Научная статья на тему 'Типы сокращения компаний и методология дивестирования'

Типы сокращения компаний и методология дивестирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / ДИВЕСТИЦИИ / CORPORATE CONTROL / MERGERS AND ACQUISITIONS / DIVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко О. А.

В рамках исследования финансовых аспектов трансформации корпоративного контроля на основе системного подхода к предмету исследования финансовым отношениям, возникающим в результате сделок на рынке корпоративного контроля, в статье представлен анализ основных типов дезинтеграционных процессов. Цель исследования выявить особенности финансовых отношений и индикаторов, опосредующих стратегию выхода компании из бизнеса. Методологической основой проводимого исследования является диалектический метод, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их системе, развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В работе использованы такие логические методы научного исследования, как анализ, синтез, конкретизация и сравнение. В результате исследования выявлены и описаны основные типы сокращения компаний; определены основные внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективный выход собственника из бизнеса. Полученные выводы помогут финансовым менеджерам и инвесторам в принятии обоснованных управленческих решений в отношении сделок на рынке корпоративного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF COMPANY REDUCTION AND METHODOLOGY OF DIVESTMENT

The paper provides an analysis of the basic types of disintegration processes within the framework of financial aspects of transformation of corporate control on the basis of the systemic approach to the object the research which is a system of financial relations resulting from transactions in the market of corporate control. The purpose of the research is to reveal features of financial relations and financial indicators that determine company strategy of exit from the market. The methodological basis of the conducted research is the dialectic method that allows studying economic phenomena as a system in their development, interrelation and interconditionality. The methods of logics such as analysis, synthesis, concretization and comparison are also used in the paper. The findings of the research are identification and description of the basic types of company reductions; the basic external and internal factors influencing effective exit of the proprietor from business. The practical findings of the research can be used by financial managers and investors during decision making in the market of corporate control.

Текст научной работы на тему «Типы сокращения компаний и методология дивестирования»

властными структурами, требуют ответственности с их стороны. Таким образом, малый бизнес играет важней -шую роль в становлении гражданского общества и про -буждении социальной и политической активности на -селения.

Общим условием необходимых изменений являет -ся сотрудничество бизнеса, государства и НКО с целью решения общественных проблем, в основу которого должны быть положены потребности населения. Для агрегирования, анализа и выработки этих решений необходимо задействовать некоммерческие организации, поскольку это наиболее приближенные к населению и пользующиеся наибольшим признанием с его стороны структуры. Именно НКО в состоянии наиболее компетентно определить «болевые точки» российского об -щества и предложить способы их «лечения». А основным источником финансовых ресурсов, средством для решения данных задач должно стать бизнес -сообще -ство. Однако при обращении за помощью к бизнес-организациям НКО должна учитывать, что бизнес руковод -ствуется прежде всего личной выгодой (как материальной, так и имиджевой), так как только в этом случае помощь будет по-настоящему эффективной, а финансирование - щедрым.

Сейчас очень многие компании уже начали реализовывать совместные проекты с НКО. Существуют при -меры такого партнерства и на федеральном, и на региональном , и на муниципальном уровнях. Зачастую именно бизнес выступает инициатором диалога с НКО. Деловые круги все больше осознают, что им необходи -мо вносить вклад в развитие гражданского общества и гражданских организаций, потому что таким образом со -здается баланс в общественно-государственной системе. Когда равновесие между властью, бизнесом и об -ществом будет достигнуто, чи новники уже несмогут оказывать такого давления на бизнес, как сейчас. С дру-гой стороны, бизнесмены должны понимать, что в лице НКО они получают общественного контролера, с пози -цией которого нужно будет считаться. Государство же должно отказаться от политики навязывания бизнесу социальной инициативы, не входящей в круг его интересов, а также попытки подобным образом облегчить

свою социальную нагрузку В определенных сферах, например в образовании и здравоохранении, где услуги должны предоставляться на всеобщей и бесплатной основе, главенство государства должно быть бесспорным.

НКО, работающие с социальной рекламой, не только заявляют о проблеме, но и помогают ее решить, формируя перечень необходимых и доступных для отдельных людей мер. Вопрос доверия к НКО со стороны граждан заслуживает особого внимания. По сравнению с государством и бизнесом, эти организации, за редким исключением, не успели опорочить свою репутацию перед обществом. Следовательно, логично предположить, что и отклик со стороны граждан на их предложение к совместной деятельности будет более положительным, чем на предложение от государственного органа или коммерческой фирмы.

