Научная статья на тему 'ТОБОЛЬСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ В XIX В'

ТОБОЛЬСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ В XIX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОБОЛЬСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ / АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ / АРХИЕРЕЙ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ / ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕРКОВНЫЕ ЗЕМЛИ / КОЛЛЕГИЯ ЭКОНОМИИ / TOBOLSK BISHOP'S HOUSE / BISHOP'S HOUSE / BISHOP / DECONSECRATION / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / DIOCESAN AUTHORITIES / CHURCH LANDS / ECONOMY PANEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харина Наталья Сергеевна

В современной науке остается значимым и актуальным изучение различных аспектов истории Русской Православной церкви. Уже со второй половины XV - начала XVI в. можно говорить о появлении двух проблем, которые станут в дальнейшем основными точками соприкосновения интересов государства и церкви. Укрепление абсолютной монархии в XVIII в. приводит к появлению новой бюрократической системы государственно-административного управления. Эти перемены неизбежно затронут и Тобольский архиерейский дом, а условия, в которые он был поставлен после 1764 г., привели к изменениям в принципах его организации и существенной перестройке его структуры. Поэтому целью данного исследования является реконструкция процесса социально-экономического, политического и культурного развития Тобольского архиерейского дома в XIX в. При написании статьи использовались различные типы источников: законодательные и нормативные акты, опубликованные и впервые вводимые в научный оборот архивные материалы. Особое место занимает делопроизводственная документация Тобольского архиерейского дома, в частности материалы общего делопроизводства церковных учреждений: указы, распоряжения, материалы переписки местных духовных властей, донесения сибирских митрополитов в Синод и т.д. Обозначенный в исследовании подход к изучению проблемы и методический инструментарий исследования позволили достичь цели и решить задачи. В ходе исследования показано, что Тобольский архиерейский дом после реформы 1764 г. на какой-то период лишился былых земельных владений и, как прочие епархиальные кафедры, был переведен на государственное жалование. Упразднение епархии до епископии, лишавшее былого политического влияния, безусловно, носило отрицательные черты. Однако в XIX в. прослеживается постепенный выход из сложившегося положения и возврат прежних владений и имущества, что позволяет в какой-то мере вернуть прежние позиции крупного феодала Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOBOLSK BISHOP'S HOUSE IN THE 19TH CENTURY

The study of various aspects of the Russian Orthodox Church history continues to be significant and relevant in modern science. From the second half of 15th - beginning of 16th centuries, we can speak about the emergence of two issues that will become the major touch points of Church and State. The strengthening of the absolute monarchy in the 18th century leads to the emergence of a new bureaucratic system in the state administration. These changes will inevitably affect the Tobolsk Bishop's house, and the conditions which it was placed in after 1764 led to changes in the principles of its organization and a significant restructuring. Therefore, the research objective is to redesign the process of socio-economic, political and cultural development of the Tobolsk Bishop's house in the 19th century. Various types of sources were used for the study: legislative and regulatory acts, published and archived materials introduced into scientific circulation for the first time. Documents of management and record keeping of the Tobolsk Bishop's house occupy a special place, in particular the materials of the General paperwork management of Church institutions: ordinances, regulations, correspondence materials of local ecclesial authorities, reports of Siberian metropolitans to the Synod, etc. The study approach and methodological tools made it possible to achieve the goal and solve the research problems. The study shows that after the reform of 1764, the Tobolsk Bishop's house lost its former land holdings for a certain period, and like other diocesan departments, it was transferred to the state allowance. Diocese abolition to the episcopate, which deprived the former political influence, certainly had negative features. However, in the 19th century, there can be seen a gradual way out of the situation and the former possessions and property return, which to some extent allows to return to the former position of a large feudal lord of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «ТОБОЛЬСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ В XIX В»

Отечественная история National History

Научная статья

DOI: 10.17748/2075-9908-2020-12-6-72-80 УДК 93; 908

ТОБОЛЬСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ В XIX в.

