При клиническом анализе мочи у животных 1-й и 3-й групп выявлена протеинурия.
При воздействии БМС нарушений функционального состояния половых желез у крыс обоего пола не обнаружено. У животных 2-й и 3-й групп имелись незначительные изменения эмбриогенеза (увеличение общей эмбриональной смертности плодов за счет доимплантационной гибели зародышей).
Таким образом, в результате длительного эксперимента установлено, что изменения функционального состояния организма животных при действии БМС носили нестабильный характер и с прекращением воздействия исчезали.
При воздействии БМС по ряду показателей сдвиги были менее выражены, чем при раздельном влиянии веществ.
Комбинированное действие ингредиентов смеси на низком уровне воздействия можно характеризовать как независимое.
Исходя из этого, гигиеническое нормирование паров БМС в воздухе рабочей зоны необходимо проводить по каждому компоненту смеси. При этом ПДК топливного бензина 100 мг/м3, метанола 5 мг/м3, изобутанола 10 мг/м3.
Для профилактики контактного действия следует защищать глаза от прямого попадания смеси и контролировать остаточное содержание метанола на коже по предельно допустимому уров-
ню, равному 0,02 мг/см2 (перечень № 1, № 2113— 79 от 27 декабря 1979 г.).
Результаты токсикологических исследований положены в основу «Временных правил по технике безопасности и промышленной санитарии при работе с БМС».
Литература
1. Иваницкая Л. И. — Гиг. и сан., 1981, № 7, с. 45—56.
2. Игнатович С., Фрумин И., Шатров Е. и др. — Автомобильный транспорт, 1983, № 8, с. 44—46.
3. Л ушко В. А., Шатров Е. В., Соколов В. В., Шиф-рик Г. — Автомобильная пром., 1980, № 6, с. 32—35.
4. Finney D. Probit Analysis. London—Cambridge, 1952.
Поступила 19.12.84
Summary. The toxicity of the new motor fuel, benzo-methanol mixture consisting of petrol, methanol and isobu-tanol was studied. High-level toxicometric indices for the mixture (LD50, CL-so) have been established. The mixture produces local effects on the eyes, mucous membranes and skin. Dermatoresorptive effect is moderate. Threshold levels for the general toxic and irritating effects on the upper respiratory passages and the eye have been determined. The patterns of the combined effects caused by the individual components varied: at intragastric administration the effect was more than additive, while at inhalational single and continuous intake of low-level concentrations it was subadditive, independent. According to the recommendations given by the authors sanitary and hygienic surveillance of work zone air should be carried out гп the basis of MAC for each component (petrol 100 mg/m3, methanol 5 mg/m3, isobutanol 10 mg/m3); skin contamination should be assessed from the maximum allowable level for methanol, 0.02 mg/cm2.
УДК 615.014.45:547.4411:615.»17
П. П. Лярский, А. Е. Эпштейн, А. Н. Сукиасян, Л. С. Копылова, Н. П. Михайлов, А. И. Копылова, Т. И. Рапина, Р. А. Вышегородская
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ГЛУТАРОВОГО АЛЬДЕГИДА ДЛЯ СТЕРИЛИЗАЦИИ ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИЗ ТЕРМОЛАБИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
(токсикологические, аналитические и физико-механические исследования)
ВНИИ дезинфекции и стерилизации, Москва
Активированные водные растворы глутарового альдегида (ГА) широко применяются за рубежом для стерилизации изделий медицинского назначения из термолабильных материалов.
Известно [5], что ГА является высокотоксич-ным веществом, особенно при поступлении в кровяное русло. В связи с этим, а также с высокими сорбционными свойствами термолабильных материалов (резины, полимеров), используемых для изготовления медицинских изделий, существенными являются установление безопасных уровней при реальных путях поступления ГА в организм, регламентация допустимых остаточных количеств на изделиях и рекомендация на дан-
ной основе оптимальных режимов удаления препарата с простерилизованных изделий. Вместе с тем в литературе отсутствуют сведения о влиянии ГА на физико-механические свойства указанных материалов, исследование которых также вносит вклад в регламентацию применения препарата.
