наруживалась в смывах с различных предметов внешней среды (8,68%). Выявлена зависимость между уровнем обсемененности условно-патогенной грамотрицательной микрофлорой и частотой проводимых манипуляций.
2. Серо- и пиоцинотипирование позволяет обнаружить циркуляцию в стационарах ведущих госпитальных штаммов протея и синегнойной палочки.
3. Питательные среды Pj и Р2 высокоэффективны для выявления микроорганизмов рода Proteus, однако на этих средах с достаточно высокой частотой обнаруживались и другие представители грамотрицательной флоры и прежде всего Enterobacter. Среды А, и А2 недостаточно эффективны для выделения синегнойной палочки.
Литература
1. Беляков В. Д., Колесов А. П., Остроумов П. Б., Нем-
ченко В. И. Госпитальная инфекция. Л., 1976.
2. Влодавец В. В. — Гиг. и сан., 1984, № 10, с. 17—20.
3. Исхакова X. И. Выделение и идентификация синегнойной палочки в стационарах хирургического профиля. Метод. рекомендации. Ташкент, 1980.
4. Калина Г. П. — В кн.: Проблемы санитарной микробиологии окружающей среды. М., 1977, с. 91 —103.
5. Калина Г. П., Графова Т. И. Методы исследования объектов окружающей среды и патологического материала на аэромонады. Метод, рекомендации. М., 1980.
6. Мороз А. Ф., Петропавловская И. С., Осокина Т. П., Фролова В. И. — Журн. микробиол., 1984, Я» 1, с. 31 — 35.
7. Bennet 1. V., Brachman P. S. Hospital Infec:ion. Boston, 1979.
Поступила 29.07.85
Summary. A total of 1902 samples obtained from various objects of the indoor environment at the traumatologic hospital and analized for gram-negative microorganisms, in particular, Proteus and Pseudomonas aeruginosa, were studied. A high level contamination of dressing rooms and wards has been found. The most important in terms of epidemiology environmental objects were specified. A high efficiency of Pi and P2 media for Proteus detection was confirmed.
УДК 615.917:[62-631.2:62-623.Ц.07
В. С. Кушнева, И. Г. Колтунова, Г. А. Колоскова
ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА — БЕНЗОМЕТАНОЛЬНОИ СМЕСИ
В последние годы активно проводится изыскание новых видов моторного топлива в качестве заменителей автомобильного бензина. Этим требованиям отвечает смесь бензина_с_метанолом, использование которой значительно уменьшает расход бензина, обеспечивает более полное его сгорание и снижает уровень загрязнения атмосферы выхлопными газами [2, 3]. В связи с перспективой широкого использования нового горючего материала, а также присутствие в смеси метанола, оказывающего специфическое действие на зрительный анализатор, возникла необходимость проведения токсиколого-гигиенической оценки бензометанольн&й-смеси (ВМС) при различных путях поступления в организм, а также определения характера комбинированного действия бензина и метанола.
Согласно ТУ 6—10—200—304—79, ВМС включает 76,4 мас.% неэтилированного бензина А-72 (ГОСТ 2084—77), 14,8 мас.% метанола (ГОСТ 2222—78) и 8,8 мас.% изобутанола (ГОСТ 9536—73).
Токсические свойства смеси изучены на 450 белых мышах, 700 белых крысах, 50 кроликах и 12 морских свинках при введении в желудок, ингаляционном поступлении паров, аппликациях на кожу. Опыты проводили в сравнительном плане с изолированным и комбинированным воздействием бензина и метанола
Содержание паров ВМС и ее компонентов в воздухе ингаляционных камер регистрировали газохроматографическим методом, чувствительность которого для бензина 0,8 мг/м3, для метанола 1,5 мг/м3, для изобутанола 2 мг/м3 [1].
Функциональное состояние животных при однократном и длительном (4 мес) воздействии изучали по физиологическим, гематологическим, биохимическим, иммунологическим, морфологическим, офтальмологическим и гонадоэмбриоло-гическим показателям. Раздражающий эффект паров оценивали путем дистанционной регистрации частоты дыхания крыс, находящихся в ингаляционной камере. Оценку типа комбинированного действия бензина и спиртов в остром опыте и расчет доли участия каждого ингредиента смеси в летальном эффекте проводили по методу О. Ттпеу [4]. Экспериментальный материал обрабатывали с помощью критерия Стыо-дента и пробит-анализа.
При внутрижелудочном введении ВМС Ь05о для мышей составила 12,5 г/кг, для бензина — 42,5 г/кг, для метанола и изобутанола — соответственно 10 и 3,5 г/кг. Таким образом, ВМС в 3,4 раза токсичнее бензина.
Путем расчета (по методу Б. Ттпеу) компоненты смеси в среднесмертельной дозе составили по бензину 20,8%, по метанолу 18,5%, по изо-бутанолу 31,4%. Смертельный эффект при внут-
рижелудочном воздействии смеси определяется в основном метиловым и изобутиловым спиртами.
