Научная статья на тему 'КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКАВ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СПО: ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОЙ ВКЛЮЧЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ'

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКАВ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СПО: ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОЙ ВКЛЮЧЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СПО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СПО / ПЕДАГОГИ СПО / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНО-СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинюк Юрий Владимирович, Матвеев Дмитрий Михайлович, Смышляев Алексей Викторович

Обозначена актуальность целевой доминанты практик подготовки рабочих кадров для экономики страны в фокусировке системной интеграции среднего профессионального образования (далее - СПО) и промышленных партнеров - предприятий различных производственных отраслей. Приведены теоретические обоснования преобразования региональных систем СПО на основе кластерной политики, как эффективного управленческого механизма такой кооперации для повышения эффективности процессов закрепления выпускников СПО на производстве. Представлен опыт реализации кластерной политики в СПО Томской области, включающий основные элементы региональной нормативно-правовой базы, кластерного дизайна этой системы, региональных особенностей функционирования образовательно-отраслевых кластеров как особого типа сообществ, интегрирующих профессионально-образовательные организации и предприятия реального сектора экономики. Актуализирована необходимость выработки нового научно-педагогического знания, отражающего особенности образовательного взаимодействия, а также учебной и педагогической деятельности субъектов процессов СПО в логике принципов использования кластерной политики для модернизации этой сферы образования в соответствии с социально-экономическими приоритетами страны и ее территорий. Показаны результаты поисково-констатирующего этапа комплексного педагогического эксперимента, связанного с научно-педагогическим исследованием проблемы развития региональной практики СПО на основе кластерно-сетевого взаимодействия. Проанализированы эмпирические данные, отражающие особенности субъектной включенности педагогов и обучающихся профессиональных образовательных организаций региона в реализацию задач кластерной политики в системе СПО, обозначены задачи по развитию их вовлеченности в процессе функционирования образовательно-отраслевых кластеров. Методы, на основе которых подготовлены материалы статьи: теоретический анализ, сравнительно-правовой метод, опрос (анкетирование), экспертный метод, фокус-группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинюк Юрий Владимирович, Матвеев Дмитрий Михайлович, Смышляев Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER POLICY IN THE REGIONAL SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: PECULIARITIES OF SUBJECTIVE INVOLVEMENT OF TEACHERS AND STUDENTS

The authors outline urgency of the target dominant practice of training workers for the country’s economy in the focus of system integration of secondary vocational education (SVE) and industrial partners - enterprises of various production sectors. The authors provide a theoretical substantiation for the transformation of regional systems of SVE based on cluster policy as an effective managerial mechanism of such cooperation to increase the efficiency of retianing of SVE graduates in the workplace.The authors present the experience in implementing cluster policy in SVE of the Tomsk Region, including basic elements of the regional normativelegal base, cluster design of this system, and regional features of the functioning of educational-industrial clusters as a special type of communities that integrate professional and educational organizations and enterprises of the real sector. The authors actualized the need to develop new scientific and pedagogical knowledge, reflecting the features of educational interaction, as well as educational and pedagogical activities of the subjects of SVE in the logic of the principles of cluster policy to modernize this area of education in accordance with the socio-economic priorities of the country and its territories. This research presents the search-and-statement stage of the complex pedagogical experiment related to scientific and pedagogical research on the problem of developing regional practices of SVE based on cluster-network interaction. Moreover, the research analyzes the empirical data that reflect the peculiarities of the subjective involvement of teachers and students of vocational educational organizations of the region in the implementation of cluster policy tasks in the system of SVE. Additionally, the research outlines the tasks to develop the involvement of teachers and students in the functioning of educational and sectoral clusters. The research methods include theoretical analysis, comparative legal method, survey (questionnaire), expert method, and focus groups.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКАВ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СПО: ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОЙ ВКЛЮЧЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №4

Ю.В. Калинюк, Д.М. Матвеев, A.B. Смышляев

Кластерная политика в региональной системе СПО: особенности субъектной включенности педагогов и обучающихся

(Департамент профессионального образования Томской области; Институт развития педагогического образования ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»; факультет физической культуры и спорта

ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»; e-mail: kalinyukl980@mail.ru; dmmatveev@inbox.ru; sav220964@gmail.com)

Обозначена актуальность целевой доминанты практик подготовки рабочих кадров для экономики страны в фокусировке системной интеграции среднего профессионального образования (далее - СПО) и промышленных партнеров - предприятий различных производственных отраслей. Приведены теоретические обоснования преобразования региональных систем СПО на основе кластерной политики, как эффективного управленческого механизма такой кооперации для повышения эффективности процессов закрепления выпускников СПО на производстве. Представлен опыт реализации кластерной политики в СПО Томской области, включающий основные элементы региональной нормативно-правовой базы, кластерного дизайна этой системы, региональных особенностей функционирования образовательно-отраслевых кластеров как особого типа сообществ, интегрирующих профессионально-образовательные организации и предприятия реального сектора экономики. Актуализирована необходимость выработки нового научно-педагогического знания, отражающего особенности образовательного взаимодействия, а также учебной и педагогической деятельности субъектов процессов СПО в логике принципов использования кластерной политики для модернизации этой сферы образования в соответствии с социально-экономическими приоритетами страны и ее территорий. Показаны результаты поисково-констатирующего этапа комплексного педагогического эксперимента, связанного с научно-педагогическим исследованием проблемы развития региональной практики СПО на основе кластерно-сетевого взаимодействия. Проанализированы эмпирические данные, отражающие особенности субъектной включенности педагогов и обучающихся профессиональных образовательных организаций региона в реализацию задач кластерной политики в системе СПО, обозначены задачи по развитию их вовлеченности в процессе функционирования образовательно-отраслевых кластеров. Методы, на основе которых подготовлены материалы статьи: теоретический анализ, сравнительно-правовой метод, опрос (анкетирование), экспертный метод, фокус-группы.

Ключевые слова: экономика региона; профессиональное образование; кластерный подход; региональные практики СПО; профессиональ-

ная образовательная организация; обучающиеся СПО; педагоги СПО; субъекты образовательного взаимодействия; образовательно-отраслевой кластер; кластерно-сетевое взаимодействие.

