УДК 159.923
Е. М. Семенова
Психологическая оценка толерантности представителей разных профессиональных групп
В статье проводился теоретический анализ основных исследовательских подходов к понятию толерантности. Толерантность рассматривается в структуре профессионально важных качеств специалистов разных профессий как элемент общего профессионального развития субъекта труда. Определено, что профессиональная толерантность представляет собой интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных, напряженных ситуациях проявлять устойчивость, способность эффективно противостоять трудностям, сохраняя продуктивное функционирование. Определено психологическое содержание толерантности представителей разных типов профессий: реалистический тип (работники деревообрабатывающей промышленности), социальный тип (воспитатель, педагог), предпринимательский тип (директор, менеджер, заведующий секцией магазина). Осуществлен сравнительный анализ показателей толерантности у представителей разных профессиональных групп по следующим параметрам: копинг-стратегии, общий уровень толерантности, рефлексивность, показатели психического выгорания, общая интернальность, эмпатия, личностные особенности профессионала (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность), общий уровень саморегуляции. На основании эмпирического исследования сделаны выводы об интегральной природе толерантности и разной степени представленности ее психологических характеристик у специалистов разных сфер деятельности. Выявленные психологические особенности проявления толерантности позволили сделать вывод о необходимости развития толерантности специалистов разных сфер деятельности в условиях вузовского обучения, что позволит в дальнейшем уменьшить тенденции к профессиональным деструкциям личности.
Ключевые слова: толерантность, профессиональное развитие, профессионально важные качества личности, специалист, тип профессии.
E. M. Semionova
Psychological Description of Tolerance of Different Professional Groups Representatives
The theoretical analysis of the basic research approaches to the concept of tolerance was made in the article. Tolerance is examined in the structure of professionally important qualities of specialists in different professions as a part of the general professional development of the subject of work. It was determined that the professional tolerance is an integral characteristic of the individual, which determines his ability to difficult, tense situations to show stability, the ability to resist effectively to difficulties, saving the productive functioning. Tolerance psychological content of representatives of different professions is determined: a realistic type (wood industry workers), a social type (a tutor, teacher), an enterprise type (a director, manager, head of the store section). The comparative analysis of tolerance indicators among members of different professional groups was made on the following parameters: coping strategies; the general level of tolerance; reflexivity; indicators of mental burnout; total internality; empathy; personal features of the professional (neuroticism, extraversion, openness to experience, cooperation, honesty); general level of self-regulation. On the basis of the empiric research the conclusion about integral nature of tolerance was made. It is represented in different degree of its psychological characteristics for the specialists of different spheres of activity. The identified psychological features of tolerance implication led to the conclusion on the necessity of tolerance development of specialists in different spheres of activity in the conditions of the higher education institution, and that will allow decreasing tendencies to professional destructions in future.
Keywords: tolerance, professional development, the person's professional qualities, a specialist, a type of profession.
Профессиональное становление специалиста можно рассматривать как процесс постоянного взаимодействия личностных параметров с требованиями профессии (В. А. Бодров, Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков, А. Р. Фонарев). В этом ключе переосмысливаются задачи и методы подготовки будущего специалиста, формирования его личностной индивидуальности и успешности в профессии.
Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием в современной психологиче-
ской науке системного представления о толерантности, неопределенностью значения этого понятия, отсутствием его операционализации в профессиональном контексте; недостаточной ис-следованностью структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые проявляются в профессиональном общении и деятельности. Изучение профессиональной толерантности личности специалиста позволит уточнить определение толерантности, расширить представления о понятии «толерантность», пере-
© Семенова Е. М., 2016
вести рассмотрение данной проблемы на новый теоретический уровень, определить психологическое содержание толерантности и специфику ее проявления у специалистов разных видов профессий.
Рассматривая процесс становления человека как специалиста, необходимо учитывать, что окончивший вуз студент адаптируется к профессии примерно три года, при этом прогнозируемая модель специалиста реализуется в лучшем случае через 8 лет. Темп и траектория этого процесса детерминируются наличием у работника определенного набора профессиональных характеристик, способных обеспечить успешное приспособление, адаптацию к требованиям профессии [18].
