Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ТИРАЖИРОВАННОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКА)'

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ТИРАЖИРОВАННОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тиражированная монументальная скульптура / интеграция / новоделы / социокультурное пространство / mass-reproduced monumental sculpture / integration / modern replicas / sociocultural environment

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гейль Вера Васильевна

В статье рассматривается феномен тиражированной монументальной скульптуры в советском социокультурном пространстве 1930–1950-х гг. Изучен российский опыт сохранения и осмысления тиражированной пластики. На примере Челябинска рассмотрены варианты интеграции в современное городское пространство тиражированных образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Soviet Mass-replicated Sculpture Integration and Protection in Modern Sociocultural Environment of Russian Cities (on the Example of Chelyabinsk)

The article considers the phenomenon of mass-replicated monumental sculpture in the Soviet sociocultural environment in 1930–1950s. The author has studied the Russian experience of protection and understanding of mass-replicated plastic arts statues. On the example of Chelyabinsk, the article presents the variants of replicated images integration into modern urban environment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ТИРАЖИРОВАННОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКА)»

УДК 719(571)

В. В. Гейль

кандидат исторических наук,

Челябинский государственный

институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: gieil83@mail.ru

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ТИРАЖИРОВАННОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ

В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКА)

В статье рассматривается феномен тиражированной монументальной скульптуры в советском социокультурном пространстве 1930-1950-х гг. Изучен российский опыт сохранения и осмысления тиражированной пластики. На примере Челябинска рассмотрены варианты интеграции в современное городское пространство тиражированных образов.

Ключевые слова: тиражированная монументальная скульптура, интеграция, новоделы, социокультурное пространство

Для цитирования: Гейль, В. В. Проблема интеграции и сохранения советской тиражированной монументальной скульптуры в современном социокультурном пространстве российских городов (на примере Челябинска) /В. В. Гейль //Вестник культуры и искусств. — 2023. — № 4 (76). — С. 44-50.

В последние годы особое внимание уделяется реконструкции городского пространства российских городов, созданию комфортных зон отдыха и неповторимого облика. В городском пространстве не только появляются благоустроенные набережные, улицы, но и устанавливаются декоративные композиции и жанровые скульптуры, несущие элементы сатиры и интерактивности. Одним из истоков современной городской жанровой скульптуры стала тиражированная монументальная скульптура 1930-1950-гг.

Именно в 1930-е гг. в СССР была заложена структура большинства современных городов: выделены жилые микрорайоны, административные центры, зоны отдыха. Немалую роль в формировании городского пространства рассматриваемого периода несла монументальная пластика. Ей отводилась роль не только градостроительных акцентов, но и идеологическая, воспитательная — формирование нового советского человека. Особую роль в этих процессах сыграла монументальная тиражированная скульптура.

Исследований, посвященных развитию монументальной скульптуры в СССР, творчеству скульпторов, взаимосвязи архитектуры и монументов, насчитывает достаточно большое количество работ [3; 5; 7]. Несмотря на наличие обобщающих научных исследований и статей, касающихся развитию монументального искусства в СССР в 1930-1950-е гг., проблема развития, сохранения и интеграции тиражированных монументов практически не нашла отражения в них.

Единственным на сегодняшний день исследованием, посвященным тиражированным скульптурам, стала работа краеведа В. Щербакова. В нем автор собрал фотографии тиражированных скульптур, установленных в Туле в 1930-1950-е гг. Достоинством издания является собранный фоторяд, а также найденные сведения о времени существования подобных монументов [12].

Особым источником информации стали личные блоги пользователей, официальные сайты газет, государственных учреждений, организаций, информационные порталы [1; 2; 6].

44

В данных публикациях встречаются фотографии памятников, сведения об их установке или времени существования, авторстве. Официальные сайты учреждений содержат информацию об истории предприятий, специфике, а также биографические сведения о скульпторах, художниках, фотографии их работ [4].

