Научная статья на тему 'Тнк как механизм привлечения инвестирования и развития сотрудничества на примере дальневосточного региона'

Тнк как механизм привлечения инвестирования и развития сотрудничества на примере дальневосточного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / РОССИЯ / РЕГИОН / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ТНК / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / БИЗНЕС / ТЕРРИТОРИЯ / FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT / RUSSIA / REGION / FOREIGN INVESTMENTS / MULTINATIONAL CORPORATION / INTERNATIONAL RELATIONS / ATTRACTION OF INVESTMENTS / BUSINESS / TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Македонов Роман Александрович

Дальний Восток самая восточная часть территории России. Представляет собой крайний северо-восток Азии. Макрорегион имеет выход к двум океанам: Тихому и Северному Ледовитому, граничит с четырьмя государствами (Китаем, Японией, США, КНДР). Развитие Дальнего Востока в 2017 году впервые показало беспрецедентный уровень роста частных инвестиций и обогнала по этому показателю всю остальную Россию. Среди главных причин для увеличения процессов притока иностранных инвестиций является фактор "Дальневосточного экономического чуда" внедрение новых экономических механизмов, таких как режимы территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ), которые предоставляют значительные льготы для инвесторов. Причинам улучшения инвестиционного климата и перспективам привлечения новых инвесторов в регион является намеренное развитие в рамках транснационализации данного региона. Успех инвестиционной политики объясняются широким внедрением режимов ТОР и Свободного порта, а так же проведением многочисленных международных конкурсов на привлечение инвестиции и сотрудничества с зарубежным бизнесом. Созданные на Дальнем Востоке особые экономические зоны сегодня являются достаточно конкурентоспособными в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона. Работа в рамках стратегии привлечения инвестиции через тесное сотрудничество с транснациональными корпорациями, даже в рамках переговоров и создания условий для их будущего внедрения, стало значимым шагом в увеличение привлекательности дальневосточного региона. Прежде всего, на приток инвестиций на Дальний Восток России повлияло участие государства в трансформации дальневосточных регионов. Международный интерес выразился в политических и административных решениях, начиная от принятия программ развития Дальнего Востока РФ с формированием различного рода специальных экономических зон до деклараций со стороны внешнеполитического ведомства для заинтересованных стран и иностранного бизнеса, реализации инфраструктурных проектов при максимальном участии федерального бюджета, особого налогового контроля и перспектив сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTINATIONAL CORPORATION AS THE MECHANISM OF ATTRACTION OF INVESTMENT AND DEVELOPMENT OF COOPERATION ON THE EXAMPLE OF THE FAR EAST REGION

The Far East is the most east part of the territory of Russia. Represents the extreme northeast of Asia. The macroregion has an exit to two oceans: Silent and Arctic, borders on four states (China, Japan, the USA, and the DPRK). Development of the Far East in 2017 for the first time showed the unprecedented level of growth of private investments and overtook all other Russia on this indicator. Among the main reasons for increase in processes of inflow of foreign investments the factor of "The Far East economic miracle" introduction of new economic mechanisms, such as modes of the territories of the advancing development (TAD) and Free Port of Vladivostok (FPV), which provide considerable privileges for investors, is. To the reasons of improvement of investment climate and the prospects of involvement of new investors to the region intended development within transnationalization of this region is. Success of investment policy are explain by widespread introduction of the modes of TAD and Free port, and holding numerous international competitions on attraction of investment and cooperation with foreign business. The special economic zones created in the Far East are rather competitive in the conditions of the Pacific Rim today. Work within the strategy of attraction of investment through close cooperation with multinational corporations, even within negotiations and creation of conditions for their future introduction, became a significant step to increase in appeal of the Far East region. First, inflow of investments to the Far East of Russia was influenced by participation of the state in transformation of the Far East regions. The international interest was expressed in political and administrative decisions, beginning from adoption of development programs of the Far East of the Russian Federation with different formation of special economic zones. From Foreign Ministry to declarations for interested countries and foreign business, implementation of infrastructure projects with the maximum participation of the federal budget, special tax control and the prospects of cooperation.