В отличие от государства и даже его отдельных ведомств и министерств, НКО занимаются более локальными вопросами. Это позволяет ставить четкие краткосрочные цели и постепенно шаг за шагом вовлекать людей в решение определенных проблем нашего общества. Таким образом, именно НКО в состоянии предоставить наиболее оптимальный для граждан и наиболее рабочеспособный вид обратной связи, который необходим для приведения в действие механизма социальной рекламы и устранения ее главного недостатка. Однако ведущая роль в разработке и координации региональных концепций социальной рекламы и механизмов ее финансирования остается за органами государственной власти.

1. См.: Аникеев С.В. Структура отношений государства и бизнеса // Вестник СГСЭУ 2003. № 6.

2. См.: Ермакова Е.А. Бюджетный механизм и его эффек-тивность в современной России // Вестник СГСЭУ. 2008. № 1 (20).

3. См.: Круглый стол «Социальная реклама. Что делать?» // Рекламодатель. 2008. № 11.

4. См.: Нешадин А. А. Бизнес и общество: выгодное парт -нерство. М.: Вершина, 2006.

5. См.: Николайшвили Г.Г. Социальная реклама. М.: Ас -пект Пресс, 2008.

удк 336.1 О.А. Романенко

ТИПЫ СОКРАЩЕНИЯ КОМПАНИЙ И МЕТОДОЛОГИЯ ДИВЕСТИРОВАНИЯ

В рамках исследования финансовых аспектов трансформации корпоративного контроля на основе системного подхода к предмету исследования - финансовым отношениям, возникающим в результате сделок на рынке корпоративного контроля, - в статье представлен анализ основных типов дезинтеграционных процессов. Цель исследования - выявить особенности финансовых отношений и индикаторов, опосредующих стратегию выхода компании из бизнеса.

Методологической основой проводимого исследования является диалектический метод, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их системе, развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В работе использованы такие логические методы научного исследования, как анализ, синтез, конкретизация и сравнение.

В результате исследования выявлены и описаны основные типы сокращения компаний; определены основные внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективный выход собственника из бизнеса.

Полученные выводы помогут финансовым менеджерам и инвесторам в принятии обоснованных управленческих решений в отношении сделок на рынке корпоративного контроля.

Ключевые слова: корпоративный контроль, слияния и поглощения, дивестиции.

O.A. Romanenko

TYPES OF COMPANY REDUCTION AND METHODOLOGY OF DIVESTMENT

The paper provides an analysis of the basic types of disintegration processes within the framework of financial aspects of transformation of corporate control on the bass of the systemic approach to the object the research which is a system of financial relations resulting from transactions in the market of corporate control. The purpose of the research is to reveal features of financial relations and financial indicators that determine company strategy of exit from the market.

The methodological basis of the conducted research is the dialectic method that allows studying economic phenomena as a system in their development, interrelation and interconditionality The methods of logics such as analysis, synthesis, concretization and comparison are also used in the paper.

The findings of the research are identification and description of the basic types of company reductions; the basic externa and internal factors influencing effective exit of the proprietor from business.

The practical findings of the research can be used by financial managers and investors during decision making in the market of corporate control.

Key words: corporate control, mergers and acquisitions, divestment.

Сделки на рынке корпоративного контроля охваты -вают не только интеграционные процессы (слияния и поглощения), но и куплю- продажу бизнеса, которая проявляется и в стратегии выхода из него. Когда мы говорим о сделках слияний и поглощений, то, как правило, рассматриваем процесс с точки зрения компа-нии-покупателя как активного игрока рынка корпора -тивного контроля. Интеграционным сделкам посвящено множество публикаций и аналитических обзоров, в которых описываются основные методологические подходы к разработке стратегии, критерии выбора компании-цели, представлены модели расчетов, связанные с разработкой проектов купли-продажи активов и т.д. [4]. При этом материал направлен на информационную поддержку прежде всего покупателя и в меньшей степени уделяет внимание продавцу или собственнику компании-цели. В связи с этим возникает ряд вопросов: что делать собственнику компании в рамках всеобщей консолидации активов и капитала и каковы должны быть его действия, чтобы извлечь для себя максимум пользы из этого процесса, каковы факторы, которые влияют на эффективный выход собственника из биз-неса, каков алгоритм действий продавца с точки зрения максимизации своей прибыли от сделки купли -п родажи.