Харина Наталья Сергеевна

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия HaNaSe83@yandex.ru

Анотация: В современной науке остается значимым и актуальным изучение различных аспектов истории Русской Православной церкви. Уже со второй половины XV - начала XVI в. можно говорить о появлении двух проблем, которые станут в дальнейшем основными точками соприкосновения интересов государства и церкви. Укрепление абсолютной монархии в XVIII в. приводит к появлению новой бюрократической системы государственно-административного управления. Эти перемены неизбежно затронут и Тобольский архиерейский дом, а условия, в которые он был поставлен после 1764 г., привели к изменениям в принципах его организации и существенной перестройке его структуры. Поэтому целью данного исследования является реконструкция процесса социально-экономического, политического и культурного развития Тобольского архиерейского дома в XIX в. При написании статьи использовались различные типы источников: законодательные и нормативные акты, опубликованные и впервые вводимые в научный оборот архивные материалы. Особое место занимает делопроизводственная документация Тобольского архиерейского дома, в частности материалы общего делопроизводства церковных учреждений: указы, распоряжения, материалы переписки местных духовных властей, донесения сибирских митрополитов в Синод и т.д. Обозначенный в исследовании подход к изучению проблемы и методический инструментарий исследования позволили достичь цели и решить задачи. В ходе исследования показано, что Тобольский архиерейский дом после реформы 1764 г. на какой-то период лишился былых земельных владений и, как прочие епархиальные кафедры, был переведен на государственное жалование. Упразднение епархии до епископии, лишавшее былого политического влияния, безусловно, носило отрицательные черты. Однако в XIX в. прослеживается постепенный выход из сложившегося положения и возврат прежних владений и имущества, что позволяет в какой-то мере вернуть прежние позиции крупного феодала Западной Сибири.

Ключевые слова. Тобольский архиерейский дом, архиерейский дом, архиерей, секуляризация, Русская Православная церковь, экономические крестьяне, епархиальное управление, церковные земли, Коллегия экономии

Для цитирования: Харина Н. С. Тобольский архиерейский дом в XIX в. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. Том. 12. № 6. с. 72-80. doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-6-72-80.

Original article

TOBOLSK BISHOP'S HOUSE IN THE 19TH CENTURY

Natakia S. Kharina

Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia

HaNaSe83@yandex.ru

Abstract: The study of various aspects of the Russian Orthodox Church history continues to be significant and relevant in modern science. From the second half of 15th - beginning of 16th centuries, we can speak about the emergence of two issues that will become the major touch points of Church and State. The strengthening of the absolute monarchy in the 18th century leads to the emergence of a new bureaucratic system in the state administration. These changes will inevitably affect the Tobolsk Bishop's house, and the conditions which it was placed in after 1764 led to changes in the principles of its organization and a significant restructuring. Therefore, the research objective is to redesign the process of socio-economic, political and cultural development of the Tobolsk Bishop's house in the 19th century. Various types of sources were used for the study: legislative and regulatory acts, published and archived materials introduced into scientific circulation for the first time. Documents of management and record keeping of the Tobolsk Bishop's house occupy a special place, in particular the materials of the General paperwork management of Church institutions: ordinances, regulations, correspondence materials of local ecclesial authorities, reports of Siberian metropolitans to the Synod, etc. The study approach and methodological tools made it possible to achieve the goal and solve the research problems. The study shows that after the reform of 1764, the Tobolsk Bishop's house lost its former land holdings for a certain period, and like other diocesan departments, it was transferred to the state allowance. Diocese abolition to the episcopate, which deprived the former political influence, certainly had negative features. However, in the 19th century, there can be seen a gradual way out of the situation and the former possessions and property return, which to some extent allows to return to the former position of a large feudal lord of Western Siberia.

Keywords: Tobolsk Bishop's house, bishop's house, bishop, deconsecration, Russian Orthodox Church, diocesan authorities, church lands, Economy panel For citation: Kharina N. S. Tobolsk Bishop's house in the 19th century. Historical and Social-Educational Idea. 2020. Vol. 12. No.6. PP. 72-80. (In Russ.). doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-6-72-80.

1. Введение

Для исследователя представляет несомненный интерес история Тобольского архиерейского дома в XIX в. Несмотря на то, что весь XVIII в. происходило активное вмешательство государства во внутренние дела и превращение церкви

в управляемую часть административного аппарата, Тобольский архиерейский дом смог сохранить былое экономическое и политическое состояние. На основе различных типов источников автор ставит целью реконструкцию процесса социально-экономического, политического и культурного развития Тобольского архиерейского дома в XIX в. Значение Тобольского архиерейского дома не исчерпывалось только хозяйственной деятельностью, проводились частые миссионерские экспедиции, строились монастыри и храмы, открывались учебные заведения и др. Актуальность данного исследования представляется вполне закономерной и обоснованной.

