08.00.10 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
08.00.10 УДК 336.7
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И УСТОЙЧИВОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
© 2017
Мандрон Виктория Валериевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и статистика»
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Брянск (Россия) Никонец Олеся Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и статистика»
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Брянск (Россия)
Аннотация
Введение. Банковская отрасль на современном этапе развития национальной экономики является важнейшим сегментом финансовой системы, которая включает большой спектр банков, небанковских кредитных организаций и другие финансовые институты, деятельность которых регламентируется определенными нормами права и регулируется Банком России.
Материалы и методы. За весь период становления российской экономики сформировалась определенная инфраструктура финансового рынка, которая подвергалась, отрицательному воздействию со стороны негативных тенденций в экономической системе, которые характеризуются внутриэкономическими и внешнеэкономическими рисками, определяющими глубину и длительность финансовых кризисов. Кризисные условия потребовали активизации работы как со стороны финансовых институтов, так и федеральных органов исполнительной власти, основным из которых является Банк России.
Результаты. Особенность национального финансового рынка заключается в том, что произошла активизация работы банков с государственным участием, которые в период негативного состояния экономики оказались в более выгодном положении, чем частные - у них был доступ к дешевым и «длинным» государственным деньгам, а значительная доля их участников - компании, относящиеся к крупному бизнесу и являющиеся лидерами в своем сегменте. В определенный период государственные банки приступили к активизации устранения своих слабых сторон, а именно приступили к формированию и запуску программ, способствующих повышению эффективности совершаемых операций, стали активно инвестировать в инфраструктуру, передовые технологии и прочее.
Обсуждение. В сформировавшихся условиях за период неблагоприятных экономических и политических тенденций у банковского сектора России образовалось значительное количество проблем. Финансовая система пережила масштабный кризис, который охватил все структурные элементы финансового рынка и продолжает проходить через процесс увеличения проблемных активов и, как и вся национальная экономика, испытывает необходимость быстрой адаптации к изменяющимся экономическим условиям.
Заключение. В связи с этим анализ функционирования российской банковской отрасли на современном этапе является особенно актуальным.
Ключевые слова: банковский сектор, институты финансового рынка, участники финансового рынка, финансовый кризис, финансовый рынок.
Для цитирования. Мандрон В. В., Никонец О. Е. Финансовый рынок и устойчивость кредитных организаций: проблемы действующей системы // Вестник НГИЭИ. 2017. № 3 (70). С. 123-133.
THE FINANCIAL MARKET AND THE STABILITY OF CREDIT INSTITUTIONS: PROBLEMS OF THE CURRENT SYSTEM
© 2017
Mandron Victoria Valerievna, the candidate of economical sciences, the associate professor of the chair «Finance and statistics»
Bryansk state university named after academician I. G. Petrovsky, Bryansk (Russia) Nikonets Olesya Evgenievna, the candidate of economical sciences, the associate professor of the chair «Finance and statistics»
Bryansk state university named after academician I. G. Petrovsky, Bryansk (Russia)
Annotation
Introduction. The banking industry at the present stage of development of the national economy is an important segment of the financial system, which includes a wide range of banks, nonbank credit institutions and other financial institutions, whose activity is regulated by defined by law and regulated by the Bank of Russia.
Materials and methods. For the entire period of formation of the Russian economy has formed a certain financial market infrastructure, which has been negative affected by the negative trends in the economic system, which are characterized by internal economic and external economic risks, determining the depth and duration of financial crises. The crisis demanded revitalization as the part of financial institutions and Federal Executive bodies, the main of which is the Bank of Russia.
Results. A feature of the domestic financial market lies in the fact that there was intensification of work of banks with state participation, which in the period of negative state of the economy were in a better position than private - they had access to cheap and «long» state money, but a significant proportion of their participants - the companies belonging to big business, and leaders in its segment. In a certain period of state-owned banks have started to intensify eliminate their weaknesses, and it initiated the formation and launch of programs that promote the efficiency of its operations, to invest heavily in infrastructure, advanced technology and so on.
Discussion. In the formed conditions for a period of adverse economic and political trends in the banking sector of Russia was formed a significant number of problems. The financial system has experienced large-scale crisis that has affected all the structural elements of the financial market and continues to go through the process of increasing problem assets and, like the entire national economy, is experiencing the need for rapid adaptation to changing economic conditions.
Conclusion. In this regard, the analysis of functioning of the Russian banking industry at the present stage is particularly relevant.
Keywords: banking sector, financial market institutions, financial market, financial crisis, and financial market participants.