В исторической и искусствоведческой литературе, касающейся развития советской монументальной скульптуры в 1930-1950-е гг., тиражированной скульптуре дается оценка явления, которое не внесло чего-то ценного, важного в развитие монументального искусства. Такое понимание данного явления в развитии отечественного монументального искусства однобоко. Оно сложилось из-за того, что фигуры выполнялись из недолговечных материалов — из бетона или гипса, и один и тот же образ многократно тиражировался промышленными способами, теряя при этом свою уникальность и авторскую принадлежность. Данное явление было связано с тем, что в рассматриваемый период в стране необходимо было в короткие сроки сформировать новое социокультурное пространство, отвечающее задачам своего времени, наполнить его образами, элементами, направленными на формирование новой идеологии. Несмотря на то, что монументальные фигуры были выполнены из недолговечных материалов, для создания их образов привлекали таких видных и знаменитых скульпторов рассматриваемого периода, как С. Д. Меркуров, С. Г. Нерода, Б. Б. Пинчук, Р. К. Таурит, З. Ви-ленский, Е. Ф. Белашова и др.

Тиражированная монументальная скульптура стала важной чертой в создании новой советской эстетики в 1930-1950-е гг. Художественным языком, понятным большинству граждан страны, выражались в формах пластического искусства основные идеологические задачи своего времени. Тематика данных скульптур была достаточно широкой (образы политических деятелей, деятели науки, культуры и искусства, спортсмены, пионеры) и ориентированной на все группы населения страны (детская и студенческая аудитории, взрослые). Установленные в социокультурном пространстве советских городов (площади и аллеи парков, пространства перед государственными уч-

реждениями, территории санаториев и детских садов и т. д.), каждая группа тиражированных монументов выполняла свою задачу — агитационную, политическую или воспитывающую.

В результате социально-культурных изменений 1990-х гг., трансформации понимания городского пространства, а также из-за естественного разрушения тиражированные монументы начинают исчезать из пространства российских городов. В последние годы в нашей стране активно обсуждается проблема исчезновения советских монументов. Одним из вариантов их сохранения стало создание так называемых парков советской скульптуры.

Одним из первых подобных парков стал «Музеон» — музей скульптуры под открытым небом, созданный в 1992 г. в Москве. Сегодня в нем установлено свыше 800 работ советского периода. В октябре 2015 г. парк искусств стал составной частью ЦПКиО им. М. Горького. Территория парка разбита на тематические зоны, каждая из которых демонстрирует определенный отрезок истории скульптуры XX в. В коллекции парка размещены также работы знаменитых советских скульпторов Е. Вучетича, В. Мухиной, С. Меркурова и З. Виленского [8].

В начале XXI в. в разных городах нашей страны возникают проекты по сохранению тиражированного скульптурного наследия 1930-1950-х гг. Одним из вариантов становится реконструкция и сохранение монументов. Вопросы их интеграции в современное городское пространство решаются с помощью создания парков и скверов в городской застройке 1930-1950-х гг., где устанавливается тиражированная пластика.

В 2009 г. в городе Лысьве был открыт «Парк советской скульптуры» [1]. На его территории после реставрации установлены фигуры пионеров с горнами, летчиков, привезенные из бывшего местного пионерского лагеря «Зорька». Парк размещен на территории соцго-рода Лысьвенского металлургического завода и является частью реализуемого масштабного проекта «Щусевский квартал», одной из задач которого является воссоздание в Лысьве исторического облика соцгорода периода возникновения. Автором жилого микрорайона был архитектор Алексей Щусев.

45

В 2013 г. парк советской скульптуры открылся в Новокузнецке в рамках проекта «Соцгород — город мечты» [2]. Соцгородом называется жилая застройка, спроектированная в 1930-х гг. немецким архитектором Эрнстом Майем. Этот район, состоящий из 40 домов, был в тот период центром города. Первоначально в парке было четыре скульптуры — «Ленин», «Пионеры», «Павка Корчагин» и «Дети». В настоящее время коллекция регулярно пополняется.

