Научная статья на тему 'Типовые сценарии интерактивных занятий с использованием новых электронных средств обучения'

Типовые сценарии интерактивных занятий с использованием новых электронных средств обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / СЦЕНАРИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБУЧАЮЩИЕ / COMPUTER TRAINING PROGRAMS / PARTITA / SCRIPT / TEACHER / LEARNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новгородцев Сергей Владимирович, Трапезников Игорь Владимирович, Никольский Сергей Валентинович

Вариант компьютерных обучающих программ, представленный в статье виде сценария, где описаны и взаимосвязаны действия преподавателя и обучающихся в течение всего занятия, продолжающиеся на самостоятельной работе с переходом на следующее занятие, включает в себя преимущества традиционных способов проведения занятий и заложенные в компьютерные тренажеры возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новгородцев Сергей Владимирович, Трапезников Игорь Владимирович, Никольский Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPICAL SCENARIOS INTERACTIVE CLASSES USING THE NEW ELECTRONIC MEANS OF TRAINING

Classes conducted with the help of computer training programs should have a certain structure. Scenario for a computer training program is a complex methodically verified program consisting of three interrelated parts, called partita. One partita is for the teacher, two others for students. Each of the partita line upon the structure of the lesson and has its own filling. This division of the script into the partita is due to methodological recommendations for conducting classes and psycho physiological factors of each participant in the learning process (teacher and student).

Текст научной работы на тему «Типовые сценарии интерактивных занятий с использованием новых электронных средств обучения»

Schirobokov Vladislav Vladimirovich, candidate of technical sciences, head of laboratory - senior researcher of the Military Institute, 17126vladagmail.com, Russia, Mozhaisky Military Space Academy

УДК 355.54

ТИПОВЫЕ СЦЕНАРИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

С.В. Новгородцев, И.В. Трапезников, С.В. Никольский

Вариант компьютерных обучающих программ, представленный в статье виде сценария, где описаны и взаимосвязаны действия преподавателя и обучающихся в течение всего занятия, продолжающиеся на самостоятельной работе с переходом на следующее занятие, включает в себя преимущества традиционных способов проведения занятий и заложенные в компьютерные тренажеры возможности.

Ключевые слова: компьютерные обучающие программы, сценарий, взаимодействие, преподаватель, обучающие.

Использование учебно-тренировочных средств (УТС) в подготовке военнослужащих в настоящее время становится нормой [1,2]. Учебно-тренировочных средств меняют традиционный вид занятий. Формируется новая методика проведения занятий. Возможности преподавателя расширяются [3]. Порядок взаимодействия преподавателя с обучающими прописывается компьютерными обучающими программами (КОП). Компьютерная обучающая программа по структуре напоминает план проведения занятия.

Целью статьи является разработка занятия для компьютерно обучающей программы раскрывающей возможности учебно-тренировочных средств, не упуская методические требования к проведению занятий.

Отличительная особенность занятий, с использованием учебно-тренировочных средств, это возможность постоянного взаимодействия преподавателя с каждым обучающимся [4]. Обучающие выполняя задания, в ходе занятия, взаимодействуют с преподавателем [5]. Порядок взаимодействия стал шире. Форму проведения занятия, выполняемую КОП, назовем сценарием.

В табл. 1 представлен сценарий процессов взаимодействия преподавателя с обучающимися. Действия преподавателя и обучающихся различаются. Например, в кратком анализе готовности, на экран обучающихся выводятся итоги ответов на контрольные вопросы по пройденному ранее материалу, а на экран преподавателя выводиться итоги по всем обучающимся, присутствующим на занятии. Разница в действиях имеется и в основной части занятия. Для удобства понимания описываемого процесса вводится понятие кадр. Кадр - это картинка экрана с частью учебного материала отображаемого ЭВМ.

Из табл. 1 следует, что действия участников сценария отличаются. Часть сценария подается на компьютер (АРМ, ноутбук, планшетник) преподавателя, а другая часть на экраны обучающихся. Если кроме компьютеров, используется и интерактивная доска, на нее выводится часть сценария обучающихся.

На этапе компоновки предусмотрена разбивка учебного материала на логически завершенные части, для формирования у обучающихся в течение двух академических часов целостной картины представленного материала, с поддержанием высокой работоспособности у всей группы в течение всего занятия.

529

Таблица 1

Сценарий процессов взаимодействия преподавателя с обучающимися

Сценарий занятия (последовательность элементов занятия) Действия преподавателя Действия обучающихся Время

Вводная часть - - До 15 мин.