Состояние финансового рынка на современном этапе развития национальной экономики является не устойчивым, что отражается в показателях деятельности, характеризующих эффективность деятельности банковского сектора. Банк России оказывает существенную поддержку всем сегментам финансового рынка, через эффективные инструменты денежно-кредитной политики. Однако для национального финансового рынка остались не решенными проблемы низкой репрезентативности рубля, высокий уровень инфляции, не эффективного использования современных форм финансовых отношений в деятельности организаций реального сектора экономики, низкий уровень развития финансовых инструментов и банковских технологий, что не позволяет реализовать потенциальные возможности всех структурных элементов финансового рынка для повышения конкурентоспособности финансовой системы, без чего невозможно добиться экономического роста. Влияние данных факторов снижают перспективы быстрого восстановления национальной экономики. В стране возникли предпосылки длительной стагнации экономики, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут породить следующий кризис. Факторы, которые могут привести к кризисным явлениям в национальной экономике:
Введение
мического роста, основанной на формировании высоких цена на энергоресурсы;
- дефицит государственного бюджета, связанный со снижением мировых цен на нефть. Нехватка средств в распоряжении государства вынуждает снижать определенные статьи расходов. Политика ограничения бюджета реализуется сокращением расходов в социальной сфере, что сокращает доходы населения, а соответственно и потребительский спрос. При этом увеличиваются расходы на оборону, которые не дают мультипликативного эффекта для развития экономики;
- проявление высоких темпов роста инфляционных процессов, которые в 2015-2016 гг. выражаются двузначными числами, что является серьезной экономической проблемой для развитых стран. Опасность ситуации проявляется не в самом уровне инфляция, а сравнении ее с величинами других стран-партнеров. Для России - это страны - торговые партнеры, входящие в состав ЕС, на долю которых приходится 50 % торгового оборота, значения уровня инфляции в странах ЕС составляет не более 2,0 %. Разница в уровне инфляции согласно паритету покупательной способности должна перекрываться изменением валютного курса. Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность российских товаропроизводителей, Банк России вынужден проводить ослабление рубля;
- отчетливое снижение возможностей организации национальной экономики по модели эконо-
- ухудшение геополитической ситуации и внешнеэкономической конъюнктуры, введение и
усиление санкций против России оказывает существенное влияние на финансовую систему и экономику нашего государства. Вводимые денежно-кредитные ограничения для определенных российских организаций и финансово-кредитных учреждений привело к сокращению притока иностранного капитала, что осложнило для них выполнение обязательств по ранее полученным кредитам и займам.
Состояние национальной и мировой экономики оказывает влияние на финансовые рынки, но при этом следует отметить, что финансовая система не просто является производной от экономической системы, но и способна воздействовать на темпы экономического развития. На современном этапе внутренний финансовый рынок является главным источником финансирования компаний реального сектора. Его состояние и дальнейшая стратегия развития определяют финансовую устойчивость и возможности роста российских компаний и финансово-кредитных организаций.
Материалы и методы
Методологическая основа исследования представляет собой как теоретические, так и эмпирические методы, включающие теоретический анализ, синтез, аналогия, научное обобщение, оценку результатов функционирования финансового рынка, в частности банковского сектора. Информационной базой исследования являются официальные статистические данные Федеральной службы государст-
венной статистики, Банка России, инструктивные и методические материалы Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, различные научные публикации по исследуемой тематике, официальные интернет-сайты.
Результаты
В процессе своего развития и становления финансовый рынок достиг определенных результатов, характеризующих эффективность его деятельности, это выражается в росте: объемов совершаемых операций и сделок, числа игроков, оперирующих в данном сегменте, инструментов и услуг финансового рынка. Однако в условиях сложившейся конкуренции он занимает невысокие позиции. В опубликованном Всемирным экономическим форумом Отчете о глобальной конкурентоспособности за 2015-2016 годы представлен Индекс глобальной конкурентоспособности, на основе которого составлен рейтинг стран, и согласно ему России присвоено 45-е место из 140. Такая позиция может быть сопоставлена с положением стран БРИКС и Казахстана, но она значительно ниже, других стран «Группы двадцати» (рис. 1). В предшествующие периоды Россия занимала следующие позиции в рейтинге отдельных стран:
2012-2013 гг. 64-е место из 148 стран;
2013-2014 гг. 67- е место из 144 стран;
2014-2015 гг. 53-е место из 144 стран.
Армения Индия Россия Китай Канада Япония США
82
75
55
49
45
42
8
22
13
6 4 10
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Рисунок 1 - Индекс глобальной конкурентоспособности отдельных стран в 2015-2016 гг.
Если проводить сравнительный анализ достигнутых результатов в предшествующие периоды с результатами 2015-2016 гг., то следует говорить о существенном улучшении занимаемого уровня России в рейтинге, а также о соответствующих изменениях факторов, влияющих на значение приведенного индекса [3].
Важным при оценке организации работы финансового рынка является обзор сложившейся модели его функционирования на современном этапе (рис. 2).
