Т. А. Титова, В. Е. Козлов, А. Ю. Суслов
ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА В ТАТАРСТАНЕ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ И «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО»
Обсуждается проблема восприятия этническими меньшинствами диспропорции в представительстве во властных структурах. Анализ эмпирических материалов показывает, что проблема обеспечения интересов своего народа в органах власти Республики и представительства во власти больше присутствует в психологических ощущениях, нежели в реальной жизни людей.
В статье также рассматриваются механизмы вовлечения групп этнических меньшинств Республики в местные органы государственной власти (консультативные, совещательные, рекомендательные и др. службы, Ассоциация национально-культурных организаций и др.).
Объектом нашего исследования стали четыре группы этнических меньшинств, проживающие в городах Казань и Набережные Челны Республики Татарстан: чуваши, украинцы, немцы, армяне. Исследование мы провели в декабре 2002 - январе 2004 гг. Выборка осуществлялась по методу «снежного кома», т.к. эти группы расселены диффузно. Объем выборки - 600 человек (400 - из Казани и 200 - из Набережных Челнов). Выбор этих двух городов обусловлен, прежде всего, тем, что они наиболее ярко характеризуются полиэтничным составом населения. При выборе качественных методов сбора данных мы остановились на методе глубинных интервью, которые проводились как с активистами и членами национально-культурных организаций, так и с представителями соответствующих этнических групп, не состоящими в общине. Всего было проведено 60 глубинных интервью (40 в г. Казани и 20 в г. Набережные Челны).
Исследователь Тимоти Д. Сиск считает, что интересы этнических групп в политическом пространстве могут быть представлены через интегральную модель и консоциаль-ную демократию [1]. Первая предполагает разделение властных полномочий, создание предвыборных коалиций между этническими группами, полиэтнических партий, рамки программ которых выходят за этнические интересы, стимулирование межэтнического сотрудничества. Консоциальная демократия используется в расколотых обществах в ситуации глубокого межэтнического противоречия и сводится к созданию коалиционных правительств с участием партий, представляющих основные сегменты общества, представительству групп при назначении на ключевые посты, максимальной автономии групп в решении собственных вопросов и т.п. Согласимся с Л.М. Дробижевой считающей, что консоциаль-ная модель может стать механизмом действия в конкретных ситуациях, но при этом определенные группы могут быть лишены возможности участия во власти [2].
Анализ высшего эшелона исполнительной и законодательной ветвей власти в Татарстане, проведенный рядом наших исследователей, показал не только наличие тенденции ти-туализации властных структур, но и её усиление в ходе либерализации национальной политики России. По этническому составу 78,1% правящей элиты РТ оставляют татары [3].
В настоящее время наглядность диспропорций во властном представительстве этнических групп республики в Татарстане коррелирует с осознанием проблемы на массовом уровне. В среднем около 80% респондентов в каждой обследованной этнической
группе считают, что национальность человека влияет на его возможности занять высший пост в органах власти. Причем, большие возможности, по мнению участников опроса, имеют татары. С такой позицией согласны около 70% украинцев, немцев, чувашей и около 50% армян. Схожую оценку возможностей участия во власти демонстрируют русские Татарстана [4]. Безусловно, в каждом случае важна личность представителя власти или депутата, его профессиональные качества и способности. Однако наличие диспропорций не всегда можно объяснить только этими качествами, что, на наш взгляд, порождает проблему «психологического неравенства».
В нашем исследовании мы просили респондентов проранжировать по степени значимости следующие ценности: возрождение и развитие культуры народа, поддержка религии, развитие рыночной экономики, наведение порядка в стране, обеспечение интересов народа в руководящих органах власти республики и представительство в политической власти. По мнению Л.М. Дробижевой, этот вопрос «очень информативный. Он фиксирует доминантные ценности для народа, воспринимаемые, как личностно значимые ценности» [5]. Анализ результатов опроса показал, что проблема обеспечения интересов своего народа в руководящих органах власти республики и представительства во власти наиболее актуализированы среди армян, украинцев и чувашей. Эта ценность является третьей по степени значимости после проблем наведения порядка в стране и развития рыночной экономики (для армян и украинцев) и развития национальной культуры (для чувашей). Меньше всего тревожит проблема участия во власти немцев (пятое место), что объясняется их крайне высокими миграционными установками. Обратим внимание, что массовые опросы этнического большинства республики показывают, что «представительство их политических интересов» и для русских Татарстана оказывается по степени значимости на четвертом месте, тогда как среди татар на последнем и актуализировано не более чем у одной пятой городского населения [6]. Как видим, этническое меньшинство Республики острее ощущает нарушение своих прав и возможностей, которое, на наш взгляд, «больше присутствует» в психологических ощущениях, нежели в реальной жизни каждого человека [7]. Причем эта озабоченность сильнее распространена среди жителей г. Казани, нежели среди жителей г. Набережные Челны, что объясняется большей публичностью политической сферы в столице Республики.
