Научная статья на тему 'Типологизация институтов финансового рынка'

Типологизация институтов финансового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый рынок / институционализм / институт / институт финансового рынка / институциональная структура финансового рынка / Financial market / institutionalism / Institute / Institute of the financial market / Institutional structure of the financial market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квасницкая Раиса Степановна

Цель: определение сущности понятия «институт финансового рынка» и обоснование институционной структуры финансового рынка в современных условиях его функционирования. Методы: исторический, теоретического обобщения, анализа, индукции, дедукции, сравнения. Результаты: на основе анализа законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование финансового ринка Украины, научной экономической литературы углублено определение сущности понятия «институт финансового рынка»; обосновать состав институтов финансового рынка, раскрыта их иерархическая подчиненность и функциональные связи. Научная новизна: в статье впервые, на основе представленных методов, обоснованы принципы субъектного представления финансового рынка через позиционирование любого из его участников как института, а также определена единая секторно-уровневая система институтов финансового рынка, которая предусматривает такое их распределение: первый уровень — институты-продавцы и институты-покупатели финансовых ресурсов; второй уровень — институты регулирования и надзора деятельности на финансовом рынке; межуровневого сфера (зона) — институты инфраструктуры финансового рынка (институты финансового посредничества и институты учетно-технического, информационного, организационного обеспечения и страхования). Это позволило конкретизировать, согласно классификации институциональных секторов экономики, состав институтов финансового рынка, их секторно-уровневое место, роль и взаимосвязи. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов эффективности функционирования как финансового рынка в целом, так и отдельных его институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Квасницкая Раиса Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF INSTITUTIONS OF THE FINANCIAL MARKET

Objective: define the essence of the concept of «institute of the financial market» and justification of the institutional structure of the financial market in the modern conditions of its functioning. Methods: historical, theoretical generalization, analysis, induction, deduction, comparison. Results: based on the analysis of legislative and normative-legal acts regulating the functioning of the financial market of Ukraine, scientific literature deepened the economic definition of the essence of the concept of « institute of the financial market»; justify the composition of institutions of the financial market, revealed their hierarchical subordination and functional connections. Scientific novelty: in an article for the first time on the basis of the methods of grounded principles of subjective representation of the financial market through the positioning of any of its participants as an institution as well as to identify a single sector-level system of institutions of the financial market, which provides a distribution: the first level — institutions-sellers and institutions-buyers of financial resources; the second level — the institutions of the regulatory and supervision activities on the financial market; inter-layer sphere (area) — institutions of infrastructure of the financial market (the institutions of financial intermediation and the institutions of accounting, technical, informational, organizational security and insurance). This has allowed to specify, according to the classification of institutional sectors of the economy, the composition of institutions of the financial market, their sector-tier place, role and relationship. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and teaching at the consideration of the efficiency of functioning of the financial market and its institutions.

Текст научной работы на тему «Типологизация институтов финансового рынка»

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

UDC 336.76.06:330.332 (477) DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-17-1.2-145-154

R. S. Kvasnitskaya 1

1 Khmelnitsky national university, Khmelnitsky, Ukraine

TYPOLOGY OF INSTITUTIONS OF THE FINANCIAL MARKET

Abstract

Objective: define the essence of the concept of «institute of the financial market» and justification of the institutional structure of the financial market in the modern conditions of its functioning.

Methods: historical, theoretical generalization, analysis, induction, deduction, comparison. Results: based on the analysis of legislative and normative-legal acts regulating the functioning of the financial market of Ukraine, scientific literature deepened the economic definition of the essence of the concept of « institute of the financial market»; justify the composition of institutions of the financial market, revealed their hierarchical subordination and functional connections.

Scientific novelty: in an article for the first time on the basis of the methods of grounded principles of subjective representation of the financial market through the positioning of any of its participants as an institution as well as to identify a single sector-level system of institutions of the financial market, which provides a distribution: the first level — institutions-sellers and institutions-buyers offinancial resources; the second level — the institutions of the regulatory and supervision activities on the financial market; inter-layer sphere (area) — institutions of infrastructure of the financial market (the institutions of financial intermediation and the institutions ofaccounting, technical, informational, organizational security and insurance). This has allowed to specify, according to the classification of institutional sectors of the economy, the composition of institutions of the financial market, their sector-tier place, role and relationship.

Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and teaching at the consideration of the efficiency of functioning of the financial market and its institutions.

Keywords: Financial market; institutionalism; Institute; Institute of the financial market; Institutional structure of the financial market.

