Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ТИРАЖИРОВАННОЙ СКУЛЬПТУРЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВЕТСКОГО ГОРОДА В 1930-1950-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ Г. ЧЕЛЯБИНСКА)'

ФЕНОМЕН МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ТИРАЖИРОВАННОЙ СКУЛЬПТУРЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВЕТСКОГО ГОРОДА В 1930-1950-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ Г. ЧЕЛЯБИНСКА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
320
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИРАЖИРОВАННАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА / ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА СССР / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гейль В. В., Лешуков А. Г.

Рассматривается монументальная скульптура как вид изобразительного искусства, раскрываются особенности ее развития в СССР после революции 1917 г., подчеркивается особая роль ленинского плана «монументальной пропаганды». Уделяется внимание видам монументальной пластики, факторам, повлиявшим на их формирование в городском пространстве. Отдельно рассмотрены особенности развития монументальной и монументально-декоративной скульптуры в 1930-1950-е гг. в Советском Союзе и появление в этот период особого вида пластики - тиражированной. Изучены первые памятника Челябинска, установленные в 1920-е гг. в скверах города. Определен процесс их изготовления и авторство оригинальной модели. Отмечены периоды в формировании тиражированной монументальной и монументально-декоративной скульптуры. На примере Челябинска раскрыт феномен тиражированной скульптуры в советском монументальном искусстве 1930-1950-х гг. и ее роль в пространстве советского города. Проведен анализ образов, тем тиражированных монументальных памятников этого времени, атрибуция скульптурных образов монументальной пластики. Изучены жанры, назначение и специфика тиражированных монументально-декоративных скульптур в разные периоды формирования садово-паркового искусства Челябинска. Определены причины прекращения развития данного вида монументального искусства. Рассмотрена роль тиражированной монументально-декоративной пластики в формировании городской жанровой скульптуры в начале XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF MONUMENTAL REPLICATED STATUE IN SOCIAL-CULTURAL ENVIRONMENT OF A SOVIET CITY IN 1930-1950S (ON THE EXAMPLE OF CHELYABINSK)

The authors consider monumental statue as a kind of visual arts and disclose the peculiarities of its development in the USSR after the October revolution of 1917. The article especially stresses the specific role of Lenin “monumental propaganda” plan. The authors also pay special attention to different kinds of monumental plastics, to the factors which influenced their formation in the municipal area. Peculiarities of monumental and monumental-decorative statue development in the Soviet Union during 1930-1950s period as well as a new kind of plastics - the replicated one appeared at the same time have been considered separately. The authors have also studied the first monuments of Chelyabinsk erected in the squares of the city in 1920s. They have determined the production process and authorship of the original model and have marked the formation periods of replicated monumental and monumental-decorative statue. On the example of Chelyabinsk, the authors have disclosed the phenomenon of replicated sculpture in the Soviet monumental art in 1930-1950s and its role in the space of a Soviet city. They have analyzed the images, themes of the replicated monumental memorials of that time, attribution of sculptural images of monumental plastics and studied genres, application and specificity of replicated monumentally-decorative statues in different periods of garden and park art of Chelyabinsk formation. In conclusion the authors have revealed the reasons of this kind of monumental art abandonment and defined the role of replicated monumental-decorative plastics in forming urban genre sculpture at the beginning of XXI century.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ТИРАЖИРОВАННОЙ СКУЛЬПТУРЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВЕТСКОГО ГОРОДА В 1930-1950-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ Г. ЧЕЛЯБИНСКА)»

УДК 73.03

В. В. Гейль

кандидат исторических наук

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: [email protected]

А. Г. Лешуков

кандидат культурологии, доцент

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: [email protected]

ФЕНОМЕН МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ТИРАЖИРОВАННОМ СКУЛЬПТУРЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВЕТСКОГО ГОРОДА

В 1930-1950-Е ГГ.

