The article deals with the problem of marketing research in modern business, touching the aspect of aim of a
research (for companies of different scale and for different: stages of product life-cycle) and the tree main questions for a company, which are to be answered in the course of it.
The article is full of up-to-date and lively examples of positive results of MR application and negative consequences of negligence of it.
The key words: Market Research, Marketing, "Triangle Principle", Decentralization of Management Authority, Centralization of Management Authority, Benchmarking.
Список литературы
1. Коуз P. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1993.
2. Макконнелл Кемпбелл Р., Ерю Сэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2-х т.: Пер. с англ. - М.: "Республика", 1992.
3. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. М, Экономика, 1994.
4. Нуреев P.M., Кохэн С. Современная экономика. Принципы и политика. Т. 1-М, ВШЭ, 1996.
Об авторе
А.А. Макарченко - менеджер по продажам индустриального направления Российского представительства «Георг Фишер Пайпинг Системе Лтд» (Швейцария).
УДК 336.027.2
СИСТЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОГО РЕГУЛЯТОРА НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ РОССИИ
В.В. Мандрон
Раскрыта система регулирования рынка ценных бумаг и разработана модель системы органов государственного регулирования рынка ценных бумаг в России.
Предложено и обосновано построение мегарегулятора финансового рынка как стратегического инструмента совершенствования политики регулирования рынка ценных бумаг в целях повышения контроля н надзора.
Ключевые слова: рынок ценных бумаг; система государственного регулирования; мегарегулятор финансового рынка; контроль, надзор финансового рынка.
Рынок ценных бумаг является наиболее объемной и наиболее значимой частью финансового рынка, и поэтому, главной проблемой стоящей на пути его формирования является эффективное его регулирование
Рынок ценных бумаг в большинстве развитых стран находится под воздействием государственного регулирования. Функции такого регулирования выполняют специальные государственные органы. Им вменяется в обязанность осуществлять прямое управление рынком ценных бумаг, которое состоит в установлении правил поведения на рынке ценных бумаг с помощью подзаконных актов, давать трактовки положениям законов, осуществлять контроль за их выполнением, проводить расследование нарушений, осуществлять выдачу и отзыв лицензий на права совершения операций с ценными бумагами.
В мировой практике различают модели регулирования рынка ценных бумаг:
1. Регулирование фондового рынка является преимущественно функцией государственных. органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг.
2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям,
значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований переговоров.
В настоящее время модель государственного регулирования рынка ценных бумаг в России представляет собой синтез институциональной модели регулирования по направлениям деятельности (Рисунок Г).
Для того чтобы рынок ценных бумаг и другие сегменты финансового рынка развивались сбалансированно и с одинаковой скоростью, необходим единый подход к регулированию рынка ценных бумаг. Технически это важно организовать в рамках единого регулятора финансового рынка (мегарегулятора), а не через построение и поддержание горизонтальных связей для координации действий специализированных регуляторов.
Предложение, способствующее внедрению мегарегулятора финансового рынка в России, обусловлено следующими факторами: неравномерностью, фрагментарностью и непоследовательностью нормативно-правовой базы; незначительным размером рынка капитала; недостаточной независимостью органов государственного регулирования; недостатком ресурсов, характерным для большинства органов регулирования; отсутствием четкой карьерно-иерархической структуры.
В России создание единого мегарегулятора финансового рынка представляется уже возможным, так как достигнуты многие условия: формирование финансовых холдингов, открытость финансового рынка и высокая степень его либерализации, появление новых видов финансовых продуктов, достаточно высокая капитализация финансовых институтов.
Модель регулирования по
Институциональная модель регулирования направлениям деятельности (саморегулируемые организации)
Правительство РФ Министерство Финансов РФ Федеральная служба по финансовым рынкам Центральный Банк РФ Департамент страхового надзора Минфина РФ НФА НАУФОР АУВЕР ПАРТАД ГИФА
I
Т
Выпускает постановления, способствующие развитию рынка ценных бумаг в России
Регистрирует ыпуски ценных бумаг(кроме редитных орга-нзаций), лицеи ирует фондовые >иржи, инвести-щонные компа-1ии, инвестиционные фонды, осуществляет (ыпуск государ ственных цен-•шх бумаг и ре-улирует их обращение
Основная нормотвор ческая и контрольная работа по регулирс ванию рыни ценных бу маг
Регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных
бумаг кредитных организаций регулирует деятельность клиринговых организаций
Регулирует особенности
деятельности на рынке ценных
бумаг страховых компаний
я
ев Я
О
о
й «
ей
ш о
Ч
« СЙ
аз
л
§
к о я
Я"
С8 £
О !_ О аа О Ч X О
-е-
аз О
X н о
_ к
2 £
Я* Л
ей О.