Инфраструктура современного финансового рынка представлена следующими функциональны-
ми элементами - ОАО «Московская фондовая биржа», Национальный клиринговый центр (НКЦ), Центральный депозитарий, Агентство кредитных гарантий и Агентство по страхованию вкладов.
В отечественной модели построения финансового рынка определяются признаки смешанной системы, включающей отдельные элементы банковской и не банковской. Данный тип модели характеризуется в первую очередь тем, что формирование финансового рынка происходило фрагментарно и непоследовательно, по отдельным не связанным между собой сегментам (субрынкам).
Институциональные регуляторы
Банк России (мегарегулятор)
Министерство финансов России
Кредитные организации
Коммерческие банки
Небанковские кредитные организации
Некредитные участники (организации) финансового рынка
Страховые организации Институциональные инвесторы
Посреднические организации Паевые инвестиционные фо нды
Управляющие организации
Негосударственные пе нсионные фонды
Организаторы торгов (биржи)
Микрофинансовые организации
Инфраструктурные организации
Расчетно-клиринговые организации
Депозитарии
Регистраторы
Рисунок 2 - Институциональная модель финансового рынка России
Создатели индекса финансового развития, предложенного участниками МВФ, выявили главную проблему функционирования финансового рынка России, которая заключалась в наличии небольшой доли активов не кредитных финансовых организаций и преобладании коммерческих банков, которые не способствуют обеспечению достаточного уровня внутреннего кредитования. Одним из направлений развития национального финансового рынка с целью повышения конкурентоспособности является формирование международного финансо-
вого центра (МФЦ). Необходимость развития МФЦ в России сформировалась в 2008 году в ходе глобального экономического финансового кризиса, когда была выявлена острая потребность в диверсификации экономики, достижение которой возможно, в том числе путем развития конкурентоспособной финансовой отрасли и рынка
Главную роль в институциональной структуре финансового рынка играет банковский сектор, об этом убедительно свидетельствуют данные о структуре финансовых активов России (табл. 1).
Таблица 1 - Структура активов финансовых институтов
Институт финансового рынка Финансовые активы
2005 год 2015 год
трлн руб. % трлн руб. %
Банк России 3,4 28,8 32,9 28,1
Коммерческие банки 6,9 58,5 77,7 66,4
Страховые компании 0,5 4,2 1,3 1,1
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) 0,2 1,7 2,2 1,9
Паевые инвестиционные фонды ПИФ 0,2 1,7 2,1 1,8
Профессиональные участники рынка ценных бумаг 0,6 5,1 0,8 0,7
Итого 11,8 100,0 117,0 100,0
За анализируемый период активы институтов финансового рынка увеличились в десять раз. Преобладают в системе финансовых институтов коммерческие банки, при этом их финансовые активы возрастают. Их доля в общем объеме возросла на 13,51 % (с 58,5 до 66,4 %). Если учитывать активы Банка России, то суммарная доля активов банковского сектора составляет более 90 % всех активов. Другие сегменты финансового рынка занимают небольшой объем в структуре активов финансового рынка. Так, активы НПФ в 2015 г. составили 1,9 %, ПИФов - 1,8 %, страховых компаний - 1,1 %. Такой структурный дисбаланс участников финансового рынка приводит к ограниченному набору финансовых инструментов, которые могут быть предложены участникам рынка. Спектр инструментов финансового рынка является ограниченным и доступен только для коллективных инвесторов, также многие инструменты, которые характерны для финансовых рынков стран запада, в нашей практике отсутствуют. Для небольших компаний эмиссия и размещение корпоративных ценных бумаг с целью привлечения капитала является дорогостоящей процедурой, и данный способ эффективен только для крупных компаний [4].
Банковский сектор России характеризуется высоким уровнем концентрации капитала, централизацией финансовых потоков, большая степень влияния государства на движение финансовых по-
токов через банки с государственным участием, низким уровнем конкуренции. Рассматривая эти факторы более детально, можно отчетливо видеть те дисбалансы и негативные тенденции, которые складываются в банковском секторе России.
На рисунке 3 отражена динамика изменения общего количества действующих в России и банковских и небанковских кредитных организаций (НКО).
Анализ концентрации финансово-кредитных организаций показывает, что с 2001 года количество банков в России с каждым анализируемым годом сокращается, исключение составили 2003-2004 гг., но значительное сокращение наблюдается в 2014-2015 гг. Так, в 2014 году количество банковских организаций сократилось на 89 единиц, а в 2015 году уменьшилось на 101 банк по сравнению с предыдущим годом. За весь период (с 2001 по 2015 гг.) сокращение произошло на 44,1 % (или на 578 банков). Уменьшение числа финансово-кредитных организаций в целом достаточно положительно отражается на банковской отрасли, это связано в первую очередь с тем, что финансовый сектор избавляется от числа ненадежных игроков, и вследствие ведет к увеличению уверенности клиентов в надежности банковских организаций. Таким образом, на рынке останутся только те организации, которые выполняют все требования Банка России, предъявляемые к данной категории участников финансового рынка.
