КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
УДК 008:14
К. А. Кожанов https://orcid.org/0000-0003-0907-6012
Типология современных городских экскурсий в России
Для цитирования: Кожанов К. А. Типология современных городских экскурсий в России // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 222-228. DOI 10.20323/1813-145X-2020-3-114-222-228
В статье представлены результаты культурологического исследования и систематизации существующего в современной России многообразия городских экскурсий. В качестве теоретической базы выступили работы, включающие классификации экскурсий разного времени: дореволюционные практико-ориентированные публикации (журнал «Русский экскурсант»), труды первых российских «ученых-экскурсионистов» (И. Гревс, Н. Анциферов), методические работы 30-х гг. (Б. Райков, Н. Гейнике) и эпохи «развитого социализма» (А. Родин, Ю. Соколовский, Б. Емельянов, П. Пасечный). Рассмотрены работы современных исследователей (Г. Лескова, С. Поспелова, Н. Нехаева, И. Кедрова, О. Орлова, Н. Киселева), посвященные феноменологии и тенденциям трансформации экскурсионного контента. На основании включенного наблюдения ряда городских экскурсий в Санкт-Петербурге на предмет специфики экскурсионного контента, анализа ассортимента предложений популярных сайтов бронирования экскурсий и туроператорских организаций выявлен ряд критериев, определяющих вариативность современной экскурсионной практики в культурологическом аспекте. Обоснована необходимость разработки современной классификации городских экскурсий путем адаптации к современной практике подходов, предложенных авторами прошлых периодов, и внедрения новых критериев классификации, характеризующих состояние экскурсионной сферы XXI в. Предложен авторский подход к типологии городских экскурсий по трем направлениям: классификация по тематическому, по коммуникационному, по организационно-техническому принципу. Эта классификация в теоретической работе предназначена для уточнения объема феномена городской экскурсии, его оценки как явления современной массовой культуры; в практической - для подготовки специалистов, выработки стандартов, планирования экскурсионных программ, подбора инструментов их реализации, повышения эффективности удовлетворения запросов аудитории.
Ключевые слова: классификация экскурсий, типология экскурсий, городская экскурсия, экскурсионная деятельность, экскурсоведение, массовая культура, культура города, городское пространство.
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
K. A. Kozhanov
Typology of modern city tours in Russia
The article presents the results of a cultural study and systematization of the diversity of city excursions existing in modern Russia. The theoretical base was the work, including classifications of excursions of different times: pre-revolutionary practice-oriented publications (Russian Excursion magazine), the works of the first Russian «excursion scientists» (I. Grevs, N. Antsiferov), methodological works of the 30-s (B. Raikov, N. Geinike) and the era of «developed socialism» (A. Rodin, Yu. Sokolovsky, B. Emelyanov, P. Pasechny). The works of modern researchers (G. Leskov, S. Pospelov, N. Nekhaev, I. Kedrov, O. Orlov, N. Kiselev), devoted to phenomenology and trends in the transformation of excursion content, are examined. Based on the included observation of a number of city excursions in St. Petersburg regarding the specifics of excursion content, an analysis of the assortment of offers of popular excursion reservation sites and tour operator organizations, a number of criteria have been identified that determine the variability of modern excursion practice in the cultural aspect. The necessity of developing a modern classification of city excursions by adapting approaches proposed by the authors of past periods to modern practice and introducing new classification criteria characterizing the state of the XXI century excursion sphere is substantiated. The author's approach to the typology of city excursions in three directions is proposed: classification by thematic, by communication, by organizational and
© Кожанов К. А., 2020
technical principle. The proposed classification is intended, in theoretical work, to clarify the scope of the phenomenon of urban excursions, its assessment as a phenomenon of modern mass culture; in practical - for planning the assortment, developing standards and developing excursion programs, selecting tools for their implementation, and increasing the efficiency of satisfying audience requests.
