_08.00.10 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ_
08.00.10 УДК 336.717.8
ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА ЧЕРЕЗ
ПОСТРОЕНИЕ МЕГАРЕГУЛЯТОРА
© 2018
Алексей Витальевич Зверев, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Брянск (Россия) Виктория Валериевна Мандрон, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Брянск (Россия) Мария Юрьевна Мишина, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Брянск (Россия)
Аннотация
Введение: статья посвящена одной из ключевых проблем, стоящих на пути развития и функционирования финансового рынка, - механизму его регулирования. Определены исторически сложившиеся модели регулирования финансовыми рынками, дана характеристика и проведен их сравнительный анализ. Уточнены модели контроля и надзора за национальным финансовым сектором для каждого определенного этапа функционирования финансового рынка, сформулированы основные этапы реформирования системы государственного регулирования, которые позволяют оценить степень интеграции его регулирования для России за 1991-2017 гг. Материалы и методы: для определения качества функционирования финансового рынка и рисков, связанных с работой регуляторов, использовались аналитический, сравнительный, статистический и другие методы. В результате чего было установлено, что повышение конкурентных преимуществ финансового рынка является одним из приоритетных направлений роста национальной экономики и укрепления позиций государства в мировом экономическом пространстве. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что особую роль в инфраструктуре финансового рынка играет система контроля и надзора. Тенденции и процессы, проходящие в мировой экономике, требуют модернизации надзора и контроля во всех сегментах финансового рынка. Результаты: проведенные исследования показали, что мировая практике функционирования финансовых рынков насчитывает несколько моделей регулирования, которые имеют свои особенности построения, и нет единообразия в построении регуляторов. В России до конца 2013 года была секторальная модель надзора, согласно которой регулирование осуществлялось по направлениям деятельности. Управление финансовым рынком осуществлялось раздельно и было распределено среди специализированных государственных регуляторов: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Центральный Банк, Министерство финансов. Реформирование действующей институциональной модели регулирования финансового рынка направлено на формирование единого регулирующего органа (мегарегулятора), который объединяет функции и полномочия всех регулирующих организаций.
Обсуждение: описываются существующие модели регулирования финансовыми рынками, приводится система функционирования единого надзорного органа на финансовом рынке, как совершенствования политики его регулирования. Разработана система его функционирования, а именно четко определены цель его создания, основные задачи, результат работы. Установлены принципы, на которых основывается работа мегарегулятора: независимость, прозрачность, ответственность, коллегиальность, единообразие применения. Проанализированы преимущества и результат деятельности финансового мегарегулятора, рассмотрены полномочия Банка России как основного регулятора финансового рынка.
Заключение: формирование мегарегулятора в России на базе Центрального Банка произошло в 2013 г., что определило переход к высшему уровню интеграции регулирования и надзора. Банку России переданы полномочий ФСФР России по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе страховой деятельности, кредитных коопераций и микрофинансовой деятельности. Это позволит снизить риски, устранить неравномерность и непоследовательность в системе регулирования, укрепить независимость регулятора, а также повысить конкурентоспособную среду. Решение данных проблем позволит повысить доверие со стороны субъектов финансового рынка к национальной финансовой системе, стимулировать международное сотрудничество по координации финансового рынка и более открытому обмену информацией.
Ключевые слова: Банк России, банковский сектор, государственные регуляторы, инструменты финансового рынка, контроль, модели государственного регулирования, надзор, регулирование, участники финансового рынка, финансовые институты, финансовый мегарегулятор, финансовый рынок.
Для цитирования: Зверев А. В., Мандрон В. В., Мишина М. Ю. Формирование российской модели регулирования финансового рынка через построение мегарегулятора // Вестник НГИЭИ. 2018. № 7 (86). С. 117-131.
THE FORMATION OF THE RUSSIAN MODEL OF FINANCIAL MARKET REGULATION THROUGH
THE CONSTRUCTION OF A MEGA-REGULATOR
© 2018
Alexey Vitalievich Zverev, Ph. D. (Economics), the associate professor of Finance and statistics
Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, Bryansk (Russia) Victoria Valerievna Mandron, Ph. D. (Economics), the associate professor of Finance and statistics Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, Bryansk (Russia) Maria Yuryevna Mishina, Ph. D. (Economics), the associate professor of Finance and statistics
Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, Bryansk (Russia)
Abstract
Introduction: the article is devoted to one of the key problems facing the development and functioning of the financial market - the mechanism of its regulation. Historically developed models of financial markets regulation are defined, their characteristic is given and the comparative analysis is carried out. Refined the existing model of control and supervision of the domestic financial sector for each defined phase of the financial market, formulates the basic stages of reforming of system of state regulation, which assess the degree of integration of regulation for Russia for 1991-2017.
Materials and methods: analytical, comparative, statistical and other methods were used to determine the quality of the financial market functioning and the risks associated with the work of regulators. As a result, it was found that increasing the competitive advantages of the financial market is one of the priorities for the growth of the national economy and strengthening the position of the state in the global economic space. Domestic and foreign experience shows that the system of control and supervision plays a special role in the infrastructure of the financial market. Trends and processes in the global economy require modernization of supervision and control in all segments of the financial market.