В настоящей работе изучены токсикологические свойства ГА с оценкой маскимально допустимых остаточных количеств на простерилизованных изделиях, оценены режимы послестерили-зационной обработки с использованием разработанных нами ранее [3, 4] методов определения микроколичеств ГА и на основании изучения фи-
зико-механических свойств определена кратность применения растворов ГА для стерилизации изделий из резины.
Токсикологические исследования ГА проводили на лабораторных животных. Исследовали образцы ГА отечественного производства и фирмы «ИеапаЬ (Венгрия) с содержанием действующего вещества 18—23 %. ЬО50 определяли по методу Кербера на мышах, крысах и морских свинках при введении вещества в желудок, под кожу и в брюшную ПОЛОСТЬ. Пороги острого (ЫгПас) и подострого (Ыш8иЬас) действия устанавливали в опытах на крысах-самцах массой 200±20 г при введении ГА в брюшную полость. При определении итас животных обследовали через 4 и 24 ч. Подострую токсичность ГА в 2-месячных опытах изучали с ежедневным введением вещества в диапазоне доз от 0,05 до 0,0005 мг/кг (Ышас и на 1—2 порядка ниже). Обследование проводили через 1 и 2 нед, 1 и 2 мес от начала опыта с использованием комплекса чувствительных методов (интегральных, биохимических, физиологических и морфологических) [2].
Гонадотоксические свойсва ГА оценивали на тех же, что и в подостром эксперименте, крысах-самцах, которых спаривали с самками в отношении 1 : 2. Самок вскрывали на 20-й день беременности, учитывали число желтых тел, мест имплантации и живых плодов. У самцов определяли некоторые морфофункциональные показатели спермы: время подвижности сперматозоидов и активность дегидрогеназ спермы, а также массовые коэффициенты семенников. Эмбриотоксические свойства изучали на беременных самках при ежедневном введении ГА в брюшную полость в дозе 0,05 мг/кг. Определяли показатели эмбриональной гибели и развития потомства. Мутагенную активность ГА исследовали микроядерным методом на мышах при введении в брюшную полость в дозах от 0,2 до 22 мг/кг. Местно-раздра-жающие свойства определяли на морских свинках и кроликах при нанесении 2—2,5 % растворов на кожу и слизистые оболочки глаз, аллергенные свойства — в опытах на морских свинках по методу Алексеевой-Петкевич.
В токсикологических исследованиях выявлено, что ЬО50 при введении ГА в желудок и под кожу находилась для всех животных на уровне 156— 308 мг/кг. В то же время при введении в брюшную полость ГА проявил себя как более токсичное вещество (1^50 22 и 32 мг/кг для мышей и крыс соответственно). Базируясь на данных А. БгопеЫП [5], можно сделать вывод о близкой острой токсичности и наибольшей опасности ГА при введении в вену и брюшную полость (1_05о для крыс равна 9,8 и 32 мг/кг соответственно). По изменению показателей состояния нервной системы Ыта<; при введении внутрибрюшинно установлен на уровне 0,05 мг/кг. Кумулятивные свойства ГА не выражены. Порог подострого действия при введении ГА в брюшную полость в
течение 2 мес установлен на уровне 0,005 мг/кг по показателям состояния нервной системы, пе-чени и неспецифической реактивности организ- 9. ма. Влияние ГА на репродуктивную функцию крыс отмечено при внутрибрюшинном введении во всех испытанных дозах (0,05—0,005 мг/кг), и порог по изученным отдаленным эффектам установлен на уровне 0,005 мг/кг. Мутагенный эффект в дозах 0,2—22 мг/кг отсутствовал. Местно-раздражающий и сенсибилизирующий эффекты проявились на более высоких уровнях по сравнению С LilTlintegr.
