Е.В. ФРОЛОВА
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧНОГО ГОРОДА (по материалам исследований чувашского, украинского, немецкого и армянского населения гг. Казань и Набережные Челны Республики Татарстан)
Изучение развития этнодисперсных групп, проживающих вне этнической территории своего народа, является сегодня одной из актуальных проблем в сфере межэтнических отношений. В условиях формирования единого экономического и информационного пространства проблемы межкультурных контактов, этнолингвистических процессов, сохранения этнических традиций, а также особенности выбора стратегий конструирования этнической идентичности в группах этнических меньшинств приобретают особую значимость.
Актуальность специального изучения групп этнических меньшинств, находящихся в иноэтничном окружении, для современной этнологической науки обусловлена также тем обстоятельством, что в последние десятилетия XX - начале XXI вв. многие страны мирового сообщества столкнулись с процессами усиления этнических чувств, реанимацией этнических ценностей, так называемым «взрывом этничности». Подъём этнического самосознания может рассматриваться как своеобразная реакция этносов на процессы глобализации, направленная самозащита своей самобытности, отстаивание своей идентичности. В городской среде данные процессы вступают в реакцию с экспансией городской культуры и городского образа жизни. Данные процессы особенно актуальны для дисперсных групп, находящихся в инонациональном окружении, которые испытывают влияние, с одной стороны, культурных традиций этнического большинства, а с другой - общегородской урбанизированной культуры.
Оторвавшиеся от своей этнической территории в разные исторические периоды группы этнических меньшинств развиваются под влиянием разнородных социально-экономических и этнических факторов, способствующих либо сохранению этнокультурной специфики, либо ее трансформации в новом этническом окружении.
Татарстан - полиэтничная республика, где основными этническими группами являются татары (52,9%) и русские (39,5%). В структуре населения Республики Татарстан группы этнических меньшинств составляют 7,6% (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.) [1, с. 7-8]. Многонациональный состав населения республики - результат сложных исторических, демографических, социально-экономических и социально-культурных процессов. В настоящее время фиксируемый миграционный прирост этнических меньшинств в Республику Татарстан делает более сложной этническую картину населения. И, прежде всего, это относится к населению крупных городов. Полиэтническое взаимодействие здесь происходит в трех плоскостях: этническое большинство взаимодействует с этническим большинством, этническое меньшинство взаимодействует с этническим меньшинством и, наконец, этническое большинство взаимодействует с этническим меньшинством, в том числе русские и татары взаимодействуют с различными группами этнических меньшинств.
В процессе межэтнического взаимодействия неизбежна вынужденная аккультурация этнического меньшинства, т.е. отказ от некоторых норм и представлений, свойственных его этнокультуре и, соответственно, усвоение некоторых элементов культуры этнического большинства. Таким образом, с течением времени культура группы этнического меньшинства приобретает существенные от-
личия от культуры материнского этноса. С другой стороны, стандартизация и унификация в городских условиях многих элементов этнической культуры приводят к постепенной утрате этнической специфики, сосредоточению ее в первую очередь в сфере духовной культуры и этнической психологии. Таким образом, вопрос о том, в какой степени группы этнических меньшинств осознают свою этническую идентичность и индивидуальность, продолжают ли они сохранять на бытовом уровне какие-либо элементы материальной и духовной культуры, требует изучения.
До настоящего времени в городах Российской Федерации преимущественно изучалось коренное для данного региона население, представляющее этническое большинство. Между тем актуализировалась необходимость рассмотреть особенности культуры, быта, образа социальной жизни и этнического самосознания той части горожан, которая представляет этнической меньшинство. Комплексное исследование тенденций этнокультурного развития групп этнических меньшинств в полиэтничных городах Республики Татарстан может служить дополнением к системе научных взглядов об этнических группах, проживающих в республике, и создает предпосылки для научного прогнозирования их дальнейшего развития и поведения.
Полученные выводы могут быть использованы при разработке и реализации различных научно-исследовательских и практических (социальных и этнокультурных) программ в целях оптимизации межэтнических отношений и поддержания комфортного этнического фона в республике. Результаты исследования призваны активизировать внимание общественности к проблемам групп этнических меньшинств.
Объектом настоящего исследования послужили представители украинского, немецкого, чувашского и армянского населения гг. Казань и Набережные Челны. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в Республике Татарстан проживает 126532 чувашей (что составляет 3,3 % от общего количества населения республики), 24016 украинцев (0,6%), 5922 армян (0,1%) и 2882 немцев (0,1%) [1, с. 7-8].
