ТИПЫ САМОКОНТРОЛЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чернокова Татьяна Евгеньевна, Северный (Арктический) федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, г. Северодвинск
E-mail: tattyana-chernokova@yandex. ru
Аннотация: В статье рассматривается специфика самоконтроля в познавательной деятельности. Показана роль самоконтроля и его место в структуре метапознания. Описаны типы самоконтроля с позиций структурно -диалектического подхода. Выделена специфика формального и диалектического самоконтроля.
Ключевые слова: самоконтроль, познавательная деятельность,
метапознание, структурно-диалектический подход, формальный и диалектический самоконтроль.
Самоконтроль понимается в психологии как одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности. В работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой проводится мысль о том, что самоконтроль является основой произвольного поведения [8]. П.Я. Гальперин определяет самоконтроль как акт процесса внимания [3]. В.В. Давыдов, Л.В. Берцфаи, А.К. Маркова и др. рассматривают самоконтроль как учебное действие [4]. В этих работах самоконтроль понимается как сопоставление результатов выполняемых действий с конечной целью деятельности и задачами отдельных ее этапов. В дополнение к этому, некоторые авторы включают в процесс самоконтроля коррекцию регуляторных и исполнительных аспектов деятельности. В структурно-функциональном подходе (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и др). выделяется несколько регуляторных функций, относящихся к контрольной фазе деятельности: субъектная система критериев успешности деятельности, контроль и оценка результатов, решение о коррекции системы саморегуляции [5]. Обобщение вышеназванных исследований позволяет определить функцию самоконтроля: обеспечение
соответствия полученных результатов предъявляемым требованиям и поставленным целям.
Познание является одним из сложных и слабо предсказуемых видов человеческой деятельности, поэтому самоконтроль познавательного процесса имеет специфику и играет особую роль. Г.С. Никифоров пишет: «Самоконтроль неотъемлемым образом включен в протекание психических процессов, являясь одним из важнейших условий адекватного отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной действительности» [6, 32]. Специфика самоконтроля познавательной деятельности заключается в том, что она осуществляется преимущественно во внутреннем плане, цель и задачи познания не могут быть представлены как предметные образы итогового и промежуточных результатов как в практической деятельности, критерии достижений наглядно не представлены, предварительные гипотезы могут не подтверждаться и в процессе деятельности модифицироваться. Это осложняет и итоговый и процессуальный самоконтроль процесса познания. В практической деятельности, по мере автоматизации действий, направленных на решение задач, степень сознательного самоконтроля снижается. В познавательной деятельности, безусловно, присутствуют автоматизированные сенсорные, моторные, мыслительные операции, но будучи включенными в действия, направленные на поиск и переработку информации они чаще приводят к неожиданным результатам. Поэтому познавательная деятельность требует особо тщательного самоконтроля и своевременной коррекции.
В современной психологии функции, обеспечивающие саморегуляцию познания, называются метакогнициями. Наши исследования самоконтроля также ведутся в контексте проблемы развития метакогнитивных процессов [10; 11]. В большинстве концепций метапознания высказываются близкие идеи: наряду с такими процессами как планирование и выбор стратегии авторы выделяют функции, связанные с самоконтролем. В структуру метакогниций Р. Клюве включает процессы, которые направлены на проверку и оценку решения задачи [14]. Д. Ригли, П. Шетц, Р. Гланц, С. Вайнштейн описывают сознательный контроль хода обучения, исправление ошибок, анализ эффективности познавательных стратегий и изменение поведения [15]. Г. Строу, К. Криппен, К. Хартли уделяют особое внимание мониторингу - осознанию и пониманию выполнения задач и оценке продуктов и процессов регулирования своего обучения [16]. М. А. Холодная выделяет такие контролирующие функции как: способности оценивать качество отдельных шагов интеллектуальной деятельности, а также собственных знаний, способность прекращать или притормаживать собственную интеллектуальную активность в случае необходимости [9].
