Научная статья на тему 'Роль заглавий в пропозициональной организации нарратива (на материале романа А. Белого «Петербург»)'

Роль заглавий в пропозициональной организации нарратива (на материале романа А. Белого «Петербург») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
141
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПОЗИЦИЯ / МАКРОПРОПОЗИЦИЯ / МАКРОСТРУКТУРА / ЗАГЛАВИЯ АКТАНТНОГО / ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНОГО / СИРКОНСТАНТНОГО ТИПА / PROPOSITION / MACROPROPOSITION / MACROSTRUCTURE / PROPOSITIONAL TITLES / ACTANT TITLES / CIRCUMSTANCE TITLES AND EVALUATIVE TITLES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белов Вадим Алексеевич

Статья посвящена исследованию пропозициональной организации нарратива на материале романа А. Белого «Петербург». В работе анализируется особая роль заглавий в формировании микрои макропропозиции текста, предлагается классификация заглавий. На основе изоморфизма пропозиции и текста выделяются пропозициональные, актантные и сирконстантные типы заглавий и исследуются их функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of titles in the propositional organization of the narrative (on the material of Beliy's novel Peterburg)

The target of the paper is to investigate the propositional organization of narrative on the material of fiction A. Beliy's novel Peterburg. In this paper the specific role of titles is analyzed; an original classification of them is suggested. All titles are divided into three groups, which have their own functions.

Текст научной работы на тему «Роль заглавий в пропозициональной организации нарратива (на материале романа А. Белого «Петербург»)»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 8142

В.А. Белое

РОЛЬ ЗАГЛАВИЙ В ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРРАТИВА

(НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА А. БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ»)*

V.A. Belov

THE ROLE OF TITLES IN THE PROPOSITIONAL ORGANIZATION

OF THE NARRATIVE (ON THE MATERIAL OF BELIY'S NOVEL "PETERBURG")

Статья посвящена исследованию пропозициональной организации нарратива на материале романа А. Белого «Петербург». В работе анализируется особая роль заглавий в формировании микро- и макропропозиции текста, предлагается классификация заглавий. На основе изоморфизма пропозиции и текста выделяются пропозициональные, актантные и сиркон-стантные типы заглавий и исследуются их функции.

Пропозиция, макропропозиция, макроструктура, заглавия актантного, пропозиционального, сирконстантного типа.

The target of the paper is to investigate the prepositional organization of narrative on the material of fiction - A. Beliy's novel "Peterburg". In this paper the specific role of titles is analyzed; an original classification of them is suggested. All titles are divided into three groups, which have their own functions.

Proposition, macroproposition, macrostructure, propositional titles, actant titles, circumstance titles and evaluative titles.

Традиционно понятие «пропозиция» применяется для представления «объективного содержания предложения» [6, с. 218]. Точнее говоря, термин «пропозиция» описывает уровень семантики, определяемый как базисный [3]. Языковое выражение пропозиция получает уже на синтаксическом (производном) уровне. В лингвистике под пропозицией понимается закодированная языковыми средствами ситуация (некое положение дел) реальной действительности. Пропозиция называет «концепт ситуации» [8, с. 52], являясь ее, по сути, языковым аналогом.

В лингвистической науке существуют попытки применить термин «пропозиция» для описания структуры текста. Предполагается, что правильно построенный текст, обладая связностью и цельностью, должен иметь макроструктуру - «семантическую информацию, которая обеспечивает общее единство дискурса» [9, с. 116]. Текст представляет ситуацию вымышленного (как правило) мира: в тексте люди совершают какие-то события, действуют, испытывают определенные чувства и эмоции, находятся в определенном положении; в тек-

Работа проведена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

сте «действуют» также природа и другие неперсо-нифицированные силы. Это в определенной мере позволяет говорить, что у текста тоже есть свои ситуации и, следовательно, пропозиции. Пропозицию текста называют текстовой пропозицией, или макропропозицией. Иногда макропропозиция и макроструктура не дифференцируются, хотя между ними, кроме общего, есть и различия.

По-видимому, макропропозиция входит в макроструктуру как один из элементов, способных создать цельность и связность. Говоря о макропропозиции, прежде всего подчеркиваем цельность текста, т.е. его способность к концентрации содержания. Макропропозиция - это предикат с аргументами, или актантами, а макроструктура текста может быть образована тематической структурой, начальными и заключительными предложениями, способом номинации, выводами и т.д. Итак, макроструктура - более общее понятие по отношению к макропропозиции.