Введение

Национальная система профессионального образования России переживает период глубоких и полномасштабных преобразований, что связано с переустройством технологического уклада и культурной трансформацией мира и страны. Одной из ключевых черт таких преобразований является приоритетная нацеленность на синергийные процессы в подготовке рабочих кадров для экономики, что подразумевает системную интеграцию практик среднего профессионального образования (далее - СПО) с промышленными партнерами - предприятиями реального сектора экономики, куда, собственно, эти кадры и готовятся [1, 2]. По мнению авторитетных экспертов, концептуальным основанием такой синергии выступает кластерный подход, что соотносится с установками государственной политики Российской Федерации в сфере профессионального образования и, соответственно, отражается на региональном уровне [3; 4; 5].

К настоящему времени в стране накопился достаточно интересный опыт в плане реализации этой государственной установки. Так, в 2021 г. Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» объявили о проведении Всероссийского конкурса лучших практик создания и реализации региональных образовательных кластеров среди органов исполнительной власти и руководителей учреждений профтехобразования. Конкурс проводился с целью выявления и обобщения лучших практик региональных управленческих команд по созданию и реализации региональных образовательных кластеров (сетевых программ) в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы». По итогам проведенного конкурса победителем была признана управленческая команда системы профессионального образования Томской области [6]. В связи с этим, протоколом Экспертного совета при заместителе Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации от 25 ноября 2021 г. № ЭС6-ПР4 отмечен высокий уровень проработки проекта развития образовательно-отраслевых кластеров на территории Томской области, перспективность и значимость полученных результатов для развития региона.

В методологическом плане кластерный подход выступает основой системных изменений в СПО при реализации всех процессов: профо-риентационной работы со школьниками, выполнение образовательных программ, подготовки выпускных квалификационных работ, управления профессиональной образовательной организацией [7].

Различные аспекты создания и развития образовательных кластеров рассматривались в исследованиях Ю.В. Ананьиной, С.Р. Древинг, C.B. Кривых, Г.В. Мухаметзяновой, P.C. Сафина, Э.Р. Скорняковой и других [8-14].

На территории Томской области, на уровне управления регионом, кластерная политика определена стратегическим фокусом развития системы СПО с 2019 года. Реализация кластерной политики в Томской области регулируется соответствующей нормативно-правовой базой. Основными документами являются распоряжение Администрации Томской области от 14.06.2018 г. (в ред. 13.07.2020 г.) «О Координационном совете по кадровому обеспечению экономики Томской области», распоряжение Департамента профессионального образования Томской области от 26.10.2020 «Об утверждении Положения об образовательно-отраслевом кластере» и распоряжение от 15.03.2021 № 149, определяющее состав кластеров [15-17].

В указанных документах закреплены основные принципы объединения кластеров, регламентированы органы управления (Координационный и Экспертный советы), обозначены цели, задачи и функции образовательно-отраслевого кластера. При этом образовательно-отраслевой кластер Томской области (далее - ООК) образуется системным объединением различных субъектов (образовательных организаций, органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, предприятий - промышленных партнеров, общественных объединений работодателей и т.д.), позволяющим использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью модернизации образовательных организаций и роста конкурентоспособности экономики Томской области. Ключевым мотивирующим фактором для создания ООК является подготовка выпускников профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) для конкретных рабочих мест, технологические характеристики которых четко заданы требованиями промышленных партнеров [18].

В целях кадрового обеспечения промышленного роста в Томской области в настоящее время созданы и действуют 10 ООК, объединяющих по отраслевому признаку профессиональные образовательные организации, общеобразовательные организации, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти региона, сообщества работодателей и бизнес-партнеров:

- Лесопромышленный кластер, ведущая ПОО ОГБПОУ « АТпромИС»;

- Агропромышленный кластер, ведущая ПОО ОГБПОУ «ТАК»;

- Промышленный кластер, ведущая ПОО ОГБПОУ «ТЭПК»;

- Кластер строительства, ведущая ПОО ОГБПОУ «ТКСТ»;

- Кластер транспорта, ведущая ПОО ОГБПОУ «ТКГТ»;

- Кластер сферы услуг, ведущая ПОО ОГБПОУ «КИПТСУ»;

- Кластер информационных технологий, ведущая ПОО ОГБПОУ «ТТИТ»;

- Кластер образования и культуры, ведущая ПОО ОГБПОУ «ТГПК»;

- Кластер здравоохранения, ведущая ПОО ОГБПОУ «ТБМК»;

- Социальный кластер, ведущая ПОО ОГБПОУ «ТТСТ».

Под субъектной включенностью педагогов и обучающихся системы СПОрегиона в кластерные практики мы понимаем такие их характеристики, как понимание социально-экономических смыслов ООК, организационных механизмов их функционирования, как осмысленно-мотивированная вовлеченность во все процессы функционирования ООК и как потребность в рефлексии динамики и результатов собственного профессионального (карьерного) развития, своей профессиональной Я-концепции согласно позиции «Я - субъект взаимодействия в пространстве образовательно-отраслевого кластера СПО» [19, 20].

Методология (материалы и методы)

В целях повышения эффективности работы по реализации кластерной политики в сфере СПО Томской области в апреле 2022 года Департаментом профессионального образования был организован опрос (в форме анкетирования) среди обучающихся, педагогических и руководящих работников ПОО Томской области [21].

Вопросы анкеты были нацелены на определение степени осведомленности работников и обучающихся о влиянии кластерной политики на ключевые сферы деятельности ПОО: на качество обучения студентов, на организацию наставничества на производстве в период прохождения практик студентами, на трудоустройство выпускников после окончания обучения, а также на развитие современной материально-технической базы (далее - МТБ) ПОО. Опрос проводился в рамках научно-педагогического исследования процесса модернизации системы СПО Томской области (региональный контекст) на основе кластерной политики. Одной из задач этой работы стало исследование субъектной включенности руководителей, педагогов и обучающихся ПОО региона в процессы функционирования ООК (поисково-констатирующий этап опытно-экспериментальной работы).