Тобольский архиерейский дом всегда привлекал к себе внимание исследователей: в работах дореволюционных исследователей, краеведов, представлена в энциклопедической и справочной литературе, в статьях церковной и провинциальной периодической печати, работах современных историков. Накопленный к настоящему времени автором теоретический материал, а также практический опыт дает прочную основу для дальнейшего изучения. В данном исследовании нашли отражение источники, впервые введенные в научный оборот, что способствует более глубокому теоретическому пониманию и фактическому обогащению знаний по истории церкви.

2. Материалы и методы

При написании статьи использовались различные типы источников: законодательные и нормативные акты, опубликованные и впервые вводимые в научный оборот архивные материалы. Неопубликованные материалы дополняют опубликованные сведения и составляют самую многочисленную группу источников.

Основная масса материалов была выявлена нами в собраниях Государственного бюджетного учреждения Тюменской области в г. Тобольске «Государственный архив в г. Тобольске» (далее - ГАТоб.) ф.156 - Тобольской духовной консистории.

Особое место занимает делопроизводственная документация Тобольского архиерейского дома, в частности материалы общего делопроизводства церковных учреждений: указы, распоряжения, материалы переписки местных духовных властей, донесения сибирских митрополитов в Синод и т.д.

Можно выделить еще одну группу источников по теме исследования - периодическая печать: светская («Тобольские губернские ведомости», «Русская старина» и др.) и церковная периодика («Тобольские епархиальные ведомости», «Странник»).

В целом использованные источники дают содержательный материал для исследования истории Тобольского архиерейского дома в XIX в.

В данном исследовании автором применяются следующие принципы:

- принцип историзма (исследование исторических явлений с учетом изменений в процессе постоянного развития под воздействием множества факторов);

- принцип системности (учет воздействия на объект исследования многообразных факторов; прежде всего учитываются изменения взаимоотношений государства и церкви);

- принцип объективности (требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости).

Используются и частные методы исследования: проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-системный и историко-типологический.

3. Обсуждение

Внимание исследователей в дореволюционный период было преимущественно обращено на освещение деятельности тобольских архиереев, а история Тобольского архиерейского дома упоминалась фрагментарно в связи с биографиями его духовных владык, многие вопросы оставались за пределами внимания. К этим авторам относятся П.А. Словцов, М.И. Горчаков, В.В. Зверинский, И.М. Покровский, А.П. Доброклонский, Е.Е. Голубинский, А.И. Сулоцкий, Г. Варлаков, Е.Н. Воронец, П. Грамматин, В.С. Иконников, Д.Н. Беликов, В.С. Баранов, Ю.А. Гаге-мейстер, П. Сумароков, П.Н. Буцинский, В.К. Андриевич, А.А. Дмитриев, Г.С. Плотников, Т.А. Догуревич, Н.А. Абрамов и др.

В первые годы советской власти появляются публикации антирелигиозного содержания, в которых описывалось аморальное поведение священнослужителей и произвол церковных властей: Е.Ф. Грекулов, Г.Г. Прошин, Н.М. Никольский, С.В. Бахрушин и др.

Вопросами, касающимися церковных вотчин и благосостояния архиерейского дома, занимались В.И. Шунков, З.Я. Бояршинова, В.М. Кабузан, С.М. Троицкий, А.А. Преображенский, М.М. Громыко, А.А. Кондрашенков, И.А. Булыгин, Л.П. Шорохов, М.Т. Белявский, О.Н. Вилков, Н.Н. Покровский, Е.К. Ро-модановская и др. [1].

Большое внимание церковным преобразованиям Петра I уделяли исследователи А.И. Комиссаренко, Т.С. Майкова, Л.Н. Семенова, А.Д. Дмитриев, Е.В. Анисимов и др.

Приоритетной темой исследований становится история деревянного и каменного строительства Тобольской архиерейской резиденции в работах

B.И. Кочедамова, А.Н. Копылова, С.В. Копыловой, С.Н. Баландина, В.В. Кирилова,

C.П. Заварихина, А.Ю. Майничевой и др. [2].

