Научная статья на тему 'Особенности развития монументальной скульптуры в 1930-1940-е годы в Татарстане'

Особенности развития монументальной скульптуры в 1930-1940-е годы в Татарстане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1030
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРА / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА / МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА / КОМПОЗИЦИЯ / ШКОЛА / TATAR CULTURE / MONUMENTAL SCULPTURE / MONUMENTAL AND DECORATIVE SCULPTURE / MONUMENTAL PROPAGANDA / COMPOSITION / SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хисамова Дина Диасовна

Дан анализ монументальной скульптуры Казани, созданной в 1930-1940-е гг. Автором произведений был первый татарский национальный скульптор Садри Ахун, который заложил традиции национальной скульптуры в Татарстане и возродил школу профессиональной подготовки кадров скульпторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF DEVELOPMENT OF MONUMENTAL SCULPTURE IN 1930-1940S IN

Тhis article present the analyzes of monumental decorative sculpture of Kazan created in 1930-40s It's author was the first tatar sculptor Sadry Akhun who founded the traditions of national sculpture in Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Особенности развития монументальной скульптуры в 1930-1940-е годы в Татарстане»

УДК 730 (470.41): 73.03 (470.41)

Д.Д. ХИСАМОВА

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ В 1930-1940-е ГОДЫ В ТАТАРСТАНЕ

Ключевые слова: татарская культура, монументальная скульптура, монументально-декоратив-ная скульптура, монументальная пропаганда, композиция, школа.

Дан анализ монументальной скульптуры Казани, созданной в 1930-1940-е гг. Автором произведений был первый татарский национальный скульптор Садри Ахун, который заложил традиции национальной скульптуры в Татарстане и возродил школу профессиональной подготовки кадров скульпторов.

D.D. KHISAMOVA

SPECIFICS OF DEVELOPMENT OF MONUMENTAL SCULPTURE IN 1930-1940= IN TATARSTAN

Key words: tatar culture, monumental sculpture, monumental and decorative sculpture, monumental propaganda, composition, school.

This article present the analyzes of monumental decorative sculpture of Kazan created in 1930-40slt's author was the first tatar sculptor Sadry Akhun who founded the traditions of national sculpture in Tatarstan.

Монументальная скульптура в Казани1 к 1920-1930-м гг. не успела еще получить своего широкого развития. Наряду с отдельными памятниками, созданными петербургскими ваятелями С. Гальбергом (памятник Г. Державину) и М. Диллон (памятник Н. Лобачевскому) в русле классицизма и традиций русской реалистической скульптуры, было установлено несколько декоративных скульптурных композиций для фонтанов в городских садах.

Реализация плана монументальной пропаганды, начавшаяся в стране повсеместно в 1918 г., в Казани проявилась в сооружении первого памятника-бюста В.И. Ленину (1920), обобщенно-символической композиции «Освобожденному труду» на пьедестале сверженного памятника царю Александру II (1920), а также памятника татарскому революционеру, соратнику В.И. Ленина Муллануру Вахитову в Старо-Татарской слободе (1922).

1920-е годы - эпоха экспериментаторства - наследует «звучащее» искусство, выражающее эпоху в героизированных символических образах. 1930-е годы были периодом обретения: наряду с присущей им атмосферой героики и энтузиазма, выступают на первый план античные и возрожденческие цитаты, проявлявшиеся в интересе к красоте человеческого тела, а также и жанровобытовая линия в искусстве [6. С. 170]. У скульптуры, адресованной широким народным массам, появляется функция украшения различных общественных объектов [3. С. 17]. Это было «противоречивое переходное время от революционной романтики и великих упований - к прозе жизни и безжалостной диктатуре» [1. С. 7]. Эта тенденция, охватившая всю страну, отразилась в декоративной скульптуре на темы спорта и труда в пластических композициях Садри Ахуна, первого татарского национального скульптора, ученика А.Т. Матвеева2.

Первыми скульптурами, созданными Садри Ахуном в 1934-1937 гг., украсившими город и ставшими настоящим культурным событием, стали фигуры спортсменов для стадиона «Динамо» - «Теннисистка», «Ядрометатель»;

1 Нами рассматривается монументальная скульптура Татарстана на примере произведений, созданных в Казани, так как в рассматриваемое время развитие скульптуры имело место только в Казани (в городах республики - Чистополе, Елабуге - сооружались памятники, принятые к тиражированию по всей стране).

