Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Область наук
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова А. С., Баринова О. Г.

В ходе исследования определена связь между темпераментальными характеристикам студентов-психологов и стилевыми особенностями осуществления ими учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF LEARNING STYLE AND TEMPERAMENT OF MEDICAL PSYCHOLOGY STUDENTS

During the study, the relationship between the temperamental characteristics of psychology students and the style features of their educational activities was determined.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Scientist

Scientist, 2022, 22(4), 51-56._

Материалы VII итоговой научно-практической конференции НОМУИС 23-25 мая 2022 года, г. Барнаул Алтайский государственный медицинский университет

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Долгова А.С., Баринова О.Г.

INTERRELATION OF LEARNING STYLE AND TEMPERAMENT OF MEDICAL PSYCHOLOGY STUDENTS

Altai State Medical University, Barnaul Dolgova A.S., Barinova O.G.

В ходе исследования определена связь между темпераментальными характеристикам студентов-психологов и стилевыми особенностями осуществления ими учебной деятельности.

Ключевые слова: темперамент, стиль учебной деятельности, студенты. During the study, the relationship between the temperamental characteristics of psychology students and the style features of their educational activities was determined.

Keywords: temperament, style of learning activity, students.

Известно, что темперамент - это совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности. Кроме того, эти характеристики могут быть взаимосвязаны со стилем учебной деятельности студентов-психологов медицинского вуза.

Стиль учебной деятельности - это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности [1].

В связи с этим, актуальность нашего исследования состоит в важности выявления особенностей связи темпераментных свойств и индивидуального стиля учебной деятельности студентов с целью последующей оптимизации этой деятельности.

Цель исследования - выявить взаимосвязь особенностей темперамента и индивидуального стиля обучения студентов-психологов, определить преобладающий стиль учебной деятельности с целью дальнейшего повышения качества обучения для будущих клинических психологов.

Материалы и методы Анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; математико-статистические методы обработки результатов. Методики исследования: Пермский опросник стиля учебной деятельности (О.С. Самбикина) [2]; методика диагностики темпераментальных характеристик личности А. Белова.

В качестве респондентов выступили студенты 1-3 курсов Алтайского государственного медицинского университета в количестве 74 человек.

Результаты и обсуждения 1. В исследовании определено процентное содержание всех типов темперамента в каждом студенте, было выявлено, что у 27% студентов преобладают качества флегматика, 26% опрошенных имеют характеристики сангвиника, у 21% респондентов более выражены характеристики меланхолика и 24% - имеют качества холерика. Также нами обнаружены высокие и низкие показатели проявленности определенного стиля учебной деятельности. На рисунке 1 наглядно представлены высокие и низкие показатели по сформированности компонентов индивидуального стиля учебной деятельности студентов. Для каждого студента такой «набор» характеристик индивидуального стиля учебной деятельности, безусловно, является уникальным.

Внимание и саморегуляция

Оптимальные условия для работы на занятии

Дисциплинированность и организованность в учении

Динамика работы на занятии

Сформированность контрольных действий

Самостоятельность и настойчивость при решении..

Познавательная активность и учебная направленность

0% 20% 40% 60% 80%

Рисунок 1. Высокие и низкие показатели стилей учебной деятельности.

Так, преобладающей для выборки студентов (62%) оказалась шкала -внимание и саморегуляция. Высокие баллы по ней свидетельствуют о высоком уровне саморегуляции учащегося, способности сохранять самообладание в напряженных ситуациях, терпеливо и внимательно слушать преподавателя и ответы одногруппников. Низких показателей в этой шкале обнаружено не было. Также у 48,6% опрошенных выявлены высокие показатели самостоятельности и настойчивость при решении учебных задач, что показано на второй шкале. Высокие баллы свидетельствуют о высокой степени настойчивости, способности студента самостоятельно организовать свою деятельность на учебном занятии и решать учебные задачи, не прибегая к посторонней помощи. Вместе с тем, у 1,35% студентов-психологов обнаружены низкие показатели по данной шкале, что говорит о неспособности студентов самостоятельно организовать свою деятельность на учебном занятии или при выполнении домашнего задания и отсутствие настойчивости при решении учебных задач. Вместе с тем, 47% респондентов имеют высокие баллы по шкале - сформированность контрольных действий. У 17,6% студентов обнаружен высокий уровень динамики работы на занятии, то есть они способны работать в быстром темпе, легко переключаются с одной формы работы на другую. При этом 2,7% обладают низкими

-1

0%

I Высокие показатели

Низкие показатели

показателями по этой шкале, следовательно, они пассивны, имеют медленный темп работы.