Results: studies have shown that in the world practice of financial markets there is no uniformity in the construction of regulators, and there are several models of regulation of financial markets. In Russia, until the end of 2013, there was a sectoral model of supervision, according to which regulation was carried out in areas of activity. Financial market management was carried out separately, and was distributed among specialized government regulators: the Federal financial markets service (FFMS), the Central Bank, the Ministry of Finance. Reforming the current institutional model of financial market regulation is aimed at the formation of a single regulatory body (mega-regulator), which will be able to combine the functions of all regulatory authorities.
Discussion: the existing models of financial market regulation are described, the system of functioning of a single Supervisory body in the financial market as an improvement in the policy of its regulation is presented. The system of its functioning is developed, namely the purpose of its creation, the main tasks, the result of work are accurately defined. The principles on which the work of the mega-regulator is based are established: independence, transparency, responsibility, collegiality, uniformity of application. The advantages and results of the financial mega-regulator are analyzed, the powers of the Bank of Russia as the main regulator of the financial market are considered. Conclusion: the formation of the mega-regulator in Russia on the basis of the Central Bank took place in 2013, which determined the transition to the highest level of integration of regulation and supervision. The Bank of Russia has been given the powers of the FSFR of Russia to regulate, control and supervise financial markets, including insurance, credit cooperatives and microfinance activities, this will reduce risks, eliminate inconsistencies and inconsistencies in the regulatory system, strengthen the independence of the regulator, and improve the competitive environment. Solving these problems will increase the confidence of financial market participants in the national financial system, stimulate international cooperation in the coordination of the financial market and a more open exchange of information.
Keywords: Bank of Russia, banking sector, state regulators, financial market instruments, control, models of state regulation, supervision, regulation, financial institutions, financial mega regulator, financial market, financial market participants.
For citation: Zverev A. V., Mandron V. V., Mishina M. Yu. The formation of the Russian model of financial market regulation through the construction of a mega-regulator // Bulletin NGIEI. 2018. № 7 (86). P. 117-131.
Введение
Условием эффективности экономики, банковской системы, успешного развития мирохозяйственных связей является наличие хорошо организованного финансового рынка как механизма аккумуляции и «горизонтального» перераспределения ресурсов денежного рынка, внутриотраслевого и межотраслевого перелива капиталов в противовес «вертикальному» бюджетному методу. Система финансовых рынков - это главная составляющая экономики любого государства, которое имеет рыночный тип построения, и необходима для гармонизации процентной и валютной политики государства, мобилизации средств институциональных и частных инвесторов, государства, предприятий всех форм собственности. Реформирование национальной экономики, проходившее в начале 90-х годов XX века, началось с формирования всех структурных элементов национального финансового рынка, данный этап предполагал:
а) формирование инфраструктуры финансового рынка и его сегментация, что характеризовалось появлением финансовых институтов, профессиональных участников, большого числа эмитентов и инвесторов, организованных биржевых площадок, внедрением новых для отечественной практики финансовых инструментов;
б) принятие соответствующих юридических актов на федеральном уровне, регламентирующих работу всех секторов финансового рынка;
б) формирование регуляторов финансового рынка, создание национальной системы регулирования финансовыми рынками.
Экономические кризисы и нестабильная ситуация во всех секторах финансового рынка выявили значительные недостатки в системе надзора и контроля на финансовых рынках всего мира. Последствием стали масштабные изменения в институциональной структуре финансового регулирования. Мировая практика управления финансовыми рынками переживает глобальные изменения в функционировании государственной модели регуляторов финансового сектора. Реформирование надзорных органов произошло в последние десятилетия в ряде стран, наиболее эффективные преобразования в регуляторной части инфраструктуры фи-
нансового рынка стали в ряде стран, которые имеют устойчивые показатели своей деятельности, - Великобритании, Германии, США, Ирландии, Бельгии, Франции, Швеции, Японии и в ряде других западных и восточных стран. Трансформацию системы государственного регулирования на протяжении всего времени функционирования финансового рынка переживает и Россия, вследствие чего является очевидным, что произошли кардинальные изменения в институциональной системе регулирования финансового рынка.
Материалы и методы
Проблемами функционирования регуляторов финансового рынка занимаются многие отечественные и зарубежные ученые-экономисты. К числу отечественных экономистов относятся: К. В. Бурачков, Н. Л. Маренков, В. Д. Миловидов, Я. М. Мир-кин, М. В. Петров, П. В. Рубцов, О. В. Хмыз и др., а к числу зарубежных экономистов - Д. В. Бейли, М. Бейкер, П. Кругмани др. Анализ опубликованных трудов по проблемам функционирования финансовых рынков показал, что состояние и перспективы системы регулирования исследованы достаточно широко. Однако большая часть исследований посвящена общим проблемам функционирования государственных регуляторов финансового рынка, моделям регулирования, но, как показывает исследование, недостаточно изучены проблемы адаптации отечественной практики регулирования финансовых рынков к международному опыту.
Методологическая основа исследования представляет собой как теоретические, так и эмпирические методы, включающие теоретический анализ, синтез, аналогию, научное обобщение, оценку результатов функционирования финансовых рынков.
