Научная статья на тему 'Межэтнические взаимодействия в республике Татарстан: современное состояние и новые вызовы'

Межэтнические взаимодействия в республике Татарстан: современное состояние и новые вызовы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
820
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межэтнические взаимодействия в республике Татарстан: современное состояние и новые вызовы»

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Г. Гузельбаева,

социолог

(Казанский (Приволжский)

федеральный университет)

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

Татарстан практически всеми исследователями и экспертами характеризуется как стабильный в межэтническом отношении регион, однако процессы миграции последних лет требуют нового подробного изучения сегодняшних тенденций возможного изменения характера межэтнических взаимодействий и отношений, а также выяснения особенностей этнической идентичности граждан республики. Население Татарстана представлено несколькими этническими группами: титульный и наиболее многочисленный этнос - татары, они составляют 53,2% населения республики по данным переписи 2010 г.; второй по численности этнос - русские (39,7%); здесь также проживают чуваши, удмурты, мордва, мари, украинцы, азербайджанцы и другие (всего других национальностей - 7,1%).

Современные социокультурные процессы отличает изменчивость, динамичность, прежние формы динамически развиваются и перемешиваются, создаются новые смешанные идентичности. Этнические, конфессиональные границы постепенно «размываются», структура социальных идентичностей усложняется, традиционные классификации не всегда оказываются применимыми [5].

Обратимся в этом контексте к материалам эмпирического исследования этноконфессиональных отношений в РТ, проведенного в феврале-марте 2012 г. в республике научно-исследовательским коллективом кафедры социологии Казанского федерального университета (объем выборки - 1590 единиц) [12]. Данные опроса

жителей республики показывают, что вопрос этнической идентичности важен для большинства граждан РТ: 71% жителей считают, что современному человеку необходимо чувствовать себя представителем какой-либо этнической группы (при этом этническая принадлежность важна для трех четвертей татар и двух третей русских). В то же время к национальности окружающих люди относятся более лояльно: она незначима для 58,5% жителей, причем не обращают внимания на национальность окружающих 49% татар и 68% русских. Стоит подчеркнуть, что этническая идентичность занимает третью позицию по числу набранных предпочтений, пропустив вперед гражданские идентичности: республиканскую -24% и российскую - 27%.

По мнению абсолютного большинства татарстанцев (90%), этническую самоидентификацию определяет этническая принадлежность родителей. Значимыми критериями являются также язык -для 36,4% жителей и религия - для 28%. Несколько уступают этим критериям имя (включая отчество и фамилию), которые значимы для 16% жителей, а также соблюдение народных обрядов, праздников и обычаев - для 14,4%. Гораздо менее важно для этнической идентификации, по мнению татарстанцев, проживать на традиционной территории и иметь супруга / супругу одной национальности.

Один из основных маркеров этнический идентичности -родной язык [6]. По языковому признаку жители республики представлены двумя равными по численности группами: родным считают русский язык 48% граждан, татарский - тоже 48%. Однако не все татары, в отличие от русских, называют родным свой этнический язык. Каждый десятый татарин считает своим родным языком русский (это татары, которые не владеют или плохо владеют татарским языком, а также татары от смешанных браков). Показателем этничности является также значимость языка для последующих поколений: для 70% жителей важно, чтобы их дети говорили на родном языке.

Являясь местом проживания двух крупных этнических групп, Республика Татарстан - двуязычный регион: практически все граждане владеют русским языком, более половины - татарским. Закон о языках народов РТ, принятый в 1992 г., закрепил за этими двумя языками статус государственных. В том же году в школьную программу среднего образования татарский язык введен как обязательный предмет, который должны изучать все ученики, независимо от этнического происхождения.

В течение последних нескольких лет наблюдается активизация публичных споров, которые вызваны положением о введении татарского языка как обязательного предмета изучения школьниками республики. Среди родителей учеников возникают дискуссии об оптимальном соотношении русского и татарского языков в школьной программе вплоть до вопроса о том, необходимо ли изучение татарского в школе в установленных объемах. Родителями учащихся зачастую высказывается недовольство тем, что обучение ведется не на должном уровне, что наличие татарского языка в школьной программе приводит к ухудшению преподавания русского языка [10]. Тем не менее массовый опрос жителей республики показывает, что большинство татарстанцев - 72% - положительно относятся к обязательному присутствию татарского языка в школьной программе, среди них 84% татар и 57% русских. Абсолютное большинство жителей республики (90%) отмечают, что они не испытывают трудностей в связи с двуязычием: ни при общении с друзьями, соседями, родственниками, ни на работе, ни в сфере образования, ни в общественной жизни.

Мнения о том, что татарским языком должен владеть каждый проживающий в Татарстане, придерживаются 56% жителей республики - от «уметь говорить» (22%) до «хотя бы понимать» (34%). Однако позиция на этот счет в значительной степени зависит от этнической принадлежности отвечавших - так, утверждают, что все должны говорить по-татарски треть татар и лишь десятая часть русских [4].