На современном этапе данная проблема интересовала таких авторов, как А.Т. Шашков, И.Л. Манькова [3], М.Ю. Нечаева, Н.С. Половинкин, А.В. Чернышев, С.В. Кондратьев, С. Туров, В.Я. Темплинг, Н.А. Балюк, С.Н. Щербич, И.А. Никулин, А.Ю. Конев и др.

Можно говорить о том, что на современном этапе в исторической науке наметилось критическое отношение к формационному подходу, а на смену негативной оценке в советской отечественной историографии пришла идеализация прошлого и настоящего Русской Православной церкви.

Стоит упомянуть о том, что данной проблемой занимались и зарубежные исследователи: А.В. Карташев [4], И.К. Смолич [5], Д.В. Поспеловский [6], - труды которых в значительной степени восполняют пробелы отечественной историографии советского периода.

4. Результаты

XVIII век для церковных институтов был началом нового наступления государства на их привилегии. 12 мая 1763 г. учреждается вновь Коллегия экономии [ПСЗРИ. Т. XV. № 11.481; 11.498], а манифестом от 26 февраля 1764 г. проводится секуляризация церковных имений [ПСЗРИ. Т. XVI. № 12.060]. Предусматривалось не только отчуждение церковных земель в пользу государства, но и сокращение числа служителей духовного ведомства.

Тобольский архиерейский дом не стал исключением: ему предписывалось составлять ведомости о приходе и расходе средств на содержание штата и высылать документацию в Коллегию экономии [ГАТоб. Ф.156. Оп.2. Д.892. Л.2об. 8; Д.920. Л.1-3; Д.946. Л.1а-8].

15 февраля 1766 г. последовал указ «О непострижении в монашество и не принимание в духовный сан никого из положенных в подушный оклад» [ПСЗРИ. Т. XVIII. № 12.573]. Тогда же был издан сенатский указ «Об отдаче в военную службу всех церковников, оставшихся за распределением к церквям по бывшему в 1754 году разбору, кои не приискали себе мест и ни за кем в подушный оклад не написаны», а священнослужителей, оставшихся за штатом по указу от 2 апреля 1767 г., определено было включить в подушный оклад, тем самым причисляя их к крестьянскому сословию [ПСЗРИ. Т. XVIII. № 12.861].

Экономические крестьяне практически не отличались от государственных, а после упразднения Коллегии экономии в 1783 г. были полностью уравнены в правах с государственными. Так, в материалах VI ревизии (1811 г.) отдельных сведении о них уже не имелось [7, с. 72].

По мнению М.М. Громыко, секуляризация способствовала и некоторому улучшению положения архиерейских и монастырских крестьян в Сибири. Вместо многочисленных барщинных и натуральных оброчных повинностей был введен денежный оброк, что создавало благоприятные возможности для развития крестьянского хозяйства. Происходит некоторое увеличение у них посевных площадей [8, с. 285].

Преобразования практически не затронули такие источники накопления, как денежные и земельные вклады, за счет чего происходит процесс частичного восстановления церковного землевладения. Тобольскому архиерейскому дому удалось сохранить большую часть своих земельных владений. Государство вплоть до конца XIX в. признавало право приобретать и обладать земельной собственностью, исключая возможность владеть обширными населенными землями.

В распоряжении Тобольского архиерейского дома остались сады, пастбища и небольшие земельные владения с учетом того, что все использовалось в целях обеспечения всем необходимым.

Тобольский архиерейский дом приобретал городские дома и небольшие земельные участки, которые с повышением цен на землю приносили большие доходы. Местные власти допускали приобретение земельных владений и прочих угодий, например рыбных ловель.

Так, в 1797 г. Тобольскому Знаменскому монастырю «отмежевали 9 десятин пашенной земли, лесу 13 десятин, 150 десятин лесу дровяного и отчасти строевого, в 100 верстах от Тобольска в Дубровной волости, мельницу об одной поставе, в 100 верстах от Тобольска близ д. Шапошниковой, и три десятины земли, которыми монастырь владел еще до секуляризации» [9, с. 37].