Текст научной работы на тему «Тнк как механизм привлечения инвестирования и развития сотрудничества на примере дальневосточного региона»

экономические науки

Македонов Роман Александрович ТНК КАК МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ...

УДК 339.92

DOI: 10.26140/knz4-2019-0802-0034

ТНК КАК МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

© 2019

Македонов Роман Александрович, студент

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя 41, e-mail:[email protected])

Аннотация. Дальний Восток - самая восточная часть территории России. Представляет собой крайний северо-восток Азии. Макрорегион имеет выход к двум океанам: Тихому и Северному Ледовитому, граничит с четырьмя государствами (Китаем, Японией, США, КНДР). Развитие Дальнего Востока в 2017 году впервые показало беспрецедентный уровень роста частных инвестиций и обогнала по этому показателю всю остальную Россию. Среди главных причин для увеличения процессов притока иностранных инвестиций является фактор «Дальневосточного экономического чуда» - внедрение новых экономических механизмов, таких как режимы территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ), которые предоставляют значительные льготы для инвесторов. Причинам улучшения инвестиционного климата и перспективам привлечения новых инвесторов в регион является намеренное развитие в рамках транснационализации данного региона. Успех инвестиционной политики объясняются широким внедрением режимов ТОР и Свободного порта, а так же проведением многочисленных международных конкурсов на привлечение инвестиции и сотрудничества с зарубежным бизнесом. Созданные на Дальнем Востоке особые экономические зоны сегодня являются достаточно конкурентоспособными в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона. Работа в рамках стратегии привлечения инвестиции через тесное сотрудничество с транснациональными корпорациями, даже в рамках переговоров и создания условий для их будущего внедрения, стало значимым шагом в увеличение привлекательности дальневосточного региона. Прежде всего, на приток инвестиций на Дальний Восток России повлияло участие государства в трансформации дальневосточных регионов. Международный интерес выразился в политических и административных решениях, начиная от принятия программ развития Дальнего Востока РФ с формированием различного рода специальных экономических зон до деклараций со стороны внешнеполитического ведомства для заинтересованных стран и иностранного бизнеса, реализации инфраструктурных проектов при максимальном участии федерального бюджета, особого налогового контроля и перспектив сотрудничества.

Ключевые слова: Дальневосточный Федеральный округ, Россия, регион, иностранные инвестиции, ТНК, международные отношения, транснациональные корпорации, привлечение инвестиций, бизнес, территория.

MULTINATIONAL CORPORATION AS THE MECHANISM OF ATTRACTION OF INVESTMENT AND DEVELOPMENT OF COOPERATION ON THE EXAMPLE OF THE FAR EAST REGION

© 2019

Makedonov Roman Aleksandrovich, student

Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia,Vladivostok, Gogol Street, 41, e-mail: [email protected])

Abstract. The Far East is the most east part of the territory of Russia. Represents the extreme northeast of Asia. The macroregion has an exit to two oceans: Silent and Arctic, borders on four states (China, Japan, the USA, and the DPRK). Development of the Far East in 2017 for the first time showed the unprecedented level of growth of private investments and overtook all other Russia on this indicator. Among the main reasons for increase in processes of inflow of foreign investments the factor of "The Far East economic miracle" - introduction of new economic mechanisms, such as modes of the territories of the advancing development (TAD) and Free Port of Vladivostok (FPV), which provide considerable privileges for investors, is. To the reasons of improvement of investment climate and the prospects of involvement of new investors to the region intended development within transnationalization of this region is. Success of investment policy are explain by widespread introduction of the modes of TAD and Free port, and holding numerous international competitions on attraction of investment and cooperation with foreign business. The special economic zones created in the Far East are rather competitive in the conditions of the Pacific Rim today. Work within the strategy of attraction of investment through close cooperation with multinational corporations, even within negotiations and creation of conditions for their future introduction, became a significant step to increase in appeal of the Far East region. First, inflow of investments to the Far East of Russia was influenced by participation of the state in transformation of the Far East regions. The international interest was expressed in political and administrative decisions, beginning from adoption of development programs of the Far East of the Russian Federation with different formation of special economic zones. From Foreign Ministry to declarations for interested countries and foreign business, implementation of infrastructure projects with the maximum participation of the federal budget, special tax control and the prospects of cooperation.