В 2019 г. в Нижнем Тагиле на территории Нижнетагильского музея изобразительных искусств был открыт парк скульптур советского периода [11]. Главной задачей, поставленной при создании экспозиции сотрудниками музея, была реставрация и сохранение тиражированных советских фигур, поместив в близкую им среду. Рядом с тиражированными образами были размещены скамейки, информационные стенды, фонарные столбы для освещения, урны выполненные в эстетике архитектуры малых форм середины ХХ в. Центральное место экспозиции занимает композиция из двух скульптур — учительницы и ученика. Также на территории парка размещены бюсты В. И. Ленина и И. В. Сталина, скульптуры горняка, пионера и пионерки, «Ленин в детстве».

В настоящее время появилось еще одно направление, связанное с тиражированной советской скульптурой. Наряду с ее реставрацией, сохранением, новым веянием стало появление современных копий советских тиражированных монументов. Здесь встречаются разные подходы. Первый предполагает процесс качественного повторения: при реставрации скульптурного произведения 1930-1950-х гг. с него снимается форма и затем делается копия. Второй вариант связан с созданием новых фигур — новоделов, с использованием сюжетов советской тиражированной скульптуры. Появляются статуи пионеров, детей, спортсменов, выполненные в подражание эстетике 19301950-х гг. Примером служит «Парк СССР» в селе Рыбалово Томской области [10]. Организаторы не стали использовать опыт коллег из других регионов (поиски и реставрацию советской тиражированной пластики), а пошли путем создания новоделов. Автором фигур стал

местный непрофессиональный скульптор Константин Чайка.

Примером объединения в одном пространстве отреставрированных тиражированных монументов и новоделов стала так называемая ретро-аллея в Центральном парке культуры и отдыха им. В. В. Маяковского в Екатеринбурге, созданная в 2008 г. Здесь установлены советские тиражированные скульптуры «Слава Труду!», памятник С. М. Кирову. Также в ее пространстве можно увидеть скульптуры пионеров — горниста и пионерки, анималистического жанра — композицию «Олени». Самым популярным жанром стала спортивная тематика. Фигуры «Футболист», «Прыжок в воду», «Дискобол», «Девушка с веслом» повторили одни из самых популярных образов советской тиражированной скульптуры.

В 2019 г. входную группу спортивного комплекса «Динамо» в Екатеринбурге украсили статуи, повторившие образы советской тиражированной скульптуры — «Девушка с веслом» и «Атлет с мячом». В 1950-х гг. подобные скульптуры были установлены на городской набережной большого городского пруда.

Сегодня в Челябинске сохранилась небольшая часть тиражированных монументов и декоративных скульптур 1930-1950-х гг. Это памятники В. И. Ленину в главном корпусе ЮУрГГПУ, на территории бывшего Челябинского военного автомобильного училища, Челябинского металлургического комбината, Челябинского электродного завода, завода «Станкомаш», в сквере напротив ДК «Энергетик»; скульптур С. Кирова на территории ЧТПЗ, а также ранее стоявшая у Цинкового завода. Сохранились все три монумента С. Орджоникидзе: у завода металлоконструкций, на территории ТЭЦ-1 и завода Станко-маш. Также в пространстве города можно увидеть тиражированные образы М. Горького (у ЮУрГГПУ и школы № 77) и М. Ю. Лермонтова (территория ЧЭМК), З. Космодемьянской (у школы № 146). На территории ЧЭМК сохранился монумент защитнику блокадного Ленинграда. В меньшем количестве сохранилась монументально-декоративная скульптура. На территории ЧВВАКУШ стоят по-прежнему две фигуры «Летчика-наблюдателя», в сквере

46

городской клинической больницы № 6 можно увидеть Оленей, в парке им. В. Терешковой — скульптуры молодых девушек. В Металлургическом районе на улице Сталеваров после реставрации стоит памятник «Союз металлургов и ученых». Еще в начале 2010-х гг. рядом со стадионом по ул. Российской можно было увидеть фигуру спортсмена, а во дворе дома по ул. Энергетиков рядом со скульптурой инженера стояла девушка, на улице Славянской были фигуры льва и львицы.

