерантности, а также направленность этнических стереотипов могут зависеть от возраста подростков и, следовательно, могут обнаружиться различия указанных параметров у подростков разных возрастных групп (12-14 лет и 15-16 лет).
В исследовании принимали участие 200 подростков (100 городских и 100 сельских) в возрасте от 12 до 16 лет.
В исследовании использовались следующие методики:
1) опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой и др. [8];
2) методика «Шкала социальной дистанции» в адаптации Л. Г. Почебут [8];
3) методика «Диагностический тест отношений» (тест Г. У. Солдатовой) [12];
4) методика исследования самоотношения личности (МИС) В. В. Столица [8].
По результатам исследования по опроснику «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой средний индекс толерантности городских подростков 12-14 лет составил 72 балла, подростков 15-16 лет - 83 балла. Средний индекс толерантности сельских подростков 12-14 лет составил 82 балла; подростков 15-16 лет - 88 баллов. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с использованием ^критерия Стьюдента. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Различия в индексе толерантности подростков 12-14 и 15-16 лет
Г руппы подростков Городские 12-14 лет Городские 15-16 лет Сельские 12-14 лет Сельские 15-16 лет
Значения индекса толерантности 72 82 83 88
Значения ^критерия Стьюдента 2,00 при р=0,05 2,3 при р=0,05
Полученные значения ^критерия Стьюдента дают нам основание говорить о более высоком уровне толерантности подростков 15-16 лет, несмотря на то, что все результаты находятся в интервале среднего уровня толерантности. Таким образом, можно говорить о более высоком уровне толерантности подростков 15-16 лет.
Мы полагаем, что одним из условий указанных различий может являться степень сформированности самосознания. Самосознание, как и сознание человека, по мнению С. Л. Рубинштейна, «корнями своими уходит в общественное бытие личности» [10, с. 640]. Самосознание включается как сторона в процесс социального развития личности подростка, в ходе которого подросток не только приобретает жизненный опыт, но и более или менее глубоко переосмысливает жизнь, делает какие-то самостоятельные оценки, ориентируясь прежде всего на собственное мнение.
Понятно, что в большей степени все это свойственно старшим подросткам. Можно предполагать, что подростки 12-14 лет в силу несформирован-ности у них мировоззрения, ориентируются на те оценки «других», которые имеют место в обыденной жизни и которые они усваивают от взрослого окружения.
Неотъемлемым компонентом структуры самосознания является Я-кон-цепция - т. е. система представлений индивида (в данном случае подростка) о самом себе, на основе которой строится его взаимодействие с другими и формируются установки по отношению к другим.
В. В. Столин отмечал, что «самосознание трёхголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого» [13, с. 103].
Для проверки данного предположения мы использовали методику исследования самоотношения личности В. В. Столина. Данная методика позволяет выявить два структурных компонента доминирующих отношений: отношение к себе и косвенно - к другим.
Полученные нами по данной методике результаты были подвергнуты корреляционному анализу при помощи коэффициента корреляции Пирсона. Полученные данные представлены в таблице 2.
Корреляция толерантности и шкал самоотношения во всех группах положительная, что говорит о связи толерантности и самоотношения в личности подростка. Но при этом также можно отметить, что по многим шкалам коэффициент корреляции выше именно в группе 15-16-летних подростков.
Наибольшие значения коэффициент корреляции принимает в группе подростков 15-16 лет по шкале открытости или внутренней честности (г=0,76).
В этом случае мы можем предполагать, что наличие у старших подростков достаточно глубокого осознания своего «Я», рефлексивности помогает им через лучшее понимание своего «Я» лучше понимать других.
Высокие значения корреляции по шкале самоуверенности (уверенности в себе) также позволяют предположить, что представление о себе как самостоятельном, надёжном человеке, которому есть за что себя уважать, способствует формированию подобного отношения по отношению к другому (г=0,65). 236
Близкое значение (г=0,66) принимает также по шкале самопринятия. Видимо, согласие с самим собой, эмоциональное, безусловное принятие себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками тоже способствует и принятию других такими как они есть, с их недостатками. Данный вывод согласуется с теорией этнической идентичности: так же как позитивная этническая идентичность является основой для формирования толерантности, так и принятие себя становится основой для принятия другого.
Также можно отметить высокие значения корреляции по шкале самору -ководства (г=0,67). Конструкт, лежащий в основе шкалы, близок по содержанию к психологической переменной, которую называют локус контроля. Можно предполагать, что, поскольку старшие подростки переживают свое собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий его личность и жизнедеятельность, считают, что их судьба находится в их собственных руках, то и обвинять других в своих неудачах (будь то одноклассники, родные, друзья или люди иных национальностей, вероисповедания) они менее склонны.
Кроме того, высокие значения корреляция (г=0,62) принимает также по шкале самоценности. В этом случае тоже можно предполагать, что старшие подростки, ощущая ценность собственной личности, более толерантно подходят к оценке личности других.
Мы можем сделать вывод о том, что существуют возрастные особенности толерантности, связанные с уровнем сформированности самосознания. Иными словами, можно предполагать, что одним из условий формирования «толерантности-интолерантности» выступает уровень развития самосознания.