Keywords: Far Eastern Federal District, Russia, region, foreign investments, multinational corporation, international relations, attraction of investments, business, territory.

Постановка проблемы. В современном мире политической системы, вряд ли мы можем найти более взаимно отличительные актер, чем национальные государства и транснациональные корпорации (ТНК). Они наделены контрастными чертами, которые характеризуют их природу, показывают свои функции и направляют свои действия. Национальные государства были территориально определены в (пост-Вестфальской) мировой политической системы, обеспечивая основу для политической, экономической, социальной и культурной деятельности отечественных субъектов, преследуя национальные интересы, с тем, чтобы повысить благосостояние их населения, а ТНК расширить свои операции независимо от государственных границ, справиться с различными

политическими, экономическими, социальными и культурными средами приобретенных рынков и приводятся в движение исключительно частными интересами на основе экономии от масштаба, эффективное международное управление и глобальные экономические тенденции. Естественно такое сотрудничество на уровне регионов дает большую возможность для реализации каких-либо проектов, для привлечения крупных корпорации и финансовых сил с интересов региона, а так же выгодные условия, масштабы развития и пути для входящей транснациональной корпорации.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы развития международных отношений в условиях глобализации, с акцентом на привлечение транс-

Makedonov Roman Aleksandrovich economic

MULTINATIONAL CORPORATION ... sceinces

национальных акторов и иностранных инвестиций является актуальной темой для исследования. Хочется отметить, что эта тема исследуются как отечественными, так и зарубежными специалистами. Из зарубежных исследователей следует отметить труды И. Бланк [1], У Баффет [2], Д. Маршал [3] из российских - Е. Стояновой [4], А. Радыгина [5]. В процессе исследования проанализировано значительное количество отечественной и зарубежной научной литературы. В первую очередь, речь идет о литературе, раскрывающей общий ход и закономерности развития ТНК и их влияния на инвестиционный баланс рассматриваемого региона.

Цель исследования. Исследование направлено на изучение влияния транснациональных корпораций на влияние инвестиционного притока отдельного региона. Транснациональные корпорации, функционирующие на территориях промышленно развитого региона, оказывают все возрастающее влияние на экономику и политику этой территории. По мере того, как международные компании превращаются в структурный элемент национальной экономики промышленно развитого региона, они пытаются воздействовать на процесс производства, реализацию и перераспределение продукции.

Изложение основного материала. ТНК обычно определяются как предприятие, которое контролирует и управляет активами, по крайней мере, в двух странах. ТНК можно разделить на три типа. Один оказывается, по существу, как та же линия товаров или услуг от каждого объекта в нескольких местах, и называется горизонтально интегрированной ТНК. Другой вариант, вертикально интегрированный, производит в некоторых объектах, которые служат в качестве входов в другие объекты, расположенные за пределами национальных границ. В-третьих, на международном уровне диверсифицированных ТНК, чьи выходы развития не являются ни по вертикали, ни по горизонтали. В настоящее время, ТНК, а также другие предприятия, в их деятельности в международной среде, вынуждены учитывать некоторые факторы, относящиеся к глобальной деятельности, таких как: окружающая среда, здоровье человека, корпоративной социальной ответственности, а также регулирование различных интересов [6].

