Научная статья на тему 'Токсичность газовой смолы полукоксования черемховских углей и ее фракций'

Токсичность газовой смолы полукоксования черемховских углей и ее фракций Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Токсичность газовой смолы полукоксования черемховских углей и ее фракций»

надеваемое на питатели. При надевании на питатель мешок должен быть уложен в складки, чтобы в нем не было воздуха.

7. Загрузку в тару — ящики или барабаны — необходимо производить таким образом, чтобы материал не падал с высоты. Питатель, подающий загружаемый материал, следует приблизить максимально к дну тары.

8. Следует обращать внимание на достаточную сухость размалываемого продукта, так как иначе могут выйти из строя рукавные фильтры.

9. Уборку осевшей или просыпавшейся пыли следует производить мокрым или пылесосным способом, а не тряпками или щетками.

Соблюдение этих требований в ряде случаев может дать и экономический эффект, так как меньше будут потери от рассеивания и рассыпания порошкообразных веществ. Санитарное же значение их заключается в возможности полного оздоровления условий труда при работе с порошкообразными веществами. Особое значение имеет это для веществ, дающих токсическую пыль. Вполне возможно добиться полного обеспыливания производственных процессов и устранения выброса пыли наружу, особенно при использовании в качестве машин для отсоса водокольцевых насосов РМК, которые почти полностью задерживают пыль в протекающей через них воде.

Проведение изложенных мероприятий в комплексе с другими, например, устройством рациональной вентиляции, помогут улучшить гигиенические условия труда на ряде производств.

Ъ Ъ Ъ

3. Э. Григорьев

Токсичность газовой смолы полукоксования черемховских углей и ее фракций

Из Ленинградского научно-исследовательского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

Применяемый для получения газовой смолы процесс полукоксования углей ведется в шахтных печах с внутренним обогревом в пределах температур 400—600° (при этих условиях получается наибольший выход смолы).

Газовая смола полукоксования в отличие от коксовальной и доменной содержит большое количество фенолов, парафины и свободна от ароматических углеводородов с 3, 4, 5, 6 бензольными кольцами (Ша-бад, 1947).

При охлаждении газа полукоксования углей завод получает та него так называемую первичную газовую смолу, из которой в свою очередь при ее разгонке отбирается сырая лигроиновая фракция, сырая керосиновая фракция, сырые фенолы, тяжелый мазут и битум; из смеси обезвоженной газовой смолы (первичной) и сырых фракций приготовляется каменноугольное антисептическое масло. Оставшийся газ используется как теплоноситель для термического разложения угля и как топливо. Полукокс, так же как все вышеуказанные фракции, выпускается заводом как товарный продукт.

Первичная газовая смола и ее фракции обладают резким карболовым запахом. Характерной особенностью этой смолы и ее фракций является высокое содержание в них фенола. Так, первичная газозая смола содержит 21,3% фенола, легшие ее фракции — 40—44%, тяжелый

мазут — 21,5%, битум—19,8%, каменноугольное антисептическое масло— 34,5%, -сырые фенолы — 51,5%.

Значительное содержание фенолов в смоле и ее фракциях является причиной того, что в воздухе цехов завода (печном и химическом), наряду с СО, С02 Нг$ и углеводородами, всегда обнаруживается значительное количество фенола.

Задачей настоящего исследования являлось выяснение токсических свойств продуктов с различным содержанием в них фенола.

В первую очередь нам казалось интересным выяснить состав летучих веществ.

Исследуя воздух, протянутый над поверхностью подогретой смолы-или ее фракций, мы установили, что выделяющиеся при этом летучие продукты содержат большое количество фенола и свободны от бензола, сероводорода и сероуглерода. Фенол является основным вредным веществом как первичной газовой смолы, так и ее фракций, что подтверждается опытами на животных.

Токсическое действие вышеназванных образцов изучалось при динамическом методе затравок и в однократных опытах на белых мышах. Проведен 21 опыт на 84 животных. Опыты проведены при подогреве исследуемого образца до 45° и 96° и без подогрева и при экспозиции 2 часа. В опытах без подогрева (при температуре 19°) содержание фенола в воздухе колебалось от 0,3 до 3,2 мг/л. При этой концентрации животные не погибали не только в опыте, но и в течение последующих недель.