Keywords: classification of excursions, typology of excursions, city excursion, excursion activity, excursion studies, mass culture, city culture, urban space.
Экскурсия как способ познания мира, известный со второй половины XIX в., сегодня характеризуется вариативностью контента и методов его транслирования. Востребованность данного вида культурно-досуговой и просветительской деятельности повышается, возникают новые бюро, проекты, фестивали. Москва, Санкт-Петербург, другие города (Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Вологда), обладающие культурным потенциалом и пользующиеся вниманием туристов, традиционно выступали местами возникновения новых экскурсионных практик, что сопровождалось попытками их теоретического и методического описания. Ряд классификаций в научных и методических работах разного времени [Первая попытка ... , 1916; Гейнике... , 1923; Анциферов, 1924; Гревс, 1925; Райков, 1930; Родин, 1974; Емельянов, 1976] применялся для упорядочения экскурсионной деятельности, стандартизации подготовки специалистов. В то же время классификация функциональна с творческой точки зрения и может служить источником идей развития туристических и образовательных программ, упрощать выбор методических инструментов. Несмотря на рост в последние годы числа разноплановых экскурсий в городах России, в современной литературе практически не было попыток систематизировать имеющийся опыт и тенденции.
Традиционно городские экскурсии классифицируют по содержанию, составу участников, месту и форме проведения, способу передвижения, продолжительности. Одна из первых попыток классификации, предпринятая в 1916 г. в журнале «Русский экскурсант», в эпоху, когда экскурсия рассматривалась, в первую очередь, как элемент школьного образования, типологизировала экскурсии по тематике, выделяя историко-археологические, историко-литературные, естественно-исторические, на фабрики и заводы, художественно-географические и этнографические, общеобразовательные и бытовые, «экскурсии трудовой помощи», «экскурсии отдыха и развлечений» [Первая попытка. , 1916, с. 4]. Дореволюционная классификация отражает характерную для экскурсии междисциплинарность, объединяя художественные, географические и этнографические темы (в отдельности они считались малодо-
ступными для детей), однако показывает недостаточную теоретическую зрелость представлений о феномене экскурсий: к ним отнесены почти любые выездные мероприятия (досуг на природе, сельхозработы). При этом, выделяя экскурсии «ознакомительного» и «исследовательского» типа (по сути, классифицируя экскурсии по активности экскурсантов), авторы демонстрируют потенциал экскурсии как способа самостоятельного получения знаний.
В работах первых советских «ученых-экскурсионистов» - И. М. Гревса, Н. П. Анциферова, а затем - исследователей 20-30-х гг. -Б. Е. Райкова, Н. А. Гейнике - заметен шаг к упорядочению многообразия экскурсий в аспекте их тематики и содержания. В работах Гревса выделены «2 области "экскурсирования": мир природы и человека» [Гревс, 1925, с. 12]. Экскурсии «в культуру» тематически разделены по ее областям (материальный быт и хозяйство, социальный строй, политические формы, духовная жизнь). Н. П. Анциферов приходит к многопараметрической классификации тем, уделяя внимание типу охватываемого пространства (выделяя такие темы, как «сословные районы», «административные центры» и др.) и множеству ракурсов изучения городской культуры (разделяя экскурсии на историко-культурные; связанные с личностью и творчеством человека; психологические) [Анциферов, 1924, с. 52]. Разделяя экскурсии «по задаче осмотра» (демонстрирующие объект изучения, комментирующие его, «экскурсии-вопросы»), ученый впервые описывает потенциал экскурсии как дискуссионного пространства, ее просветительский масштаб, обеспечиваемый способностью объекта показа раскрывать тему, имея с ней лишь косвенную связь. В типологии по целям (эстетические, историко -художе ственные, технико-
экономические, этнографические) и составу участников (включает лишь крупные группы - для учащихся, дошкольные и «внешкольные») читаются характерные для того времени однонаправленность целей и фокус на образовательный функционал.