Результаты
Проведенное исследование включает в себя этапы:
- первый этап - исследование, включающее теоретический обзор экономических, нормативно-правовых, учебно-методических, литературных источников по проблемам и механизму функционирования регуляторов финансового рынка. Определены цель, задачи, объект, предмет исследования, представлены общие направления аналитической работы;
- второй этап - аналитическое исследование полученных результатов, включающее определение эффективности перехода к высшему уровню интеграции регуляторов в сфере контроля и надзора за финансовым рынком России. Раскрытие содержания моделей регулирования финансовых рынков, эффективности реформирования системы государственных регуляторов; формирование организационной единицы управления финансовым рынком - мегарегуля-тора; определение объективных направлений формирования единого регулятора, основ его функционирования; определение уровня сформированности ре-гуляторных полномочий на финансовом рынке.
Достигнутый уровень развития и организации финансовых рынков указывает на значимость
взаимосвязи между выбранным типом модели регулирования и степенью развития всех структурных элементов финансового рынка, а также спецификой национальной институциональной системы. Выбранная система регулирования, учитывающая эти особенности, выступает неотъемлемым условием обеспечения роста экономики любого государства.
В рамках исторического развития выделяют три этапа эволюции финансовых рынков и, соответственно, три модели финансового регулирования: проотраслевую; отраслевую, которая часто именуется «секторальная модель регулирования»; консолидированную [1] (рис. 1).
ПРООТРОСЛЕВАЯ МОДЕЛЬ
Регулирующие функции возложены на Федеральный орган исполнительной власти, в роли которого выступает Министерство финансов, осуществляющее контроль и надзор за финансовым рынком в дополнение к другим функциям, не связанным с деятельностью финансового рынка
КОНСОЛИДИРОВАННАЯ (ИНТЕГРИРОВАННАЯ) МОДЕЛЬ
Создается единый орган регулирования и надзора для осуществления регулятивных функций в отношении всех сегментов финансового рынка или нескольких секторов, но не менее трех (фондовый, банковский, страховой), в том числе выполнение функций, не связанных с деятельностью финансового рынка
Рис. 1. Эволюция моделей регулирования финансовых рынков Fig. 1. Evolution of financial market regulation models Источник: авторская разработка
В период начальной стадии развития, так называемого проотраслевого этапа, функция регулирования не отражалась как самостоятельная, определенный функционал регуляторного характера был возложен на профильные подразделения национальных правительств, традиционно субъектом, который выполнял регуляторные полномочия, явля-
лись федеральные органы исполнительной власти (министерства финансов) [2, с. 625]. Так, российским императором Александром I в начале XIX века был издан указ, в соответствии с которым надзорные и контрольные функции за торговым оборотом на биржах были возложены на Министерство финансов Российской империи [3].
Позже - в годы Великой депрессии (1929-1933), когда сформировалось устойчивое понимание необходимости действенных радикальных изменений в политике системы регулирования, была проделана масштабная работа по организации создания специализированных финансовых регуляторов [4].
В США за период 1933-1940 гг. был издан широкий спектр нормативных документов по регулированию всех сегментов финансового рынка. В 1934 г. был образован специализированный регулятор - Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission - SEC). Данные нововведения явились знаковыми в период перехода к новому типу полноценного государственного регулирования, построенному на принципах отраслевого регулирования.
Институт государственного регулирования рынка ценных бумаг и фондовых отделов бирж был сформирован в США в период интенсивного и глубочайшего рыночного кризиса с определенной целью - защита частных и институциональных инвесторов, финансовых институтов в тот период, когда ранее существовавшие биржевые саморегулируемые организации были предназначены в основном для решения корпоративных задач по защите торговцев и посредников от недобросовестных контрагентов при совершении сделок.
В ряде других государств законодательные документы в сфере регулирования финансовых рынков не редко рассматривались и утверждались задолго до создания отраслевой модели. В большинстве государств, в которых функционируют развитые финансовые рынки, создание подобных регулирующих организаций стало осуществляться только во второй половине XX века, наряду с этим в
момент их внедрения они имели только полномочия, которые были связанны преимущественно с регулированием фондовых рынков, и впоследствии оно распространилось на другие структурные элементы финансового рынка.
Следовательно, секторальный этап возник в 1930-х годах, когда в мировой практике функционирования финансовых рынков стали применять модели регулирования, построение которых опиралось исключительно на отраслевой принцип.
Исходя из проведенного исследования, из 115 членов Международной ассоциации регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO) ранжирование моделей финансового регулирования имеет следующий вид [5, с. 11]:
- в 49 (42,62 %) странах действует институциональная модель;
- в 46 (40,0 %) странах регулирование осуществляется в форме консолидированной модели, и представляют различные модели мегарегулирования. Так, из них в 33 странах модель, функционирующая как единый независимый мегарегулятор, объединяющий в себя регулирование и надзор, не являющийся Центральным банком, в 13 странах функции единого регулятора возложены на Центральный банк;
- в 16 (13,9 %) странах действует гибридная (функциональная) модель;
- в 4 (3,48 %) странах действует модель «twin peaks».
Следовательно, в настоящее время в мире преобладает институциональная модель финансового регулирования, которая предполагает наличие нескольких регуляторных организаций, то есть для каждого сегмента финансового рынка функционирует свой регулятор. Данный вывод подкреплен статистическим рисунком (рис. 2).