В анкетировании приняли участие 4936 студентов, 1086 руководящих и педагогических работников ПОО системы СПО Томской области.

Результаты и их обсуждение

Данные, полученные по результатам опроса, были системно проанализированы и обсуждены (в фокус-группах) с представителями управленческих и научно-педагогических сообществ Томской области, способных экспертно отнестись к их осмыслению.

Так, ответы на вопрос для обучающихся «Что вам известно об образовательно-отраслевых кластерах Томской области?» в целом по системе СПО Томской области без разбивки на кластеры распределились таким образом: большая часть опрошенных (44%) знает, что кластеры созданы в СПО Томской области, и понимает, с чем связано их создание, но при этом 41% опрошенных ничего не знает о кластерах, впервые об этом слышат. Всего 15% в совокупности составляют ответы тех респондентов, которые очень хорошо понимают все, что связано с кластерами, знают их названия, количество, предназначение и четко понимают, как они организованы. Данные о том, студенты каких кластеров впервые слышат или в меньшей степени осведомлены об ООК, в каких кластерах студенты не только знают о кластерах, но и четко понимают их предназначение (в разрезе кластеров, функционирующих в регионе), представлены на диаграмме (рис. 1).

Лесопромышленный кластер ш УУУУУУУУл Ш 33% ш ооо/ ¥/////, г? 46% 15% 6%

Кластер информационных технологии УУУУУУАУ, У/У/УУУ/А УУУ эй/о УУУУУА ууууу, эао/ уууу

Кластер сферы услуг УУУУУУУУЛ УУУУУУУУУ, 7////, зу/о в УУУУУУ лпо/ У/УУУ, УУУУУУ/УЛ '////////У и<«» яяа/ '//Л

Промышленный кластер ¿ШУУУУУР, УУУУУУУУ/, КУУ/у 41)% ш у///////, л со/ ::■: У/ууУУ/У/} '////////У. УУУУУУУУ/. УУУУУ/Ш6 ууууу/ууу. *ч/о у/л ш 11 % 5%

Агропромышленный кластер Кластер образования и культуры йшй ш У/У/УУУ/У УУ/УУ/У/у 'Ж/Ж УУУУУУ/УУ/ чи/О УУУУУУУУУУУУ, ш 58% ш/)у соо/ УУУУУА УУ/УУЛЙ5И в УУ/У/У/Ул ■УУУУУУУУ/. 'ЖЖ УУУУУУУУЛ шш ми{и - 32% й «5 9% 5% 5%

Кластер транспорта У/У/У/УУ/. УУЛУУУУУУ У/УУ/УУ/УУ УУлУ. ьу/о УУУУУА '///У/ соо/ '/У/У/А УУУ/УУУ/У/ УУУУУ/УУЛ УУУУУУУУЛ

Кластер здравоохранения УУУУУУУУЛ УУ/УууУУ/у УУУУУУУУУу у/уул ъу% уууууу УУУУУ; спо/ УУУУА /УуУуУуУу УУУУУУУУ' УуУУУУ/Л УУУУУУУУУу ««яда ЖЖ шш ¿.1370 И! 7% 5%

Кластер строительства Социальный кластер УуУУУУУУ?. ш УУуУУУУУУУ Ж/Ж УуУуУг ои/о УУУУ '¿Ж. 61% ш УУУУУУУУУ Ж////А УУУ/УУУ/Л- -ЖЖ Ш 31% 22

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% # Ничего об этом не знаю (впервые об этом слышу)

йй Знаю, что такие кластеры созданы в СПО Томской области, в общем понимаю, с чем связано их создание и какие организации могут входить в их состав

Знаю количество и названия кластеров, четко понимаю их предназначение и структуру

Очень хорошо понимаю все, что связано с образовательно-отраслевыми кластерами СПО Томской области

Рисунок 1. Ответы обучающихся на вопрос «Что вам известно об образовательно-отраслевых кластерах Томской области?» в разрезе кластеров

Из диаграммы на рис. 1 видим, что в наименьшей степени осведомлены о создании кластеров и их предназначении (более 50% ответили «ничего об этом не знаю») студенты ПОО, входящие в составы 5 кластеров: Социальный кластер, Кластер строительства, Кластер здравоохранения, Кластер транспорта, Кластер образования и культуры. Студенты четырех кластеров - Лесопромышленный кластер, Кластер информационных технологий, Кластер сферы услуг и Промышленный кластер -в большей степени, чем другие, знают, что кластеры созданы в Томской

области, и понимают, с чем связано их создание, какие организации могут в них входить (более 40% ответили именно так на этот вопрос). 15% студентов (наибольшее значение из представленного в диаграмме) Лесопромышленного кластера знают количество и названия кластеров, четко понимают их предназначение и их структуру. Такие же ответы студентов других кластеров находятся в диапазоне от 4% до 11%. В этой группе респондентов 11% (наибольшее значение) студентов Кластера транспорта очень хорошо понимают все, что связано с образовательно-отраслевыми кластерами СПО Томской области. Количество студентов других кластеров, давших такой же ответ, находится в диапазоне от 4% до 8%.

Ответы на вопрос анкеты «Как вы думаете, для чего созданы образовательно-отраслевые кластеры СПО в Томской области?», связанный с осмысленным пониманием обучающимися и работниками ПОО значения кластерной политики в сфере СПО и отражающий наличие субъектной включенности в процессы ее реализации, в целом по системе СПО Томской области распределись так, как показано в табл. 1, 2.