References:

1. Gonta, O. I. Institutsionalnyiy podhod k funktsionalno-tselevogo soglasovaniya interesov sub'ektov transnat-sionalizatsii ekonomiki regionov Ukrainyi//Vestnik Chernigovskogo gos. tehnolog. un-ta. - Chernigov: ChG-TU, 2009, № 38, pp.76-90. - [Elektronnyiy resurs] Rezhim dostupa: http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/Soc_ Gum/Vcndtu/2009_38/9.htm (in Ukr.).

2. Virchenko ? V. Issledovanie suschnosti finansovyih institutov v kontekste novoy institutsionalnoy ekonomiches-koy teorii//Vestnik Kievskogo natsionalnogo universiteta im. T. Shevchenko. Ser. Ekonomika, 2005, № 75-76, pp. 77-81 (in Ukr.).

3. Institutsionalnyie osnovyi formirovaniya ekonomicheskoy sistemyi Ukrainyi: teoriya i praktika/Pod red. S. Vata-manyuka. - Lvov: Novyiy Svet-2000, 2005. - 648 p. (in Ukr.).

4. Commons J. R. Institutional Economics//American Economic Review, 1931, Vol. 21, P.648-657.

5. Novitskiy A. M. Pravovoe regulirovanie institutsionalizatsii informatsionnogo obschestva v Ukraine: monografiya/A. M. Novitskiy. - Irpen: NU GNS Ukrainyi, 2011, 444 p. (in Ukr.).

6. O reestre statisticheskih edinits i formirovaniya osnov vyiborki sovokupnostey edinits statisticheskih nablyudeniy za deyatelnostyu predpriyatiy: polozhenie: ofits. tekst: utverzhdennoe prikazom Gossluzhbyi statistiki Ukrainyi # 481 ot 16.12.2009 g. - [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ukrstat.org/uk/edrpoy/prso.htm. (in Ukr.).

7. Klassifikatsiya institutsionalnyih sektorov ekonomiki Ukrainyi.: Prinyata prikazom Gossluzhbyi statistiki Ukrainyi # 378 ot 03.12.2014 g.: Ofits. tekst: po sostoyaniyu 30.01.2015 g. - [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: buhgalter911.com/Res/Other/KICE_378.rtf. (in Ukr.).

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)"^^« Economics

< iAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

8. O finansovyih uslugah i gosudarstvennom regulirovanii ryinkov finansovyih uslug: zakon: po sostoyaniyu na 6 fevralya 2015 g. - [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2664-14. (in Ukr.).

9. O Natsionalnom banke Ukrainyi: zakon: po sostoyaniyu na 1 yanvarya 2017 g. - [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/679-14. (in Ukr.).

10. Ob institutah sovmestnogo investirovaniya: zakon: ofits. tekst: po sostoyaniyu na 9 dekabrya 2015 g. - [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/5080-17.

11. O strahovanii: zakon: ofits. tekst: po sostoyaniyu na 1 yanvarya 2017 g. - [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/85/96. (in Ukr.).

12. O negosudarstvennom pensionnom obespechenii: zakon: ofits. tekst.: po sostoyaniyu na 20 iyulya 2014 g. -[Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1057-15. (in Ukr.).

13. Kizima, T. A. Finansyi domohozyaystv: sovremennaya paradigma i dominantyi razvitiya: monografiya. - K.: Znanie, 2010, 431 p. (in Ukr.).

14. Rekunenko, I. I., Bondarenko, E. P. Osobennosti deyatelnosti samoreguliruemyih organizatsiy na ryinke finansovyih uslug. - [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/Soc_ Gum/pprb-su/2010_29/10_29_44.pdf (in Ukr.).

15. Smagin, V. L. Formirovanie i razvitie finansovogo ryinka v usloviyah transformatsionnoy ekonomiki: monografiya. - K.: KNEU, 2008, 232 p. (in Ukr.).

16. Kravets, I. Institutsionalnaya struktura ryinka: dis. ...Kand. ekon. nauk: 08.00.08/Kravets Vyacheslav Ivanov-ich. - K., 2011. - 215 p. (in Ukr.).

17. Yuriy, S. M., Shtefanovich, A. N. Vliyanie finansovogo ryinka na razvitie natsionalnoy ekonomiki. [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vchtei_2009_2_45 (in Ukr.).

18. Finansovyiy ryinok: ucheb.-metod. posobie/N. S. Nedashkovskaya, L. V. Fomenkova, V. A. Shamov. - Minsk: BGEU, 2010, 95 p. (in Russ.).

19. Sheludko, V. M. Finansovyiy ryinok: uchebnik. - K.: Znanie, 2008, 535 p. (in Ukr.).

20. Esh, S. M. Finansovyiy ryinok: ucheb. posobie. - K.: TsUL, 2009. - [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://dspace.nuft.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/11025/1ZST2.pdf. (154) (in Ukr.).