Для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли ключевых компетенций и, соответственно, свой ансамбль профессиональных деформаций: «синдром хронической усталости», обусловленный постоянным эмоциональным контактом со многими людьми, «синдром психического выгорания», проявляющийся в состоянии физического, эмоционального и умственного истощения, негативном самовосприятии в профессиональном плане. Такого рода профессиональные деформации чаще всего появляются у представителей социономических профессий, предполагающих субъект-субъектные отношения в профессиональной деятельности, работу с людьми и оказание им помощи [8]. В связи с этим все чаще обсуждается вопрос о необходимости развития толерантности специалиста социальной сферы деятельности.
Однако специалист любой другой сферы профессиональной деятельности («Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художественный образ», «Человек - знак», по Е. А. Климову) должен быть не только «оснащен технически», но и подготовлен в личностном, человеческом плане [11].
Так, например, для специалистов в области естественных наук (географы, геологи, биологи и др.) объектом профессиональной деятельности является природа. Здесь сам выбор профессии предполагает высокую толерантность к объекту профессиональной деятельности. Однако и в деятельности успешных специалистов этого типа профессий возможны сложные ситуации, требующие проявления толерантности. Например, в поле деятельности ряда специалистов профессий «Человек - знак» (переводчики, лингвисты, рекламные агенты, программисты и пр.) входят задачи по интерпретации символов, кодированию и
декодированию понятий. Эти специалисты работают с естественными и искусственными языками, символами, цифрами, формулами и т. д. При этом взаимодействие происходит одновременно и на уровне отношений «человек - человек». Специалисты этого типа профессий также должны быть толерантны к людям (например, заказчикам, клиентам).
Проблема толерантности представителей творческих профессий видится достаточно сложной и требующей дальнейшего изучения. Для людей, работающих с художественным отображением действительности, объектом профессиональной деятельности становится художественный образ. С другой стороны, творчество художника или актера направлено на «другого», значит, он должен быть толерантным к своему зрителю, слушателю и т. д. [13].
Очевидно, что профессиональная деятельность не только социального работника, педагога, психолога, юриста относится к сферам деятельности, которые нуждаются в толерантных взаимоотношениях. Толерантность жизненно необходима для любого специалиста и, возможно, имеет свою специфику психологического содержания, проявления и развития в разных типах профессий.
Следует отметить, что молодые специалисты после окончания вуза оказываются неподготовленными к преодолению трудных ситуаций, возникающих в процессе реализации профессиональных обязанностей. Формирование толерантности протекает стихийно, что нередко приводит к серьезным проблемам в ходе их профессионального становления, вплоть до прекращения работы по специальности.
Так, например, в исследовании М. Е. Орехова отмечается, что овладение навыками коммуникации на иностранном языке лингвистов-переводчиков в процессе профессиональной подготовке в вузе часто является единственной целью профессионального лингвистического образования, что не удовлетворяет параметрам, при которых профессиональная деятельность выпускников лингвистов-переводчиков оценивается как успешная [14]. Специалисты лингвистов-переводчиков часто испытывают затруднения психологического характера при встрече с представителями разных культур, что отрицательно сказывается на результатах деятельности. В связи с этим потребность в отношениях, построенных на толерантном восприятии «другого», для данных специалистов представляется очевидной.
Возникает вопрос о необходимости и возможности развития толерантности специалиста еще на стадии вузовского обучения.
В психологии накоплен определенный опыт исследований толерантности, их тематика весьма разнообразна (А. Г. Асмолов, Г. Л. Бардиер, Г. В. Безюлева, Е. Г. Виноградова, А. А. Деркач, Е. Ю. Клепцова, Ю. П. Поваренков,
Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова и др.). Идеи большинства из них можно выразить следующим образом: психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике - это сложный, многоаспектный феномен.
Так, например, Н. В. Нижегородцева, Н. Э. Солынин определяют этническую толерантность как интегральное свойство индивидуальности человека. Психологическую структуру этнической толерантности образуют индивидуально-психологические качества личностного, субъектного, индивидного уровней индивидуальности человека, объединенные устойчивыми взаимосвязями [12].
Несмотря на все разнообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается недостаточной исследованность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, нет однозначного определения толерантности. Это обусловлено различными подходами при ее изучении и сложностью самого феномена толерантности. В зависимости от контекста изучения толерантность наполняется особым специфическим смыслом.
В социальном аспекте понимания толерантность рассматривается как социально-психологический феномен, проявляется через способ взаимодействия с окружающим миром. В данном понимании толерантность выражается как стремление достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия методом сотрудничества и диалога, способность человека принимать другого во всем его многообразии (Г. Л. Бардиер, С. К. Бондырева, Е. Г. Виноградова, О. А. Драганова,
П. Ф. Комогоров, Е. Г. Левченко и др.).