Макроструктура представляет общее, фактическое содержание текста, т.е. содержит информацию об основных событиях и участниках. Она образуется наиболее информационно выделенными элементами текста, а именно заголовками, краткими изложениями, выводами, тематическими предложениями и т.д. [Там же]. Т. ван Дейк описывает, как образуются макроструктуры или мак-

ропропозиция из обычных предложений: «Интуитивно можно предположить, что такое преобразование - операции, которые отбирают, редуцируют, генерализируют и переконструируют пропозиции в небольшое число более общих или абстрактных пропозиций. Эти трансформации или операции называются "макроправилами" ('тасгош1ез'). Они являются семантическими интерпретативными правилами второго порядка: после интерпретации предложений они разрешают дальнейшую интерпретацию последовательностей предложений как глобальных пропозиций, которые характеризуют значение дискурса как целого» [Там же].

Макропропозиция, или текстовая пропозиция, как и пропозиция предложения, является предикатом с заполненными валентностями. Только в качестве предиката в тексте выступают действие или поступок, обладающие наибольшим значением, а актантами являются персонажи художественного текста. Таким образом, персонажи приобретают свойства актантов, а совершаемые ими действия -предикатов. На это в свое время указывал А.-Ж. Греймас: синтаксическому субъекту соответствует герой (т.е. активный деятель) [5].

Макропропозиция обобщает значение пропозиций предложений. Обобщение возможно за счет способности текста к свертыванию, т.е. к выделению самого главного в тексте. Таким образом, макропропозиция является единицей более высокого уровня, чем предложение, обобщая наиболее значимые элементы нижележащего уровня -уровня предложения.

Еще одна проблема в этой сфере заключается в том, что западные структуралистские исследования макроструктуры в основном проводились на небольших текстах, состоящих из нескольких десятков предложений. При исследовании больших текстов, таких как роман или повесть, возникают затруднения: одна макроструктура не может обобщить содержание всех предложений текста в связи с его объемом. В этом случае требуется введение терминологического разграничения, или иерархии понятий. Можно предположить, что макроструктуры имеют иерархическое строение: они включают микроструктуры, которые обобщают содержание меньших композиционных единиц. Итак, значение конкретных предложений обобщает микропропозиция, а макроструктура, в свою очередь, обобщает микроструктуры.

Как нам представляется, выстраивая такую семантическую иерархию, уместно применять объ-емно-прагматическое членение текста [4]. Оно предполагает деление большого текста (например, романа) на компоненты: том, главу, главку и др. В зависимости от конкретной структуры текст может обладать разной семантико-коммуникативной структурой. Например, каждая глава может иметь

макроструктуру, которая обобщает значение микроструктур главок и т.д.

Для анализа нами выбран художественный текст А. Белого «Петербург», отличающийся сложным нарративным построением: роман имеет как непростое сюжетное, так и композиционное строение. Текст делится на большие главы (их в романе 8), а главы - на маленькие главки (их в романе 126). Подобное композиционное деление отражает иерархию макроструктур, обобщающих содержание глав, и микропропозиций, представляющих содержание главок. При этом микро- и макропропозиции способны обобщать, по-видимому, лишь так называемую содержательно-фактуаль-ную информацию, т.е. «сообщение о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом» [4, с. 27].

По мнению Т. ван Дейка, макроструктуры могут задаваться наиболее значимыми элементами текста, особую роль среди которых играет заглавие. Заглавия создают и макроструктуру, и макропропозицию, оттого их роль в структурировании текста особенно важна. H.A. Кожина пишет: «Факт существования такого явления, как заглавие, позволяет представителям порождающей семантики (Dressler, Sopher) обосновать наличие у текста (дискурса) глубинной семантической структуры и возможность построения иерархической макроструктуры произведения на базе отношений, возникающих между названием и основным корпусом текста» [7, с. 167]. В романе «Петербург» заглавия имеют как главы, так и главки.

Цель настоящей работы - исследовать природу заглавий главок романа, в частности их роль в организации пропозиционального содержания текста.