21. Moshenskiy, S. Z. Ryinok tsennyih bumag: transformatsionnyie protsessyi. - M.: Ekonomika, 2010, 240 p. (in Russ.)

Information about the author

Kvasnitskaya R., PhD (Economics), Associated Professor, Professor of the Department of Finance, Banking

and Insurance, Khmelnitsky national university.

Address: 11 Institutskaya Str., 29016, Khmelnitsky, Ukraine, tel.: +38067-99-113-20

E-mail: kvasnitska@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0443-9390

Р. С. Квасницкая 1

1 Хмельницкий национальный университет, г. Хмельницкий, Украина

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Аннотация

Цель: определение сущности понятия «институт финансового рынка» и обоснование институционной структуры финансового рынка в современных условиях его функционирования.

Методы: исторический, теоретического обобщения, анализа, индукции, дедукции, сравнения.

Economics " Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)

< BAiTWEST >

SdB*ELMTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Результаты: на основе анализа законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование финансового ринка Украины, научной экономической литературы углублено определение сущности понятия «институт финансового рынка»; обосновать состав институтов финансового рынка, раскрыта их иерархическая подчиненность и функциональные связи.

Научная новизна: в статье впервые, на основе представленных методов, обоснованы принципы субъектного представления финансового рынка через позиционирование любого из его участников как института, а также определена единая секторно-уровневая система институтов финансового рынка, которая предусматривает такое их распределение: первый уровень — институты-продавцы и институты-покупатели финансовых ресурсов; второй уровень — институты регулирования и надзора деятельности на финансовом рынке; межуровневого сфера (зона) — институты инфраструктуры финансового рынка (институты финансового посредничества и институты учетно-технического, информационного, организационного обеспечения и страхования). Это позволило конкретизировать, согласно классификации институциональных секторов экономики, состав институтов финансового рынка, их секторно-уровневое место, роль и взаимосвязи.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов эффективности функционирования как финансового рынка в целом, так и отдельных его институтов.

Ключевые слова: финансовый рынок; институционализм; институт; институт финансового рынка; институциональная структура финансового рынка.

введение

Мировой опыт развития экономики показывает, что наиболее эффективной формой организации экономической жизни общества выступает рыночная экономика, которая является сложным организмом, включая различные производственные, коммерческие, финансовые и информационные структуры, взаимодействие между которыми основывается на соответствующих отношениях и связях. И именно рыночные отношения выступают определенным стимулятором достижений в различных сферах экономики. Отражателем гибкости финансовой системы и ее мобильности относительно изменений в экономическом и политическом положении государства выступает финансовый рынок. Вместе с тем, успешное функционирование финансового рынка требует слаженной работы его субъектов, то есть различных институтов этого рынка.

результаты исследования

Одним из направлений современной экономической мысли, объектами исследования которого выступают определенные институты (корпорации, государство, профсоюзы), а также правовые, психологические и морально-этические аспекты их функционирования (обычаи, навыки, инстинкты и т. д.) является институционализм. Он зародился как про-тестная форма постулатам классической и неоклассической теорий рыночной экономики, которая царила на рубеже Х1Х-ХХ веков. Институционализм возник

как оппозиционное учение в политической экономике, а его сторонники пытались отразить в экономической схеме не только формальные модели и строгие логические схемы, но жизнь во всем ее многообразии. Сущность институционального подхода заключается в том, что общество рассматривается как целостная система, механизмы и связи субъектов рыночных отношений исследуются в неразрывной взаимосвязи с социальными, политическими, правовыми, органи-зациоными, психологическими явлениями, которые характерны для данного общества в конкретно-исторический момент развития [1].

Институциональное направление в экономической науке исследовалось в трудах таких известных ученых, как Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, В. Митчелл, Д. Норт, Дж. Сэмюэльсон, Дж. Хикс, М. Туган-Ба-рановский, С. Ватаманюк, В. Дементьев Т. Гайдай и других. Ими определено место и роль институциональной среды в экономической жизни, разработан понятийный аппарат институциональной теории, который обобщает такие категории, как институция, институт, институциональная структура, институ-ционализация и другие, выявлены причины трансформации различных институтов, основные векторы их изменений, определены критерии оценки эффективности институтов и их влияние на национальное хозяйство в целом. Однако, наработки институциональной теории все же недостаточно используються при исследовании понятия и характеристики именно

< iAgTWEST >

SCBJCEWrTTS

институтов финансового рынка, то есть его конкретных субъектов.

