Пспхопогпя
правонарушаюшего
поведения
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЦ, СОВЕРШАЮЩИХ НЕПРАВОМЕРНОЕ ЗАВЛАДЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТОМ
Канд. юрид. наук, доцент С. Л. Панов
Посягательства на автотранспортные средства совершаются лицами, имеющими возрастные, профессиональные и нравственно-психологические особенности, определенный социальный уровень. Сведения о типах угонщиков должны использоваться сотрудниками правоохранительных органов при осуществлении индивидуальной профилактической работы.
Ключевые слова: неправомерное завладение автотранспортом; личность преступника; классификация и типологиза-ции угонщиков; профилактика посягательств, связанных с неправомерным завладением автотранспортом.
В современных условиях в России стабильно отмечается рост хищений и угонов автомашин, совершаемых преступными группами квалифицированным способом. Противоправная деятельность, основанная на кражах и реализации транспортных средств, приобретает организованный, межрегиональный и даже транснациональный характер, а по своим доходам уступает лишь незаконным обороту наркотиков и торговле оружием.
Несмотря на то что хищения автотранспорта составляют около 5% от общего количества зарегистрированных имущественных преступлений, общественный резонанс данных противоправных посягательств очень велик, а их предупреждение, пресечение и раскрытие являются приоритетными направлениями деятельности органов внутренних дел (7, 17-21).
Посягательства на транспортные средства с учетом специфики предмета преступления совершаются лицами, имеющими возрастные и профессиональные особенности, определенный социальный уровень и другие криминологические признаки. Характеристику личности угонщика образует совокупность ее признаков и свойств, которые так или иначе связаны с данным преступным поведением (6; 9).
Одно из отличительных качеств преступника представляет собой устойчивость антиобщественной направленности его поведения, взглядов, навыков, привычек, проявляющихся наиболее активно в повторном совершении преступления. Показателем такой устойчивости выступает количество совершенных ранее этим лицом общественно опасных деяний.
Анализ статистических данных ИЦ УВД по Омской области за 2004-2006 гг. о лицах, совершивших незаконное завладение автотранспортными средствами (8, 226230), позволяет сделать вывод о том, что данный вид преступления совершается преимущественно лицами мужского пола - 98,9%, женщины составляют незначительную часть - 1,1% случаев.
Почти в 95,0% фактов завладения автотранспортом угонщиками являлись местные жители, которые проживали и проводили досуг вблизи места совершения преступления. Лишь немногие преступники прибывают в местность, где ими совершается угон, в командировку, отпуск и т. п. либо специально для совершения данного противоправного деяния (например, в Омской области совершают угоны граждане Республики Казахстан).
Возраст в значительной мере определяет физическое состояние и возможности лица, круг его потребностей и интересов, жизненных установок и ценностных ориентаций, желаний и стремлений. Среди лиц, совершающих угон транспортных средств, 10,0% составляют несовершеннолетние, не достигшие 16 лет, от 16 до 18 лет - около 23,0%, от 18 до 24 лет - более 42,0%, от 24 до 40 лет - в пределах 28,0%. Как видим, подавляющее число угонщиков - лица в возрасте до 25 лет. В большинстве своем они не имеют семьи (более 76,0%), женаты и имеют семью почти треть таких лиц (около 24,0%).
За исследуемый период среди угонщиков в Омской области не выявлено ни одного лица с высшим образованием, похитители машин имели среднее или неполное среднее образование.
Социальное положение и род занятий лиц, совершающих неправомерно завладение транспортными средствами, также представляют научно-практический интерес. Анализ статистики показывает, что основную долю (около 40%) составляют лица, которые ничем не заняты, не работают и не учатся, не имеют постоянного источника дохода.
Каждое пятое преступление (около 18%) совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. По мнению экспертов, 96,0% лиц в нетрезвом состоянии посягают на автотранспортные средства из хулиганских побуждений, без цели хищения. Это обстоятельство не только подчеркивает дерзость совершаемых угонщиками действий, но и в значительной мере повышает общественную опасность рассматриваемого преступного посягательства в связи с большой вероятностью совершения похитителями дорожно-транспортного происшествия.
Среди осужденных за хищение автотранспорта достаточно велик уровень рецидива. Из числа лиц, совершивших неправомерное завладение транспортным средством, ранее судимы были - более 35,0%.