45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
¿1? fi? %
Институциональная Консолидированная Гибридная модель Модель "twin peaks" модель модель
Рис. 2. Статистика распространенности структур финансового регулирования Fig. 2. Statistics on prevalence of financial regulation structures Источник: авторская разработка
В настоящее время в Российской Федерации низкий уровень сформированности всех составляющих инфраструктуры финансового рынка, отношений между участниками финансового рынка, недостаточно четкое законодательно-правовое обеспечение, регламентирующее операции с инструментами и активами финансовых рынков, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, значительное влияние криминальных структур, недостаточно развитая информационная база, высокий уровень транзакционных издержек, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений [6, с. 81].
Формирование отечественной модели регулирования финансового рынка было сопряжено с рядом трудностей и спорными моментами, поэтому сложившуюся в России модель трудно назвать идеальной и позволяющей эффективно влиять на ключевые показатели деятельности всего финансового сектора.
Работа регуляторов национального финансового рынка была признана не эффективной, что в дальнейшем не позволит обеспечить конкурентные преимущества финансовому сектору. На основании данных факторов была проведена Правительством
РФ активная работа по совершенствованию институциональной регуляторной системы, и в связи с принятыми решениями в 2013 году ФСФР России прекратило всю свою надзорную работу, и все её функции переданы в ведение Центрального Банка России. В структуре национального банка организована новая структурная единица - Служба Банка России по финансовому рынку (СБРФР). Но система регулирования и в дальнейшем претерпела существенную трансформацию, так в 2014 году данная служба надзора за финансовым сектором также подлежала ликвидации. На основании чего все ре-гуляторные полномочия Правительства РФ разделились между вновь созданными структурными подразделениями Банка России [7, с. 112].
До марта 2004 года надзорная деятельность осуществлялась по секторам финансового рынка. Каждый ключевой элемент финансового рынка (банковский сектор, фондовый и страховой рынок) был законодательно прикреплен к определенному институту государственного контроля и надзора, сфера деятельности которого была обусловлена функционированием определенного сегмента финансового рынка.
Рис. 3. Модель системы регулирования финансового рынка, действовавшая в Российской Федерации до 2004 года Fig. 3. Model of financial market regulation system in force in the Russian Federation until 2004
Источник: авторская разработка
На основании Указа Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была упразднена Федеральная комиссия по финансовому рынку (ФКЦБ) и создан единый надзорный орган -Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Данная служба была наделена регулятор-ными полномочиями, ранее относившимся к другим федеральным органам, в частности, Федеральной комиссии по ценным бумагам, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития государства [8].
Принятый 01.09.2013 г. Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» вступил в силу. Данный нормативный документ, принятый на федеральном уровне, предполагает передачу всех регуляторных функций и полномочий национальному банку России.
Принятие полномочий от ФСФР России Банком РФ является процессом последовательным и не единовременным и в рамках стратегии развития российского финансового рынка и создания на базе Москвы мирового финансового центра (МФЦ) по аналогии с Франкфуртом-на-Майне, Лондоном, Токио, Нью-Йорком, Парижем, Гонконгом. К Центральному банку РФ в сфере регулирования субъектов и институтов финансового рынка перешли и полномочия Минфина РФ [9, с. 114].
Таким образом, был сделан важный шаг к реализации в России общемировой тенденции консолидации регулирования финансового рынка, то есть тенденции объединения финансовых регулятивных функций в рамках одной структуры. Такая структура называется - «мегарегулятор» или «система интегрированного финансового регулирования» [10, с. 82].
Внедрение единого регулирующего и независимого органа на финансовом рынке в форме мега-регулятора в настоящее время имеет широкий спектр достаточно значимых преимуществ, которые в будущем позволят обеспечить более эффективное функционирование всех сегментов финансового рынка России и позволят повысить ключевые показатели его деятельности [11].
Таким образом, единый регулирующий орган на финансовом рынке - это не формирование определенной дополнительной организационной госу-
дарственной структурной единицы, осуществляющей контрольные и надзорные функции - в едином центре принятия решений, но и полная унификация, стандартизация всех норм поведения участников финансового рынка.
В различных секторах финансового рынка при раздельной модели регулирования различают институциональную среду и надзор по направлениям деятельности (саморегулирование): правила лицензирования участников финансового рынка, порядок проверки организации их деятельности, финансового состояния и применения санкций в случае нарушений, особенности мер по защите интересов инвесторов и других участников рынка [12, с. 309]. Для того чтобы все составляющие финансового рынка, которые входят в структуру, эффективно и сбалансированно функционировали, необходим один подход к организации определения минимально необходимых финансовых ресурсов (резервы и фонды, нормативы финансовых соотношений), организации внутреннего контроля, формата, объема, сроков предоставления и проверки отчетности, степени транспарентности предоставляемой информации и сведений [13, с. 24].
Практика и опыт других стран, которые имеют хорошо развитую регуляторную инфраструктуру финансового рынка, показывает, что подобный надзорный механизм будет эффективнее функционировать как единый регулятор финансового рынка, а не через выстраивания регулирующих органов, как «горизонтальной системы», которые будут координировать действия специализированных надзорных органов. По этой причине определенные страны отказались от техники регулирования по функциональному принципу формирования системы госрегуляторов, перешли к модели мегарегулирования. В рамках подобных мегарегуляторов существуют департаменты регулирования отдельных секторов, но концептуальные и системные решения принимаются единым органом [14, с. 19].