Подогревание до 96° резко увеличило выделение фенола. Концентрация фенола достигала 56,6 мг/л. В этих опытах все мыши погибали. Оказалось, что гибель животных в условиях указанного опыта наступала всегда в том случае, когда концентрация фенола во вдыхаемом воздухе превышала 3,7 мг/л.

Клиническая картина при острых отравлениях летучими продуктами, выделяющимися из первичной газовой смолы и ее фракций, напоминает действие паров фенола. Через 10—20 минут у животных появлялись редкие, но сильные подергивания головы и передних лапок, переходившие вскоре в судороги головы и конечностей. Однако при вскрытии погибших животных, кроме застойного полнокровия, во внутренних органах никаких патологических изменений не наблюдалось.

Опыты с более длительным вдыханием паров, выделявшихся из исследованных образцов, проводились на кроликах и белых мышах. Концентрации феиола при этом колебались от 0,02 до 2,58 мг/л. Опыты продолжались по одному часу в течение 23 дней. В этих условиях клинических проявлений отравления мы не наблюдали. Единственным отклонением от нормы были частые находки белка в моче во второй половине периода отравления. При вскрытии подопытных животных наблюдалось резко выраженное полнокровие внутренних органов. При микроскопическом исследовании тканей легких обнаружены небольшие утолщения сосудистых стенок, воспалительная инфильтрация и небольшие участки кровоизлияний вокруг сосудов и бронхов '.

Опыты показали, что первичная газовая смола и ее фракции обладают сенсибилизирующим и фотосенсибилизируюшим2 (фотодинамическим) действием. Сенсибилизирующее действие было выявлено при повторных нанесениях смолы с перерывом в 12 дней на разные участки кожи кролика. Выражалось это сенсибилизирующее действие более интенсивной воспалительной реакцией на месте апликации смолы, а так-

1 Патологоанатомические исследования проведены научным сотрудником института 3. К. Павловой.

2 Сенсибилизирующее и фотосенсибилизирующее действие изучалось на коже кроликов белой масти по методике Шапиро с усовершенствованиями Рыловой.

же появлением реакции на участках, прежде подвергавшихся воздействию смолы.

Фотосенсибилизирующее действие выявлялось при нанесении смолы на участки кожи кролика и облучении их светом ртутно-кзарцевой лампы ПРК-4. Фотодинамическое действие удалось также установить в опытах с парамециями при внесении в культуру раствора чистого фенола с последующим облучением ее кварцевой лампой ПРК-4. Фотодинамическое действие на холоду (при 0°) сильно уменьшается, а в теплой среде (при 35°) резко усиливается.

Длительное однократное или кратковременное повторное нанесение газовой смолы на кожу кролика и белой мыши вызывает воспалительный процесс на коже, прижигание и гангрену ткани, а при смазывании обширной поверхности тела проявляется и резорбтивное действие смолы (судороги и гибель мыши). Степень выраженности воспалительного процесса тем сильнее, чем больше содержится фенола в испытуемом образце. Так, при опускании хвоста мыши в сырые керосиновые фенолы (содержание фенола 51,7%) на 6 минут наступала гангрена хвоста; сырая лигроиновая фракция (содержание фенола 44%), антисептическое масло (содержание фенола 34,5%) вызывали гангрену хвоста после апликации в течение двух часов.

Для контроля нами проведены апликации водного раствора кристаллического фенола крепостью 0,56 и 20% (по весу).

При этом установлено, что 0,56% водный раствор фенола вызывает гангрену хвоста мыши после экспозиции в течение одного часа, а 20% раствор аналогичную реакцию дает при экспозиции в течение 3 минут. Следовательно, фенол, находящийся в составе смолы, проявляет свое токсическое действие во много раз слабее, чем фенол в водном растворе. Объясняется это, вероятно, тем, что фенол лучше всасывается кожей из водного раствора, чем из смолы.

Таким образом, постоянное присутствие фенола в воздухе цехоз завода (печном и химическом), большое содержание фенола в первичной газовой смоле и ее фракциях, постоянное наличие фенола в летучих продуктах исследованных образцов, сходство клинической картины острого отравления животных парами смолы и ее фракций с клинической картиной острого отравления фенолом и т. д. свидетельствуют о том, что основным токсическим началом газовой смолы и ее фракций является фенол.

