предпринимательства изменяется, что отражается на возможностях предприятия. Поэтому долгосрочные планы в процессе их реализации подлежат пересмот -ру и корректировке. В результате может быть принято решение о продаже части активов предприятия. Часть активов или отдельные бизнес-единицы, не отвечающие стратегическим целям объединенного (в случае слияния) или поглощающего (в случае поглощения) предприятия, могут быть дивестированы. Кандидата -ми на отчуждение признаются активы или бизнес -еди -ницы, не обеспечивающие минимально приемлемого уровня доходности, установленного в качестве порогового значения на корпоративном уровне.
Решение проблемы неудовлетворительной рентабельности отдельных активов или бизнес-единиц по -средством их расформирования или продажи способ -ствует повышению рентабельности вложенного капи -тала, оказывая тем самым положительное влияние на финансовое состояние предприятия и, соответствен -но, на рыночную стоимость акций. Отсутствие рентабельности является главным, но не единственным ар -гументом в пользу отчуждения активов и бизнес-еди -ниц. Не менее важно оценить отдачу от продажи акти-вов. В качестве оценки может быть использована раз -ница между потенциальной ценой продажи и потенци -альными доходами от использования отчуждаемых активов и функционирования бизнес-единиц в случае отказа от их продажи. При этом потенциальную доход -ность продаваемых объектов необходимо сравнить с пороговым значением доходности активов и бизнес -единиц, установленных в качестве норматива на кор -поративном уровне. Решение о продаже отдельных активов или бизнес-единиц признается целесообраз -ным, если их потенциальная доходность ниже установленного порогового значения.
Продажа активов может использоваться и в качестве меры против захвата предприятия, так как снижает привлекательность предприятия. Решение о продаже может быть вынужденным, если предприятие зани -мает почти монопольное положение на рынке, что про -тиворечит нормам действующего антимонопольного законодательства В этом случае продажа активов или бизнес-единиц ослабляет позиции предприятия и та -ким образом возвращает его в правовое поле. Пред -приятия прибегают к стратегии выхода из бизнеса, если испытывают острую потребность в денежных средствах для погашения долговых обязательств при отсутствии других источников покрытия долга. С помощью продажи предприятие может избавиться от непрофильных активов и бизнес-единиц, если по каким-либо причи -нам их дальнейшее использование считается нецеле-
сообразным . В этом случае стратегия направлена на возврат предприятия к своей основной деятельности.
Окончательное решение о продаже принимается на основании оценки влияния отчуждения активов или бизнес-единиц на стоимость предприятия, которая определяется как разница между ценой продажи отчуждаемых активов или бизнес-единиц и приведенной стоимостью ожидаемых денежных потоков в случае их дальнейшего использования на данном предприятии. Если разница положительна, стоимость предприятия после продажи активов возрастет; если разница отрицательна, стоимость предприятия после дивестирования снизится. В первом случае решение о выходе из бизнеса принимается, во втором - отклоняется.
После принятия решения о выходе из бизнеса необходимо подготовить предложение о продаже активов предприятия. Для этого формируется предварительная документация, включающая информацию об организационной структуре предприятия, его финансовом положении, структуре и состоянии производства и маркетинга. Потенциальный покупатель для принятия окончательного решения о приобретении дивестируемых единиц (выставленных на продажу активов) может затребовать дополнительную информацию, позволяющую детально оценить условия сделки. Денежные средства, полученные в результате дивестирования активов или бизнес-единиц, могут быть инвестированы в доходные ценные бумаги или проекты, направлены на приобретение новых активов или бизнес-единиц, повышение дивидендов или выкуп собственных акций предприятия.
1. Гвардин С.В. Выход из бизнеса с максимальной прибылью: российский опыт М.: Эксмо, 2008.
2. Гохан П.А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. М.: Альпина Паблишерз, 2010.
3. Депамфилис Д. Слияния, поглощения и другие способы реструктуризации компании. Процесс, инструментарий, примеры из практики, ответы на вопросы. М.: ЗАО «Олимп-Биз-нес», 2007.
4. Романенко О.А. Финансовые аспекты интеграции хозяйствующих субъектов. Саратов: изд-во СГСЭУ, 2010.
5. Семернина Ю.В. Основные индикаторы российского рынка ценных бумаг // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2 (31).
6. Чимаров А.Н Выход из бизнеса через публичный рьнок // Вестник СГСЭУ. 2011. № 3 (37).
7. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ // Справочная информационная система «Гарант ».
8. Центральная база статистических данных. URL: http:// www.gks.ru/ dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2713001.