Поскольку макроструктуру текста в романе «Петербург» задают заголовки глав, рассмотрим заглавие второй главы: «Глава вторая, в которой повествуется о неком свидании, чреватом последствиями». Это название отчасти определяет канву будущей главы. В то же время макроструктура текста образована микроструктурами. Название главы прямо не указывает на события, а, скорее, намекает на них, вызывая у читателя любопытство. Вторая глава посвящена отношениям замужней дамы Софьи Петровны Лихутиной и Николая Аполлоновича Аблеухова. Николай Аполлонович, получив от нее отказ, «принял одно роковое решение (при свершении некоего акта погубить и самую жизнь)» [2, с. 67]. Это решение стало ключевым для всего романа. Обобщенно пропозициональное содержание второй главы можно представить следующим образом: после неудачного свидания с Софьей Петровной Николай Аполлонович

принимает роковое решение. В таком случае в главе два основных события: во-первых, неудачное свидание, а во-вторых, последствия - решение совершить поступок. Сразу стоит оговориться, что, вероятно, не любой текст или фрагмент можно обобщить таким образом.

Итак, макропропозиция обобщает микропропозиции главок. К примеру, заглавие главки «Софья Петровна Лихутина» из второй главы романа выделяет субъекта микро- и макропропозиции. Эта подглавка в сущности является развернутым портретом героини. В большинстве предложений главки эта героиня выступает в роли субъекта действия и признака, т.е. актанта пропозиции. Актант, обеспечивающий связность и цельность, является связующим звеном всего текста главки [11, с. 140]: «Софья Петровна Лихутина отличалась чрезмерной растительностью: и она была необычайно гибка: если б Софья Петровна Лихутина распустила бы черные волосы, волосы, покрывая весь стан, упали б до икр; говоря откровенно, не знала, что делать ей с этими волосами своими, столь черными...» [2, с. 59].

Отметим, что эта героиня появляется в романе впервые в заглавии, которое знакомит читателя с ней. Главке предшествует пассаж из предыдущей главки: «...один почтенный сотрудник, несомненно, почтенной газеты, получая пятак, вдруг решил использовать один факт, рассказанный в одном доме; в этом доме хозяйкою была дама. Так вот: была одна дама; и она от скуки посещала женские курсы...» [2, с. 58 - 59]. В предшествующей главке Софья Петровна предстает как неопределенная дама; в заглавии она получает имя, а в последующем тексте - подробную биографию. Происходит постепенное усложнение художественного образа, которое получает языковое содержание. При этом актант повторяется без изменений, сохраняя аген-тивность.

То же характерно и для другой главки «Посетители Софьи Петровны», однако данный тип заглавия является номинацией интродуктивного (вводящего) типа, согласно теории Н.Д. Арутюновой, т.е. первым упоминанием об объекте [1]. Такая номинация вводит в поле зрения читателя предмет, смысл которого раскрывается в последующем тексте. В главке «Софья Петровна» значение интродуктивного типа имени героини взаимодействует с идентифицирующей номинацией в последующем тексте главы. Напомним, что для идентифицирующей номинации характерно соотнесение с уже известным предметом. В таких случаях выстраивается цепочка предложений, номинация имени относится к уже известному читателю предмету.

Итак, заглавие «Посетители Софьи Петровны» является вводящим наименованием всех, кто по-

сещал Софью Петровну: «Посетители Софьи Петровны не занимались ничем: если это был светский любезник, она хохотала по поводу всех шутливых, и нешуточных, и серьезнейших слов... <...> Если бы посетитель Софьи Петровны оказывался музыкант, музыкальный критик или просто любитель, то Софья Петровна ему поясняла: ее кумиры - Дункан и Никиш...» [2, с. 61]. Однако важно, что в этой главке большинство предложений имеют актант «посетители Софьи Петровны». Более того, часто данное наименование вынесено в инициальную позицию абзаца (как, кстати, и в главке «Софья Петровна Лихутина»), в некоторых случаях собственное имя заменяется анафорическим местоимением, обеспечивающим связность пропозиций. Данный субъект является важным элементом не только микроструктуры главки, но и макроструктуры главы.

Подобные заглавия, которые выделяют одного из участников описываемой ситуации, можно условно назвать заглавиями актантного типа, так как эти участники являются актантами. Наименование «актантного типа» удобно, потому что оно не требует конкретизации, какую именно актант занимает позицию - субъекта или объекта, агенса или пациенса.

Априорно можно заметить, что, помимо выделенных существуют и другие типы заглавий. Кроме актантного типа можно выделить, пользуясь терминами теории пропозиции, заглавия пропозиционального (например, заглавие главки «Карета пролетела в туман») и сирконстантного типа (например, заглавие главки «У столика»). Данной классификацией, конечно, не исчерпывается все богатство заглавий. Следует отметить, что для текста Белого довольно характерны пропозициональный (около 25 %) и актантный (примерно 15 %) типы заглавий.