Объявление темы Занятия Загрузка занятия (предварительная). Открытие КОП у себя на ЭВМ (подразумевается как отдельный компьютер (в том числе ноутбук), так и АРМ) Открытие КОП на ЭВМ Определяется разработчиками КОП или преподавателем (до 2 мин.)

Регистрация обучающихся и преподавателя Регистрация преподавателя Регистрация обучающегося До 1 мин.

Объявление учебных вопросов Переход к кадру с учебными вопросами занятия Переход к кадру с учебными вопросами занятия Определяется разработчиками КОП или преподавателем (до 2 мин.)

Объявление используемых источников (литера- туры, приказов, инструкций, правил) Краткая характеристика ис-гочников, показ перехода к ним. Возврат к предыдущему кадру КОП Повтор действий преподавателя по переходу к источникам с последующим переходом к предыдущему кадру КОП Определяется разработчиками КОП или преподавателем (до 3 мин.)

Проверка подготовленности к занятию Объявление о переходе к сле-цующему кадру КОП с проверочными вопросами Переход на следующий кадр с проверочными вопросами и ответы на них До 7 мин.

Краткий анализ готовности Просмотр результатов контроля (сводная таблица по всем обучающимся) Просмотр и оценка за тест До 1 мин.

Основная часть - - -

Изложение вопроса 1 Переход к кадру с вопросом 1. Изложение вопроса 1 с переходом с кадра на кадр этого вопроса Переход к кадру с вопро-сом1. При изучении вопроса следовать за преподавателем Определяется разработчиками КОП или преподавателем

Вывод по вопросу 1 По окончании изложения сделать вывод по вопросу 1 с переходом на результирующий кадр вопроса 1 Перейти на результирующий кадр вопроса 1. Задать вопросы по изложенному материалу До 2 мин.

Изложение вопроса п Переход к кадру с вопросом п. Изложение вопроса п с переходом с кадра на кадр этого вопроса Переход к кадру вопроса п. При изучении вопроса следовать за преподавателем Определяется разработчиками КОП или преподавателем

Вывод по вопросу п По окончании изложения сделать вывод по вопросу п с переходом на результирующий кадр вопроса п Перейти на результирующий кадр вопроса 1. Задать вопросы по изложенному материалу До 2 мин.

Заключительная часть - - До 15 мин.

Вывод по прочитанному материалу Показ обобщающих материов лекции с комментарием Просмотр кадров, обобщающих материал лекции До 5 мин.

Задание на самостоятельное занятие Переход на кадр с вопросами по теме лекции с указанием материала для изучения Переход на кадр с вопросами по теме лекции с указанием материала для изучения До 5 мин.

Ответы на вопросы обучающихся Сбор вопросов обучающихся и ответы на них Запись своего вопроса в окно для вопросов и отсылка на компьютер преподавателя До 5 мин.

Общее время занятия 1 ч. 30 мин.

В классической лекции восприятие информации происходит по визуальному и слуховому каналам. Полученная информация преобразуется в образы, которые переформулируются в информацию в конспекте [6]. Для запоминания материала используется комбинация зрительной и моторной памяти. При использовании компьютерной техники роль конспекта ослабла. Следовательно, необходимо использовать другие способы восприятия информации, например, комбинаторную или сравнительную память [7,8].

На занятии сценарий обучающихся содержат информацию удобную для зрительного восприятия, минимум текста. Большой объем текста на экране отвлекает обучающихся, и они отстанут от темпа занятия. Это объясняется тем, что люди не могут выполнять два дела одновременно, даже таких, как читать и слушать [9]. Кадры сценария для обучающихся наполнены в основном определениями, таблицами, схемами, диаграммами и рисунками. Все пояснения по содержанию кадра дает преподаватель.

Сценарий преподавателя содержит визуальный ряд обучающихся, текст лекции и сноски на ранее изученный и дополнительный материал. Сценарий преподавателя в данном случае может выступать и как план занятия, и как методическая разработка.

Для усвоение обучающимися пройденного на занятии материала его необходимо закрепить на самостоятельной работе [10]. Сценарий обучающихся для самостоятельной работы содержит визуальный ряд, который выводился во время занятия на экран обучающимся, предусмотрено обращение к тексту, поясняющему содержание кадров, а также имеются сноски на ранее изученный и дополнительный материал по содержанию занятия. Сценарий занятия обучающихся для самостоятельной работы схож со сценарием преподавателя.