Более 85,0% противоправных посягательств на автотранспортные средства совершаются в группе. Удельный вес преступлений, совершенных подростками в группе (в том числе со взрослыми), составляет среди хищений автотранспортных средств около 37,0%; среди угонов - более 60,0%. Как правило, группы состоят из лиц, ранее судимых, обладающих навыками по подделке технических паспортов, других документов и имеющих связи среди работников ремонтных мастерских системы автосервиса. Об устойчивости и организованности групп свидетельствует предварительное распределение обязанностей среди их участников (угон транспортных средств, перекраска, перебивка номеров узлов и агрегатов; подделка документов, сбыт краденых машин).
Личность преступника, социальный тип, который по своим характерным признакам выделяет ее из общей массы людей, неоднородны. Это проявляется как в индивидуально-психологических качествах конкретных людей, совершивших преступления, так и в самом преступном поведении.
Среди общенаучных методов познания человека и его деятельности особое место занимает такой метод, как типологизация (10). Под ней обычно понимают умение находить, выделять в окружающем типичное, повторяющееся, а затем адекватно увиденному его классифицировать.
Вариантов типологии может быть предложено множество, и это зависит от оснований дифференциации и целей проведения научного исследования. Анализ черт личности угонщика автомототранспортных средств в целом и его криминологическая характеристика позволяют выделить также определенные типы (категории) таких преступников внутри рассматриваемого контингента путем дифференциации степени и характера ее антиобщественной направленности и установки на противоправную деятельность (11).
В основу отнесения лиц, совершающих неправо мерное завладение транспортным средством (в том числе без цели хищения), к той или иной типологической группе может быть положена установка личности на достижение тех или иных целей и применяемых для этого методов (4, 229-233).
В первой типологической группе преступников следует выделить лиц, совершивших угоны в результате сложившейся криминогенной ситуации («ситуативные угонщики»), но не имеющих стойкой антиобщественной установки. Такие лица совершают угоны главным образом из-за легкомысленного отношения к чужому имуществу, пренебрежения к закону, желания удовлетворить свою прихоть. Угонщики рассматриваемой категории, как правило, трудоустроены, положительно характеризуются по месту жительства, материально обеспечены. Обычно их действия ограничиваются совершением одного угона.
Ко второму типу преступников можно отнести лиц с четко выраженной антиобщественной установкой, сознательно допускающих возможность совершения преступления в целях получения личных материальных выгод. Такие лица характеризуются определенной нравственной деградацией. Поскольку индивидуальные запросы (стремление иметь личный автотранспорт, вести преуспевающий образ жизни) они не в состоянии удовлетворить за счет собственного труда, алчность и корысть толкают их на совершение преступлений. Угонщики этого типа, как правило, готовятся к совершению преступления, подбирают транспортное средство, но могут совершить преступление и без подготовки, при наличии благоприятной ситуации. Они обладают определенными преступными навыками, имеют прямые или косвенные связи с преступным миром, многие привлекались к уголовной ответственности. Угнанный ими транспорт используется для продажи узлов и деталей, в результате таких действий угон зачастую перерастает в кражу.
Третий тип - это лица с прочными антиобщественными взглядами и активной установкой на противоправную деятельность. Наиболее характерной чертой этого типа преступников является стремление к паразитическому образу жизни и удовлетворению своих потребностей преступным путем. Для совершения преступлений они, как правило, объединяются в хорошо организованные группы, распределяют между собой роли, тщательно готовятся к преступлению. Представители этого типа, как правило, имеют связи в сфере эксплуатации, ремонта и торговли автотранспортом, а также с преступными организованными группами. Большая часть таких преступников были судимы, в том числе и за хищения автотранспорта.
К четвертой типологической группе можно отнести лиц, осужденных за совершение угона, для которых характерна склонность к применению насилия для достижения своих преступных целей. В подавляющем большинстве случаев эти цели являются корыстными. В основе типологии здесь лежит пренебрежение к праву граждан на личную неприкосновенность.
К пятой типологической группе относятся лица, ведущие паразитический образ жизни, склонные к пьянству. В отличие от корыстного типа личности, у лиц данной категории накопительство ценностей добытых преступным путем, как правило, отсутствует, угнанное транспортное средство реализуется, деньги тратятся на спиртное.
К шестому типу относят преступников романтического характера, мотивом совершения ими данного преступления является стремление к красивой жизни, возникающее или усиливающееся, например, от просмотра видеофильмов, в которых показана жизнь людей вне закона, существующих за счет совершения преступлений, либо от прочтения книг аналогичного содержания, выбор которых в настоящее время весьма широк. Идеалом их является полная материальная обеспеченность, возможность распоряжаться значительными средствами, иметь в собственности автомобиль престижной марки и др. Применение насилия при совершении угонов в
данном случае воспринимается не как цель, а как средство для достижения цели. Постоянный риск ассоциируется у таких лиц с подвигом. Романтическое идеализирование преступной жизни характерно для несовершеннолетних и молодежи до 20 лет.