Таблица 1. Данные о понимании обучающимися СПО смыслов создания образовательно-отраслевых кластеров СПО в Томской области

Ответы обучающихся на вопрос «Как вы думаете, для чего созданы образовательно-отраслевые кластеры СПО в Томской области?» % по вариантам ответов

Для системного объединения различных субъектов (образовательных организаций, органов исполнительной и законодательной власти, предприятий, общественных организаций и т.д.), позволяющего использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью развития ПОО и роста конкурентоспособности экономики Томской области 64%

Для повышения эффективности взаимодействия работы органов исполнительной и законодательной власти в регионе 19%

Для развития и укрепления материально-технической базы ПОО 17%

Анализируя представленные в таблицах данные, можно сделать вывод о том, что имеется корреляция между ответами работников и обучающихся ПОО: большинство из опрошенных обеих категорий считают, что ООК созданы для системного объединения различных субъектов (образовательных организаций, органов исполнительной и законодательной власти, предприятий, общественных организаций и т.д.), позволяющего использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью развития ПОО и роста конкурентоспособности экономики Томской области. Отметим тот факт, что доля обучающихся

и педагогов, понимающих смыслы создания ООК СПО в регионе, существенно выше уровня их информированности о кластерной политике СПО (рис. 1, табл. 1, 2). На наш взгляд, формулировка вопроса о предназначении ООК СПО в Томской области в определенной степени выступила способом информирования (разъяснения) и педагогов, и обучающихся ПОО о значении кластерной политики и о её возможностях.

Таблица 2. Данные о понимании работниками СПО смыслов создания образовательно-отраслевых кластеров СПО в Томской области

Ответы работников ПОО на вопрос «Как вы думаете, для чего созданы образовательно-отраслевые кластеры СПО в Томской области?» % по вариантам ответов

Для системного объединения различных субъектов (образовательных организаций, органов исполнительной и законодательной власти, предприятий, общественных организаций и т.д.), позволяющего использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью развития ПОО и роста конкурентоспособности экономики Томской области 83%

Для повышения эффективности взаимодействия работы органов исполнительной и законодательной власти в регионе 7%

Для развития и укрепления материально-технической базы ПОО 10%

Анализ ответов, полученных в целом по системе СПО Томской области, на вопрос для обучающихся ПОО «Как кластерная политика влияет на вашу траекторию обучения?» (рис. 2) позволяет сделать следующие выводы:

Позволяет расширить возможности для того, чтобы иметь опытного наставника, который вводит в профессию/специальность

Позволяет более эффективно решить вопрос трудоустройства после завершения обучения

професс

эасширить матерр :ую базу для полу ,ного опыта и рай

Никак не влияет

Предоставляет более широкие возможности для прохождения учебной/производственной практик

Рисунок 2. Ответы обучающихся ПОО на вопрос «Как кластерная политика влияет на вашу траекторию обучения?»

1) Обучающиеся более знакомы с понятием «практика на производстве», чем с понятием «наставничество на производстве». В связи с этим ответ «Предоставляет более широкие возможности для прохождения учебной/производственной практик» (28%) оказался для многих более предпочтителен, чем ответ «Позволяет расширить возможности для того, чтобы иметь опытного наставника, который вводит в профессию/ специальность» (7%).

2) Вопрос о трудоустройстве после завершения обучения, как правило, более интересен студентам выпускных курсов, а также обучающимся по таким образовательным программам, выпускникам которых сложнее трудоустроиться по сравнению с выпускниками других программ обучения. И, скорее всего, именно 16% ответивших, что кластерная политика влияет на последующее трудоустройство, - это студенты старшекурсники - выпускники, обучающиеся по образовательным программам, которые не являются приоритетными для потенциальных работодателей.

Требуется более глубокая проработка полученных данных в разрезе курса обучения опрашиваемых и наименования образовательных программ, которые они осваивают.

3) Ответ «Никак не влияет» составляет 26%, который, вероятно, принадлежит тем из респондентов, которые на первый вопрос ответили, что ничего не знают о кластерах.

4) Ответ, связанный с пониманием целесообразности укрепления МТБ для получения профессионального опыта и расширения профессионального кругозора, составляет 23% от общего количества ответов. Скорее всего, это характеризует реальную практико-ориентиро-ванность образовательных программ в тех ПОО, чьи студенты выбрали такой вариант ответа - этот показатель находится примерно на одном уровне во всех кластерах, кроме кластера Информационных технологий (13%).

Анализируя ответы студентов на вопрос «Как кластерная политика влияет на вашу траекторию обучения?» в разрезе кластеров, можно констатировать, что, по мнению, большинства опрошенных студентов Социального кластера и Кластера здравоохранения, кластерная политика никак не влияет на их траекторию обучения. Студенты Лесопромышленного кластера и Кластера транспорта считают в большей степени, чем другие, что кластерная политики позволяет более эффективно решить вопрос трудоустройства после завершения обучения. Для студентов Кластера информационных технологий ответ, согласно которому кластерная политика «Предоставляет более широкие возможности для прохождения учебной/производственной практик», является более предпочтительным, чем все другие. Вопросы наставничества на производстве в рамках реализации кластерной политики у всех опрошенных

студентов всех кластеров оценены в наименьшей степени (самый маленький контур на диаграмме).

Приведем также анализ ответов работников ПОО на вопрос «Как кластерная политика влияет на вашу работу в ПОО?». Ответ «Никак не влияет» (предпоследний контур диаграммы) наибольшее значение имеет для работников Кластера строительства (28%) и Кластера образования и культуры (27%). Надо отметить, что для работников Социального кластера ответ «Никак не влияет» имеет наименьшее значение (10%) в отличие от студентов Социального кластера (45%). Ответ «Позволит предложить студентам более широкий выбор мест учебной/ производственной практики» больше других считают верным работники Агропромышленного кластера (27%). Три других варианта ответов сотрудников ПОО на вопрос о влиянии кластерной политики на их работу распределены примерно одинаково:

- позволяет более эффективно взаимодействовать с коллегами из других профессиональных образовательных организаций и предприятий в части профессиональных интересов и профессионального развития - 17%;

- предоставляет более широкие возможности для повышения профессионального мастерства -18%;

- расширяет возможности проходить стажировки у более опытных коллег -16%.