Сценарий каждого занятия иметь три части, действия преподавателя, действия обучающихся для занятия под руководством преподавателя и действия обучающихся для самостоятельной работы (табл. 2).

Таблица 2

Вариант сценария занятия для КОП

Сценарий занятия (последовательность элементов занятия) Действия преподавателя Действия обучающихся для занятия под руководством преподавателя Действия обучающихся для самостоятельной работы

1 2 3 4

Вводная часть - - -

Объявление темы занятия Кадр с названием темы - -

Регистрация обучающихся и преподавателя Кадр: регистрация преподавателя Кадр: регистрация обучающегося Кадр: регистрация обучающегося

Объявление учебных вопросов Кадр с учебными вопросами - -

Объявление используемых источников (литературы, приказов, инструкций) Кадр со списком используемой литературы и гиперссылками - -

Проверка подготовленности к занятию Кадры с тестом для проверки готовности к занятию Кадры с тестом для проверки готовности к занятию -

- Результат выполнения самостоятельной работы по предыдущему занятию - -

Окончание таблицы 2

1 2 3 4

Краткий анализ готовности Кадр с результатами обучающихся Кадр с результатом теста -

Основная часть - - -

Изложение вопроса 1 Кадры, содержащие рисунки, схемы, таблицы и видеоматериалы; текст полностью или ограниченный (определения, основные положения) по решению преподавателя указывается при подготовке к занятию Кадры, содержащие рисунки, схемы, таблицы и видеоматериалы; текст ограничен (определения, основные положения) Кадры, содержащие рисунки, схемы, таблицы, видеоматериалы; текст полностью (определения, описания, пояснения, доказательная часть)

Вывод по вопросу 1 Результирующий кадр по вопросу - -

Изложение вопроса п Кадры, содержащие рисунки, схемы, таблицы и видеоматериалы; текст полностью или ограниченный (определения, основные положения) по решению преподавателя указывается при подготовке к занятию Кадры, содержащие рисунки, схемы, таблицы и видеоматериалы; текст ограниченный (определения, основные положения) Кадры, содержащие рисунки, схемы, таблицы, видеоматериалы; текст полностью (определения, описания, пояснения, доказательная часть)

Вывод по вопросу п Результирующий кадр по вопросу - -

Заключительная часть - - -

Вывод по прочитанному материалу Кадр с резюме лекции - Кадр с резюме лекции

Задание на самостоятельное занятие Кадр с вопросами по изложенному в лекции материалу - Кадр с вопросами по изложенному в лекции материалу

Ответы на вопросы обучающихся Кадр с таблицей для записи вопросов Кадр с окном для записи вопроса Кадр для записи своего вопроса в окно для вопросов и отсылка на компьютер преподавателя

Обучающие зарегистрировавшись, постоянно участвуют в ходе занятия, отвечают на вопросы, заполняют формы (таблицы), задают вопросы преподавателю и т.д. Кадры экрана меняются в соответствии с программой или с компьютера преподавателя, поддерживая темп занятия. Процесс прохождения обучающимися по материалу занятия отображается на компьютере (АРМ-е, ноутбуке, планшете) преподавателя, фиксируя их результаты. Набирается статистика по каждому обучающемуся. Получив первое представление об учебном материале на занятии под руководством преподавателя, обучающиеся закрепляют учебный материал на самостоятельной работе. Выполненная самостоятельная работа и результат её выполнения отображается на компьютере преподавателя на следующем занятии во время проверки усвоения пройденного материала. Сценарий самостоятельной работы, как и занятия в аудитории, проходит на время. При не до понимании обучающимся учебного материала, например по причине накопившихся за должностей, время выполнения самостоятельной работы может отключаться обучающимся.

В табл. 2 видно, что материал, для преподавателя и обучающихся на занятии и на самостоятельной работе пересекается. Сценария занятия создается ветвлением алгоритма компьютерной обучающей программы, это делается программистом на этапе проектирования совместно с преподавателем.

Вывод. В статье описано занятие, для компьютерно обучающей программы, в форме сценария. Сценарий описывает порядок взаимодействия преподавателя с обучающимися. Обучающиеся, по средствам компьютерной обучающей программы, активно участвуют в ходе занятия. Процесс освоение учебного материала отображается на компьютере (ноутбуке, планшете) преподавателя. Полученный материал на занятии закрепляется обучающимися на самостоятельной работе. Результаты выполнения самостоятельной работы отображаются на компьютере (ноутбуке, планшете) преподавателя при проверке усвоения пройденного материала в начале следующего занятия. Сценарии компьютерно обучающих программ позволяют достигать более высоких целевых установок занятия и поддерживать непрерывность действий обучающихся.