В исследуемый период за Тобольским архиерейским домом в вотчинах только села Преображенского числилось семь деревень: Выхотцева, Комарицкая, Бобровская, Рогалицкая, Кундуская, Поступинская и Бардина, общая численностью крестьян составляла 306 человек, а «оброчных собирали с двух мельниц села в год на сумму в 40 рублей» [ГАТоб. Ф.156. Оп.2. Д.1082. Л.об.16-17].

Весь XIX в. продолжали выдавать денежные средства на содержание богаделен, собора, семинарии и консистории, находящихся при Тобольском архиерейском доме. Так, в 1807 г. их сумма составляла 7154 руб. 17 коп., в 1808 г. -9154 руб. 17 % коп. [ГАТоб. Ф.156. Оп.2. Д.856. Л.1]. Можно говорить о том, что с каждым годом затраты росли, а государство выдавало требуемые деньги.

Архивные источники подтверждают, что выдавалось и достаточное жалованье, которое составляло «на провиант и покупку фуража лошадям - 1000 руб., на починку церквей - 500 руб., на покупку кирпича - 310 руб. 50 коп., в соборную и домовую церкви выделили 150 р., а сена закупили в 1816 г. на сумму 376 руб. 50 коп. [ГАТоб. Ф.156. Оп.7. Д.2024.Л.8].

В кладовой Тобольского архиерейского дома за 1811 г. «в приход имелось: за январь - 31 480 руб., за сентябрь - 22 330 руб. 21 % коп., за декабрь - 33 3 97 р. 08 % коп.». В 1812 г. в кладовой «находилось денег на сумму 23 034 руб. 60 % коп.» [ГАТоб. Ф.156. Д.401. Л.5,7,17,47,72].

За Тобольским Знаменским монастырем в 1890 г. числилось следующее:

- рыбный песок в трех верстах от монастыря, который был пожалован в 1674 г. (по указу Коллегии экономии в 1764 г. его в числе других угодий отобрали в казенное ведомство, но в 1767 г. вернули);

- рыбное Вагайское озеро, недалеко от Тобольска (было отдано на пропитание монашествующим, а в 1797 г. вернули);

- три песка (один на реке Оби, два между островами Селиярской волости);

- загородный дом и при нем 30 десятин под дровяным лесом [9, с. 35-37].

Штат Тобольского Знаменского монастыря в 1890 г. содержался «на проценты от вкладных денег, на небольшие доходы от исправления треб и заказных литургий, на доходы, с прежних оставшихся за монастырем, угодий» [9, с. 35-36].

В 1860-х годах был поднят вопрос об учреждении свечного епархиального завода, но реформа церковных учебных заведений 1867 г. повлекла за собой дополнительные расходы. Поэтому к этому вопросу вернутся только в 1890-е годы. Главным мастером завода будет назначен крестьянин из Московской губернии Игнатий Платонович Лужин, который занимался обустройством завода. 10 июня 1894 г. завод был открыт и стал удовлетворять потребности не только Тобольской епархии, но и соседней с ней Омской [10, с. 62].

Таким образом, Тобольский архиерейский дом в XIX в. частично восстановил свое былое экономическое и политическое состояние: вернул себе большинство земельных владений, рыбных ловель и сенных покосов.

Необходимо отметить изменения, происходившие в области управления епархией и обустройства Софийского (архиерейского) двора и кремля. Центром системы управления епархией оставался Тобольский архиерейский дом, организация управления которого мало отличалась от структуры церковной власти в архиерейских комплексах европейской части России (Ростовский, Новгородский, Вологодский и т.д.). Однако архиерейские дома, как и монастыри, были поделены на классы (степени), определены штаты. С 1768 г. Тобольская епархия являлась епископией и получила вторую степень, при которой разрешалось иметь 54 светских служителя [ПСЗРИ. Т. XVI. № 112.060].

Из всех тобольских епископов в исследуемый период хотелось бы выделить нескольких. Так, при владыке Антонии III (1803-1806 гг.) было проведено обновление состава служителей Тобольской духовной консистории, так как многие не соответствовали своему назначению. При нем был создан первый хор (45 человек) из числа семинаристов, дьяков и причетников. Преосвященный Антонии ввел произношение проповедей самими священниками по всей епархии. Духовенству было поручено заниматься просвещением прихожан, учить их молитвам, Символу веры и заповедям [11, с. 5-53].

