Научная статья на тему 'Точность двигательных действий при передаче палочки у спортсменов-легкоатлетов в эстафетном беге'

Точность двигательных действий при передаче палочки у спортсменов-легкоатлетов в эстафетном беге Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
289
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / СПОРТСМЕН / ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ТРЕНАЖЕРНОЕ УСТРОЙСТВО / ТОЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ATHLETICS / ATHLETE / RELAY RACE / EXPERT ASSESSMENT / TRAINING DEVICE / ACCURACY OF MOTOR ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаленкова Надежда Вячеславовна, Соловьев Алексей Александрович

Представлено экспериментальное обоснование методики учебнотренировочных занятий с использованием тренажерного устройства, обеспечивающего моделируемые условия соревнования для передачи эстафетной палочки. Дана оценка точности выполнения легкоатлетических упражнений, осуществленная на основе метода экспертной оценки и видеоанализа. Установлено, что использование тренажерного устройства в процессе тренировочных занятий с легкоатлетами позволило повысить точность двигательных действий при передаче эстафетной палочки и обеспечить минимальное снижение скорости при передаче эстафетной палочки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шаленкова Надежда Вячеславовна, Соловьев Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECISION OF MOTOR ACTIONS IN THE TRANSFER A BATON BY SPORTSMEN- ATHLETES IN THE RELAY RACE

An experimental justification of the methodology of training sessions using a training device that provides simulated competition conditions for the transfer of a baton is presented. The accuracy of athletics exercises is estimated based on the method of expert assessment and video analysis. It was established that the use of a training device during training sessions with athletes made it possible to increase the accuracy of motor actions during the transfer of a relay stick and to ensure a minimum decrease in speed when transmitting a relay stick.

Текст научной работы на тему «Точность двигательных действий при передаче палочки у спортсменов-легкоатлетов в эстафетном беге»

УДК 796.422.12 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10214

ТОЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ПАЛОЧКИ У СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ В ЭСТАФЕТНОМ БЕГЕ

Н.В. Шаленкова, А.А. Соловьев

Представлено экспериментальное обоснование методики учебно-тренировочных занятий с использованием тренажерного устройства, обеспечивающего моделируемые условия соревнования для передачи эстафетной палочки. Дана оценка точности выполнения легкоатлетических упражнений, осуществленная на основе метода экспертной оценки и видеоанализа. Установлено, что использование тренажерного устройства в процессе тренировочных занятий с легкоатлетами позволило повысить точность двигательных действий при передаче эстафетной палочки и обеспечить минимальное снижение скорости при передаче эстафетной палочки.

Ключевые слова: легкая атлетика, спортсмен, эстафетный бег, экспертная оценка, тренажерное устройство, точность двигательных действий.

Результат в эстафетном беге во многом определяется точностью передачи эстафетной палочки, то есть точностью двигательных действий двух спортсменов. Согласно существующим определениям, касающихся проблем развития точности движений, под точностью понимают степень близости движения к требованиям двигательного задания [1-3].

Анализ научно-методической литературы позволил вывить основные факторы, обусловливающие развитие точности у легкоатлетов в эстафетном беге. Среди этих факторов выделим способность к экстраполяции, типологические особенности центральной нервной системы, психоэмоциональное состояние, уровень физической подготовленности, состояние функциональных систем, возраст и суточные колебания. Большое значение в аспекте развития точности при передаче эстафетной палочки, в том числе и целевой точности, безусловно, имеет процесс обучения и тренировки (влияние специальной методики, позволяющей целенаправленно воздействовать на сенсорные и моторные компоненты) [4-6].

Для совершенствования двигательных действий легкоатлетов в эстафетном беге нами была разработана и внедрена в практику методика учебно-тренировочных занятий с использованием тренажерного устройства, обеспечивающего моделируемые условия соревнования для передачи эстафетной палочки.

В рамках этой методики значительная часть упражнений (до 65 %) в процессе формирования техники движений при передаче эстафетной палочки выполняется с использованием тренажерного устройства, обеспечившего как стандартные, так и вариативные условия их выполнения.

Схема предлагаемого нами тренировочного устройства представлена конструкцией, которая состоит из опорных стоек, устанавливаемых вдоль беговой дорожки стадиона в виде двух ворот на расстоянии 20-25 м. На стойках крепятся перекладины (диаметром - 3-4 см), между которыми натягиваются два троса. На каждом тросе крепится кольцо, на котором подвешивается «цель» (кольцо, треугольник), в которую при беге передающий эстафету спортсмен должен попасть эстафетной палочкой. Кольцо с «целью» с помощью лески (веревки) перемещается тренером либо другим спортсменом через блок, закрепленный на противоположной перекладине створа ворот. Скорость протаскивания «движущейся цели» по тросу зависит от целей тренировки и степени подготовленности бегуна, передающего эстафетную палочку.

