Научная статья на тему 'Развитие двигательного анализатора у спортсменов-легкоатлетов в эстафетном беге'

Развитие двигательного анализатора у спортсменов-легкоатлетов в эстафетном беге Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
275
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕН / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР / ВРЕМЯ РЕАКЦИИ / ATHLETE / ATHLETICS / RELAY RACE / TECHNICAL TRAINING / MOTOR ANALYZER / REACTION TIME

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шаленкова Надежда Вячеславовна, Соловьев Алексей Александрович

Представлено экспериментальное обоснование методики технической подготовки в эстафетном беге спортсменов в процессе проведения учебнотренировочных занятий по легкой атлетике. Определена эффективность экспериментальной методики в ходе сравнительного анализа показателей времени реакции спортсменов. Установлено, что применение методики на основе специально разработанных упражнений для сокращения времени двигательной реакции на звуковой и световой раздражители, а также движущийся объект оказывают положительное влияние на развитие двигательной активности и сокращение времени реакции в момент передачи эстафетной палочки без потерь времени и скорости бега.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MOTION ANALYZER BY SPORTSMEN-ATHLETES IN THE RELAY RACE

An experimental substantiation of the technique of technical training in the relay race of athletes in the process of conducting training sessions in athletics is presented. The effectiveness of the experimental technique in the course of a comparative analysis of the response time of athletes is determined. It has been established that the application of a technique based on specially designed exercises to reduce the time of a motor reaction to a sound stimulus, a light stimulus, and a moving object has a positive effect on the development of motor activity and a reduction in reaction time at the time of transfer of the baton without loss of time and speed.

Текст научной работы на тему «Развитие двигательного анализатора у спортсменов-легкоатлетов в эстафетном беге»

УДК 796.422.12

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ В ЭСТАФЕТНОМ БЕГЕ

Н.В. Шаленкова, А.А. Соловьев

Представлено экспериментальное обоснование методики технической подготовки в эстафетном беге спортсменов в процессе проведения учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике. Определена эффективность экспериментальной методики в ходе сравнительного анализа показателей времени реакции спортсменов. Установлено, что применение методики на основе специально разработанных упражнений для сокращения времени двигательной реакции на звуковой и световой раздражители, а также движущийся объект оказывают положительное влияние на развитие двигательной активности и сокращение времени реакции в момент передачи эстафетной палочки без потерь времени и скорости бега.

Ключевые слова: спортсмен, легкая атлетика, эстафетный бег, техническая подготовка, двигательный анализатор, время реакции.

Эстафетный бег на дорожке стадиона с передачей эстафетной палочки - это один из самых популярных и зрелищных видов легкой атлетики. Анализ тренировочного процесса российских легкоатлетов показывает, что многие специалисты эстафетную подготовку спортсменов проводят без учета особенностей функционирования сенсорных систем организма [1-3].

В теории и методике спортивной тренировки начинающих легкоатлетов одним из ключевых направлений в эстафетном беге является учет особенностей восприятия скорости бега партнерами по команде [4, 5]. При этом особенности функционирования двигательной сенсорной системы при передаче эстафетной палочки изучены недостаточно, отсутствуют специально разработанные методики, направленные на формирова -ние техники двигательных действий у начинающих легкоатлетов в эста -фетном беге с активацией двигательного анализатора и использованием упражнений на развитие времени реакции [6-8].

В эстафетном беге часто спортсмену приходится осуществлять те или иные действия за доли секунды. Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временной организации двигательного акта. Простая двигательная реакция является временной характеристикой двигательного анализатора. При выполнении низкого старта в вариативных условиях спортивного соревнования очень важно не только максимально быстро, но и своевременно отреагировать на раздражитель. Во время эстафетного бега важнейшее значение приобретает способность видеть объект, движущийся с высокой скоростью. Бегуну, принимающему эстафетную палочку, необходимо увидеть бегуна, передающего эстафетную палочку и

движущегося на высокой скорости, а в момент достижения им контрольной отметки вовремя отреагировать двигательным действием. Развитие реакции на движущийся объект у начинающих легкоатлетов -одна из первоочередных задач, так как без этого невозможно добиться своевременного стартового ускорения в момент достижения партнером, передающим эстафету, контрольной отметки. Своевременная реакция на движущийся объект позволит вовремя набрать максимальную скорость и передать эстафетную палочку без потерь времени и скорости бега.

