Научная статья на тему 'ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ'

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНОЕ НАМЕРЕНИЕ / СУИЦИДАЛЬНАЯ ПОПЫТКА / СУИЦИД / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРАХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алибаева Р.Н., Марданова Ш.С., Жаканова Т.А.

В статье анализируются типы отношений родителей к ребенку, которые могут негативно сказаться на психологическом развитии ребенка и быть фактором суицидального риска. Выделяются ряд негативных факторов, деформирующих детско-родительские отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алибаева Р.Н., Марданова Ш.С., Жаканова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF FAMILY RELATIONSHIP AS A FACTOR OF SUICIDAL RISK IN CHILDREN

This article deals with an analysis of parent-to-child relationship types that can have negative impact on the early psychological development of a child and act as a factor of suicidal risk. There are several negative factors that distort child-parent relationships

Текст научной работы на тему «ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 740

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ

Алибаева Р.Н., Марданова Ш.С., Жаканова Т.А.

КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова Казахстан, 050012 г. Алматы, Толеби 94

TYPES OF FAMILY RELATIONSHIP AS A FACTOR OF SUICIDAL RISK IN CHILDREN

DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.2.82.627

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются типы отношений родителей к ребенку, которые могут негативно сказаться на психологическом развитии ребенка и быть фактором суицидального риска. Выделяются ряд негативных факторов, деформирующих детско-родительские отношения.

ABSTRACT

This article deals with an analysis of parent-to-child relationship types that can have negative impact on the early psychological development of a child and act as a factor of suicidal risk. There are several negative factors that distort child-parent relationships

Ключевые слова: суицидальное намерение, суицидальная попытка, суицид, детско-родительские отношения, тревожность, страх.

Key words: suicidal intention, suicidal attempt, suicide, child-parent relationships, anxiety, fear.

Достаточно продолжительное время одной из актуальных психологических проблем в Казахстане является проблема суицида.

Данная проблема нашла отражение во многих психологических зарубежных и отечественных исследованиях [Л.И. Божович, А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин, Ю.Р. Вагин, В.А. Тихоненко, Г.А Касен, А.К.Мынбаева, З.М. Садвакасова]. Проблема суицида изучается с разных сторон, выявлена сущность этого явления, виды, проявления, возрастные и гендерные особенности, частотность суицидального поведения в зависимости от региона страны, времени года, времени суток. Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблема остается актуальной и по сегодняшний день.

Достаточно остро проблема суицидального поведения стоит в детской среде, особенно подросткового и юношеского возраста. Дети являются наиболее уязвимыми и неподготовленными к сложным и разнообразным жизненным обстоятельствам. В силу своего возраста не обладают достаточным социальным опытом, сформированным мировоззрением, могут быть объектом манипуляций. Именно этот возрастной период, по мнению В.А. Тихоненко, связан с поиском смысла жизни, его оценкой и переоценкой и чувствителен к суицидальному поведению [1].

И не всегда родители, близкие и школьные психологи способны распознать в поведении ребенка риск суицидального поведения. Поэтому выявление психологических факторов риска является важным для предупреждения и предотвращения детского суицида.

Известно, что личность ребенка формируется в первую очередь в семье. Именно в семье ребенок получает социальную роль, социальные навыки

взаимодействия и отношения, модели поведения. И главное в семье ребенок получает представление о себе как личности. Но не все родители осознают важность своей роли в формировании психологически здоровой личности ребенка и социально-психологического климата в семье.

К сожалению, в нашем обществе не учат быть родителями, и опыт родительства приобретается путем проб и ошибок. И проблемы родителей негативно отражаются на детях.

Еще К. Хорни подчеркивала, что множество неблагоприятных влияний могут не позволить ребенку расти в соответствии с его индивидуальными потребностями и

возможностями. Эти неблагоприятные влияния разнообразны. В общем, они сводятся к тому, что родители часто «слишком поглощены своими собственными неврозами, чтобы быть способным любить ребенка или даже просто видеть в нем ту удивительную индивидуальность, какой он является; их отношения к нему определяется их собственными невротическими потребностями и реакциями. Проще говоря, они могут быть доминирующими, чрезмерно

покровительствующими, запугивающими,

раздраженными, чересчур требовательными и снисходительными, непостоянными,

пристрастными к другим братьям и сестрам, лицемерными, равнодушными и так далее. Это никогда не является результатом одного фактора, а всегда - всего созвездия, которое оказывает неблагоприятное влияние на развитие ребенка» [2, С. 12].

Многие родители хотят видеть своих детей послушными. Свободный, активный ребенок доставляет много хлопот. И уже в раннем возрасте такие родители начинают пугать детей. «Веди себя тихо, а то заберет бабай», «Сиди спокойно, иначе

тетя укол поставит», «Будешь плакать, доктора позову», «Будешь капризничать, оставлю». Таким образом, изначально у ребенка формируется страх, он неуверен, послушен, конформен, боится проявить себя как личность.

Так, тревожность матери может вызвать устойчивые страхи у ребенка по поводу опасности окружающего мира. «Осторожно, упадешь, обожжешься», «Почему ты так делаешь? Это опасно», «Не ходи. Там тебя могут обидеть», «Не показывай никому, отберут», «Не доверяй, обманут» и т.д. Такой акцент матери на то, что мир «опасен» и «враждебен» и всегда надо быть «начеку» формирует у ребенка повышенный уровень тревоги и страхов. Формируя у ребенка устойчивые страхи, тревожная мама не способна научить ребенка и не учит преодолевать препятствия и трудности в жизни. Ребенок с повышенным уровнем тревоги и страха становиться беззащитным и уязвимым к трудным жизненным ситуациям. Малейшая неудача приводит к унынию, беспомощности, бессилию и депрессии. Такие дети становятся неуверенными, нерешительными, боязливыми, зависимыми. В таком состоянии ребенок больше подвержен манипуляциям со стороны окружающих: значимых взрослых, сверстников, социальных сетей.

Повышенный уровень агрессивности родителей деформируют детско-родительские отношения. Что делает агрессивный родитель? Ругает, злится, давит, диктует, указывает, принижает, оскорбляет, попрекает, обвиняет. В такой среде у ребенка формируется низкий уровень самооценки, неуверенность, несамостоятельность, чувство вины, страха, обиды и недоверия к родителям. Такой ребенок не умеет выражать себя, делиться своими чувствами и мыслями, не умеет доверять и адекватно оценивать себя и ситуацию. В последующем во многих жизненных случаях такой ребенок будет считать себя, что он не прав, что он плохой и не достоин любви и хорошего отношения к себе. Он убежден, что во всем происходящем -виновен. Известно, что чувство вины - это разрушающее чувство. Когда человек винит себя, он «съедает» себя изнутри и направляет всю невыраженную агрессию на себя. Именно такое отношение к себе являются предпосылками суицидального намерения.

Эмоционально холодные родители формируют отчужденность у детей. Неумение родителей проявлять и выражать внимание, заботу, любовь и поддержку детям или же их убежденность, что это неважно и не серьезно, приводит к мысли у детей, что они не нужны родителям, являются обузой. Дети в такой семье не получают признания за свои успехи, похвалы и поощрения. Не получая эмоциональный отклик на свои переживания, дети начинают испытывать чувство одиночества, обиды, вины и замыкаются в себе. Эта обида может перерасти в злость и гнев. Наблюдая за отношениями других детей со своими родителями, они могут завидовать им, уходить в мир фантазии или искать «значимых» людей, от

которых могут получить эмоциональную поддержку на свои переживания. Встретив такого человека, они сильно привязываются к нему и становятся зависимым. Разрыв отношений со «значимым» человеком переживается очень сильно. В такой ситуации ребенок может и сам манипулировать, и быть объектом манипуляции. Так, подросток может сказать «Если ты уйдешь, я покончу с собой», «Если ты оставишь меня, я убью себя».

Также слишком требовательные родители могут вызвать у ребенка повышенную тревожность. Желание видеть своего ребенка «идеальным», «совершенным» приводит к тому, что родители постоянно завышают свои требования, поднимают «планку» достижений и сравнивают с более «успешными» детьми. Такие дети часто слышат фразы «Должен только учиться на «пять», «Почему получил «четверку?», «Вон, твоя подружка учится на «отлично». Однако, когда ребенок учится на «отлично», ему говорят: «Теперь должен выучить английский язык», «А теперь должен заниматься музыкой», «А в дальнейшем должен показать себя с другой стороны, в спорте», «Ты не думай, не расслабляйся, тебе достигать и достигать еще». В этой постоянной гонке за «успехами» и «достижениями» ребенок не ощущает радость познания, радость общения. При этом высокие достижения родители превращают и в смысл жизни и своей, и ребенка. Достаточно ярким и частым примером такого родительского отношения к ребенку является ситуация при подготовке выпускника школы к ЕНТ (единому национальному тестированию) и подтверждению медали «Алтын белп». В этой ситуации ребенок ощущает высокие ожидания со стороны родителей, родственников, школы, районных и городских отделов образования. В связи с этим ребенок чувствует большую ответственность и тревогу. И это все сильно давит на ребенка, потому что подтверждение медали «Алтын белп» в данной ситуаций для ребенка является смыслом жизни. И если цель достигается, то жизнь продолжается, а в случае неудачи - ощущение катастрофы и смысла жить нет. Как известно, чем больше ожиданий, тем больше разочарований. Ребенок впадает или в глубокую депрессию, или решается на суицидальные попытки.

При совершенном суициде окружающие люди всегда ищут причину, в основном объясняют себе и находят конкретные факторы социального, социально-экономического или медицинского характера. Например, «неудачная любовь», «поругалась с родителями», «материальные трудности, хроническая нехватка денег в семье». Но причина суицида кроется гораздо глубже: в семейных, детско-родительских отношениях. Там, где ребенок не получает достаточно поддержки и опоры, там, где нет надежного тыла, он становится уязвимым и беззащитным.

Попытка суицида и завершенный суицид воспринимается и переживается обществом очень остро. Из школьной практики известно, что в таких

ситуациях начинают проводиться

профилактические мероприятия, проверки, поиск виновных с целью наказания. Это важно и нужно, но не всегда эффективно и своевременно, так как всякая суицидальная попытка и завершенный суицид это следствие психологического неблагополучия детско-родительских отношений из-за родительской безграмотности и нежелания понимать и принимать психику и потребности ребенка.

В связи с этим обществу, государственным органам, школьной администрации, школьным психологам и педагогам необходимо обратить внимание на работу с родителями, организовывать и проводить обучающие семинары, тренинги, мероприятия для формирования понимания важности здорового отношения родителей к своему ребенку.

Статья написана в рамках науного проекта: ИРН (АР 09259839) "Организация системы психологического профилирования и коррекции суицидального поведения подростков" по грантовому виду финансирования Министерства образования и науки РК.

Литература

1. Тихоненко В.А. Жизненный смысл выбора смерти // Человек. - 1992. - № 6. - С. 49-56.

2. Хорни К. Невроз и развитие личности / Пер. с англ. М.: Смысл, 1998. - 375 с.

3. Ефремов В. С, Тогилов В. А. Депрессия и суицид. Современные подходы к диагностике и лечению нервных и психических заболеваний. — СПб.: Военно-Медицинская академия, 2000. — С. 158-162.

4. Меннингер К. Война с самим собой. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.