Научная статья на тему 'Типы лирических субъектов в поэзии Леонида Попова в аспекте жанровой характеристики'

Типы лирических субъектов в поэзии Леонида Попова в аспекте жанровой характеристики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
463
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ / СУБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА / АВТОРСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЖАНРОВАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ЛИРИЧЕСКОЕ Я / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / AUTHOR'S MIND / LYRIC POETRY / STRUCTURE OF THE SELF / GENRE MODALITY / THE LYRIC SELF / INDIVIDUAL STYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефремова Е. М.

Представлены результаты исследования форм выражения авторского сознания в лирике народного поэта Якутии Л. А. Попова (1919-1990). Выявлены типы лирических субъектов в его поэзии в аспекте жанровой характеристики (малые и крупные жанры лирики).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The types of lyric subjects in Leonid Popov's poetry in the aspect of genre characteristics

The article presents the results in studying the forms of expressing an author's mind in the lyric poetry of the national poet of Yakutia L.A. Popov (1919-1990). The article reveals the types of lyric subjects in his poetry in the aspect of genre characteristics (minor and major genres of lyric poetry).

Текст научной работы на тему «Типы лирических субъектов в поэзии Леонида Попова в аспекте жанровой характеристики»

УДК 821.512.157:82.091

ТИПЫ ЛИРИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ В ПОЭЗИИ ЛЕОНИДА ПОПОВА В АСПЕКТЕ ЖАНРОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Е. М. Ефремова

Представлены результаты исследования форм выражения авторского сознания в лирике народного поэта Якутии Л. А. Попова (1919-1990). Выявлены типы лирических субъектов в его поэзии в аспекте жанровой характеристики (малые и крупные жанры лирики).

Ключевые слова: лирическая поэзия, субъектная структура, авторское сознание, жанровая модальность, лирическое Я, индивидуальный стиль.

Теоретические положения исследований по поэтике лирического произведения (С. Н. Бройтман, Л. Я. Гинзбург, М. Н. Дарвин, Б. О. Корман, М. А. Палкин, В. И. Тюпа и др.) утверждают, что субъектные лирические образы - варьируемая категория, которая претерпевает характерное изменение в зависимости от жанровой принадлежности произведений. В традиционалистскую эпоху поэтики лирический субъект напрямую зависел от жанровых параметров «автор был ориентирован на определенный жанр и на определенного героя, именно жанрового героя, различного в оде, элегии и послании» [1, с. 312], он существовал как «абстрактное жанровое условие, заранее данное поэту» [2, с. 169]. В этом отношении важно отметить, что и современной ситуации жанровая обусловленность лирического субъекта в некоторых случаях не потеряла своей актуальности: субъектная структура произведений лирики варьируется в зависимости от соотношения его с различными жанрами и своеобразными устойчивыми жанровыми формами.

Методология, изучающая жанровое единство «не только как неподвижное, устойчивое равновесие подсистем, а как динамический процесс становления, как эстетическую деятельность, регуляторами которой выступают носители жанра - «субъектная организация повествования», «структура речевого стиля», хронотоп, «организация ассоциативного фона» - позволяет рассматривать структуру лирического субъекта в текстах как своеобразную реакцию на жанровую модальность» [3, с. 36]. В данном ракурсе принято рассматривать жанровые направления в видах и в формах анализа лирических стихотворений, поэмы и цикла, который вполне правомерно может изучаться как явление жанровое, имеющее свои особенности и закономерности.

Специфику раскрытия авторского «я» в лирическом стихотворении предполагается анализировать в двух аспектах - по типам стихотворений (баллада, элегия, послание и др.), также по определенному проблемно-тематическому комплексу произведений. Своеобразную жанровую грань поэзии Л. Попова составляют стихи-посвящения, близкие жанру послания. Особенно четко это проявляется в тематической группе стихотворений о поэте и поэзии, где отдельный пласт произведений посвящается собратьям по перу. Из числа поэтов старшего поколения выделяются образ П. А. Слепцова - Ойунского («П.А. Ойуунускайга» - «П. А. Ойунскому») и С. Р. Кулачикова -Элляя («Эллэй хайата» - «Гора Элляя»), под непосредственным влиянием которых Л. Попов формируется как поэт. Из современников особенно близко воспринимается образ народного поэта Якутии Сем. П. Данилова, с которым у поэта были дружеские отношения («Уелээннээх поэппар» -«Моему ровеснику-поэту»). Отдельные стихотворения посвящаются турецкому поэту Н. Хикмету («Назым Хикметкэ» - «Назыму Хикмету»), татарскому М. Джалилю («Муса Джалиль Саха сиригэр» - «Муса Джалиль в Якутии»), юкагирскому Н. И. Спиридонову - Тэкки Одулоку («Нуннуу» -«Нунну»). Композиционная структура стихотворений, в основе которой лежит обращение к определенному адресату, формирует характерный тип субъекта, соответствующий жанру послания. Введение собственных имен исторических личностей активизирует биографический подтекст, в результате которого коммуникация лирического «я» носит сугубо личностный характер. Лирический герой выражает переживания, возникшие на основе сугубо личных ассоциаций и представлений, вызванных конкретными образами реальных личностей.