01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01
.2016 г. .2015 г. .2014 г. .2013 г. .2012 г. .2011 г. .2010 г. .2009 г. .2008 г. .2007 г. .2006 г. .2005 г. .2004 г. .2003 г. .2002 г. .2001 г.
3 3 56 978 8 36 1189
92
1012
11
1253
1299
13
13
29 29
200
400
600
800
1000
1200
1400
Рисунок 3 - Динамика общего количества действующих в России банковских и небанковских кредитных организаций (НКО)
Снижение определенного количества финансово-кредитных организаций проявляется в интенсивном сокращении региональных банков. Современное состояние финансового рынка России характеризуются ужесточением контроля и надзора со стороны регулятора за выполнением нормативов и
организации деятельности коммерческих банков и повышением требований в величине уставного капитала банков.
При несоблюдении предъявляемых требований регулятора происходит отзыв лицензии у банка и его ликвидация [4].
0
• Количество отзванных лицензий, шт ■ Доля отозванных лицензий, в % к предыдущему году
Рисунок 4 - Динамика количества отозванных лицензий и доля отозванных лицензий в сравнении с количеством кредитных организаций на начало предыдущего периода
Основными факторами отзыва лицензии на совершение банковских операций являются:
- несоблюдение действующих норм права, регламентирующих банковскую деятельность на территории РФ (Федеральные законы, нормативные акты Центрального Банка);
- неспособность выполнять требования по долговым обязательствам перед кредиторами;
- сокращение величины собственных средств (капитала) ниже минимально установленного значения уставного капитала и т. д.
В 2010 году минимальная величина уставного капитала для коммерческого банка была установлена в размере 90 млн руб., а с 01.01.2012 года она была повышена в два раза до величины 180 млн руб., а с 01.01.2015 года общая величина оплаченного уставного капитала должна быть не менее 300 млн руб.
В настоящее время в России среди игроков финансового рынка имеется большое количество мелких банков. Из общего количества функционирующих банков только половину можно отнести к крупным банкам, которые соответствуют нормативам Центрального Банка РФ по величине уставного капитала.
Данные о группировке банков в зависимости от величины уставного капитала, которые представлены на рисунке 5, характеризуют, что на 01.01.2015 года 419 банковских организаций, то есть половина коммерческих банков, имеют уставный капитал, соответствующий требованиям ЦБ РФ. Кроме того, 212 коммерческих банков имеют уставный капитал, близкий к установленной нормативной величине, и у данных банков имеется высок ая в е роятность довести имеющийся уставный капитал до необходимого размера [1].
700 600 500 400 300 200 100 0
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
■ От 10 млрд. руб. и выше От 1 до 10 млрд. руб.
■ От 500 млн. до 1 млрд. руб. ■ От 300 до 500 млн. руб. Менее 300 млн. руб.
Рисунок 5 - Группировка коммерческих банков в зависимости от объема оплаченного уставного капитала
Учитывая требования Центрального Банка РФ к размеру уставного капитала, банки, относящиеся по объему средств к средним или мелким, должны выбрать один из следующих вариантов своего развития:
1. Увеличение совокупного объема акционерного капитала за счет денежных ресурсов действующих собственников банка.
2. Интеграция с другой банковской организацией, чтобы объем акционерного капитала соответствовал нормативам Центрального Банка РФ.
3. Поглощение мелкого или среднего банка более крупным.
Центральный Банк РФ, являясь регулятором финансового рынка, производит систематический
контроль и надзор за крупнейшими финансово-кредитными организациями России, которые являются определяющими в функционировании всего финансового сектора, и их результаты деятельности целиком влияют на устойчивость всей финансовой системы страны.
С этой целью Банк России выделяет 30 крупнейших банков. По состоянию на 1 июля 2015 года список из 30 крупнейших банков Российской Федерации включал в себя 24 банка из Москвы, 3 банка из Санкт-Петербурга и по одному банку из Республики Татарстан, Амурской области и Свердловской области (таблица 2).
Таблица 2 - ТОП-30 крупнейших банков России на 10.11.2016 г.