Мировая практика перехода к единому органу финансового надзора связывает с решением комплекса задач. Прежде всего, регулирующая организация должна иметь четко обозначенную цель своей деятельности, закрепленную законодательством [15, с. 30]. Не эффективная постановка цели, формирование задач, принципов работы мегарегулятора может привести к необоснованному расширению регулирования либо, напротив, к ослаблению контроля со стороны мегарегулятора (рис. 4) [16, с. 82].
Система функционирования мегарегулятора
Мегарегулятор - модель объединенного или интегрированного надзора и контроля за финансовым сектором
Цель
Объединить в рамках данного органа полномочия по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в отношении финансового рынка
Задачи
преодоление неравномерности, фрагментарности и непоследовательности нормативно-правовой базы
рост независимости органов регулирования
преодоление недостатка денежных ресурсов в финансовых структурах
преодоление фрагментарности и распыленности между ведомствами, регулирующими финансовый рынок
регулирование кредитных и страховых организаций, профессиональных участников валютных и фондовых бирж, организаторов торговли, деятельности по управлению коллективными инвестициями
поддержание доверия к финансовой системе
повышение уровня общественного понимания финансовой системы, включая понимание преимуществ и недостатков различных видов инвестиционной и финансовой деятельности
Принципы
обеспечение должной защиты интересов участников финансового рынка
коллегиальность в принятии решений
прозрачность
ответственность
единообразие применения норм и правил независимость
Результат
Единый объединенный и независимый орган регулирования позволит избежать дублирования функции между ведомствами, регулирующими финансовый рынок, создать более последовательную и простую нормативную базу, обеспечит снижение издержек, а при условии его самофинансирования обеспечит более высокую оплату труда, наличие большего количества ресурсов
Рис. 4. Общая система функционирования мегарегулятора Fig. 4. General system of functioning of the mega-regulator Источник: авторская разработка
Четко сформулированные задачи позволяют выявить уровень ответственности регулятора за проводимую политику в надзорной деятельности за национальными финансовыми рынками. Для этих целей финансовому регулятору необходимо иметь достаточную степень независимости: институциональной, регулятивной, бюджетной и надзорной [17, с. 22]. Регулятивная независимость является важной, так как от нее зависит качество разрабаты-
ваемых законопроектов. Надзорная независимость необходима для обеспечения соблюдения финансовыми институтами норм и правил своей практической деятельности [18, с. 109-114].
С передачей Банку России функций мегарегулятора операций на финансовом рынке наделяет его следующими полномочиями регуляторной независимости (рис. 4).
Рис. 4. Регуляторные полномочия Банка России в системе функционирования финансового рынка Fig. 4. Regulatory powers of the Bank of Russia in the financial market Источник: составлено автором на основании данных официального сайта Банка России
(http://www.cbr.ru/publ/)
Обсуждение
Регулирование финансовых рынков в соответствии с возложенным функционалом структурно можно представить четырьмя основными блоками:
1. Правообразование - составление законопроектов, рассмотрение и официальное принятие законодательных документов, регламентирующих
функционирование всех секторов финансового рынка.
2. Лицензирование - важнейшая составная часть системы регулирования финансового рынка, которая включает установление лицензируемых видов деятельности, требований и порядка выдачи лицензий, с целью не допущения неквалифициро-
ванных участников рынка и поддержания порядка на рынке.
3. Надзорные и контрольные функции в сфере финансовых рынков - обеспечивает устойчивость в развитии финансовых рынков, своевременное выявление и противодействие мировым кризисным ситуациям на финансовых рынках, эффективное управление всеми видами рисков, свойственных
при проведении операций во всех сегментах финансового рынка.
4. Инфорсмент - это принудительное выполнение ранее оформленных договорных отношений.
На основе структуры функций регуляторов финансового рынка нами систематизирован процесс финансового регулирования и построена матрица (рис. 3).
Банковский сектор
Биржевой рынок
Инвестиционные фонды
Страховой рынок
Правообра- Лицензиро- Надзор Инфорсмент
зование вание и контроль
Рис. 5. Матрица финансового регулирования Fig. 5. Financial regulatory matrix Источник: авторская разработка
Таким образом, регуляторная и надзорная деятельность Банка России предполагает дополнительные преимущества в системе надзора и контроля за финансовым рынком, в части самостоятельности в реализации своих функций.
Из всего спектра функций Банка России на финансовом рынке основными являются [19, с. 22]:
- регистрация новых и дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг, эмитентами которых являются кредитные организации и другие институты финансового рынка;
- утверждение и регистрация проспектов эмиссии эмиссионных ценных бумаг и регистрация
публикуемых отчетов об итогах выпуска и размещения;
- лицензирование всех видов профессиональной деятельности, в том числе лицензирование кредитных организаций на совершение банковских операций;
- контроль за выполнением нормативов кредитными организациями и законность ведение бизнеса;
- контроль за правильностью постановки учета в кредитных организациях, в том числе НКО;
- аккредитация организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка;
- присвоение статуса центрального депозитария и регистратора именных ценных бумаг;
- рассмотрение дел и составление протоколов о привлечении к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство о финансовом рынке;
- иные функции, отнесенные к компетенции Банка России как мегарегулятора финансового рынка.
В силу появления у Банка России дополнительных полномочий произошли существенные
трансформации в его организационной структуре и органах управления. 10 декабря 2013 года в Центральном аппарате Центрального Банка сформировано девять структурных подразделений, координирующих работу всех сегментов, а в частности банковский и страховой сектор финансового рынка, фондовый рынок. После устранения Службы Банка России по финансовым рынкам ее специалисты перешли в созданные департаменты и подразделения [20, с. 35].