(на материалах г. Челябинска)

Рассматривается монументальная скульптура как вид изобразительного искусства, раскрываются особенности ее развития в СССР после революции 1917 г., подчеркивается особая роль ленинского плана «монументальной пропаганды». Уделяется внимание видам монументальной пластики, факторам, повлиявшим на их формирование в городском пространстве. Отдельно рассмотрены особенности развития монументальной и монументально-декоративной скульптуры в 1930-1950-е гг. в Советском Союзе и появление в этот период особого вида пластики -тиражированной. Изучены первые памятника Челябинска, установленные в 1920-е гг. в скверах города. Определен процесс их изготовления и авторство оригинальной модели. Отмечены периоды в формировании тиражированной монументальной и монументально-декоративной скульптуры. На примере Челябинска раскрыт феномен тиражированной скульптуры в советском монументальном искусстве 1930-1950-х гг. и ее роль в пространстве советского города. Проведен анализ образов, тем тиражированных монументальных памятников этого времени, атрибуция скульптурных образов монументальной пластики. Изучены жанры, назначение и специфика тиражированных монументально-декоративных скульптур в разные периоды формирования садово-паркового искусства Челябинска. Определены причины прекращения развития данного вида монументального искусства. Рассмотрена роль тиражированной монументально-декоративной пластики в формировании городской жанровой скульптуры в начале XXI в.

Ключевые слова: тиражированная монументальная скульптура, история изобразительного искусства СССР, социокультурное пространство

Для цитирования: Гейль, В. В. Феномен монументальной тиражированной скульптуры в социокультурном пространстве советского города в 1930-1950-е гг. (на материалах г. Челябинска) / В. В. Гейль, А. Г. Лешуков // Вестник культуры и искусств. - 2022. - № 4 (72). -С. 82-89.

Каждой исторической эпохе присущи особенности, которые проявляются в художественных образах разных видов искусства. После октябрьского переворота 1917 г. по плану «монументальной пропаганды» В. И. Ленина скульптура становится одним из ведущих видов изобразительного искусства в стране.

Монументальная и монументально-декоративная виды скульптуры получают популярность в городах Советского Союза в 1920-1950-е гг., что обусловлено активными изменениями городских пространств - реконструкцией ста-

рых и строительством новых жилых районов, с включением больших открытых территорий и мест отдыха горожан (площадей, парков). В архитектуре происходило становление новых стилевых направлений - конструктивизма, советского неоклассицизма, а затем ампира, и важная роль в оформлении фасадов зданий отводилась монументальной и монументально-декоративной скульптуре. Такие произведения должны были пропагандировать социалистические идеи, воспитывать нового «советского» человека. В 1930-е гг. заметно расширяется те-

82

матика и жанровое решение скульптур, часто наблюдается включение в архитектуру портретных работ вместе с крупными многофигурными повествовательными композициями. Собственно скульптурный монумент становится композиционной доминантой новых городских архитектурных ансамблей [9, с. 59].

Важное место в городском пространстве отводилось зеленым зонам - садам и паркам, в которых проходили многочисленные общественно-политические праздники, агитационные и развлекательные концерты, массовые гуляния. В оформлении садово-парковых пространств жанр и тематика скульптур были обусловлены функциональным зонированием. Наиболее посещаемые территории - зоны культурно-массовых мероприятий - главные аллеи, площади перед парковыми зданиями украшали скульптурными портретами вождей и политических лидеров. В прогулочных зонах и зонах тихого отдыха размещались скульптуры анималистического жанра, фонтаны и цветочные вазоны, в местах отдыха детей - фигуры пионеров, в физкультурно-оздоровительной зоне -спортсменов.

При описании монументальной скульптуры как явления в исследованиях по истории советского искусства 1930-1950-х гг. можно встретить такие понятия, как «гипсовая скульптура», «тиражированная скульптура», «копированная скульптура». Первое характеризует материал, из которого изготавливались скульптуры в этот период. Особенностью времени стало использование в технологии изготовлении скульптурных произведений как более (бронза, мрамор), так и менее (бетон, гипс) долговечных материалов. Скульптуры из гипса и бетона производились по причине быстрых темпов изменения пространства советских городов, когда скульптуры требовались в большом количестве. Кроме этого, оказывал влияние и экономический фактор - недостаток материальных ресурсов для возведения скульптур из металла и камня. Для оформления столичных городов монументальные изображения политических лидеров изготавливались, как правило, из металла. В провинциальных городах и селах устанавливали гипсовые или бетонные копии этих авторских монументов. Их чаще всего оставляли в

белом цвете, без окрашивания, металлизации и другого дополнительного декорирования. И гипс, и бетон в тот период были довольно высокого качества, имели значительную механическую прочность и достаточно эстетичный вид, относительно легкий вес и длительный срок службы.