9. URL:http://www.mergers.ru.
10. URL:http://finance-place.ru/fin-menedzhment/taktika-i-s trat egya/dolgo sroch noe/ divestirovanie.ht ml.
удк365.28 Ф.Р Сабирджанов
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
На основе системного подхода к предмету исследования - жилищной политике России - в статье представлен обзор источников финансового обеспечения жилищной политики в современных условиях. Цель исследования -рассмотреть и систематизировать многообразие источников финансового обеспечения жилищного строительства со стороны частных инвесторов и кредиторов, конечных покупателей жилья и государства.
Методологической основой проводимого исследования является диалектический метод, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их системе, развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В работе использованы такие логические методы научного исследования, как анализ, синтез, конкретизация и сравнение.
В ходе исследования определены субъекты финансового обеспечения жилищного строительства, выявлены и описаны внешние и внутренние финансовые ресурсы жилищной политики. Представлена характеристика небюджетных источников по критериальным признакам, а также проанализированы методы финансирования жилищной политики в механизме государственной финансовой поддержки строительства жилья.
Областью практического применения настоящего научного исследования является рынок жилья с точки зрения финансового обеспечения и государственной поддержки жилищного строительства. Разработанные научные положения и практические рекомендации могут использоваться федеральными и региональными органами власти, министерствами и ведомствами, осуществляющими управление сферой жилья при формировании, реализации и оценке эффективности жилищной политики.
Ключевые слова: финансовое обеспечение, финансовые ресурсы, жилищная политика.
F.R. Sabirdzhanov
SOURCES OF FUNDIGN FOR HOUSING POLICY IN RUSSIA
The paper uses a systematic approach to the subject of study which is the housing policy of Russia and provides an overview of sources of financial support for housing policy in modern conditions. The purpose of the study is to review and classify a variety of sources of financial support for housing construction from private investors and lenders, end buyers an d state.
The methodological basis for the research is the dialectical method which allows studying economic phenomena as a system with regard to their development, interconnection and interdependence. The author uses logical methods of scientific research such as analysis, synthesis, generalization and comparison.
The study identifies the subjects of financial support for housing, external and internal financial resources of housing policy The paper presents characteristics of non-budgetary sources with criterial attributes and contains an analysis of methods of financing of housing policy in the mechanism for public financial support for housing construction.
The research may be applied in the housing market in terms of financing and government support for housing. The theoretical and practical recommendations can be used by federal and regional authorities, ministries and agencies involved in housing management and formulation, implementation and evaluation of the effectiveness of housing policies.
Key words: financial maintenance, financial resources, housing policy.
Жилищная политика, являясь составной частью экономической политики, определяет главные направления развития отрасли строительства, в частно -сти строительства жилья, различные этапы ее становления и совершенствования. Реализация жилищной политики невозможна без финансирования, которое осуществляется в рамках бюджетной и банковской политики.
Строительство современного жилого дома с многомиллионными затратами и периодом строительства, превышающим один год, можно отнести к крупномасш -табным проектам. Каждый такой проект реализуется в условиях конкретного региона или части города, имеющейся инфраструктуры, при условии определенной финансовой и административной поддержки , а также с учетом сложившейся на данной момент и ожидаемой экономической ситуации [1, с. 73].
Инвесторами, осуществляющими капитальные вложения собственных, заемных и привлеченных средств в создание и воспроизводство фондов, являются:
- органы, уполномоченные управлять государствен -ным и муниципальным имуществом или имуществен -ными правами;
- организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;
- международные организации, иностранные юридические лица;
- физические лица (граждане Российской Федера-ци и и иностранные граждане).
Источниками финансового обеспечения капитальных вложений могут быть:
- собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные финансовые резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц);
- средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и т. п.;
- заемные финансовые средства инвестора или переданные им средства (облигационные займы и др.);
- привлеченные финансовые средства инвестора (средства от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, граждан, юридических лиц);
- финансовые средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
- средства внебюджетных фондов;
- средства федерального бюджета, предоставленные на безвозвратной и возвратной основе, средства бюджетов субъектов РФ;
- средства иностранных инвесторов.
♦
♦
Финансирование капитальных вложений по строй -кам и объектам может осуществляться за счет как од -ного, так и нескольких источников.
При выборе внешних источников финансового обеспечения жилищного строительства застройщики оцени -вают стоимость привлекаемых средств и их доступность. В российских условиях такими источниками являются:
- средства граждан, желающих приобрести жилье (единовременные плательщики и долевые участники строительства);
- средства крупных инвесторов;
- средства участников фондового рынка;
- кредитные средства;
- бюджетные средства, выделяемые в рамках госу-дарственных целевых программ.
