Научная статья на тему 'ТИПЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ" ПРИ ФРУСТРАЦИИ ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ТИПЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ" ПРИ ФРУСТРАЦИИ ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ" ПРИ ФРУСТРАЦИИ ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Scientist

Scientist, 2022, 22(4), 73-75._

Материалы VII итоговой научно-практической конференции НОМУИС 23-25 мая 2022 года, г. Барнаул Алтайский государственный медицинский университет

ТИПЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ПРИ ФРУСТРАЦИИ ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Масанкина В.А., Мардасова Т. А.

TYPES OF MOTIVATION OF CLINICAL PSYCHOLOGY STUDENTS UNDER THE FRUSTRATION OF PERSONAL VALUES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Altai State Medical University, Barnaul Masankina V.A., Mardasova T.A.

В настоящее время с проблемой фрустрации люди сталкиваются ежедневно. Фрустрация возникает в различных ситуациях, которые воспринимаются как неудовлетворение какой-либо потребности. Данный феномен во многом отрицательно влияет на комфортную жизнь и работоспособность человека. Зачастую проблемы фрустрации связаны с недостатком мотивации. Поэтому взаимосвязь фрустрации и мотивации требуют более подробного изучения.

Целью данной работы является выявление взаимосвязи типов мотивации и фрустрации личных ценностей у студентов специальности «клиническая психология», обучающихся на разных курсах медицинского вуза.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что у студентов с разными типами мотивации фрустрированы различные ценности в учебном процессе.

Диагностические методики исследования: методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных

Scientist

74

сферах», методика И.С. Домбровской «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы».

Методы статистической обработки данных: метод ранговой корреляции Спирмена, метод сравнения средних значений Вилкоксона.

Эмпирическую базу в исследовании составили студенты клинические психологи первого, второго и третьего курсов института клинической психологии Алтайского государственного медицинского университета в количестве 65 человек в возрасте от 17 до 22 лет.

В рамках исследования рассмотрены два типа мотивации учебной деятельности: познавательная мотивация и социальная, а также значимые и доступные ценности. Корреляционный анализ типов мотивации и значимых ценностей позволил установить достоверные положительные и отрицательные взаимосвязи между исследуемыми переменными. Была выявлена корреляционная связь между вынужденным учением и активной жизнью с уровнем значимости 0,011. Возможно, это связано с тем, что человек, которого заставляют учиться или который это делает «потому что надо» зачастую реализует себя в других аспектах жизни и активно проводит время, потому как не заинтересован в учёбе.

Прямая корреляция выявлена между узкими социальными мотивами и наличием хороших и верных друзей с уровнем значимости 0,019. Узкие социальные мотивы - это стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, следовательно, человек активно проявляет себя в какой-либо сфере для получения одобрения. Можно сделать предположение, что индивид с большим количеством хороших друзей стремится не столько занять определенную позицию в обществе, сколько получить одобрение и похвалу своих действий. Корреляция между мотивом сотрудничества и наличием хороших и верных друзей выявлена с уровнем значимости 0,022. Ожидаемо, поскольку чем больше друзей, тем больше взаимодействий и, предположительно, взаимопомощи в социуме. Обратная корреляция выявлена между мотивом саморазвития и материально обеспеченной жизнью.

Корреляционный анализ типов мотивации и доступных ценностей также установил достоверные положительные и отрицательные взаимосвязи. Прямая

Scientist, 22(4), 2022

75

Типы мотивации студентов

корреляция существует между собственными познавательными мотивами и интересной работой, с уровнем значимости 0,047. Можно пояснить, что чем больше человек интересуется окружающим миром и изучает его, тем лучше он понимает себя и, вероятно, выбирает интересную работу по своим устремлениям. Корреляционные связи между широкими познавательными мотивами и познанием, с уровнем значимости 0,023. Познавательные мотивы направлены на познание человека. Чем больше индивид хочет познать мир, какое-либо явление или предмет, тем больше он будет читать, изучать, общаться с людьми и значит, он будет саморазвиваться. Корреляция между вынужденным учением и интересной работой позволяет заключить, что человек, стремящийся к интересной для него работе, не будет учиться вынужденно. Он сам сделает выбор будущей профессии и у него будут выражены собственные мотивы познания. Обратная корреляция между узкими социальными мотивами и интересной работой, с уровнем значимости 0,038 может быть объяснена тем, что чем больше человек хочет получить статус и одобрение в обществе, тем больше он будет ориентироваться на престижные профессии, следовательно, ему неважно будет насколько эта работа интересна.

Также был проведён критерий знаковых рангов Вилкоксона для сравнения значимых и доступных ценностей, где было выявлено значимое различие, указывающее на фрустрацию ценностей «счастливая семейная жизнь», «любовь» и «здоровье», потому как эти ценности значимы, но недоступны для студентов клинических психологов.

Таким образом, сформулированная гипотеза статистически подтвердилась и получила качественное аналитическое обоснование. Полученные данные можно будет использовать для оптимизации и улучшения учебного процесса.

Как цитировать:

Масанкина В.А, Мардасова Т.А. (2022). Типы мотивации студентов специальности «клиническая психология» при фрустрации личных ценностей в учебном процессе. Материалы/ VII итоговой научно-практической конференции НОМУИС, 23-25 мая 2022 года, г. Барнаул, Алтайский государственный медицинский университет. Scientist, 22 (4), 73-75.

Scientist, 4(22), 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.