Научная статья на тему 'Культурологические принципы экскурсоведения: к постановке проблемы (1-я пол. Хх В. )'

Культурологические принципы экскурсоведения: к постановке проблемы (1-я пол. Хх В. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3014
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ЭКСКУРСИИ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / ИСТОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА / КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ / КУЛЬТУРА ГОРОДА / ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ЭКСКУРСИЯ / ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скобельцына Анна Сергеевна

В статье рассматриваются культурологические принципы экскурсоведения начала ХХ века. В трудах И.М. Гревса, Н.П.Анциферова, А.В. Бакушинского и других представителей петербургской и московской экскурсионных школ показаны возможности решения ряда культурологических проблем с помощью экскурсионного метода познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологические принципы экскурсоведения: к постановке проблемы (1-я пол. Хх В. )»

MUSEUM

УДК 379.85+304 ББК 71.77

А.С. Скобельцына

культурологические принципы ЭкскурсоВЕЛЕния: к постановке ПРОБЛЕМЫ (1-я пол. ХХ в.)

В статье рассматриваются культурологические принципы экскурсоведения начала ХХ века. В трудах И.М. Гревса, Н.П.Анциферова, А.В. Бакушинского и других представителей петербургской и московской экскурсионных школ показаны возможности решения ряда культурологических проблем с помощью экскурсионного метода познания.

Ключевые слова:

гуманитарные экскурсии, история культурологической мысли, история экскурсионного дела, классификация экскурсий, культура города, теория культуры, экскурсия, экскур-соведение.

Экскурсоведение - отрасль научного знания, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии как способа познания окружающей действительности, занимается историей этого вида деятельности, разработкой конкретных методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на разные темы и для разных групп людей, а также проблемами подготовки экскурсионных кадров и технологией организации экскурсионной работы.

Актуальность экскурсоведения обозначилась еще в XIX в., когда экскурсионное дело стало развиваться по трем направлениям: в системе образования, в туризме, в музейно-выставочной деятельности. Сегодня экскурсии по-прежнему являются неотъемлемой частью и образования, и музейно-выставочной деятельности, и туризма, выполняя информационно-познавательную, воспитательную, развлека-тельно-досуговую, коммуникативную, эстетическую и другие функции.

Во 2-й пол. XIX - начале ХХ вв., когда в России произошел резкий скачок количества экскурсий, появились первые экскурсионные организации и началась научная разработка экскурсионной теории. Экскурсия - это не просто осмотр достопримечательностей на местности с помощью экскурсовода, но способ познания и проникновения в суть культуры страны,

определенной местности (города, района), а также разнообразных субкультур (территориальных, национальных, профессиональных, возрастных и др.). Задача данной статьи - выявить каким образом экскурсоводы старой школы (1-я пол. ХХ в.) понимали сущность культуры и решали вопрос о ее изучении с помощью экскурсионного метода познания.

В современном экскурсоведении специальных исследований, посвященных экскурсоводам старой школы, очень мало. Очевидно, считалось, что материалы столетней давности не могут быть полезными в современном туризме. Однако сегодня в экскурсионной литературе (например, журнал «Мир экскурсий») наметился интерес к дореволюционному экскурсове-дению, а также к экскурсионному опыту первых лет советской власти [16]. На наш взгляд, этот опыт бесценен с точки зрения современного просвещения, так именно в начале ХХ в. в рамках просветительской политики молодого советского государства формируется и успешно реализуется подход к гуманитарным экскурсиям, который сегодня можно назвать культурологическим [12].

В начале ХХ в. в российском экскур-соведении формируются петербургская 0 (впоследствии петроградская, ленин- Р градская) и московская школы. Осново- Ц положник гуманитарного направления ^

петербургской школы - Иван Михайлович Гревс (1860-1941) - ученый, историк-медиевист, профессор историко-филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Он одним из первых стал применять экскурсионный метод в изучении гуманитарных дисциплин в высшей и средней школе. Ученик И.М. Гревса историк-краевед Николай Павлович Анциферов (1889-1958) считается наиболее ярким представителем экскурсионной школы Санкт-Петербурга.

В Лесном коммерческом училище и в Санкт-Петербургском педагогическом институте при изучении естествознания применял экскурсионный метод ученый, биолог, доктор педагогических наук, профессор Борис Евгеньевич Райков (1880-1966), под редакцией которого был издан в 1910 г. первый учебник по теории и методике экскурсионного дела под названием «Школьные экскурсии, их значение и организация».