Целью исследования является экспериментальное обоснование эффективности методики физической подготовки спортсменов в эстафетном беге за счет развития двигательного анализатора и сокращения времени реакции при передаче эстафетной палочки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- разработать и внедрить в практику учебно-тренировочных занятий методику технической подготовки спортсменов в эстафетном беге на основе учета функционирования сенсорных систем организма;

- экспериментально обосновать методику технической подготовки спортсменов-легкоатлетов в эстафетном беге с использованием упражнений на развитие двигательного анализатора и времени реакции.

Нами разработана методика технической подготовки начинающих легкоатлетов в эстафетном беге на основе учета функционирования сенсорных систем. Она состоит из четырех блоков: старт бегуна, передающего эстафетную палочку; бег по дистанции; старт бегуна, принимающего эстафетную палочку; передача и прием эстафетной палочки.

Техническая подготовка спортсменов проходит в три этапа:

1) обучение основным двигательным действиям;

2) закрепление учебно-тренировочного процесса;

3) совершенствование техники эстафетного бега.

Диапазон возможного сокращения времени двигательной реакции достигается за время многолетних тренировок. Поэтому необходимо в рамках разработанной методики постоянно включать в тренировку специальные упражнения на быстроту реакции. Упражнения на сокращение времени простой двигательной реакции и времени реакции на движущийся объект нужно тренировать на этапе закрепления учебно-тренировочного процесса (35 %). Однако наибольший тренировочный эффект можно получить, используя упражнения преимущественного на этапе совершенствования в условиях максимально приближенных к соревновательным (50 %).

Для сокращения времени двигательной реакции на звуковой раздражитель нами предлагаются следующие упражнения на развитие быстроты реакции спортсмена:

1. На звуковой сигнал: звонок, звук музыкального инструмента, спортсмен должен отреагировать двигательным действием - ускорением

20 м. Из положения высокого старта по сигналу тренера спортсмен начинает ускорение. Важно прервать зрительную связь, спортсмен не должен видеть источник звука. Подобное же упражнение выполняется и из положения низкого старта.

2. По сигналу тренера из-за спины спортсмена бегун передает эстафетную палочку впереди стоящему бегуну, принимающему эстафету, на расстоянии 1 м. Сигнал тренера: это стук, хлопок в ладоши. Упражнение выполняется в парах.

3. На звуковой сигнал: звук, стук, хлопок спортсмен реагирует двигательным действием. Тренером производится три сигнала подряд разного звучания. При этом на первый сигнал бегун делает ускорение, на второй сигнал - прыжок в длину, на третий сигнал - сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

4. По звуковому сигналу спортсмены выполняют низкие старты из разных положений: сидя; упор лежа; упор присев; сидя спиной вперед; высокого старта спиной вперед; старта бегуна, принимающего эстафету. При этом спортсмен не должен видеть тренера.

5. Спортсмен в положении стоя, руки опущены вдоль туловища. По речевому сигналу тренера отводит руку назад для приема эстафетной палочки.

Для сокращения времени простой двигательной реакции на тактильный раздражитель предлагаем использовать следующие упражнения на развитие быстроты реакции спортсмена:

1. Спортсмен в положении стоя, руки опущены вдоль туловища, глаза завязаны непроницаемой повязкой, на ушах звуконепроницаемые наушники. Тренер в случайном порядке и со случайным интервалом времени прикасается к рукам тренируемого. Спортсмен при прикосновении должен отреагировать двигательным действиям: поднять вверх свободную руку.

