Научная статья на тему 'ТОЧКА БИФУРКАЦИИ В РАЗВИТИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ МАКРОСИСТЕМ'

ТОЧКА БИФУРКАЦИИ В РАЗВИТИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ МАКРОСИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ ПЕДАГОГА / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин Павел Владимирович

В статье дается характеристика основных направлений развития системы дополнительного профессионального образования. Выделяются как глобальные тенденции (формирование систем непрерывного образования и развитие его преимущественно в дистанционных формах), так и тенденции, специфичные для отечественного образовательного пространства: это проектирование и внедрение федеральных государственных информационных систем, которые интегрируют информационные системы меньшего масштаба и преобразуют функционал действующих образовательных систем. Дается характеристика вызова, обращенного к отечественной системе дополнительного профессионального образования, который сформировался в последнее время, а именно: удастся ли решить задачу формирования системы поддержки саморегуляции профессионального самообразования в ходе развития компетенций педагогов в сфере воспитания. Решение этой задачи и порождает точку бифуркации для развития системы дополнительного профессионального образования. В статье обсуждаются такие направления решения этой проблемы, как формирование долговременного плана профессионального развития каждого школьного педагога и разработка метарегулятивных методических компонентов поддержки самостоятельной работы слушателей программ ДПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмин Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIFURCATION POINT IN THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITAL MACROSYSTEMS

The research describes the main directions of the development of the system of additional professional pedagogical education. The author distinguishes global trends (the formation of continuous education systems and its development mainly in distance forms) and trends specific to the Russian educational space: the design and implementation of federal state information systems that integrate smaller-scale information systems and transform the functionality of existing educational systems. A challenge is given in relation to the Russian system of additional education, which has been formed recently: “Will it be possible to solve the problem of forming a system to support the self-regulation of professional self-education in the course of special training for teachers as educators?” The solution to this problem generates a bifurcation point for the development of the system of additional education. The research discusses such directions for solving this problem as the formation of a long-term plan for the professional development of each school teacher and the development of meta-regulatory methodological components to support students’ independent work.

Текст научной работы на тему «ТОЧКА БИФУРКАЦИИ В РАЗВИТИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ МАКРОСИСТЕМ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 2 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 2

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

П.В. КУЗЬМИН

ТОЧКА БИФУРКАЦИИ В РАЗВИТИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ МАКРОСИСТЕМ

(ФГАОУДПО «Академия Минпросвещения России»; e-mail: kuzminpv79@yandex.ru)

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-2-46-54

В статье дается характеристика основных направлений развития системы дополнительного профессионального образования. Выделяются как глобальные тенденции (формирование систем непрерывного образования и развитие его преимущественно в дистанционных формах), так и тенденции, специфичные для отечественного образовательного пространства: это проектирование и внедрение федеральных государственных информационных систем, которые интегрируют информационные системы меньшего масштаба и преобразуют функционал действующих образовательных систем. Дается характеристика вызова, обращенного к отечественной системе дополнительного профессионального образования, который сформировался в последнее время, а именно: удастся ли решить задачу формирования системы поддержки саморегуляции профессионального самообразования в ходе развития компетенций педагогов в сфере воспитания. Решение этой задачи и порождает точку бифуркации для развития системы дополнительного профессионального образования. В статье обсуждаются такие направления решения этой проблемы, как формирование долговременного плана профессионального развития каждого школьного педагога и разработка метарегулятивных методических компонентов поддержки самостоятельной работы слушателей программ ДПО.

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования; воспитание; дистанционное образование; субъектность педагога; непрерывное педагогическое образование; осознанная саморегуляция; информационная система; информационная безопасность; профессиональное развитие педагога.

Система дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) в России переживает период интенсивного развития. Об этом свидетельствуют многочисленные усилия государства, которое в последние годы формирует единую систему непрерывного профессионального образования.

Федеральная государственная информационная система «Моя школа» (далее — ФГИС «Моя школа») разрабатывается и внедряется последние три года [1]. Эта система проектировалась как инфраструктура, которая охватывает все основные процессы жизнедеятельности, обеспечивающие функционирование образовательных организаций. В ней предусмотрены компоненты, которые поддерживают планирование учебной деятельности учителями, ее реализацию, мониторинг ее результатов, коммуникацию между всеми субъектами и целый ряд других функций. Если пытаться выделить главные характеристики этой системы, то на первый план выходят генерализация и информационная безопасность. Генерализация — это характеристика макросистемы, которая связана с ее возможностью влиять на системы одинакового и меньшего масштаба, в частности за счет опосредования функций, реализуемых этими системами. Масштаб системы мы понимаем как ее пространственную протяженность (в физическом или социальном пространстве), например по количеству территориально распределенных компонентов, пользователей и пр. Большинству информационных систем в образовании генерализация свойственна в той или иной мере: ведь информационные сервисы, как правило, как раз и предназначены для совершенствования уже существующих неинформационных функций, которые реализуются в образовательных системах, или для реализации их в новых условиях, как, например, в дистанционном образовании.