Понятие тиражированной скульптуры связано с процессом тиражирования, или «размножения» в большом количестве, т. е. многократного повторения множества идентичных объектов посредством промышленных технологий. Используются методы промышленной формовки и последующей отливки, исполнителем является рабочий-форматор.

Близка к тиражированию копированная скульптура. Но процесс копирования скульптуры основан на технологиях ваяния и требует мастера-исполнителя с художественным образованием [13], может происходить двумя известными методами: вырубкой из камня (другого твердого материала) и лепкой с натуры.

В исследуемый период использовали как копированные, так и тиражированные скульптуры. К примеру, в 1920-е гг. памятники были точными копиями оригинальных работ, изготавливались в небольших количествах, как правило, из металла и часто под надзором автора. За 1918-1921 гг. в Москве было установлено 25 новых монументов, в Петрограде - 15. В 1924 г. в Ленинграде при заводе «Красный выборжец» был создан «Художественный монументальный бронзолитейный отдел» [1, с. 13] для изготовления копированных скульптур для всей страны.

В Челябинске примером такого рода копированной скульптуры можно назвать бронзовый бюст Карла Маркса на деревянном постаменте (автор В. В. Лишев [2]), появившийся в 1920 г. в сквере 1 мая (территория современного Бульвара Славы) и просуществовавший до середины 1930-х гг. Подобные бюсты были размещены во многих городах: Туле, Кушве, Верхнем Уфалее. Оригинальный бюст был установлен в 1918 г. в Новой Ладоге Ленинградской области. В конце 1920-х - середине 1930-х гг. на Каслинском заводе такие бюсты отливали в чугуне.

Еще один пример копированной скульптуры в г. Челябинске - памятник В. И. Ленину на Алом поле, открытый в июле 1925 г.

83

(авторы библиотекарь Н. М. Чекасин и инженер П. И. Искосков). Бюст Ленина установлен в специальной нише. По поводу имени скульптора -автора бюста существует несколько точек зрения. Так, бронзовый бюст высотой 1,55 метра выполнен Ленинградской академией художеств [11], а автором указывается В. В. Козлов [4]. Исследования последних лет дают основания считать автором М. Я. Харламова [12], который сделал посмертный портрет В. И. Ленина во время похорон, ставший художественной основой для бюста. Бюст отливался в мастерской скульптора при отделе художественного литья завода «Красный выборжец» [5, с. 36]. Скульптор лично следил за процессом изготовления копий своих работ. Копированные скульптуры были установлены в городах Челябинске, Троицке, Миассе, Ленинграде, Соколе Вологодской области [12].

В 1930-1950-е гг. большинство скульптур отливались из гипса или бетона без авторского надзора с многократным использованием одной формы. Такие скульптуры следует считать тиражированными. Они выполняли функции пропаганды господствующей идеологии, изменения общественного сознания. Скульптурные изображения политических лидеров и исторических персонажей символизировали идеи свободы и построения «нового» мира. Важным аспектом было также место размещения подобных памятников - административные и историко-культурные центры городов, места массового отдыха горожан.

Отдел на заводе «Красный выборжец» в 1939 г. получил новое название - завод бронзового и чугунного литья «Монументскульптура» [1, с. 24]. Художественный фонд СССР, образованный в 1940 г. при Союзе художников СССР, имел свои производственные предприятия (заводы, фабрики, комбинаты, мастерские), в задачи которых входило создание произведений изобразительного искусства. Отделения Художественного фонда СССР существовали при республиканских Союзах художников. Так, при Художественном фонде РСФСР работал Экспериментально-производственный комбинат монументальной и декоративной скульптуры [3]. В годы Великой Отечественной войны при городском управлении главного архитектора с

целью создания садово-парковой скульптуры для Челябинска действовала скульптурная мастерская.