Данный вывод не противоречит взглядам JI. С. Выготского, который отмечал, что возникновение самосознания означает переход к новому типу, новому принципу развития: у человека появляется возможность саморазвития (сознательного, осмысленного управления собственным развитием), «самооформления» [4, с. 229-230].
О том же говорят В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, что самосознание предполагает самоконтроль и саморегуляцию [11, с. 128].
Наш вывод также согласуется и с выводами В. В. Столина, который отмечал, что форма самопринятия, соответствующая наиболее развитой личности, предполагает отношение к себе с симпатией и уважением, такое же отношение к другому (отличному) и ожидание взаимной симпатии и уважения от него [13, с. 150].
Данный вывод также подтверждается точкой зрения B.C. Мерлина, который отмечал, что в зависимости от того, как человек нравственно оценивает свои собственные свойства, находится и его оценка нравственных свойств окружающих людей. Самооценка на каждом конкретном этапе формирования этнического самосознания отражает уровень развития социальнонравственного отношения к себе, к своей этносоциальной группе и к иноэт-ническим образованиям [7, с. 102].
Для измерения эмоционально-психологической установки подростков на национальный изоляционизм (обособленность) либо межнациональную интеграцию мы использовали шкалу социальной дистанции, которая отражает определенную психологическую готовность к сближению или, наоборот, отмежеванию от представителей другой национальности, этнической группы независимо от их личностных качеств, достоинств и недостатков. Ответы респондентов дают возможность определить социальную дистанцию, которую они хотели бы сохранить между собой и представителями той или иной этнической группы, национальности.
Полученные по данной методике результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Индекс социальной дистанции по отношению к представителям разных национальностей (шкала 1-7 баллов)
Национальности Группы
Городские подростки 12-14 лет Городские подростки 15-16 лет Сельские подростки 12—14 лет Сельские подростки 15-16 лет
Цыгане 6,3 1,6 3,7 1,8
Чеченцы 4,5 0,5 3,75 0,46
Азербайджанцы 1,4 0,8 2,3 0,8
Армяне 1,9 0,5 0,35 -
Украинцы 0,5 - 1,65 0.4
Таджики 0,8 0,9 1,55 0,86
Эстонцы 0,9 0,5 2,6 0,4
Евреи 0,5 0,5 2,3 0,4
Интегральный индекс национальной обособленности 2,1 0,66 2,275 0,64
Данные, представленные в таблице, с одной стороны, позволяют сделать вывод о готовности подростков всех групп к сближению с представителями других национальностей и этнических групп, поскольку интегральный индекс национальной обособленности невелик. Однако следует отметить, что подростки 12-14 лет, как городские (в особенности), так и сельские, наиболее дистанцируются от представителей цыган и чеченцев.
Можно предполагать, что подростки дистанцируются, главным образом, от представителей тех этносов, о которых они знают скорее понаслышке, например из средств массовой информации, а не из личного опыта (цыгане), а также тех из них, кто принадлежит к народу, вовлеченному так или иначе в межнациональный конфликт (чеченцы).
Мы полагаем, что причины этого не всегда следует искать в этнической нетерпимости данных подростков, а их можно усматривать в этнических стереотипах, зачастую формирующихся вследствие отсутствия реальных контактов с представителями других этнических групп, что часто обусловливается их этнической замкнутостью, изолированностью. Мы согласны с точкой зрения авторов теории интегральной воспринимаемой угрозы
У. Стефан и К. Стефан, которые отмечают, что на создание негативного отношения к представителям аутгрупп помимо реального конфликта могут влиять другие субъективные факторы, в частности, уровень знаний о членах аутгрупп [цит. по: 6, с. 52-53].
Так, проводимые беседы показали, что многие из городских подростков ни разу не контактировали с представителями других этнических групп и всю информацию о них получают из средств массовой информации и от взрослых. Для сельских же подростков среда является этноконтакной, поскольку в районе, в котором проводилось исследование, за последние два десятилетия поселились представители самых различных национальностей и этнических групп (армяне, цыгане, азербайджанцы, таджики).
Контент-анализ публикаций в прессе показывает, что часто встречаются небольшие заметки-сводки о результатах деятельности правоохранительных органов, где одну из главных ролей играют преступники - цыгане (и/или представители народностей Кавказа). Согласно этим материалам цыгане, представители народностей Кавказа занимаются воровством, наркобизнесом, попрошайничеством и т. д. Главное отличие этих заметок - употребление вместо имён злоумышленников или нейтрального слова «преступник» просто слов «цыгане», «лица кавказской национальности». В этом случае указание национальности преступника способствует закреплению стереотипа «чего же ещё от них ждать» и вряд ли благоприятствует мирным взаимоотношениям. Конечно, этнические сообщества в результате замкнутости могут превращаться в преступное сообщество, и в данном случае негативные черты переносятся на всю нацию. И дети становятся жертвой таких установок.