Выделение систем по количественным характеристикам достаточно традиционно, и наиболее распространенной из этих характеристик является именно масштаб. В классификации социальной среды, которая влияет на процесс социализации А.В. Мудрик выделяет микро-, мезо- и макросреду, связывая последнюю с глобальными факторами социализации [2, с.25-50]. Информационные системы в этом отношении не являются исключением, и также могут различаться по масштабу или по размерам. Для информационных систем в качестве характеристик, коррелирующих с масштабом, выступают прежде всего объем хранимой, передаваемой и обрабатываемой информации, протяженность (размеры, локализация) в физическом и социальном пространстве. Кроме характеристик пространственной природы, информационные системы могут различаться по выполняемой ими роли в иерархических и управленческих отношениях с другими информационными системами: одни могут выполнять исключительно функции управления и т. п. Под информационными макроси-

стемами мы понимаем информационные системы, которые охватывают несколько регионов или территорию всего государства и которые содержат протоколы и форматы обработки и хранения данных этих систем, являющиеся первичными для всех остальных информационных систем, которые с ними взаимодействуют.

Если оценивать масштаб, то ФГИС «Моя школа» намного превосходит своих предшественников. Информационная безопасность системы обеспечивается разными способами, но один из ведущих принципов — ее персонификация. Любой пользователь в любой роли, которая определена системой, обязательно проходит идентификацию. Это качественно повышает ответственность всех субъектов системы за все действия и содержание всей коммуникации, которые совершаются внутри системы.

Также в последние годы развивается цифровая экосистема Академии Минпросвещения, которая становится цифровой средой профессионального развития педагога, обеспечивая реализацию комплекса задач: от самодиагностики, выбора на ее основании программ ДПО, прохождения этих программ до итоговой аттестации по программам ДПО, консультирования опытными методистами, использования различных форм сопровождения педагогов.

Интересно отметить как сходство, так и принципиальное различие обсуждаемой системы ДПО с наиболее значимыми трендами, которые мы можем наблюдать в развитии аналогичных систем за рубежом.

Ряд из них совпадает с отечественными. Во-первых, это сам факт интенсивного развития сферы ДПО. Именно оно во всем мире решает задачи обеспечения непрерывного образования. Образование в течение всей жизни постепенно становится нормой даже в тех профессиях, которые традиционно отличались стабильностью используемых технологий. Педагогические специальности в последние десятилетия переживают интенсивное обновление содержания. И различные формы курсов малого формата, видов информального образования и самообразования предлагаются учителям для устранения дефицитов в профессиональной подготовке.

Во-вторых, и это также вполне очевидно, фактически доминирующей формой реализации программ ДПО является именно дистанционное образование. Именно информационно-коммуникационные технологии позволили в наше время серьезно обсуждать возможность широкодоступного непрерывного образования. Таким образом, изучение проблем обучения взрослых в сочетании с особенностями методики обучения в цифровых средах сближает отечественные и зарубежные исследования.

Но если отмеченные выше две черты являются общими для рассматриваемых систем образования, то третья, по нашему мнению, выступает как фактор отличия. Это концепции «открытого дистанционного образова-

ния» и «цифровых образовательных экосистем», в основе которых лежат не только идея совершенно свободного выбора слушателем (в нашем случае педагогом) определенного курса, но и идея самостоятельного изучения курса, часто с помощью других слушателей, но при минимизации участия тьютора. Таким образом, эта концепция постулирует «свободу» двояко: как свободу выбора содержания и как свободу от наставника, тьютора [3]. Если в первом тезисе подходы отечественной и зарубежной систем ДПО совпадают, то во втором — существенно отличаются. Нельзя сказать, что позиция зарубежных сторонников открытого дистанционного образования совершенно не обоснована. Сама по себе идея «открытых инструкций», т.е. методического сопровождения, которое адаптировано для непрофессионала и предназначено для использования в ходе самостоятельной работы, не является чем-то совершенно новым. В дидактике ее прообразом является концепция самоучителя.

Отметим, что существуют еще одна причина, которая, возможно, и реже обсуждается в педагогических публикациях, но выступает в качестве серьезного инициирующего фактора для распространения идеи «открытых инструкций» за пределами собственно «открытого» образования. Это экономическая эффективность для образовательной организации-разработчика программ.

Именно с этой точкой «свободы», по нашему мнению, и связана основная точка бифуркации развития системы дополнительного образования.