Трансформация корпоративного контроля путем стратегии выхода из бизнеса чаще всего сопровождается реструктуризацией компании. В экономической литературе описываются различные формы реструкту -ризации. Так, Патрик Гохан описывает следующие мо -дели: дивестирование, расщепление капитала, «отпочкование», отделение и разделение [2, с. 489].

1. Дивестирование представляет собой продажу части компании внешнему покупателю. Продающая компания, как правило, получает взамен деньги, или ликвидные ценные бумаги, или комбинацию того и другого.

2. Расщепление капитала является вариантом дивестирования, включающим продажу внешним инвесторам доли в акционерном капитале дочерней компании. При расщеплении капитала материнская компа -ния может удерживать контроль над дочерней. Новые акции дают инвесторам права собственности на дивестируемую часть продающей компании. При этом создается новое юридическое лицо с акционерной базой,

которая может отличаться от акционерной базы продающей материнской компании. Дивестируемая компания имеет иную команду менеджеров и управляется как отдельная фирма.

3. Новое юридическое лицо создается и при стандартном «отпочковании». Так же выпускаются новые акции, но в этом случае они распределяются между акционерами на пропорциональной основе, в результате чего акционерная база новой компании остается такой же, как и у старой компании. При этом «отпочковавшаяся» компания имеет свое собственное руководство и управляется как отдельная компания. Другим отличием «отпочкования» от дивестиций является то, что дивестирование обеспечивает приток средств в материнскую корпорацию, в то время как «отпочкование» обычно не дает ей денежных поступлений.

4. При отделении некоторые акционеры материнской компании получают акции подразделения, которые передают в обмен на свои же акции материнской комп ании.

5. Наконец, при разделении разбивается на части вся компания. Конечным результатом этого процесса является прекращение существования материнской компании - остаются лишь вновь созданные фирмы. Акционеры в этом случае могут быть разными, поскольку они обменивают свои акции материнской компании на акции одного или более отделяющихся подразделений .

Другие экономисты выделяют такие формы выхода из бизнеса, как разъединение (продажа части компании внешней стороне с притоком денежных средств в материнскую компанию), обособление, дробление, выделение (с образованием дочерней компании и посредством IPO), добровольная ликвидация [2, с. 790].

В целом под дивестициями (англ. divestiture) понимается реализация части или всех активов или бизнес-единиц предприятия. Дивестиции являются таким же инструментом создания стоимости, как и инвестиции [10]. Дивестирование может осуществляться с помощью сл е-дующих методов: ликвидация (добровольная или вынужденная), частичная распродажа активов, передача акций, выделение части собственного капитала.

Отечественное законодательство не отражает всех видов реструктуризации и трансформации корпоратив-

ного контроля. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» [7] рассмотренные выше виды реструктуризации при выходе из бизнеса попадают под реорганизацию в виде разделения, выделения и преобразования.

Прежде чем проанализировать способы дивести -рования, на наш взгляд, необходимо определить основные факторы, влияющие на выбор стратегии выхо-да из бизнеса. Условно их можно разделить на внешние и внутренние [1, с. 8 - 10].

К внешним факторам относят макросреду которая оказывает существенное влияние на деятельность биз-неса, его рентабельность, уровень конкуренции, пла -тежеспособность населения, уровень развития финансовых институтов, налоговое бремя, административные барьеры и т.д. Внешние факторы, влияющие на эффективность ведения бизнеса, можно разделить на три основные категории: политические, правовые, эконо -мические.

Политический аспект выражается в волеизъявлении и дол е присутствия государства в том или ином секторе экономики как посредством регулирования, так и за счет деятельности госкомпаний, определении стратегических отраслей и направлений развития, а также степени интеграции страны в мировое сообщество. Наглядным примером влияния политического аспекта на бизнес-среду стало решение российской транспортной группы « Северстальтранс» о продаже своего до -чернего предприятия в Эстонии - компании «Estonian Oil Service AS» (E.O.S.), специализирующейся на перевалке мазута в порту Мууга. Переговоры велись с двумя потенциальными покупателями - «Shell» и «ТНК-ВР». Основными причинами такого решения большинство экспертов называют именно ухудшение политических взаимоотношений между Эстонией и Россией. По оценкам аналитиков, весь E. O.S. может стоить 40 - 50 млн дол., однако сумма сделки может оказаться значительно ниже с учетом падения объемов российского транзи та через Эстонию.