Иностранные инвестиции - это вложения капитала в различные ответвления деятельности, будь это инновационные проекты, социально-экономические программы, которые как раз могут положительно развивать динамику роста региона и другое. Транснациональные корпорации, имея важные инструменты давления, а именно инвестиции, занятость, платежный баланс и используя свое ведущее положение на мировых рынках, способны существенно влиять на внутреннюю и внешнюю политику региона. Косвенно это влияние осуществляется через международные организации, а также через мировые рынки и ожесточенную борьбу регионов и целых государств за прямые иностранные инвестиции. Непосредственно ТНК влияют на региональную политику и политику государств путем прямого финансирования доли бюджета, проведения своих сторонников к власти, политику лоббирования в странах происхождения [7,8].

Во время последних 20 лет экономика России претерпела значительные структурные изменения. Во-первых, транснациональные корпорации (ТНК) пришли на российский рынок, который больше не отрезан от остального мира железным занавесом. Во-вторых, крупные российские промышленные запасы, которые не так давно были полностью интегрированы в мощную общенациональную жесткую систему управления, теперь служат основой для формирующихся российских ТНК, в основном, в горнодобывающей промышленности и аэрокосмической промышленности. [9] Расширение международных ТНК в России поощряется правительством страны, которая проводит политику, направленную на обеспечение благоприятного инвестиционного климата 132

и развитие структуры инвестиций.

В целях дальнейшего развития системы формирования благоприятного инвестиционного климата в регионах, Правительством Российской Федерации, Агентством стратегических инициатив и общественными объединениями предпринимателей предложен новый механизм внедрения необходимых изменений на региональном уровне и оценки работы региональных управленческих команд - целевые модели по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации за счет транснационализации рынка [9,10,11,12].

Проблема внедрения ТНК на Дальневосточный регион заключается не в том, выходят или нет транснациональные корпорации из-под контроля на национальном уровне, и не в том, сохраняют регион свой суверенитет и роль главного действующего лица во внутренней политике. Проблема в том, как система регионального развития должна поменять свою политику и сам процесс ее разработки, чтобы адекватно действовать в новых условиях глобализации. Ведь регион в его традиционном небольшом уровне самостоятельности создает серьезные трудности для международной жизни. Поскольку она остается главным участником переговоров, единственным, кто может авторитетно вести диалог с другими государствами, межправительственными институтами и неправительственными участниками мировой политики. ТНК играют важную роль в развивающихся странах регионах [13]. На данный момент помимо инвестиций, ТНК имеет большую возможность создать больше рабочих мест для огромной рабочей силы, обучить их и способствовать развитию навыков высокого уровня. Кроме того, ТНК могут помочь росту и формирование капитала, снижение уровня бедности. Тем не менее, корпорации могут быть виновны в загрязнение или нарушение прав человека. Критики утверждали, что транснациональные корпорации хотят сократить свои производственные затраты, отыскивая развивающиеся страны с гибкой по охране окружающей среды и осуществлять в тех странах свою производственную деятельность, тем самым усугубляя местные и глобальные экологические проблемы, вместо того, чтобы бросаться с этим. Положительный или отрицательный обзор этой точки зрения основан на том, что издержки и выгоды от иностранных инвестиций по ТНК будет варьироваться от страны к стране, а также то, что представляет собой затраты и выгоды будут варьироваться в зависимости от значений наблюдателя, страны и политической позиции. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что влияние иностранных инвестиций в Дальневосточном регионе может быть положительным или отрицательным, в зависимости от множества переменных, в основном имеющие отношение к управленческому аппарату [14]. Одно влияние иностранных инвестиций, которые являются главное целью привлечения ТНК на регион, существенно положительно в «открытой» среде региона.