В 2013 г. в Челябинске была предпринята попытка создания сквера, где предполагалось разместить сохранившиеся советские тиражированные монументы. В небольшом сквере по ул. Гранитной установили отреставрированные скульптуры «Спортсмен» (привезен с территории стадиона по ул. Российской) и «Инженер» (ранее стоял во дворе по ул. Энергетиков) [9]. Были выполнены работы по благоустройству территории — посажены деревья, установлены освещение и скамьи. В планы организаторов входило наполнить сквер и другими фигурами, однако это не было реализовано. Со временем скульптура спортсмена исчезла с его территории.

Территория сквера по ул. Гранитной хорошо подходила для реализации в Челябинске идеи сквера советских скульптур. Застройка перекрестка ул. Энергетиков и Гранитной относится к периоду 1950-х гг. и выполнена в эстетике сталинской неоклассики. Вокруг небольшого сквера разместилась жилая застройка, здания детского сада, школы и Дворца культуры «Энергетик». В 1950-е гг. в сквере была установлена тиражированная скульптура В. И. Ленина. Окрестные дворы были благоустроены и украшены скульптурами. Сегодня сквер находится в запустении, здание детского сада 1950-х гг. было снесено. На его месте построено новое в современной стилистике, что нарушило архитектурную целостность окружающей среды для дальнейшей реализации проекта сквера советских скульптур.

Примером неправильного подхода к размещению скульптур советского периода является перенос скульптурной группы «Лев и львица». Первоначально она была размещена на аллее по ул. Славянской, между домами

14 и 16. Композиция была установлена в конце 1940-х — начале 1950-х гг., когда возводился жилой квартал. Скульптурная группа хорошо вписывалась в окружающую среду: ее окружала двухэтажная застройка в стиле неоклассики, рядом располагалась парковая аллея. К началу 2000-х гг. скульптуры пришли в ветхое состояние. Их отреставрировали и перенесли в 2014 г. ко входу в сквер «Семьи» (территория по ул. Ш. Руставели, рядом с магазином «SPAR»). Однако выбор места для их установки неверен. Скульптурную группу окружает панельная застройка 1980-2000-х гг., декоративные элементы и малые архитектурные формы (скамьи, вазоны и фонарные столбы) несут эстетику современной культуры. Скульптуры не вписываются в окружающую среду, они требуют другого подхода к размещению.

Примером удачной интеграции советской тиражированной скульптуры в современное пространство парка служит реконструкция 2019 г. парка им. В. Терешковой (до 1975 г. Детский парк ЧТЗ). Сам парк был благоустроен в 1950-е гг. На его территории была установлена традиционная для того времени круглая чаша фонтана, разбиты аллеи, появились детские аттракционы. В южной части парка стояли летняя эстрада и памятник В. И. Ленину. Также по парку были установлены тиражированные скульптуры пионеров. Перед входом со стороны проспекта Ленина размещались цветники, украшенные декоративными скульптурами анималистического жанра. В ходе реконструкции 2019 г. сохранившиеся чашу фонтана и фигуры «Девочка с ведром» и «Девочка с козой» не убрали, а перенесли в отдельную, специально созданную ретро часть парка, отделив ее зелеными насаждениями от остальной части. Благодаря этому чаша фонтана и скульптуры, с одной стороны, получили свою зону, а современные декоративные элементы и скульптуры не мешают их восприятию. С другой стороны, благодаря зеленой зоне монументально-декоративные скульптуры смогли интегрироваться в современную концепцию парка.

Сегодня популярным стало появление в городском пространстве парков, на территории которых устанавливают отреставрирован-

47

ные тиражированные монументы. Это решает проблему их сохранения. Наиболее правильным нам представляется создание ретроаллей и ретрочастей в уже существующих городских парках, в которых ранее стояли тиражированные монументальные скульптуры. Важной является задача не только сохранить сами фигуры, но и воссоздать ту эпоху, когда они были установлены. Для этого необходимо помещать их в созвучную им архитектурную среду, на-

полнять ретрочасти парков аутентичными малыми архитектурными формами: скамейками, информационными стендами, урнами, фонарными столбами для освещения, вазонами, выполненными по образцам середины ХХ в. Подобные парки — это не просто восстановление образов прошлого, а прежде всего реконструированные фрагменты эпохи 1930-1950-х гг., составляющей неотъемлемую часть истории нашей страны.