2 Садри Салахович Ахун (1903-1989) родился в Екатеринбурге. Учился в Свердловском техникуме по камнерезному делу (1924-1927); работал на Уральской гранитной фабрике. В 1927 г. С. Ахун поступил в Академию в класс монументальной скульптуры А.Т. Матвеева, учился у Л. Шервуда. Работал художником Лениздата (1929-1930), на Ломоносовском фарфоровом заводе, Вербиловской фабрике в качестве художника (1930-1931). С. Ахун приехал в 1931 г. в Казань. 1941-1951 гг. - председатель Татарского отделения ССХ. С 1954 г. жил и работал в Москве [5. Ед.хр. 1. Л. 1-4].

скульптура для первых фонтанов Казани - «Владыкой мира будет труд», «Рыбак» и другие (архитектор П.Т. Сперанский). В этот же период по всей стране возводится тиражированная скульптура ведущих советских мастеров. Так, в 1935 г. в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького в Казани была установлена скульптура «Дискометательница» автора Е. Янсон-Манизер [2]. Спорт еще с конца 1920-х гг. стал таким же знамением времени, как и грандиозные масштабы индустриального строительства.

В 1930-е гг. в скульптуре стала доминировать тема самоотверженного созидательного труда. «Во главу угла всех видов и жанров пластики становится воспитательное и духовно мобилизующее начало искусства», и в ахуновских произведениях это начало ярко проявилось [12. С. 158]. До наших дней сохранилась лишь одна композиция - «Владыкой мира будет труд»3. Эта скульптурная группа изображает крепких атлетов, держащих над головой земной шар. Динамичная трехфигурная композиция, очень органично введенная в городскую среду, является смысловым центром всего окружающего пространства. Мерный шаг, мускулистые полуобнаженные торсы мужских фигур, выразительная игра складок брюк создают эффект движения, ветра, направленного по спирали соответственно круговой траектории фигур. В самих образах, излучающих здоровье, силу, энергию движения, анатомическая выразительность торсов выявляют характерную для эпохи «первых строителей социализма» приверженность, с одной стороны, классике и античности, с другой - некоторую гиперболизацию образов.

Лепные и формовочные работы по осуществлению и установлению скульптур в натуральную величину на месте сооружения выполнял известный казанский архитектор, скульптор-лепщик, декоратор, формовщик Михаил Александрович Густов. Работа этого уникального мастера в 1930-1940-е гг. была очень востребована. В сотрудничестве с М.А. Густовым татарские скульпторы, в том числе и С. Ахун, реализовывали все свои декоративные и станковые произведения [4. Ед.хр. 376. Л. 5].

К периоду 1930-х годов относится первая в национальной скульптуре портретная галерея деятелей татарской культуры, созданная Садри Ахуном. Черты монументальности проявились у скульптора в портретах X. Такташа, Г. Камала, Г. Ибрагимова, Н. Жиганова и М. Джалиля. Для этих работ характерна не столько историческая и портретная документальность, сколько образная достоверность. Раскрытие духовного мира персонажей автор передает через строгость формы. Их монументальная замкнутость призвана достичь приподнятости, некоторой героизации обобщенных образов. Во второй половине 1940-х гг. скульптор обращается к образу татарского народного поэта Габдуллы Тукая, выполняет его портрет, а также работает над эскизами и моделью памятника поэту для Казани4.

В лице С. Ахуна впервые в татарской скульптуре появляются тенденции к изображению национального образа и характера. Через раскрытие фольклорнонациональных сюжетов скульптор попытался обобщить национальный образ нового человека-труженика. В работе С. Ахуна «За высокий урожай», которая была показана в качестве «визитной карточки» нового советского искусства Татарской АССР на большой Всесоюзной художественной выставке «Индустрия

3 Об остальных разрушенных, не сохранившихся скульптурах мы можем судить лишь по фотографиям и газетным публикациям тех лет.

4 В 1946-1948 гг. С.С. Ахун принимал участие в конкурсе на создание памятника поэту Г. Тукаю и стал победителем (архитектор П.Т. Сперанский). Работа над ним продолжалась на протяжении 1950-х гг. Памятник татарскому народному поэту Г. Тукаю был установлен в Казани в 1958 г. по проекту скульпторов С.С. Ахуна, Л.Е. Кербеля, Л.М. Пи-саревского, архитектора Л.И. Павлова [8. Ед.хр. 270, 277, 516, 524; 10. Ед.хр. 97].