Рассмотрим методику использования разработанного нами тренировочного устройства. В исходном положении «движущаяся цель» расположена в начале зоны передачи эстафеты. При пробегании спортсменом отметки перед зоной передачи эстафеты (за 10 м) партнер, находящийся на противоположной стороне зоны передачи эстафеты, начинает перемещать «цель» вдоль беговой дорожки с требуемой скоростью. Передающий эстафету спортсмен на максимальной скорости пытается попасть палочкой в «цель» (кольцо, треугольник и т. п.). Задание считается выполненным при удачном попадании палочкой в «цель» в зоне передачи эстафеты.

На начальных этапах тренировки используется «цель» с большими размерами. Диаметр кольца или основание равностороннего треугольника и т. п. должно составлять 15-18 см. Это соответствует расстоянию между большим и указательным пальцами кисти руки. На последующих этапах тренировки диаметр уменьшается до 5-8 см. При этом используются кольца и треугольники с разрывом для попадания в пространство «цели» эстафетной палочкой снизу либо сверху (в зависимости от задач обучения).

Методической особенностью использования предлагаемого тренировочного устройства для развития точности при передаче эстафетной палочки является не только скорость перемещения ее вдоль троса в направлении бега передающего эстафету, но и положение ее в пространстве. Прежде всего, это высота по отношению к высоте положения руки передающего эстафету спортсмена, которая может регулироваться и подбирается индивидуально.

Кроме того, в процессе совершенствования двигательных действий передающего эстафету спортсмена для усложнения условий попадания палочкой в «цель» перед началом выполнения упражнения ее раскачивают как во фронтальной (поперек к направлению движения бегуна), так в сагиттальной плоскости (колебания цели - вперед, назад по отношению к

направлению бега спортсмена). Для повышения степени пространственной ориентировки задания могут выполняться как со зрительным контролем, так и без него. Для обеспечения обратной связи в качестве ориентира точности выполнения задания без зрительного контроля используется колокольчик (либо липкая лента на поверхности кольца и палочки) [7].

Варианты использования предлагаемого тренировочного устройства на разных этапах освоения двигательных действий при передаче эстафетной палочки с использованием специальных упражнений представлены в табл. 1. При выполнении упражнений необходимо чередовать положение тела и характер движений легкоатлета и положение «цели» относительно бегуна.

Таблица 1

Схема моделирования специальных упражнений для развития точности передачи эстафетной палочки

Положение тела и характер движений легкоатлета ЧСС, уд/мин Положение и перемещение цели относительно легкоатлета

1. Маховые движения руками. 2. Ходьба на месте. 3. Легкий бег на месте 110-135 1. Статично расположенная цель на уровне пояса бегуна. 2. Статично расположенная цель на уровне груди бегуна. 3. Статично расположенная цель на расстоянии вытянутой руки. 4. Статично расположенная цель на расстоянии руки, согнутой под углом (135-140 0). 5. Цель, раскачивающаяся в сагиттальной плоскости (вперед-назад). 6. Цель, раскачивающаяся во фронтальной плоскости (вправо-влево)

1. Медленная ходьба вперед в сочетании с движениями рук (У~0,8-1,1 м/с). 2. Быстрая ходьба вперед в сочетании с движениями рук (У~1,6-2,3 м/с). 3. Медленный бег (У~3,0-3,5 м/с). 4. Бег с максимальной скоростью (У~5,0-6,3 м/с) 135-150 1. Цель перемещается от бегуна со скоростью ниже, чем скорость спортсмена на 75 %. 2. Цель перемещается от бегуна со скоростью ниже, чем скорость спортсмена на 50 %. 3. Цель перемещается от бегуна со скоростью ниже, чем скорость спортсмена на 25 %. 4. Цель перемещается со скоростью спортсмена

Окончание табл. 1

Положение тела и характер движений легкоатлета ЧСС, уд/мин Положение и перемещение цели относительно легкоатлета

