Научная статья на тему 'Из опыта использования инновационных образовательных технологий в профессиональной подготовке полицейских кадров Германии'

Из опыта использования инновационных образовательных технологий в профессиональной подготовке полицейских кадров Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ОБУЧАЮЩАЯ ONLINE-СИСТЕМА / REFORM OF SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING / THE COMPETENCE APPROACH / ONLINE-LEARNING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бургхайм Й., Кравчук Л. С.

В статье рассматриваются возможности обучающей системы ILIAS в курсе бакалавров для сотрудников полиции. ILIAS – одна из наиболее эффективных online-систем управления обучением и поддержки учебного процесса. Данная и подобные ей системы представляют собой дидактические вспомогательные средства, которые дают возможность преподавателям инициировать процесс самостоятельной работы и управлять им, при этом контролировать уровень усвоения знаний обучающимися и поддерживать с ними контакт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бургхайм Й., Кравчук Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM EXPERIENCE OF THE USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL TRAINING OF POLICE PERSONNEL IN GERMANY

This article discusses the possibility of ILIAS learning system in undergraduate course for police officers. ILIAS – one of the most effective online-learning management systems and supports the educational process. This and similar systems are teaching aids that enable teachers to initiate process of independent work and to manage them, while learning to control the level of mastering of knowledge trained and to keep in touch with them.

Текст научной работы на тему «Из опыта использования инновационных образовательных технологий в профессиональной подготовке полицейских кадров Германии»

из ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ

ГЕРМАНИИ

FROM EXPERIENCE OF THE USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL TRAINING OF POLICE PERSONNEL

IN GERMANY

УДК 351.74.08:377(430)

ЙОАХИМ БУРГХАЙМ,

доктор психологических наук, профессор (Институт общественного управления Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ)

JOAHIM BURGHAJM,

The doctor of psychological sciences, the professor (Institute of public administration Northern Rhine-Westphalia, Germany)

Л.С. КРАВЧУК,

доцент

(Белгородский юридический институт МВД России)

L.S. KRAVCHUK,

Head of chair of foreign languages, Associate Professor (The Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

Аннотация: В статье рассматриваются возможности обучающей системы ILIAS в курсе бакалавров для сотрудников полиции. ILIAS - одна из наиболее эффективных online-систем управления обучением и поддержки учебного процесса. Данная и подобные ей системы представляют собой дидактические вспомогательные средства, которые дают возможность преподавателям инициировать процесс самостоятельной работы и управлять им, при этом контролировать уровень усвоения знаний обучающимися и поддерживать с ними контакт.

Ключевые слова: реформирование системы профессионального образования, ком-петентностный подход в обучении, обучающая online-система.

Abstract: This article discusses the possibility of ILIAS learning system in undergraduate course for police officers. ILIAS - one of the most effective online-learning management systems and supports the educational process. This and similar systems are teaching aids that enable teachers to initiate process of independent work and to manage them, while learning to control

the level of mastering of knowledge trained and to keep in touch with them.

Key words: reform of system of vocational training, the competence approach, online-learning system.

Сравнительно-педагогическое исследование мирового опыта профессионального образования полицейских кадров дает возможность выйти из рамок отечественной педагогической традиции, посмотреть со стороны на существующие концепции и категории, лучше понять и совершенствовать пути и способы решения научно-практических проблем, находиться в непрерывном творческом педагогическом поиске, совершенствовать профессионализм работников образования системы МВД России.

Зарубежный педагогический опыт профессионального образования кадров полиции - это обобщенная педагогическая практика подготовки полицейских в зарубежных странах, имеющая определенное значение для совершенствования отечественной педагогической системы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел. Мы полагаем, что наиболее важным моментом в изучении зарубежного опыта профессиональной подготовки является соблюдение целостности описания педагогических явлений, нахождение наиболее оптимальной и продуктивной взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса, сохранение внутренней логики опыта. Подлинный педагогический опыт предлагает не готовые рецепты, а раскрывает закономерности выбора и использования конкретных педагогических средств. В этом смысле представляет несомненный интерес опыт реформирования системы профессионального полицейского образования Германии в рамках Болонского процесса, который очерчивает новый образовательный контекст, все компоненты которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Речь идет о совокупности факторов, представляющих собой базу для внедрения компетентностного подхода как важнейшего условия модернизации образования. С реформой связаны в первую очередь не содержательные, а формально-структурные изменения в образовании. Новая система обучения должна привести к гармонизации учебных курсов и признанию результатов обучения на международном уровне.