Основным источником для изучения указанных групп послужил вопросник «Методические указания и программа по изучению малых этнических групп в городах Татарстана» (составитель - к.и.н., доцент Т.А. Титова). Сбор эмпирического материала осуществлялся в ходе этносоциологического опроса, проводимого в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Адаптация этнических меньшинств в трансформирующемся обществе: пример городов РТ» (руководитель - к.и.н., доцент Т.А. Титова). Опрос проводился в период 20012004 г. с использованием метода стандартизированного интервью с представителями этнических меньшинств. Отбор респондентов производился методом «снежного кома» (snowball), так как изучаемые группы расселены диффузно. Формирование выборки начиналось с выбора нескольких «стартовых точек», т.е. индивидов, заведомо принадлежавших к данной национальности. Подбору «стартовых персон» уделялось особое внимание. Для этого мы обращались в Культурный центр данного этноса, где получали информацию о нескольких известных в среде исследуемой группы людей. Они должны были быть не только достаточно известны и авторитетны, но и представлять разные слои данной этнической группы. Затем среди них проводился опрос, а в дополнение к анкете их просили назвать несколько фамилий и адресов других представителей данного этноса, которые проживают в том же городе и к которым можно обратиться с просьбой ответить на вопросы этносоциологического исследования. Далее это процедура повторялась до тех пор, пока итоговая выборка не достигла заранее установленной величины, достаточной для проверки гипотез исследования.
Объем выборки составил 629 человек (412 человек в г. Казани и 217 человек в г. Набережные Челны). Выбор этих двух городов обусловлен следующими причинами: г. Казань, исторически являясь политическим, экономическим, культурным центром региона, привлекает большинство населения большей степенью вертикальной социальной мобильности. В г. Казани доля этнических меньшинств меньше, чем в целом по республике, и составляет, по данным переписи населения 2002 г., 3,7%. Это обстоятельство вызывает исследовательский интерес к изучению этнокультурных процессов этнических меньшинств в специфической инонациональной среде, характерной для столичного города. Выбор г. Набережные Челны обусловлен тем, что этот молодой промышленный город в силу особенностей своего возникновения и социально-экономического развития характеризуется полиэтничным составом. Доля этнических меньшинств составляет в структуре населения г. Набережные Челны по данным переписи 2002 г., 9,2%, что выше, чем в целом по республике (7,6%) [1, с. 16, 36].
Исследование показало, что в материальной и духовной культуре изучаемых групп этнических меньшинств главным направлением развития являются нивелирование в ней этноспецифических черт и замена традиционных элементов культуры на элементы культуры этнического большинства, а также доминирование общегородской культуры. Однако этот процесс имеет разные темпы в изучаемых этнических группах. Наиболее выраженный характер ориентация на образцы этнической культуры имеет среди респондентов-армян, которые одновременно демонстрируют и наиболее высокий, по сравнению с другими изучаемыми группами, уровень групповой сплоченности и позитивного образа «Мы». Высокая степень приверженности к этнокультурным ценностям, но при более низком уровне ингруппового фаворитизма, зафиксирована среди чувашей.
Внешнее иноэтническое окружение (татарское и русское) оказывает существенное влияние на быт респондентов. При этом большое значение имеют длительность проживания респондентов в инонациональной среде и связь с материнским этнорегионом. Более сильная сохранность этнически специфичных элементов материальной культуры отмечена у тех респондентов, кто до переезда в Татарстан проживал среди своего этноса.
Заметное влияние на формирование быта респондентов оказывают социально-демографические параметры - возраст, образовательный уровень, социально-профессиональный статус респондентов. Так, в старших возрастных группах со сравнительно низким уровнем образования наблюдается большая степень сохранности элементов традиционной культуры, нежели у молодых людей. Отдельные предметы традиционной обстановки и утвари, детали традиционного костюма встречаются чаще у пожилых респондентов. Так, по результатам нашего исследования, наличие предметов традиционной культуры и быта в возрастной группе старше 50% лет зафиксировано у 2/3 респондентов, а в более молодых возрастных группах - 1/3. Для молодых респондентов характерны унифицированные формы материального быта.
Согласно полученным нами данным, 60% опрошенных чувашей и армян и 40% немцев и украинцев имеют дома записи народной музыки. Гастрольные представления национальных театров с участием артистов своей национальности посещают 60% немцев, 50% армян и чувашей и треть опрошенных украинцев. Таким образом, именно профессиональные формы национальной культуры (литература, музыка, театр) становятся базой для дальнейшего развития этнического самосознания.
Среди обследуемых групп превалирует позитивная установка на проведение религиозных обрядов, связанных с различными этапами жизненного цикла. Национальные обычаи и обряды соблюдают 3/4 опрошенных армян и чувашей, около 50% украинцев и треть немцев. Также отметим, что в этнической группе
армян в обоих городах зафиксировано самая высокая среди исследуемых групп численность сторонников полного соблюдения семейных обрядов. Среди рес-пондентов-чувашей количество приверженцев полного соблюдения обрядов больше в г. Казани, а частичного - в г. Набережные Челны. Для украинцев в обоих городах характерна частичная форма соблюдения традиционных обрядов. Численность респондентов-немцев, соблюдающих традиционные семейные обряды полностью, в г. Набережные Челны в два раза выше, чем в г. Казани.