Б. Е. Райков в работе «Методика и техника экскурсий» разделяет экскурсии по содержанию на 3 группы: естественно-географические, производ-
ственные и гуманитарные (рассмотрены более подробно) [Райков, 1930, с. 90]. В типологии по темам вводится критерий «объема», характеризующий экскурсии, охватывающие сразу несколько тем: смежных или разноплановых (в так называемых «комплексных» экскурсиях). Приводится и деление экскурсий по логическому построению: аналитические и синтетические. Н. А. Гейнике и другие представители «московской школы» экс-курсоведения «гуманитарные» экскурсии делили на эстетические и культурно-исторические (среди которых выделялись типологические - дающие «горизонтальный разрез исторических явлений», исторические, топографические, литературные, историко-художественные) [Гейнике, с. 19].
Подходы, представленные в методических работах времен существования Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС [Долженко, 2011, с. 6], отражают изменение идеологических условий экскурсионной работы: среди тем, наряду с историческими, литературными и т. д., выделяются историко-революционные и военно-исторические [Родин, 1974, с. 16]. Стремление к стандартизации повысило детализацию экскурсионных тем. Например, военно-исторические экскурсии подразделялись на экскурсии по памятным местам; с показом военно-инженерных сооружений; по местам подвигов и др. [Емельянов, 1976, с. 40]. Подробнее стала и классификация по составу участников. Выделены экскурсии для местных, иногородних, иностранных, городских и сельских жителей, что отражает нацеленность на массовость, охват аудиторий разной подготовленности. Предложенная Емельяновым классификация по форме проведения (экскурсия-массовка, прогулка, концерт и др.), форме экскурсии как учебной работы (экскурсия-консультация, урок, пробная, показательная и др.) показывает, с одной стороны, расширение спектра разноплановых экскурсий, с другой - стремление к его детализации и формализации с точки зрения контента и дея-тельностных форматов. В классификации по месту проведения, способу передвижения видятся приметы формализма: например, выделяются «пешеходные экскурсии» и «экскурсии на транспорте», но детализации не дается, хотя вид транспорта влияет на содержание и методику.
Принятый в 2011 г. ГОСТ «Экскурсионные услуги. Общие требования» составлен на основе классификации 40-летней давности [ГОСТ Р 54604, 2011], дополненной критериями сложности маршрута (ранее применялось лишь в спортивной сфере) и времени проведения (суток), что
отражает слияние экскурсий с различными видами досуга [Пекар, 2008, с. 27]. По форме проведения выделены игровые, интерактивные, анимационные экскурсии, к которым, впрочем, без обоснования отнесены «экскурсии-прогулки», «экскурсии-концерты» и др. В рамках существовавших критериев добавлены типы экскурсий, соответствующие современной практике: «историко-религиозные», «индивидуальные», для маломобильных, пожилых (при отсутствии, например, категории «дошкольники») экскурсантов. При этом стандарт по неизвестным причинам не включает природоведческие, естественно-научные экскурсии.
Для актуализации типологии ассортимента российских городских экскурсий нами проанализированы популярные сервисы бронирования, предлагающие не менее 1000 различных экскурсий: Excursio.com, Tripster.ru, Sputnik8.com, Needguide.ru и др., предложения 30 туроператоров и бюро. Методом включенного наблюдения изучены 10 типологически разнообразных экскурсий по Санкт-Петербургу. Анализ материалов привел к выводам о неполном соответствии существующих классификаций реальной экскурсионной практике и целесообразности собственного подхода к типологии. С учетом выраженной специфики объектов показа и методики проведения городских экскурсий целесообразным представляется классифицировать их отдельно от экскурсий иных сфер (это подтверждает как наибольшая вариативность ассортимента именно городских экскурсий, так и особое внимание к ним в рассмотренных выше научных и методических работах). Предлагается выделить следующие критерии классификации городских экскурсий:
I. Классификация по тематическому принципу
Анализ материала (как анонсов, так и содержания отдельных экскурсий) показывает, что для большого их числа характерен индивидуализм. Существующая свобода творческого поведения экскурсовода в выборе контента и формата коммуникации, на наш взгляд, не должна сдерживаться высокой дробностью классификации по темам и по методическим приемам (характерной для позднесоветского времени [Емельянов, 1976]). Целесообразным видится, во-первых, деление по центральным концептам, вокруг которых строится тематика; во-вторых, отражение в классификации вариативности контента, типа посещаемых объектов, доступности локаций и масштаба топографии.
