Научная статья на тему 'Типы культуры самореализации личности'

Типы культуры самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2687
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ТИПЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / CULTURE OF PERSONAL SELFACTUALIZATION / TYPES OF SELFACTUALIZATION / PERSONAL HARMONIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цветкова Вера Дмитриевна

Культура рассматривается как основание творческого восхождения, развития потенциала личности. Культура самореализации личности представлена как специфический объект философской рефлексии, предложена дефиниция этого понятия. Проанализированы исследованные различными авторами типы (модели, виды и формы) самореализации личности. Выделены типы культуры «порождения» идей, культуры «продвижения» и использования идей. Обосновывается приоритетное значение модели гармонизации всех составляющих культуры самореализации. Продемонстрирована связь самореализации в современной социокультурной среде с гармонизацией личности и решением ею лично значимых задач индивидуального существования путем порождения и продвижения, практического использования собственных идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF CULTURE OF PERSONAL SELF-ACTUALIZATION

The article considers the culture to be the basis for creative growth and development of personal potential. The culture of personal self-actualization is represented as a specific object of philosophical reflection, the definition of this notion is offered. Some types (models, kinds and forms) of personal self-actualization are analyzed. Types of culture of ideas production, ideas promotion and ideas usage are distinguished. The importance of model of harmonization of all components of culture of personal self-actualization is proved. the article shows the link between self-actualization in modern sociocultural environment and harmonization of personality, solution of personally important problems by generating, promoting and application of own ideas.

Текст научной работы на тему «Типы культуры самореализации личности»

ББК 87.27 УДК 12/13

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В.Д. Цветкова

TYPES OF CULTURE OF PERSONAL SELF-ACTUALIZATION

V.D. Tsvetkova

Культура рассматривается как основание творческого восхождения, развития потенциала личности. Культура самореализации личности представлена как специфический объект философской рефлексии, предложена дефиниция этого понятия. Проанализированы исследованные различными авторами типы (модели, виды и формы) самореализации личности. Выделены типы культуры «порождения» идей, культуры «продвижения» и использования идей. Обосновывается приоритетное значение модели гармонизации всех составляющих культуры самореализации. Продемонстрирована связь самореализации в современной социокультурной среде с гармонизацией личности и решением ею лично значимых задач индивидуального существования путем порождения и продвижения, практического использования собственных идей.

Ключевые слова: культура самореализации личности, типы самореализации, гармонизация личности.

The article considers the culture to be the basis for creative growth and development of personal potential. The culture of personal self-actualization is represented as a specific object of philosophical reflection, the definition of this notion is offered. Some types (models, kinds and forms) of personal self-actualization are analyzed. Types of culture of ideas production, ideas promotion and ideas usage are distinguished. The importance of model of harmonization of all components of culture of personal selfactualization is proved. the article shows the link between self-actualization in modern sociocultural environment and harmonization of personality, solution of personally important problems by generating, promoting and application of own ideas.

Keywords: culture of personal self- actualization, types of self- actualization, personal harmonization.

Призвание личности состоит в том, чтобы осуществить свой духовный потенциал, сделать культуру сферой собственного творческого восхождения. Конечно, нельзя мыслить крайне утопично , нельзя ждать от всех стремления к духовному росту. Но, в целом «понимание необходимости развивать в себе силу воли, способность к новаторству, умение бросать вызов условностям, готовность преодолевать непонимание, противодействие окружающих позволяют в современных условиях выстоять, подняться до вершин самореализации»1. В этом стремлении также проявляется «культура личности» как мера освоения человеком материальных и духовных ценностей и мера его деятельности, направленная на создание ценностей различных уровней и назначений в индивидуальной практике.