Поскольку кражи машин в целях сбыта в большинстве случаев совершаются группами, квалификация воров связана с разделением криминальных действий (один отключает сигнализацию, другой вскрывает, а третий угоняет машину), что, в свою очередь, зависит от физических и технических возможностей индивидуума (4, 229-233). По данному основанию выделяются следующие типы преступников:
а) угонщик машины;
б) лицо, занимающееся ее техническим переоборудованием и камуфляжем (перекраска, перебивка номеров на узлах и деталях и другие работы);
в) лицо, подделывающее документы, технический паспорт, справки;
г) сбытчик похищенного, который находит покупателя и договаривается с ним о цене (как правило, это делается еще до похищения автомашины);
д) перегонщик, занимающийся сбытом угнанных автомашин (например, если реализация осуществляется в другом городе или области);
е) лица, которые занимаются разрешением вопросов, связанных с «платным» возвратом угнанных машин;
ж) работники государственных органов, оказывающих покровительство организованным группам угонщиков автотранспорта.
В зависимости от степени выраженности криминогенных искажений личности можно выделить следующие группы угонщиков (3).
Тип первый - лица из числа малолетних и несовершеннолетних, без постоянного места жительства и работы, которые угоняют машину крайне редко, а в основном крадут находящиеся в ней вещи: магнитолу, динамики, личные вещи водителя.
Второй тип (самый многочисленный) - это профессионалы, зарабатывающие на свое существование угонами. Как и в любом ремесле, уровень квалификации у них может сильно различаться: один едва справляется с простой сигнализацией и потому выбирает себе машины вообще без электронных защитных устройств, другой способен «разоружить» достаточно сложную систему и является мастером своего дела. Профессионалы второго типа не угоняют машину наспех, непродуманно. Их интересуют автомобили новые и пользующиеся спросом у криминалитета.
Третий тип угонщиков - малочисленный, но зато наиболее опасный. Эти люди работают на заказ. Им нужна машина определенной марки, года выпуска и цвета. Такие «специалисты» обычно не просто обладают высочайшей квалификацией, но и осуществляют задуманное, как правило, целыми бригадами, с четким разделением обязанностей: одни изучают привычки автовладельца, определяют заранее, какими устройствами противоугонной защиты он пользуется, другие снимают
механические устройства, область третьих - электроника. Применяются любые средства, вплоть до изготовления поддельных документов на машину или аренды эвакуаторов у соответствующих служб.
Разграничение угонщиков на различные группы носит условный характер (2), а те или иные признаки могут принадлежать любому указанному типу, особенно на стадии перехода из одной группы в другую. Тем не менее приведенная типология включает основные группы лиц, посягающие на автотранспорт, что имеет определенное теоретическое и практическое значение.
Типологизация лиц, совершающих неправомерные завладения автомототранспортом, необходима для того, чтобы: во-первых, составить типологический портрет современного угонщика; во-вторых, разработать и осуществить комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, которые в силу образа жизни, материального положения, взглядов, нравственно-психологических черт личности склонны к занятию указанным видом преступной деятельности, в целях осуществления с ними индивидуальной профилактической работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аналитический обзор «Борьба с организованной преступностью в сфере незаконного автобизнеса». - М., 2004.
2. Дикарев В. И., Койнаш Б. В., Медведев В. М. Защита транспортных средств от угона и краж. - СПб., 2000.
3. Кадыкова М. Ставка на угон // Газета. - 2007. - 6 марта.
4. Кульмашев Ф. X. Криминалистическая характеристика способов угона и краж автотранспортных средств // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2004. -Вып. 3.
5. Летов Д. Еще раз об угонах // <http://kulichki. rambler.ru/ bezo>. - 2007. - 17 дек.
6. Невский Н. Н. Виктимологические аспекты борьбы с преступными посягательствами на автотранспортные средства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2003.
7. Невский Н. Н. Криминологическая характеристика краж и угонов автотранспорта // Вестник виктимологической ассоциации. - Н. Новгород, 2003. - № 2.
8. Омский областной статистический ежегодник: стат. сб.: в 2 ч. - Омск, 2007. - Ч. 1.
9. Сенаторов А. С. Криминологическая характеристика лиц, совершающих неправомерные завладения транспортными средствами без цели хищения // Право: Теория и практика. - 2006. - № 3.
10. Сперанский К. К. Проблема классификации преступников. - Краснодар, 1985.
11. Фунин О. В. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения: (Уголовно-правовой и криминологический аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 1999.