Достаточно велика доля тех, кто сам хотел бы изучить татарский язык, - за это готовы взяться 43% из тех, кто не владеет им или владеет в незначительной степени (примечательно, что значительна доля затруднившихся при ответе на этот вопрос - их 19%). Давая характеристику состоянию межэтнических отношений, социологи часто обращаются к такому показателю как готовность допустить людей других этнических групп до некоторых позиций, которые значимы по социальному статусу или находятся в непосредственной близости по отношению к респонденту. Не явилось неожиданностью, что наибольшие требования жители республики предъявляют людям, которые находятся на расстоянии наименьшей социальной дистанции и входят в ближайшее интимное окружение - супругу / супруге (также как и супругу детей): лишь 10% хотели бы, чтобы их супругом был человек другой национальности и 45% относятся к этому нейтрально.

Также трепетно опрошенные относятся к этнической принадлежности руководителя Республики Татарстан - допускают, чтобы в этой должности человека был человек другой национальности 9% опрошенных, относятся нейтрально 52%. Причем татары в данном случае более настойчивы в своем желании видеть руководителем республики представителя своего этноса, чем другие народы.

Жители Татарстана вполне готовы иметь человека другой этнической группы своим другом, коллегой по работе, соседом по месту жительства - подавляющее большинство относятся к этому положительно или нейтрально, 85,7%, 84,6 и 84,5% соответственно. В целом можно сказать, что этносы, традиционно проживающие на территории РТ, демонстрируют доброжелательное отношение друг к другу.

Остановимся на субъективной оценке татарстанцами состояния межэтнических отношений в России и республике. Опрошенные отмечают, что эти отношения гораздо благоприятнее в Татарстане, чем в целом по стране. Межэтнические отношения в России называют гармоничными и благоприятными 12%, а в РТ 20% респондентов; в России их считают спокойными 30%, а в РТ 43% респондентов; оценивают их как удовлетворительные 36 и 28% опрошенных; называют их напряженными и кризисными в России 15%, в то время как в РТ лишь 5,3% респондентов. По признаку этнической принадлежности разница при ответах на этот вопрос касается того, что татары оценивают ситуацию в РТ как несколько более благополучную, чем другие народы. На дальнейшее развитие межэтнических отношений в РТ жители республики смотрят с большой долей оптимизма - лишь 8% татарстанцев ожидают, что эти отношения в РТ будут ухудшаться.

Вместе с тем необходимо отметить, что, по данным нашего исследования, 12% населения РТ сталкивались в последние годы с фактами дискриминации по этническому признаку. Хотя подавляющее большинство (80,4%) таких случаев не имели, интересна этническая картина тех, кто подвергался подобным ущемлениям. Если сравнивать русских и татар, то можно уверенно сказать, что русские чувствуют себя менее защищено, чем татары - с фактами дискриминации и унижения сталкивались 17,6% русского населения и лишь 6,4% татар. Еще менее уверенно чувствуют себя этнические меньшинства - 23,6% их представителей приходилось испытывать на себе случаи ущемления по этническому признаку.

Однако если взаимоотношения между русскими и татарами продолжают оставаться достаточно благоприятными, другая картина наблюдается по отношению населения Татарстана к новым приезжим из стран ближнего зарубежья и российских регионов [2, 11]. Социолог С. А. Ахметова указывает, что, несмотря на незначительный опыт непосредственного личного общения с мигрантами, многие выражают настороженное и даже неприязненное отношение к ним. Исследователь выделяет несколько причин этого, среди которых большую роль играет недостоверная и тенденциозная информация о мигрантах, распространяемая на уровне СМИ и обыденных слухов [1]. Жители республики не стремятся к открытости и толерантности, отмечает С. Ахметова и прогнозирует возможное формирование рисков этноконфессионального неприятия, что может приобрести трудноуправляемый характер. Таким образом, материалы социологического исследования свидетельствуют о том, что хотя межэтнический портрет татарстанского сообщества сохраняет черты стабильности, он вместе с тем находится в состоянии изменчивости, принимая новые вызовы и риски, связанные прежде всего с миграционными процессами. Учитывая опыт других стран, которые столкнулись с присутствием мигрантов раньше и в больших объемах, можно утверждать, что продолжающаяся дистанцированность принимающего сообщества от групп приезжих из других стран и других регионов России может нести в себе потенциальные угрозы толерантному межэтническому взаимодействию.

Резюме

Статья основана на эмпирическом исследовании, проведенном социологами КФУ в 2012 г. Вопрос этнической идентичности важен для большинства граждан РТ. В то же время люди утверждают, что к национальности окружающих они относятся лояльно и не делят окружающих по этнонациональному признаку. Вообще в современном мире социокультурные процессы отличает изменчивость, прежние формы динамически развиваются и перемешиваются, создаются новые смешанные идентичности. Этнические, конфессиональные границы постепенно «размываются», структура социальных идентичностей усложняется, традиционные классификации не всегда оказываются применимыми.