Ассортимент показывает распространенность экскурсий, посвященных как историческим, так и современным культурным практикам. Типы экскурсий, выделенные еще в 20-е гг. («бытовые» [Первая попытка . , 1916], «в современность» [Экскурсии в культуру ... , 1925. с. 9]) и менее полно представленные в последующих работах, достойны, на наш взгляд, возвращения в новые классификации. По центральной проблематике предлагается выделять экскурсии историко-культурной проблематики и экскурсии с проблематикой актуальных культурных практик (что созвучно культурно-историческому и эстетическому типам у Н. А. Гейнике, однако экскурсии о культуре современности включают не только эстетический, но и, например, социально-нравственный аспекты). К историко-культурной проблематике предлагается относить темы исторические, военные, этнографические, религиозные, историко-бытовые (здесь и далее в скобках даны примеры экскурсий по городам России, представленных в рассмотренных источниках: «Частная жизнь петербургских миллионеров в пушкинские времена»), историко-биографические («Тютчев в Петербурге»), историко-топографические - об отдельном районе («Вокруг Большого дома: революция в действии»), инженерно-технические (строительная, промышленная, транспортная темы). Их популярность подтверждается открытием специализированных экскурсионных бюро, например, «Казань глазами инженера», по направлениям культуры и искусства (литературные, музыкальные, скульптурные, театральные, кинематографические и др.). В группу «проблематика актуальных культурных практик», по итогам анализа тематики предлагаемых на рынке экскурсий о культуре современности, могут входить следующие темы: бытовая («Секреты коммуналок»), досуговая («Креативные пространства для "чайников"»), гастрономическая («Необычные азиатские кафе»), покупательская («Креативные подарки»), природно-экологическая («Птицы Канонерского острова»), культурные и субкультурные группы («Творческие коммуны Петербурга»), феномены современной массовой культуры («По следам киногероев»), феномены «актуальной культуры» («Стрит-арт Петроградской стороны»). Отдельно предлагается рассматривать и экскурсии социально-нравственной тематики, в последние годы создавшие «трибуну» для освещения актуальных, по мнению авторов, вопросов общественной жизни, что представлено, например, на фестивале экскурсий «Открытая карта». К этой кате-
гории можно отнести экскурсии, направленные на наблюдение за социальными явлениями («В поисках гетто: социологическая прогулка по новым петербургским окраинам»), привлекающие внимание к социальной проблеме («Как построен стадион Санкт-Петербург?» - о проблемах коррупции; «Осязаемый Петербург» - проводится незрячим гидом для ознакомления с жизнью инвалидов по зрению), вовлекающие экскурсантов в социальные, благотворительные проекты («На дне: Лиговка, как место, в котором не могла не появиться "Ночлежка"»).
С учетом существования экскурсий, предполагающих вариативность контента в рамках конкретной акции (от позиционируемых как «экскурсия-импровизация», где содержание определяют участники, выбирая из предложенных подтем и мест, до предложений гидов, корректирующих контент по ходу уточнения интересов клиентов), типологию по содержанию предлагается дополнить классификацией по специфике контента, выделяя «экскурсии с заданным контентом» и «экскурсии с вариативным контентом».