№ п/п Название банка Субъект РФ, в котором банк был зарегистрирован Номер лицензии Банка России
1 ПАО «АК БАРС» БАНК Республика Татарстан 2590
2 АО «АЛЬФА-БАНК» г. Москва 1326
3 ОАО «Банк Москвы» г. Москва 2748
4 АО «Банк Русский Стандарт» г. Москва 2289
5 ПАО «Банк «Санкт-Петербург» г. Санкт-Петербург 436
6 ПАО «БАНК УРАЛСИБ» г. Москва 30
7 ПАО «БИНБАНК» г. Москва 2562
8 Банк «Возрождение» (ПАО) г. Москва 1439
9 ПАО КБ «Восточный» Амурская область 1460
10 Банк ВТБ (ПАО) г. Санкт-Петербург 1000
11 ВТБ 24 (ПАО) г. Москва 1623
12 Банк ГПБ (АО) г. Москва 354
13 ПАО «МДМ Банк» г. Москва 323
14 ПАО «МИнБанк» г. Москва 912
15 ОАО «МОСКОВСКИМ КРЕДИТНЫМ БАНК» г. Москва 1978
16 ПАО «Промсвязьбанк» г. Москва 3251
17 АО «Райффайзенбанк» г. Москва 3292
18 ПАО РОСБАНК г. Москва 2272
19 АО «Россельхозбанк» г. Москва 3349
20 ОАО «АБ «РОССИЯ» г. Санкт-Петербург 328
21 ПАО Сбербанк г. Москва 1481
22 ПАО АКБ «Связь-Банк» г. Москва 1470
23 АО КБ «Ситибанк» г. Москва 2557
24 АО «СМП Банк» г. Москва 3368
25 ПАО «Совкомбанк» Костромская область 963
26 ПАО Банк «ФК Открытие» г. Москва 2209
27 ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» г. Москва 1971
28 ООО «ХКФ Банк» г. Москва 316
29 ПАО БАНК «ЮГРА» Тюменская область 880
30 АО ЮниКредит Банк г. Москва 1
Состояние банковского сектора России на современном этапе характеризуется высокой степенью концентрации капитала. Первые 30 банков составляют всего 3,6 % от общего числа кредитных организаций. Однако у данных банков находится в
распоряжении существенная часть банковских активов. Активы 30 крупнейших кредитных организаций составляют 57 043 млн руб. в общей сумме активов банковских организаций, общая сумма которых составляет 73 513 млн руб., то есть доля ак-
тивов крупнейших банков составляет около 78 % всех активов банковского сектора. Степень концентрации активов банковских организаций рассчитывается как отношение суммы активов крупнейших банков в общей сумме активов банковского сектора и составляет для 30 крупнейших банков
ЮниКредит Банк Национальный клиринговый центр
БАНК МОСКВЫ Альфа-Банк Россельхозбанк ВТБ 24 ФК ОТКРЫТИЕ Газпромбанк ВТБ
Сбербанк России
77,5 %, а для 200 крупных банков - 96 % [2]. На рисунке 6 представлены данные, характеризующие величину активов финансово-кредитных организаций России. Лидерами по объему активов являются - ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО), Банк ГПБ (АО).
9 667 827
24 447 697
0 5 000 000 10 000 000 15 000 000 20 000 000 25 000 000 30 000 000 Рисунок 6 - ТОП-10 банков России по величине активов на 01 января 2016 года, млн руб.
Важным является достаточно высокий уровень активности населения в депозитных операциях банка, которые характеризуются достаточно большой доходностью (высокие процентные ставки), льготным режимом налогообложения совокупного процентного дохода и курсовых разниц (для вкладов граждан в иностранной валюте), а также высоким уровнем надежности вкладов благодаря системе их страхования, обеспеченной Банком России. Банковский депозит относится к одному из самых распространенных инструментов финансового рынка, так как обладает простотой в понимании инвестиционных параметров вклада, доступностью и привычностью для граждан. В отечественной практике функционирования финансового рынка имеются и другие инструменты,
доступные для разных категорий инвесторов, к ним относят рынок долевых и долговых ценных бумаг. Рынок акций был организован в значительной степени путем приватизации государственных предприятий и организаций, но не смог стать инструментом массового привлечения капитала из-за слабого уровня корпоративного управления. В связи с высоким уровнем инфляционных процессов, недостаточным потенциалом внутреннего инвестора рынок облигаций сформировался преимущественно в виде рынка еврооблигаций, на котором активными участниками являются в основном иностранные инвесторы.
На рисунке 7 отражены сведения о банках, являющихся лидерами по вкладам физических лиц (без ценных бумаг).
Русский стандарт 275584
Бинбанк 281857
Ханты-Мансийск Банк 293145
Райффайзенбанк 359306
Банк Москвы 405400
Россельхозбанк 478580
Газпромбанк 627010
Альфа-Банк 613431
ВТБ Сбербанк России
2009847
10123949
0 2000000 4000000 6000000 8000000 10000000 12000000 Рисунок 7 - Топ-10 банков России на 1 января 2016 г. по вкладам физических лиц, млн руб.