Департамент
сбора и обработки Департамент
отчетности рынка ценных
некредитных бумаг и товарного
финансовых рынка
учреждений
Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров
Главное управление рынка микрофинансирования
Рис. 5. Структура подразделений Банка России (финансовый сектор) Fig. 5. Structure of Bank of Russia divisions (financial sector) Источник: составлено автором на основании данных официального сайта Банка России (http: //www .cbr.ru/today/bankstructute/bankstructute_sub/)
Получение Банком России полномочий по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков будет способствовать повышению стабильности на финансовом рынке, обеспечит повышение конкурентоспособной среды всех сегментов финансового рынка [21].
Заключение Авторы считают, что одной из главных задач современной экономики является наличие эффективно функционирующего и конкурентоспособного финансового рынка. Современная инфраструктура финансовых рынков в ряде экономически развитых стран формировалась в течение многих десятилетий. В России система формирования финансового рынка
была сжатой до нескольких лет, и проходила в иной социально-экономической обстановке, что обусловило специфику его функционирования и регулирования. Относительная неразвитость, диспропорциональность и сжатость инфраструктуры препятствует снижению уровня транзакционных издержек и повышению эффективности функционирования всех сегментов финансового рынков. Имеется необходимость наличия оптимальных функционирующих финансовых институтов, размещение и обращение инструментов и активов финансового рынка на территории государства, выявления оптимальных форм посреднического, расчетно-клирингового, депозитарного, информационного и другого, обслуживания
процесса заключения и исполнения сделок, повышения качества обслуживания и его информационного обеспечения и других [11, с. 36].
Как показывает отечественная и зарубежная практика, особое место в системе развития финансового рынка занимает система надзора и контроля. Поэтому главная задача Правительства в достаточной степени отработать эффективное регулирование финансового рынка, что позволит нарастить темпы его деятельности. Это будет выражаться в увеличении числа участников оперирующих на финансовом рынке, в увеличении объемов и видов предоставляемых услуг, появлению новых финансовых инструментов, а также повышение конкурентных преимуществ национального финансового рынка.
В системе контроля основным направлением стал микропруденциальный надзор (объектом воздействия выступают отдельные финансово-кредитные организации), на данном этапе становления системы регулирования наблюдается отсутствие платформы для полноценной реализации мак-ропруденциального надзора, который на практике приводит к минимизации общесистемных рисков финансового сектора.
В Российской Федерации до 2013 года надзор за деятельностью финансового рынка был распределен между несколькими регулирующими органами, которые обладали определенной долей самостоятельности. Полномочия в области регулирования финансового рынка находились у Правительства, Министерства финансов, Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Центрального банка. Основные регулятивные и контрольные полномочия были сосредоточены в руках Центробанка (надзорные действия за банковским сектором и участниками национальной платежной системы); Федеральной службы по финансовым рынкам (надзор и контроль за фондовым рынком, рынком страхования, за деятельностью микрофинансовых организаций, государственными пенсионными фондами и за другими субъектами рынка и финансовыми институтами) [10].
На отдельные подразделения и службы Министерства финансов РФ были возложены полномочия в области контроля за эмиссионным механизмом
корпоративных и государственных ценных бумаг. Минтруд РФ осуществлял надзор за деятельностью НПФ (негосударственными пенсионными фондами).
Таким образом, можно определить, что система надзора за финансовым рынком имеет выраженную сегментированность, которая приводит к тому, что действия регуляторов были рассогласованы, вело к снижению эффективности функционирования всех секторов финансового рынка. С целью укрупнения государственного регулирующего органа было принято решение о создании единого мегарегулятора финансового рынка [21]. Так, 1 сентября 2013 г. в России была упразднена институциональная система регулирования. В связи с этим прекратило свою деятельность ФСФР, ответственная за развитие национального фондового рынка, и ее полномочия были полностью переданы Центробанку, и на платформе этого регулятора были созданы подразделения и службы, которые отвечают за все сектора национального финансового рынка.
В целом Правительство РФ и многие участники финансового рынка положительно оценивают работу мегарегулятора.
На современном этапе вопрос о сегментации и строении финансового рынка остается дискуссионным. Российские и зарубежные авторы, занимающиеся исследованиями функционирования финансовых рынков, выделяют несколько составляющих, входящих в его структуру.
Традиционно для российской и зарубежной практики деление финансового рынка осуществляется в зависимости от срочности финансовых инструментов, и финансовый рынок подразделяется на денежный рынок и капитальный рынок. Денежный рынок обеспечивает привлечение денежных средств на небольшой период, сроком не более одного года, и объектами сделок данного рынка являются краткосрочные инструменты.
Таким образом, актуальной проблемой является повышение уровня сформированности и функционирования инфраструктуры финансового рынка, оказывающего услуги, способствующего ускорению и повышению эффективности выпуска и обращения финансовых инструментов и активов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. The Americas alternative finance industry report. Hitting Stride. Cambridge center for alternative finance. University of Cambridge, Cambridge. 2017. 77 p.