2. Спортсмен в положении стоя, руки опущены вдоль туловища, глаза завязаны непроницаемой повязкой, на ушах звуконепроницаемые наушники, в руке эстафетная палочка. Тренер в случайном порядке и со случайным интервалом времени прикасается к плечу легкоатлета. Спортсмен при прикосновении должен отреагировать двигательным действиям: отвести руку вперед до угла 45 ° для передачи эстафетной палочки.

Для сокращения времени простой двигательной реакции на световой раздражитель, на наш взгляд, уместно использовать следующие упражнения на развитие быстроты реакции спортсмена:

1. Тренер прижимает к стене ученическую линейку. Тренируемый держит свой большой палец в 1 см от линейки на уровне примерно 10-15 см от начала. Когда тренер отпустит линейку, та начнет падать. Задача легкоатлета прижать линейку к стене своим большим пальцем. Чем меньше сантиметров «пролетит» линейка, тем лучше реакция.

2. Тренер в случайном порядке включает настольную лампу. При этом спортсмен не должен видеть выключатель. Бегун должен отреагировать на световой сигнал двигательным действием: выполнить приседание, сгибание и разгибание рук в упоре, выполняются стартовые ускорения на 30 м.

Наконец, для сокращения времени реакции на движущийся объект рационально применять следующие упражнения на развитие быстроты реакции спортсмена:

1. Спортсмен становится напротив стены и бросает теннисный мяч. Бросок мяча должен быть осуществлен по следующей схеме «руки - пол -стена - руки». Задача спортсмена поймать мяч в руки, сложность упражнения в том, что невозможно предугадать точную траекторию полета мяча.

2. В зависимости от подаваемого звукового сигнала тренера спортсмен выполняет двигательное действие. Звук музыкального инструмента - приседание, хлопок в ладоши - ускорение, речевой сигнал -отведение руки назад для приема эстафетной палочки на угол 35

3. Спортсменами выполняются стартовые ускорения на 50 м. Стартовое ускорение осуществляется в момент начала движения одного из участников забега - «лидера». Лидер меняется по очереди в каждом забеге. Лидера назначает тренер, а другие спортсмены не должны знать об этом.

4. Один спортсмен стоит в футбольных воротах. Пять других спортсменов на противоположной стороне спортивного зала совершают ускорение в теннисными мячами в руках. Один из бегунов, назначенных преподавателем, бросает мяч в ворота. Задача спортсмена - поймать мяч.

5. Пять спортсменов располагаются у линии в положении высокого старта. Через 20 м у линии находится спортсмен в положении старта бегуна, принимающего эстафету. По команде тренера спортсмены начинают ускорение и один из спортсменов через 10 м дистанции поднимает руку вверх, спортсмен в положении старта бегуна, принимающего эстафету, должен отреагировать стартовым ускорением.

6. Преподаватель в случайном порядке зажигает настольные лампы разного цвета. В зависимости от загоревшегося цвета лампы спортсмен выполняет двигательное действие: красный свет - выполняет ускорение, синий свет - выполняет приседание, зеленый свет - выполняет сгибание и разгибание рук в упоре лежа, желтый свет - отводит руку назад для приема эстафетной палочки. Для упражнения также могут быть использованы цветные круги диаметром 15 см, вырезанные из цветной бумаги [9].

Для апробации предложенной методики была создана экспериментальная группа, результаты подготовки которой сравнивались с показателями спортсменов контрольной группы, тренировавшихся по традиционной программе подготовки бегунов на короткие дистанции.

Численность каждой группы составляла 20 чел. Эффективность экспериментальной методики определялась в ходе сравнительного анализа показателей времени реакции и двигательной активности у начинающих спортсменов.

В момент передачи эстафетной палочки партнер, принимающий эстафету, не видит бегуна, передающего эстафетную палочку, очень важно без участия зрительного анализатора отреагировать на звуковой сигнал и точно воспроизведенными движениями взять палочку без потерь скорости и времени. Время простой двигательной реакции на звук представлено в табл. 1.