Поэтому, исследование сущности субъектов финансового рынка целесообразно осуществлять именно с помощью институционального подхода. Ведь сегодня для характеристики понятия «субъект финансового рынка» в научной литературе и на практике применяют ряд терминов: «финансовый институт», «финансовая организация», «финансовое учреждение», «финансовый посредник», «финансово-кредитный институт», «институциональный инвестор» и другие. Такая широкая спектральность толкований искажает общеэкономическую природу субъектов рынка и не учитывает всю их множественность. На наш взгляд, целесообразным есть рассмотрение субъекта финансового рынка именно с точки зрения его обобщения в таком понятии, как «институт», поскольку само это понятие олицетворяет собой определенную организационную структуру, которая создает организационно-регулятивные условия функционирования рынка, аккумулирует финансовые ресурсы и осуществляет их перераспределение.

Отметим, что слово «институт» (institute) возникло еще в 1325 г. и происходит от латинского слова institutum — обычай, установка. Сначала оно употреблялось как глагол («создать или начать»). Лишь начиная с 1828 это слово стало использоваться как существительное, которое означает «организация или общество» [2, С. 78]. Исходным для понимания сущности института являются отношения согласия, устанавливаемые между субъектами в процессе их жизнедеятельности. Привычки и обычаи только тогда будут объединять людей, если их поддерживают, признают большинство из них, то есть когда их использование согласовано между определенным количеством субъектов отношений [3, С. 18]. Так, Дж. Р. Комонс отмечает, что «институт — это организованная форма или воплощение коллективного действия» [4, с. 649].

Таким образом, институт является моделью конкретных организаций, задавая структурно-функциональные рамки формирования устойчивых связей и отношений между их агентами и клиентами [5, с. 82]. Заметим, что экономика страны складывается из совокупности институтов или, другими словами, институциональных единиц, которые самостоятельно распоряжаются активами, берут на себя обязательства, от собственного имени вступают в имущественные и неимущественные права и в полной мере

отвечают за принятые решения и их исполнение [6]. Признаками институциональной единицы являются:

- право самостоятельного владения товарами и активами от собственного имени, которое дает возможность обмениваться правами собственности на эти товары и активы при операциях с другими единицами;

- способность принимать самостоятельные экономические решения и осуществлять хозяйственную деятельность, за которую она сама несет прямую ответственность и отвечает перед законом;

- способность принимать финансовые и другие обязательства от своего имени, а также заключать договоры;

- наличие для нее полного набора счетов, включая баланс активов и пассивов, или практической возможности — как с экономической, так и с юридической точки зрения — по подготовке полного набора счетов, а также статистической отчетности в случае необходимости [7].

Таким образом, все институты делятся на такие две большие группы:

1) юридические лица, созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством, независимо от того, какие лица или субъекты могут обладать ими или контролировать их деятельность;

2) физические лица или группы лиц в форме домашних хозяйств.

В соответствии со своими функциями и со структурой экономики государства институты группируются в пять институциональных секторов экономики [7], представление которых подадим с авторскими дополнениями, сделанными на основе законодательных трактовок тех или иных по-секторных составляющих:

1) нефинансовые корпорации — это институциональные единицы, основной деятельностью которых является производство рыночных товаров или предоставления нефинансовых услуг;

2) финансовые корпорации (учреждения), являющиеся юридическими лицами, которые предоставляют одну или несколько финансовых услуг, а также другие услуги (операции), связанные с предоставлением финансовых услуг, в случаях, прямо определенных законодательно, и внесено в соответствующий реестр в установленном порядке [8]. В свою очередь сектор

< EASTWEST >

SOB«ELMTTS

«Финансовые корпорации» ранжируется на такие подсектора:

2.1) Национальный банк Украины (НБУ), который является центральным банком страны, особенным центральным органом государственного управления, юридический статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации которого определяются Конституцией Украины [9];

2.2) корпорации, принимающих депозиты, которые включают все финансовые корпорации (за исключением НБУ), основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и обязательства которых имеют форму депозитов или таких финансовых инструментов, как краткосрочные депозитные сертификаты, выступающие как близкие заменители депозитов при мобилизации финансовых ресурсов и включаются в показатель денег в широком смысле. К ним относятся банки, кредитные союзы и тому подобное;