Изучение уровня этнокультурной компетенции в группах этнических меньшинств показывает, что респонденты довольно высоко оценивают уровень собственной информированности в этой сфере. По некоторым показателям уровень этнокультурной компетенции выше среди немцев (степень знания национальной литературы, интерес к гастрольным представлениям национальных театров) и др. Немцы также более свободно персонифицируют виды художественного творчества, называя имена известных им писателей и композиторов. Среди армян также высока ориентация на национальную культуру по сравнению с другими изучаемыми группами. Именно среди армян зафиксированы самые высокие показатели в области знания народных песен, танцев, праздничной культуры. Довольно высокую степень компетенции в этих вопросах продемонстрировали чуваши. Но если у чувашей сохранение этнической специфики проявляется прежде всего в сохранении традиционно-обрядового слоя культуры, то у армян - в равной степени в интересе как к традиционным, так и к профессиональным ее формам. Что касается немцев, то у них ориентация на этническую культуру реализуется в форме высокой степени этнокультурной компетенции в сфере национальной истории, искусства, науки.
Среди украинцев шире распространена ассимиляционная ориентация. Они характеризуются меньшей, по сравнению с другими группами, сохранностью традиционно-бытового слоя культуры. Этническая специфика проявляется чаще в интересе к профессиональным и праздничным формам культуры. Украинцы характеризуются большей степенью интеграции культурных элементов, более интенсивном взаимодействии с культурой русского населения, ослаблением ориентации на собственную национальную культуру.
Большой интерес в контексте рассматриваемых сюжетов вызывают вопросы, касающиеся определения респондентами собственных национальных праздников. Характерно, что значительное количество респондентов во всех этнических группах при определении народных праздников смешивает все традиции, в том числе традиции других народов, а также общегосударственные и общереспубликанские. Эти респонденты идентифицируют в качестве «народных» те праздники, которые, по сути, являются интернациональными, в частности, Новый год, а также религиозные праздники - в основном Рождество и Пасху. При этом анализ конкретных ответов показывает, что среди украинской и немецкой этнических групп подобные ответы встречаются чаще. Армяне и чуваши более отчетливо разделяют народные праздники и интернациональные. Представители этих же этнических групп смогли вспомнить наибольшее количество названий национальных праздников.
Из интервью: «Многие из наших национальных праздников совпадают с русскими, мы их отмечаем, также отмечаем и некоторые татарские праздники - 30 августа. Сабантуй. Также у нас есть и традиционные армянские праздники - например, «Праздник воды», которые отмечается в последний воскресный день июня. Особый колорит проявляется в том, что в этот праздник готовят национальные блюда только на природе, на свежем воздухе и при этом все друг друга поливают водой. В Армении этот день считается выходным, а сам праздник отмечается на государственном уровне». (муж., 1966 г.р., арм., живет в Казани с 1989 г.).
При сравнении результатов, полученных в двух городских массивах, мы выяснили, что респонденты г. Казани - городе с устойчивыми традициями, более ярко демонстрируют тенденцию к сохранению национальных черт в культуре. Но она проявляется прежде всего в стремлении к хорошему знанию истории, искусства, науки, деятелей культуры своего народа. Респонденты г. Набережные Челны проявляют большую, по сравнению с жителями Казани, склонность к сохранению традиционно-обрядового слоя этнической культуры.
Основным типом взаимодействия изучаемых групп этнических меньшинств с этническим большинством является интеграция. Другими словами, взаимодействующие культуры не поглощаются одна другой, а сосуществуют в весьма причудливых сочетаниях и проявлениях. Варианты проявления респондентами аккультурационных стратегий могут варьироваться в зависимости от ситуации. Так, респонденты могут проявлять сепаратистские ориентации в отношении межэтнических браков, ассимиляционные в отношении элементов материальной культуры и интеграционные в плане праздничной культуры.
Результаты нашего исследования подтверждают существование тенденции о сужении зоны этнической специфики в сфере культуры в изучаемых группах этнических меньшинств и ее перемещении в этнопсихологическую сферу. В первую очередь, этническая специфика актуализируется в сфере этнического самосознания и некоторых аспектах духовной культуры, а также в приверженности к национальному языку как этноинтегрирующему фактору.
Литература
1. Национальный состав населения Республики Татарстан: Статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. Т. 4. / Комгосстат РТ. Казань: Издательский центр Комгосстата РТ. 2004.
ФРОЛОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры социально-политических дисциплин Института экономики, управления и права (г. Казань). Соискатель кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета.