Научная статья на тему 'Типы заглавий и пропозициональная организация текста (на материале романа А. Белого «Петербург»)'

Типы заглавий и пропозициональная организация текста (на материале романа А. Белого «Петербург») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1005
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПОЗИЦИЯ / МАКРОПРОПОЗИЦИЯ / МИКРОПРОПОЗИЦИЯ / ЗАГЛАВИЯ АКТАНТНОГО / ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНОГО / СИРКОНСТАНТНОГО И МОДУСНОГО ТИПОВ / PROPOSITION / MACROPROPOSITION / MICROPROPOSITION / PROPOSITIONAL TITLES / ACTANT TITLES / CIRCUMSTANCE TITLES / EVALUATIVE TITLES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белов В. А.

Статья посвящена исследованию пропозициональной организации нарратива в художественном тексте. Предложена классификация заглавий и проанализирована роль заглавий в формировании текстовой пропозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the article is to investigate the narrative propositional organization in fiction. The classification of the titles has been worked out and their role in the text proposition formation has been analyzed.

Текст научной работы на тему «Типы заглавий и пропозициональная организация текста (на материале романа А. Белого «Петербург»)»

©Белов В.А., 2010

УДК 81’42 ББК 81.2Рус

ТИПЫ ЗАГЛАВИЙ И ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА А. БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ») 1

В.А. Белов

Статья посвящена исследованию пропозициональной организации нарратива в художественном тексте. Предложена классификация заглавий и проанализирована роль заглавий в формировании текстовой пропозиции.

Ключевые слова: пропозиция, макропропозиция, микропропозиция, заглавия актантного, пропозиционального, сирконстантного и модусного типов.

Правильно построенный текст, обладая связностью и цельностью, может быть охарактеризован с точки зрения пропозициональной организации. Текстовая пропозиция представляет общее, фактическое содержание текста, то есть представляет информацию об основных событиях, ситуациях и их участниках. Под пропозицией нами понимается «компонент смысла, который является концептом ситуации или положения вещей» [3, с. 52], другими словами, пропозиция - это представленная языковыми средствами ситуация. Как отмечает А.К. Киклевич, главным в понимании текста является последовательное восстановление текстовой когеренции, смысловой связности пропозиций, то есть реконструкция системы пропозиций [2, с. 17]. Пропозициональная организация является важнейшим средством создания связности и цельности текста.

Объемно-прагматическое членение текста романа А. Белого «Петербург», выбранного нами для анализа, реализовано двумя неозаглавленными частями, восемью главами (по 4 в каждой части), которые подразделяются на 126 маленьких главок. И главы, и главки имеют заглавия. Цель статьи - выявить некоторые типы названий главок и определить их роль в пропозициональной организации текста. Можно предположить, что иерархически орга-

низованному авторскому членению текста соответствует иерархия текстовых пропозиций: макропропозиций глав и микропропозиций главок, которые с разной степенью компрессии представлены в заглавиях. По мнению Т. ван Дейка, пропозициональная структура текста образуется наиболее информационно выделенными элементами текста, а именно: краткими изложениями, выводами, тематическими предложениями, важнейшую роль среди этих средств играет заглавие [6]. Однако в современной русистике отсутствуют работы, в которых была бы представлена типология заглавий с точки зрения пропозиционального подхода. Предлагаемая в статье типология названий - это попытка восполнить исследовательскую лакуну.

Заглавие способно, во-первых, выражать пропозицию в целом, во-вторых, представлять входящие в нее актанты, в-третьих, может указывать на условия осуществления действий и, наконец, заглавие может быть связано не с дик-тумом, а модусом, семантика которого сводится к оценочности, экспрессивности, к «выражению авторского позитивного или негативного отношения к диктумному содержанию в целом или к какому-то из его элементов» [5, с. 34].

1. Заглавия пропозиционального типа называют главное событие и ситуацию главки. Они способны (эксплицитно или имплицитно) характеризовать действие главки в целом, например, «Разночинца он видел». Действие главки можно описать следующим образом: Аполлон

Аполлонович Аблеухов (А.А.), находясь в собственном кабинете, неожиданно понял, что ему уже доводилось видеть случайно встретившегося на улице и произведшего на него неприятное впечатление разночинца: А.А. вспомнил: разночинца однажды он видел. Разночинца однажды он видел - представьте себе - у себя на дому [1, с. 34]2. Пропозиция, выдвинутая в заглавие, выделяет основное событие главки - факт предыдущей встречи с разночинцем. Заглавие является концентрированным (обобщенным) представлением содержания главки.

В данный тип попадают и те заглавия, в которых представлен лишь предикат. Например, в заглавии «Дотанцовывал», актант не представлен в заглавии, но легко восстанавливается из текста самой главки.