Для выделения типов культуры самореализации личности представляется возможным использовать образную формулу культуры, пред-

ложенную Б. Пастернаком в ответе на вопрос «Что такое человек?» из анкеты немецкого журнала «Magnum»: «Культура — плодотворное существование... Человек реален и истинен, когда он занят делом, когда он ремесленник, крестьянин или великий, незабываемо великий художник, или же ученый, творчески постигающий истину»2. Именно в плодотворном, производительном существовании наиболее полно и целостно раскрывается социально-деятельная сущность человека, его способность самоопределяться в мире творчески, универсально, исторически.

Культура выступает всеобщим средством самореализации личности. Она выражает внутреннее смысловое единство с другими людьми и творческим опытом предшествующих поколений. Возможно вести речь о существовании такого феномена как культура самореализации личности, которая представляет собой форму плодотворного существования человека в процессе наиболее пол-

Философия

ного выявления и осуществления личностью своих возможностей в решении лично значимых проблем во всех сферах человеческой деятельности. Культура самореализации — это еще и форма систематического воспроизводства и опредмечивания самости.

Наиболее глубокие формы истинной самореализации могут быть достигнуты в результате освоения человеком культуры как целого, а не только отдельных её компонент. В этом случае у человека появляются возможности для проявления и реализации самых разнообразных потенций своей личности, востребованным оказывается все многообразие человеческих качеств, самопроявление осуществляется в гораздо более широком диапазоне. Следствием этого становятся большая полнота и насыщенность жизни3.

Тем не менее целое (культуру) человек усваивает по частям и отдельным составляющим в непрерывном процессе постижения и реализации собственного Я. В соответствии с этим и феномен культуры самореализации личности можно рассматривать через призму отношения целого и его составляющих. Современными исследователями выделяются различные типы, способы, формы самореализации, самоутверждения, само-созидания, самоопределения.

Например, по мнению В.Н. Келасьева существует множество форм самореализации человека, в рамках которых он имеет возможность раскрыть различные типы способностей. Каждый человек стремится утвердиться любыми доступными средствами и способами в их сочетании. Поэтому формы самореализации и самоутверждения разнообразны:

— статусное самоутверждение (через достижение определенного статуса);

— поисковое самоутверждение, когда человек пытается реализовать себя через непрерывный поиск собственного Я, через смену различных сфер и видов деятельности. Этот тип самоутверждения довольно распространен в наши дни, когда люди не видят опоры в жизни, не чувствуют уверенности. Так, еще в начале ХХ века Ф.А. Степун написал: «В современной... европейской культуре всего много: мыслей, теорий, чувств, страстей, опыта, планов, знаний, умений и т. д. Но всем этим своим непомерным богатством современный человек в современной культуре все же не устроен. Скорее наоборот — всем этим он расстроен, замучен, сбит с толку и подведен к пропасти»4;

— престижное самоутверждение проявляется в попытке повысить собственную значимость путем приобретения престижных, «модных» вещей;

— самоутверждение как самоцель имеет место, когда человек пытается утвердить себя любыми доступными средствами и способами;

— самоутверждение на базе накопительства материальных ценностей;

— самоутверждение через расширение границ и возможностей собственного сознания, совершенствование духовности;

— самоутверждение путем приобщения к информации и интеллектуальной элите общества;

—самоутверждение через творчество. Последняя форма, по мнению В.Н. Келасьева, интегрирует ряд других форм, таких как самореализация через расширение границ собственного сознания, приобщение к новым видам информации.

С нашей точки зрения, не только эта форма в предложенной типологии интегрирует в себе другие (или может переходить в другие, пересекаться с ними). Так, самоутверждение на базе накопительства может перейти в престижное самоутверждение и даже в статусное и наоборот.

В.Н. Келасьев отмечает, что рассмотренные типы можно выделить преимущественно по отношению к самореализации в контексте европейской культуры. На Востоке ситуация выглядит совершенно иной. «Здесь акцент делается не на реализации себя через активное преобразование мира и, соответственно, внешних условий, в том числе социума и его структур, а на способах вживания в уже сформировавшуюся среду. В таком случае активность человека неизменно переориентируется на его внутренний мир»5. Самореализация здесь достигается путем изменения себя, приспособления к этическим, политическим и идеологическим нормам общества и, тем самым, человек уходит от страданий, связанных с несоответствием своего Я социокультурной среде. Гармония в таком случае достижима путем углубления в себя через отказ от активности и суеты мира.