1. Медленная ходьба вперед в сочетании с движениями рук (У~0,8-1,1 м/с). 2. Быстрая ходьба вперед в сочетании с движениями рук (У~1,6-2,3 м/с). 3. Медленный бег (У~3,0-3,5 м/с). 4. Бег с максимальной скоростью (У~5,0-6,3 м/с) 145-160 1. Цель перемещается от бегуна со скоростью ниже, чем скорость спортсмена на 75 %, при этом сначала раскачивающаяся в сагиттальной плоскости (вперед-назад), затем во фронтальной плоскости (вправо-влево). 2. Цель перемещается от бегуна со скоростью ниже, чем скорость спортсмена на 50 %, при этом сначала раскачивающаяся в сагиттальной плоскости (вперед-назад), затем во фронтальной плоскости (вправо-влево). 3. Цель перемещается от бегуна со скоростью ниже, чем скорость спортсмена на 25 %, при этом сначала раскачивающаяся в сагиттальной плоскости (вперед-назад), затем во фронтальной плоскости (вправо-влево). 4. Цель перемещается со скоростью спортсмена, при этом сначала раскачивающаяся в сагиттальной плоскости (вперед-назад), затем во фронтальной плоскости (вправо-влево)

Для апробации предложенной методики была создана экспериментальная группа, результаты подготовки которой сравнивались с показателями спортсменов контрольной группы, тренировавшихся по традиционной программе подготовки бегунов на короткие дистанции. Численность каждой группы составляла 20 чел. Оценка точности выполнения легкоатлетических упражнений осуществлялась на основе метода экспертной оценки и видеоанализа. В состав экспертной комиссии входили специалисты в области теории и методики физической культуры со стажем работы в вузе от 10 до 30 лет, а также тренеры спортивных школ олимпийского резерва.

Самое важное в эстафете с технической точки зрения правильно выполнить передачу эстафетной палочки с минимальными затратами времени без потери скорости бега [8, 9].

В начале эксперимента были проанализированы основные ошибки в эстафетном беге:

1) бегун, принимающий эстафетную палочку, начинает разбег позднее контрольной отметки;

2) спортсмен, передающий палочку, натыкается на партнера, вследствие чего рука передающего легкоатлета не полностью выпрямлена в момент передачи эстафетной палочки;

3) неправильное положение туловища у бегунов в момент передачи палочки (рука для приема эстафетной палочки у легкоатлета,

принимающего эстафету, не зафиксирована), увеличивающее риск потери эстафетной палочки;

4) неправильное положение корпуса при стартовом разгоне бегуна, который принимает эстафету, затрудняющее возможность набора максимальной скорости в заданном отрезке.

Экспертная оценка проводилась в начале и в конце педагогического эксперимента. Был проведен сравнительный анализ техники гладкого бега (на короткие, средние, длинные дистанции) и эстафетного бега. Соответствующие данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты экспертной оценки техники выполнения легкоатлетических упражнений (Х±т)

Техника беговых упражнений Контрольная группа Экспериментальная группа р

Начало Окончание Начало Окончание

Техника бега на короткие дистанции 6,25±0,2 7,90±0,4 6,36±0,3 8,83±0,5 >0,05

Техника бега на средние и длинные дистанции 8,51±0,3 9,07±0,5 8,18±0,4 10,19±0,6 >0,05

Техника эстафетного бега 5,51±0,1 7,31±0,2 5,62±0,1 7,85±0,3 >0,05

По окончании педагогического эксперимента, проведенная экспертная оценка свидетельствует о том, что все показатели в экспериментальной группе легкоатлетов достоверно выше показателей, полученных в контрольной группе. Анализируя вышеприведенные данные, следует отметить, что в беге на короткие дистанции экспертная оценка выросла на 2,47 балла, легкоатлеты экспериментальной группы стали более технично выполнять низкий старт.

При стартовом разгоне держится правильный наклон туловища, бедро маховой ноги поднимается до 90 ° по отношению к выпрямленной толчковой ноге. При беге нога ставится на опору с носка и почти не опускается на пятку, стопы ставятся правильно параллельно друг другу.

Экспертная оценка в эстафетном беге улучшилась в экспериментальной группе на 2,23 балла. Улучшилась также техника выполнения низкого старта, правильный наклон корпуса и постановка стопы при беге. При передаче эстафетной палочки бегун, принимающий эстафету, начинал стартовый разбег, когда передающий эстафету бегун достигал контрольной отметки. Расстояние между бегунами в момент передачи эстафетной полочки равнялся длине отведенной назад руки, принимающего эстафету бегуна. Передающий палочку бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу-вверх между большим пальцем и ладонью и сразу реагирует двигательным действием, если условия передачи эстафетной палочки отклонены от нормы.

Таким образом, использование предлагаемого нами тренажерного устройства в процессе тренировочных занятий с легкоатлетами позволило повысить точность передачи эстафетной палочки и обеспечить минимальное (на 2,1 %) снижение скорости при передаче эстафетной палочки.

Список литературы

1. Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека. М.: СпортАкадем-Пресс, 2003. 228 с.

2. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.

3. Назаренко Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физической культуры. 2003. № 8. С. 19-21.

4. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций: монография. М.: ТиПФК, 2003. 258 с.