2. Заглавия актантного типа выделяют одного из участников описываемой ситуации. Такое заглавие может вводить в перцептивное поле читателя актант (участник ситуации), который способен связывать отдельные предложения главки; актант, вынесенный в заглавие, становится маркированным (коммуникативно выделенным) элементом микропропозиции. Этот класс заглавий делится на два подтипа: а) объектный и б) субъектный.

Объектный подтип представлен единичным примером - главкой «Двух бедно одетых курсисточек»: И когда, уличенный, повернулся он своим островным лицом, то увидел в упор на себя устремленные глазки двух бедно одетых курсисточек (с. 29). Две курсисточки являются объектом восприятия в данной главке, что подчеркивается и грамматически. По функции объектный подтип значительно отличается от субъектного: если субъектный характеризуется богатством текстовых функций (см. ниже), то объектный подтип употребляется в модусной функции.

Субъектный подтип представлен, например, главкой «Аполлон Аполлонович» (А.А.) из четвертой главы романа. В главке рассказывается

о посещении А.А. светского бала и дано развернутое описание состояния героя, того, как он вступает в разговор с разными людьми. Практически во всех предложениях главки этот персонаж является субъектным актантом: А.А. оправился от сердечного приступа; А.А. поглядел в глубину комнатной анфилады (с. 163). Заметим, что интродуктивная номинация носит нейт-

ральный идентифицирующий характер. Однако номинация, вынесенная в название, может быть и характеризующей, например «Сухая фигурочка» из четвертой главы. В главке Николай Абле-ухов на балу встречает отца, А.А., которого он не сразу узнал: Вот опять до него долетели дальние отголоски, и повернулся он медленно: и неясно, и тускло - где-то там, где-то там - быстро зал пересекла сухая фигурочка, без волос, без усов, без бровей. Что-то было во всем том знакомое, что-то близко живое (с. 159). Важно, что в заглавиях («Аполлон Аполлонович» и «Сухая фигурочка») представлены разнофокусные номинации: первая реализует объективный взгляд автора, а вторая - субъективное восприятие сына.

То же самое можно сказать о главке «Помпадур»: Софья Петровна Лихутина, собираясь на бал, надевает костюм Помпадур. Героиню уже не раз представляли читателям, номинация «Помпадур» является характеризующей, а само имя относится к прецедентным. Автор в этой главке намеренно заменяет образ героини ее маской, вернее, образ героини раздваивается: ...но когда мадам Помпадур протянула ручку, чтобы взять этот жезл, у нее в руке оказалась записка от мужа. Та записка, конечно, относилась к Софье Петровне Лихутиной, а не к ней, мадам Помпадур, и мадам Помпадур презрительно улыбнулась записке (с. 161). Напомним, что Маркиза де Помпадур была фавориткой Людовика XV! Ирония заключается в том, что Софья тоже собиралась на встречу к возлюбленному. Кроме того, Помпадур, олицетворение ветрености и свободы, была для недалекой барышни идеалом. Софья Лихутина так и не смогла - наперекор всему - открыть свои чувства и признаться в любви Николаю Аблеухову.

Актантные заглавия приобретают свойства темы, или топика. Они становятся отправной точкой для повествования и структурирующим компонентом главки. Актант является своеобразным сигналом, запускающим цепочку ассоциаций и активизирующим творческую фантазию нарратора. Заглавия участвуют в формировании двух важнейших категорий текста - связности и цельности, а в главках - субцельности [4].

Актантный тип заглавий может указывать на то, чья точка зрения является ключевой для главки. Так, одна и та же ситуация

бала в главке «Аполлон Аполлонович» описывается с точки зрения Аполлона Аблеухо-ва, в главке «Сухая фигурочка» - с точки зрения Николая Аблеухова, в «Помпадур» -глазами Софьи Лихутиной, в главке «Бал» -глазами хозяйки дома Любови Алексеевны. Персонажи по-разному интерпретируют ситуацию, наполняют ее личностным смыслом.

3. Заглавия сирконстантного типа описывают условия осуществления действий. Такое заглавие может описывать место осуществления действия: например, в главке «Летний сад» описывается встреча героев в Летнем саду (с. 142). В художественном тексте сведения о повествуемой ситуации приобретают особую значимость.

Часто заглавие приобретает свойства сирконстантного типа. Так, заглавие «Праздник» является, с одной стороны, сирконстан-тным, потому что указывает на обстоятельства осуществления событий, но, с другой стороны, его можно отнести и к пропозициональному типу, поскольку существительное номинирует целую ситуацию с присущими ей атрибутами, что, по сути, и реализовано в этой главке (с. 107-111). В таких случаях можно говорить о синкретизме типов заглавий.