Характеризуя западный и восточный типы самореализации, М.И. Мельникова указывает, что первый ориентирует личность на индивидуальный успех, активность, на доход и потребление материальных благ. Второй — предполагает приоритет групповых ценностей над индивидуальными, позволяет пережить кризисные ситуации с меньшими потерями путем отрешения от действительности6.

В качестве продуктивной для исследования самореализации можно рассматривать идею, предложенную Д.К. Чулаковым. Основанием выделения типов самореализации является та мера, в которой субъект выступает «источником самореализации и решает, какие способности следует развивать, какие потребности удовлетворять и к каким целям стремиться»7. Так, основываясь на роли человека в этом процессе, автор выделяет активный и пассивный типы самореализации. Пассивный тип характеризуется ориентацией на адаптацию, репродукцию, имитацию. Активный тип

предполагает «наличие представлений субъекта о своих способностях и потребностях, присутствие определенных ментальных инструментов и практических техник, позволяющих формировать и культивировать одни индивидуальные сущностные силы и пренебрегать другими» 8. Оба типа необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи: пассивная самореализация в некоторых случаях (например, в процессе воспитания, обучения) становится предпосылкой активной самореализации.

В системном исследовании самореализации С.И. Кудинов выделяет её формы и соответствующие им виды. Внешняя форма самореализации проявляется в самовыражении личности в различных сферах деятельности: учебе, спорте, творчестве, искусстве, профессии, политической и общественной деятельности. Внутренняя форма направлена на самосовершенствование личности в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и духовном аспектах. Среди видов самореализации С.И. Кудинов называет социальную, личностную и деятельностную 9. Социальная самореализация соответствует внешней форме реализации себя и связана с общественно-полезной деятельностью (политической, педагогической, хозяйственной). Личностная самореализация соответствует внутренней форме самореализации и связана с духовным ростом человека, обеспечивая развитие трудолюбия, ответственности, общительности, эрудиции, нравственности, креативности и многих других качеств. Деятельностная самореализация в предложенной системе стоит вне форм самореализации субъекта и предполагает самовыражение в различных видах деятельности, которые могут быть и не связаны с профессией человека (творчество, любительский спорт, учеба).

Характеризуя культуру личности, В.А. Ремизов устанавливает соответствие между её типами (например, культура политическая, производственная, экологическая, экономическая, педагогическая, художественная) и сферами самореализации личности — научной, физической, религиозной, правовой и др.10. При таком делении, на наш взгляд, довольно велик риск упустить какую-либо из сфер культуры в перечислении, а также рассматривать культуру личности в изоляции, вне целостной картины человеческой жизни.

Значительный интерес для исследования культуры самореализации представляет типология самоопределения личности Р.Л. Лившица. По мнению автора, человек может выбрать «либо жизнь в модусе духовности, либо существование в модусе бездуховности»11. Жизнь в модусе духовности предполагает открытость навстречу миру, движение изнутри личности вовне. Открытость проявляется в сочувствии, сострадании, в интересе к другому человеку. Бездуховность предполага-

ет закрытость личности и проявляется в замкнутости в себе, внутренней безжизненности, отсутствии интереса к миру и другому человеку. Закрытость также раскрывается через понятие отчуждения и даже самоотчуждения, когда человек в большей мере закрыт сам по себе, нежели под влиянием каких-либо внешних факторов.