Из представленных данных следует, что сумма долей компонентов смеси в среднесмертельном эффекте 70,7 % (49,9 % +20,8 % ), что свидетельствует о более чем аддитивном эффекте.
При повторном введении БМС в желудок в дозе, равной '/б ЬО50, наступала гибель животных в 40 % случаях.
При динамической и статической ингаляции паров БМС отмечалась гибель животных в период воздействия и вскоре после его окончания, тогда как при раздельной ингаляции паров метанола и изобутанола летальные исходы наблюдались в более отдаленные сроки. С11*5о смеси составила 110±13,5 мг/л по бензину, 20± ±3,4 мг/л по метанолу и 4,5+0,6 мг/л по изобу-танолу. СЬбо отдельных компонентов для бензина равно 150±27 мг/л, для метанола — 58± ±4,1 мг/л, для изобутанола — 15,5±1,2 мг/л.
При оценке характера комбинированного действия ингредиентов смеси (ингаляционное воздействие) доля участия метанола в среднесмертельном эффекте составила 34,5%, изобутанола — 29 %, бензина — 73,7 %. Сумма долей отдельных ингредиентов превысила 100 %, что свидетельствует о менее чем аддитивном эффекте.
Клиническая картина острой интоксикации БМС отдельными компонентами характеризовалась раздражением слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз, возбуждением животных с последующим развитием наркотического состояния. Время наступления бокового положения при воздействии БМС было значительно меньше, чем у животных других групп.
Нанесение 1 капли БМС в глаз кролика вызывало через сутки блефароспазм, слезотечение, отек, гиперемию слизистой оболочки, светобоязнь, воспалительную реакцию, появление гнойного отделяемого. Однократная аппликация БМС на кожу крыс в дозе 500 мг/кг приводила к слабой гиперемии, незначительному утолщению кожной складки, шелушению кожи.
При повторном (в течение 4 нед) нанесении БМС на кожу в той же дозе отмечалось поражение луковиц остевых и пушковых волос, образование некротических корочек.
При раздельном воздействии бензина и метанола на глаза гиперемия, отечность и местная реакция кожных покровов были менее выражены.
Выявлено умеренное кожно-резорбтивное действие смеси. При контакте БМС с кожей хвоста мышей среднее эффективное время гибели животных равнялось 7,5 ч.
При воздействии паров БМС на слизистую оболочку верхних дыхательных путей выявлен ее раздражающий эффект. Изменения частоты дыхания у крыс установлены на уровне 160 мг/м3 по бензину, 10,6 мг/м3 по метанолу и 8.7 мг/м3 по изобутанолу.
Изменения общего состояния крыс и кроликов при однократном ингаляционном воздействии БМС в концентрации по бензину 23 145 мг/м3, по метанолу 3030 мг/м3, по изобутанолу 1730 мг/м3 сопровождались угнетением ЦНС, снижением двигательной активности, уменьшением потребления кислорода, изменениями в сердечно-сосудистой системе (увеличение интервала R—R, снижение зубца Т) и некоторых гематологических показателей (увеличение числа эритробластов и гранулоцитов, усиление лим-фопоэза).
Функциональное состояние печени характеризовалось нарушением углеводного и белкового обмена, изменением содержания холестерина. У кроликов имелись морфологические сдвиги в головном мозге (двигательном и обонятельном отделах коры) и гиппокампе.
Пороговая концентрация БМС по общетоксическому эффекту при однократном воздействии установлена на уровне 6800 мг/м3 по бензину, 850 мг/м3 по метанолу, 370 мг/м3 по изобутанолу. При офтальмоскопических исследованиях глаза и диска зрительного нерва у кроликов, подвергавшихся ингаляционному воздействию паров смеси в концентрации, близкой к пороговой по общетоксическому эффекту, отклонений от нормы не выявлено. При гистологическом изучении обнаружены незначительные структурные изменения в отдельных зрительных волокнах.
В опытах на крысах и кроликах изучен характер комбинированного действия ингредиентов при длительном (4 мес) ингаляционном воздействии на уровне низких концентраций (бензина 295,9 мг/м3, метанола 26,9 мг/м3, изобутанола 22,3 мг/м3—1-я группа). Животные 2-й группы подвергались ингаляции паров метанола в концентрации 34,6 мг/м3, 3-й группы — бензина в концентрации 356,2 мг/м3. Интактные животные (4-я группа) служили контролем.
На протяжении всего периода экспозиции БМС у животных 1-й группы изменений в общем поведении и состоянии не отмечено. Животные
2-й и 3-й групп были агрессивны. У них регистрировались незначительные изменения услов-но-рефлекторной деятельности, нарушения ЭКГ (снижение зубцов Р и Т, укорочение интервала PQ), изменения функции внешнего дыхания (снижение потребления кислорода, увеличение выделения углекислоты).