Чем же достигается межэтническое и межконфессиональное согласие в политической сфере республики? В Татарстане разработаны и действуют несколько механизмов вовлечения этнических групп Республики в местные органы государственной власти. В первую очередь это создание консультативных, совещательных, рекомендательных советов, направленных на решение этнокультурных проблем этнических меньшинств. В Татарстане функционирует отдел по связям с общественностью и межнациональным вопросам при Аппарате Президента РТ, Информационно-аналитическая служба, Совет по делам религии при Кабинете Министров РТ, Комиссия по науке, образованию и национальным вопросам при Госсовете РТ. Также есть отдел по развитию национального образования народов РТ при министерстве образования и науки РТ. С помощью этих структур регулярно осуществляется диалог региональной власти с представителями народов, проживающих в Республике.
Другим механизмом привлечения этнических меньшинств в органы власти и управления, по мнению В.В. Амелина, является приглашение их представителей на работу в структуры государственной службы [8].
Важной составляющей участия меньшинств в политической и социокультурной жизни Республики является поддержка их культурных центров, проектов культурного развития и изучения национальных языков. В Татарстане в 1992 г. коллективами этнических
меньшинств была создана Ассоциация национально-культурных организаций Республики.
Одной из главных причин отсутствия межэтнического напряжения в Республике является невысокая общественная заинтересованность этнических меньшинств. По материалам нашего исследования не более 10% среди армян и украинцев г. Казани и г. Набережные Челны участвуют в работе национально-культурных организаций, представляющих интересы своего народа. Активных участников национально-культурных объединений среди чувашей оказалось 26%, среди немцев - 35%. Армяне более активно, чем другие группы, используют этнические сети в решении собственных социально-экономических проблем (поиске работы, жилья и т.д.). В данном случае вряд ли можно считать низовую общественную инициативу, самоорганизацию и заинтересованность рядовых членов групп этнических меньшинств серьезным рычагом в решении их политико-правовых проблем. Кроме того, по нашим наблюдениям, национально-культурные объединения армян, немцев, украинцев, чувашей Республики ориентируются исключительно на достижения этнокультурных задач: объединение представителей своего народа, сохранение языка, обычаев, традиций, культурных ценностей, праздников и т. п.
Статья подготовлена в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Адаптация этнических меньшинств в трансформирующемся обществе», поддержанного фондом Джона Д. и Кэтрин К. Макартуров (2002 - 2004 гг.). Грант № 02-73239.
Литература
1. Сиск Т.Д. Распределение власти в полиэтничных обществах: принципиальные подходы и используемые практики. Доклад на международном семинаре «Предотвращение смертоносных конфликтов стратегии и институты» Москва, 14-16 августа 1996.
2. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003. С. 31 - 33.
3. Фарукшин М.Х. политическая элита в Татарстане. Вызов времени и трудности адаптации // Полис. 1994. №6. С. 69 - 70.
4. По данным научно-исследовательского проекта «Социальное неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации» 66% русских считают, что «легче занять пост в органах государственной власти» татарам. Ист.: Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003. С.63.
5. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003. С. 83.
6. Дробижева Л.М. Политические и социальные ориентации этнических групп как фактор межэтнической границы // Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН. М., 1998. С. 49.
7. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003. С. 200.
8. Амелин В.В. Проблемы участия во власти этнических групп // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. С. 116 - 117.
© Т. А. Титова - канд. ист. наук, доц. каф. этнологии и архелогии КГУ; В. Е. Козлов - канд. ист. наук, асс. той же кафедры; С. Ю Суслов - канд. ист. наук, доц. каф. гуманитарных дисциплин КГТУ.