Психофизиологический аспект рассмотрения толерантности связывает ее с мерой сопротивления стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, собственному раздражению. Толерантность как устойчивость, сопротивляемость дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам, в том числе профессиональной среды. То есть толерантность связывается со ста-
бильностью полученных результатов при воздействии сложных условий, включая и экстремальный характер самой деятельности.
А. А. Деркач, М. Ф. Секач в своих трудах в понятие толерантности (психологической устойчивости) вносят характеристику адекватности психического состояния деятельности специалиста, предоставляющую ему возможность сохранять наивысший уровень работоспособности в различных (включая и напряженные) ситуациях. Здесь имеется в виду способность субъекта деятельности успешно противодействовать условиям, отрицательно влияющим на работоспособность [6; 17].
В нашем исследовании толерантность рассматривается в структуре профессионально важных качеств специалистов разных профессий как элемент общего профессионального развития субъекта труда. Совокупность подходов к рассмотрению понятия толерантности позволяет рассматривать толерантность как интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных, напряженных ситуациях проявлять устойчивость, сопротивляемость, способность эффективно противостоять трудностям, сохраняя продуктивность деятельности. Личность, не обладающая толерантностью, лишается возможности не только успешного функционирования, но и конструктивного профессионального развития.
Базируясь на основных положениях теории профессионального выбора Дж. Холланда, мы проводили исследование психологического содержания профессиональной толерантности в разных (противоположных, по методу контрастных групп) видах профессиональной деятельности: реалистический тип (работники деревообрабатывающей промышленности), социальный тип (воспитатель, педагог), предпринимательский тип (директор, менеджер, заведующий секции магазина).
В соответствии с теоретическим конструктом и на основе эмпирического исследования нами предпринята попытка определить психологическое содержание понятия и специфику толерантности в разных видах профессий.
Согласно теоретическому конструкту исследование содержания толерантности личности осуществлялось по следующим показателям: общий уровень толерантности личности (экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой,
О. Е. Хухлаевой, Л. А. Шайгеровой); индивидуальная степень выраженности способности к са-
моанализу и пониманию своего состояния, а также способности к пониманию действий и поступков других людей (методика оценки рефлексивности А. В. Карпова); степень развития чувства личной ответственности за происходящие с человеком события - уровень интернальности (опросник уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда); пять базовых личностных характеристик: нейро-тизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность (опросник диагностики личностных особенностей профессионала (ЛОП) И. Г. Сенина, В. Е. Орла); эмпатия личности (опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна); уровень развитости общей саморегуляции (опросник «Стиль саморегуляции поведения»
В. И. Моросановой); эмоциональное выгорание -симптомы эмоционального истощения, деперсонализации, редукции профессиональных достижений (опросник психического выгорания К. Маслач (MBI-GS); совладающее поведение в стрессовых ситуациях взаимодействия - копинг, ориентированный на задачу, копинг, ориентированный на эмоции, копинг-избегание («Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Т. А. Крюковой).
В ходе исследования проведен анализ 16 переменных: копинг-стратегии (копинг, ориентированный на решение задач, копинг, ориентированный на эмоции, копинг-избегание); общий уровень толерантности; рефлексивность; показатели психического выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, профессиональная эффективность; общая интерналь-ность; эмпатия; личностные особенности профессионала (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность); общий уровень саморегуляции.
В исследовании приняли участие 254 человека (132 женщины и 122 мужчины). Возрастной диапазон выборки исследовании - от 19 до 55 лет (средний возраст 37 лет).
Для сравнения трех профессиональных групп применялся двухфакторный дисперсионный анализ. Эмпирически установлено и статистически доказано, что наиболее толерантными являются руководители торговых сетей. Их показатели значимо отличаются от показателей исследуемых реалистического типа профессий (р=0,01), то есть работники предприятия деревообрабатывающей промышленности оказались самыми нетолерантными. На втором месте по степени выра-
женности толерантности - воспитатели, при этом их показатели значимо не отличаются от показателей представителей первой и третьей групп испытуемых. Мы полагаем, что полученные различия обусловлены спецификой профессиональной деятельности. Так, например, труд руководителя носит явно выраженную социально-психологическую направленность. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что успех деятельности руководителя лишь на 15 % зависит от его профессиональных умений и на 85 % - от умения работать с людьми [7]. Деятельность руководителя характеризуется высоким уровнем ответственности, высокими психоэмоциональными и интеллектуальными нагрузками, необходимостью постоянного профессионального и личностного саморазвития. Это особая область деятельности, которая требует от специалиста высокой толерантности.