В рамках нашего научно-педагогического исследования (на уровне задачи диагностики субъектной включенности обучающихся и работников ПОО в деятельность ООК) представляется важным проанализировать их ответы на вопрос «Что может дать лично вам использование материально-технической базы других организаций/предприятий?». Анализ ответов респондентов на этот вопрос показал, что тренд в ответах и работников, и студентов наблюдается одинаковый: достаточно большая доля ответов и сотрудников (56%), и студентов (38%) относится к тому, что использование МТБ других организаций позволит в большей мере овладеть профессиональными компетенциями на высоком уровне, расширит их опыт и возможности профессионального развития. И значительно меньше анкетируемых (10% сотрудников и 26% обучающихся) уверены, что организация и так имеет хорошую МТБ и никакой пользы от использования МТБ других организаций нет.

Примечательно, что ответ «Образовательная организация, в которой я учусь/работаю, имеет не в полной мере современную МТБ. Возможность использования материально-технической базы других организаций/предприятий будет способствовать восполнению этих пробелов» был выбран (и студентами, и сотрудниками ПОО) почти одинаковым количеством респондентов (34% и 36%). Разницу в численных значениях можно объяснить тем, что работники ПОО имеют все-таки большую

осведомленность о состоянии и возможностях использования МТБ мастерских и лабораторий своей организации, чем обучающиеся.

Диаграмма (рис. 3) описывает, как распределились ответы работников ПОО в разрезе кластеров. Анализ этой диаграммы показывает, что работники ПОО Кластера сферы услуг (68%) и Кластера информационных технологий более, чем другие, склонны считать, что использование МТБ других образовательных организаций/предприятий позволит в большей мере овладеть профессиональными компетенциями на высоком уровне, расширит их личный опыт и возможности профессионального развития.

Социальный кластер 9% 36% ШШШШ\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ 55% IUI IIIIIIII IUI IUI Hill

Промышленный кластер 10% ЩЩ/ЩШ 32%ЩЩЩ^|||||||||||||||||||||||||| 58% |||||

Лесопромышленный кластер 47% ШШШШШШ\\\^\\\\\\\\\\\\\\\\\ 50% ||||

Кластер транспорта 4%ЩЩШШ 43% ШШШШШ\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ 53% |||||||||||]||||||||||||

Кластер сферы услуг 1 5% Ж "% ШИШ IUI IUI IIIIIIII INI IUI I 68% III IUI IUI IIIIIIII IUI |||| |||||

Кластер строительства 9% 'ШШШШ 45% ШШШШШШ\\\\\\\\\\\\\\\\ 45% |||||llllll lllllllll

Кластер образовании и культуры 19% ШШ 23% ШШИШШННШШШНН 58% 111II 11111III IIII IIIIIIIII

Кластер информационных технологий 6% ШШ& 32% ^ШШШНИНШШНИШНННШ 62% |||||||||||||||||||||||||||||

Кластер здравоохранения 19% ШШШ?, 30% Wffiffi\llllllllllllllllllllll 51% IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

Агропромышленный кластер 7% 34% ^^^^^^|||||||||||||||||||||||||| 59%|||||

Ничего 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

9. Образовательная организация, в которой я работаю, имеет не в полной мере современную материально-техническую базу

для обучающихся

II Позволит в более полной мере овладеть профессиональными компетенциями на высоком уровне

Рисунок 3. Ответы работников ПОО на вопрос «Что может дать лично вам использование материально-технической базы других организаций/предприятий?»

Работники Лесопромышленного кластера (47%), Кластера строительства (45%) и Кластера транспорта (43%) испытывают больше недовольства МТБ своей организации, чем работники других кластеров, больше 40% из них ответили, что образовательная организация, в которой они работают, «имеет не в полной мере современной материально-технической базы. Возможность использования МТБ других организаций/предприятий будет способствовать восполнению этих пробелов». Работники Кластера здравоохранения (19%), Кластера образования и культуры (19%) и Кластера сферы услуг (15%), по всей видимости, совершенно довольны состоянием и возможностями МТБ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

своих организаций, поскольку считают, что использование МТБ других образовательных организаций или предприятий ничего лично им не даст, поскольку образовательная организация, в которой они работают, и так имеет хорошую МТБ. Работники ПОО других кластеров выбрали этот вариант ответа в диапазоне 3-10%.

Для нашего исследования и для повышения эффективности управления модернизацией сферы СПО Томской области на основе кластерной политики, на наш взгляд, представляется важным проанализировать ответы обучающихся на вопрос «Есть ли необходимость, чтобы преподаватели/мастера производственного обучения других профессиональных образовательных организаций работали с вами в качестве наставников в целях повышения качества образования?». Большинство студентов всей системы в целом ответили на этот вопрос «Да» (66%). В разрезе кластеров тоже большого разброса в ответах на этот вопрос в процентном отношении нет: от 51% (Кластер информационных технологий) до 77% (Промышленный кластер) студентов хотели бы иметь наставниками преподавателей/мастеров производственного обучения из других профессиональных образовательных организаций в целях повышения качества образования. Эта тенденция (рис. 4) может говорить о том, что студенты системы СПО стремятся повышать свои компетенции, в частности, и с помощью наставников из других ПОО, предприятий.

Агроп ромы шленны й кластер 70%

Кластер сферы услуг

Рисунок 4. Ответы студентов на вопрос «Есть ли необходимость, чтобы преподаватели/мастера производственного обучения других профессиональных образовательных организаций работали с вами в качестве наставников в целях повышения качества образования?»

На аналогичный вопрос для работников ПОО «Есть ли необходимость, чтобы преподаватели/мастера производственного обучения других профессиональных образовательных организаций или промышленных партнеров работали с вами в качестве наставников в целях повышения качества образования?» работники ПОО ответили иначе, чем студенты. В разрезе кластеров ответы работников ПОО распределились так, как показано на рис. 5.

Агропромышленный кластер 82%

Я1 %

Кластер транспорта°±/0 72% Кластер строительства

Кластер сферы услуг

Рисунок 5. Ответы работников на вопрос «Есть ли необходимость, чтобы преподаватели/мастера производственного обучения других профессиональных образовательных организаций работали с вами в качестве наставников в целях повышения качества образования?»