Выводы

1. Характерной особенностью смолы полукоксования черемховских углей и ее фракций является большое содержание в них фенола.

2. Пары смолы и ее фракций (в пределах температур 19—96°) свободны от бензола, сероводорода и сероуглерода, но содержат в большом количестве фенол. С повышением температуры смолы от 19° до 96° выделение фенола в составе летучих резко возрастает.

3. Вдыхание паров смолы и ее фракций вызывает отравление животных. Вдыхание паров смолы с содержанием в них 3,2 мг/л не вызывает у белых мышей острых отравлений. Содержание фенола выше 3,7 мг/л вызывает судороги и гибель животных. Длительное вдыхание паров смолы и ее продуктов (23 дня) в малых концентрациях, но при короткой экспозиции вызывает незначительные патологические изменения в легких без выраженных клинических проявлений интоксикации.

4. Смола и ее фракции обладают сенсибилизирующим и фото-сенсибилизирующим действием.

5. Смола и ее фракции при нанесении на кожу вызывают ярко выраженный воспалительный процесс, а затем гангрену пораженного участка.

6. Смола и ее продукты обладают способностью всасываться через кожу и оказывать резорбтивное действие. Действие смолы и ее продуктов тем сильнее, чем больше в них содержится фенола.

7. Профилактические мероприятия при работе с газовой смолой и ее продуктами должны быть направлены на защиту рабочих от вдыхания паров этих продуктов и тела от загрязнения смолой ,и ее фракциями.

а ъ &

В. С. Макаренко

Гиалуронидаза пищевых продуктов как показатель их обсемененности патогенными стафилококками

Этиологическая роль стафилококков в пищевых токсикозах в настоящее время общепризнана, а вместе с тем практический врач не имеет показателей для санитарной оценки таких продуктов, где при бактериологическом исследовании обнаруживаются стафилококки.

Несмотря на возможность заражения пищевых продуктов стафилококками, эти отравления встречаются сравнительно редко. Это обусловлено тем, что не всегда в пище создаются условия для образования энтеротоксинов стафилококками.

В последние годы удалось овладеть методом получения энтероток-синов. Известно, что энтеротоксины образуются активными свежепере-сеянными штаммами стафилококков на некоторых средах специального состава, например, на крахмалосодержащих и др. Они накапливаются быстро, через 18—24 часа, при культивировании стафилококков в термостате при 37° и наличии в воздухе 20—25% углекислого газа. При более длительном культивировании энтеротоксины разрушаются. Таким образом, энтеротоксины образуются далеко не всегда при культивировании энтеротоксинообразующих штаммов на обычных питательных средах в обычных условиях.

Выделение стафилококков из пищевых продуктов встречает ряд трудностей при наличии большого количества других микроорганизмов.

Нами с большим успехом использовался «накопительный метод», с помощью которого удается выделить чистую культуру стафилококка из пищевых продуктов и выявить энтеротоксин путем введения фильтрата чистых культур стафилококка кошкам в брюшину и через рот.

Выделение стафилококка проходит через следующие стадии.

1. 10 мл болтушки подозрительного пищевого продукта вводят в большую пробирку, содержащую 10 мл солевой среды (№ 1). Посев помещают в термостат при-37" на 36 часов.

При таких условиях стафилококк, даже если он находится в очень маленьких количествах в продукте, развивается очень обильно.

2. Одну каплю обогащенной среды вводят в чашку Петри, содержащую гипертоническую маннитную среду (№ 2), и после засева помещают в термостат при 37° на 48 часов.

Колонии патогенных стафилококков желтые и окружены желтоватым ореолом, обусловленным брожением маннита; их собственная пигментация ясно видна. Стафилококки непатогенные не сбраживают маннита и растут в виде мелких розоватых колоний. На этой среде стафилококки развиваются почти в чистом виде.

3. Высев чистых культур на косой агар с лактозой (№ 3) на 24 часа при 37°.

На этой среде стафилококки имеют интенсивную окраску, особенно выделяющуюся, когда оставляют культуру при комнатной температуре на 48 часов.

Колонии, выделенные на среде с лактозой, с косого агара перевивают на обычный питательный бульон и хранят 5 часов в термостате при 37°.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.