социализма» в 1939 г. в Москве, автор стремился синтезировать в образе держащей сноп колосьев крестьянки типические черты татарской сельской труженицы [5. Ед.хр. 1. Л. 4]. В силуэте фигуры особенно выразительную роль играет изображение национального костюма модели - по-татарски5 повязанный платок, поверх которого надета войлочная шляпа; силуэт фигуры обрисовывает простое домотканое платье, поверх которого надет фартук. Скульптор не стремится к передаче фактурности материала, тем самым подводя к символичности образа. В трактовке формы нет мелочности, чувствуется масштабность понимания задачи, стремление к монументальным обобщениям. Это произведение носит, скорее, символический характер, так как выражает идею труда и созидания, жизнеутверждающего начала, а также всеобщего эмоционального подъема в контексте всемерной индустриализации и коллективизации страны.

Для С.С. Ахуна опыт скульптора-монументалиста стал базой для дальнейшей деятельности по разработке эскизов монументальных памятников для Казани.

1940 год в Татарии был ознаменован празднованием 20-летия образования ТАССР. Это событие было решено связать с возведением грандиозного памятника В.И. Ленину, по которому было принято специальное постановление. Решением Управления по делам искусств при СНК СССР были выдвинуты три кандидатуры скульпторов на проект памятника - С.Д. Меркуров (Москва), В.Б. Пинчук (Ленинград) и С.С. Ахун (Казань)6. 27 апреля 1941 г. состоялось заседание жюри конкурса. Среди различных мнений членов жюри особо ценным прозвучало замечание П.М. Дульского: «...Желательно, чтобы авторство принадлежало казанским мастерам» [10. Ед. хр. 39. Л. 57].

По результатам конкурса победителем стал ленинградский скульптор В.Б. Пинчук. Но этим планам помешала война. Именно этот проект так и не был осуществлен, в 1954 г. появился совершенно другой монумент других авторов7.

В годы Великой отечественной войны велась наиболее активная, по сравнению с предыдущим периодом, деятельность Союза советских художников Татарской АССР под руководством С.С. Ахуна [11. С. 15-18]. Несмотря на сложные условия для творческой работы художников - нехватку материалов, отсутствие мастерских, - художественная жизнь шла достаточно интенсивно. Среди многих приехавших в Казань в эвакуацию художников свой значительный след в истории изобразительного искусства Татарии оставил немецкий художник-анти-фашист Вилли Ламмерт8, который привнес своим творчеством в советскую татарскую скульптуру свежую струю европейского экспрессионизма [7. С. 217-231].

В самом конце 1940-х годов в Казани начинается строительство нового здания оперного театра по проекту архитектора И.Г. Гайнутдинова. Архитектор соединил в этом проекте классические античные традиции с национальным татарским орнаментом и тематикой. К работе был привлечен ташкент-

5 Платок повязывался под подбородком, за два соседних (не противоположных) друг к другу уголка квадратного полотнища платка.

6 Решение было принято Постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР № 980 от 8 июня 1940 г. [9. Ед.хр. 39. Л. 12].

7 Памятник В.И. Ленину был установлен на площади Свободы в Казани в 1954 г. по проекту скульптора П.П. Яцыно, архитектора А.И. Гегелло.

8 Ламмерт Вилли Вильгельмович - мастер монументальной и станковой скульптуры, родился в 1892 г. в Германии (Вестфалия) - умер в 1957 г. в Берлине (ГДР). В 1911-1922 - учился в студии и академии скульптуры в Гамбурге, Париже, Мюнхене; в 1914-1917 - участник первой мировой войны. 1922-1932 - творческая деятельность в качестве мастера портретной и монументальной скульптуры, член Компартии Германии. В 1933 г. эмигрировал в Голландию, Францию, в 1934- в СССР. 1934-1941 - работа в Москве, член МОСХ. 1941-1951 - эвакуация и работа в Казани, член Татарского отделения ССХ. В 1951 г. вернулся на родину по приглашению правительства ГДР.