Зонирование и группировка объектов городской среды детализированы в работах 20-х гг. [Анциферов, 1923], в более же поздних рассматривались менее подробно. Анализ контента современных экскурсий показывает, что объект показа и перемещение в пространстве, реализующие характерные для экскурсии принципы наглядности и моторности [Экскурсии в культуру . , 1925, с. 110], остаются содержательным ядром экскурсий. Расширение ассортимента экскурсий в пространственном аспекте, по нашему мнению, требует классификации по типу посещаемых объектов, доступности локаций, масштабам топографии. По типам объектов, опираясь на принципы композиции ассортимента на интернет-сайтах и анализ содержания предложений, маршруты экскурсий, предлагается выделять экскурсии по садово-парковым, административным, жилым, индустриальным, торговым, транспортным, религиозным и другим объектам. При этом предлагается разделять экскурсии по доступности локаций, выделяя экскурсии по публичному городскому пространству, экскурсии по «непарадному пространству» («Секреты дворов Петроградки»), экскурсии с посещением малодоступных объектов. Как показывают наблюдения, речь может идти как о физической недоступности - территории, закрытой для обывателя (бомбоубежища), так и о психологической (по территории заброшенного завода, куда каждый может пройти, но испытывает по-
требность в проводнике). По масштабам топографии, определяющим, на наш взгляд, «глубину ознакомления», предлагается выделять экскурсии по нескольким районам, по отдельному району, по отдельному кварталу или улице.
II. Классификация по коммуникационному принципу
Систематизация коммуникативных практик важна для изучения экскурсии как пространства обмена культурными ценностями. В фундаментальных работах эта тема освещена в основном в образовательном аспекте. Внимание же современных исследователей к «интерактивным» экскурсиям актуализирует вопросы коммуникации на стыке просвещения и досуга [Нехаева, 2017, с. 46; Поспелова, 2017, с. 3, Черных, 2015, с. 165]. Экскурсии, где важны действия как гида, так и аудитории, в классификации ГОСТ представлены как «игровые» и «интерактивные» [ГОСТ Р 54604-2011], но трактовка, как указано выше, кажется спорной. Ряд классификаций смежной тематики замыкается на технических деталях (например, наличии видеоряда [Кедрова, 2017, с. 6]), зачастую вариативных и не определяющих характер коммуникации субъектов, а именно он, на наш взгляд, формирует специфику экскурсии в попытках активизации, завоевания «клипового» внимания аудитории [Лескова, 2010, с. 37]. По типу коммуникации «субъект - объект» предлагается выделять «ознакомительные» экскурсии (пассивное участие аудитории), «дискуссионные» (общение с гидом и между собой), «акциональ-ные» («прокатиться на трамвае и устроить пикник»), «исследовательские» (самостоятельное получение знаний под руководством экскурсовода), «обучающие» (передача навыков - например, выбора продуктов на рынке), «игровые» (с сюжетом, заданиями, персонажами и пр.).
Трансформация подходов к позиционированию роли личности экскурсовода, повышение ценности субъективного знания и восприятия [Орлова, 2016, с. 67] делает актуальной классификацию по субъектам экскурсионного процесса. Специфику экскурсии, по нашим наблюдениям, может определять характер самопрезентации экскурсовода (роль личности которого повсеместно акцентируется в анонсах экскурсий, но остается за рамками существующих классификаций). Причиной выбора экскурсии зачастую становится не квалификация, а имидж экскурсовода, жизненный опыт, яркая индивидуальность [Пугачева, 2010, с. 10] Анализ современных экскурсий показывает, что многие из них проводятся не экскурсоводом, а
коллективом, поэтому типологию предлагается осуществлять в разрезе подтипов: экскурсии, проводимые одним экскурсоводом, и экскурсии, проводимые с участием других лиц. В первом подтипе предлагается выделять экскурсии, проводимые профессиональным экскурсоводом (методистом), представителем отдельной (иной) профессии (например, социологом, музыкантом), медийной персоной, гидом-любителем (дилетантизм зачастую привлекает желающих отойти от «консервативных стандартов»), персоной с нетривиальным жизненным опытом («знатоком ночной жизни», вегетарианцем). Среди экскурсий, проводимых экскурсоводом с привлечением других персон, предлагается выделять проводимые несколькими экскурсоводами, экскурсоводом и комментаторами, включающие встречи с представителями определенных профессий и групп (экскурсия «Нетривиальный Петербург» предполагает встречи с барменами, шеф-поварами, «Творческие коммуны» - с художниками), с участием актеров, аниматоров.
