Научная статья на тему 'ТИРАЖИРОВАННАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА (Гейль В. В. Тиражированная монументальная скульптура советского периода: на материалах города Челябинска : монография. Челябинск : ЧГИК, 2023. 107 с.)'

ТИРАЖИРОВАННАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА (Гейль В. В. Тиражированная монументальная скульптура советского периода: на материалах города Челябинска : монография. Челябинск : ЧГИК, 2023. 107 с.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монументальное искусство / пластика / тиражированная скульптура / монумент / monumental art / plastic / replicated sculpture / monument

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

Монография В. В. Гейль посвящена анализу феномена тиражированной монументальной скульптуры в советском искусстве. Автор обращается к исследованию периода 1930– 1950-х гг. в отечественном монументальном искусстве — времени формирования структуры городского пространства, закладывания основ монументальной пластики. Особым явлением стала так называемая тиражированная монументальная скульптура, сыгравшая большую роль как в градостроительном плане, так и в формировании эстетических, идеологических основ культуры рассматриваемого периода. На основе разнообразных источников исследователем дан анализ феномена тиражированной монументальной скульптуры на примере Челябинска, определены виды и жанры, а также предпринята попытка установить авторство оригинальных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Replicated Monumental Sculpture (Geil V. V. Replicated Monumental Sculpture of the Soviet Period: Based on the Chelyabinsk Materials : Monograph. Chelyabinsk : CHGIK, 2023. 107 p.)

Monograph by V. V. Geil is devoted to the analysis of the replicated monumental sculpture phenomenon in Soviet art. The author studies the period of 1930-1950s in the Soviet mon umental art, the time of city space structure formation and fundamentals of monumental plastic. The author pays special attention to the so called replicated monumental sculpture having played a big role both in city construction and in formation of esthetic, ideological grounds of culture during this period. Having used various sources, the researcher analyzes the phenomenon of replicated monumental sculpture on the example of Chelyabinsk, determines kinds and genres and tries to establish the authorship of the original samples.

Текст научной работы на тему «ТИРАЖИРОВАННАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА (Гейль В. В. Тиражированная монументальная скульптура советского периода: на материалах города Челябинска : монография. Челябинск : ЧГИК, 2023. 107 с.)»

УДК 821.0

А. В. Разуев

заведующий художественным музеем Южно-Уральского государственного университета

руководитель Челябинского регионального отделения Ассоциации искусствоведов России

старший преподаватель кафедры «Теология, культура и искусство», Институт медиа и социально-гуманитарных наук

Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет, Челябинск, Россия

E-mail: razuevav@susu.ru

ТИРАЖИРОВАННАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА (Гейль В. В. Тиражированная монументальная скульптура советского периода: на материалах города Челябинска : монография. Челябинск : ЧГИК, 2023. 107 с.)

Монография В. В. Гейль посвящена анализу феномена тиражированной монументальной скульптуры в советском искусстве. Автор обращается к исследованию периода 19301950-х гг. в отечественном монументальном искусстве — времени формирования структуры городского пространства, закладывания основ монументальной пластики. Особым явлением стала так называемая тиражированная монументальная скульптура, сыгравшая большую роль как в градостроительном плане, так и в формировании эстетических, идеологических основ культуры рассматриваемого периода. На основе разнообразных источников исследователем дан анализ феномена тиражированной монументальной скульптуры на примере Челябинска, определены виды и жанры, а также предпринята попытка установить авторство оригинальных моделей.

Ключевые слова: монументальное искусство, пластика, тиражированная скульптура, монумент

Для цитирования: Разуев, А. В. Тиражированная монументальная скульптура (Гейль В. В. Тиражированная монументальная скульптура советского периода: на материалах города Челябинска : монография. Челябинск : ЧГИК, 2023. 107 с.) / А. В. Разуев //Вестник культуры и искусств. — 2023. — № 4 (76). — С. 128-131.

Книга В. В. Гейль «Тиражированная монументальная скульптура советского периода: на материалах города Челябинска» посвящена развитию монументальной пластики в СССР в 1930-1950-е гг. Это одно из первых комплексных исследований, в котором на примере Челябинска рассмотрены особенности развития монументальной и монументально-декоративной советской скульптуры и появление в этот

период особой ее разновидности — тиражированной скульптуры.