На основании изложенного пороги общетоксического действия ГА при введении в брюшную полость (0,05 и 0,005 мг/кг) приняты в качестве лимитирующих для гигиенического нормирования содержания ГА на изделиях, контактирующих с кровью. Для регламентации ГА на изделиях, находящихся в контакте с другими тканями (слизистой оболочкой, мышцами, подкожной клетчаткой и др.), кроме крови, использованы пороги у перорального действия, установленные при раз-работке ПДК для ГА в воде водоемов [1]. Исходя из приведенных данных токсикометрии и с учетом 100-кратного коэффициента запаса рассчитаны допустимые суточные дозы ГА для человека при контакте с простерилизованными изделиями. При однократном контакте с кровью они составляют 25 мкг, при повторном— 2,5 мкг, при контакте с другими тканями — соответственно 3500 и 15 мкг.
С учетом допустимых доз ГА на простерилизо-ванных изделиях изучена его смываемость с образцов и изделий медицинского назначения из резины и полимеров. При этом иследовано 8 марок резин отечественного производства, применяемых для изготовления зондов, катетеров, наркозных трахеотомических трубок, формовых деталей наркозно-дыхательной аппаратуры (ИР-1, ИР-49, ИР-686, ИР-68г, ИР-152, 52-259, 792 и 793), а также 6 видов полимеров различных марок (уда-ропрочного полистирола 0803Л, полиэтилена вы- -сокого давления 10803-020, полиэтилена низкого давления 21008-75, полипропилена 21060, поли-хлорвинилов марок JI-163 и JT-168). Для оценки содержания сорбированного ГА использованы образцы указанных марок резин размером 7X7,5Х Х0,2 см (площадь поверхности 110 см2) массой от 6 до 21,2 г, а также образцы полимеров в виде кругов диаметром 5 см и толщиной 0,1 см (площадь поверхности 41 см2) массой от 1,2 до 1,6 г. Изучены также некоторые типы изделий: резиновые катетеры, трубки для системы переливания крови, инструмент гибких эндоскопов —корзина для удаления инородных тел, рабочая часть которого представляет собой гибкий стальной канат в фторопластовой оболочке.
Для анализа ГА использованы разработанные нами ранее методы его определения в разбавленных растворах: титриметрический бисульфитный метод и газожидкостная хроматография с преде-
лом обнаружения соответственно 0,25 и 1,2 мкг/ /мл [3, 4].
Образцы и изделия полностью погружали в 2,5 % раствор ГА на 4 ч (срок, необходимый для стерилизации). На резине марки ИР-1 оценена эффективность различных режимов послестери-лизационной обработки. ГА экстрагировали с образцов резины (100 мл дистиллированной воды на образец) в течение 1 ч. В экстракте титримет-рическим методом или с помощью газожидкостной хроматографии определяли содержание ГА. Полноту экстракции контролировали выдерживанием образцов в экстрагенте в течение продолжительного (до 10 сут) времени. Как показали исследования, остаточные количества ГА на образцах резины составили: при двукратном промывании водой по 5 мин 725±78,1 мкг, при таком же промывании по 15 мин 408,3±46,6 мкг, при троекратном промывании водой по 15 мин 325,6± 19,7 мкг, при промывании 0,5% раствором пиросульфита натрия и водой по 5 мин 270,8±36,8 мкг, при промывании 0,5 % раствором пиросульфита натрия при 30—40 °С и водой по 10 мин 189,7±16,4 мкг, при промывании 0,5 % раствором пиросульфита натрия при 50—60°С и водой по 5 мин 56,7±25,4 мкг. Из приведенных данных видно, что наиболее эффективны режимы, предусматривающие применение пиросульфита натрия, который, превращаясь в водном растворе в бисульфит натрия, взаимодействует с ГА, образуя его бисульфитное производное, т. е. выступает в качестве нейтрализатора. Учитывая, однако, сложность осуществления этого режима в условиях клиники, термолабильность объектов, а также с целью исключения токсикологически не исследованного фактора — бисульфитного производного ГА и бисульфита натрия — отобрали эффективный и наименее трудоемкий из режимов промывания водой — двукратное 15-ми-нутное погружение в стерильную воду при соотношении объема образцов и воды не менее 1 : 4.