я о о
04
<Я
Я л
Я
ей
X
03
в
А
с.
о и о
л
е, у
о
V
О
ва
са о
н о
§
о о
о <
03
О
а, о
со «
&Я
О О-,
Я ей
(-. Н
й 3
о« й
- %
5 3
5 ?
Я'
Я -
О им
га
о
¡33
Я
л
§
X
<и
I»
сз
г
Н
а,
й>
я 'О4
о ж
§ 3
А о. у н
•е-
о
С*
к н
ё| оз Я <я
л ю о о
х «
X
3
Ж •у
О К Я
н о 0) 03
к
л
С
Рисунок 1 - Модель системы органов государственного регулирования рынка ценных бумаг в России
В процессе исследования установлено, что внедрение единого регулирующего и независимого органа на финансовом рынке в форме мегарегулятора имеет ряд достаточно значимых преимуществ, которые позволят обеспечить справедливое и разумное регулирование финансового рынка России (Таблица 1).
Таблица 1 - Преимущества и результат деятельности мегарегулятора _ на финансовом рынке России_
Преимущества Результат деятельности мегарегулятора на финансовом рынке России
1 2
1. Создание единого регулирования во всех секторах финансового рынка При действующей системе распределения полномочий между регулирующими органами возникает избыточное регулирование, так как функции одних органов налагаются на функции других органов, что создает дополнительную нагрузку в системе регулирования. Мегарегулятор позволит избежать споров о том, какому федеральному органу надо предоставить полномочия в отдельном сегменте финансового рынка и какой финансовый орган будет наблюдать за этим сектором
2. Внедрение более оперативного и эффективного контроля на финансовом рынке Стирание границ между регулирующими органами и их объединение в единую структуру приведет к более эффективному контролю на рынке
3. Возможность создания финансовых холдингов и конгломератов Мегарегулятор, контролирующий крупные холдинги и финансовые конгломераты, может составить сводную отчетность, которая будет более полной и понятной рынку, чем многочисленные отчеты из различных ведомств
4. Сочетатание правоприме-няющих и правоустанавливающих функций Сделает процесс подготовки и внедрения новых законодательных норм более гибким, быстрым и отвечающим требованиям современного рынка
5. Единообразие применение стандартов и правил Устранит ситуации, когда участники рынка используют противоречия в регулировании рынка разными органами в свою пользу. При мегарегуляторе такие злоупотребления станут, невозможны, так как стандарты и правила будут едиными для всех участников рынка
6. Обладает способностью более оперативно справляться с рисками на финансовом рынке и лучше использовать свой кадровый потенциал В настоящее время при действующей системе государственного регулирования над проблемой работает определенный финансовый орган, а остальные регулирующие инстанции не имеют доступа к данной проблеме. Мегарегулятор при наличии проблемных ситуаций в определенном направлении может быстро реорганизоваться и направить часть своих сотрудников для решения проблемы
7. Способен лучше генерировать потоки информации и обеспечивать ее конфиденциальность Оборот информации будет происходить не между несколькими государственными инстанциями, а внутри одной крупной регулирующей организации. В связи с этим уменьшается утечка информации и ее незаконное разглашение
8. Будет единым контактным механизмом для участников финансового рынка Участникам рынка будет легче искать защиту в случае конфликтов и нарушения их прав на финансовом рынке
9. Осуществлять единый контакт с финансовыми институтами в других странах Позволит стимулировать международное сотрудничество по координации финансового рынка и более быстрому и открытому обмену информации
10. Сокращение расходов государственного бюджета Издержки на содержание единого регулятора могут быть уменьшены благодаря экономии масштаба: единое управление государственным органом, единое лицензирование, общие стандарты надзора
Это основные преимущества функционирования мегарегулятора, в соответствии с которыми будет осуществлять свою деятельность, а также будут первым шагом к доверию и уважению мегарегулятора на финансовом рынке России.