Профессиональная деятельность воспитателя предполагает постоянное общение с ребенком. В связи с этим актуально высказывание К. Д. Ушинского о том, что в воспитании все основывается на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности. Воспитатель заменяет детям мать в ее отсутствие. И ребенок ждет от него такого же внимания, теплоты, ласки, готовности прийти на помощь, защитить, утешить. Поэтому для представителей данного типа профессий толерантность является также профессионально важным качеством личности.
На третьем месте - реалистический тип профессиональной деятельности, ориентированный на работу с конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их использование, на практический труд, быстрый результат деятельности.
Определение психологического содержания толерантности личности специалистов разных видов профессий выделено нами в качестве самостоятельной задачи исследования. Мы предположили, что измеренные нами переменные образуют взаимосвязи с показателем толерантности разных уровней значимости. Чтобы проверить эту гипотезу, мы использовали дискрими-нантный анализ (зависимая переменная - толерантность в уровнях, независимые переменные -все перечисленные выше 16). Путем использования прямого пошагового метода мы выясняли, какие переменные являются важными, поэтому неважные (не имеющие значения) переменные
автоматически удалялись. Результаты этих проб представлены в табл. 1.
Таблица 1 Результаты дискриминантного анализа
Результаты дискриминантного анализа показывают, что наибольший вклад в психологическое содержание толерантности вносят 8 переменных, среди них наиболее значимые: добросовестность, саморегуляция, копинг-избегание и эмоциональное истощение. Чуть менее - экстраверсия, нейротизм, рефлексивность.
Интересным является тот факт, что полюсы толерантности обусловлены различиями в добросовестности и рефлексивности.
Далее проводился сравнительный анализ показателей у представителей разных профессиональных групп по всем переменным исследования. Для примера представим результаты, полученные по методике рефлексивности А. В. Карпова [9]. В результате расчетов выяснилось, что самыми нерефлексивными являются представители деревообрабатывающей промышленности. Их значения по данному показателю значимо отличаются от всех остальных (р<0,05). Воспитатели и руководители по рассматриваемому показателю не отличаются значимо друг от друга, характеризуются достаточно выраженными проявлениями рефлексивности, а значит и толерантности. То есть они более способны к самовосприятию содержания собственной психики и его анализу, к пониманию индивидуальных проявлений других людей - способны «встать на место другого». Им свойственен на этой основе самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее, анализ происходящего, они способны соотнести свои действия с ситуацией и скоординировать их в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием.
Таким образом, нами выявлена определенная специфика психологического содержания толерантности представителей разных профессиональных групп. Обобщим полученные результаты.
Представители профессий предпринимательского типа (в нашем исследовании - руководители в сети магазинов) характеризуются следующими особенностями:
— ориентированностью на рациональное решение проблем, применение активной стратегии совладания с трудностями;
— выраженностью общего показателя толерантности (выше среднего), характеризуемого как общее позитивное отношение к окружающему миру и другим людям и толерантными социальными установками в различных сферах взаимодействия (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству);
— высокими показателями рефлексивности, то есть способностью к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, к пониманию индивидуальных проявлений других людей, что характеризуется как способность «встать на место другого». Им свойственен на этой основе самоконтроль поведения в актуальной ситуации, осмысление ее, анализ происходящего, они способны соотнести свои действия с ситуацией и скоординировать их в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием;
— средними показателями саморегуляции своей деятельности. Для них характерна осознанность своей деятельности, адекватность реагирования на изменение условий, проявление уверенности в незнакомых ситуациях, стабильность успехов в привычных видах деятельности;
— интернальными проявлениями. Это находит проявление в субъективном контроле над значимыми ситуациями: они в большей мере чувствуют ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом;
— средними показателями эмпатии. Это также является, с нашей точки зрения, оправданным. Высокий уровень эмпатии руководителя не позволит ему успешно выполнять управленческие функции. В то же время в управленческой деятельности большой удельный вес имеют социально-психологические функции, которые связаны с «человеческим фактором», преобладанием коммуникативных функций в их профессиональной деятельности;
— низкими показателями эмоционального истощения;
— низкими показателями нейротизма. Представители руководящего звена характеризуются как спокойные, неэмоциональные, эмоционально
Переменные Функция 1 Функция 2
нейротизм 0,41 0,45
саморегуляция 0,30 -0,55
добросовестность -0,32 -0,03
рефлексивность -0,43 0,16
эмоциональное истощение 0,37 0,48
копинг-избегание 0,17 -0,44
экстраверсия -0,03 -0,24
интернальность -0,33 -0,30
стабильные, выносливые, уверенные личности. Все это в совокупности отражает общую тенденцию спокойного и уравновешенного отношения к своей профессиональной деятельности. В критических ситуациях они умеют «держать себя в руках», способны принимать разумные, адекватные ситуации решения;