2.3) фонды денежного рынка, представляющие институциональные единицы, которые аккумулируют средства путем продажи акций, паев или сертификатов юридическим лицам или населению. К таким фондам относятся корпоративные инвестиционные фонды, то есть юридические лица, которые образуются в форме акционерного общества и проводят исключительно деятельность по совместному инвестированию [10]; паевые инвестиционные фонды, то есть фонды, которые не являются юридическим лицом, представляющие собой совокупность активов, принадлежащих участникам таких фондов на праве общей долевой собственности, находятся в управлении компании по управлению активами и учитываются ней отдельно от результатов ее хозяйственной деятельности; другие коллективные инвестиционные схемы, акции или паи которых есть близкими заменителями депозитов;

2.4) инвестиционные фонды неденежного рынка, представляющие собой институциональные единицы, которые привлекают средства населения, инвестируемых в основном в недвижимость или другие нефинансовые активы. К таким фондам относятся фонды финансирования строительства и фонды операций с недвижимостью;

2.5) другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов, которые охватывают финансовые корпорации, занятые оказанием финансовых услуг от своего имени путем принятия

обязательств в форме, отличной от денежной, депозитов или близких аналогов депозитов, с целью приобретения финансовых активов, участвуя в финансовых операциях на рынке. Они включают: финансовые корпорации, которые занимаются трансформацией активов в ценные бумаги; дилеров, которые занимаются ценными бумагами и производными финансовыми активами; финансовые корпорации, занимающиеся кредитованием; финансовые корпорации, обеспечивают клиринг и урегулирование расчетов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами; специализированные финансовые корпорации, которые предоставляют краткосрочное финансирование для слияний и поглощений компаний, финансирование экспорта и импорта, факторинговые услуги, венчурный капитал и капитал для развития;

2.6) вспомогательные финансовые корпорации, которые, в основном, связанные с операциями с финансовыми активами и обязательствами, которые не предусматривают, что вспомогательная корпорация становится собственником финансовых активов и обязательств, являющихся предметами операций. К вспомогательным финансовым корпорациям относятся: страховые брокеры, оценщики ущерба и требований, консультанты по вопросам страхования; брокеры по операциям с кредитами и ценными бумагами, консультанты по вопросам инвестирования; корпорации, размещающие займы, которые управляют выпуском ценных бумаг; корпорации, основной функцией которых является обеспечение путем индоссамента векселей или аналогичных инструментов; корпорации, занимающиеся производными финансовыми инструментами и инструментами хеджирования, такими как свопы, опционы и фьючерсы (без их выпуска); корпорации, обеспечивающие инфраструктуру финансовых рынков; фондовые биржи; пункты обмена иностранной валюты; некоммерческие организации, обслуживающие финансовые корпорации; главные офисы финансовых компаний, которые в основном занимаются контролем финансовых корпораций или групп финансовых корпораций, но сами не осуществляют операций финансовых корпораций;

2.7) кэптивные финансовые корпорации, которые включают институциональные единицы, предоставляющие финансовые услуги на открытых финансовых рынках относительно активов или обязательств. К их числу относятся единицы, осуществляющие операции

< iAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

только в рамках ограниченной группы единиц (таких, как дочерние финансовые компании), или дочерние компании, принадлежащие одной и той же холдинговой компании, или единицы, которые предоставляют заем из собственных средств, предоставленных только одним спонсором. Кэптивные финансовые корпорации включают кредитные организации, созданные финансово-промышленной группой или частными лицами для обслуживания своих интересов;

2.8) страховые компании (финансовые учреждения, которые созданы для защиты имущественных интересов физических лиц и юридических лиц в случае наступления определенных событий (страховых случаев), определенных договором страхования или действующим законодательством, за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых физическими лицами и юридическими лицами страховых платежей (страховых взносов, страховых премий) и доходов от размещения средств этих фондов) [11]. Страховые компании предоставляют услуги по страхованию жизни, страхование от несчастных случаев, болезни, пожаров или любыми формами страхования иным институциональным единицам или группам институциональных единиц, а также услуги по перестрахованию другим страховым корпорациям. К ним также относятся: кэптивные страховые компании, то есть страховые компании, которые обслуживают только их владельцев; компании, предоставляющие гарантии по депозитам; другие компании, предоставляющие стандартизированные гарантии, действуют как страховщики, получая страховые премии и имеют резервы;

2.9) пенсионные фонды, являющиеся юридическими лицами, имеющими статус неприбыльной организации (непредпринимательского общества), функционирующие и осуществляющие деятельность исключительно с целью накопления пенсионных взносов в пользу участников пенсионного фонда с последующим управлением пенсионными активами, а также осуществляющие пенсионные выплаты участникам указанного фонда в определенном порядке [12];

3) сектор общего государственного управления объединяет юридических лиц, для которых основной деятельностью которых есть выполнение функций законодательной, исполнительной или судебной власти в отношении других институциональных единиц в пределах определенной территории. Они имеют полномочия собирать налоги и другие обязательные