Заглавие актантного типа может вводить в перцептивное поле читателя актант (участника ситуации), который связывает отдельные предложения главки, являясь одновременно структурным (средством связности) и семантическим компонентом как важнейший элемент микропропозиции главки. Хотя выделить общее значение предиката микропропозиции довольно сложно, скорее всего, предикат можно охарактеризовать как функцию описания актанта или повествования о нем в заглавии:

fix),

где х - актант в заглавии; /- функция описания или повествования.

Сложность выделения значения предиката, который является общим для всей главки, заключается в том, что в текстах, таких как «Петербург»,

повествование часто строится по ассоциативному принципу. Так, главка из второй главы «Офицер: Сергей Сергеевич Лихутин» (актантный тип заглавия) посвящена не только герою, выдвинутому в заглавие, но, скорее, описанию сложных отношений Сергея Сергеевича с его женой Софьей Петровной. Тем не менее, повествование в главке связано с этим героем, а автор может использовать разные стратегии развертывания повествования: связь текста с заглавием может быть прямой (эксплицитной) или опосредованной (имплицитной). При этом «актантное» заглавие может совмещать «основную» функцию связывания с дополнительными функциями оценки. Главка «Стройный шафер красавец» иронично называет Николая Апол-лоновича шафером. Ирония заключается в том, что он влюбился в невесту во время свадебной церемонии. Актант в заглавии приобретает свойства темы, или топика. Он становится отправной точкой для повествования и структурирующим компонентом главки: «Заглавие оказывается центром порождения разнонаправленных связей в художественном произведении, а композиционные и смысловые связи в тексте предстают как центростремительные по отношению к заглавию» [7, с. 168].

Заглавие пропозиционального типа способно (эксплицитно или имплицитно) характеризовать действие главки в целом. Оно может выделять основное, ключевое событие, хотя, как правило, номинация действия в художественном тексте совмещается с другими оценочными функциями, что подтверждается, например, пропозициональным заглавием главки «Карета пролетела в туман» из первой главы, которая описывает ситуацию у ворот «желтого», сенаторского дома Аполлона Аполлоновича Аблеухова. Глава начинается описанием Петербурга, его жителей: «Изморось поливала улицы и проспекты, тротуары и крыши; низвергалась холодными струйками с жестяных желобов» [2, с. 18]. Название отчасти задает структуру действия главки: карета, на которой едет Аполлон Аполлонович, здесь выступает в качестве активного деятеля: «Карета стремительно пролетела в туман; и случайный квартальный, потрясенный всем виденным, долго-долго глядел чрез плечо в грязноватый туман...» [Там же]. Главное событие - отъезд кареты от дома - вынесено в заглавие. Правда, факт отъезда фиксируется не самим действующим лицом (сенатором), а посторонним наблюдателем, что определяет и пропозицию [ср.: я полетел (отправился) на карете уэ. карета пролетела]. На выбор пропозиции влияет точка зрения, т.е. способ представления мира, поэтому одну и ту же ситуацию можно описать разными языковыми способами.

Заглавиями сирконстантного типа мы называем

заглавия, описывающие условия осуществления действий. В грамматике считается, что предикат и актанты являются главными компонентами пропозиции, а сирконстанты - второстепенными, однако для художественного текста сирконстанты имеют особую значимость. Это связано с правилом текста, предложенным Т. ван Дейком: читатель может ожидать информацию об обстоятельствах действия [10, с. 135].

Характерный пример заглавия сирконстантного типа - «У столика». Главка начинается словами: «Николай Аполлонович остался у столика: взоры забегали по коробочкам, полочкам, выходящим из стен» [2, с. 225]. Заглавие описывает место осуществления действия.

Подведем некоторые итоги.

Вынесенный в заглавие актант является общим элементом главки и важнейшим компонентом макропропозиции главы и микропропозиции главки (заглавие актантного типа). Вместе с тем не менее существенно, что этот актант приобретает функции темы, реализуя связность и субцельность.

Заглавия пропозиционального типа определяют содержание и сюжет главки: название может характеризовать тип действия (динамичный или статичный), выявлять его мотивы и цели, маркировать участников ситуации. Заглавие в этих случаях обладает структурирующим потенциалом и приобретает некоторые свойства темы.