Таблица 1

Время простой двигательной реакции у спортсменов на звук

Параметр и характер сигнала В начале пед. эксперимента р В конце пед. эксперимента р

Контрольная группа Эксперимент. группа Контрольная группа Эксперимент. группа

Время реакции на звук, с 0,22±0,01 0,21±0,02 >0,05 0,19±0,02 0,13±0,01 <0,05

В результате проведенных исследований, результативность экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента достоверно выше, чем контрольной группы. Время реакции на звук в экспериментальной группе сократилось на 0,08 с.

Бегуну, принимающему эстафетную палочку, также необходимо увидеть бегуна, передающего эстафетную палочку и движущегося на высокой скорости, и в момент достижения им контрольной отметки, вовремя отреагировать двигательным действием. Это позволит вовремя набрать максимальную скорость и передать эстафетную палочку без потерь времени и скорости бега. Анализ времени реакции на свет представлен в табл. 2.

Таблица 2

Время простой двигательной реакции у спортсменов на свет

Параметр и характер сигнала В начале пед. эксперимента р В конце пед. эксперимента р

Контрольная группа Эксперимент. группа Контрольная группа Эксперимент. группа

Время реакции на свет, с 0,26±0,02 0,28±0,03 >0,05 0,24±0,03 0,17±0,01 <0,05

Анализируя полученные результаты, следует отметить, что время реакции на звук значительно выше времени реакции на световой раздражитель. При этом показатели контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента не имеют достоверно значимых отличий. Однако по результатам, полученным по окончании педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что независимо от характера раздражителя начинающие легкоатлеты экспериментальной группы обладают значительно более высокой скоростью реагирования, что свидетельствует о положительном влиянии предложенной методики технической подготовки с использованием упражнений на быстроту реакции.

Сложной двигательной реакцией человека является реакция на движущийся объект. В эстафетном беге необходима реакция на движущийся объект, так как действия спортсмена на ситуацию вполне предсказуемы.

Таблица 3

Время реакции у спортсменов на движущийся объект

Параметр и характер сигнала В начале пед. эксперимента р В конце пед. эксперимента р

Контрольная группа Эксперимент. группа Контрольная группа Эксперимент. группа

Время реакции на движение, с 0,36±0,03 0,35±0,02 >0,05 0,32±0,02 0,27±0,01 <0,05

Из табл. 3 следует, что по окончании педагогического эксперимента показатель реакции на движущийся объект у легкоатлетов эксперимен-тальной группы улучшился на 0,08 с, а у легкоатлетов контрольной группы - лишь на 0,04 с.

Таким образом, на основе проведенных исследований установлено, что независимо от характера внешнего раздражителя начинающие легкоатлеты экспериментальной группы обладают значительно более высокой скоростью реагирования. Время двигательной реакции на звуко -вой сигнал у занимающихся в экспериментальной группе составил 0,13±0,01 с, в контрольной группе - 0,19±0,02 с (р<0,05); световой сигнал составил 0,17±0,01 и 0,24±0,03 с соответственно (р<0,05), а время реакции на движущийся объект - 0,27±0,01 и 0,32±0,02 с (р<0,05). Следовательно, выявлено положительное влияние разработанной методики технической подготовки начинающих легкоатлетов в эстафетном беге экспериментальной группы на развитие у них функций двигательного анализатора, а именно времени двигательной реакции на звуковой и световой сигналы, а также движущийся объект.

Список литературы

1. Кривозубов В.В. Влияние объема и интенсивности беговой нагрузки на адаптированность спринтера к эстафетному бегу 4*100 м // Системные реакции организма спортсмена на воздействие адаптогенных факторов: сб. науч. трудов. Л.: ГДОИФК, 1987. С. 76-77.

2. Мирзоев О.М. Критерии оценки технического мастерства легкоатлетов в эстафетном беге 4*100 м // Теория и практика физической культуры. 2009. № 2: С. 66-72.

3. Маслаков В.М. Эстафета 4*100 м. Подготовка команды // Легкая атлетика. 2002. № 3-4. С. 24-27.