По нашему мнению, для выявления типов культуры самореализации личности как граней плодотворного существования человека в процессе реализации своих потенций возможно использовать позиционный анализ работы группы над заданием, предложенный А.И. Пригожиным. Его суть состоит в том, что при работе над определенным проектом каждый человек может проявить себя (выбрать для себя роль) как организатор, разработчик, проектировщик, изготовитель или пользователь 12. При этом в рамках какой-либо роли человек может занять и различные по своей активности и заинтересованности позиции: инициативы, содействия, бездействия, противодействия. К гармонии приближаются наиболее активные и инициативные группы, которые выступают как креативные и творческие единицы в процессе реализации личностного или группового проекта. Так, позиционный анализ позволяет осознать необходимость соединения единичных характеристик личности в некую целостность, в гармоничное единство. А это довольно продуктивная идея, так как она позволяет преодолеть ущербность и односторонность в различных подходах к типам самореализации личности.

Мы считаем также необходимым учитывать идею В.Н. Келасьева о том, что односторонняя реализация личности лишь в какой-либо сфере деятельности не может привести личность к гармонии —к единству составляющих его бытия как к целому. Учитывая представленные позиции, мы предлагаем выделять типы культуры самореализации личности как формы систематического производства, воспроизводства и опредмечивания самости, а также как формы плодотворного существования личности. Выбирая ту или иную форму самореализации, человек ищет возможность решать лично значимую принципиальную задачу в определенный момент его жизни. Но в то же время найденное решение подобной задачи индивидуального бытия может оказаться общезначимым.

С учетом активности занимаемой позиции и открытости личности миру мы выделяем:

• культуру «порождения» идей при решении лично значимых задач (умозрительный, потенциально практический тип);

• культуру «продвижения» и использования идей (практический тип);

• культуру «гармонизации» личности (целостный тип), которая предполагает единство

Философия

составляющих культуры личности (то есть решение лично значимых задач путем практического использования собственных идей).

Человек, порождающий идеи на индивидуально-личностном уровне, решая экзистенциальные задачи, занимает активную позицию по отношению к собственному Я, открыт самому себе, осознает собственную самость. При этом он может быть пассивен по отношению к миру, не искать выхода вовне или бояться подняться на надындивидуальный уровень (например, не справляясь с факторами «новейшего» отчуждения социокультурной среды). Такой тип культуры самореализации близок к «восточному» поскольку человек преобразовывает, прежде всего, свой внутренний мир для «вживания» в существующую среду. Но при этом он может не принимать существующих норм и правил, а стараться хотя бы на индивидуально-личностном уровне преодолеть рамки социума. Используя идеи А.И. Пригожина и учитывая инициативность личности в порождении идей, можно отметить, что в таком случае человек проявляет инициативу по отношению к себе самому, к своему внутреннему миру, но не к внешнему.

На наш взгляд, нельзя назвать этот тип пассивным, так как и в случае порождения идей и решения лично значимых проблем человек оценивает, рефлексирует, делает собственный выбор, ограничиваясь при этом лишь рамками личного пространства. В таком случае некая замкнутость в себе и отсутствие выхода вовне, как нам представляется, никак не означает бездуховности.

Культура «продвижения» и использования идей на практическом уровне предполагает чрезвычайную открытость миру, активность вовне. Такие люди могут многообразно применять, продвигать, использовать и чужие идеи, не стремясь при этом к целостной реализации себя: от выявления личной экзистенциальной задачи до её решения и использования этого решения для выхода на надындивидуальный уровень. Такой тип культуры самореализации личности более близок к европейскому способу самоутверждения, когда человек реализует себя через активное преобразование внешнего мира.

Культуру продвижения идей нельзя назвать во всех смыслах слова активным типом самореализации, так как в таком случае человек может и не оценивать, не рефлексировать и не делать осознанный выбор, а лишь ограничиваться путем продвижения к цели с наименьшим сопротивлением. Но зато при этом человек отлично осознает свои способности, возможности практического использования того или иного средства решения экзистенциальной задачи и проявляет внешнюю инициативу по отношению к социуму.