Сценарии, разработанные для компьютерно обучающих программах, определяют структуру занятия. Хорошо работающая компьютерно обучающая программа учитывает порядок взаимодействия преподавателя, обучающихся и самой компьютерной программы. Программирование не терпит приблизительности в описании.

Список литературы

1. Лактюхин О. А., Разиков В.Н. Учебно-тренировочные средства в системе боевой подготовки войск: монография. Рязань: РВВДКУ, 2014. 264 с.

2. Рекомендации по применению электронных учебников и электронных учебных пособий в образовательном процессе РВВДКУ. Рязань: РВВДКУ, 2016. 34 с.

3. Давыденко Л.В., Борисова А. О. Методические указания по проведению занятий в интерактивной форме. М.: МАМИ, 2015. 11 с.

4. Коваленко И.В., Павлова Е.В. Современные методы контроля качества знаний как фактор совершенствования процесса подготовки специалиста: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. 80 с.

5. Ранних В.Н. Дидактические основы применения электронных технологий обучения как фактора мотивации активного учения студентов: монография. Тула: Изд-во ТГУ, 2010. 100 с.

6. Положение об образовательной и методической деятельности. Издание 2 (с изм. и доп.). Рязань: РВВДКУ, 2017. 402 с.

7. Калаков Н.И., Жаркова Г.А. Методические рекомендации по курсу «Психология и педагогика высшей военной школы» для преподавателей (слушателей) высшей военной школы. Рязань, 2013. 68 с.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. 2 изд., перераб. М.: Высш.шк., 2007. 388 с.

9. Грегори Ричард Лэнгтон Разумный глаз: пер с англ. изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. 240 с.

10. Петрищенко И. А. и др. Самостоятельная работа как фактор развития учебно-познавательной деятельности студентов: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. 111 с.

Новгородцев Сергей Владимирович, преподаватель кафедры, s.поу%огой$еу(@, yandex.ru, Россия, Рязань, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище,

Трапезников Игорь Владимирович, канд. техн. наук, доцент, уа.М1рег12ог49 а \>апс1ех.ги, Россия, Рязань, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище,

Никольский Сергей Валентинович, канд. воен. наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ, s. novgorodsev@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи

TYPICAL SCENARIOS INTERACTIVE CLASSES USING THE NEW ELECTRONIC MEANS OF TRAINING

S. V. Novgorodsev, I. V. Trapeznikov, S. V. Nikolsky

Classes conducted with the help of computer training programs should have a certain structure. Scenario for a computer training program is a complex methodically verified program consisting of three interrelated parts, called partita. One partita is for the teacher, two others for students. Each of the partita line upon the structure of the lesson and has its own filling. This division of the script into the partita is due to methodological recommendations for conducting classes and psycho physiological factors of each participant in the learn-ingprocess (teacher and student).

Key word: шmputer training programs, partita, script, teacher, learner.

Novgorodsev Sergey Vladimirovich, teacher of chair, s. novgorodsev@yandex. ru., Russia, Ryazan, Ryazan higher airborne command school,

Trapeznikov Igor Vladimirovich, candidate of technical sciences, docent, ya. superigor49@yandex. ru, Russia, Ryazan, Ryazan higher airborne command school,

Nikolsky Sergey Valentinovich, candidate of military sciences, docent, senior researcher SRC, s. novgorodsev@yandex. ru, Russia, Saint-Petersburg, Military Academy of communications

УДК 629.4.027.2

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНСТРУКЦИЙ

АЛЮМИНИЕВЫХ КОРПУСОВ ЛЕГКОБРОНИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК

С.А. Гельвер, А.В. Колунин, С.С. Поярков

В последнее время алюминий находит широкое применение при производстве корпусов легкобронированных машин. Алюминий относится к физически нелинейному материалу. Поэтому закон Гука не может применяться при расчёте прочности конструкций. В настоящей работе рассматривается альтернатива последнему. Это возможность использования процедуры метода конечных элементов при проектировании корпусов боевых машин изготавливаемых из физически нелинейных материалов. Реальная диаграмма деформирования аппроксимируется параболической зависимостью. Обобщаются основные соотношения теории линейного напряжённого состояния с учётом принятого закона деформирования.

Ключевые слова: физическая нелинейность, метод конечных элементов, нелинейный закон деформирования, алюминий и его сплавы.

Воздушно-десантные войска - самостоятельный род войск вооруженных сил, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов

534

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.