В отличие от этого в балладе, в форме которой написано стихотворение «Суоhалдьыйа» 1 («Сожалдия»), лирическое «я» можно определить как «подвижное», ибо его подсознание отличается потенциальной возможностью пересечения границ ирреального потустороннего мира, что в очередной раз подчеркивает неординарность мышления Л. Попова. Структуру стихотворения

1 Сожалдия - легендарная красавица. Родилась в Сунтаре, на родине поэта. По преданию, ее насильно выдали замуж за старого богача. Девушка любила молодого охотника и покончила с собой.

отличает эмоционально окрашенная сюжетная линия, восходящая к фольклорному источнику о легендарной якутской красавице. П. В. Максимова - Сивцева относит произведение к типологической группе баллад, где сюжетный драматизм подчеркивается введением образов из легенд и преданий с их трагическими судьбами [4, с. 129]. Самобытный характер образных представлений и ассоциаций обуславливает мотив «пограничного места», где лирический герой пересекает границу между двумя типами пространства:

Суоhалдьыйа, Сожалдия,

Суоhалдьыйа!.. Сожалдия!..

КврдYм - суhуо5уц субулдьуйар, Вижу - косы твои развеваются,

КврдYм - CYhYв5YЦ долгулдьуйар. Ты идешь, меня походкой радуя,

Толбонноох ньуургун Я гляжу в твое лицо бессмертное -

Имэрийэр курдукпун, Вижу я на нем сияние светлое.

Киэргэлгин-оонньуургун Украшения твои колышутся -

Тыаhаmар курдукпун... Чудная мелодия мне слышится.

(Пер. Н. Глазкова)

Образная система отличается характерной опосредованностью мыслей, где в подсознании героя образ красавицы Сожалдии соотносится с высшими представлениями о Поэзии:

Суоhалдьыйа диэн ааты Поэзия диэн вйдYYбYн. Ол аата:

Кун тахсыыта, Куврэгэй ыллыыта, Кувнэх оонньуута,

Кувх симэх тыллыыта! Ол аата:

Куццэ квтуу,

Ыйга ыттыы,

Сулуhу суоллуу,

Дьону дьолуу!

Поэзиям -

Суоhалдьыйам! 2

Имя Сожалдия Я понимаю как Поэзия. Значит:

Восход солнца,

Пение жаворонка,

Игра мелкой озерной рыбы, Зелени расцветание!

Значит:

Полет к солнцу, Восхождение на луну,

За звездами,

Радуя людей!

Моя поэзия -

Сожалдия!

Образная характеристика Поэзии осмысливается поэтом крайне оригинально. В субъективнопсихологическом выражении автора ощутимы личные представления, переживания, вызванные образом Сожалдия, являющиеся предметом размышлений. Склонность к созданию неповторимых образов, своеобразный характер поэтических ассоциаций, оригинальность интерпретаций уже известных явлений, не повторяющихся у других, определяет самобытность лирических переживаний, опосредованность образных представлений как важную отличительную особенность художественной манеры Л. Попова. Эмоциональная напряженность, повышенная яркость образов в произведении приводит к раскрытию особого типа субъекта, отличающегося двойственным, амбивалентным характером сознания. В тексте это реализуется посредством мотива сопоставления Сожалдия с высшими представлениями о Поэзии.

В целом, в произведении раскрывается балладный тип лирического «я», обусловленный, прежде всего, инвариантным развитием лирического сюжета: 1) в них сюжет возникает из семантической неоднородности художественного пространства - оно оказывается «двойным»: с одной стороны, это реальное человеческое измерение, с другой, эта некая мистическая непостижимая сфера, где герой видит Сожалдия; 2) лирический сюжет мотивирован отчуждением героя от «бытового» мира, несоответствием его реальному пространству.