Формирование национального финансового рынка подавляет низкий уровень накопленных сбережений граждан. Среди развивающихся стран Россия находится в средней группе по уровню располагаемого дохода на душу населения. Среднемесячные среднедушевые доходы населения в первой половине 2016 года составили 26,3 тыс. руб., в 2015 году - 27,3 тыс. руб. (в 2014 году - 27,8 тыс. руб.). При этом удельный вес сбережений в общей структуре денежных доходов составляет всего 9,5 % (средний уровень за последние три года).
Обсуждение Функциональная структура финансового рынка России характеризуется ведущей ролью банковской
системы, а сам финансовый сектор - высоким уровнем государственного участия. С одной стороны, столь активная роль государства в экономике России порождает риски неэффективности, но, с другой, -создает возможности оперативной трансформации финансовой системы при правильном и целенаправленном перенаправлении денежных потоков.
По состоянию на начало 2016 года Российская Федерация через «Росимущество» обладала пакетами акций в 32 банках, однако контрольные пакеты -только в двух банках: 89,9 % в «Россельхозбанк»; 60,9 % в «Банк ВТБ». На эти банки на начало 2016 года приходится около 40 % банковских активов (табл. 3).
Таблица 3 - Структура участия государства в собственности банковского сектора РФ (I полугодие 2016 г.)
№ п/п Доля № п/п Доля
Организация финансового сектора в активах Организация финансового сектора в активах
банка, % банка, %
1 Сбербанк 28,849 17 Дальневосточный Банк 0,037
2 ВТБ 11,032 18 Акибанк 0,032
3 Газпромбанк 6,620 19 ГПБ-Ипотека 0,020
4 ВТБ24 3,542 20 Московское Ипотечное агентство 0,027
5 Россельхозбанк 2,904 21 Росэксимбанк 0,025
6 Банк Москвы 2,577 22 Алмазэргиэнбанк 0,025
7 Национальный клиринговый центр (НКЦ) 2,219 23 Рускобанк 0,011
8 АК БАРС 0,606 24 МАК-Банк 0,005
9 Связь-Банк 0,521 25 Русь 0,009
10 Глобэкс 0,378 26 Банк Казани 0,010
11 МСП Банк 0,174 27 Хакасский Муниципальный Банк 0,007
12 Татфондбанк 0,210 28 Кубанский Универсальный Банк 0,004
13 Российский Капитал 0,262 29 Российский Национальный Коммерческий Банк 0,036
14 Всероссийский Банк Развития Регионов 0,207 30 Геленджик-Банк 0,002
15 Еврофинанс Моснарбанк 0,105 31 Почта-банк 0,002
16 Крайинвестбанк 0,053 32 Башпромбанк 0,001
Итого: 60,602
Сформировавшаяся модель структуры собственности в банковской отрасли характеризуется превалирующим косвенным государственным участием в крупнейших финансово-кредитных институтах. Наряду с этим участие государства в российских банках является более распределенным и набирает объемы. Всего за счет прямого и косвенного участия под контролем государства находится 32 банка, представляющих 60,6 % активов банковской системы. Распространенным механизмом наращивания доли госсектора является переход проблемных банков под управление какого-либо из государственных институтов развития.
Отдельные вопросы поднятых выше научных проблем нашли также свое отражение в отдельных трудах, представленных в списке литературы:
Бут Т. П. [4], Фроловой О. А. [5], Шамина А. Е. [14], Шаталова М. А. [10], Аксенова Д. А. [17], Седовой Н. В. [18] и других [6; 7; 8; 9; 11; 12; 13; 15; 16; 19; 20].
Заключение
В связи с политическими событиями и нынешней кризисной ситуацией в стране банки претерпевают серьезные изменения в своей деятельности. Несмотря на некоторые негативные тенденции, наблюдавшиеся в развитии банковской сектора России на современном этапе, в целом банковская система остается достаточно стабильной благодаря эффективному контролю регулятора и следованию стандартам Базельского комитета по банковскому надзору. У банковской системы нашей страны все еще существует большой запас прочности для того,
чтобы преодолеть сложившийся локальный финансовый кризис с наименьшими потерями. В целом состояние банковской системы Российской Федерации в перспективе будет постепенно улучшаться и стабилизироваться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермоленко О. А., Никонец О. Е. Проблемы конкуренции в современных условиях России // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 121-125.
2. Ларионова И. В. Инфраструктура обеспечения безопасности банковского сектора и проблемы преодоления кризисных явлений в деятельности коммерческих банков // Эффективное антикризисное управление. 2015 г. № 5 (92). С. 82-86.
3. Лысенко М. В., Лысенко Ю. В., Таипо-ва Э. Х. Оценка деятельности банковского сектора в экономики в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2015 г. № 1-1. С. 631.