Проведено изучение последнего режима на резинах 8 марок и полимерных материалах 6 марок. Результаты анализа остаточных количеств ГА на образцах приведены в таблице. Из нее следует, что резины большинства марок обладают примерно одинаковой сорбирующей способностью по отношению к ГА в пределах 3,04—5,57 мкг/см2, или 20,92—32,72 мкг/г. Меньше ГА остается на резинах марок 52-259, 792, 793 и полихлорвиниле Л-163 — в пределах 0,40—1,96 мкг/см2, или 0,28—12,13 мкг/г. Мало сорбирует полихлорвинил Л-168. На образцах из ударопрочного полистирола, полиэтилена высокого и низкого давления и полипропилена ГА не обнаруживается.
Этот же режим — двукратное погружение на 15 мин в стерильную дистиллированную воду — изучен и на изделиях. Остаточные количества ГА на резиновых катетерах при этом равны 300± ±150 мкг на изделие, или 3,97±1,98 мкг/см2 в расчете на единицу поверхности, что сопостави-
Остаточные количества глутарового альдегида на образцах резины и полимеров, подвергнутых послестерилизационному двукратному 15-мннутному погружению в дистиллированную воду (М±т)
Материал Содержание глутарового альдегида
на единицу поверхности, мкг/см* на единицу массы, мкг/г
Резина:
ИР-49 5,57±0,36 28.91 ± 1,18
ИР-1 3,71±0,48 26.17±3,20
ИР-152 3,07±0,30 20,92 ± 1,95
ИР-686 3,04 ±0,75 32.72±3,60
ИР-68г 3,07±0,62 28. 1 1±6,60
52-259 1,96±0,48 12,13±3,60
792 1,30±0,48 9,81 ±3,66
793 0,40±0,12 3,59± 1,56
Полихлорвинил:
Л-163 0,45±0,07 0.28±0,04
Л-168 0,08±0,03 0,06±0,02
мо с содержанием ГА на образцах. Аналогичные результаты получены при определении остаточных количеств ГА на полихлорвиниловых (Л-163) трубках системы переливания крови. В расчете на единицу поверхности в этом случае после промывки остается ГА 1,92±0,6 мкг/см2. После промывания указанным методом инструмента к эндоскопу на нем остается 1250±600 мкг ГА. Наличие таких значительных остаточных количеств ГА связано с невозможностью заполнить промывочной жидкостью пустоты при промывании погружением инструмента, представляющего собой капилляр. Для таких объектов может быть рекомендована промывка с принудительной циркуляцией воды (например, с периодическим погружением в цилиндры, заполненные водой, или с помощью шприца). В этих условиях даже при отношении объема промывочной жидкости к объему изделия менее 4: 1 удается снизить остаточное содержание ГА на изделии до 25±5 мкг.
Для установления кратности использования после стерилизации ГА резиновых изделий изучены их физико-механические свойства: модуль при растяжении на 200 %, условная разрывная прочность, относительные удлинение и остаточная деформация. Как показали исследования, модуль при растяжении и условная разрывная прочность резин ИР-1, ИР-68, ИР-152 и 52-793 от 25-крат-ной обработки практически не изменяются. Эти же показатели у резин 52-259 и ИР-49 на 20 % ниже. Относительное удлинение при разрыве менее стабильно: у резин ИР-1, ИР-68 и 52-793 изменяется не более чем на 10 %, у резин ИР-49 и ИР-152 — на 20 %, у 52-259 — на 50 %.
Таким образом, сопоставляя реальные остаточные количества ГА, найденные на образцах и изделиях из термолабильных материалов, с допустимыми дозами, можно дать некоторые рекомендации по использованию препарата. Представляется перспективной стерилизация медицинских изделий, контактирующих со слизистыми оболочками и другими тканями (за исключением
крови), преимущественно однократного использования (катетеров, зондов, эндоскопического оборудования и др.). ГА может быть использован для стерилизации изделий, изготовленных из полиэтилена, полипропилена и полистирола, длительно контактирующих с кровью. Применение резиновых и полихлорвиниловых изделий после стерилизации ГА возможно лишь при ограниченной поверхности контакта с кровлю (от 0,4 см2 для резины ИР-49 до 30 см2 для полихлорвинила Л-168). В соответствии с физико-механическими свойствами применение ГА для стерилизации резиновых изделий допустимо не более чем 20-кратно.