Сложно оспорить тезис, согласно которому система дополнительного профессионального образования, особенно педагогического, должна становиться все более дифференцированной и индивидуализированной. Все последние десятилетия учреждения, которые специализируются на организации различных форм дополнительного профессионального образования, стремились делать их приближенными к запросам учителей и администрации школ. Сформировалось пространство, в котором конкурировали за внимание педагога институты повышения квалификации, специализированные подразделения университетов и негосударственный сектор. Этот рынок достаточно чутко реагировал на потребности школы.

Утверждение ряда федеральных программных документов в области воспитания [4; 5] существенно повлияло на требования школ к системе дополнительного профессионального образования. Формирование (совершенствование) компетенций педагогов в сфере воспитания подрастающего поколения — крайне сложная задача. Эта проблема и является той первой составляющей всеобъемлющей проблемы, которую предстоит решить системе ДПО: смогут ли организации ДПО подобрать технологию (а не просто формы и методы подготовки), которая позволила бы эффективно обеспечивать формирование компетенций в области воспитания. Эта задача

имеет множество примеров решения (преимущественно представленных активными формами обучения и формами организации стажировок), но все из них основаны на очень высоких требованиях к преподавательскому составу и к качеству управления самим процессом подготовки, что осложняет технологизацию и формализацию процесса подготовки.

К изменению содержания государственного заказа добавляется еще одна проблемная область, связанная с характером образовательных программ, которая обсуждалась выше. Уже сейчас, при всем многообразии предлагаемых организациями ДПО тематик, большую часть из них объединяет высокая удельная доля самостоятельной работы слушателей.

Собственно вторая составляющая проблемы, которую, как мы предполагаем, предстоит решить системе ДПО, — это обеспечение сопровождения профессионального развития и дополнительного профессионального образования педагогических работников в программах, преимущественно основанных на самостоятельной работе и взаимообучении. Что, с учетом первой отмеченной нами проблемной точки, формирует серьезный вызов, обращенный к системе ДПО в целом.

На первый взгляд, проблема обеспечения самостоятельной работы достаточно проста: нужно лишь подготовить более подробные методические рекомендации для каждого элемента курса.

Но по-настоящему эффективная программа ДПО поддерживает профессиональное развитие педагога, что оказывается напрямую связано с его самообразованием, с саморазвитием, с совершенствованием его профессиональной позиции, в конечно счете — с его субъектностью.

Как писал известный отечественный психолог О.А. Конопкин «Субъ-ектность проявляется при этом, в первую очередь, в самодетерминации, в самостоятельной организации и управлении, т.е., по существу, в осознанной саморегуляции своей деятельности во всех ее содержательных и структурных моментах. Таким образом, именно способность к осознанной саморегуляции и является психологическим критерием человека как субъекта» [6, с.97] .

Одновременное решение двух проблем — технологизации процесса формирования воспитательных компетенций и увеличения доли самостоятельной работы при реализации курсов — требует формирования системы поддержки саморегуляции профессионального самообразования, которая является проявлением более общего феномена — саморегуляции профессиональной деятельности и субъектности в целом.

Именно это и является той точкой бифуркации, которую предстоит пройти системе ДПО: необходимо решить задачу формирования системы поддержки саморегуляции профессионального самообразования, скоординированную с определенными программами ДПО.

Нам видится, что отечественные организации ДПО имеют все основания для того, чтобы позитивно решить эту задачу. При этом доминирование дистанционных форм образования выступает фактором, который, с одной стороны, упрощает это решение, а с другой — осложняет. Основных путей решения этих задач видится два:

1) Во-первых, определение потенциальной возможности формирования долговременного плана профессионального развития каждого школьного педагога. Собственно, цифровая экосистема Академии Минпрос-вещения уже спроектирована с таким расчетом. В формировании этого плана, помимо самого педагога, предполагается участие и администрации школы, что способствует повышению качества плана профессионального развития.

2) Во-вторых, разработка не только собственно методического обеспечения подобных курсов, но и системы метарегуляции (встроенных стимулов, мотиваторов, рекомендаций, самодиагностик), на которую может опереться слушатель и которая обеспечивает поддержку процессов саморегуляции его самостоятельной работы.

Предоставление учителю большей свободы в выборе форм и направлений ДПО, индивидуализация возможных форм подготовки должны сочетаться с ростом ответственности педагога за результаты его профессионального развития, с развитием его субъектности.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 N 1241 (ред. от 05.12.2022) «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_422207/92d969 e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения 12.02.2023). — Режим доступа: сайт «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.

2. Мудрик А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: Монография. — Москва: МПГУ. — 2016.— 256 с.