2. Veselovsky M. Y., Gnezdova J. V., MenshikovaM. A., Izmailova M. A., Romanova J. A. Mechanism of Use of Public and Private Partnership in Order to Develop Innovative Economy // Journal of Applied Economic Sciences. 2015. Vol. X. Issue 5 (35). P. 625-634.
3. Report: Global Crowd funding Market 2016-2020 // Crowd Fund Beat [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://crowdfundbeat.com/2016/02/03/report-global-crowdfunding-market-2016-2020 (дата обращения 26 июля 2017).
4. The Bitcoin economy, in perspective // Howmuch. 2017. June 21 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https:// howmuch.net/articles/worlds-money-in-perspective (дата обращения: 02 августа 2017).
5. Миловидов В. Д. Информационная асимметрия и «большие данные»: грядёт ли пересмотр парадигмы финансового рынка? // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 3. С. 5-14.
6. Проблемы и перспективы международных валютно-кредитных и финансовых отношений : монография // Под ред. Я. И. Зотовой, Т. В. Струченковой. М. : Финансовый университет, 2012. 250 с.
7. Миловидов В. Д. Либерализм и регулирование финансового рынка // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 9. С. 20-30.
8. Правительство России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/section/2179/.
9. Караваева Ю. С., Никонец О. Е., Бондарькова О. А., Лысак Е. В. Региональные аспекты развития банковского сектора в условиях финансово-экономического кризиса // Современная научная мысль. 2016. № 3. С. 112-121.
10. Петров М. В. Участие России в международном движении капитала // Вестник Финансового университета. 2015. № 6 (90). С. 82-95.
11. Петров И. Регулятор сказал свое слово, 04.09.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.km.ru/economics/2013/09/04/tsentrobank-rf/719840-regulyator-skazal-svoe-slovo.
12. Никонец О. Е., Мандрон В. В. Влияние мировой экономической ситуации на финансовый рынок России // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 309-313.
13. Ефимова Л. Г. Правовая природа Центрального банка РФ // Хозяйство и право. 2016. № 5. С. 21-24.
14. Гейвандов Я. А. Какой Центральный банк нужен Российской Федерации? // Государство и право.
2016. № 8. С. 18-23.
15. Мандрон В. В. Система функционирования единого регулятора на финансовом рынке России // Вестник Брянского государственного университета. 2008. № 3. С. 29-33.
16. Хмыз О. В. Необходимость инноваций для Международного финансового центра в Москве // Проблемы и перспективы международных валютно-кредитных и финансовых отношений. М. : Финансовый университет, 2014. С. 81-91.
17. Бурлачков К. В. Политика Банка России: тенденции и противоречия // Экономист. № 12. 2014. С. 21-26.
18. Кращенко С. А. Эволюция современного отечественного фондового рынка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 2. С. 109-114.
19. Вавулин Д. А., Симонов С. В. Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка // Банковское дело. 2014. № 5 (581). С. 21-32.
20. Павлодский Е. А. Центральный банк: особенности правового статуса // Право и экономика. 2016. № 6. С. 35-38.
21. Соколинская Ю. М. Государственное регулирование как инструмент повышения экономической безопасности регионов // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий.
2017. Т. 79. № 2 (72). С. 390-397.
Дата поступления статьи в редакцию 2.04.2018, принята к публикации 7.05.2018.
Информация об авторах: Зверев Алексей Витальевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики
Адрес: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 241036, Россия, Брянск, ул. Бежицкая, 14 E-mail: [email protected] Spin-код: 5004-9945
Мандрон Виктория Валериевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики
Адрес: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 241036, Россия, Брянск, ул. Бежицкая, 14 E-mail: [email protected] Spin-код: 7899-1856
Мишина Мария Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики
Адрес: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 241036, Россия, Брянск,ул. ул. Бежицкая, 14. E-mail: [email protected] Spin-код: 4707-5813
Заявленный вклад авторов: Зверев Алексей Витальевич: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Мандрон Виктория Валериевна: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального текста статьи. Мишина Мария Юрьевна: осуществление критического анализа и доработка текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. The Americas alternative finance industry report. Hitting Stride. Cambridge center for alternative finance. University of Cambridge, Cambridge, 2017, 77 p.
2. Veselovsky M. Y., Gnezdova J. V., Menshikova M. A., Izmailova M. A., Romanova J. A. Mechanism of Use of Public and Private Partnership in Order to Develop Innovative Economy, Journal of Applied Economic Sciences, 2015, Vol. X, Issue 5 (35), pp. 625-634.
3. Report: Global Crowd funding Market 2016-2020 Srowd Fund Beat [Elektronnyj resurs]. Available at: https: crowdfundbeat.com/2016/02/03/report-global-crowdfunding-market-2016-2020 (accessed: 26 iyulya 2017).
4. The Bitcoin economy, in perspective Howmuch. 2017, June 21 [Elektronnyj resurs]. Available at: https:// howmuch.net/articles/worlds-money-in-perspective (accessed: 02 avgusta 2017).
5. Milovidov V. D. Informacionnaya asimmetriya i «bol'shie dannye»: gryadyot li peresmotr paradigmy finan-sovogo rynka? [Information asymmetry and big data: is the paradigm of the financial market going to be revised?] Mi-rovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World economy and international relations], 2017, Vol. 61, No. 3, pp. 5-14.