4. Бут Т. П. Анализ современных подходов к классификации экономических и страховых рисков // Территория науки. 2016. № 6. С. 146-151.
5. Петрова С. Ю., Фролова О. А. Государственное регулирование агропромышленного производства с учетом опыта зарубежных стран // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 4 (102). С. 126-131.
6. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Банковский риск-менеджмент // ИТ-портал, 2016. № 4 (12). Режим доступа: http://itportal.ru/science/economy/ bankovskiy-risk-menedzhment/
7. Давыдова Е. Ю. Финансовые риски: методы оценки и подходы к управлению // Территория науки.2016.№ 3. С. 70-75.
8. Райымбаев Ч. К., Филатова С. В. Совершенствование финансовой политики как фактор экономической стабильности государства // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 2. С. 55-60.
9. Ключников И. К., Ключников О. И. Основные подходы к определению финансовых сетей // ИТ-портал, 2016. № 4 (12). Режим доступа: http://itportal.ru/science/economy/osnovnye-podkhody-k-opredeleniyu-fi/
10. Смольянинова И. В., Ахмедов А. Э., Шаталов М. А. Состояние и перспективы развития современной финансовой политики России // Финансово-кредитный механизм регулирования экономики: от теории к практике. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, аспирантов и специалистов-практиков. 2016. С. 142-146.
11. Терентьева С. К вопросу об антикризисном управлении социально-экономической системой // СтройМного, 2016. № 4 (5). С. 8.
12. Шавандина И. В., Рейн А. Д. Оценка методики повышения эффективности распределения средств государственной поддержки сельского хозяйства // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 74-77.
13. Якшина К. А. Проблемы и перспективы развития российского фондового рынка на фоне внешнеполитической нестабильности // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 2. С. 72-75.
14. Шамин А. Е., Фролова О. А. Экономический механизм регулирования межхозяйственных отношений в агропромышленных объединениях // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 33. С. 20-25.
15. Первышин М. Н., Корнилов Д. А., Зайцев Д. А. Финансирование венчурных инновацион-н ы х проектов с использованием фондов поддержки научно-технической деятельности в промышленных холдингах // Экономика и предпринимательство.
2014. № 5-1 (46-1). С. 662-665.
16. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Инновации как структурный элемент механизма денежно-крединого регулирования в экономике // Финансовое право и управление. 2016. № 2. С. 104-117.
17. Аксенов Д. А. Тенденции развития международных платежных систем и систем расчетов по ценным бумагам // Деньги и кредит. 2008. № 8. С.52-58.
18. Седова Н. В. Стратегическое управление деятельностью интегрированных агропромышленных структур // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 1. С. 43-48.
19. Шавандина И. В., Шамин Е. А. Развитие организаций потребительской кооперации // Азимут научных исследований: экономика и управление.
2015.№ 4(13). С. 67-73.
20. Бухалова Н. А., Бухалов М. А. Инновационная инертность организации: причины и факторы развития антиинновационного поведения персонала // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 48-50.
REFERENCES
1. Ermolenko O. A., Nikonets O. E. Problemi konkurentsii v sovremennih usloviyah Rossii (Competition issues in modern Russia), Nauchno-metodicheskiy elektronniy zhurnal Kontsept. 2016. T. 11. pp. 121-125.
2. Larionova I. V. Infrastruktura obespecheniya bezopasnosti bankovskogo sektora i problemi preodole-niya krizisnih yavleniy v deyatel'nosti kommercheskih bankov (The security infrastructure of the banking sector and problems of overcoming of the crisis phenomena in activity of commercial banks), Effektivnoe antikri-zisnoe upravlenie. 2015 g. No. 5 (92). pp. 82-86.
3. Lisenko M. V., Lisenko YU. V., Taipo-va E. H. Otsenka deyatel'nosti bankovskogo sektora v ekonomiki v sovremennih usloviyah (Evaluation of the banking sector in the economy in modern conditions), Sovremennie problemi nauki i obrazovaniya. 2015 g. No. 1-1. pp. 631.
4. But T. P. Analiz sovremennih podhodov k klassifikatsii ekonomicheskih i strahovih riskov (Analysis of modern approaches to the classification of economic and insurance risks), Territoriya nauki. 2016. No. 6. pp. 146-151.
5. Petrova S. YU., Frolova O. A. Gosudars-tvennoe regulirovanie agropromishlennogo proizvodstva s uchetom opita zarubezhnih stran (State regulation of agricultural production taking into account the experience of foreign countries), Vestnik Altayskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta. 2013. No. 4 (102). pp. 126-131.
6. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Bankovskiy risk-menedzhment (Banking risk management), IT-portal, 2016. No. 4 (12). Rezhim dostupa: http://itportal.ru/science/economy/bankovskiy-risk-menedzhment/
7. Davidova E. YU. Finansovie riski: metodi ot-senki i podhodi k upravleniyu (Financial risks: assessment methods and management approaches), Territo-riya nauki. 2016. No. 3. pp. 70-75.
8. Rayimbaev CH. K., Filatova S. V. Sover-shenstvovanie finansovoy politiki kak faktor ekonomi-cheskoy stabil'nosti gosudarstva (The improvement of financial policy as a factor of economic stability of the state), Ustoychivoe razvitie nauki i obrazovaniya. 2016. No. 2. pp. 55-60.
9. Klyuchnikov I. K., Klyuchnikov O. I. Osnov-nie podhodi k opredeleniyu finansovih setey (The main approaches to the definition of financial networks), IT-portal, 2016. No. 4 (12). Rezhim dostupa: http://itportal.ru/science/economy/osnovnye-podkhody-k-opredeleniyu-fi/
10. Smol'yaninova I. V., Ahmedov A. E., SHa-talov M. A. Sostoyanie i perspektivi razvitiya sovre-mennoy finansovoy politiki Rossii (The state and prospects of development of the modern financial policy of Russia), Finansovo-kreditniy mehanizm regulirovaniya ekonomiki: ot teorii k praktike. Sbornik materialov I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley vuzov, aspirantov i spetsialistov-praktikov. 2016. pp. 142-146.
11. Terent'eva S. K voprosu ob antikrizisnom upravlenii sotsial'no-ekonomicheskoy sistemoy (The issue of anti-crisis management of socio-economic system), StroyMnogo, 2016. No. 4 (5). pp. 8.
12. SHavandina I. V., Reyn A. D. Otsenka meto-diki povisheniya effektivnosti raspredeleniya sredstv go-sudarstvennoy podderzhki sel'skogo hozyaystva (Evalua-
tion of methods for increasing efficiency of distribution of funds of state support of agriculture), Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015. No. 18. pp. 74-77.
13. YAkshina K. A. Problemi i perspektivi razvitiya rossiyskogo fondovogo rinka na fone vneshnepoliti-cheskoy nestabil'nosti (Problems and prospects of development of the Russian stock market against the background of political instability), Ustoychivoe razvitie nauki i obrazovaniya. 2016. No. 2. pp. 72-75.
14. SHamin A. E., Frolova O. A. Ekonomi-cheskiy mehanizm regulirovaniya mezhhozyaystvennih otnosheniy v agropromishlennih ob»edineniyah (Economic mechanism of regulation of inter-farm relations in agroindustrial associations), Regional 'naya ekonomi-ka: teoriya ipraktika. 2011. No. 33. pp. 20-25.
15. Pervishin M. N., Kornilov D. A., Zayt-sev D. A. Finansirovanie venchurnih innovatsionnih proektov s ispol'zovaniem fondov podderzhki nauchno-tehnicheskoy deyatel'nosti v promishlennih holdingah (Venture capital funding for innovative projects using funds of support of scientific-technical activities in industrial enterprises), Ekonomika i predprinimatel'stvo.
2014. No. 5-1 (46-1). pp. 662-665.
16. Gluschenko V. V., Gluschenko I. I. Innovat-sii kak strukturniy element mehanizma denezhno-kredinogo regulirovaniya v ekonomike (Innovation as a structural element of the mechanism of monetary-kradennogo regulation in the economy), Finansovoe pravo i upravlenie. 2016. No. 2. pp. 104-117.
17. Aksenov D. A. Tendentsii razvitiya mezh-dunarodnih platezhnih sistem i sistem raschetov po tsennim bumagam (Trends in international payment systems and settlement systems for securities), Den'gi i kredit. 2008. No. 8. pp. 52-58.
18. Sedova N. V. Strategicheskoe upravlenie deyatel'nost'yu integrirovannih agropromishlennih struktur (Strategic management of integrated agro-industrial structures), Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2011. No. 1. pp. 43-48.
19. SHavandina I. V., SHamin E. A. Razvitie organizatsiy potrebitel'skoy kooperatsii (The development of the organizations of consumer cooperation), Azimut nauchnih issledovaniy: ekonomika i upravlenie.
2015. No. 4 (13). pp. 67-73.
20. Buhalova N. A., Buhalov M. A. Innovat-sionnaya inertnost' organizatsii: prichini i faktori razvitiya antiinnovatsionnogo povedeniya personala (Innovative inertia of the organization: the causes and factors of development antiinnovative behavior of the staff), Vektor nauki Tol 'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2014. No. 2. pp.48-50.
Дата поступления статьи в редакцию 14.12.2016. принята к публикации 30.01.2017.