— высокой экстраверсией: общительные, активные, оптимистичные, энергичные. Они также характеризуются лидерскими качествами: напористостью, активностью и уверенностью в решении профессиональных задач;
— средней степенью открытости опыту, что характеризует их как не отличающихся сильным стремлением что-то усовершенствовать в своей работе;
— средними показателями сотрудничества;
— высокими показателями добросовестности. Им свойственна организованность, ответственность, самодисциплинированность, пунктуальность, настойчивость, усердность. У них выражена общая тенденция умения контролировать свое поведение и проявлять ответственность и добросовестность в работе. Такие люди считают, что самодисциплина и самоконтроль - это наиболее важные понятия в любой работе.
Такая картина психологического профиля руководителя обусловлена спецификой его профессиональной деятельности, многоплановым характером управленческого труда, его высокой интенсивностью, насыщенностью множеством внешних факторов, широкой сетью контактов.
Представители профессий реалистического типа (в нашем исследовании - работники деревообрабатывающей промышленности) являются обладателями следующих психологических характеристик:
— использованием проблемного копинга. Данный тип совладания связан с рациональным анализом проблемы, проявляется в самостоятельном анализе случившегося, мобилизации ресурсов для решения проблемы;
— интолерантностью коммуникативных установок (неготовность к конструктивному диалогу и решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству);
— низкими показателями рефлексивности, то есть способности к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, к пониманию индивидуальных проявлений других людей, что характеризуется как способность «встать на место другого»;
— выраженностью общей саморегуляции -показатели выше среднего (планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, самостоятельность в принятии решений). Они адекватно реагируют на изменение условий, быстрее достигают поставленных целей. Они уверенно чувствуют себя в незнакомых ситуациях, их успехи стабильнее в привычных видах деятельности;
— экстернальностью локуса контроля. Они не считают себя способными контролировать свое профессиональное развитие и полагают, что большинство жизненных событий являются результатом случая или обстоятельств;
— низкими показателями эмпатии;
— низкими показателями эмоционального истощения;
— средними показателями нейротизма и экстраверсии. Представителей данных профессий характеризует примерно в одинаковой мере тенденция к сдержанности, молчаливости, ориентированности на дело;
— средними показателями открытости опыту. Они не отличаются сильным стремлением что-то усовершенствовать в своей работе, узнавать о новых достижениях в своей профессиональной области;
— низкими показателями сотрудничества. Считают, что в любой работе холодная логика и расчет важнее взаимоотношений с коллегами;
— средние оценки добросовестности. Общая тенденция умения контролировать свое поведение и проявлять ответственность и добросовестность в работе выражена в средней степени.
Представители профессий социального типа (в нашем исследовании - педагоги дошкольных учреждений) обладают следующими психологическими характеристиками:
— доминирование копинга, ориентированного на решение задач, но с высокими показателями копинга, ориентированного на эмоции. Эмоциональный копинг помогает им справляться с негативными эмоциями;
— в большей мере, то есть более частым, по сравнению со всеми опрошенными, использованием копинг-стратегии избегания, подавлением мыслей и чувств, связанных со стрессовой ситуацией;
— средними значениями толерантности;
— высокими показателями рефлексивности, то есть они более способны к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, к пониманию индивидуальных проявлений других людей;
— более низкими, по сравнению с другими группами, показателями саморегуляции. Тем не менее, они находятся в диапазоне среднего уровня по нормам, представленным в методике;
— экстернальным локусом контроля. Воспитатели не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом обстоятельств;
— доминированием эмпатических тенденций. Но выявлены не высокие значения эмпатии, а в большей степени средние по нормам методики;
— высокими показателями эмоционального истощения. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов;
— высоким нейротизмом. Эти данные характеризуют воспитателей как беспокойных, нервозных, напряженных, эмоционально нестабильных, неадекватных, с трудом справляющихся с любыми непредвиденными ситуациями, возникающими на работе;
— низкой экстраверсией, тенденцией к сдержанности, молчаливости, ориентированности на дело;
— средними показателями открытости опыта. Они не отличаются сильным стремлением что-то усовершенствовать в своей работе, не стремятся узнавать что-то новое в профессиональной сфере;
— показателями сотрудничества выше среднего, то есть выраженными (но не высокими). Это характеризует их как доброжелательных, склонных к сотрудничеству, великодушных. Для них важна атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, часто это бывает важнее собственных профессиональных достижений;
— средними показателями добросовестности. То есть воспитателям свойственна невысокая требовательность к себе и невысокая степень умения контролировать свое импульсивное поведение. В работе такие люди могут быть неорганизованными, они не стремятся повышать свой профессиональный статус.