В костном мозге было несколько повышено количество эритробластов и снижен уровень гранулоцитов, у животных 2-й группы наблюдалась тенденция к активации эритропоэза, у животных
3-й группы увеличилось количество эритроцитов и эритробластов.
Сдвиги в функциональном состоянии печени сопровождались изменением содержания сахара в крови на 2-м и 4-м месяцах воздействия, снижением количества молочной кислоты и холинэсте-разы на 4-м месяце эксперимента.
При клиническом анализе мочи у животных 1-й и 3-й групп выявлена протеинурия.
При воздействии БМС нарушений функционального состояния половых желез у крыс обоего пола не обнаружено. У животных 2-й и 3-й групп имелись незначительные изменения эмбриогенеза (увеличение общей эмбриональной смертности плодов за счет доимплантационной гибели зародышей).
Таким образом, в результате длительного эксперимента установлено, что изменения функционального состояния организма животных при действии БМС носили нестабильный характер и с прекращением воздействия исчезали.
При воздействии БМС по ряду показателей сдвиги были менее выражены, чем при раздельном влиянии веществ.
Комбинированное действие ингредиентов смеси на низком уровне воздействия можно характеризовать как независимое.
Исходя из этого, гигиеническое нормирование паров БМС в воздухе рабочей зоны необходимо проводить по каждому компоненту смеси. При этом ПДК топливного бензина 100 мг/м3, метанола 5 мг/м3, изобутанола 10 мг/м3.
Для профилактики контактного действия следует защищать глаза от прямого попадания смеси и контролировать остаточное содержание метанола на коже по предельно допустимому уров-
ню, равному 0,02 мг/см2 (перечень № 1, № 2113— 79 от 27 декабря 1979 г.).
Результаты токсикологических исследований положены в основу «Временных правил по технике безопасности и промышленной санитарии при работе с БМС».
Литература
1. Иваницкая Л. И. — Гиг. и сан., 1981, № 7, с. 45—56.
2. Игнатович С., Фрумин И., Шатров Е. и др. — Автомобильный транспорт, 1983, № 8, с. 44—46.
3. Л ушко В. А., Шатров Е. В., Соколов В. В., Шиф-рик Г. — Автомобильная пром., 1980, № 6, с. 32—35.
4. Finney D. Probit Analysis. London—Cambridge, 1952.
Поступила 19.12.84
Summary. The toxicity of the new motor fuel, benzo-methanol mixture consisting of petrol, methanol and isobu-tanol was studied. High-level toxicometric indices for the mixture (LD50, CLso) have been established. The mixture produces local effects on the eyes, mucous membranes and skin. Dermatoresorptive effect is moderate. Threshold levels for the general toxic and irritating effects on the upper respiratory passages and the eye have been determined. The patterns of the combined effects caused by the individual components varied: at intragastric administration the effect was more than additive, while at inhalational single and continuous intake of low-level concentrations it was subadditive, independent. According to the recommendations given by the authors sanitary and hygienic surveillance of work zone air should be carried out гп the basis of MAC for each component (petrol 100 mg/m3, methanol 5 mg/m3, isobutanol 10 mg/m3); skin contamination should be assessed from the maximum allowable level for methanol, 0.02 mg/cm2.
УДК 615.014.45:547.4411:615.»17
П. П. Лярский, А. Е. Эпштейн, А. Н. Сукиасян, Л. С. Копылова, Н. П. Михайлов, А. И. Копылова, Т. И. Рапина, Р. А. Вышегородская
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ГЛУТАРОВОГО АЛЬДЕГИДА ДЛЯ СТЕРИЛИЗАЦИИ ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИЗ ТЕРМОЛАБИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
(токсикологические, аналитические и физико-механические исследования)
ВНИИ дезинфекции и стерилизации, Москва
Активированные водные растворы глутарового альдегида (ГА) широко применяются за рубежом для стерилизации изделий медицинского назначения из термолабильных материалов.
Известно [5], что ГА является высокотоксич-ным веществом, особенно при поступлении в кровяное русло. В связи с этим, а также с высокими сорбционными свойствами термолабильных материалов (резины, полимеров), используемых для изготовления медицинских изделий, существенными являются установление безопасных уровней при реальных путях поступления ГА в организм, регламентация допустимых остаточных количеств на изделиях и рекомендация на дан-
ной основе оптимальных режимов удаления препарата с простерилизованных изделий. Вместе с тем в литературе отсутствуют сведения о влиянии ГА на физико-механические свойства указанных материалов, исследование которых также вносит вклад в регламентацию применения препарата.
В настоящей работе изучены токсикологические свойства ГА с оценкой маскимально допустимых остаточных количеств на простерилизованных изделиях, оценены режимы послестерили-зационной обработки с использованием разработанных нами ранее [3, 4] методов определения микроколичеств ГА и на основании изучения фи-