5. Никитин С.Н., Никитин Н.С. Диагностика анализаторных систем - фактор контроля состояния студентов // Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2004. С. 202-204.

6. Степанов В.В. Исследование биомеханической структуры движений с целью повышения эффективности управления тренировочным процессом бегунов на короткие дистанции: дис. ... канд. пед. наук. Л., 1977. 152 с.

7. Егорова Н.В. Техническая подготовка начинающих легкоатлетов в эстафетном беге на основе совершенствования функций двигательной и тактильной сенсорной системы: дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2012. 216 с.

8. Мирзоев О.М., Врублевский Е.П. Критерии оценки технического мастерства легкоатлетов в эстафетном беге 4 *100 м // Теория и практика физической культуры. 2009. № 2. С. 66-72.

9. Маслаков В.М. Эстафета 4*100 м. Подготовка команды // Легкая атлетика. 2002. № 3-4. С. 24-27.

Шаленкова Надежда Вячеславовна, канд. пед. наук, доц., $Иа1епкоуа85@ mail.ru, Россия, Иваново, Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева,

Соловьев Алексей Александрович, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой, а1ек8еу.$37@уапйех.ги, Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева

PRECISION OF MOTOR ACTIONS IN THE TRANSFER A BATON BY SPORTSMEN-

ATHLETES IN THE RELAY RACE

An experimental justification of the methodology of training sessions using a training device that provides simulated competition conditions for the transfer of a baton is presented. The accuracy of athletics exercises is estimated based on the method of expert assessment and video analysis. It was established that the use of a training device during training sessions with athletes made it possible to increase the accuracy of motor actions during the transfer of a relay stick and to ensure a minimum decrease in speed when transmitting a relay stick.

Key words: athletics, athlete, relay race, expert assessment, training device, accuracy of motor actions.

Shalenkova Nadezhda Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, shalenkova85@,mail.ru, Russia, Ivanovo, Ivanovo State Agricultural Academy named after D.K. Belyaev,

Soloviev Alexey Alexandrovich, doctor of historical sciences, professor, head of the department, aleksey.s37@yandex.ru, Russia, Ivanovo, Ivanovo State Agricultural Academy named after D.K. Belyaev

References

1. Golomazov S.V. Kineziologiya tochnostnyh dejstvij cheloveka [Kinesiology of human precision actions]. M.: SportAkadem Press, 2003. 228 p.

2. Korenberg V.B. Osnovy sportivnoj kineziologii [Fundamentals of sports kinesiology]: textbook. allowance. M.: Soviet Sport, 2005. 232 p.

3. Nazarenko L.D. Primernaya klassifikaciya bazovyh dvigatel'nyh koordinacij po ryadu obshchih i specificheskih priznakov i strukturnyh elementov [An approximate classification of basic motor coordination according to a number of general and specific signs and structural elements] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2003. No. 8. P. 19-21.

4. Nazarenko L.D. Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nyh koordinacij [Means and methods for the development of motor coordination]: a monograph. M.: Theory and practice of physical education, 2003. 258 p.

5. Nikitin S.N., Nikitin N.S. Diagnostika analizatornyh sistem - faktor kontrolya sostoyaniya studentov [Diagnostics of analyzer systems - a factor in monitoring the state of students] // Physical Culture and Health of University Students: Proceedings of the Intern. interuniversity. scientific-practical conf. St. Petersburg: Publishing House St. Petersburg State Unitary Enterprise, 2004. P. 202-204.

6. Stepanov V.V. Issledovanie biomekhanicheskoj struktury dvizhenij s cel'yu povysheniya effektivnosti upravleniya trenirovochnym processom begunov na korotkie distancii [The study of the biomechanical structure of movements in order to increase the efficiency of managing the training process of short-distance runners]: disc. ped. sciences. L., 1977. 152 p.

7. Egorova N.V. Tekhnicheskaya podgotovka nachinayushchih legkoatletov v estafetnom bege na osnove sovershenstvovaniya funkcij dvigatel'noj i taktil'noj sensornoj sistemy [Technical training of beginner athletes in relay race on the basis of improving the functions of the motor and tactile sensory system]: disc ... cand. ped. sciences. Shuya, 2012. 216 p.

8. Mirzoev O.M., Vrublevskij E.P. Kriterii ocenki tekhnicheskogo masterstva legkoatletov v estafetnom bege 4*100 m [Criteria for assessing the technical skill of athletes in the relay race 4*100 m] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2009. No. 2. P. 66-72.

9. Maslakov V.M. Estafeta 4*100 m. Podgotovka komandy [Relay 4*100 m. Training team] // Legkaya atletika [Athletics]. 2002. No. 3-4. P. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.