Пензенская область может считаться поликультурным регионом с длительным периодом совместного сосуществования этнических групп (прежде всего, татары, мордва, чуваши). Н. М. Лебедева и А. Н. Татарко отмечают, что в таком регионе преобладают интегративные процессы, существуют так называемые надэтнические общности регионального типа, несущие в себе некий «сплав» культурных особенностей населяющих их этнических групп: знание языков, элементов традиционных культур, обычаев и норм поведения. Для таких регионов характерны высокий уровень базовой этнической толерантности и отсутствие серьезных межэтнических конфликтов [6, с. 51-65]. Однако в последнее время поликультурность региона несколько меняет характер вследствие миграции групп с менее знакомой культурой, что может приводить к поискам межгруппового баланса, понимаемого каждой группой по-своему.
Для исследования стереотипов нами была использована методика «Диагностический тест отношений» Г. У. Солдатовой.
Данный тест позволяет измерить такие параметры этнического стереотипа, как амбивалентность, выраженность и направленность. Эти параметры являются содержательными характеристиками этнических стереотипов, измерениями их «образности». Количественные показатели параметров рассматриваются как эмпирические индикаторы эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа [12, с. 44].
Анализ результатов применения указанной методики не позволяет делать вывод о существовании достоверных различий между интенсивностью (выраженностью) и эмоциональной направленностью этнических стереотипов подростков 12-14 и 15-16 лет. Можно лишь говорить о том, что указанные параметры этнических стереотипов носят негативный характер у городских подростков 12-14 и 15-16 лет, тогда как эти же параметры носят позитивный характер у сельских подростков обеих возрастных групп. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Коэффициенты выраженности и направленности этнических
стереотипов подростков
Коэффициенты Группы
Городские подростки 12-14 лет Городские подростки 15-16 лет Сельские подростки 12-14 лет Сельские подростки 15-16 лет
Коэффициент выраженности стереотипа в отношении ингруп-пы (Б1) 0,25 0,18 0,23 0,28
Коэффициент выраженности стереотипа в отношении аут-группы (Б2) -0,23 -0,12 0,15 0,16
Коэффициент общей эмоциональной направленности стереотипа в отношении ингруппы (Б1) 0,28 0,22 0,29 0,27
Коэффициент общей эмоциональной направленности стереотипа в отношении аутгруппы (Э2) -0,25 -0,18 0,16 0,19
Как можно видеть из таблицы, все опрошенные подростки характеризуются позитивной интенсивностью и эмоциональной направленностью авто стереотипа, что свидетельствует о том, что подростки в целом обладают позитивной идентичностью. Если подросток, с одной стороны, характеризуется позитивной идентичностью, а с другой, этнической интолерант-ностью, то это дает основание полагать, что именно на основе позитивной идентичности возможно формирование и развитие толерантности.
Однако при этом можно проследить некоторую тенденцию к уменьшению негативной интенсивности и негативной эмоциональной направленности этнического стереотипа городских 15-16-летних подростков по сравнению с 12-14-летними.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.
1. Толерантность и этнические стереотипы обнаруживают связь с возрастом. Подростки 15-16 лет проявляют большую толерантность.
2. Степень психологического принятия «других» у подростков 15-16 лет возрастает.
3. Существует тенденция к уменьшению негативной интенсивности и негативной эмоциональной направленности этнического стереотипа городских 15-16-летних подростков по сравнению с 12-14-летними.
4. Выявленные различия можно объяснить уровнем сформированности самосознания: наличие у старших подростков достаточно глубокого осознания своего «Я», рефлексивности помогает им через лучшее понимание своего «Я» лучше понимать других; согласие с самим собой, эмоциональное, безусловное принятие себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками тоже способствует и принятию других такими, как они есть, с их недостатками; старшие подростки, ощущая ценность собственной личности, более толерантно подходят к оценке личности других. Данный вывод согласуется с теорией этнической идентичности: так же как позитивная этническая идентичность является основой для формирования толерантности, так и принятие себя может стать основой для принятия другого.
Библиографический список
1. Асмолов, А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности [Текст]/ А. Г. Асмолов. // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 11-13.
2. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности. [Текст]/ Г. Л. Бардиер. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. [Текст]/ Г. М. Бреслав. - М.: Наука, 1991.
4. Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст]/ Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
5. Зайдман, И. Н. Технология терапевтической дидактики в аспекте формирования толерантности подростков [Текст]/ И. Н. Зайдман, Л. Б. Можейкина// Психологическая наука и образование. - 2007. - № 2. - С. 50-59.
6. Лебедева, Н. М. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности [Текст]/ Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко // Психологический журнал. - 2005. - № 3. - С. 51-65.
7. Мерлин, В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу [Текст]/ В. С. Мерлин. - Пермь: ПГПИ, 1990.
8. Платонов, Ю. П. Основы этнической психологии. [Текст]/ Ю. П. Платонов. -СПб.: Речь, 2003.
9. Психодиагностика толерантности личности.[Текст]/ Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008.
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер. 2002.
11. Слободчиков, В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности [Текст]/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: «ШКОЛА-ПРЕСС», 1995.
12. Солдатова, Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов [Текст]/ Г. У. Солдатова // Психологический журнал. - 1986. -№ 2. С. 41-50.
13. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст]/ В. В. Столин. - М.: Издательство Московского университета, 1983.