В 1930-1950-е гг. в Челябинске получила развитие тиражированная монументальная и монументально-декоративная скульптура [6, с. 30]. В этот период улицы, парки и скверы города украсили многочисленные памятники -скульптурные изображения действующих и исторических политических деятелей, писателей и поэтов, пионеров, спортсменов, животных.

Самым распространенным объектом для скульптуры того времени являлся В. И. Ленин. В Челябинске было установлено 33 тиражированных монумента, посвященных ему, которые условно можно разделить на три группы, в зависимости от трактовки образа. Первая представляла его в виде политического оратора, произносящего речь. Такие памятники, как правило, устанавливались на территориях многочисленных промышленных предприятий города, крупных организаций и учреждений или вблизи объектов их социальной инфраструктуры (например, на территории Челябинской областной больницы, Челябинского военного автомобильного института, в главном корпусе педагогического института, возле проходной завода дорожных машин им. Д. В. Колющенко, перед заводоуправлением Челябинского лакокрасочного завода). Оригинальными моделями для них стали скульптуры Г. Д. Алексеева, Ю. Г. Нероды, А. Л. Котихина.

Вторая группа памятников представляет Ленина политическим деятелем. В одном варианте он сидит в кресле с высокой спинкой. Тиражированные скульптуры создавались с оригинала С. Д. Меркурова, установленного на территории Московского Кремля (1938). В Челябинске такие монументы разместили в парке Металлургического района (ныне парк «Металлург» им. О. И. Тищенко), в Саду Ильича (ул. Гагарина, 2), на территории Центрального парка культуры и отдыха (ныне ЦПКиО им. Ю. А. Гагарина).

Ко второй группе также относится вариант изображения Ленина в пальто в полный рост. Оригинальная модель выполнена С. Д. Мер-куровым в конце 1930-х гг. для зала заседаний Верховного Совета СССР и для канала Москва -Волга [8, с. 178]. Памятники были установлены

84

на территории Челябинского высшего танкового училища, Челябинского металлургического завода, Челябинского кузнечно-прессового завода, Второй дорожной клинической больницы, на площади перед клубом Челябметаллургстроя.

В третьей группе памятников Ленин олицетворяет собой символ советской эпохи. Эти памятники представляют более человечный образ вождя, несут ощущение спокойствия, уравновешенности. Подобные тиражированные скульптуры размещались, как правило, в местах отдыха граждан: например, в сквере на ул. Энергетиков, напротив Дворца культуры ТЭЦ-1, в городском сквере по ул. Российской, в сквере перед Дворцом культуры завода «Стан-комаш», в сквере возле школы № 92 в Металлургическом районе, на территории железнодорожной больницы (ул. Доватора, 23).

В 1950-е гг. в Челябинске появились тиражированные памятники «Ленин и Сталин в Горках» - всего в городе их было установлено три: первый открыт летом 1950 г. перед кинотеатром «Родина», два других - в Парке культуры и отдыха и парке Металлургического района. Авторы оригинальной модели - скульпторы В. Б. Пинчук и Р. К. Таурит [10].

В 1940-1950-е гг. городское пространство Челябинска украшали 9 тиражированных памятников И. В. Сталину. Три из них были копиями с модели С. Д. Меркурова конца 1930-х гг. После 1956 г. памятники демонтировали, частично заменили скульптурами В. И. Ленина.

Городское пространство Челябинска украшали несколько тиражированных памятников другим лидерам советской республики, среди них -памятники С. М. Кирову (с оригиналов Н. Томского, З. Виленского), памятники Серго Орджоникидзе и Максиму Горькому (копии скульптур И. А. Максимова, последняя - с оригинала, установленного в г. Краснодаре) [7, с. 203].

После окончания ВОВ улицы города украшала тиражированная скульптура военной тематики - два памятника Зое Космодемьянской в разных районах города, памятник защитнику блокадного Ленинграда на территории Челябинского металлургического завода, изготовленный на заводе «Монументскульптура», «Пограничник с собакой», отлитый, вероятнее всего, с оригинала 1940-х гг., установленного

в Ишимбае и посвященного Герою Советского Союза Н. Ф. Карацупе и его собаке Индусу.