Для преосвященного Амвросия I (1806-1822 гг.) главным в управлении епархией станет увеличение числа церквей и храмов, забота об образованности

представителей духовенства. Так, число семинаристов к 1818 г. составит уже 800 учащихся [12, с. 4-43].

Под влиянием архиепископа Владимира (1842-1845 гг.) приняли христианство более 100 евреев и мусульман, много раскольников вернулись к истинной вере. Были открыты специальные училища для обучения коренного населения. По приказу преосвященного Владимира был отстроен Преображенский кафедральный собор, восстановлена крестовая церковь архиерейского дома, построен новый загородный архиерейский дом, появился земляной вал вокруг городского кладбища и новая ограда вокруг архиерейского дома [13, с. 393-421].

Большой вклад в обустройство архиерейского двора внес преосвященный Иустин (1889-1893 гг.). Он сам описывал свою деятельность так: «...обновлены два флигеля при архиерейском доме, ремонтирован храм Святого Николая, обновлена церковь и чудотворная икона Казанской Божьей Матери, поставлена церковь в семинарий во имя Святителя Димитрия Ростовского, в Ивановском монастыре поставлена новая каменная церковь - усыпальница, на заимке того же монастыря поставлена малая деревянная во имя Святого мученика Федота и семи дев, в память голода и холеры 1891-1892 годов, было открыто Братство Святого Димитрия Солунского и заведена типография.» [14, с. 241-249].

В XIX в. тобольские епископы внесли огромный вклад и в формирование библиотеки главного Софийского собора, и в накопление большого количества вещей в ризнице. Соборная ризница находилась на его южной стороне, напротив алтаря, и представляла собой каменное, двухэтажное здание.

Отмечалось, что имущество кафедрального собора и архиерейской ризницы было довольно богато: имелись вещи замечательные не только по своей ценности, но и по своей древности или знатности лиц, жертвовавших или строивших их. К марту 1883 г. «материальных средств собора и причта в наличии имелось: собственно соборных 2361 руб. 7 коп. и в процентных бумагах 3678 руб. и причтового капитала 7778 руб. К 1883 г. собор ежегодно получал из Государственного казначейства 350 руб. на ремонт, до 150 кружечного и кошелькового сбора, до 800 руб. на свечи, 400 руб. на наем прислуги и по билетам процентным до 150 руб.» [13].

В библиотеке в конце XIX в. насчитывалось до 400 книг: богословских - 110, церковнослужебных - 137, исторических - 20, канонических - 3, языкознательных - 3, не принадлежащих к духовному просвещению - 15 и пр. Отдельного внимания достоин отдел рукописей, где хранились: Триодь постная, большой Требник, беседы Иоанна Златоустого на послания ап. Павла (1623 г.), Деяния апостольские (1624 г.), поучения Аввы Дорофея (1628 г.), книга о священстве (1614 г.) и другие как первые произведения наших русских, так и заграничных славянских типографий [13].

Выводы

Тобольский архиерейский дом в исследуемый период находился в русле общецерковных процессов, а его структура не оставалась неизменной - соразмерно требованиям своего времени она менялась и совершенствовалась.

В результате церковной реформы 1764 года Тобольский архиерейский дом лишился былых земельных владений и, как прочие епархиальные кафедры, был переведен на государственное жалование. Секуляризация земель Тобольского архиерейского дома, лишившая его экономической независимости, и упразднение епархии до епископии, отстраняющее от политического влияния, безусловно, носили отрицательные черты.

Однако в XIX в. прослеживается постепенный выход из сложившегося положения и возврат прежних владений и имущества Тобольского архиерейского дома, что позволяет в какой-то мере вернуть себе прежние позиции крупного феодала Западной Сибири. На основе архивных источников видно, что он продолжал обладать обширными земельными владениями, достаточно развитой производственной базой, а в его житницах хранились большие запасы продовольствия.

Тобольский архиерейский дом продолжал охранять порядок и регулировать нравственный уровень населения на территории своей епархии. Проводилась активная деятельность тобольских епископов в области просвещения и развития образовании, особенно среди нерусского населения. В строительстве наблюдался период реконструкции ранее построенных здании, особой ценностью и богатством отличались библиотека и ризница кафедрального собора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Тобольский архиерейский дом в XVII веке. - Новосибирск, 1994.