Второй составляющей, влияющей на долгосроч -ность и комфортность пребывания собственника в бизнесе и уровень эффективности функционирования частного капитала в экономике страны, является на -циональное законодательство в области налогового, корпоративного и инвестиционного права. На совре-менном этапе налоговое бремя для ряда отраслей слишком тяжело и несоизмеримо с истинной доходно -стью различных секторов рынка. В результате собствен-

ник бизнеса начинает искать и использовать схемы, позволяющие ему оптимизировать свое налогообложение. Если это кардинально не меняет ситуацию в отношении его доходных предпочтений, то вполне логично возникает вопрос о целесообразности пребывания в данном бизнесе.

Такой параметр, как правовое поле, существенно влияет на интенсивность и срок деятельности компании в определенной сфере экономики, так как капитал перетекает в наи более четко регламентированную область, где лучше может воспроизводиться, тем самым снижая степень инвестиционного риска.

Однако основным фактором, влияющим на уровень предпринимательской активности, все же является экономическая составляющая, которая и предопределяет необходимость вхождения или выхода из того или иного бизнеса. К основным критериям данного параметра можно отнести: 1) доходность и перспективность отрасли, сектора рынка (как фактор целесообразности нахождения в этом сегменте бизнеса); 2) активность процессов слияний и поглощений (как элемент насыщения отрасли игроками и невозможностью использования органического роста); 3) уровень развития финансовых институтов (как возможность привлечения необходимых финансовых ресурсов для дальнейшего развития и диверсификации своих инвестиций).

Среди наиболее значимых факторов, ограничивавших деловую активность организаций с 2005 по 2010 гг, лидируют такие показатели, как отсутствие возможности привлечения необходимых финансовых средств для развития, а также недостаточный спрос на выпускаемую продукцию. На долю этих двух факторов в общей сложности приходится порядка 93% (табл. 1), что фактически можно охарактеризовать как недостаточность развития финансового рынка и обострение конкуренции на отечественном рынке как между отечественными представителями бизнеса, так и в результате массового прихода зарубежных компаний. И если такой фактор, как недостаток денежных средств, становится все менее значимым, что говорит о развитии отечественного финансового сектора, расширении предла-гаемыхинструментов, возможности привлечения западного финансирования, то обострение конкурентной борьбы имеет устойчивую тенденцию к росту [6].

Кроме того, рост доходов крупных игроков рынка в последние годы высвобождает значительные финансовые средства, которые активно направляются на скупку конкурентов. Так, по данным Федеральной служ-

Т а б л и ц а 1

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа, воды», % от общего числа базовых организаций [8]

Фа ктор Год

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Неппстятпк денежных средств 56 42 41 35 36 47

Недостаточный спрос на продукцию организации внутри страны 43 51 48 42 42 40

Неоп редел енно сть э кон омиче ской об ста новк и 20 21 20 16 21 15

Отсутствие надлежащего оборудования 18 30 30 30 29 27

Высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей 17 22 25 25 24 22

Недостаточный спрос на продукцию организации за рубежом 13 19 19 18 20 11

бы государственной статистики, сумма прибыли круп -ных и средних компаний на 1 января 2010 г составила 4,35 трлн руб. (рост по сравнению с 2009 г. - 10%, а за период с 2005 по 2010 гг. -19%) [8]. Это, в свою очередь, влияет на активность процессов на рынке корпоративного контроля в России. По данным официального сайта проекта «Слияния и поглощения», количество сде -лок слияний и поглощений максимального значения достигало в 2006 г. (табл. 2), что объясняется кризисом 2 008 - 2009 гг., однако стоимость сделок в кризисный период выросла и, по оценкам экспертов, в дальнейшем будет наблюдаться тенденция к повышению как количества сделок, так и их стоимости [9].

Таким образом, смена собственника и трансформация корпоративного контроля под воздействием внешнего фактора является не только закономерным явлением, но и объективной предпосылкой для изменения капиталовложений в тот или иной сектор экономики.