Московскую школу экскурсоведения представляли, в частности, Николай Александрович Гейнике (1876-1955), историк, педагог коммерческих училищ, и Анатолий Васильевич Бакушинский (18831939) - искусствовед, педагог, музейный работник, разрабатывавший методику музейных искусствоведческих экскурсий.

Анализируя сущность понятия «экскурсия», петербургские специалисты сходились на том, что главное на экскурсии - передвижение в пространстве (т.н. моторность). Экскурсия - это «путешествие (или прогулка) с целью изучения определенной темы на материале, доступном наблюдению и исследованию» (Н.П. Анциферов) [3], «вид моторного завоевания знания при помощи перемещения своего тела в пространстве» (Б.Е. Райков) [13], «экскурсия осуществляется движением человека к миру в сложной динамике исследовательского воодушевления... Это образовательная поездка, совершаемая подготовленной и объединенной группой ищущих знания по руководством одного (или нескольких) из тех, кто призван им организованно помогать...» (И.М. Гревс) [11].

По мнению экскурсоводов московской школы, «...прежде всего зрительное восприятие, затем восприятие моторное характеризуют сущность обычной экскурсионной работы» (Н.А. Гейнике) [7, с. 9]. Так или иначе, те и другие сходились во мнении, что и моторностью, и наглядностью экскурсия отличается от других форм познания.

Экскурсионную литературу рассматриваемого периода, посвященную гуманитарным экскурсиям, характеризует стрем-

ление сделать объектом экскурсионного показа и рассказа культуру в целом, а также через артефакты культуры, выходить на разговор об общей характеристике культуры прошлой и современной, о закономерностях в ее развитии, о ценностях, традициях и новациях в культуре.

Представители экскурсионной школы Санкт-Петербурга рассматривали культуру как специальную среду «где живет и действует человек, и которая является плодом вековой работы человечества». В этой связи «...вырисовываются две обширные области экскурсирования... мир природы и мир человека, и сообразно с этим две основные ветви экскурсионного ствола - экскурсии по естествознанию и экскурсии гуманитарные. Последние можно назвать иначе - экскурсиями в культуру...» [11, с. 24].

И.М. Гревс писал, что в культуре открываются две неразрывные грани: внешняя (материальная), «это человеческая обстановка, как бы плоть ее» и внутренняя (духовная), неосязаемая и невесомая, но не менее реальная и движущаяся, изменяющаяся в течении времен. Именно духовная составляющая культуры, по его мнению, связывает исторические эпохи. Связь определяется «теми вечными... достижениями в области их духовного и общественного бытия, которые сплачивают века и эпохи...». На экскурсии, показывая явления культуры «от низов» до «более сложных достижений «человечности»... » можно понять, как в сердце культуры «слагается то, что составляет миросозерцание, и что дает нам конечное понимание человеческого общественного и духовного миросозерцания» [11, с. 25-29]. Так И.М. Гревс показывал, что основой культурной целостности является мировоззрение и передаваемые из поколения в поколение вечные ценности. Развивая идею о преемственности культур, он отмечал, что культура не может развиваться в изоляции, не может исчезнуть бесследно. «... В этом учении о преемственности культур, о невозможности для каждой из них полного исчезновения, о продолжении жизни одной культуры в другой, заключалась большая любовь к человечеству, вера в жизненность заложенных в него начал, и, наконец, благочестивое отношение к угаснувшим поколениям, добрая вера в то, что ничто не погибает, а сохраняет так или иначе свое бытие в сменяющихся поколениях», - писал о своем учителе Н.П. Анциферов. [2, с. 167]

Подразделяя экскурсии на группы, И.М. Гревс говорит о структуре культуры: это 1) материальный быт, хозяйство;

2) социальный строй (общество); 3) политические формы (государство); 4) духовная жизнь. Экскурсии могут быть посвящены отдельно каждой сфере. При этом нельзя отрывать одну группу явлений от другой. Объединение этих процессов дает культурное бытие человечества и может породить изучающий это бытие цикл экскурсий.