Развитие Дальнего Востока в условиях международных программ, направлено на строгое осуществление международных конкурсов и тендеров. Основными направлениями чаще всего бывают топливо, древесина и прочее производство. Приток иностранных инвестиций, помимо действий свободного порта, реализованных проектов форумов и т.д., формирует для региона большую финансовую основу и открывает большие возможности в рамках своего экономического положения, а так же политического влияний и позиций. Анализ устремлений государств свидетельствует о генезисе региона как одного из ведущих компонентов современного мироустройства. Вообще в мире наблюдается повышение значимости региона как элемента горизонтальной структуризации общества [15]. Снижение роли национальных государств в организации экономических и социально-политических процессов определяет необходимость нового оформления социальной жизни. Все это позволяет выделить в Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)

экономические науки

Македонов Роман Александрович ТНК КАК МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ...

среде факторов развития регионов как вышеуказанные первичные значимые факторы их развития, так и вторичные. При всей изменчивости геополитических характеристик всегда остаются территориальные причины, определяющие географию региона. Прослеживается важная закономерность - величина территории влияет на темпы развития и изменить реалии человеку не под силу. Все это требует научно обоснованной, взвешенной региональной политики, цели и задачи которой, так же как формы и методы в разных государствах, могут не совпадать и варьируются в достаточно широких пределах. Это, прежде всего: создание и укрепление единого экономического пространства, обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов [16-20]. Основные направления региональной политики западноевропейских государств преимущественно связываются с судьбой так называемых проблемных регионов, депрессивных, слаборазвитых аграрно-индустриальных и с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения и хозяйства и кризисных территорий в пределах крупнейших агломераций [21].

Не смотря на актуальность транснационализации, Дальневосточный регион большой акцентирует деятельность на то, что более обширно и более подконтрольно, а именно частные инвестиции. По объему инвестиций в основной капитал огромный Дальний Восток — это всего 7,6% от общероссийских. Достигнутые в 2017 году темпы прироста инвестиций на Дальнем Востоке — это история про «частные инвестиции» Тем самым, разумеется, рельефнее обозначается роль министерства, сумевшего за 2013-2015 годы создать базовые льготные условия для привлечения частных инвесторов, а в 20152017 годах - запустившего практические механизмы такого привлечения. Только за 2017 год, напомним, прирост инвестиций по Дальнему Востоку составил 216,5 млрд. руб. Если сравнить средства, которые приносят в экономику инвесторы ТОР и СПВ, с общим объемом инвестиций в ДФО, картинка станет гораздо менее радужной, чем в сообщениях властей: льготные режимы, стартовавшие в 2015 году, пока что генерируют примерно 5-8% вложений в основные средства Дальнего Востока. Приморье еще испытает подобный «всплеск», когда «Роснефть» решится-таки строить ВНХК, а Хабаровский край — когда начнется строительство моста на Сахалин. Однако наличие или отсутствие режимов ТОР и СПВ на Дальнем Востоке и качество их функционирования по большому счету никак не влияет на старт или паузу мега-проектов — подобные решения лежат либо в политической или даже геополитической плоскости, либо очень сильно зависят от цен на мировых рынках.

Что касаемо контроля на Дальневосточном уровне, то для этого сформированы определенные «налоговые» территории, тем самым отображая явные условиях для роста прибыли и закрепления международных участников. Более того, проблемой все-таки является удержание положения данной налоговой системы на работе с транснациональными корпорациями. Международная политика в области торговли, инвестиций и налогов неразрывно связаны между собой. Налог является ключевым фактором, определяющим инвестиции, влияющие на привлекательность местоположения или экономики для иностранных инвесторов, особенно тех, кто активно участвует в международной торговле. Налогообложение, налоговые льготы и другие финансовые стимулы являются ключевыми инструментами политики для увеличения экспорта и привлечения инвесторов. Инвесторы, однажды возникнув, добавить к экономической деятельности и налоговой базе принимающих стран, а также осуществлять прямые и косвенные налоговые взносы. А международные инвесторы и ТНК, по характеру своих международных операций и внутрифирменной торгов-

ли, имеют возможности для налогового арбитража между юрисдикциями и уклонением от уплаты налогов [22].