Как видно из двух диаграмм на рисунках 4 и 5, ответы студентов и работников ПОО практически не коррелируют друг с другом: обозначения «нет» и «да» развернуты по отношению друг к другу в разные стороны. Работники Социального кластера в наименьшей степени (36%), чем другие, хотят иметь наставников из других профессиональных образовательных организаций или промышленных партнеров. А вот работники Кластера информационных технологий в наибольшей степени (91%) заинтересованы в наставничестве со стороны других профессиональных образовательных организаций или промышленных партнеров - они аргументируют это тем, что наставничество позволит увидеть другие подходы к обучению студентов.

Выводы

Представленные выше результаты анализа проведенного опроса позволяют сделать ряд общих выводов.

1. Недостаточной является информированность педагогов и обучающихся ПОО Томской области о целях кластерной политики в сфере СПО региона, о предназначении, особенностях функционирования оокспо.

2. Состояние понимания педагогами и обучающимися ПОО сущности и социально-экономического значения кластерной политики в системе СПО, а также их заинтересованность в субъектной включенности в процессы функционирования ООК СПО в разрезе сравнения данных характеристик функционирующих в регионе кластеров разное.

3. Можно предположить, что ключевой причиной, обусловливающей вовлеченность представителей сообщества ПОО в процессы ООК, является мотивированность руководителя в личной причастности к работе, связанной с формированием понимания педагогами и обучающимися значения кластерной политики и ее образовательного потенциала для профессионального развития, включая содействие их успешной профессионализации и интеграции в региональные рынки труда.

4. Для решения задач повышения уровня субъектной включенности педагогов и обучающихся ПОО в процессы кластерно-сетевого взаимодействия необходимо провести корректирующие мероприятия разъяснительно-мотивирующего характера.

Заключение

Реализация кластерной политики в СПО России на региональном уровне имеет глобальные сценарии, отражающие специфику региональной нормативно-правовой базы, кластерный дизайн этой системы, особенности функционирования ООК как особого типа сообществ, интегрирующих профессионально-образовательные организации и предприятия реального сектора экономики конкретного региона.

Важнейшим условием эффективности решения задач развития кла-стерно-сетевых форматов взаимодействия в региональных практиках СПО выступает зрелость (осознанность, мотивированность, поведенческая проявленность) субъектной позиции сотрудников и обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Продуктивность управленческих мер, связанных с укреплением субъектной позиции педагогов и обучающихся в региональных практиках реализации кластерной политики в системе СПО, будет усилена при использовании программно-целевых инструментов. Использование

таких инструментов, включающих и аналитическую, и исследовательскую, и методическую, и образовательную компоненты, составляет предмет наших дальнейших научно-педагогических исследований и разработок, причем данные исследования, по нашему мнению, целесообразно проводить в логике междисциплинарности.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.11.2022). - Режим доступа: Правовая система «Консуль-тантПлюс». - Текст: электронный.

2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 26.09.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.11.2022). - Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс». - Текст: электронный.

3. Закон Томской области «О промышленной политике в Томской области» от 4 мая 2016 года № 44-03 (в ред. 13.07.2021). - URL: http://kodeks.tomsk. gov.ru/9518/ (дата обращения: 21.11.2022). - Режим доступа: Электронная справочно-правовая база «Законодательство Томской области и г. Томска». - Текст: электронный.

4. Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года (утверждена постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 г. № 2580). - URL: https://tomsk.gov.ru/ctrategija-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-tomskoj-oblasti-do-2030-goda (дата обращения: 21.11.2022). - Режим доступа: Интернет-портал Администрации Томской области. - Текст: электронный.

5. Распоряжение Администрации Томской области «Об утверждении перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки, соответствующих приоритетам развития экономики Томской области» от 31.07.2019 № 463-ра (в ред. 24.06.2022). - URL: http://kodeks.tomsk.gov.ru/9518/ (дата обращения: 21.11.2022). - Режим доступа: Электронная справочно-пра-вовая база «Законодательство Томской области и г. Томска». - Текст: электронный.

6. Об итогах конкурса лучших практик создания и реализации региональных образовательных кластеров. - URL: 1Шр5://ирпо.рф/ас^Ше5/1^1-konkursa-luchshih-praktik-sozdaniya-i-realizatsii/ (дата обращения: 21.11.2022). - Режим доступа: Институт развития профессионального образования. - Текст: электронный.

7. Образовательно-отраслевой кластер: новая практика управления системой профессионального образования Томской области: сб. документов и материалов [Текст] / Ю.В. Калинюк, В.А. Елисеев, Е.В. Ивонина. - Томск: Живая витрина, 2021. - 121 с.

8. Ананьина Ю.В. Образовательная среда: развитие образовательной среды СПО в условиях сетевой кластерной интеграции [Текст] / Ю. В. Ананьина, В. И. Блинов, И. С. Сергеев / под ред. В.И. Блинова. - М.: Аванглион-принт. - 2012. - 152 с.

9.Древинг С.Р. Кластерная концепция устойчивого развития экономики. -СПб.: Изд-во СПб. гос. унив-та. - 2009. - 217 с.

10. Маврина H.A., Закирзянов Т.Р., Николаев В.А., Масюков O.A., Янькин Д.В. Характеристики образовательно-отраслевого кластера в рамках реализации концепции опережающего обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 1. - С. 122-131.

И. Мухаметзянова Г.В., Шайдуллина А.Р. Кластеризация региональной системы непрерывного профессионального образования // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». - 2008. - № 6-2. -С. 14-18.

12. Сафин P.C. Научно-методическое обеспечение инновационного развития образовательного кластера в условиях интеграции науки, образования и производства (для руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений системы профессионального образования, научных работников и аспирантов) [Текст] / P.C. Сафин, А.Р. Ма-салимова, Р.Г. Зеляева, E.JI. Матухин. - Научно-метод. пособие / под ред. Г.И. Ибрагимова. - Казань: Изд-во Данис. - 2014. - 178 с.

13. Кривых C.B., Кирпичникова A.B. Кластерный подход в профессиональном образовании [Текст]: монография / C.B. Кривых, A.B. Кирпичникова. -СПб.: ИНОВ. - 2015. - 140 с.

14. Рычихина Я.С. Образовательный кластер как стратегия развития сферы образования // Профессиональное образование. - 2014. - №19 (346). -С. 39-46.