К внутренним факторам, оказывающим влияние на выход собственника из бизнеса, можно отнести:

1) изменение стратегии предприятия;

2) распродажу непрофильных или нерентабельных активов или бизнес-единиц при слиянии и поглощении;

3) повышение стоимости акций за счет освобождения от нерентабельных активов и бизнес-единиц;

Т а б л и ц а 2

Объем сделок на рынке корпоративного контроля за период 2001 - 2010 гг. в стоимостном и количественном выражении

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Количество сделок 304 384 522 799 959 1066 977 976 577 580

Стой мо сть сдело к, млн дол. 7103 10450 26393 19055 31715 41263 96927 97777 41063 33124

Количество сделок в 2010 г сопоставимо с итогами 2 003 и 2009 гг., стоимостная оценка сопоставима с ито -гами 2005 г., средняя цена сделки слияний и поглощений (66,2 млн дол.) в 2010 г. почти в 2 раза меньше докризисных итогов 2008 г.

С макроэкономической точки зрения результаты анализа сделок на рынке корпоративного контроля в рамках текущего положения российской экономики и, в частности, соотношения стоимости рынка М&А и вало -вого внутреннего продукта (ВВП), объема иностранных инвестиций представлены в табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Отношение объема рынка корпоративного контроля к макроэкономическим показателям, %

Годы ВВП Объем иностранных инвестиций Прямые иностранные инвестиции

2001 3,2 73 243

2002 4,2 81 397

2003 8,2 126 566

2004 4,6 65 341

2005 5,9 118 480

2006 5,9 117 402

2007 109 110 493

2008 7,6 129 509

2009 4,6 75 412

2010 3,1 70 405

Текущее значение «Объем рынка к ВВП» в 2010 г. близко к минимальному значению в 2001 г. Отноше -ние объема рынка к иностранным инвестициям так -же стабилизировалось и сопоставимо с минимальны -ми значениями в 2001, 2004, 2009 гг. Что касается отно -шения к прямым иностранным инвестициям, то в 2010 г. значения находились на уровне 50%-ной разницы min - max десятилетия [5].

По существу, макросреда благоприятствует развитию отечественного бизнеса. В то же время, если проанализировать общее количество организаций, то за последние годы их количество сократилось (табл. 4).

Сокращение, с одной стороны, обусловлено всеобщей консолидацией активов и концентрацией капитала, а с другой - подчеркивает важность и необходи-мость планирования деятельности компании с точки зрения возможного выхода из бизнеса.

4) распродажу части активов с целью снижения привлекательности предприятия как способ предотвращения захвата;

5) распродажу части активов с целью соблюдения норм антимонопольного законодательства;

6) сложное финансовое положение и срочная потребность в денежных средствах для погашения долга;

7) реструктуризацию предприятия с целью возврата к основной деятельности;

8) неспособность использовать отдельное подразделение так же эффективно, как это могло делаться в рамках другой компании или как если бы оно было независимой компанией;

9) попытку исправить принятые ранее неверные инвестиционные решения;

10) решение выгодно реализовать ранее приобретенное проблемное предприятие, стоимость которого значительно увеличилась благодаря искусному менеджменту или другим факторам;

11) избавление от убыточного бизнеса.

Изменение стратегии предприятия является одним

из основных мотивов выхода из бизнеса. Долгосрочные планы составляются в определенный момент времени на определенную перспективу на основе анализа состояния и прогноза развития финансовых рынков, конкурентов , а также оценки имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Со временем внешняя среда

Т а б л и ц а 4 Количество организаций и предприятий по основным видам деятельности за период 2005 - 2009 гг., тыс. [8]

Отрасль Год

2005 2008 2009

Предприятия по добыче полезных ископаемых 14,6 17,2 17,1

Обрабатывающие предприятия 478,4 411,0 408,6

Предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа, воды 18,6 26,0 25,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организации торговли 1831,7 1797,6 1746,3

Сельскохозяйственные организации 293,2 222,1 207,6

Строительные организации 371,7 426,0 423,7

Кредитные организации 102,5 101,2 101,1

Страховые организации 93,3 100,3 98,5

предпринимательства изменяется, что отражается на возможностях предприятия. Поэтому долгосрочные планы в процессе их реализации подлежат пересмотру и корректировке. В результате может быть принято решение о продаже части активов предприятия. Часть активов или отдельные бизнес-единицы, не отвечающие стратегическим целям объединенного (в случае слияния) или поглощающего (в случае поглощения) предприятия, могут быть дивестированы. Кандидата -ми на отчуждение признаются активы или бизнес -еди -ницы, не обеспечивающие минимально приемлемого уровня доходности, установленного в качестве порого -вого значения на корпоративном уровне.