В состав внутренних финансовых ресурсов предприятий, используемых для финансирования инвестици-онной деятельности, включаются:
- прибыль по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом;
- поступления от ликвидации основных фондов в строительстве, осуществляемом хозяйственным способом (при разборке временных нетитульных зданий и сооружений);
- доходы, полученные от попутной добычи строительных материалов на месте строительства объектов;
- мобилизация внутренних ресурсов для строительства объектов, осуществляемого хозяйственным способом.
Как показывает практика реализации проектов жилищного строительства, организатор проекта (застройщик девелопер), как правило, из собственных средств и /или средств инвесторов финансирует разработку и согласование проектно-сметной документации и покупку (аренду) земельного участка. Финансирование непосредственно строительных и монтажных работ, а также иных расходов осуществляется за счет привлеченного финансирования [4, с. 101 - 102].
В России застройщик, как правило, не обладает достаточными активами в качестве обеспечения кредита: земельный участок невозможно использовать как залог, поскольку права собственности на него отсутствуют; залог строящихся объектов также затруднен; стоимость оборудования, принадлежащего застройщикам, которое может стать обеспечением по кредиту, по оценке экспертов рынка, составляет менее 10% стоимости возводимых строительной компанией объектов. При этом следует учитывать, что застройщики часто привлекают для работы подрядные строительные организации, т. е. могут совсем не иметь собственных оборотных средств. В этих условиях основным источником привлечения финансовых ресурсов являются средства инвесторов и граждан, желающих приобрести жилье. Сравнительная характеристика небюджетных источников финансирования жилищного строительства в России в современных условиях наглядно представлена в таблице.
Основные характеристики небюджетных источников финансового обеспечения жилищной политики в России
Показатель Средства граждан -долэ вых участн иков строительства Средства ин весторов/партнеров Средства, привлекаемые за счет выпуска облигаций Кредитные средства
Платность Беспроцентные средства По индивидуальной дсгово-ренности Процент за пользование средствами (как правило, ниже стоимости банковского кредита); затраты на эмиссию Проценты за пользование кредитом
Срочность До передачи квартир в собственность До завершения строительного проекта Определенные сроки, указанные вэмиссии Установленные сроки
Возвратность Возврат в форме построенного жилья Возврат в виде прибыли или иной форме (по согласованию) Возврат в форме регулярных купонных выплат и выплать основного долга в установ-ленныйсрок Возврат основной суммы долгав установленный срок
Т ребования к застройщику Наличие всех разрешений; оформление участка в собственность (аренду); наличие проектной декларации; ряд других требований* Определяются инвестором индивидуально (как правило, предъявляется требование финансовой состоятельности и опыта реализации проектов) Общие требования к эми-тенту Достаточный объем ликвидных активов, необходимых для обеспечения кредита
Уровень доверия к застройщику Неоп ределенный (основанный на поверхностном восприятии и законодательном регулировании) Достаточно высокий (часто зависит от индивидуальн ых отношений застройщика и инвестора) Удовлетворительный (зависит от кредитоспособности эмитента и оценки риска вложения средств) Удовлетворительный (формирующийся при подготовке кредита)
Возможности привлечения средств Достаточно широкие (зависят от общеэкономической и социальной оботановки) Достаточно огра ниченные (определяются известностью и связя ми компан ии) Относительно ограниченные (зависят от кредитоспособ-ности эмитента и оценки риска вложения средств) Относительно ограниченные (зависят от общеэкономической конъюнктуры и законодательного обеспечения)
Характер поступления средств Нестабильный, неспособный обеспечить ритмичность стро ительного процесса Зависит от многих факторов, может быть не стаби льны м Единовременное привлечение средств, обуславливаю -щее проблему их размещения Гарантированное финансирование в соответствии с графиком строительства (кредитной линии)
Степень риска для кредитора/ инвестора (дольщика) До 01.0405 г. - очень высокая; после 01.С4.05 г. - рыночная* Зависит от индлв идуальных условий, особенностей проекта, характеристи к застройщика (финансово-экономического положения, наличия дру -гих незавершенных строительных птектови др.) Рыночная, зависит от условий реализации проекта и степени его п роработанности Рыночная, зависит от условий реализации проекта и степени его проработа н-ности
Законодательное обеспечение До 01.0405 г. - отсутствовало; после 01.04.05 г. - комплексное сегулированиэ * Договорные отношения и инвестиционное законода -тельство Ком пле ксное регулирование Регулирование есть, но требуется его усовершенствование
* С 01.04.05 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации ».