В своих исследованиях мы опирается на структурно-диалектический подход (Н.Е. Веракса, И.Б. Шиян, А.К. Белолуцкая и др.) [1; 2; 13]. В этом подходе диалектическое мышление понимается как особый процесс преобразования
проблемно-противоречивых ситуаций, механизм которого представляет собой структуру специфических действий: превращение (поиск объекта,
противоположного данному); опосредование (поиск объекта, обладающего данными взаимоисключающими свойствами); сериация (упорядочивание изменений объекта от одной противоположности к другой); обращение (упорядочивание изменений объекта в обратном порядке); объединение (поиск в объекте взаимоисключающих свойств); замыкание (нахождение таких условий, при которых процесс возвращается в исходное состояние); смена альтернативы (поиск в объекте других отношений противоположности) [2]. Мы исходим из идеи, что метапознание как и познание, содержательно может быть формальным или диалектическим [12].
В большинстве исследований при описании процесса самоконтроля выделяются мыслительные операции: анализ, соотнесение, сопоставление, сравнение и различение, установление соответствия. Следовательно, самоконтроль также можно отнести к функциям мышления и, не смотря на то, что в психологических источниках прямо не указывается на различение формального и диалектического самоконтроля, можно предположить возможность такой классификации. В работах В. В. Давыдова, А. К. Марковой и др., указывается на связь контроля собственных действий с рефлексией: формальная рефлексия определяет ориентацию субъекта на внешние основания конкретного частного действия и внешние показатели результативности деятельности; содержательная рефлексия обеспечивает возможность опираться при самоконтроле на общие и существенные условия выполнения действий [4], то есть косвенно говорится о возможности различения формального и диалектического самоконтроля.
Термин «формальный самоконтроль» отражает его поверхностность, ориентированность на внешние критерии, сводится к констатации выполненных действий и формальных достижений. Содержательный самоконтроль предполагает глубокий анализ предмета деятельности и направлен на выявление противоречий между ожидаемыми и полученными результатами, а также возможных преобразований исходных положений, регулирующих деятельность. Такой контроль требует диалектического мышления. Н.Е. Веракса пишет: «диалектическое мышление обеспечивает движение в диалектических структурах, которые описывают пространство возможностей или возможных изменений объектов» [2, 311]. Выявление и преобразование противоречий -основная функция диалектического мышления: «Работать с противоречием может только диалектическая логика, т.к. базой формальной логики, как известно, является закон непротиворечия. Формальная логика - логика установления уже существующих закономерностей. Диалектическая логика -логика порождения новых возможностей» - пишет А.К. Белолуцкая [1, 292].
Самоконтроль осуществляется посредством специфических действий, структура и содержание которых связаны с типом самоконтроля. А.М. Новиков описывает общие психологические механизмы рефлексии: остановка, фиксация, отстранение, объективация, оборачивание [7]. Эти механизмы можно соотнести с разными видами контрольных действий: диалектическими и формальными.
Остановка познавательной деятельности - кратковременное прекращение исполнительских познавательных действий - необходима для оценки хода и результатов предшествующей работы, фиксации выполненных действий и достигнутых результатов. Такая оценка основана на анализе собственных действий, поэтому может быть и формальной и диалектической. При формальном анализе субъект сравнивает выполненные действия с заданными в программе и, если обнаруживает противоречия в результатах, то игнорирует их при дальнейшей работе или «подгоняет» полученные результаты к ожидаемым. Для диалектически мыслящего субъекта противоречия в результатах представляют особый интерес. Диалектический анализ на этом этапе требует осознанного применения действий превращения и объединения, благодаря которым субъект устанавливает в результатах свой работы отношения противоположности (ожидалось / получилось), что и приводит к следующему этапу самоконтроля.
Отстранение предполагает возврат к началу деятельности, оно связано с анализом модели условий деятельности и программы исполнительских действий (действие диалектического обращения). Диалектическое исследование этих компонентов направлено на выявление противоречий в результатах и целях, результатах и модели условий, результатах и программе действий, а также противоречий внутри самих моделей и программ (действие диалектического объединения).