Традиционно благополучные межэтнические отношения в Татарстане в последние годы сталкиваются с новыми вызовами:

сложности в развитии сбалансированного двуязычия и приток мигрантов. Если первая проблема постепенно находит свое решение, то присутствие приезжих из других стран и регионов России поднимает новые вопросы и в определенной степени дестабилизирует межэтническую обстановку. Несмотря на декларируемую толерантность к представителям разных этносов, значительная часть жителей настороженно относится к мигрантам. Далеко не все жители республики стремятся к открытости и толерантности. В распространении подобных настроений большую роль играет недостоверная и тенденциозная информация о мигрантах, распространяемая на уровне СМИ и обыденных слухов. Таким образом, учитывая опыт других стран, которые столкнулись с присутствием мигрантов раньше и в больших объемах, есть вероятность формирования ситуации этноконфессионального неприятия, что может привести к новым рискам и может нести в себе потенциальные угрозы толерантному межэтническому взаимодействию.

Литература

1. Ахметова С.А. Поселенческий ракурс межэтнических отношений в полиэтно-конфессиональном сообществе // Этничность, религиозность и миграции в современном Татарстане / Под ред. Р.Г. Минзарипова, С.А. Ахметовой, Л.Р. Низамовой. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - С. 114-137.

2. Габдрахманова Г.Ф. Мы - они (отношение к мигрантам в Республике Татарстан) // Социологические исследования. - 2008. - № 2. - С. 66-75.

3. Гудков Л., Дубин Б. Своеобразие русского национализма // Pro et contra. Журнал российской внутренней и внешней политики. - 2005. - № 2. - С. 6-24.

4. Гузельбаева Г.Я. Практики использования государственных языков жителями Татарстана в ситуации официального двуязычия // Филология и культура. -2013. - № 4 (34). - С. 44-51.

5. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М.: Центр общечеловеческих ценностей. - 2003. - 376 с.

6. Макарова Г.И. Идентичности татар и русских в контексте этнокультурной политики РФ и РТ. - Казань: Казанский ун-т, 2010. - 248 с.

7. Мусина Р.Н. Толерантность / интолерантность этноконфессиональных отношений в полиэтническом регионе // Современные этносоциологические исследования в Республике Татарстан: Сборник науч. статей / Сост. и ред. Р.Н. Мусина, Л.В. Сагитова. - Казань, 2008. - С. 171-190.

8. Рыжова С.В. Этническая граница глазами русских в республиках и областях РФ // Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. -М., 1998. - С. 290-307.

9. Рыжова С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности. - М.: Альфа-М, 2011. - 280 с.

10. Салагаев А.Л., Сергеев С.А., Лучшева Л.В. Новые проблемы и противоречия социокультурного развития Республики Татарстан. - Казань: КНИТУ, 2011. -252 с.

11. Титова Т. А., Кушаев Р.Р. Деструктивные факторы социального взаимодействия в многонациональном регионе // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. - 2010. - Т. 152, Кн. 3. Ч. 2. - С. 203-211.

12. Научно-исследовательский проект Казанского федерального университета [в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ]; науч. рук. Р.Г. Минзарипов, авт. колл.: С.А. Ахметова, Г .Я. Гузельбаева, М.Ю. Ефлова, Л.Р. Низамова, А.Н. Нурутдинова.

«Казанский социально-гуманитарный вестник», Казань, 2015 г., № 3 (16), с. 8-12.

С. Сиражудинова,

кандидат политических наук,

докторант Южно-Российского института управления (филиал РАНХГС при Президенте РФ) ВЛАСТЬ И ОЖИДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН*

Сложность и проблемность Северо-Кавказского региона, притягивающего к себе широкое внимание, настоятельно требуют срочных мер по снижению напряженности, недопущению социальных и иных осложнений. Одна из самых сложных ситуаций на Северном Кавказе на сегодняшний день отмечается в Республике Дагестан. Острые социальные проблемы, специфика региона, внутрирелигиозная и этническая напряженность здесь не только не разрешаются, а наоборот, становятся еще острей.

Смена политической элиты в Дагестане в 2013 г. вызвала явный ажиотаж в дагестанском обществе, породила бурный всплеск ожиданий среди дагестанского народа. В тот период трудно было найти равнодушных к тем политическим трансформациям, которые происходили в обществе.

В январе 2013 г. в отставку с поста главы Дагестана ушел М. Магомедов. Указом Президента Российской Федерации и. о. главы республики был назначен Рамазан Абдулатипов, в тот

* Методической основой статьи является социологическое исследование «Ожидания Дагестана», проведенное Центром исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» в период с 2013 по июнь 2014 г. по репрезентативной выборке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.