Список литературы

1. В Лысьве открылся Парк советской скульптуры // lysvagrad.ru. Виртуальный город : сайт. — URL: http://lysvagrad.net/index.php?option=com_content&task=view&id=739&It emid=7 (дата обращения: 20.06.2013).

2. В Новокузнецке установили памятник Воину-освободителю: реконструкция монумента завершилась. — 2012. — 29 июня // Комсомольская правда. Кемерово : сайт. — URL: https://www.kem.kp.ru/daily/25907/2863608/ (дата обращения: 09.03.2023).

3. Воронов, Н. В. Советская монументальная скульптура, 1960-1980 / Н. В. Воронов ; НИИ теории и истории изобразит. искусства Акад. художеств СССР. — Москва : Искусство, 1984. — 224 с.

4. Всеволод Всеволодович Лишев. 1877-1960 : каталог работ // Каслинское литье: частная коллекция : сайт. — URL: http://kaslicastiron.ru/artists/100 (дата обращения: 15.10.2022).

5. Всеобщая история искусств. Т. VI. Кн. II. Искусство 20 века / под общ. ред. Ю. Д. Кол-пинского, Е. И. Ротенберга. — Москва : Искусство, 1966. — 848 с.

6. Гайнуллин, М. Жизнь после «Капитала». В Верхнем Уфалее снесли памятник Карлу Марксу, охранявшийся государством / М. Гайнуллин ; фото Ю. Латышева // Южноуральская панорама : сайт. —2018. — 29 авг. — URL: https://up74.ru/articles/news/104783/ (дата обращения: 09.03.2023).

7. Доронина, Л. Н. Мастера русской скульптуры XVIII-XX веков : альбом. Т. 2. Скульптура XX века / Л. Н. Доронина. — Москва : Белый город, 2010. — 511 с.

8. Музеон : парк искусств // Парк Горького : сайт. — URL: https://www.park-gorkogo.com/ muzeon (дата обращения: 13.03.2023).

9. Реконструкция сквера на ул. Энергетиков. —2013. — 19 авг. // LiveJournal : сайт. — Блог пользователя mike_sidhe. — URL: https://chelchel-ru.livejournal.com/973988.html (дата обращения: 13.03.2023).

10. Тропа родного края : виртуальная экскурсия / авт.: О. В. Скворцова, Г. А. Киселева // Дом культуры с. Рыбалово : сайт. — Парк СССР. — URL: https://ribalovodk.ru/park-sssr/ (дата обращения: 09.03.2023).

11. Шемякина, А. Л. Парк советской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств: история создания, изучения, пополнения и перспективы развития / А. Л. Шемякина // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию уральской лаковой росписи по металлу. — Нижний Тагил : Изд-во МКУК «Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал"», 2021. — URL: https:// tagil-press.ru/publications/35833/istorija-sozdanija-i-perspektivy-razvitija-nizhnetagilskogo-parka-sovetskoj-skulptury (дата обращения: 13.03.2023).

12. Щербаков, В. Н. Гипсовый соцреализм в Туле / В. Н. Щербаков. — Тула : Борус-Принт, 2019. — 89 с.

Поступила 22.11.2023

48

Vera V. Geil

Candidate of Historical Sciences

Chelyabinsk State Institute of Culture

and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: gieil83@mail.ru

Problem of Soviet Mass-replicated Sculpture Integration and Protection in Modern Sociocultural Environment of Russian Cities (on the Example of Chelyabinsk)

The article considers the phenomenon of mass-repLicated monumental sculpture in the Soviet sociocultural environment in 1930-1950s. The author has studied the Russian experience of protection and understanding of mass-replicated plastic arts statues. On the example of Chelyabinsk, the article presents the variants of replicated images integration into modern urban environment.