Результаты проведенного исследования психологического содержания толерантности позволяют сделать вывод об интегральной природе толерантности и разной степени представленности ее психологических характеристик у специалистов разных сфер деятельности.
В заключение следует сказать о том, что, несмотря на большой интерес к проблеме толерантности со стороны многих наук, она представляется недостаточно разработанной. Остается необходимость более детального практического и теоретического изучения феномена толерантности, в том числе проведение теоретических исследований профессиональной толерантности, разработка диагностического инструментария и коррекционных программ.
Выявленные в работе психологические особенности проявления толерантности позволят усовершенствовать профессиональную подготовку специалистов, осуществлять психологическое сопровождение их профессионального становления и способствовать уменьшению тенденций к профессиональным деструкциям личности. В рамках профессионального обучения возможно расширение спектра форм обучения специалистов, целью которых должно стать формирование мотивации к развитию толерантности, устойчивое стремление к самосовершенствованию в профессии.
Библиографический список
1. Асмолов, А. Г. Толерантность от утопии к реальности [Текст] / А. Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию. - 2000. - № 8. - С. 5-7.
2. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности [Текст] : авт. дис. ... д-ра. психол. наук / Г. Л. Бардиер. - СПб., 2007. - 45 с.
3. Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондарева, Г. М. Шеламова. - М. : Московский соц.-психологич. ин-т, 2005. - 152 с.
4. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности : учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. - 2-е изд. - М. : ПЕР СЭ, 2006. - 511 с.
5. Виноградова, Е. Г. Субъектные предпосылки толерантности личности [Текст] : авт. дис. ... канд. пси-хол. наук / Е. Г. Виноградова. - Сочи, 2002. - 24 с.
6. Деркач, А. А. Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования [Текст] : монография / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. В. Селезнева. - М. : Изд-во РАГС, 2003. - 197 с.
7. Забродин, Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами [Текст] / Ю. М. Забродин. - М. : Финстатинформ, 2002. - 360 с.
8. Зеер, Э. Ф. Психология профессиональных де-струкций [Текст] : учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э Сыманюк. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. - 240 с.
9. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / А. В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. -Т. 24. - № 5. - С. 45-57.
10. Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности [Текст] : учебное пособие / Е. Ю. Клепцова. - М. : Академический проект, 2004. -176 с.
11. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. -М. : МГУ, 1995. - 224 с.
12. Нижегородцева, Н. В. Психологическая структура этнической толерантности / Н. В. Нижегородцева, Н. Э. Солынин [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - Том II. -№ 2. - С. 230-234.
13. Орехов, М. Е. Профессиональная толерантность и субъектно-объектные отношения в деятельности специалиста [Текст] / М. Е. Орехов // Вестник Балтийского Федерального университета им. И. Канта. - 2007. - № 4. - С. 83-88.
14. Орехов, М. Е. Формирование этнической толерантности лингвиста-переводчика в процессе профессиональной подготовки в вузе [Текст] / М. Е. Орехов : автореф. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2004. - 22 с.
15. Поваренков, Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 256 с.
16. Психодиагностика толерантности личности [Текст] / под ред. Г. У Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. - М. : Смысл, 2008. - 172 с.
17. Секач, М. Ф. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости кадров военного управления [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13 / М. Ф. Секач. - М., 1999. - 510 с.