Литература
1. Орловский В. М., Нечипоренко В. П., Леонская Г. И. и др. — В кн.: Гигиена населенных мест. Киев, 1984, т. 23, с. 35—38.
2. Проблемы промышленной токсикологии / Под ред. Коло-яновой — Симеоновой Ф., И. В. Саноцкого. М., 1982.
3. Сукиасян А. Н., Копылова А. И. — В кн.: Теория и практика дезинфекции и стерилизации. М., 1983, с. 116— 118.
4. Эиттейн А. Е., Сукиасян А. Н., Михайлов Н. П. и др. Гиг. и сан., 1984, № 12, с. 32—33.
5. Stonehill А. А. — Amer. J. hosp. Pharm., 1963, vol. 20, p. 458.
Поступила И.06.85
Summary. The correlation of permissible residual gluta-raldehyde levels (determined experimentally) in mcdical ther-molabile products (rubber, polymers) has shown that gluta-raldehyde can be used to sterilize medical products, particularly those which have a single contact with the mucous membranes and other tissues (blood excluded). Glutaralde-hydes should not be used more than 20 times to sterilize rubber products.
УДК 615.9.057.085.272.4.014.425.076.9
Н. П. Сетко
ЗАЩИТНЫЙ ЭФФЕКТ АНТИОКСИДАНТОВ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ОРГАНИЗМА
Оренбургский медицинский институт
Для эффективной профилактики профессиональных отравлений наряду с инженерно-техническими и санитарно-гигиеническими мероприятиями необходимо изыскание современных средств индивидуальной патогенетической профилактики и терапии отравлений комплексом химических веществ.
Наиболее перспективными в настоящее время признаны средства, которые при достаточно выраженном антидотном эффекте не оказывали бы побочного действия на организм [6].
Теоретической предпосылкой к проведению исследований послужили представления о зависимости деструктивных процессов, развивающихся при патологических состояниях в различных органах и системах, от интенсификации в последних перекисного окисления липидов [3]. Эта зависимость обусловлена, видимо, тем, что образующиеся в избытке после химической интоксикации перекиси липидов обладают мембранотоксическими свойствами, особенно выраженными по отношению к лизосомальным мембранам. Нарушение их проницаемости приводит к освобождению лизо-сомальных гидролаз, усилению аутолиза и некробиозу клеток. На основе установленных клеточ-вых механизов отравления организма химическими ядами мы исследовали возможность применения ингибиторов перекисного окисления липидов антиоксидантов в качестве мембранопротекторов при химическом отравлении, учитывая необходимость поиска антиоксидантов в условиях непрерывного расширения контактов человека с химическими веществами, обладающими широким
спектром действия на разные системы организма.
Опыты проведены на белых крысах-самцах массой 150—200 г, разделенных на 3 группы. Животные 1-й группы подвергались ингаляционному воздействию серосодержащего газоконденсата (СГК), а животные 2-й группы — затравке СГК и получали 3 дня до опыта и в течение опыта через день комплексный антиоксидант, представляющий собой смесь а-токоферола, аскорбиновой кислоты и дибунол-2,4-диметилтрет-бутилефенола, в растительном масле в дозе 100 мг/кг, 3-я группа являлась контролем. Животные находились в специальных затравочных камерах объемом 1 м3, куда подавали пары газоконденсата в концентрациях, близких к реальным, т. е. имеющимся в воздухе промышленных площадок газоперерабатывающих заводов. Концентрация газоконденсата в камере создавалась на уровне 3,40±0,002 мг/м3 (по сероводороду). Для затравок применяли природный газоконденсат, содержащий до 5,7 об.% сероводорода, 0,82 об.% смеси природных меркаптанов (в пересчете на метилмеркаптан), 85,44 об.% углеводородов, 0,72 об.% углекислого газа. Сероводород определяли по методу Н. Г. Полежаева [7], а также с помощью ежесуточного экспресс-анализа воздуха с использованием индикаторных трубок. Повреждающее действие газоконденсата на организм и противоинтоксикациопный эффект комплексного антиоксиданта оценивали путем определения каталазной активности крови [8], диеновых конъюгатов и малонового диальдегида [11, 12], БН- групп [10], активности аспартат- и