Своеобразие авторского «я» в элегии сосредотачивается на раскрытии идеи времени, его циклической необратимости и принципиальной значимости для него. В более поздних произведениях переживания героя связываются с диалектикой жизни и смерти, быстрым течением времени, что обуславливает мотивацию элегического тона. Здесь лирическое «я» сосредотачивается на раскрытии

2 Здесь и далее без указания имени переводчика смысловые подстрочные переводы сделаны автором - Е.Е.

времени и его значении для него, обуславливаемой жанровым своеобразием элегии. Циклическое движение времени вызывает у лирического героя чувство глубокой тоски - старость для него служит грустным воспоминанием о прошедшей юности. В сознании нередко возникают воспоминания о детстве, юношестве («Олох умсул5ана» - «Пристрастия жизни», «О5о саакым» - «Мое детство», «О5о сааспар твнуннум» - «В детство свое вернулся» и др.). В рамках биологического времени лирического героя (Биэс уоммун сотору туолабын... ‘Скоро мне исполнится пятьдесят...’, Биэс уоммун туолбуппут билбэккэ соhуйдум... ‘Удивился, что исполнилось пятьдесят’, А5ыс уонум да аастын ‘Пусть даже восемьдесят будет’) философская тема времени переходит в рамки индивидуального переживания жизни и смерти.

Если лирический герой ранее не задумывался над этими вопросами, то по истечению времени наблюдается эволюция в его взглядах - выражается некая обида на старость, мотив боязни смерти, необратимого приближения конца. Однако пессимистические ноты наблюдаются только в начале произведений, далее следует антитезис - автор не вносит в контекст идею «конца»:

Инним чугаhаатар, Пусть близок,

Кэнним ырааттар да5аны, Мой конец,

Син-биир Все равно

Сарсыццыны саныыбын... Думаю о завтрашнем дне.

(«Баттахпар къЛыццы кырыа...») («На волосах зимний иней.»)

Аналог завершающего, итого периода в жизни героя мотивирует, таким образом, раскрытие элегического типа авторского «я». Наблюдается тенденция к философским рассуждениям дидактического характера. Раздумья героя в основном связаны с размышлениями о смысле жизни, внимание сосредотачивается на самой личности лирического героя, прослеживается становление его «характера», формируются жизненные принципы.

В отношении особенностей авторского «я» в крупных жанрах лирики, интерес представляют положения о том, что в поэмах субъект, так же как и в стихотворениях, напрямую связан с идеологическим языком эпохи. Однако в силу специфики жанра это не просто бытовое сознание эпохи, скорее речь идет о культурно-поэтическом, общественно-историческом сознании. П. В. Максимова - Сивцева отмечает, что в поэмах авторское «я» имеет определяющее значение как образ-переживание, раскрывающий ту или иную тему в большей части в эпическом ключе, ибо само себе понятие «поэма» представляет собой синкретическое жанровое структурное образование [5, с. 5].

Раскрытие особенностей лирического «я» в поэме, непосредственным образом связано с двойственным характером родовой принадлежности указанного жанра. Учитывая межродовое существование поэмы и динамику ее жанровых изменений в якутской поэзии можно выявить особенности «я» в лирических, эпических и драматических поэмах. В поэтическом активе Л. Попова семь поэм, которые отличаются небольшим объемом и в целом носят лирико-медитативный характер.

Возникновение жанра поэмы в ранней лирике поэта обуславливается особенностями поэтического сознания, связанного с историческими реалиями времени. В 1940-е военные годы сама действительность вела писателей к обобщениям: исключительные характеры стали явлениями реальными, героическое стало адекватным типическому. Духу времени соответствовала тенденция изображения человека в нравственно сильных, благородных, героических проявлениях характера, что требовало укрупнения образа лирического героя поэм, «отказа» от детализации. В этом отношении, авторское «я» в лирических поэмах Л. Попова масштабируется в историческом, социальном плане. Тема произведений развертывается на фоне мировых событий, за счет чего индивидуальное самосознание вбирает в себя гражданственное начало (переход личного «я» к ^ общему). В отличие от стихотворений, здесь образ героя имеет доминирующее значение, как понятие не только социального, исторического, но и наиболее глобального значения - как носитель характера времени и поколения («Ырыа буолбут олох» - «Жизнь, ставшая песней», «Мин республикабар» - «Моей республике»).