Идея реформирования предполагает в меньшей степени простое приобретение

знаний, приоритет в курсах бакалавров имеет формирование компетенций в качестве целей высшего образования. Знания означают получение статичных познаний, которые могут быть использованы для решения специфических (профессиональных) вопросов. Если эти знания не находят применения в течение длительного времени, существует опасность того, что они забываются и исчезают. Напротив, компетенции есть свойства, которые приобретает обучающийся индивид, становящиеся четкой составной частью его личности. Компетенции не так легко утрачиваются, как статичные блоки знаний. Они представляют собой свойства, которые формируют способность индивидуума обрабатывать возникающие вопросы и самостоятельно находить специфические решения. Приобретенные во время обучения компетенции должны обеспечивать способность обучаться в течение всей жизни и постоянно развивать новые стратегии решения для преодоления новых проблем.

В соответствии с этим курс бакалавров разделен на отдельные модули, в которых происходит не изучение специфических блоков знаний, а формирование определенных компетенций. Эти компетенции могут формироваться на основе познаний из различных отраслей знаний, например, криминологии, криминалистики и психологии или оперативно-разыскной деятельности, уголовного права и социологии. Эти комплексные знания служат базисом компетенций обучающихся для решения определенных профессиональных вопросов и проблем. Они должны соотноситься с определенными ситуациями и переходить в определенные формы действий. Цель формирования у обучающихся компетенций предусматривает их ответственное взаимодействие с преподавателем. Обучение больше не осуществляется исключительно в виде лекций и семинаров в стенах университета или института. Около 40% учебного времени всего периода обучения студенты должны заниматься самостоятельной работой. Половину этого времени они организуют самостоятельно посредством изучения специальной литературы, работой в Интернете и т.п. Вторая половина самостоятельной работы осуществляется под руководством преподавателей,

которые дают обучающимся определенные задания, подлежащие обязательному выполнению. Преподаватель обязан проверить результаты выполнения этих заданий и сообщить студентам о результатах проверок. Например, на самостоятельную работу может отводиться учебный материал, который совсем не рассматривается на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах), или темы, рассмотренные на аудиторных занятиях лишь поверхностно, могут быть углублены при самостоятельном изучении.

Таким образом, Болонский процесс наряду с прочим привнес новое определение роли обучающего и обучающегося. В ходе образовательного процесса повышается собственная ответственность обучающихся, получают все большее значение новые, прежде всего, электронные средства информации. Интернет с его различными предложениями опИпе-коммуникаций представляет собой важное вспомогательное средство сопровождения самостоятельного обучения студентов. В этой связи увеличивается спрос на так называемые обучающие платформы (системы), представляющие собой опИпе-предложения, которые дают больше возможностей, чем только коммуникация или передача данных. Обучающие платформы - это комплексные программные системы, которые позволяют: предоставить учебный материал; организовать обучающие курсы; обеспечить коммуникацию между обучающимися и преподавателями. Они в определенной степени представляют собой пункты пересечения между образовательными учреждениями и обучающимися и дают гораздо больше, чем поддержка содержания образовательного процесса через Интернет. Образовательные системы применяются предпочтительнее в заочных курсах обучения, но могут также использоваться, как в Институте общественного управления Северный Рейн-Вестфалия, дополнительно на аудиторных занятиях для сопровождения самостоятельной работы.

Имеются различные предложения подобных обучающих систем, использование которых, как правило, является платным. Институт общественного управления Северный Рейн-Вестфалия избрал после различного вида тестирований свободную систему управления обучением и поддержки учебного процесса ILIAS (интегрированная обучающая, информационная и коммуникационная система), с которой работают многочисленные вузы и специальные учебные заведения

Германии. Далее будут более подробно освещены уже упомянутые три важнейшие сферы применения - коммуникация, предоставление учебного материала, организация учебных курсов.

Как правило, преподаватель определяет, кто из его студентов может использовать те или иные функции системы и каким образом. Посредством распределения «правомочий» он может предусмотреть, кто может использовать программу только для выполнения определенного задания, а кто может работать с видоизменениями или выполнять моделирующую функцию в системе.

Как правило, отдельные учебные курсы также регистрируются в базе системы. Преподаватель может целенаправленно дать доступ к отдельным учебным курсам и определенным функциям или сайтам, и таким образом управлять учебным процессом. Для этого в его распоряжении имеется целый ряд так называемых инструментов.