2. Майничева А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы / А.Ю. Майничева. - Новосибирск, 2000.

3. Манькова И.Л. Православный ландшафт городов Западной Сибири в XVII веке: Монография / И.Л. Манькова; отв. ред. И.В. Побережников; Институт истории и археологии УрО РАН. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2020.

4. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х. тт. - М., 2010.

5. Смолич И.К. История русской церкви 1700-1917 гг. Ч.1. - М., 1996.

6. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. - М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 1996.

7. Кабузан В.М., Троицкий С.М. Движение населения Сибири в XVIII в. // Материалы по истории Сибири. Сибирь XVII-XVIII вв. - Новосибирск, 1962.

8. Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII веке. - Новосибирск, 1965.

9. Календарь Тобольской губерний на 1890. - Тобольск, 1889.

10. Тобольские епархиальные ведомости. - 1903. - № 3.

11. Сулоцкий А.И. Антоний (Знаменский), архиепископ Тобольский // Странник. - 1868. - Т.4. - № 10. От.1.

12. Сулоцкий А.И. Архиепископ Амвросий / / Странник. - 1874. - Т. 4. - №. 10. От. 1.

13. Сулоцкий А.И. Сочинения в трех томах: Т.1. О церковных древностях Сибири / Под ред. В.А. Чупина. - Тюмень, 2000.

14. Тобольские епархиальные ведомости. - 1885. - № 11-12.

15. Zernov N.M. Eastern Christendom. A Study of the Origin and Development of the Eastern Orthodox Church. - N.Y.-London, 1961.

REFERENCES

1. Tobolsk Bishop's house in the XVII century. Novosibirsk, 1994.

2. Mainicheva A.Yu. Wooden churches of Siberia of the XVII century: forms, symbols, images / A.Yu. Mainicheva. Novosibirsk, 2000.

3. Mankova I.L. Orthodox landscape of the cities of Western Siberia in the XVII century: monograph / I.L. Mankova; resp. editor I.V. Poberezhnikov; Institute of history and archeology of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. Yekaterinburg: Ural University Press, 2000.

4. Kartashev A.V. Essays on the history of the Russian Church. In 2 TT. M., 2010.

5. Smolich I.K. History of the Russian Church 1700-1917 part 1. M., 1996.

6. Pospelovsky D.V. the Orthodox Church in the history of Russia, Russia and the USSR. St. John's Bible and Theological Institute St. Andrew The Apostle. M., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kabuzan V.M., Troitsky S.M. Movement of the population of Siberia in the XVIII century. // Materials on the history of Siberia. Siberia of the XVII-XVIII centuries. Novosibirsk, 1962.

8. Gromyko M.M. Western Siberia in the XVIII century. Novosibirsk, 1965.

9. Calendar of Tobolsk provinces for 1890. Tobolsk, 1889.

10. Tobolsk diocesan Vedomosti. 1903. No. 3.

11. Sulotsky A.I. Anthony (Znamensky), Archbishop of Tobolsk // Wanderer. 1868. Vol. 4. No. 10. Ex. 1.

12. Sulotsky A.I. Archbishop Ambrose // Wanderer. 1874. Vol. 4, No. 10. Ex. 1.

13. Sulotsky A.I. Works in three volumes: Vol. 1. On the Church antiquities of Siberia. /Edited by V.A. Chupin. Tyumen, 2000.

14. Tobolsk diocesan Vedomosti. 1885. No. 11-12.

15. Zernov N. M. Eastern Christendom. A Study of the Origin and Development of the Eastern Orthodox Church. N.Y.-London, 1961.

Информация об авторе: Харина Наталья Сергеевна, кандидат исторических

наук, доцент кафедры истории, философии и права, Югорский государственный

университет, 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-

Мансийск, ул. Чехова, 16

г. Ханты-Мансийск, Россия

SPIN-код: 7565-9463,

AuthorID: 635033

e-mail: HaNaSe83@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Natakia S. Kharina, Assistant Professor, Candidate of

Sciences, Human Sciences Dept, History and Philosophy Chair, Yugra State University,

Khanty-Mansiysk, Russia

SPIN-код: 7565-9463,

AuthorID: 635033

e-mail: HaNaSe83@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 21.11.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 18.12.2020

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.12.2020

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests

© Харина Н.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.