Подводя итог, ТНК действительно влияют на общее развитие национальной экономики и имеют различные специфичные эффекты более отдельных отраслей и регионов, а также играть роль в развитии российского человеческого капитала. Входящие ПИИ в российскую экономику в последние года ТНК быстро растет их присутствие в российской экономике. Роль ТНК в России может быть оценена как высокая, учитывая объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в течение последних 10 лет. Существует надежда, что экономические трудности не будут иметь сильное негативное влияние на рост ПИИ. Весьма ограниченное количество иностранной собственности - полностью или частично - компании прилагают до 30 процентов от общего объема поступлений в течение последних нескольких лет. Они также являются наиболее активными в плане инноваций. Все это демонстрирует значимую положительную роль иностранных ТНК в российской экономике и политике, а также и их вклад в многостороннее развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент/ И. А. Бланк // Управление инвестициям. 2007.

2. Уоррен Баффет Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями/ У. Баффет// 2009 г.

3. Marshall, D. 'Behavior, Belonging and Belief. / Marshall, D. //A Theory of Ritual Practice, Sociological Theory:. — 2002.

4. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент /Е. С. Стоянова, Крылова Т. Б. // - М.: «Перспектива». 2010 г.

5. Радыгин, А. Развитие российского финансового рынка и новые инструменты привлечения инвестиций/ Р. Энтов, А. Радыгин, В. Мау// - М.: Институт экономики переходного периода. - 1998 г.

6. Попков, В. П. Организация и финансирование инвестиций/ В. П. Попков, Семенов, В. П// - СПб: Питер. 2001 г.

7. На Дальний Восток /[Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://надальнийвосток.рф/

8. Минвостокразвития России /[Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://minvostokrazvitia. ru/

9. Афонцев С. Будущее ТНК: тенденции и сценарии для мировой политики /[Электронный ресурс]/ Режим доступа: - http:// mssiancounciLm/mner/?id_4=702#top.

10. Евсюков А.А. Особенности взаимодействия транснациональных корпораций с правительствами национальных государств // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 273-277.

11. Цыбин И.С., Мировая экономика/ Веснин В.Р., Цыбин И.С // учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2012.

12. Шашло Н.В., Родионов А.В., Ким В.В. Факторы обеспечения экономической безопасности транснациональных банковских структур //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 343-346.

13. Шишкин А.Ф. Мировая экономика/ Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В., Фалькович Е.Б// учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2013.

14. Шоев А. Х. Транснациональные корпорации -- аргументы «за» и «против» их деятельности в мировой экономике /А. Х. Шоев, Ф. М. Махкамова//Проблемы современных международных отношений.

15. Насыров Р.С. Транснациональные корпорации /Насыров Р.С.// Ответственность в гражданском праве: Материалы международной научно-практической конференции. - Алматы, 2012.

16. Wherry F. Ritualized Markets: The Culture and Economics of Budgeting and Consumer Demand./ Wherry F. // N. Y., 2008.

17. Мамычев А.Ю. Dynamics of governmental organization of the society: evolutionary state-legal forms and modern development trends / Мамычев А.Ю. Шестопал С.С. //Man in India — 2017.

18. Baudrillard J. Simulacra and simulation. / Baudrillard J. // The Eco-nomic Approach to Human Behavior: Chicago — 2015.

19. Romanov M.I. Transnational corporations in the world economy: the system of neocolonialism and economic imperialisms //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 325-328.

20. Мамычев А.Ю., Вронская М.В., Филиппова М.К. Социально-культурная и политико-экономическая жизнеспособность государственного суверенитета в XXI веке // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 224-227.

21. КуликовЛА. Анализ финансовых потоков предприятий черной металлургии / КуликовЛ.А. // Экономический анализ: теория и практика, № 17:. - 2010

22. Грязнов Э.А. ТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике / Э.А. Грязнов//. М.: Инограф, 2014.

Статья поступила в редакцию 06.05.2019

Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.