ский живописец Чингиз Ахмаров, украсивший своими фресками интерьеры. Скульпторы С.С. Ахун и В.В. Ламмерт приняли участие в создании статуй, рельефов и лепнины, которая органично вошла в интерьер и экстерьер здания. В ходе работы над проектом С. Ахун создал рельефы фасада, а также элементы декора интерьера. Оформление статуями довел до конца Вилли Ламмерт9, в чем масштабно и полновесно проявился талант скульптора-монументалиста. По своей стилистике, художественным приемам его скульптура была тяжеловесна, конструктивна, лаконична, с минимумом детализации. Ламмерт в первую очередь схватывал сквозную идею и, как каркас, строил конструкцию образа. На фронтоне театра установлены три круглые скульптуры. Центральная фигура в рост, венчающая фронтон, изображает одну из девяти богинь греческой мифологии, покровительницу пения и танца Терпсихору, в руках которой ее неизменный атрибут - лира. Для её образа характерна античная статика: строгая фронтальность позы, ниспадающие тяжелые складки одежды, классическая иконография. Поднятая кверху рука с лавровым венком осеняет театральные подмостки своим божественным покровительством. По краям фронтона симметрично установлены сидящие статуи: левая фигура изображает татарскую женщину в калфаке10, одной рукой придерживающую сноп колосьев и олицетворяющую труд; справа - образ современного мужчины с книгой в руках, олицетворяющего знание. Все три фигуры сомасштабны и хорошо увязаны между собой в пространстве, они составляют аллегорическое и символическое звучание. Композиция дополнена выразительностью горельефов, включенных в треугольник фронтона. В центре его - заключенный в форму тюльпана герб Татарской республики. Симметрично с обеих сторон его обрамляют фигуры юношей, играющих на национальных музыкальных инструментах (саз и курай) и девушек в национальных костюмах, танцующих татарский танец. Эти образы олицетворяют молодую советскую национальную республику. Композицию фланкируют рельефы с изображением театральных масок (комедии и трагедии) в обрамлении татарских орнаментальных мотивов. И сегодня эти статуи и рельефы украшают здание Театра оперы и балета имени М. Джалиля. В творческом содружестве архитектора и скульпторов в Казани создан памятник, в котором отразилось характерное для эпохи явление подлинного синтеза двух видов искусства.

Таким образом, в 1930-1940-е гг. скульптура Татарстана развивалась в общем русле реалистических традиций, характерных для всего советского искусства. Появление в Казани монументальной и монументально-декоратив-ной скульптуры, которая вошла в повседневную жизнь города, стала более адаптированной и приближенной к человеку, связано с именем Садри Ахуна. На основе собственного творчества, выразившегося в обращении к актуальным видам и темам скульптуры, он смог убедительно показать значение нового вида искусства и подхода к нему. Мастер работал над жанровыми композициями, скульптурным портретом, появились первые шаги в области монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Вклад скульптора в области педагогической деятельности трудно переоценить: им было заново открыто скульптурное отделение КХУ11. Пришедшее С. Ахуну на смену молодое поколение скульпторов - его учеников - подняло скульптуру в следующем десятилетии - в 1960-е гг., - на уровень высокого профессионализма и создало свои подлинно национальные произведения пластики.

9 Из воспоминаний народного художника СССР академика Х.А. Якупова. Беседа автора с художником, октябрь 2009 года. Запись беседы хранится у автора.

10 Татарский национальный головной убор.

11 Студентами скульптурного отделения конца 1940 - начала 1950-х гг. были Рада Нигматуллина, Васил Маликов, Науфаль Адылов, Николай Васильев и др., впоследствии ставшие ведущими скульпторами республики.

Литература

1. Выставочные ансамбли СССР. 1920-30-е годы. Материалы и документы / под ред. В.П. Толстого. М.: Галарт, 2006. 466 с.

2. Красная Татария. 1935. № 193, 21 авг.

3. Кривошеева Т.Н. Особенности развития скульптуры Татарстана (Истоки, становление, продолжение традиций): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2010. 30 с.

4. Научный архив Государственного музея изобразительных искусств РТ. Казань. Ф. 2. Оп. 2

5. Национальный архив Республики Татарстан, Казань. Ф. 7064. Оп. 2.

6. Орлов С. Творчество «Бригады восьми» //Советская скульптура-8. М.: Сов. художник, 1984. 266 с.

7. Пышновская 3. Революционное наследие монументальной скульптуры Германской демократической республики // Советская скульптура-8. М.: Сов. художник, 1984. 266 с.

8. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2329. Оп. 4.

9. РГАЛИ, Ф. 2075. Оп. 7.

10. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 5.

11. Червонная С.М. Художники Советской Татарии. Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. 460 с.

12. Шмидт И.М. Скульптура //Очерки истории советского искусства. М.: Сов. художник,1980. 252 с.

ХИСАМОВА ДИНА ДИАСОВНА - научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-приклад-ного искусства, Институт языка, литературы и искусств имени Г. Ибрагимова, Академия наук Республики Татарстан, Россия, Казань ([email protected]).

KHISAMOVA DINA DIASOVNA - scientific worker of fine and decorative art, Institute of Language, Literature and Arts named after G. Ibragimov, Academy of Science of the Republic Tatarstan, Russia, Kazan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.