15. Распоряжение Администрации Томской области от 14.06.2018 г. № 389-ра (в ред. 13.07.2020 г.) «О Координационном совете по кадровому обеспечению экономики Томской области». - URL: https://tomsk.gov.ru/ documents/front/view/id/50119 (дата обращения: 21.11.2022). - Режим доступа: Интернет-портал Администрации Томской области. - Текст: электронный.

16. Распоряжение Департамента профессионального образования Томской области от 26.10.2020 г. № 465 «Об утверждении Положения об образовательно-отраслевом кластере». - URL: http://unpo-tomsk-gov-ru.lgb.ru/ Pages/Details/42 (дата обращения: 21.11.2022). - Режим доступа: Департамент профессионального образования Томской области. - Текст: электронный.

17. Распоряжение Департамента профессионального образования Томской области от 15.03.2021 г. № 149 «О внесении изменений в распоряжение Департамента профессионального образования Томской области

от 14.01.2021 № 16». - URL: http://unpo-tomsk-gov-ru.lgb.ru/Pages/ Details/42 (дата обращения: 21.11.2022). - Режим доступа: Департамент профессионального образования Томской области. - Текст: электронный.

18. Смышляева Я.Г., Калинюк Ю.В., Матвеев Д.М. Проектирование изменений в системе профессионального образования региона: кластерный подход // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 6. - С. 84-94.

19.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: монография. - М.: Политиздат. - 1977. - 130 с.

20. Скорнякова Э.Р. Управление современной школой на примере образовательного кластера //IX Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования в России». -[Текст] /Э.Р. Скорнякова. - Новосибирск. - 2011.

21. Распоряжение Департамента профессионального образования Томской области от 04.04.2022 № 65-1819 «О направлении материалов для проведения анкетирования». - URL: http://unpo-tomsk-gov-ru.lgb.ru/Pages/ Details/42 (дата обращения: 21.11.2022). - Режим доступа: Департамент профессионального образования Томской области. - Текст: электронный.

Сведения об авторах

Калинюк Юрий Владимирович - начальник Департамента профессионального образования Томской области, Томск, Россия. E-mail: kalinyukl980@mail.ru

Матвеев Дмитрий Михайлович - кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института развития педагогического образования ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», Томск, Россия. E-mail: dmmatveev@inbox.ru

Смышляев Алексей Викторович - кандидат биологических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой физкультурно-спортивных дисциплин ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», Томск, Россия.

E-mail: sav220964@gmail.com

Cluster Policy in the Regional System of Secondary Vocational Education: Peculiarities of Subjective Involvement of Teachers and Students

Kalinyuk Y.V., Matveev D.M., Smyshlyaev A.V.

The authors outline urgency of the target dominant practice of training workers for the country's economy in the focus of system integration of secondary vocational education (SVE) and industrial partners - enterprises of various production sectors. The authors provide a theoretical substantiation for the transformation of regional systems of SVE based on cluster policy as an effective managerial mechanism of such cooperation to increase the efficiency of retianing of SVE graduates in the workplace.

The authors present the experience in implementing cluster policy in SVE of the Tomsk Region, including basic elements of the regional normativelegal base, cluster design of this system, and regional features of the functioning of educational-industrial clusters as a special type of communities that integrate professional and educational organizations and enterprises of the real sector. The authors actualized the need to develop new scientific and pedagogical knowledge, reflecting the features of educational interaction, as well as educational and pedagogical activities of the subjects of SVE in the logic of the principles of cluster policy to modernize this area of education in accordance with the socio-economic priorities of the country and its territories. This research presents the search-and-statement stage of the complex pedagogical experiment related to scientific and pedagogical research on the problem of developing regional practices of SVE based on cluster-network interaction. Moreover, the research analyzes the empirical data that reflect the peculiarities of the subjective involvement of teachers and students of vocational educational organizations of the region in the implementation of cluster policy tasks in the system of SVE. Additionally, the research outlines the tasks to develop the involvement of teachers and students in the functioning of educational and sectoral clusters. The research methods include theoretical analysis, comparative legal method, survey (questionnaire), expert method, and focus groups.

Keywords: regional economy; vocational education; cluster approach; regional practices of SVE; vocational educational organization; SVE students; SVE teachers; subjects of educational interaction; education-industry cluster; cluster-network interaction.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «0 Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii». - URL: https://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 21.11.2022). - Rezhim dostupa: Pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus». - Tekst: elektronnyi.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 № 1642 (red. ot 26.09.2022) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniya». - URL: https://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 21.11.2022). - Rezhim dostupa: Pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus». - Tekst: elektronnyi.

3. Zakon Tomskoi oblasti «0 promyshlennoi politike v Tomskoi oblasti» ot 4 maya 2016 goda № 44-OZ (v red. 13.07.2021). - URL: http://kodeks.tomsk.gov. ru/9518/ (data obrashcheniya: 21.11.2022). - Rezhim dostupa: Elektronnaya spravochno-pravovaya baza «Zakonodatel'stvo Tomskoi oblasti i g. Tomska». -Tekst: elektronnyi.

4. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Tomskoi oblasti do 2030 goda (utverzhdena postanovleniem Zakonodatel'noi Dumy Tomskoi oblasti ot 26.03.2015 g. № 2580). - URL: https://tomsk.gov.ru/ctrategija-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-tomskoj-oblasti-do-2030-goda (data obrashcheniya: 21.11.2022). - Rezhim dostupa: Internet-portal Administratsii Tomskoi oblasti. -Tekst: elektronnyi.

5. Rasporyazhenie Administratsii Tomskoi oblasti «Ob utverzhdenii perechnya kompetentsii operezhayushchei professional'noi podgotovki, sootvetstvuyushchikh prioritetam razvitiya ekonomiki Tomskoi oblasti» ot 31.07.2019 № 463-ra (v red. 24.06.2022). - URL: http://kodeks.tomsk.gov. ru/9518/ (data obrashcheniya: 21.11.2022). - Rezhim dostupa: Elektronnaya spravochno-pravovaya baza «Zakonodatel'stvo Tomskoi oblasti i g. Tomska». -Tekst: elektronnyi.