18. Фонарев, А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала [Текст] / А. Р. Фонарев. - М. : Изд-во Моск. психолого-соц. инта ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - 560 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Asmolov, A. G. Tolerantnost' ot utopii k real'nosti [Tekst] / A. G. Asmolov // Na puti k tolerantnomu soznaniju. - 2000. - № 8. - S. 5-7.
2. Bardier, G. L. Social'naja psihologija tolerantnosti [Tekst] : avt. dis. ... d-ra. psihol. nauk / G. L. Bardier. -SPb., 2007. - 45 s.
3. Bezjuleva, G. V. Tolerantnost' v prostranstve obra-zovanija [Tekst] : ucheb. posobie / G. V. Bezjuleva, S. K. Bondareva, G. M. Shelamova. - M. : Moskovskij soc.-psihologich. in-t, 2005. - 152 s.
4. Bodrov, V A. Psihologija professional'noj prigod-nosti : ucheb. posobie dlja vuzov / V A. Bodrov. - 2-e izd. - M. : PER SJe, 2006. - 511 s.
5. Vinogradova, E. G. Sub#ektnye predposylki tolerantnosti lichnosti [Tekst] : avt. dis. ... kand. psihol. nauk / E. G. Vinogradova. - Sochi, 2002. - 24 s.
6. Derkach, A. A. Tolerantnost' lichnosti: harakteristi-ki, zakonomernosti, mehanizmy formirovanija [Tekst] : monografija / A. A. Derkach, V. G. Zazykin, E. V Selezneva. - M. : Izd-vo RAGS, 2003. - 197 s.
7. Zabrodin, Ju. M. Psihologija lichnosti i upravlenie chelovecheskimi resursami [Tekst] / Ju. M. Zabrodin. -M. : Finstatinform, 2002. - 360 s.
8. Zeer, Je. F. Psihologija professional'nyh destrukcij [Tekst] : ucheb. posobie dlja vuzov / Je. F. Zeer, Je. Je Symanjuk. - M. : Akademicheskij Proekt ; Ekaterinburg : Delovaja kniga, 2005. - 240 s.
9. Karpov, A. V. Refleksivnost' kak psihicheskoe svojstvo i metodika ee diagnostiki [Tekst] / A. V. Karpov // Psihologicheskij zhurnal. - 2003. -T. 24. - № 5. - S. 45-57.
10. Klepcova, E. Ju. Psihologija i pedagogika tolerantnosti [Tekst] : uchebnoe posobie / E. Ju. Klepcova. -M. : Akademicheskij proekt, 2004. - 176 s.
11. Klimov, E. A. Obraz mira v raznotipnyh professi-jah [Tekst] : ucheb. posobie / E. A. Klimov. - M. : MGU, 1995. - 224 s.
12. Nizhegorodceva, N. V. Psihologicheskaja struktu-ra jetnicheskoj tolerantnosti / N. V. Nizhegorodceva, N. Je. Solynin [Tekst] // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2010. - Tom II. - № 2. - S. 230-234.
13. Orehov, M. E. Professional'naja tolerantnost' i sub#ektno-ob#ektnye otnoshenija v dejatel'nosti special-ista [Tekst] / M. E. Orehov // Vestnik Baltijskogo Feder-al'nogo universiteta im. I. Kanta. - 2007. - № 4. -S. 83-88.
14. Orehov, M. E. Formirovanie jetnicheskoj toler-antnosti lingvista-perevodchika v processe profession-al'noj podgotovki v vuze [Tekst] / M. E. Orehov : avtoref. ... kand. ped. nauk. - Kaliningrad, 2004. - 22 s.
15. Povarenkov, Ju. P. Psihologicheskaja harakteris-tika professional'noj tolerantnosti uchitelja [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. - Saratov : Izd-vo Sarat. un-ta, 2003. -256 s.
16. Psihodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Tekst] / pod red. G. U Soldatovoj, L. A. Shajgerovoj. - M. : Smysl, 2008. - 172 s.
17. Sekach, M. F. Akmeologicheskie osnovy samo-reguljacii psihicheskoj ustojchivosti kadrov voennogo upravlenija [Tekst] : dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.13 / M. F. Sekach. - M., 1999. - 510 s.
18. Fonarev, A. R. Psihologicheskie osobennosti lichnostnogo stanovlenija professionala [Tekst] / A. R. Fonarev. - M. : Izd-vo Mosk. psihologo-soc. in-ta ; Voronezh : Izd-vo NPO «MODJeK», 2005. - 560 s.