платежи, а также тратить их в соответствии с правительственной политики. Распределение институтов этого сектора осуществляется по следующим подсекторах: центральные органы государственного управления; региональные и местные органы управления; фонды социального страхования;

4) домашние хозяйства, которые являются экономическими единицами, выполняют важную роль в круговороте ресурсов, состоят из одного или нескольких лиц, поставляющих экономическим субъектам разнообразные ресурсы и используют полученные средства для удовлетворения материальных и иных потребностей [13, С. 46];

5) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, которые предоставляют нерыночные товары и услуги домашним хозяйствам без оплаты или по ценам, не имеющим экономического значения. Эти институты, создаются для предоставления услуг главным образом их членам и для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей граждан, а также институты, финансируемые в основном за счет членских взносов.

Отметим, что не все охарактеризованные секторные группы институтов являются институтами финансового рынка. Так, нами сразу исключаются институты, входящие в пятую группу — некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, которые не выполняют ни основных, ни вспомогательных функций, которые были бы присущи отношениям субъектов именно финансового рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время, акцентируем внимание на том, что среди классификационно выделенных по секторам экономики институтов не нашел своего места такой институт финансового рынка, как саморегулируемая организация (СРО), которая является неприбыльным объединением финансовых учреждений, созданным с целью защиты интересов своих членов и других участников рынков финансовых услуг и которому делегируются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование рынков финансовых услуг, полномочия по разработке и внедрению правил поведения на рынках финансовых услуг и/или сертификации специалистов рынка финансовых услуг [8].

Целью деятельности СРО финансового рынка является обеспечение эффективной деятельности профессиональных участников этого рынка, которые являются их членами, разработка и принятие

< EAiTWEST >

SOB«ELMTTS

правил, стандартов профессионального поведения и осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности [14].

Заметим, что к основным функциям СРО относятся:

- нормотворческая, которая реализуется путем принятия внутренних нормативных актов, регулирующих порядок осуществления профессиональной деятельности и проведения операций на рынке, а также путем участия в законотворческой деятельности, осуществление профессиональной экспертизы законопроектов и проектов нормативных актов;

- контрольная, которая заключается в организации надзора за соблюдением участниками рынка финансовых услуг внутренних требований саморегулируемых организаций и национального законодательства;

- принуждения, что предусматривает разработку санкций, мер воздействия и дисциплинарные меры в отношении членов саморегулируемых организаций и порядок их применения;

- арбитражная, которая реализуется через деятельность созданных при СРО третейских судов и защита профессиональных интересов своих членов в отношениях с органами государственной власти и клиентами;

- информационная, которая осуществляется через анализ информации о деятельности членов СРО и предоставление соответствующей информации им о деятельности самой СРО и рынка в целом;

- организационная, которая воплощается в организации профессионального обучения, аттестации и переаттестации специалистов [14].

Именно такое функциональное назначение СРО позволяет отнести их как институты ко второй группе классификации институциональных секторов экономики Украины к сектору «Финансовые корпорации», а именно к подсектору «Вспомогательные финансовые корпорации».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что функционирование современной национальной экономики основывается на целой системе институтов, которые формируют поведение экономических субъектов — институтов (организаций) и, которые взаимосвязаны между собой. В этом контексте следует определиться с конкретизацией сущности

института именно финансового рынка. Необходимо отметить, что формулировка понятия «институт финансового рынка» как в зарубежной, так и в отечественной экономической литературе крайне редко встречаются. Так, толкование данного понятия нами было найдено лишь в монографии В. Л. Смагина «Формирование и развитие финансового рынка в условиях трансформационной экономики», в которой автор отмечает, что «институты финансового рынка — это структуры, включающие рыночных субъектов со специфическими видами деятельности в их взаимосвязи и взаимодополняемости» [15, С. 43]. Однако, раскрывая сущность институтов финансового рынка,

B. Л. Смагин синонимизуе их с финансовыми институтами, что, на наш взгляд, является ошибочным, ведь функционирование финансового рынка обеспечивается не только этим, хотя очень функционально важным, видом институтов. Такое же отождествление институтов финансового рынка, без трактования содержания данного понятия, с финансовыми институтами наблюдаем и у В. И. Кравца, который утверждает, что «организационно-институциональный аспект анализа структуры рынка должен концентрироваться на структурировании финансовых институтов в зависимости от их влияния на движение финансовых активов» [16,

C. 49]. Видя в понятии «институты финансового рынка» более широкий, чем просто финансовые институты, спектр составляющих самих институтов, считаем целесообразным предложить авторское видение трактовки данного понятия: институты финансового рынка — это институциональные единицы финансового рынка, которые своей деятельностью создают организационно-регулятивные условия функционирования рынка и/или осуществляют куплю-продажу финансовых ресурсов.