Перед экскурсоводом, ставящим перед собой задачу показать на экскурсии особенности духовной жизни общества, встает вопрос выбора объектов показа. Явления, которые должны попасть в этой связи в поле зрения экскурсовода, это, по мнению И.М. Гревса, просвещение (начиная с устройства школы), библиотека (влияние книги в деревне и городе), интересы образованных слоев и масс (наука, литература, театр), народная поэзия и язык, изобразительные искусства, религиозная жизнь в верованиях и обрядах, в повседневности и праздниках, в пережитках, в творчестве. [11, с. 26]

А.В. Бакушинский, проводивший экскурсии в художественных музеях, считал экскурсии эффективным средством изучения культуры. [6].

Экскурсии, посвященные изучению культуры, экскурсоведы называли экскурсиями гуманитарными, которые «...имеют целью изучение деятельности человека и общества» [7, с. 16]. «Для гуманитара все созданное творческим духом человека должно представлять объект, требующий изучения». [3, с. 6] Культурологический потенциал гуманитарных экскурсий или экскурсий в культуру Н.П. Анциферов видит в том, что они посвящены прошлым и современным явлениям культуры, порожденным духовными и материальными интересами человека.

А.В. Бакушинский предлагал проводить цикл экскурсий по художественному музею, смысл которых заключается в «переживании» экскурсантами художественного произведения - это единственный путь общения зрителя и произведения искусства. «Экскурсионные циклы по переживанию» можно проводить на созвучных произведениях искусства. Искусство, по мнению, А.В. Бакушинского, «есть материализованный и до возможного предела сгущенный результат творческого оформления художником не только своих впечатлений от внешнего мира, но и самого мира в его объективной данности». [6, с. 84]. И личные переживания художника могут выходить за пределы личного и приобретать характер «типических», доходить «до глубин общечеловеческого». Так через изучение отдельных произведений искусства, которые выступают на экскурсии объекта-

ми показа, можно решать проблемы особенностей, сходства и различия культур разных эпох, проблему преемственности культуры: «В наше время, насыщенное динамической напряженностью, мы особенно чутко воспринимаем сходные формы и связанное с ним художественное содержание более ранних эпох». [6, с. 90]. Но в целом А.В. Бакушинский все-таки более искусствовед, чем культуролог, для него интересны отдельные произведения, творческий процесс, художественная форма.

Особое внимание экскурсоведами рассматриваемого периода уделяется классификации гуманитарных экскурсий.

В 1925 г. сотрудники упраздненного к тому времени Ленинградского экскурсионного института во главе с И.М. Гревсом издали сборник статей под названием «Экскурсии в культуру» [15]. Были выделены экскурсии исторические, «в современность», художественные, экономические, бытовые (в область материальной культуры).

H.П. Анциферов определяет гуманитарные экскурсии как экскурсии, посвященные прошлым и современным явлениям культуры, порожденным духовными и материальными интересами человека.

В отношении задач осмотра гуманитарные экскурсии подразделяются так:

I. Экскурсии, демонстрирующие объект изучения, приводящие непосредственно к созерцанию изучаемого предмета. К ним относятся:

а) эстетические экскурсии, ставящие целью нахождение и постижение эстетической ценности осматриваемого памятника;

б) историко-художественные экскурсии, изучающие памятники в связи с вопросом истории искусств;

в) технико-экономические (завод, порт, рынок);

г) этнографические;

д) некоторые историко-культурные экскурсии, в частности: историко-культурные экскурсии, посвященные характеристике индивидуальности города как целостного культурно-исторического организма, экскурсии «на вышку»; экскурсии, посвященные вопросу роста города, как культурно-историческогоорганизма; археологические экскурсии (музейного типа; направленные на изучение техники раскопок и пр.); экскурсии, посвященные характеристике отдельной эпохи, представляющие подбор разнообразного материала, объединенного каким-либо историческим моментом, т.н. горизонтальный разрез; экскурсии, стремящиеся проследить развитие какого-либо историко-культурного процесса на ряде конкретных памятников, взятых

из разных эпох (т.н. вертикальный разрез); экскурсии, посвященные реконструкции какой-нибудь местности (площади, улицы, района) в историческом разрезе, т.н. реконструкционно-топографические (например, «Охта - предшественник Петербурга», «Исаакиевская площадь»).