Черта современной экскурсионной практики -ориентация на множество аудиторий. Мультиат-рибутивность адаптации объясняет необходимость актуальной типологии (существующие типологии не описывают, например, группы со смешанным составом (дети с родителями), не детализируют принципы формирования группы, определяющим образом влияющие на контент). С учетом отличий публичной и личной коммуникации для систематизации важен критерий размера группы. Предлагается применять показатели, соответствующие стандартной вместимости транспорта (применяются туроператорами и к пешеходным экскурсиям): большая группа - 31 и более человек, средняя - 21-30, малая - 8-20, индивидуальная экскурсия. Для групповых экскурсий видится значимой типология по способу организации с выделением экскурсий для организованных групп и для сборных («розничных» клиентов), так как в работе со знакомыми между собой людьми применяются особые методические инструменты. С учетом изученного опыта турфирм и бюро по способу формирования организованной группы предлагается выделять экскурсии, организуемые по возрастному принципу: для взрослых, дошкольников, младших, старших школьников, молодежи, пожилых лиц, смешанных групп. По социально-демографическому принципу: для групп учащихся, семейных (родителей с детьми), корпоративных, смешанных, прочих социальных подгрупп (например, владельцев внедорожников, пассажи-
ров стыковочных рейсов). По географическому принципу предлагается выделять экскурсии для иностранной, иногородней, местной аудитории: их актуальность подтверждает запуск проектов («Вокруг да около» в Вологде) именно для местных жителей (они знают город, а значит, предъявляют особые запросы).
III. К критериям классификации по организационно-техническому принципу, значимым в содержательном аспекте, предлагается относить способ передвижения (пешие, автомобильные, автобусные, теплоходные, велосипедные и пр.); время проведения - в качестве определяющего принципа предлагается наличие ограничений (проводимые в любое время (года, суток) и в специальное время). Развитие инклюзивного сервиса обосновывает и деление по предполагаемому уровню мобильности экскурсантов: для групп стандартной и сниженной мобильности.
Некоторые параметры важны для содержательной специфики экскурсии, но не поддаются универсальной систематизации. Это продолжительность и протяженность маршрута (зависят от вида транспорта, масштабов города и прочего). Наличие технических средств (звуковых, демонстрационных и пр.) может влиять на формат и контент, зачастую же играет второстепенную роль и не требует типологического закрепления. Классификацию по данным признакам предлагается применять ситуативно.
Экскурсионный показ как уникальных, так и «типичных» объектов, раскрывающих тему (в экскурсии «Дома как мусор» заброшенные здания демонстрируются как примеры аварийного состояния исторической застройки), обосновывает актуальность для изучения современной экскурсии классификации Н. П. Анциферова «по задаче осмотра». В уточненном виде критерий можно обозначить как «возможность универсализации задействования объектов показа» и выделять экскурсии, демонстрирующие объект изучения и комментирующие его. Распространен на практике, но сложен в формализации феномен демаркации (как в самопрезентации гидов, так и в контенте экскурсий) стилистических направлений, которые можно обозначить как «традиционные» и «неформальные» экскурсии. К признакам последних относятся «свободный» стиль общения (манеры общения, речевые обороты), сниженные требования к компетенциям экскурсовода (важность может иметь «погруженность» в «субкультуру»), обращение к личному опыту.