Интересно, что 37,8% студентов имеют высокие баллы по шкале дисциплинированность и организованность в ходе учебной деятельности, а 2,7% респондентов имеют низкие показатели по этой шкале, что указывает на низкую степень дисциплинированности и организованности обучающихся в процессе осуществления учебной деятельности. Низкие и высокие показатели по шестой шкале - оптимальные условия для работы на занятии оказались равными - по 13,5% респондентов. Высокие баллы свидетельствуют о высоком уровне работоспособности учащегося, предпочтении отвечать на занятии устно, а низкие баллы указывают на низкий уровень работоспособности студента, предпочтении отвечать на занятии с места.

2. В рамках нашего исследования было также выявлено, что темперамент связан с преобладанием того или иного стиля учебной деятельности.

В таблице 1 представлена корреляционная матрица со значимыми показателями связи между типом темперамента и стилевыми особенностями учебной деятельности студентов.

Таблица 1

Корреляционная матрица связей темперамента и стилей учебной деятельности

студентов вуза

Позн. активность и уч. направлен -ность Самост. и настойчивость в решении УЗ Сформир. контр. действий Динамика работы на занятии Дисциплини -рованность и организован ность в УД Оптимальные условия для работы на занятии Внимание и саморегу -ляция

Холерик ,127 ,087 -,016 ,248* -,267* ,079 -,200

,281 ,464 ,890 ,033 ,022 ,503 ,088

Меланхолик -,327** -,378** -,251* -,467** -,125 -,429** -,217

,004 ,001 ,031 ,000 ,288 ,000 ,063

Сангвиник ,149 ,255* ,018 ,415** ,061 ,321** ,060

,206 ,028 ,876 ,000 ,607 ,005 ,609

Флегматик ,074 ,074 ,264* -,123 ,360** ,020 ,366**

,529 ,533 ,023 ,295 ,002 ,866 ,001

Так, мы установили, что чем больше проявленность холерического типа темперамента, тем динамичнее и легче переключается на другие виды работ

студент. При этом дисциплинированность и организованность таких студентов уменьшается.

Чем больше выражен меланхоличный тип темперамента, тем ниже такие показатели как: познавательная активность и учебная направленность; самостоятельность и настойчивость при решении учебных задач; сформированность контрольных действий и динамика работы на занятии.

При выраженных качествах сангвиника возрастают такие показатели как самостоятельность и настойчивость при решении учебных задач; динамика работы на занятии и оптимальные условия для работы на занятии.

Чем больше у студента характеристик флегматика, тем в большей степени у него сформированы контрольные действия, дисциплинированность и организованность в ходе учебной деятельности, а также внимание и саморегуляция - такие студенты сохраняют самообладание в напряженных ситуациях и способны качественно слушать преподавателя.

Выводы

В ходе исследования мы выявили взаимосвязь особенностей стиля учебной деятельности и темперамента студентов-психологов медицинского вуза. Преобладающим стилем учебной деятельности стало внимание и саморегуляция, то есть большинство студентов нашей выборки способны сохранять самообладание в напряженных ситуациях, терпеливо и внимательно слушать учителя и ответы одноклассников, при этом эти студенты являются в большей степени флегматиками. Было также определенно, что выраженность меланхолического типа темперамента вызывает трудности в процессе обучения студентов-психологов.

Список литературы:

1. Основы общей и медицинской психологии и педагогики : Пособие по курсу психологии для студентов СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова / М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. мед. ун-т им. акад. И.П. Павлова. Каф. психиатрии и наркологии с курсом общ. и мед. Психологии. - СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2003. 120 с.

2. Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. Вып. 1. С. 81-100.

Как цитировать:

Долгова А.С., Баринова О.Г. (2022). Взаимосвязь особенностей стиля учебной деятельности и темперамента студентов-психологов медицинского вуза. Материалы VII итоговой научно-практической конференции НОМУИС, 23-25 мая 2022 года, г. Барнаул, Алтайский государственный медицинский университет. Scientist, 22 (4), 51-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.