Лирические поэмы позднего периода отличаются ориентацией к новой тематике в плане раскрытия медитативного, философского характера переживаний, что в целом обусловливается литературно-историческим контекстом поэзии 1960-1970-х гг. Это выражение лирического «я» в форме ролевого героя («Ат айааhааччы» - «Объездчик лошадей», 1968), изображение особенностей характера лирического персонажа с помощью описания бытового интерьера («Эрилик Эристиин бала5ана» - «Юрта Эрилика Эристина», 1974), раскрытие авторских мыслей посредством

ассоциативной и метафорической образности, что позволяет приблизить лирическое «я» поэмы к образу ролевого героя («Муустаах муора5а» - «У Ледовитого океана», 1967).

В силу своих индивидуальных особенностей образ лирического героя с достаточной полнотой и определенностью выявляется в цикле стихотворений. Здесь посредством разнообразия настроений и ситуаций, лирических сюжетов обнаруживается некое постоянство ценностных установок, интересов и убеждений, позволяющих говорить о характерности умонастроений, мировосприятия. Жанровое своеобразие авторского «я» цикла лирических стихотворений «Кэмчи кэрчиктэр» («Скупые строки»), состоящей из 200 поэтических миниатюр, заключается в проявлении единого (монологического) лирического субъекта - образа лирического героя. В цикле он выступает в качестве основного структурообразующего компонента, способного выступить как определенная парадигма, модель, с конкретной поэтико-автобиографической достоверностью. Авторский и геройный план в произведении предполагают нераздельность и неслиянность категорий -посредством образа лирического героя выражается целостная авторская концепция. На первый план выдвигается личность автора, воплощается его целостный взгляд на мир, отражается специфика творческого самовыражения, что формирует в итоге своеобразную поэтическую модель мира.

В отличие от жанра лирического стихотворения и поэмы, в цикле обнаруживается концептуализация авторского «я», наблюдается укрупнение образа лирического героя до масштабов «характера». Здесь авторское «я» конкретизируется как образ реального человека с определенным мировоззрением, сознанием, морально-эстетическими качествами, конкретными представлениями о человеке и бытии. Более того, раскрываясь по мере объединения отдельных компонентов цикла, образ лирического героя выступает как носитель концептуальной идеи, целостного единства авторского сознания.

Таким образом, лирический субъект поэзии Л. Попова обусловлен жанровыми факторами -взаимодействие жанровой модальности с субъектной организацией произведений формирует особенности авторского «я», различные в стихотворениях поэме и цикле. В произведениях, рассматриваемых в рамках парадигмы лирического стихотворения, авторское «я» дифференцируется в зависимости от его типов: реальность и биографическая достоверность мыслей в стихах-посвящениях («Назыму Хикмету», «Моему ровеснику-поэту» и т. д.); характерное свойство «подвижности» сознания в балладе («Сожалдия»); циклическая необратимость и принципиальная значимость идеи времени в элегии («На волосах зимний иней», «Пристрастия жизни» и т.д.). В крупных жанрах лирики: социализация, глобализация авторского «я» в поэмах (индивидуальное самосознание вбирает в себя гражданственное, социальное) («Жизнь, ставшая песней», «Моей республике» и т.д.), концептуализация Я до масштабов «характера» в цикле поэтических миниатюр («Скупые строки») и т. д.

The article presents the results in studying the forms of expressing an author’s mind in the lyric poetry of the national poet of Yakutia L.A. Popov (1919-1990). The article reveals the types of lyric subjects in his poetry in the aspect of genre characteristics (minor and major genres of lyric poetry).

The key words: lyric poetry, structure of the self, author’s mind, genre modality, the lyric self, individual style.

Список литературы

1. Бройтман С. Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под. ред. Л.В. Чернец. М.: Высш. шк., 2006. С. 310-321

2. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.; Л.: Сов. писатель, 1964. 382 с.

3. Боровская А. А. Автор в структуре лирических произведений И. Анненского. Диссертация кандидата филологических наук. М., 2005. 253 с.

4. Максимова П. В. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции и классификации форм. Новосибирск: Наука, 2002. 255 с.

5. Максимова П. В., Григорьева Л. П. Композиционный анализ поэмы (на материале якутской литературы). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. 128 с.

Об авторе

Ефремова Екатерина Михайловна - научный сотрудник сектора литературоведения Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук, кандидат филологических наук. г. Якутск, ул. Петровского 1, кааб 303. [email protected] 36-42-35

E. M. Efremova

The types of lyric subjects in Leonid Popov’s poetry in the aspect of genre characteristics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.