Монументально-декоративную скульптуру в Челябинске в 1930-е гг. устанавливали на крышах, в нишах, входных группах возводимых неоклассических сооружений. В этот период скульптура функционально связана с оформлением фасадов. Так, по проектам того времени, фасады нескольких зданий - жилого дома облисполкома (пр. Ленина, 54), гостиницы «Южный Урал», кинотеатра им. А. С. Пушкина - предполагалось украсить декоративной скульптурой.

На крыльце Единого диспансера Челябинского тракторного завода по ул. Горького, 18 (ныне поликлиника № 8) были установлены две фигуры: «Мать и дитя» и «Летчик» («Пилот»). Последний внешне напоминал скульптуру «Пилот» Д. Шварца (1936) из московского Парка культуры и отдыха им. М. Горького. Тема покорения неба была очень популярна в советском искусстве 1930-х гг. Демонстрация мощи нового человека должна была вызывать уверенность в том, что он способен победить любого врага. Так, на крыльце главного корпуса Военной школы летчиков-наблюдателей (ныне ЧВВАКУШ) в 1938 г. были установлены две идентичные фигуры - «Летчик-наблюдатель» (с оригинальной скульптуры Г. Л. Пивоварова).

Тема труда в монументальной скульптуре также была очень популярна и востребована. После окончания строительства Дворца культуры Станкостроительного завода в Челябинске (1948) его боковое крыльцо было украшено скульптурами «Рабочего-металлурга» и «Строителя». Тематика фигур отражала специфику производства предприятия.

Фигуры спортсменов в скульптуре исследуемого периода выглядели максимально приближенно к античным традициям: люди атлетического телосложения с минимальными количеством одежды, поза и жесты скопированы с известных античных скульптурных произведений - атлеты, участвовавшие в олимпийских соревнованиях. В середине 1930-х гг. подобные тиражированные монументальные скульптуры украсили ниши входной зоны двух стадионов - «Динамо» (ныне «Центральный») и стадиона поселка Челябинской государствен-

85

ной районной электрической станции. Женская и мужская фигуры атлетов были размещены в пространстве между колоннами первого этажа главного фасада железнодорожной поликлиники по ул. С. Цвиллинга. В середине 1930-х гг. популярным образом для монументально-декоративной скульптуры стала «Девушка с веслом» (изображение стоящей молодой девушки в купальнике с веслом в правой руке). Образцом для тиражирования послужила скульптора Р. Иодко, созданная им для московского парка водного стадиона «Динамо» в 1936 г. Именно этот вариант, массово растиражированный по всей стране в 1930-е гг., появился также и в челябинском ЦКПиО.

Примером декоративной скульптуры, предполагавшейся для размещения на территории парков, садов, детских учреждений, стали работы Т. В. Щелкан-Руденко «Ленин в детстве» и З. В. Баженовой «Володя Ульянов». Первая изображает приветливо улыбающегося мальчика, опирающегося на тумбочку с книгами. Вторая трактует образ героя в рост в высоких сапожках, одна рука заложена за поясок рубашки, в другой - книжка. Детский образ Володи Ульянова был призван воздействовать на самых маленьких горожан и формировать положительное представление о вожде советского народа с самого детства.

В послевоенное время развитие монументально-декоративной скульптуры в Челябинске было связано с восстановлением и обновлением городской социальной инфраструктуры, с украшением парков, скверов, городских пляжей. Постепенно расширяется тематика скульптур, появляется динамика в решении образов, многофигурные композиции. Популярной остается тема спорта. Фигуры демонстрируют движение, часто используется тема спортивных игр. Один из повторяющихся образов - скульптура, изображавшая трех детей, играющих в мяч (подобные были установлены в сквере по ул. Коммуны, рядом с одним из детских садов в Тракторозаводском районе города). Фигуры трех играющих в футбол юношей представлены в композиции, украшающей двор Челябинского энергетического техникума на ул. Российской. Рядом с водной станцией (пруд «Коммунар») на реке Миасс стояли фигуры спортсменов - де-

вушки и юноши в плавательных костюмах, образ девушки дан в момент подготовки к прыжку в воду. Оригинал для тиражирования - бронзовая скульптура «Плывунья» Р. Иодко («Прыжок в воду», «Пловчиха»), установленный не позднее 1936 г. в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького в Москве.