Заглавия сирконстантного типа описывают условия осуществления действий, ведь знание обстоятельств событий чрезвычайно важно в художественном тексте.

Предлагаемая модель анализа текста - одна из возможных, выявляющая еще один из аспектов такой категории, как цельность, что предопределяет перспективность и актуальность дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Арутюнова, Н.Д. Номинация и текст / Н.Д. Арутюнова // Языковая номинация (виды наименований). - М., 1977.

2. Белый, А. Петербург / А. Белый. - М., 2004.

3. Валин, Р. ван. Референциально-ролевая грамматика / Р. ван Валин, У. Фоли // Новое в зарубежной лингвистике. - 1982. - Вып. XI.

4. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М., 1981.

5. Греймас, А.-Ж. Размышления об актантных моделях / А.-Ж. Греймас // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - М., 2000.

6. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика / И.М. Кобозева. -М., 2004.

7. Кожина, H.A. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, параметры типологии / H.A.

Кожина // Проблемы структурной лингвистики. 1984. - М., 1984.

8. Падучева, Е.В. Семантические исследования / Е.В. Падучева. -М., 1995.

9. Dijk, van T.A. Semantic Discourse Analysis / T.A. van Dijk // Handbook of Discourse Analysis. Vol. 2: Dimensions of Discourse. - London, Orlando, San Diego, New York, Toronto, Montreal, Sydney, Tokyo, 1985.

10. Dijk, van T.A. Text and Context. Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse / T.A. van Dijk. - L.: N.Y., 1977.

11. Kintsch, W. How readers construct situation models for stories: The role of syntactic cues and causal inference / W. Kintsch // Coherence in Spontaneous Text. - Amsterdam, Philadelphia, 1995.

Белов Вадим Алексеевич - аспирант кафедры русского языка и общего языкознания Гуманитарного института Череповецкого государственного университета.

Тел.: 8 (8202) 57-83-95; e-mail: [email protected].

Belov, Vadim Alexeevich - Postgraduate student, Department of the Russian Language and Linguistics, Institute of Humanities, Cherepovets State University.

Tel.: 8 (8202) 57-83-95; e-mail: [email protected].

УДК 821.161.1 (091) «18»

Е.В. Целикова

ПАРОДИЙНАЯ ЛИЧНОСТЬ А.А. ФЕТА В ЦИКЛЕ Д.Д. МИНАЕВА «ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ С ГРАЖДАНСКИМ ОТЛИВОМ»

E.V. Tselikova

А.А. FET'S PARODY INDIVIDUALITY IN D.D. MINAEV'S SET OF WORKS "LYRICAL SONGS WITH CIVIL TINT"

Статья посвящена рассмотрению феномена пародийной личности А. Фета, возникающего в творчестве поэта сатирического журнала «Искра» Д. Минаева. В статье дается характеристика механизмов пародии, выявляются некие общие законы, по которым развивается пародийная личность А. Фета.

Пародия, пародийная личность, А.А. Фет, Д.Д. Минаев, сатирическая журналистика, сатирический журнал «Искра», механизмы пародии, литературный процесс 60-х гг. XIX в.

The paper deals with the phenomenon of A. Fet's parody revealed in the works of D. Minaev, a poet of satirical magazine "Is-cra". Referring to Fet's essays and lyrics, D. Minaev creates a unique poet's parody image. In the paper, mechanisms of parody are characterized, certain common laws are revealed according to which Fet personality's parody develops.

Parody, parody personality, A.A. Fet, D.D. Minaev, satirical journalism, satirical magazine "Iscra", parody mechanisms, literature process of the 1860-s.

Одним из способов деструкции «чужой» реальности и утверждения абсолюта «своей» реальности является пародийная реконструкция личности носителя «чужого» сознания. В процессе такой «трансформации» противник обязательно наделяется утрированно отрицательными чертами, а следовательно, снижается как личность; и его мир уже не может противостоять «моей» реальности, которая отныне мыслится как единственно верная.

Личность оппонента, подвергнутая пародийному переосмыслению, утрачивает связи с объективной реальностью, становясь, таким образом, личностью пародийной.

Подобный процесс переосмысления устойчивых представлений произошел в современном литературоведении в отношении личности А.А. Фета, одного из выдающихся русских поэтов XIX в. Традиция воспринимать Фета-человека как жест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.