Объективация - определение причин полученных результатов -стимулирует поиск других вариантов развития деятельности (действие смены альтернативы). Для преодоления причин ошибок субъект ищет такие условия, которые могут совместить выявленные противоположности (действие диалектического опосредования).
Итоговый этап самоконтроля - оборачивание - возвращение к начальной ситуации с новой позиции (действие замыкания). Результатом этого этапа является коррекция модели деятельности и модификация программы действий в соответствии с новыми обстоятельствами (действия диалектической сериации).
При формальном контроле этапы отстранения и объективации, вероятно, отсутствуют. Для формально мыслящего субъекта познаваемый объект предстает как набор характеристик, а познавательный процесс как последовательность не связанных между собой актов. Поэтому контрольные действия сводятся к сопоставлению задач и выполненных действий.
Самоконтроль неразрывно связан с другими компонентами метапознания. Содержание самоконтроля определяется целями, задачами и программой действий, которые были определены на этапе планирования деятельности. Самоконтроль, в свою очередь, приводит к коррекции плана деятельности, а также является важнейшим источником расширения и коррекции когнитивно -эмоционального компонента метапознания (метакогнитивных знаний и оценок) [12].
Таким образом, самоконтроль в познавательной деятельности можно рассматривать как метакогнитивный процесс, который сопровождает познание от постановки целей до подведения итогов. Специфика познавательного самоконтроля заключается в том, что планируемые результаты не могут быть представлены в виде конкретного образа, часто вообще непредсказуемы, поэтому в познании важны не только скорость и точность контрольных действий, но и гибкость контроля, благодаря которому происходит перестройка ориентировочной основы деятельности в соответствии с новыми обстоятельствами. Самоконтроль осуществляется посредством специфических действий, содержание и структура которых определяет тип самоконтроля: формальный или диалектический. При формальном самоконтроле внимание субъекта фиксируются на внешних характеристиках процесса и результатов познания. При диалектическом самоконтроле субъект сосредоточен на содержании и качестве выполнения деятельности, выявлении противоречий между ожидаемыми и полученными результатами, оценке эффективности примененных средств и выполненных действий, установлении возможных причин полученных результатов, условий их преодоления в последующих действиях.
Литература:
1. Белолуцкая А.К. Структурная гибкость мышления в контексте диалектической психологии // Филология и культура. Philology and Culture. - 2013. - № 3. - С. 290-297.
2. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология и культура. Philology and Culture. - 2013. - № 3. - С. 303-312.
3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 1976. - С. 220-228.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. - 544 с.
5. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. - 256 с.
6. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.: ЛГУ, 1989. - 192 с.
7. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. - 176 с.
8. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Институт практической психологии, 1998. - 256 с.
9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского ун-та., М.: Барс, 1997. - 392 с.
10. Чернокова Т.Е. О возможностях развития метакогнитивных функций у детей дошкольного возраста с точки зрения культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. - 2009. -№4. - С. 70-75.
11. Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета
исследования // Вестник Поморского университета. - 2011. - № 3. - С. 153-158.
12. Чернокова Т.Е. Диалектические структуры в метапознании // Филология и культура. Philology and Culture. - 2013. - № 3. - С. 322-328.
13. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представления о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. Philology and Culture. - 2013. - № 3. - С. 329-332.
14. Kluwe R. Executive decisions and regulation of problem solving behavior // Metacognition, Motivation and Understanding. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1987. - P. 31-64.
15. Ridley D., Schuts P., Glanz R., Weinstein C. Self-regulated learning: the
interactive influence of metacognitive awareness and goal-setting // Journal of Experimental Education. - 1992. - V. 60 (4). - P. 293-306.
16. Schraw G., Crippen K.J., Hartley K. Promoting self-regulation in science education: Metacognition as part of a broader perspective on learning // Research in Science Education. - 2006. - V. 36. - P. 111-139.