Анималистический жанр обретает популярность в монументально-декоративной скульптуре, и такие работы размещаются в городских скверах, парках отдыха, на территориях больничных комплексов. Так, в сквере на ул. Коммуны, детском парке в Тракторозаводском районе (ныне парк им. В. Терешковой), во дворе домов 14 и 16 по ул. Славянской были установлены скульптуры «Лев с ягненком», «Львица и львенок», «Журавль и лиса». Гипсовая тиражированная скульптура «Лось» находилась в ЦКПиО, а также на территории медгородка больницы № 6 в Металлургическом районе. Скульптура «Слоненок» украсила фонтан во дворе жилого дома № 55а по ул. Цвиллинга.

Еще одной из популярных тем советской тиражированной скульптуры стало изображение счастливых пионеров, официальный образ детства. Эта группа скульптур, объединенных лозунгом «Всегда готов!», демонстрировала обязанности юных граждан Страны Советов: хорошо учиться, любить свою Родину, быть готовыми встать на ее защиту. Многочисленные скульптуры на эту тему были установлены на территории детских парков на Алом поле и в Тракторозаводском районе.

С конца 1950-х гг. требования к скульптурному оформлению городского пространства меняются. На смену торжественному сталинскому ампиру приходит так называемый суровый стиль с лаконичными фасадами без каких-либо декоративных украшений. Соответственно и пространство вокруг зданий также перестает требовать скульптурного оформления. Другой причиной прекращения установки в городе тиражированных скульптур стало появление в Челябинске плеяды молодых профессиональных скульпторов, которые в дальнейшем создали множество оригинальных авторских работ, среди них Л. Н. Головницкий, В. С. Зайков, А. П. Суле-нев, С. Я. Савочкин, А. П. Кудрявцев.

86

Подводя итоги, следует отметить, что феномен монументальной тиражированной скульптуры в социокультурном пространстве советского города в 1930-1950-е гг. имел характерные особенности и специфические черты. В задачи городского руководства входило размещение в его пространствах идеологически содержательных скульптур, обладающих новым художественным языком, который должен быть понятным основной массе населения, часто не подготовленной к восприятию произведений искусства и имеющей низкий уровень эстетического развития и визуальной культуры. Поэтому новый художественный метод, применявшийся в том числе и скульпторами в своем творчестве, диктовал образные решения в пользу новых реалистических традиций, но, как правило, основанных на методах классического искусства. Образы часто безыскусны и просты, что также способствовало их массовому тиражированию в таких материалах, как гипс и бетон. Широкий выбор тематики скульптур позволял оформить самые разные зоны городского социокультурного пространства, различные по функциям и назначению для конкретной аудитории (дети, взрослые, отдыхающие в санаториях, пациенты больничных комплексов, обучающиеся в учебных заведениях, работники крупных предприятий и организаций). Процессы, происходившие в Советском государстве в 1930-1950-е гг. в сфере оформления городских пространств скульптурными произведениями, отражались и в художественной жизни такого зарождающегося крупного центра индустрии, как Челябинск.

Ситуацию рассматриваемого периода можно сравнить с современной. Так, в начале XXI в. в Челябинске появилась потребность в украшении новых и модернизации существующих мест массового пребывания горожан - парков, скверов, набережных. В связи с этим была возобновлена практика установки декоративных скульптурных композиций, которые получили название « жанровая городская скульптура». Данный вид скульптуры взял на себя задачи монументально-декоративной скульптуры советского периода, существенно расширив их. Скульптура вышла за рамки декоративного предназначения, став посредником между человеком и городской средой. В качестве характерной особенности

жанровой городской скульптуры отметим отсутствие монументальности и идеологической составляющей. Ее героями становятся собирательные литературные образы, представители различных профессий, фантастические существа, животные. Содержательная сторона теперь имеет повествовательный характер, поскольку отсутствуют задачи по фиксации исторических событий или увековечиванию памяти.