2. Экскурсии, комментирующие объект изучения, в которых показывается материал, не связанный непосредственно с темой, но пригодный для ее объяснения (например, рассказ о личности Павла 1 на материале Гатчинского дворца). К этому типу относятся все литературные экскурсии; некоторые историко-культурные экскурсии: экскурсии, связанные с личностью и творчеством человека; психологические историко-культурные экскурсии, посвященные реконструкции образа человека на основании психологического анализа материала, несущего отпечаток его жизни и творчества (например, «Гатчина как материал для характеристики Павла I»); обзоры, стремящиеся использовать местность в целях комментирования определенного события (показываются места, связанные с каким-то важным событием, объекты паломничества (например, Сенатская площадь, или Шлис-сельбургская крепость). Местность следует использовать в целях как можно более убедительного разъяснения хода событий.

3. Особый тип экскурсии, экскурсия-вопрос. Московский экскурсовод Н.А. Гейнике в свое время разработал и проводил экскурсию «Был ли культурный перелом при Петре Великом?», которая строилась на анализе русского искусства с середины XVI в. до начала XVIII в. В Санкт-Петербурге Н.П. Анциферов проводил экскурсию под названием «Представляет ли рост Петербурга известную аналогию с ростом старо-русских городов, или же его история - совершенно особый процесс?» [3, Гл. II].

Н.А. Гейнике по содержанию делил экскурсии на естественно-исторические и гуманитарные. Последние имеют целью изучение человека и общества и делятся на 1) экскурсии культурно-исторические и 2) экскурсии эстетические. Экскурсии культурно-исторические рассматривают человека и общество в историческом аспекте (типологические - дают т.н. горизонтальный разрез исторических явлений); исторические - показ исторических фактов и явлений по памятникам монументального характера; топографические - изучение местности со всем историко-культурным материалом; литературные - связь литературных произведений с исторической обстановкой; историко-художественные -отражение через искусство материальных

и духовных ценностей эпохи). Историю искусства, по мнению Н.А. Гейнике, нельзя рассматривать только как эволюцию форм, логически развивающихся из форм предшествующей эпохи [7, с. 19].

И.М. Гревса и Н.П. Анциферова можно отнести к родоначальникам отечественной урбанистики - и тот и другой писали о культуре города и способах ее изучения с помощью экскурсионного метода познания.

Город, по мнению И.М. Гревса, наиболее яркий и «напряженный носитель культурного движения и его плодов», создатель, хранитель и распространитель достижений культуры. «Города - это и лаборатории, и приемники, хранители культуры, и высшие показатели цивилизованности. В них происходит сгущение культурных процессов, насыщение их результатов; это - крупнейшая форма сочетания элементов цивилизации, слияния и равнодейс-твования различных ее стихий и течений. Город - центр, в одно время, культурного притяжения и лучеиспускания, самое яркое и наглядное мерило уровня культуры, а история города - прекраснейший путеводитель при определении ее хода и судеб... Во все великие эпохи истории человечества города являлись яркими воплотителями культур, особенностей их «души», или ... выраставшей души человечества...» [10].

«Город - сгусток культуры, ее кристалл», - писала О.М. Рындина. - И воспринимая его, мы учимся воспринимать создавшую его культуру... Он - лаборатория культуры. Здесь куется, оформляется и закрепляется материально человеческая мысль». [14, с. 149].

Город, как и культура, живой организм. Изучая его элементы, нужно «стремиться в виде конечной цели восстановить развитие его лица и души...» [11, с. 33]. Понимание И.М. Гревсом культуры как живого организма было передано им его ученикам, в частности Н.П. Анциферову. Это понимание перекликается с теориями Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, другими концепциями, делящими культурно-исторический процесс на историю жизнедеятельности локальных культур. Н.П. Анциферов цитирует в своих работах О. Шпенглера, разделяя его концепцию «одушевления» культуры.

«Каждый социальный строй имеет свой тип города, свой тип улицы и дома. Города являются выразителями сменяющихся культур», - писал Н.П. Анциферов [4]. По его мнению, город всегда был носителем культуры, но в последние века он «сделался им по преимуществу. С некоторыми оговорками можно сказать, что современная куль-

тура есть культура городов». [1, с. 50]. Даже в такой земледельческой стране как Россия, города определяют судьбу культуры.