3. Патаракин Е.Д., Шустов С.Б. Цифровая экология: эколого-социальные сети и информационные экосистемы// Вестник Мининского университета.— 2013. — No 3. — URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/ view/424/400 (дата обращения 06.03.2023 г.). — Режим доступа: сайт «Вестник Мининского университета». — Текст: электронный.

4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения:13.12.2022 г.). — Режим доступа: сайт «Администрация Президента России». — Текст: электронный.

5. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. — URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/8c892be1a8843726 ae57424d381e76ba.pdf (дата обращения 06.12.2022 г.). — Режим доступа: сайт «Реестр примерных основных общеобразовательных программ». — Текст: электронный.

6. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектно-сти [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4. С. 97-101. — URL: https://psyjournals. ru/journals/bppe/archive/2012_n4/Konopkin (дата обращения: 13.03.2023). — Режим доступа: сайт «Портал психологических изданий». — Текст: электронный.

Сведения об авторе

Кузьмин Павел Владимирович — кандидат педагогических наук, ректор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», Москва, Россия. E-mail: kuzminpv79@yandex.ru

Bifurcation Point in the Development of Additional Professional Education in the Context of Digital Macrosystems

P.V. KUZMIN

The research describes the main directions of the development of the system of additional professional pedagogical education. The author distinguishes global trends (the formation of continuous education systems and its development mainly in distance forms) and trends specific to the Russian educational space: the design and implementation of federal state information systems that integrate smaller-scale information systems and transform the functionality of existing educational systems. A challenge is given in relation to the Russian system of additional education, which has been formed recently: "Will it be possible to solve the problem of forming a system to support the self-regulation of professional self-education in the course of special training for teachers as educators?" The solution to this problem generates a bifurca-

tion point for the development of the system of additional education. The research discusses such directions for solving this problem as the formation of a long-term plan for the professional development of each school teacher and the development of meta-regulatory methodological components to support students' independent work.

Keywords: system of additional professional pedagogical education; upbringing; distance education; subjectivity of a teacher; ifelong pedagogical education; conscious self-regulation; information system; information security; professional development of a teacher.

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.07.2022 N 1241 (red. ot 05.12.2022) «O federal'noi gosudarstvennoi informatsionnoi sisteme "Moya shkola" i vnesenii izmeneniya v podpunkt "a" punkta 2 Polozheniya ob infrastrukture, obespechivayushchei informatsionno-tekhnologicheskoe vzaimodeistvie informatsionnykh sistem, ispol'zuemykh dlya predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug i ispolneniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh funktsii v elektronnoi forme». — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_422207/92d969e26a4326c5d 02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (data obrashcheniya 12.02.2023). — Rezhim dostupa: sait «Konsul'tantPlyus». — Tekst: elektronnyi.

2. Mudrik A.V. Sotsial'no-pedagogicheskie problemy sotsializatsii: Monografiya. — Moskva: MPGU.— 2016.— 256 s.

3. Patarakin E.D., Shustov S.B. Tsifrovaya ekologiya: ekologo-sotsial'nye seti i informatsionnye ekosistemy// Vestnik Mininskogo universiteta.— 2013. — No 3. — URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/ view/424/400 (data obrashcheniya 06.03.2023 g.). — Rezhim dostupa: sait «Vestnik Mininskogo universiteta». — Tekst: elektronnyi.

4. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 07.05.2018 g. № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (data obrashcheniya:13.12.2022 g.). — Rezhim dostupa: sait «Administratsiya Prezidenta Rossii». — Tekst: elektronnyi.

5. Primernaya rabochaya programma vospitaniya dlya obshcheobrazovatel'nykh organizatsii. Odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"edineniya po obshchemu obrazovaniyu, protokol ot 23 iyunya 2022 g. — URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/8c892be1a8843726a e57424d381e76ba.pdf (data obrashcheniya 06.12.2022 g.). — Rezhim dostupa: sait «Reestr primernykh osnovnykh obshcheobrazovatel'nykh programm». — Tekst: elektronnyi.

6. Konopkin O.A. Osoznannaya samoregulyatsiya kak kriterii sub"ektnosti [Elektronnyi resurs] // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. 2012. Tom 9. № 4. S. 97-101. - URL: https://psyjournals.ru/ journals/bppe/archive/2012_n4/Konopkin (data obrashcheniya: 13.03.2023). — Rezhim dostupa: sait «Portal psikhologicheskikh izdanii». — Tekst: elektronnyi.

About the Author

Kuzmin Pavel V. — Candidate of Pedagogical Sciences, Federal State Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education "Academy of the Ministry of Education of Russia", Rector, Moscow, Russia. E-mail: kuzminpv79@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.