1. Белобородов, И. М. Отлитая в бронзе. История ленинградского завода художественного литья «Монументскуль-птура» / И. М.Белобородов, Г. Г. Зяб-лова. - Ленинград : Лениздат, 1985. -119 с.

2. Всеволод Всеволодович Лишев : каталог работ // Каслинское литье. - URL: http ://kasl icastiron.ru/artists/100 (дата обращения: 15.10.2022).

3. История Экспериментально-производственного комбината монументальной и декоративной скульптуры Московской городской организации Художественного фонда РСФСР // Объединение московских скульпторов. - URL: https://oms.ru/kombinat/istoriya (дата обращения: 15.10.2022).

4. Казаков, А. Памятник на Алом поле /

A. Казаков // Челябинский рабочий. -1987. - 22 сент. - С. 4.

5. Костягина, В. М. У истоков Ленинианы /

B. М. Костягина // Вестник Музея-мемориала В. И. Ленина. - Ульяновск : Музей-мемориал В. И. Ленина, 2005. -Вып. 7. - С. 35-38.

6. Кудзоев, О. А. Скульптурная летопись края / О. А. Кудзоев, А. С. Ваганов. -Челябинск : ЮУКИ, 1989. - 238 с.

7. Ламосова, Н. В. Скульптурные портреты М. Горького в городском пространстве Краснодара / Н. В. Ламосова // Кавказские маршруты Максима Горького : сб. науч. ст. - Краснодар : Экоин-вест, 2019. - С. 199-205.

8. Меркуров С. Д. // Большая советская энциклопедия. Т. 27 / гл. ред. Б. А. Введенский. - Изд. 2-е. - Москва : БСЭ, 1954. - 664 с.

9. Монументальное искусство СССР : альбом / авт.-сост. В. П. Толстой. - Москва : Советский художник, 1978. - 380 с.

10. Сталинские премии за выдающиеся работы в области литературы и изобра-

87

зительного искусства за 1949 г. // Челябинский рабочий. - 1950. - 10 марта.

11. Строим памятник Ильичу // Советская правда. - 1925. - 22 марта. - С. 3.

12. Харламов Матвей Яковлевич // Челябинская область : портал. - URL: http://chel-portal.ru/enc/Harlamov_ Matvey_Yakovlevich (дата обращения: 15.10.2022).

13. Черемхин, В. И. Еще раз о значении термина «копия» в скульптуре / В. И. Черемхин, Е. Г. Пильник // Мастерская реставрации предметов прикладного искусства ГМИИ им. А. С. Пушкина. -URL: https://www.museumconservation. ru/publications/definition_of_the_term_ copy_in_sculpture/index.php Yakovlevich (дата обращения: 15.10.2022).

Получено 12.12.2022

Vera V. Geil

Candidate of Historical Sciences

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: [email protected]

Aleksei G. Leshukov

Candidate of Culturology, Docent

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: [email protected]

Phenomenon of Monumental Replicated Statue in Social-Cultural Environment of a Soviet City in 1930-1950s (on the Example of Chelyabinsk)

Abstract. The authors consider monumental statue as a kind of visual arts and disclose the peculiarities of its development in the USSR after the October revolution of 1917. The article especially stresses the specific role of Lenin "monumental propaganda" plan. The authors also pay special attention to different kinds of monumental plastics, to the factors which influenced their formation in the municipal area. Peculiarities of monumental and monumental-decorative statue development in the Soviet Union during 1930-1950s period as well as a new kind of plastics -the replicated one appeared at the same time have been considered separately. The authors have also studied the first monuments of Chelyabinsk erected in the squares of the city in 1920s. They have determined the production process and authorship of the original model and have marked the formation periods of replicated monumental and monumental-decorative statue. On the example of Chelyabinsk, the authors have disclosed the phenomenon of replicated sculpture in the Soviet monumental art in 1930-1950s and its role in the space of a Soviet city. They have analyzed the images, themes of the replicated monumental memorials of that time, attribution of sculptural images of monumental plastics and studied genres, application and specificity of replicated monumentally-decorative statues in different periods of garden and park art of Chelyabinsk formation. In conclusion the authors have revealed the reasons of this kind of monumental art abandonment and defined the role of replicated monumental-decorative plastics in forming urban genre sculpture at the beginning of XXI century.

