2008. Вып. 2 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. - 254 с.
Институциональные изменения как следствие системных социальных трансформаций, происходящих в современном российском обществе, со всей очевидностью сталкивают россиян с болезненными и неприятными реалиями усложнившихся взаимоотношений между людьми, более того - между представителями различных народов и самими народами.
Специфика российского государства - единственной в своем роде асимметричной федерации - почти провоцирует конкуренцию этнического и политического пространств. Смешанное же проживание народов, а в России нет фактически ни одной моноэтнической территории, не может не привести к формированию особого типа социальных отношений - межэтнических (на политическом уровне - межнациональных).
Научный подход к анализу общественных процессов через призму национальных отношений неизменно подразумевает оперирование понятиями этнос, а также производными от него - этничность, этнизация, этноцентризм, этническое меньшинство, этнический конфликт, этническое насилие и даже этноцид. За каждой из этих научных категорий - целый ряд актуальных научно-познавательных, прикладных проблем, ждущих разработки учеными - этнологами, этносоциологами, этнопсихологами, политологами и т. д.
Монографический труд Татьяны Алексеевны Титовой относится к разряду трудов, имеющих непосредственное отношение к сказанному выше. Она выбрала в качестве предмета научного исследования функционирование и развитие групп этнических меньшинств в условиях городского социального пространства Республики Татарстан (РТ), поставив своей целью изучение внутренних и внешних факторов, определяющих стратегии поддержания бесконфликтной этничности и свободного выбора культуры этническими меньшинствами. Таким образом, и предмет, и цель работы связаны с такими сложноорганизованными, внутренне противоречивыми социально-психологическими данностями, как этничность, идентичность, толерантность, этническая дистанцированность, компетентность и т. д.
Республика Татарстан как один из наиболее сложных полиэтничных субъектов РФ, где большинство составляют два этноса, а меньшинство представлено более 100 группами, занимает особое исследовательское пространство. И именно этим обстоятельством объясняется формирование в 1997 г. нового направления научно-исследовательской работы кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета «Этнические меньшинства в трансформирующемся обществе», возглавляемого Т.А. Титовой. Сложившийся вокруг нее исследовательский коллектив в течение десяти лет проводил исследование различных групп этнических меньшинств, отдельные этапы которого были поддержаны российскими и зарубежными научными фондами. Завершением многолетней работы над заявленной проблемой стала рецензируемая монография, представляющая собой достойное, вдумчивое и взвешенное, а главное - аргументированное научное сочинение, свидетельст-
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2008. Вып. 2
вующее о высоком профессионализме автора, сочетающего в себе качества теоретика и полевика-практика. Т.А. Титова на основе кропотливо собранного эмпирического материала строит теоретические выводы, которые могут быть использованы для гармонизации этнического фона не только в Республике Татарстан, но и в других полиэтничных регионах России.
Во введении Т.А. Титова обосновала актуальность и основные направления исследования, четко обозначила предмет и объект научного анализа, охарактеризовала теоретическую и эмпирическую базу научного труда.
Основу исследования составляет впечатляющий корпус оригинальной информации, в большей части вводимой в научный оборот впервые. Здесь присутствуют материалы этносоциологического опроса в гг. Казань и Набережные Челны РТ (2001-2004 гг.), глубинных интервью с представителями исследуемых групп этнических меньшинств (чуваши, украинцы, армяне и немцы), экспресс-тестирования представителей этнического большинства (татары и русские), данные переписей населения (1897 и 2002 гг.), контент-анализа печатных СМИ. Источниковая база дополняется также материалами законодательных и программных документов РТ, г. Казани, АНКО, архивными документами. В качестве сопоставительных широко использованы данные 6 научно-исследовательских проектов, в реализации 2 из них Т.А. Титова участвовала в качестве исполнителя, 4 - руководителя.
Комплексный, взаимодополняющий характер, степень новизны привлеченных источников не вызывают сомнений, как и весьма профессиональный их обзор. Т.А. Титова продемонстрировала умение объективно оценить имеющийся в ее распоряжении фактический материал, отобрать из него наиболее существенное. В процедуре получения информации количественными методами обоснована логика квотной выборки, объяснена методика сбора материала, убедительной выглядит репрезентативность полученной информации, прозрачным и понятным - механизм процедуры опроса.
Во вводной части исследования дана также краткая характеристика объекта исследования, содержащая информацию об истории появления этнических меньшинств чувашей, украинцев, армян и немцев в регионе и непосредственно в Казани и Набережных Челнах, их демографических и некоторых социальных (профессиональных, гендерных) параметрах.
Основное содержание первой главы «Нормативно-правовое определение статуса этнических меньшинств» связано со сравнительно-сопоставительным анализом проблем нормативно-правовой регламентации статуса и прав этнических меньшинств в международной, российской (федеральной) и региональной (республиканской) практиках. Представленный автором материал демонстрирует существующее как на национальном, так и региональном и глобальном уровнях многообразие подходов к проблеме регулирования статуса этнических меньшинств и выработки конкретных способов этнополитического диалога.