Что же касается институциональной структуры финансового рынка, необходимо отметить, что ее представления учеными-экономистами или совсем игнорируется, или обобщенно (в некоторых случаях детализировано) рассматривается как совокупность финансовых институтов), или подается в вариантной интерпретации (как организационно-институциональная структура финансового рынка; как структура субъектов финансового рынка). Конечно, согласиться с тем, что институциональную структуру рынка формируют только финансовые институты невозможно. Ведь, покупателями и продавцами финансовых ресурсов на финансовом рынке могут быть не только

< EAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

финансовые институты, но и предприятия, государство, домохозяйства и другие институциональные единицы. С. И. Юрий и А. А. Луцишин, хотя и выделяют организационно-институциональную структуру финансового рынка, и отмечают, что такая структура «является совокупностью финансово-кредитных институтов (банковские учреждения, небанковские финансово-кредитные учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и т. п.) и субъектов инфраструктуры финансового рынка (валютные и фондовые биржи, депозитарии и регистраторы, расчетно-клирин-говые и информационно-консультационные центры и т. п.) ... » [17, С. 56], опять же игнорируют такие институциональные единицы этого рынка, как предприятия, государство, домохозяйства и другие.

Некоторые авторы рассматривают структуру рынка на основе выделения таких субъектов рынка, как: институты нефинансовой сферы, государство, население, профессиональные участники рынка — финансовые институты и институты инфраструктуры, а также иностранные участники рынка [18; 19]. Такое же мнение относительно институциональной структуры финансового рынка, только без выделения финансовых институтов и институтов инфраструктуры профессиональных участников рынка, поддерживает и С. М. Эш. Предложенный ею вариант структуры рынка, по нашему мнению, содержит такой дискуссионный элемент, как «иностранные участники рынка», включающий международные организации, иностранные правительства, корпорации, финансовые институты, физические лица, которые являются субъектом рынка и участвуют в купли-продажи финансовых активов [20, С. 26]. Дискуссион-ность включения этого элемента заключается в том, что в структуре отечественного рынка как резиденты, так и нерезиденты должны быть отнесены к тем институтам, которые функционально соответствуют цели их участия в процессе купли-продажи финансовых ресурсов. Зато исследователями они выделены в отдельный структурный элемент финансового рынка, который, по нашему мнению, является только дополнением к уже выделенных ими элементов.

Такие ученые, как С. З. Мошенский и В. И. Кра-вец, представляют институциональную структуру финансового рынка путем выделения трех групп институтов. Так, по мнению З. Мошенский, к институционально-структурированных элементов финан-

сового рынка входят: институты-участники (инвесторы, эмитенты ценных бумаг); институты-посредники (биржи и внебиржевые организаторы торговли) институты инфраструктуры рынка (депозитарии, регистраторы, расчетно-клиринговые организации и другие) [21, С. 34]. В свою очередь В. И. Кравец различает три формы институтов финансового рынка: институты-регуляторы, функциональные институты (финансовые институты-посредники) и институты инфраструктуры финансового рынка [16, С. 50]. Как видим, В. И. Кравец в институциональной структуре финансового рынка тоже не выделяет ни продавцов (инвесторов), ни покупателей (эмитентов) финансовых ресурсов. Однако, заслуживающим внимания является выделение им такой составляющей структуры рынка, как институты-регуляторы, главной функцией имеют обеспечения выполнения официальных и неофициальных правил. Они способны самостоятельно создавать новые правила и одновременно совершенствовать существующие, направляя их на поддержку основных принципов функционирования рынка.

выводы

Итак, обобщая выше рассмотренные наработки ученых по институциональной структуре финансового рынка, мы предлагаем не только выделить группы институтов, но и конкретизировать их функциональную подчиненность следующим образом:

— первый уровень — институты-продавцы и институты-покупатели финансовых ресурсов;

— второй уровень — институты регулирования и надзора деятельности на финансовом рынке;

— межуровневого сфера (зона) — институты инфраструктуры финансового рынка (институты финансового посредничества и институты учетно-технического, информационного, организационного обеспечения и страхования).

Отметим, что представленный нами разделение институтов финансового рынка иерархическими уровнями их системы является условным, ведь при одних обстоятельствах, один и тот же институт может находиться на первом уровне, оглядываясь как продавец финансовых ресурсов (например, банк), а в других условиях, этот институт уже будет в роли посредником по купле-продаже финансовых ресурсов, то есть находятся в межуровневого сфере (зоне) иерархии. А конкретный состав институтов финансового рынка зависит в целом от структуризации (сегментации) данного рынка.