В своих статьях Н.П. Анциферов разработал экскурсионный подход к изучению культуры города. По его мнению, через экскурсии по городу возможно приобщение широких масс к культуре вообще и культуре города в частности. Наиболее полное понимание особенностей культуры города возможно только после прослушивания цикла экскурсий. Н.П. Анциферов предлагает цикл экскурсий по городу на примере Ленинграда со следующей тематикой: топография города, формирования ядра (центра) города, структура города (стратегические пункты, сословные районы, рабочие районы, торговые, административные, культурные центры). [1, с. 63-64].

Разные типы экскурсий позволяют: осуществить реконструкцию индивидуальности города как целостного культурно-исторического организма; дать синтетическую характеристику отдельной культурной эпохи; включить отдельный художественный памятник в историко-культурный контекст; постичь эстетическую ценность каждого изучаемого объекта; изучить динамику развития историко-культурных процессов на ряде конкретных памятников, взятых из разных эпох; культурологически осмыслить образ человека на основании психологического анализа материала, несущего отпечаток его жизни и творчества [3].

Что же объединяет представленные исследования московских и петербургских экскурсоводов начала ХХ века? Во-первых, стремление широко развернуть экскурсионную работу в музеях и на улицах, от разовых экскурсий перейти к экскурсионным циклам, эффект от которых, по их мнению, неизмеримо выше. Во-вторых, желание использовать экскурсионный метод для изучения культуры прошлого и настоящего в их динамике и непрерывном взаимодействии. При этом подчеркивается, что между этапами развития культуры существует неразрывная духовная связь, основу которой составляет «душа культуры». В-третьих, понимание культуры как совокупности всего, созданного человеком. Поэтому экскурсии, изучающие культуру, называют гуманитарными. В-четвертых, подход к городу как к «сгустку культуры», стремление через отдельные объекты городской культуры показать особенности конкретного города.

Культурологический подход к экскурсиям присутствует более всего в трудах И.М. Гревса и Н.П. Анциферова. Других же более интересуют проблемы показа отдельных экскурсионных объектов (например, А.В. Бакушинского) - показ, понимание и переживание произведений искусства. Однако и А.В. Бакушинский, и Н.А. Гейнике понимают, что искусство является отражением материальной и духовной культуры общества, поэтому без разговора о культуре на экскурсиях не обойтись.

Описок литературы:

1. Анциферов Н.П. Город как объект экскурсий для внешкольников // Внешкольные экскурсии. Сб. статей. - М.: Красная новь, 1924. - С.50-73.

2. Анциферов Н.П. Из дум о былом. - М.: Феникс; Культурная инициатива, 1992. - 512 с.

3. Анциферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий. - Пг.: Начатки знаний, 1923. -39 с.

4. Анциферов Н.П. Как изучать свой город. - М.; Л.: Госиздат, 1929. - 120 с.

5. Анциферов Н.П. Теория и практика экскурсий по обществоведению. - Л.: Время, 1926. - 214 с.

6. Бакушинский А.В. Художественные экскурсии систематического типа // Методы и практика экскурсионного дела: Сб. статей. - М.: Новая Москва, 1925. - С.83-103.

7. Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методологии и методики культурно-исторических экскурсий // Культурно-исторические экскурсии. - М., 1923. - С.1-42.

8. Гейнике Н.А.Основы методики культурно-исторических экскурсий // История и обществоведение в школе / Под ред. Б.Жаворонкова. - М.: Работник просвещения, 1924. - С.105-109.

9. Герд В.А. Экскурсионное дело: Сб. статей. - М.; Л.: Госиздат, 1928. - 120 с.

10.Гревс И.М. Монументальный город и исторические экскурсии: (Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры). // Экскурсионное дело. - 1921. - № 1. - С.1-14.

11. Гревс И.М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру // Экскурсии в культуру. - М., 1925. - С.9-34.

12.Пугачева Н.А. Специфика и актуальность комплексных культурологических экскурсий // Экскурсионное дело. - 2009. - №7/8. - С.10-11.

13.Райков Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий. - Пб: Время, 1922. - 128 с.

14. Рындина О.М. Город, как центр культуры // По очагам культуры: новые темы для экскурсий по городу. Методический сборник / Под ред. И.М.Гревса. - Л.: Сеятель, 1926. - С.148-167.

15.Экскурсии в культуру. Методический сборник. - М., 1925. - 204 с.

16.Экскурсионисты 20-х годов XX века об экскурсиях. Мини-хрестоматия // Экскурсионное дело. -2009. - № 7/8; 2010. - № 10.

3 ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.