Решение проблемы неудовлетворительной рентабельности отдельных активов или бизнес-единиц по -средством их расформирования или продажи способствует повышению рентабельности вложенного капи -тала, оказывая тем самым положительное влияние на финансовое состояние предприятия и, соответствен -но, на рыночную стоимость акций. Отсутствие рентабельности является главным, но не единственным ар -гументом в пользу отчуждения активов и бизнес-еди -ниц. Не менее важно оценить отдачу от продажи акти-вов. В качестве оценки может быть использована раз -ница между потенциальной ценой продажи и потенци -альными доходами от использования отчуждаемых активов и функционирования бизнес-единиц в случае отказа от их продажи. При этом потенциальную доход -ность продаваемых объектов необходимо сравнить с пороговым значением доходности активов и бизнес -единиц, установленных в качестве норматива на кор -поративном уровне. Решение о продаже отдельных активов или бизнес-единиц признается целесообраз -ным, если их потенциальная доходность ниже установленного порогового значения.

Продажа активов может использоваться и в качестве меры против захвата предприятия, так как снижает привлекательность предприятия. Решение о продаже может быть вынужденным, если предприятие зани -мает почти монопольное положение на рынке, что про -тиворечит нормам действующего антимонопольного законодательства В этом случае продажа активов или бизнес-единиц ослабляет позиции предприятия и та -ким образом возвращает его в правовое поле. Пред -приятия прибегают к стратегии выхода из бизнеса, если испытывают острую потребность в денежных средствах для погашения долговых обязательств при отсутствии других источников покрытия долга. С помощью продажи предприятие может избавиться от непрофильных активов и бизнес-единиц, если по каким-либо причи -нам их дальнейшее использование считается нецеле-

сообразным . В этом случае стратегия направлена на возврат предприятия к своей основной деятельности.

Окончательное решение о продаже принимается на основании оценки влияния отчуждения активов или бизнес-единиц на стоимость предприятия, которая определяется как разница между ценой продажи отчуждаемых активов или бизнес-единиц и приведенной стоимостью ожидаемых денежных потоков в случае их дальнейшего использования на данном предприятии. Если разница положительна, стоимость предприятия после продажи активов возрастет; если разница отрицательна, стоимость предприятия после дивестирования снизится. В первом случае решение о выходе из бизнеса принимается, во втором - отклоняется.

После принятия решения о выходе из бизнеса необходимо подготовить предложение о продаже активов предприятия. Для этого формируется предварительная документация, включающая информацию об организационной структуре предприятия, его финансовом положении, структуре и состоянии производства и маркетинга. Потенциальный покупатель для принятия окончательного решения о приобретении дивестируемых единиц (выставленных на продажу активов) может затребовать дополнительную информацию, позволяющую детально оценить условия сделки. Денежные средства, полученные в результате дивестирования активов или бизнес-единиц, могут быть инвестированы в доходные ценные бумаги или проекты, направлены на приобретение новых активов или бизнес-единиц, повышение дивидендов или выкуп собственных акций предприятия.

1. Гвардин С.В. Выход из бизнеса с максимальной прибылью: российский опыт М.: Эксмо, 2008.

2. Гохан П.А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. М.: Альпина Паблишера 2010.

3. Депамфилис Д. Слияния, поглощения и другие способы реструктуризации компании. Процесс, инструментарий, примеры из практики, ответы на вопросы. М.: ЗАО «Олимп-Биз-нес», 2007.

4. Романенко О.А. Финансовые аспекты интеграции хозяйствующих субъектов. Саратов: изд-во СГСЭУ, 2010.

5. Семернина Ю.В. Основные индикаторы российского рынка ценных бумаг // Вестник СГСЭУ 2010. № 2 (31).

6. Чимаров А.Н Выход из бизнеса через публичный рынок // Вестник СГСЭУ 2011. № 3 (37).

7. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ // Справочная информационная система «Гарант ».

8. Центральная база статистических данных. URL: http:// www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2713001.

9. URL:http://www.mergers.ru.

10. U RL:http://finance-place. ru/fin-menedzhment/taktika-i-s trat egiya/dolgo sroch noe/ divestirovanie.ht ml.

удк365.28 Ф.Р Сабирджанов

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

На основе системного подхода к предмету исследования - жилищной политике России - в статье представлен обзор источников финансового обеспечения жилищной политики в современных условиях. Цель исследования -рассмотреть и систематизировать многообразие источников финансового обеспечения жилищного строительства со стороны частных инвесторов и кредиторов, конечных покупателей жилья и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.