Keywords: replicated monumental statue, visual art history of the USSR, social-cultural environment

For citing: Geil V. V., Leshukov A. G. 2022. Phenomenon of Monumental Replicated Statue in Social-Cultural Environment of a Soviet City in 1930-1950s (on the Example of Chelyabinsk). Culture and Arts Herald. No 4 (72): 82-89.

BB

References

1. BeLoborodov I. M., ZiabLova G. G. 1985. OtLitaya v bronze. Istoriya Leningradskogo zavoda khudozhestvennogo Lit'ya «MonumentskuL'ptura» [Cast in bronze. The history of the Leningrad plant of artistic casting "MonumentskuLptura"]. Leningrad: Lenizdat. 119 p. (In Russ.).

2. VsevoLod VsevoLodovich Lishev. Kaslinskoe lit'e [Kasli casting]. AvaiLabLe from: http://kasLicastiron. ru/artists/100 (accessed: 15.10.2022). (In Russ.).

3. History of the ExperimentaL and Production PLant for MonumentaL and Decorative ScuLpture of the Moscow City Organization of the Artistic Fund of the RSFSR. Ob"edinenie moskovskikh skul'ptorov [Association of Moscow sculptors]. AvaiLabLe from: https://Zoms.ru/kombinat/istoriya (accessed: 15.10.2022). (In Russ.).

4. Kazakov A. 1987. Monument on the ALoe PoLe. Chelyabinskiy rabochiy [Chelyabinsk worker]. Sept. 22. P. 4. (In Russ.).

5. Kostiagina V. M. 2005. At the origins of Leniniana. Vestnik Muzeya-memoriala V. I. Lenina [Bulletin of the Museum-memorial of V. I. Lenin]. Iss. 7. ULyanovsk: Muzey-memoriaL V. I. Lenina. P. 35-38. (In Russ.).

6. Kudzoev O. A., Vaganov A. S. 1989. SkuL'pturnaya Letopis' kraya [ScuLpturaL chronicLe of the region]. CheLyabinsk: YuUKI. 238 p. (In Russ.).

7. Lamosova N. V. 2019. ScuLpturaL portraits of M. Gorky in the urban space of Krasnodar. Kavkazskie marshruty Maksima Gor'kogo [Caucasian routes of Maxim Gorky]. Krasnodar: Ekoinvest. P. 199205. (In Russ.).

8. Merkurov S. D. 1954. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. VoL. 27. Chief ed. B. A. Vvedensky. 2nd ed. Moscow: BSE. 664 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. MonumentaL'noe iskusstvo SSSR [MonumentaL art of the USSR]. 1978. Author-compiLer V. P. ToLstoy. Moscow: Sovetskiy khudozhnik. 380 p. (In Russ.).

10. StaLin Prize for outstanding works in the fieLd of Literature and fine arts for 1949. 1950. Chelyabinskiy rabochiy [Chelyabinsk worker]. 10th of March. (In Russ.).

11. BuiLding a monument to ILyich. 1925. Sovetskaya pravda [Soviet truth]. March 22. P. 3. (In Russ.).

12. KharLamov Matvey YakovLevich. Chelyabinskaya oblast' [Chelyabinsk region]. AvaiLabLe from: http://cheL-portaL.ru/enc/HarLamov_Matvey_YakovLevich (accessed: 15.10.2022). (In Russ.).

13. Cheremkhin V. I., PiLnik E. G. Once again about the meaning of the term "copy" in scuLpture. Masterskaya restavratsii predmetov prikladnogo iskusstva GMII im. A. S. Pushkina [Workshop for the restoration of applied arts of the Pushkin Museum]. AvaiLabLe from: https://www. museumconservation.ru/pubLications/definition_of_the_term_copy_in_scuLpture/index.php YakovLevich (accessed: 15.10.2022). (In Russ.).

Received 12.12.2022

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.