Одним из актуальных аспектов изучения феномена тиражированной монументальной скульптуры является восполнение выявленного пробела в отечественных исследованиях, посвященных советской монументальной скульптуре, роли тиражированных монументов в формировании отечественной монументальной

128

скульптуры. Кроме того, в социокультурном развитии российских городов начала 2000-х гг. своеобразным продолжением феномена тиражированной скульптуры советского времени стала городская жаровая скульптура.

В работе дан анализ памятников Челябинска, установленных в 1930-1950-е гг. в скверах города, определен процесс их изготовления и установлено авторство оригинальной модели, выявлены периоды формирования тиражированной монументальной и монументально-декоративной скульптуры, проведен анализ образов, тем тиражированных монументальных памятников этого времени.

Искусство монументальной пластики рассматривается в разных формах, видах и жанрах: от портретных бюстов до статуарных композиций, от монументальных памятников до монументально-декоративных произведений. Автор анализирует жанры, назначение и специфику тиражированных монументально-декоративных скульптур в разные периоды формирования садово-паркового искусства Челябинска, подробно рассматривает особенности формирования городского пространства, предпосылки и причины появления феномена тиражированных скульптур, а также определяет причины прекращения развития данного вида монументального искусства. Автором дан анализ и приведены возможные варианты включения в городское пространство тиражированных монументов на современном этапе развития монументальной пластики.

В первом разделе «Монументальная пластика в СССР в 1920-1950-е гг.: особенности, тенденции развития» дается характеристика понятию «монументальное искусство», приводится его типология и задачи данного вида искусства. Автором рассмотрены основные этапы и их особенности в становлении советского монументального искусства. Подробно дана эволюция тематики.

Особое внимание уделено характеристике понятий «копированная» и «тиражированная скульптура». Делается вывод, что тиражированная скульптура — это многократное повторение одного и того же образа промышленным способом. В отличие от этого процесс копирования требует профессионализма со сторо-

ны исполнителя, и он полностью совпадает с технологией ваяния скульптур. В исследовании дана авторская версия ретроспективного анализа развития копированной скульптуры в истории мирового искусства. Отдельно исследовано зарождение данного явления в СССР в 1920-х гг., рассмотрены основные образы и яркие примеры в советской скульптуре, также подробно исследовано данное явление в развитии монументального искусства в Челябинске. Автором собраны примеры копированных скульптур с дореволюционного периода до конца 1920-х гг. Проанализированы виды и жанры, установлены авторы оригинальных моделей, прослежена история установки данных монументов в городском пространстве Челябинска и их дальнейшее существование. Установлено, что авторами оригинальных образов стали знаменитые скульпторы Ф. Ф. Каменский, В. В. Лишев, М. Я. Харламов.

Во втором разделе «Развитие тиражированной монументальной скульптуры в городском пространстве Челябинска» подробно рассмотрен феномен появления тиражированных монументов, посвященных видным политическим деятелям рассматриваемого периода. Рассмотрены причины популярности именно тиражированной скульптуры в СССР. На основании архивных, газетных и фото источников из открытых интернет-ресурсов автором были собраны сведения о 73 тиражированных монументальных скульптур, установленных на территории Челябинска в 1930-1950-е гг. и посвященных политическим деятелям и представителям творческой интеллигенции. Самым популярным был образ В. И. Ленина. Проведен анализ данных монументов. На основании трактовки образа В. И. Ленина выделы три группы. Большинство выявленных образов были атрибутированы, было установлено, что авторами оригинальных скульптур были А. Л. Котихин, Г. Д. Алексеев, С. Г. Нерода, С. Д. Меркуров.

Также были проанализированы монументы, посвящённые И. Сталину, С. Орджоникидзе, С. Кирову, М. Лермонтову, П. Чайковскому, М. Горькому, З. Космодемьянской.

В разделе «Монументально-декоративная скульптура в городском пространстве Челябин-

129

ская: этапы, тематика, значение» рассмотрено значение данного вида скульптуры в формировании скверов и парков в СССР. Автор выделил два этапа в развитии данного вида скульптуры в Челябинске. Первый — 1930-е гг. — характеризуется тесной связью скульптуры с оформлением фасадов строящихся зданий. В книге приведены как реализованные проекты, так и неосуществленные варианты декорирования фасадов рельефами, лепниной и скульптурой. Второй этап — конец 1940-х — 1950-е гг. — характеризуется созданием декоративных скульптур и композиций для парков, скверов города.