Классификация разработана с условием ухода от чрезмерной дробности, закрепления узконаправленных методов за отдельными группами, что могло бы ограничить свободу выбора экскурсовода, но в то же время обладает рядом условностей и обобщений, дающих возможность универсального использования. Представленные предложения имеют перспективы применения как в теоретической работе (при дальнейшем изучении феномена городской экскурсии), так и в методической (при разработке стандартов, обучении). На практике актуальная типология необходима при определении векторов развития и разработки новых экскурсий и программ, форм проведения, формировании ассортимента, максимизации удовлетворения спроса аудитории.
Библиографический список
1. Анциферов Н. П. Город как объект экскурсий для внешкольников // Внешкольные экскурсии : сб. статей. Москва : Красная новь, 1924. С. 50-73.
2. Анциферов Н. П. О методах и типах историко-культурных экскурсий. Прага : Начатки знаний, 1923. 39 с.
3. Гейнике Н. А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методологии и методики культурно-исторических экскурсий // Культурно-исторические экскурсии. Москва, 1923. С. 1-42.
4. ГОСТ Р 54604-2011. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования. Введ. 01.07.2012 г. Москва : Стандартинформ, 2012.
5. Гревс И. М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру // Экскурсии в культуру. Москва, 1925. С. 9-34.
6. Долженко Г. П. Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения. Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2011. 134 с.
7. Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. Москва : Профиздат, 1976. 112 с.
8. Кедрова И. В. Совершенствование теоретических основ экскурсоведения: классификация экскурсий // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. Т. 3. № 1. С. 3-9.
9. Лескова Г. А. Средовой менеджмент: инновационный подход к экскурсионной презентации города // Мир экскурсий. 2010. № 12. С. 33-38.
10. Нехаева Н. Е. Туристский квест как инновационная форма экскурсии // Инновации в науке. 2017. № 7-1 (68). С. 46-48.
11. Орлова О. Н. Позиционирование городских экскурсий: новые подходы // Развитие туризма и туристской деятельности в России и за рубежом : сб. науч. трудов по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород : НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 65-70.
12. Пекар В. Введение в экономику впечатлений // Маркетинг и реклама. 2008. № 2. С. 26-36.
13. Первая попытка классификации ученических экскурсий. Ярославское совещание по вопросу об экскурсиях // Русский экскурсант. 1916. № 3. С. 4.
14. Поспелова С. В. Интерактив в экскурсионной деятельности // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. Т. 3. № 2.
15. Пугачева Н. А. От образного показа памятника к образу места. Из истории и опыта ГЭБа // Мир экскурсий. 2010. № 1(9). С. 9-11.
16. Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. Ленинград : Москва, 1930. 114 с.
17. Родин А. Ф. Экскурсионная работа по истории / А. Ф. Родин, Ю. Е. Соколовский. 2-е изд., пере-раб. и доп. Москва : Просвещение, 1974. 136 с.
18. Черных М. Б. Как совместить игру, экскурсию и поход? // Курорты. Сервис. Туризм. 2015. № 3-4. С. 165-168.
19. Экскурсии в культуру : методический сборник. Москва : Мир, 1925. 204 с.
20. Экскурсионисты 20-х годов XX века об экскурсиях : мини-хрестоматия // Экскурсионное дело. 2010. № 10. С. 20-30.
Reference list
1. Anciferov N. P. Gorod kak ob#ekt jekskursij dlja vneshkol'nikov = City as an object of excursions for outsiders // Vneshkol'nye jekskursii : sb. statej. Moskva : Krasnaja nov', 1924. S. 50-73.
2. Anciferov N. P. O metodah i tipah istoriko-kul'turnyh jekskursij = About methods and types of historical and cultural excursions. Praga : Nachatki znanij, 1923. 39 s.
3. Gejnike N. A. Kul'turno-istoricheskie jekskursii. Osnovnye voprosy metodologii i metodiki kul'turno-istoricheskih jekskursij = Cultural and historical excursions. Main issues of methodology and methodology of cultural and historical excursions // Kul'turno-istoricheskie jekskursii. Moskva, 1923. S. 1-42.