Культура гармонизации личности предполагает целостность, замкнутость цикла от зарождения идеи по решению лично значимой задачи до её практического использования, а также возможное признание социумом способа решения подобных задач. Этот процесс включает самоопределение, выявление собственной самости, и реализацию себя, выход на надындивидуальный уровень.

Культуре гармонизации присущи черты активной самореализации. Так, решая собственную экзистенциальную задачу и выходя при этом на надындивидуальный уровень, мы переходим к само-творчеству и самосозиданию. Человек в таком случае сам организует свою жизнь в активном действии, осуществляет собственный выбор пути, выходя за рамки своего прежнего уровня.

Культура гармонизации близка к жизни в модусе духовности, так как в этом случае человек открыт навстречу миру и движется по направлению изнутри вовне.

Безусловно, следует рассматривать предложенные типы культуры самореализации диалектически, так как культура порождения идей и внутреннего преобразования в некоторых случаях со временем, когда внешняя среда позволяет сделать это, переходит в культуру продвижения идей. Выживая в условиях новейшего отчуждения, личность также занимает приемлемую для нее в данный момент позицию, которая может в наибольшей степени в определенной ситуации обеспечить комфортное состояние на какой-либо временной промежуток. При изменении характеристик социокультурной среды позиции могут измениться.

В современных условиях культура гармонизации личности имеет особую ценность, учитывая и необходимость стратегии открытости, и жизнь в модусе духовности, и целостное движение изнутри вовне как опредмечивание самости, и реализацию собственных потенций при решении лично значимых задач.

Примечания

1. Кебина, Н.А. Философия смысла и самореализации личности : [текст] / Н.А. Кебина. — М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2003. — С. 107.

2. Лойфман, И.Я. Культура как плодотворное существование : [Сборник] / И.Я. Лойфман // Двадцать лекций по философии. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002. — С. 81.

3. Зобов, Р.А. Самореализация человека : введение в человекознание : [текст] / Р.А. Зобов, В.Н. Ке-ласьев. — СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. — С. 231.

4. Степун, Ф.А. Ив. Бунин : [электрон. ресурс] / Ф.А. Степун // Современные записки. — 1934. — № 54. — С. 197—211. — http://lit.1september.ru/

5. Зобов, Р.А. Цит. соч.

6. Кумейкина, О.В. Влияние городского и сельского образа жизни на самореализацию личности как научно-

исследовательская проблема : [электрон. ресурс] / Ку-мейкина О.В., Мельникова М.И. — http://hpsy.ru/ authorsZx362.htm

7. Чулаков, Д.К. Индивидуализация и самореализация в современной социальной реальности : [электрон. ресурс] / Д.К. Чулаков. — http://www.psu.ru/

8. Там же.

9. Кудинов, С.И. Самореализация как системное психологическое образование : [электрон. ресурс] /

С.И. Кудинов. — http://www.i-u.ru/

10. Ремизов, В. А. Культура личности (Ценност.-ми-ровоззрен. анализ): монография / В. А. Ремизов; Акад. гражд. защиты. — М., 2000. — 216 с.

11. Лившиц, Р. Л. Духовное самоопределение личности : [Сборник] / Р. Л. Лившиц; отв. ред. Н.Н. Цели-щев // Основания индивидуального бытия / Рос. фи-лос. о-во и др. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002. — С. 65.

12. Пригожин, А.И. Нововведения : стимулы и препятствия (Социал. пробл. инноватики) : [текст] / А.И. Пригожин. — М. : Политиздат, 1989. — С. 106.

Поступила в редакцию 26 августа 2008 г.

Цветкова Вера Дмитриевна, окончила в 2006 году ЧГАКИ, аспирант кафедры философских наук Челябинской государственной академии культуры и искусств. E-mail: verchitto@mail.ru

Tsvetkova Vera Dmitrievna graduated from Chelyabinsk State Academy of Arts and Humanities in 2006, post-Graduate Student of the Philosophical Science Department of Chelyabinsk State Academy of Arts and Humanities. E-mail: verchitto@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.