В исследовании подробно рассмотрена эволюция тематики монументально-декоративной скульптуры: от популярной в 1930-е гг. темы покорителей неба и спортивной до темы пионерии и анималистического жанра 1950-х гг. Особое внимание уделено эволюции образов спортивной тематики. Если в 1930-е гг. образ спортсменов был максимально приближен к античной трактовке, то в послевоенное время образы становятся более реалистичные, приближены к современным трактовкам. Отдельное внимание в книге уделено истории скульптуры «Девушка с веслом». Рассмотрены популярные трактовки советскими скульпторами. Установлено, что в Челябинске стояла копия скульптуры, автором которой был А. Степанян.

В последнем разделе «Интеграция и сохранение тиражированной монументальной

скульптуры в Челябинске» рассмотрены варианты сохранения данного вида скульптуры в различных городах России. Одной из форм существования в городском пространстве тиражированных скульптур стали так называемые парки советской скульптуры, которые появляются в пространстве многих российских городов. Данные проекты предполагают реставрацию и сохранение тиражированных монументов. В настоящее время популярным становится появление новоделов, т. е. современных копий с тиражированных монументов.

В книге рассмотрены варианты сохранения тиражированных скульптур в пространстве Челябинска: от попытки создания в 2013 г. сквера советских скульптур до интеграции тиражированных образов в современное пространство парка на примере реконструкции парка им. В. Терешковой. Делается вывод, что отдельные скверы или ретро-части в уже существующих парках, где будут установлены отреставрированные сохранившиеся тиражированные скульптуры, должны наполняться аутентичными элементами архитектуры малых форм — фонарными столбами, урнами, скамейками и т. д.

Достоинством издания является альбомный формат и хорошо подобранный иллюстративный материал. Необходимо отметить наличие в работе библиографического списка, списков использованных сокращений и источников фотоизображений.

Список литературы

1. Гейль В. В. Тиражированная монументальная скульптура советского периода: на материалах города Челябинска : монография / В. В. Гейль. — Челябинск : ЧГИК, 2023. — 107 с.

Получено 09.12.2023

130

Anatoly V. Razuev

Director of the Art Museum of South Ural State University,

head of the Chelyabinsk Regional Branch, Art Critics Association of Russia,

Senior Teacher of the Theology, Culture and Art Chair, Institute of Media and Social-humanitarian sciences

South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia

E-mail: razuevav@susu.ru

Replicated Monumental Sculpture (Geil V. V. Replicated Monumental Sculpture of the Soviet Period: Based on the Chelyabinsk Materials : Monograph. Chelyabinsk : CHGIK, 2023. 107 p.)

Monograph by V. V. GeiL is devoted to the analysis of the replicated monumental sculpture phenomenon in Soviet art. The author studies the period of 1930-1950s in the Soviet monumental art, the time of city space structure formation and fundamentals of monumental plastic. The author pays special attention to the so called replicated monumental sculpture having played a big role both in city construction and in formation of esthetic, ideological grounds of culture during this period. Having used various sources, the researcher analyzes the phenomenon of replicated monumental sculpture on the example of Chelyabinsk, determines kinds and genres and tries to establish the authorship of the original samples.

Keywords: monumental art, plastic, replicated sculpture, monument For citing: Razuev A. V. 2023. Replicated Monumental Sculpture (Geil V. V. Replicated Monumental Sculpture of the Soviet Period: based on the Chelyabinsk materials : Monograph. Chelyabinsk : CHGIK, 2023. 107 p.). Culture and Arts Herald. No 4 (76): 128-131. (In Russ.).

References

1. Geil V. V. (2023) Tirazhirovannaya monumental'naya skul'ptura sovetskogo perioda: na materi-alakh goroda Chelyabinska [Replicated Monumental Sculpture of the Soviet Period: Based on the Chelyabinsk Materials]. Chelyabinsk: CHGIK. 107 p. (In Russ.).

Received 09.12.2023

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.