4. GOST R 54604-2011. Turistskie uslugi. Jekskur-sionnye uslugi. Obshhie trebovanija. Vved. 01.07.2012 GOST R 54604-2011. Tourist services = Excursion services. General requirements.Introduced 01.07.2012 g. Moskva : Standartinform, 2012.
5. Grevs I. M. Priroda jekskursionnosti i glavnye tipy jekskursij v kul'turu = Nature of excursion and main types of excursions to culture // Jekskursii v kul'turu. Moskva, 1925. S. 9-34.
6. Dolzhenko G. P. Jekskursionnoe delo v vysshih uchebnyh zavedenijah: istorija i metodika obuchenija = Excursion business in higher educational institutions: history and teaching methods. Rostov-na-Donu : Izd-vo JuFU, 2011. 134 s.
7. Emel'janov B. V. V pomoshh' jekskursovodu = To support the guide. Moskva : Profizdat, 1976. 112 s.
8. Kedrova I. V Sovershenstvovanie teoreticheskih osnov jekskursovedenija: klassifikacija jekskursij = Improvement of the theoretical foundations of the guide: classification of excursions // Nauchnyj rezul'tat. Tehnologii biznesa i servisa. 2017. T. 3. № 1. S. 3-9.
9. Leskova G. A. Sredovoj menedzhment: inno-vacionnyj podhod k jekskursionnoj prezentacii goroda = Environment management: innovative approach to city tour presentation // Mir jekskursij. 2010. № 12. S. 33-38.
10. Nehaeva N. E. Turistskij kvest kak innovacion-naja forma jekskursii = Tourist quest as an innovative form of excursion // Innovacii v nauke. 2017. № 7-1 (68). S. 46-48.
11. Orlova O. N. Pozicionirovanie gorodskih jekskursij: novye podhody = Positioning city excursions: new approaches // Razvitie turizma i turistskoj dej a-tel'nosti v Rossii i za rubezhom : sb. nauch. trudov po materialam = I Mezhdunar. nauch. -prakt. konf. Nizhnij Novgorod : NOO «Professional'naja nauka», 2016. S. 65-70.
12. Pekar V Vvedenie v jekonomiku vpechatlenij = Introduction to impressions economics // Marketing i reklama. 2008. № 2. S. 26-36.
13. Pervaja popytka klassifikacii uchenicheskih jekskursij. Jaroslavskoe soveshhanie po voprosu ob jekskursij ah = The first attempt to classify student excursions. Yaroslavl meeting on excursions // Russkij jek-skursant. 1916. № 3. S. 4.
14. Pospelova S. V Interaktiv v jekskursionnoj deja-tel'nosti = Interactive in sightseeing activities // Nauchnyj rezul'tat. Tehnologii biznesa i servisa. 2017. T. 3. № 2.
15. Pugacheva N. A. Ot obraznogo pokaza pamjat-nika k obrazu mesta. Iz istorii i opyta GJeBa = From the figurative display of the monument to the image of the place. From the history and experience // Mir jekskursij. 2010. № 1(9). S. 9-11.
16. Rajkov B. E. Metodika i tehnika jekskursij = Method and technique of excursions. Leningrad : Moskva, 1930. 114 s.
17. Rodin A. F. Jekskursionnaja rabota po istorii = Excursion work on history / A. F. Rodin, Ju. E. Sokolovskij. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva : Pros-veshhenie, 1974. 136 s.
18. Chernyh M. B. Kak sovmestit' igru, jekskursiju i pohod? = How to combine the game, excursion and hike? // Kurorty. Servis. Turizm. 2015. № 3-4. S. 165-168.
19. Jekskursii v kul'turu = Cultural excursions: metodicheskij sbornik. Moskva : Mir, 1925. 204 s.
20. Jekskursionisty 20-h godov XX veka ob jekskursij ah = Excursionists of the 20-s of the XX century about excursions: mini-hrestomatija // Jekskursionnoe delo. 2010. № 10. S. 20-30.