Электронная почта: ILIAS дает возможность создания аккаунтов электронной почты, которые позволяют отправлять сообщения зарегистрированным пользователям на любой адрес. Поступающие сообщения могут передаваться автоматически на другой, частный аккаунт. Коммуникация может осуществляться как между преподавателем и обучающимся, так и между обучающимися. Поскольку коммуникация по электронной почте в отличие от общения в чате или на форуме является закрытой, она подходит для того, чтобы осуществлять обратную связь и сообщать обучающимся о его определенных достижениях. Исходя из этого, возможна также рассылка служебных сообщений учебного заведения студентам, например, расписание экзаменов, результаты экзаменов и т.п.

Форум дает возможность асинхронной коммуникации по типу «черной доски». Форум открывается на определенную тему. Каждый, получивший доступ на форум, может добавить дискуссионный доклад (сообщение), который доступен для обозрения всем остальным пользователям. После закрытия форума сообщения могут отправляться по почте. Форумы могут существовать длительное время. Количество участников неограниченно.

Чат дает возможность синхронной, одновременной коммуникации с допущенными и приглашенными участниками. В отдельном поле указывается, какие участники присутствуют в чате. Каждый участник может оставить письменное сообщение по опре-

деленной теме, которое является доступным для обозрения всем так называемым участникам пространства чата, при этом имя автора известно. Другие участники могут непосредственно отвечать на сообщение. Это, в некоторой степени, телефонная конференция в письменной форме. Преимущество состоит в том, что участники не должны сосредотачиваться в одном пространстве и, тем не менее, могут осуществлять интерактивную непосредственную коммуникацию. Таким образом, можно быстрее, чем по электронной почте или в форуме, отвечать на вопросы или обсуждать проблемы. Однако некоторые пункты требуют критического осмысления. Так, например, проведение чата требует в большой мере подготовленной и сопровождающей координации. Все участники должны зарегистрироваться в определенное время в пространстве чата, предлагаемая тема должна быть всем известна. Для чата должны быть установлены определенные временные рамки. Все это должно быть предварительно обсуждено в другой форме. Количество участников не должно быть большим, иначе дискуссия станет необозримой. Один из участников (как правило, преподаватель) должен взять на себя руководство дискуссией и позаботиться о том, чтобы дискуссия осуществлялась в определенном порядке. Обучающиеся могут также использовать функции чата и без преподавателей, например, в групповой работе проводить обсуждения в чате. После завершения сеанса пространство чата закрывается, но может быть снова открыто в любое время.

Предоставление учебного материала. Массив данных: необходимый для обучения информационный материал может быть выставлен в различных форматах (например, doc, pdf, ppt, xls и т.д.). Обучающийся может открыть эти данные со своего компьютера, предпосылкой является инсталляция нужной программы. Как правило, используются распространенные программы (Word, Excell, PowerPoint и т.д.), которые установлены стандартно почти на каждом компьютере.

Накопительные папки (регистраторы): данные с темами по содержанию учебного материала могут быть сохранены в собственных накопительных папках (регистраторах), которые могут быть созданы и управляться где угодно, по аналогии с управлением данными в MC Windows Explorer.

Web-ссылки (гиперссылки): здесь могут содержаться интересные ссылки и рекомен-

дации с Web-страниц по соответствующему модулю или предмету. Посредством нажатия клавиши манипулятора открывается соответствующая страница. Подобные ссылки могут быть интегрированы в текст также в других местах (в учебных модулях или глоссарии). Это слово выделено в таких случаях другим цветом, однако собственно Интернет-адрес (URL) не дается. Когда пользователь наводит клавишу манипулятора на это слово, открывается непосредственно страница Интернета.

Мультимедиа: в обучающей системе содержатся звуковые и видеоматериалы (так называемые Podcasts), предназначенные для использования обучающимися.

Глоссарии: обучающиеся могут составлять собственные электронные словари, в которых содержатся специальные понятия и термины, важные для соответствующего предмета или специфического модуля. Возможно также объединять эти понятия с другими объектами. Например, если в одном из учебных модулей встречается специфический термин, который требует пояснения, но он не размещен в данном месте, может быть установлено соединение с глоссарием. Термин появляется в другом цвете, посредством нажатия на его поле клавиши мыши открывается глоссарий с подробным объяснением понятия.