Economics " Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)

< BAiTWEST >

SdB*ELMTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Список литературы:

1. Гонта O. И. Институциональный подход к функционально-целевого согласования интересов субъектов транснационализации экономики регионов Украины [Электронный ресурс]/О. И. Гонта//Вестник Черниговского гос. технолог. ун-та. - Чернигов: ЧГТу 2009. - № 38. - С. 76-90. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.Ua/old_jrn/Soc_Gum/Vcndtu/2009_38/9.htm

2. Вирченко В. Исследование сущности финансовых институтов в контексте новой институциональной экономической теории/В. Вирченко//Вестник Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Сер. Экономика. - 2005. - № 75-76.

3. Институциональные основы формирования экономической системы Украины: теория и практика/Под ред. С. Ватаманюка. - Львов: Новый Свет-2000, 2005. - 648 с.

4. Commons J. R. Institutional Economics/J. R. Commons//American Economic Review. - 1931. - Vol. 21. - P. 648-657.

5. Новицкий А. М. Правовое регулирование институционализации информационного общества в Украине: монография/А. М. Новицкий. - Ирпень: НУ ГНС Украины, 2011. - 444 с.

6. О реестре статистических единиц и формирования основ выборки совокупностей единиц статистических наблюдений за деятельностью предприятий: положение: офиц. текст: утвержденное приказом Госслужбы статистики Украины № 481 от 16.12.2009 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ukrstat. org/uk/edrpoy/prso.htm.

7. Классификация институциональных секторов экономики Украины.: Принята приказом Госслужбы статистики Украины № 378 от 03.12.2014 г.: Офиц. текст: по состоянию 30.01.2015 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: buhgalter911.com/Res/Other/KICE_378.rtf.

8. О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг: закон: по состоянию на 6 февраля 2015 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2664-14.

9. О Национальном банке Украины: закон: по состоянию на 1 января 2017 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/679-14.

10. Об институтах совместного инвестирования: закон: офиц. текст: по состоянию на 9 декабря 2015 г. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/5080-17.

11. О страховании: закон: офиц. текст: по состоянию на 1 января 2017 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/85/96.

12. О негосударственном пенсионном обеспечении: закон: офиц. текст.: по состоянию на 20 июля 2014 г. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1057-15.

13. Кизима Т. А. Финансы домохозяйств: современная парадигма и доминанты развития: монография /Т. А. Кизима. - К.: Знание, 2010. - 431 с.

14. Рекуненко И. И. Особенности деятельности саморегулируемых организаций на рынке финансовых услуг/И. И. Рекуненко, Е. П. Бондаренко. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbuv. gov.ua/old_jrn/Soc_ Gum/pprbsu/2010_29/10_29_44.pdf

15. Смагин В. Л. Формирование и развитие финансового рынка в условиях трансформационной экономики: монография/В. Л. Смагин. - К.: КНЭУ 2008. - 232 с.

16. Кравец И. Институциональная структура рынка: дис. ...Канд. экон. наук: 08.00.08/Кравец Вячеслав Иванович. - К., 2011. - 215 с.

17. Юрий С. М. Влияние финансового рынка на развитие национальной экономики [Электронный ресурс] /С. Н. Юрий, А. Н. Штефанович. - Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vchtei_2009_2_45

18. Финансовый рынок: учеб.-метод. пособие/Н. С. Недашковская, Л. В. Фоменкова, В. А. Шамов. - Минск: БГЭУ 2010. - 95 с.

19. Шелудько В. М. Финансовый рынок: учебник/В. Н. Шелудько. - К.: Знание, 2008. - 535 с.

20. Эш С. М. Финансовый рынок: учеб. пособие [Электронный ресурс]/С. Н. Эш. - К.: ЦУЛ, 2009. - Режим доступа: http://dspace.nuft.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/11025/1/ST2.pdf.

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)"^^« Economics

< iAgTWEST >

scereuurrrs

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

21. Мошенський С. З. Рынок ценных бумаг: трансформационные процессы [Текст]/С. З. Мошенський. - М.: Экономика, 2010. - 240 с.

информация об авторе

Квасницкая Раиса Степановна, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов, банковского дела и страхования, Хмельницкий национальный университет Адрес: Украина, 29016, г. Хмельницкий, ул. Институтская, 11,

Хмельницкий национальный университет, кафедра финансов, банковского дела и страхования

тел.: +38067-99-113-20

E-mail: kvasnitska@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0443-9390

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.