♦---------------------------------------------------
В последнее время наиболее популярными мерами воздействия государства на жилищных рынках становятся механизмы обеспечения субъектов экономических отношений финансовыми ресурсами. Подобные меры, в отличие от финансового регулирования, предоставляют значительную свободу субъектам отраслевых эконо -мических отношений. Финансовое воздействие государ-ства на конкретную отрасль проявляется в виде финансового потока, является сферой бюджетных отношений и принимает форму финансового обеспечения, методы и инструменты которого в совокупности с финансовым регулированием и составляют механизм государствен -ной финансовой поддержки [3, с. 48 - 49].
К методам финансового обеспечения в механизме государственной поддержки строительства жилья, на наш взгляд, относятся бюджетное финансирование, кредитование и инвестирование. Бюджетное финанси -рование предполагает полное или частичное покрытие издержек субъекта и всегда носит целевой характер. Кредитование предусматривает выделение фи -нансовых ресурсов на основе возвратности и платности, причем государственное кредитование может осуществляться на бесплатной основе. Инвестирование пред-ставляет собой вложение финансовых ресурсов в создание объектов недвижимости или приобретение имущественных прав [2, с. 109].
Основными формами взаимодействия государства и частного бизнеса при осуществлении инвестиционной деятельности в сфере жилищного строительства на сегодняшний день становятся аренда (лизинг), концесси -онные соглашения и приватизация. Государственно -частное партнерство определяется как форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечение финансирования, сооружение, реконструкция, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставление услуги [5, с. 133].
Опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в России и ряде европейских стран
показывает, что необходимость их использования в первую очередь обусловлена приватизацией и либерализацией в государственном секторе. Позитивные результаты проектов связаны с более низкими затратами на инвестиции. Тем не менее многие государственные учреждения все еще опасаются привлекать частных партнеров. Использование положительного опыта ГЧП приведет к росту инвестиций в развитие общественной инфраструктуры в целом и жилищного строительства в частности. При этом модель ГЧП не замещает, а дополняет такой источник финансирования жилищного строительства, как государственные и нвестиции.
При многообразии форм участия бизнеса в реализации жилищной политики главная роль должна принадлежать все-таки органам власти. Организация стабильной работы объектов жизнеобеспечения - это обязанность органов власти независимо от того, в чьей собственности находятся объекты и на каких условиях обслуживаются. Поэтому контроль органов власти за жизненно важными, а следовательно, стратегическими объектами строительства не должен быть потерян. Только так удастся обеспечить баланс интересов всех сторон - потребителей, хозяйствующих субъектов и власти.
1. Гришина Н.П. Источники финансирования комплексных инвестиционных строительных проектов // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).
2. Ефимова С.Б. Основы бюджетно-расходной политики государства. Саратов, 20 0 6.
3. Каменева ЕА. Механизм государственной финансовой поддержки жилищно-коммунального хозяйства: методы и инструменты // Финансы и кредит. 2008. № 37 (325).
4. Лепилин ДА. Система финансового обеспечения жи-лищного строительства в современных условиях // Российское предпринимательство. 2009. № 6.
5. Тачалова Е.В. Методология финансового обеспечения функционирования общественной инфраструктуры // Вестник СГСЭУ 2009. № 5 (29).
удк 336.1 В.Н. Саранцев
ЕДИНЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ СЧЕТ (ЕКС): МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Основываясь на принципе единства денежных средств и казны, ЕКС является банковским счетом или комплексом связанных счетов, через который правительство осуществляет операции по поступлению средств и осуществлению платежей. В Российской Федерации продолжаются реформы, повышающие эффективность его функционирования. В статье проанализирован теоретический и методологический опыт функционирования ЕКС в таких странах, как США, Франция, Новая Зеландия и др. Выделяются основные принципы организации, сферы деятельности, а также формы функционирования в зависимости от экономического и политического строя государства. Построение эффективной системы ЕКС позволяет казначейским органам отделить управление денежными средствами от их контроля на уровне транзакций.
Основными итогами исследования являются предложения по внедрению в систему управления платежами на ЕКС банковских технологий, используемых в экономически развитых государствах. К подобным технологиям в первую очередь следует отнести механизм, получивший в мировой практике название «Cash concentration». Это позволит усовершенствовать систему электронных платежей в связке «центральный банк - казначейские органы», а также расширит сферу информационного взаимодействия казначейских органов с их клиентами - распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Ключевые слова: казначейство, счет, опыт, принципы, финансы.