Учебные модули: они представляют собой электронные учебные материалы или записи, которые составляются преподавателями и размещаются так, чтобы обучающиеся могли использовать их для самостоятельного изучения. Учебный модуль может быть структурирован на главы, разделы и иметь любое количество страниц. Обзор структуры в отдельном окне (файле) дает возможность пользователю осуществить непосредственный обзор содержания модуля, путем нажатия мыши можно открыть отдельные главы и страницы. Можно «листать» страницы учебного материала. Отдельные страницы могут содержать тексты, таблицы, списки и иной всевозможный учебный материал, описанный ранее (папки-регистраторы, базы данных и т.п.). Кроме того, здесь могут быть упражнения и тесты, которые будут представлены далее. Учебные модули образуют центральное ядро обучающей системы, так как в них может быть представлен учебный материал в компактной и структурированной форме. В зависимости от содержательной структуры своего предмета преподаватель может предоставлять доступ к многочис-

ленным обучающим модулям и отдельным курсам определенных модулей.

Организация учебного процесса: в связи с тем, что преподаватель может сопровождать самостоятельную работу обучающегося и контролировать достижения в учебе, ему необходима обратная связь и информация о том, работают ли слушатели его курса над материалом и как они его усвоили. В основном существует две возможности.

Упражнения: преподаватель дает обучающимся целенаправленные задания, которые они должны выполнить на основе предоставляемого учебного материала модуля. Содержание этих заданий может содержаться как в самом модуле, так и рассылаться по электронной почте или сообщаться устно на занятиях с обязательным присутствием. Результаты работы могут отсылаться преподавателю по электронной почте или сохраняться в созданной в обучающей системе собственной папке. Во всяком случае, они могут просматриваться всеми слушателями курса. Преподаватель может отсылать индивидуальные отзывы по электронной почте. Он может обсуждать задания на занятиях с обязательным присутствием студентов и дать возможность отдельным обучающимся сравнить свои собственные результаты с правильными решениями.

ILIAS предлагает также собственную функцию, в которой такие задания для работы еще проще в управлении. Преподаватель вносит в качестве «упражнения» определенный инструментарий в учебном модуле. В нем обучающиеся находят задания, которые должны выполнять. Они оформляют свои решения (ответы), например, в виде текста, которые сохраняют в наиболее распространенном формате. В инструментарии они находят функцию, с помощью которой могут загрузить текст. При этом загруженные файлы доступны для чтения только преподавателю. Они открываются вместе с фамилией обучающегося. После того, как преподаватель их откроет и прочитает, он может в том же поле в свободной форме написать ответное сообщение на представленную работу и внести конкретную оценку. Каждый слушатель курса

может со своего компьютера видеть только определенное ответное сообщение, предназначенное именно для него. Другим преимуществом этого инструментария является то, что преподаватель может предусмотреть обработку материала только в определенном им временном промежутке.

Тесты: другой формой организации учебного процесса и контроля достижений обучающихся являются online-тесты с автоматической проверкой результатов. Типичными являются тесты Multiple-Choice Tests, в которых из ряда предложенных ответов должны быть выбраны один или несколько правильных. Это могут быть также вопросы с пропущенными словами в тексте, т.е. в заданном тексте отсутствуют отдельные понятия. Обучающиеся должны заполнить пропуски правильными выражениями. В текстах с ошибками имеются ошибочные выражения, которые должны быть распознаны. Работа над текстом ограничена определенными временными рамками. Теоретически подобным образом могут приниматься модульные экзамены. Условием при этом является одновременное присутствие всех обучающихся, сдающих экзамен, в одном помещении с компьютеризированными рабочими местами, имеющими доступ к системе электронной обработки данных, чтобы исключить неразрешенное использование вспомогательных материалов.

Использование обучающих систем не может и не должно заменять учебный процесс с обязательным присутствием обучающихся и личный контакт между преподавателем и студентом. Собственно заочные курсы предусматривают определенное количество занятий с обязательным присутствием обучающихся. Учитывая высокую долю самостоятельной работы в курсах бакалавров, организованных в рамках Болонского процесса, они представляют собой дидактические вспомогательные средства, которые дают возможность преподавателям инициировать процесс самостоятельной работы и управлять им, при этом контролировать уровень усвоения знаний обучающимися и поддерживать с ними контакт.

HuTepaTypa —

1. Busse, B. & Nimtz, H. Methodik des Selbststudiums. Eine praxisorientierte Systematisierung. Gelsenkirchen: Eigenverlag FHoeV 2010.

2. Landwehr, N. & Mueller, E. Begleitetes Selbststudium. Didaktische Ueberlegungen und Umsetzungshilfen. Bern: hep-Verlag. 2006.

3. Pollmeier, B. Die Lernplattform ILIAS. PowerPoint Praesentation, unveroeffentlicht. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.