Научная статья на тему 'Ткаченко Г. А. "гармонический эфир"'

Ткаченко Г. А. "гармонический эфир" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

Магический кристалл. М., 1992. С. 497-508. Автор реферата С.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ткаченко Г. А. "гармонический эфир"»

X. ФЕНОМЕНЫ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ

ТКАЧЕНКО Г. А.* «ГАРМОНИЧЕСКИЙ ЭФИР»

Для объяснения механизма взаимодействия высшего демиурга-дао с подчиненными порядками бытия китайские натурфилософы прибегали к разного рода аналогиям. Постепенно утвердилась модель, связанная с традиционной музыкальной теорией, согласно которой в самом теле космоса заложены некоторые пропорции, или числовые соотношения, аналогичные звуковысотным отношениям в упорядоченном (темперированном) звукоряде (в действительности древний музыкальный строй был нетемперированным, однако в теории он считался таковым). При их звучании колебания, исходящие от дао-демиурга, пребывающего в центре мира, распространяются благодаря ци-среде и заставляют колебаться настроенные в резонанс исходным частотам вещи, подобно тому как колеблются звучащие части музыкальных инструментов -струны, мембраны, столбы воздуха в замкнутых контурах (например, в трубках-камертонах, служивших наглядными моделями музыкальной системы). Объективная природа этой космической музыки обосновывалась различными опытами, среди которых наибольшую известность приобрела процедура "ожидания (проявлений) ци-энергии". Суть ее сводилась к попытке обнаружить свойственные данному времени года (луне, или месяцу) частоты с помощью углубленных в землю трубок-камертонов определенных размеров, которые рассчитывались на основе общетеоретических представлений о гармоническом звукоряде. Поэтому лежащее в основе этой и подобных практик натурфилософское учение о единстве и гармоничности универсума получило в современной

* Магический кристалл. - М., 1992. - С. 497-508.

исследовательской литературе наименование "теории космического резонанса».

Более простым экспериментом, призванным подтвердить реальность ци-среды, считался известный опыт с гуслями (сэ), описанный в различных древних текстах: "Лу Цзюй... настроил пару гуслей сэ, одни положил в зале, другие в боковой комнате. Тронул струну, настроенную на высоту тона гун одного инструмента и откликнулся гун другого, тронул цзюэ одного инструмента и откликнулся цзюэ другого." (цит. по: с.498). Исходя из подобия человеческого тела телу космоса, следовало предположить, что реакции индивидуального организма на эволюции (изменения) общей космоэнергетической ситуации должны быть подобными реакции струны, настроенной на определенную высоту тона, на реализацию данного тона мировым источником гармонических колебаний - дао. Адекватной такая реакция будет лишь в том случае, если воспринимающий орган настроен правильно, в резонанс. Поскольку высота исходного тона со временем меняется, задача человека состоит в синхронизации собственного жизненного цикла с общекосмическим. Полное отождествление индивидуального цикла с универсальным гармонизует все процессы в организме человека, что должно подтверждаться и субъективным ощущением гармонии (кит. хэ; первоначальное значение - "подпевать, вторить голосу запевалы»). Рассогласованность индивидуального ритма с общекосмическим проявляется как болезнь или патология.

Болезни могут быть вызваны и плохим состоянием среды. Поскольку ее элементы (например, вода) есть также лишь форма ци. В древнем трактате "Люйши чуньцю" говорится: "Там, где вода легкая, много плешивых и больных зобом. Там, где вода тяжелая, много больных водянкой и паралитиков. Там, где вода сладкая, много добрых и красивых." (цит. по: с.507).

С.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.