С формальной точки зрения такие заглавия могут быть выражены предложно-падежной формой (например, «На столике»), именем существительным в именительном падеже («Петербург») или субстантивно-атрибутивным сочетанием («Мокрая осень»).

4. Заглавия модусного типа не связаны с текстовой пропозицией прямо (логически), а связаны ассоциативно (образно) с действием главки, ее актантами, обстоятельствами действий. Если предыдущие типы заглавий выделяются нами на основании функциональных и структурных признаков, то выделение данного

типа опирается на функциональные характеристики. Пример такого заглавия - «Татам: там, там!». Так напевала Софья Лихутина, стоя на мостике и представляя себя Лизой из оперы «Пиковая дама», «дирижируя пальчиком: -«Татам: там, там!.. Тататам: там, там!» (с. 127). Основное назначение таких заглавий -актуализация определенных смыслов и ассоциаций через выражение оценки. Структурно они могут быть выражены разными способами, доминирующим из которых является повтор, например, фразы из речи персонажа или наррато-ра. Выделяться может и деталь предметного мира произведения, такая, как название полки в кабинете А.А., вынесенное в заглавие «Северо-восток»: Аполлон Аполлонович только раз вошел в мелочи жизни: он однажды проделал ревизию своему инвентарю; инвентарь был регистрирован в порядке и установлена номенклатура всех полок и полочек; появились полочки под литерами: а, бе, це; а четыре стороны полочек приняли обозначение четырех сторон света (с. 14). Такого рода детали выполняют характеризующую функцию.

Примеры всех четырех типов заглавий представлены в таблице вместе с данными об их количественном соотношении (см. таблицу). Часть заглавий (11 %) не поддаются однозначной классификации, их изучение требует дальнейшей работы.

В ходе анализа языкового материала установлено, что заглавия, управляя восприятием текста, могут определять содержание и сюжет главок, характеризовать тип события (динамичный или статичный), выявлять его мотивы и цели, маркировать участников ситуации. При этом заглавие обладает структурирующим потенциалом и приобретает некоторые свойства темы, что особенно очевидно проявляется в актантном типе названий.

Типы заглавий в романе А. Белого «Петербург»

Т ип заглавия Пример Количество

Пропо зициональный Карета пролетела в туман; Жители островов поражают вас; И, увидев, расширились, засветились, блеснули.; Провизжала бешеная собака; Петербург ушел в ночь 36 (28,6 %)

Актантный Аполлон Аполлонович Аблеухов ; Красный шут; Софья Петровна Лихутина; Посетители Софьи Петровны; Офицер: Сергей Сергеич Лихутин 33 (26,2 %)

Сирконс тантный На митинг; У столика; Летний сад; Митинг; Праздник 12 (9,5 %)

Модусный Конт-конт-конт!; Татам: там, там!; Роковое; Ну, а если?; Подлость, подлость и подлость 31 (24,6 %)

194

В.А. Белов. Типы заглавий и пропозициональная организация текста

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа проведена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

2 Здесь и далее при ссылке на этот источник в круглых скобках будут указаны номера страниц.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белый, A. Петербург I A. Белый. - М. : Наука, 2004. - б99 с.

2. Киклевич, A. К. Опыт систематизации аспектов понимания текста I A. К. Киклевич II Русский текст. - СПб. : Lawrence, Durham : С.-Пе-

терб. гос. пед. ун-т им. A.^ Герцена, 2001. -С. 5-38.

3. Падучева, Е. В. Динамические модели в семантике лексики I Е. В. Падучева. - М. : Яз. рус. культуры, 2004. - б08 с.

4. Сахарный, Л. В. Тема-рематическая структура текста: основные понятия I Л. В. Сахарный II Язык и речевая деятельность. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. унта, 1998. - Т. 1. - С. 7-1б.

5. Шмелева, Т. В. Семантический синтаксис : текст лекций I Т. В. Шмелева. - Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 1994. - 48 c.

6. Dijk, T. A. van. Semantic Discourse Analysis

I T. A. van Dijk II Handbook of Discourse Analysis. Vol. 2: Dimensions of Discourse. - L. ; Orlando ; San Diego [et al.], 1985. - P. 103-121.

TYPES OF TITLES AND PROPOSITIONAL ORGANIZATION OF THE TEXT (IN BELY’S NOVEL «PETERSBURG»)

VA. Belov

The aim of the article is to investigate the narrative propositional organization in fiction. The classification of the titles has been worked out and their role in the text proposition formation has been analyzed.

Key words: proposition, macroproposition, microproposition, propositional titles, actant titles, circumstance titles, evaluative titles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.