6. Ob itogakh konkursa luchshikh praktik sozdaniya i realizatsii regional'nykh obrazovatel'nykh klasterov. - URL: https://irpo.rf/activities/itogi-konkursa-luchshih-praktik-sozdaniya-i-realizatsii/ (data obrashcheniya: 21.11.2022). -Rezhim dostupa: Institut razvitiya professional'nogo obrazovaniya. - Tekst: elektronnyi.

7. Obrazovatel'no-otraslevoi klaster: novaya praktika upravleniya sistemoi professional'nogo obrazovaniya Tomskoi oblasti: sb. dokumentov i materialov [Tekst] / Yu.V. Kalinyuk, V.A. Eliseev, E.V. Ivonina. - Tomsk: Zhivaya vitrina, 2021. -121 s.

8. Anan'ina Yu.V. Obrazovatel'naya sreda: razvitie obrazovatel'noi sredy SPO v usloviyakh setevoi klasternoi integratsii [Tekst] / Yu. V. Anan'ina, V. I. Blinov, I. S. Sergeev / pod red. V.I. Blinova. - M.: Avanglion-print. - 2012. - 152 s.

9. DrevingS.R. Klasternaya kontseptsiyaustoichivogo razvitiya ekonomiki. - SPb.: Izd-vo SPb. gos. univ-ta. - 2009. - 217 s.

10. Mavrina LA., Zakirzyanov T.R., Nikolaev V.A., Masyukov O.A., Yan'kin D.V. Kharakteristiki obrazovatel'no-otraslevogo klastera v ramkakh realizatsii kontseptsii operezhayushchego obucheniya // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2018. - № 1. - S. 122-131.

11. Mukhametzyanova G.V., Shaidullina A.R. Klasterizatsiya regional'noi sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet im. V.P. Goryachkina». - 2008. - № 6-2. - S. 14-18.

12. Safin R.S. Nauchno-metodicheskoe obespechenie innovatsionnogo razvitiya obrazovatel'nogo klastera v usloviyakh integratsii nauki, obrazovaniya i proizvodstva (dlya rukovoditelei, prepodavatelei i masterov proizvodstvennogo obucheniya uchrezhdenii sistemy professional'nogo obrazovaniya, nauchnykh rabotnikov i aspirantov) [Tekst] / R.S. Safin, A.R. Masalimova, R.G. Zelyaeva, E.L. Matukhin. - Nauchno-metod. posobie / pod red. G. I. Ibragimova. -Kazan': Izd-vo Danis. - 2014. - 178 s.

13. Krivykh S.V., Kirpichnikova A.V. Klasternyi podkhod v professional'nom obrazovanii [Tekst]: monografiya / S.V. Krivykh, A.V. Kirpichnikova. - SPb.: INOV. - 2015. - 140 s.

14. Rychikhina N.S. Obrazovatel'nyi klaster kak strategiya razvitiya sfery obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie. - 2014. - №19 (346). - S. 39-46.

15. Rasporyazhenie Administratsii Tomskoi oblasti ot 14.06.2018 g. № 389-ra (v red. 13.07.2020 g.) «0 Koordinatsionnom sovete po kadrovomu obespecheniyu

ekonomikiTomskoi oblasti». - URL: https://tomsk.gov.ru/documents/front/ view/id/50119 (data obrashcheniya: 21.11.2022). - Rezhim dostupa: Internetportal Administratsii Tomskoi oblasti. - Tekst: elektronnyi.

16. Rasporyazhenie Departamenta professional'nogo obrazovaniya Tomskoi oblasti ot 26.10.2020 g. № 465 «Ob utverzhdenii Polozheniya ob obrazovatel'no-otraslevom klastere». - URL: http://unpo-tomsk-gov-ru.lgb.ru/Pages/ Details/42 (data obrashcheniya: 21.11.2022). - Rezhim dostupa: Departament professional'nogo obrazovaniya Tomskoi oblasti. - Tekst: elektronnyi.

17. Rasporyazhenie Departamenta professional'nogo obrazovaniya Tomskoi oblasti ot 15.03.2021 g. № 149 «0 vnesenii izmenenii v rasporyazhenie Departamenta professional'nogo obrazovaniya Tomskoi oblasti ot 14.01.2021 № 16». - URL: http://unpo-tomsk-gov-ru.lgb.ru/Pages/Details/42 (data obrashcheniya: 21.11.2022). - Rezhim dostupa: Departament professional'nogo obrazovaniya Tomskoi oblasti. - Tekst: elektronnyi.

18. Smyshlyaeva L.G., Kalinyuk Yu.V., Matveev D.M. Proektirovanie izmenenii v sisteme professional'nogo obrazovaniya regiona: klasternyi podkhod // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. - 2021. - № 6. - S. 84-94.

19. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost': monografiya. - M.: Politizdat. - 1977. -130 s.

20. Skornyakova E.R. Upravlenie sovremennoi shkoloi na primere obrazovatel'nogo klastera //IX Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii». - [Tekst] /E.R. Skornyakova. - Novosibirsk. - 2011.

21. Rasporyazhenie Departamenta professional'nogo obrazovaniya Tomskoi oblasti ot 04.04.2022 № 65-1819 «0 napravlenii materialov dlya provedeniya anketirovaniya». - URL: http://unpo-tomsk-gov-ru.lgb.ru/Pages/Details/42 (data obrashcheniya: 21.11.2022). - Rezhim dostupa: Departament professional'nogo obrazovaniya Tomskoi oblasti. - Tekst: elektronnyi.

About the Authors

Kalinyuk Yuri.V. - Head of the Department of Vocational Education of the Tomsk Region, Tomsk, Russia. E-mail: kalinyukl980@mail.ru

Matveyev Dmitry M. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Senior Research Fellow, Institute for Development of Teacher Education, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia. E-mail: dmmatveev@inbox.ru

Smyshlyaev Aleksei. V. - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Acting Head of the Department of Physical Education and Sports Disciplines, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia. E-mail: sav220964@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.