Важнейшее значение для эффективного функционирования рынка ценных бумаг имеет четкая организация функционирования единого надзорного и контрольного органа, которая приведет к ускорению и сбалансированности развития всех секторов финансового рынка страны.
Построение мегарегулятора целесообразно начать как правоустанавливающего,
регулирующего, контрольного и надзорного органа на пересечении нескольких сегментов финансового рынка, постепенно расширяя его полномочия.
Разработана организационная структура функционирования единого регулятора, а именно: четко определены цель создания единого регулирующего органа, определены основные задачи, рассмотрены принципы и результат работы мегарегулятора (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Предлагаемая система функционирования мегарегулятора
Система функционирования мегарегулятора
Мег а регулятор - модель объединенного или интегрированного
няичппя и гтнтпппя чя гЬинянтшм с.ектпппм
Цель
Объединить в рамках данного органа полномочия по нормативно-правовому регулированию, контролю н надзору в отношении финансового рынка
Задачи
преодоление неравномерности, фрагментарности и непоследовательности нормативно-правовой базы
рост независимости органов регулирования
преодоление недостатка денежных ресурсов в финансовых структурах
преодоление фрагментарности и распыленности между ведомствами, регулирующими финансовый рынок
регулирование кредитных и страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, деятельности по управлению коллективными инвестициями
поддержание доверия к финансовой системе
увеличение уровня общественного понимания финансовой системы, включая понимание преимуществ и недостатков различных видов инвестиционной и финансовой деятельности
обеспечение должной защиты интересов потребителей
Принципы
Коллегиальность
Прозрачность
Ответственность
Единообразие применение Независимость
Единый объединенный и независимый орган регулирования позволит избежать дублирования функции между ведомствами, регулирующими финансовый рынок, создать более последовательную и простую нормативную базу, обеспечит снижение издержек, а при условии его самофинансирования обеспечит более высокую оплату труда, наличие большего количества ресурсов
Мегарегулятор должен подчиняться Правительству РФ, хотя в этом случае имеет место некоторый риск, заключающийся в том, что созданный единый регулятор может быть под слишком большой опекой со стороны государства.
Важным в организационной структуре является, чтобы работа мегарегулятора изначально включала принцип коллегиальности в принятии важнейших управленческих решений с участием саморегулируемых организаций и правом принятия окончательного решения по любой проблеме финансового рынка, если она не урегулирована законодательно.
Вместе с тем в состав дирекции - высшего коллегиального органа управления мегарегулятора должны входить:
- руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области государственных финансов;
- руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в сфере социально-экономического развития;
- руководитель федерального антимонопольного органа.
В законодательстве могут также содержаться требования о периодической публичной отчетности мегарегулятора, содержащей информацию о том, как мегарегулятор в течение года выполнял свои функции и соответствовал целям своей деятельности, а также прописана обязательность периодических проверок деятельности регулятора со стороны государственных органов и возможность наложения санкций в случае обнаружения нарушений.
Система единого регулятора будет более действенна, если в штате регулятора будут работать высококвалифицированные кадры, которые имеют значительный и положительный опыт работы на финансовом рынке.
Это основные элементы функционирования регулятора, в соответствии с которыми мегарегулятор будет осуществлять свою деятельность, а также будут первым шагом к доверию и уважению мегарегулятора на рынке. Подобная схема построения единого финансового органа призвана обеспечить справедливое и разумное регулирование финансового рынка России.
The system of regulation of a securities market is opened and the model of system of bodies of state regulation of a securities market in Russia is developed. Construction of a megaregulator of the financial market as strategic tool of perfection of a policy of regulation of a securities market with a view of control and supervision increase is offered and is proved.
The key words: a securities market; state regulation system; a megaregulator of the financial market; the control, supervision of the financial market.
Об авторе
В.В. Мандрон - ассистент. Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ maii.ru.
УДК 333.4
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ -ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Т.А. Николаева, А.Г. Титов
Определены основные направления повышения эффективности управления современным производством. Сформулированы уровни создания прогрессивной системы организации управления промышленным предприятием.