6. Problemy i perspektivy mezhdunarodnykh valyutno-kreditnykh i finansovykh otnoshenij [Problems and prospects of international monetary and financial relations], monografiya. In Ya. I. Zotova, T. V. Struchenkova (eds.) Moscow: Finansovyj universitet, 2014, 250 p.
7. Milovidov V. D. Liberalizm i regulirovanie finansovogo rynka [Liberalism and financial market regulation]
Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World economy and international relations], 2012, No. 9, pp.20-30.
8. Pravitel'stvo Rossii. Oficial'nyj sajt [russian government. Official site] [Elektronnyj resurs]. Available at: http://government.ru/rugovclassifier/section/2179/.
9. Karavaeva Yu. S., Nikonec O. E., Bondar'kova O. A., Lysak E. V. Regional'nye aspekty razvitiya bankovs-kogo sektora v usloviyah finansovo-ehkonomicheskogo krizisa [Regional aspects of banking sector development in the context of financial and economic crisis], Sovremennaya nauchnaya mysl' [Modern scientific thought], 2016, No. 3. pp. 112-121.
10. Petrov M. V. Uchastie Rossii v mezhdunarodnom dvizhenii kapitala [Russia's participation in international capital flows], Vestnik Finansovogo universiteta [The Bulletin of the Financial University], 2015, No. 6 (90), pp. 82-95.
11. Petrov I. Regulyator skazal svoe slovo [Regulator said its word], 04.09.2013 [Elektronnyj resurs]. Available at: http://www.km.ru/economics/2013/09/04/tsentrobank-rf/719840-regulyator-skazal-svoe-slovo.
12. Nikonec O. E., Mandron V. V. Vliyanie mirovoj ehkonomicheskoj situacii na finansovyj rynok Rossii [Impact of the global economic situation on the Russian financial market], Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Bryansk state University], 2014, No. 3. pp. 309-313.
13. Efimova L. G. Pravovaya priroda Central'nogo banka RF [The legal nature of the Central Bank of the Russian Federation], Hozyajstvo i pravo [Economy and law], 2016, No. 5, pp. 21-24.
14. Gejvandov Ya. A. Kakoj Central'nyj bank nuzhen Rossijskoj Federacii? [What is the Central Bank of the Russian Federation need?], Gosudarstvo ipravo [State and law], 2016, No. 8, pp. 18-23.
15. Mandron V. V. Sistema funkcionirovaniya edinogo regulyatora na finansovom rynke Rossii [System of functioning of the uniform regulator in the financial market of Russia], Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo univer-siteta [Bulletin of the Bryansk state University], 2008, No. 3, pp. 29-33.
16. Hmyz O. V. Neobhodimost' innovacij dlya Mezhdunarodnogo finansovogo centra v Moskve [The need for innovation for the international financial centre in Moscow], Problemy i perspektivy mezhdunarodnyh valyutno-kreditnyh i finansovyh otnoshenij [Problems and prospects of international monetary and financial relations], Moscow, Finansovyj universitet, 2014, pp. 81-91.
17. Burlachkov K. V. Politika Banka Rossii: tendencii i protivorechiya [Bank of Russia policy: trends and contradictions], Ehkonomist [Economist], No. 12, 2014, pp. 21-26.
18. Krashchenko S. A. Ehvolyuciya sovremennogo otechestvennogo fondovogo rynka [Evolution of the modern domestic stock market], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of Volgograd state pedagogical University], 2005. No. 2. pp. 109-114.
19. Vavulin D. A., Simonov S. V. Central'nyj bank Rossijskoj Federacii kak megaregulyator rossijskogo finansovogo rynka [The Central Bank of the Russian Federation as a megaregulator of the Russian financial market], Bank-ovskoe delo [Banking], 2014, No. 5 (581), pp. 21-32.
20. Pavlodskij E. A. Central'nyj bank: osobennosti pravovogo statusa [Central Bank: peculiarities of legal status], Pravo i ehkonomika [Law and Economics], 2016, No. 6, Pp. 35-38.
21. Sokolinskaya Yu. M. Gosudarstvennoe regulirovanie kak instrument povysheniya ehkonomicheskoj bezo-pasnosti regionov [State regulation as a tool to improve economic security of regions], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernyh tekhnologij [Bulletin of the Voronezh state University of engineering technologies|, 2017. Vol. 79. No. 2 (72). pp. 390-397.
Submitted 2.04.2018; revised 7.05.2018.
About the authors:
Alexey V. Zverev, Ph. D. (Economics), the associate professor of Finance and statistics
Address: Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, 241036, Bryansk, Russia, 241036,
Bezhitskaya Str., 14
E-mail: [email protected]
Spin- code: 5004-9945
Victoria V. Mandron, Ph. D. (Economics), the associate professor of Finance and statistics
Address: Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, 241036, Bryansk, Russia, 241036,
Bezhitskaya Str., 14
E-mail: [email protected]
Spin- code: 7899-1856
Maria Y. Mishina, Ph. D. (Economics), the associate professor of Finance and statistics
Address: Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, 241036, Bryansk, Russia, 241036,
Bezhitskaya Str., 14
E-mail: [email protected]
Spin- code: 4707-5813
Contribution of the authors: Alexey V. Zverev: general project management, analysis and addition of the text of the article. Victoria V. Mandron: collection and processing of materials, preparation of the original text of the article. Maria Y. Mishina: a critical review and finalize the text.
All authors have read and approved the final manuscript.