Keywords: mass-reproduced monumental sculpture, integration, modern replicas, sociocultural environment

For citing: Geil V. V. 2023. Problem of Soviet Mass-replicated Sculpture Integration and Protection in Modern Sociocultural Environment of Russian Cities (on the Example of Chelyabinsk). Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 4 (76): 44-50. (In Russ.).

References

1. The Park of Soviet Sculpture opened in Lysva. lysvagrad.ru. Virtual city: website. Available from: http://lysvagrad.net/index.php?option=com_content&task=view&id=739&Itemid=7 (accessed: 20.06.2013). (In Russ.).

2. A monument to the Soldier-Liberator was erected in Novokuznetsk: the reconstruction of the monument has been completed. 2012. Komsomol'skaya pravda. Kemerovo. Available from: https:// www.kem.kp.ru/daily/25907/2863608/ (accessed: 09.03.2023). (In Russ.).

3. Voronov N. V. 1984. Sovetskaya monumental'naya skul'ptura, 1960-1980 [Soviet monumental sculpture, 1960-1980]. Moscow: Art. 224 p. (In Russ.).

4. Vsevolod Vsevolodovich Lishev. 1877-1960: catalog of works. Kaslinskoe lit'e: chastnaya kollekt-siya [Kasli casting: private collection]. Available from: http://kasLicastiron.ru/artists/100 (accessed: 15.10.2022). (In Russ.).

5. Kolpinsky Yu. D., Rotenberg E. I. (ed.) 1966. Vseobshchaya istoriya iskusstv. T. VI. Kniga II. Iskusstvo 20 veka [General history of art. Vol. VI. Book II. Art of the 20th century]. Moscow: State Publishing House "Art". 848 p. (In Russ.).

6. Gainullin M. 2018. Life after "Capital". In Upper Ufaley, the monument to Karl Marx, protected by the state, was demolished. Yuzhnoural'skaya panorama [South Ural Panorama]. Available from: https://up74.ru/articles/news/104783/ (date of access: 09.03.2023). (In Russ.).

7. Doronina L. N. 2010. Masters of Russian sculpture of the 18th-20th centuries: album. Vol. 2: Sculpture of the 20th century. Moscow: White City. 511 p. (In Russ.).

8. Muzeon: art park. Park Gor'kogo [Gorky Park]. Available from: https://www.park-gorkogo.com/ muzeon (accessed: 13.03.2023). (In Russ.).

9. Reconstruction of the park on the street Energetikov. LiveJournal. Blog pol'zovatelya mike_sid-he. [LiveJournal. Blog from user mike_sidhe]. Available from: https://cheLcheL-ru.LivejournaL. com/973988.html (accessed: 13.03.2023). (In Russ.).

10. Path of the native Land: virtual excursion /excursion conducted by O. V. Skvortsova, G. A. KiseL-eva. Dom kul'tury s. Rybalovo Park SSSR. [House of Culture p. Rybalovo. USSR Park]. Available from: https://ribaLovodk.ru/park-sssr/ (accessed: 09.03.2023). (In Russ.).

49

11. Shemyakina A. L. 2021. Park of Soviet sculpture of the Nizhny Tagil. Museum of Fine Arts: history of creation, study, replenishment and development prospects. Materialy X Vserossiiskoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 275-letiyu ural'skoi lakovoi rospisi po metallu. [Materials of the X All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 275th anniversary of the Ural varnish painting on metal]. Nizhny Tagil: publishing house: MKUK Nizhny Tagil Museum-Reserve "Gornozavodskoy Ural". Available from: https://tagil-press.ru/publica-tions/35833/istorija-sozdanija-i-perspektivy-razvitija-nizhnetagilskogo-parka-sovetskoj-skulptury (accessed: 13.03.2023). (In Russ.).

12. Shcherbakov V. N. 2019. Gipsovyi sotsrealizm v Tule [Gypsum socialist realism in Tula]. Tula: Borus-Print, 89 p. (In Russ.).

Received 22.11.2023

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.