Главу предваряет анализ ключевой в изучаемой ситуации проблемы дефиниции «этническое (национальное) меньшинство». Авторский выбор понятия «этническое меньшинство» в качестве рабочего инструментария, обос-
2008. Вып. 2 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
нование этого выбора воспринимаются как вполне корректные и приемлемые, так как позволяют избежать политизации и неоправданной мобилизации этнического фактора в научном исследовании.
Глава, не являясь, в общем-то, оригинальной по сути и источниковой базе, совершенно необходима с теоретико-методологической точки зрения. Анализ международной, российской и татарстанской практик правового регулирования статуса этнических меньшинств, научных подходов к проблеме понятия «этническое меньшинство» позволил автору не только выяснить степень сложности вопросов, связанных с государственными гарантиями сохранения и развития миноритарных этнических групп, но и обозначить свою позицию, на которой строится все дальнейшее изложение.
В последующих разделах монографии (глава вторая «Идентичность и лингвокультурное поведение», третья - «Опыт межэтнического взаимодействия: толерантность и дистанцированность», четвертая - «Культура этнических меньшинств в современном татарстанском обществе: консерватизм У8 глобализация») Т.А. Титова шаг за шагом решает конкретные задачи, которые позволили ей весьма успешно раскрыть основную цель исследования. Не вдаваясь в подробный анализ разделов, отметим их высокий теоретический уровень, содержательность и новизну материалов, стройность и логичность изложения. Последовательно рассмотрены процессы дифференциации/идентификации у чувашей, армян, немцев и украинцев в условиях воздействия на них татарской и русской культур, степень лингвокультурной компетенции, кстати, достаточно высокой у всех групп меньшинств, и потому этнолингвистические проблемы носителей не доминирующих языков в республике явно имеют мобилизованный характер. Весьма содержательны материалы третьей главы, в которой специальное внимание уделено вопросам проявления толерантности/интолерантности, явлениям этноцентризма и дискриминационного опыта, имеющегося у представителей исследуемых этнических меньшинств; проанализированы стереотипы этнического восприятия в континууме «этническое меньшинство - этническое большинство», а также отражение жизни этнических меньшинств, их проблем в печатных СМИ РТ. Материалы главы четвертой более всех остальных близки к традиционной этнографической проблематике. Здесь рассмотрены материальные и духовные элементы этнокультуры, основные индикаторы религиозного сознания и поведения представителей этнических меньшинств, а также институционально оформленные элементы гражданского общества (общины, съезд народов РТ, АНКО РТ, НКА этнических меньшинств), являющиеся существенным каналом этноинтеграции и формирования толерантных установок в республике. Основной вывод, напрашивающийся по данному разделу, может быть сведен к тому, что при всех негативных вызовах, адресованных глобализацией современным этническим общностям, в том числе этническим меньшинствам, она несет в себе достаточно ощутимую мобилизующую энергетику, вызывающую психологический сдвиг в умонастроениях людей в виде усиления интереса к своим этническим корням. Актуализируется потребность поисков психологической защиты в стабильных ценностях этниче-
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2008. Вып. 2
ских общностей, надежных ориентиров - в корнях национальных культур, уверенности - в причастности к жизнедеятельности конкретного этноса. Причем в разных группах этнических меньшинств и в разных городских социальных пространствах (Казань или Набережные Челны) эта потребность проявляется с разной степенью интенсивности.
Научное значение и мобилизующая роль реализованного исследовательского проекта выходят далеко за пределы Республики Татарстан, ибо в концентрированном выражении проблема этнических меньшинств - это вопрос сохранения этничности. И решение его возможно только путем сотрудничества, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон - самой миноритарной группы; ее «этнического» массива/родины; региона, ставшего местом проживания, а также федеральной власти, принимающей участие в региональной национальной политике. В частности, выявление соответствия российской политической системы идентичностям и самоидентичностям общества на федеральном, региональном и этническом уровне необходимо для обеспечения безопасности личности, народов, государства.
Научная интерпретация полученной Т.А. Титовой информации вылилась в интересную, самостоятельную и продуманную работу, отличающуюся актуальностью, высоким научно-познавательным и прикладным уровнем. Практически во всех аспектах изложения темы она обстоятельно и убедительно доказывает правомерность своих выводов и теоретических заключений.
Результаты исследования представляют существенный вклад в изучение вопросов роли этнических меньшинств в политической жизни российского общества на рубеже веков, имеют высокую степень новизны. Они могут быть использованы в выработке стратегии и тактики реализации государственной национальной политики, гармонизации этнокультурных процессов и межнациональных отношений в российском обществе. Различные положения исследования могут найти применение во многих направлениях культурно-массовой, воспитательной работы, в образовательном процессе, в подготовке обобщающих и специальных научных трудов по этнологии, регионоведению, сравнительному правоведению и др.
У меня нет сомнений в том, что у рецензируемой книги будет широкая читательская аудитория, хотя она адресована в первую очередь специалистам в области межэтнического взаимодействия. Хочется надеяться, что Т.А. Титова продолжит разработку проблем этнических меньшинств на более широкой основе, когда объектами исследования станут все оставшиеся за пределами ее внимания этнические меньшинства Республики Татарстан, причем локализованные не только в городском, но и сельском социальном пространстве.
Г.А. Никитина,
Удмуртский институт истории языка и литературы УрО РАН