4. Маслаков В.М. Эстафетный бег: история, техника, обучение, тренировка. М.: Олимпия, 2009. 144 с.

5. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1997. С. 34-38.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Просвещение, 2006. 542 с.

7. Попов Г.И. Биомеханические основы создания предметной среды для формирования и совершенствования спортивных движений: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М., 1992. 50 с.

8. Добровольский С.С. Теория и методические перспективы программирования двигательных действий спринтерского бега в управляемой искусственной среде: дис. ...д-ра пед. наук. М., 1995. 366 с.

9. Егорова Н.В. Техническая подготовка начинающих легкоатлетов в эстафетном беге на основе совершенствования функций двигательной и тактильной сенсорной системы: дис. .канд. пед. наук. Шуя, 2012. 216 с.

Шаленкова Надежда Вячеславовна, канд. пед. наук, доц., shalenkova85@ mail.ru, Россия, Иваново, Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева,

Соловьев Алексей Александрович, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой, aleksey.s37@yandex.ru, Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева

DEVELOPMENT OF THE MOTION ANALYZER BY SPORTSMEN-ATHLETES

IN THE RELAY RACE

N. V. Shalenkova, A.A. Solovyev

An experimental substantiation of the technique of technical training in the relay race of athletes in the process of conducting training sessions in athletics is presented. The effectiveness of the experimental technique in the course of a comparative analysis of the response time of athletes is determined. It has been established that the application of a technique based on specially designed exercises to reduce the time of a motor reaction to a sound stimulus, a light stimulus, and a moving object has a positive effect on the development of motor activity and a reduction in reaction time at the time of transfer of the baton without loss of time and speed.

Key words: athlete, athletics, relay race, technical training, motor analyzer, reaction

Shalenkova Nadezhda Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, shalenkova85@,mail.ru, Russia, Ivanovo, Ivanovo State Agricultural Academy named after D.K. Belyaev,

Soloviev Alexey Alexandrovich, doctor of historical sciences, professor, head of department, aleksey.s37@yandex.ru, Russia, Ivanovo, Ivanovo State Agricultural Academy named after D.K. Belyaev

Reference

1. Krivozubov V.V. Vliyanie ob"ema i intensivnosti begovoj nagruzki na adaptirovannost' sprintera k estafetnomu begu 4*100 m // Sistemnye reakcii organizma sportsmena na vozdejstvie adaptogennyh faktorov: sbornik. nauch. trudov. L.: GDOIFK, 1987. S. 76-77.

2. Mirzoev O.M. Kriterii ocenki tekhnicheskogo masterstva legkoatletov v estafetnom bege 4*100 m // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2009. № 2: S. 66-72.

3. Maslakov V.M. Estafeta 4*100 m. Podgotovka komandy // Legkaya atletika. 2002. № 3-4. S. 24-27.

4. Maslakov V.M. Estafetnyj beg: istoriya, tekhnika, obuchenie, trenirovka. M.: Olimpiya, 2009. 144 s.

5. Bernshtejn N. A. O postroenii dvizhenij. M., 1997. S. 34-38.

6. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury. M.: Prosveshchenie, 2006.

542 s.

7. Popov G.I. Biomekhanicheskie osnovy sozdaniya predmetnoj sredy dlya formirovaniya i sovershenstvovaniya sportivnyh dvizhenij: avtoref. dis. ...d-ra ped. nauk. M., 1992. 50 s.

8. Dobrovol'skij S.S. Teoriya i metodicheskie perspektivy programmirovaniya dvigatel'nyh dejstvij sprinterskogo bega v upravlyaemoj iskusstvennoj srede: dis. ...d-ra ped. nauk. M., 1995. 366 s.

9. Egorova N.V. Tekhnicheskaya podgotovka nachinayushchih legkoatletov v estafetnom bege na osnove sovershenstvovaniya funkcij dvigatel'noj i taktil'noj sensornoj sistemy: dis. ...kand. ped. nauk. Shuya, 2012. 216 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.