Научная статья на тему 'Типология социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии (на основе экспертной оценки'

Типология социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии (на основе экспертной оценки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДРОСТКИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / ADOLESCENTS WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES / EXPERT EVALUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева Юлия Александровна

Данное исследование посвящено проблеме типологии социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии на основе экспертной оценки. В работе на основе математической обработки результатов выделяются типы социально-психологической компетентности, осуществляется распределение по типам компетентности подростков с нормативным развитием, с умственной отсталостью и сенсорными нарушениями, приводятся качественные характеристики каждого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Королева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of Socio-Psychological Competence of adolescents with developmental disabilities (based on expert assessment)

This research is devoted to the problem of typology of Socio-Psychological Competence of adolescents with developmental disabilities on the basis of expert evaluation. In the work on the basis of mathematical processing of the results, the types of Socio-Psychological Competence are distinguished, the distribution by types of Competence of adolescents with normative development, with mental retardation and sensory impairments is carried out, the qualitative characteristics of each type are given.

Текст научной работы на тему «Типология социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии (на основе экспертной оценки»

Выводы:

1. Интернет-социализация личности открывает принципиально новые возможности для взаимодействия и создает новую социокультурную реальность, в которой человек может заниматься различными видами деятельности, обладая при этом широким спектром средств, которые опосредованно влияют на становление образа «Я».

2. «Я-виртуальное» - это посредник между «Я-реальным» и «Я-идеальным», превращающий виртуальную реальность и сети социального взаимодействия, в частности, в зону ближайшего развития личности подростка.

3. На основе когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в структуре образа «Я» формируются «Я-реальное» и «Я-идеальное», которые в свою очередь детерминируют психологические особенности «Я-виртуального».

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 томах / Б.Г. Ананьев - Москва: «Педагогика». - 1980. - 232 с.

2. Анищенкова, Ю.Н. Образ Я-виртуальное в структуре когнитивного компонента Я-концепции / Ю.Н. Анищенкова - Современные прикладные направления и проблемы психологии: материалы научной конференции 19-21 октября 2010 г. Ч.2. - 2010. - 592 с.

3. Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности [электронный ресурс] / Е.П. Белинская. - Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_show_archives.php?archive=1129709116&id=1106582602&start_fr om=&subaction=showfull&ucat=15.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. под ред. В. Я. Пилиповского / Р. Бернс -Москва. - 1986. - 422 с.

5. Бутрова, Н. Н. Содержание образа «Я-виртуальное» пользователей Интернета (на примере юношеского возраста) [Электронный ресурс] / Н. Н. Бутрова, О. П. Цариценцева. - режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14338.htm.

6. Завьялова З.С. Самоидентификация личности в условиях сетевых коммуникаций: постановка проблемы [электронный ресурс] / З.С. Завьялова. - Режим доступа: http://ptcd.ru/zavjalova-zs-samoidentifikatsija-lichnosti-v-uslovijah-setevyh-kommunikatsij-postanovka-problemy.

7. Кон И.С. Открытие «Я». Над чем работают, о чем спорят философы / И.С. Кон - Москва. -1978. - 367 с.

8. Лучинкина А.И. Специфика мотивации интернет-пользователей / А.И. Лучинкина - Перспективы науки и образования. № 6 (12). - 2014. - с. 105-109.

9. Пронина Е.Е. Закономерности конструирования виртуального Я в социальных сетях / Е.Е. Пронина, А.А. Пароваткина - Психология образования: модернизация системы образования в условия введения в действие новых профессиональных стандартов. Х Всероссийская научно-практическая конференция. 8-10 апреля 2014. Статьи и материалы. - 2014. - с. 295-297.

Психология

УДК 159.922.76

кандидат психологических наук, доцент Королева Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ)

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме типологии социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии на основе экспертной оценки. В работе на основе математической обработки результатов выделяются типы социально-психологической компетентности, осуществляется распределение по типам компетентности подростков с нормативным развитием, с умственной отсталостью и сенсорными нарушениями, приводятся качественные характеристики каждого типа.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность; подростки с отклонениями в развитии; экспертная оценка.

Annotation. This research is devoted to the problem of typology of Socio-Psychological Competence of adolescents with developmental disabilities on the basis of expert evaluation. In the work on the basis of mathematical processing of the results, the types of Socio-Psychological Competence are distinguished, the distribution by types of Competence of adolescents with normative development, with mental retardation and sensory impairments is carried out, the qualitative characteristics of each type are given.

Keywords: Socio-Psychological Competence; adolescents with developmental disabilities; expert evaluation.

Введение. Актуальность изучения социально-психологической компетентности подрастающего поколения обусловлена требованиями современного общества, в котором роль взаимодействия между людьми значительно возросла. Компетентность во взаимодействии выступает «в качестве важнейшего показателя успешности достижения лицами с отклонениями в развитии личностных результатов в процессе освоения адаптированной основной образовательной программы» [1, с. 121]. Под социально-психологической компетентностью мы понимаем многомерное, целостное образование со сложной интегрированной структурой, отражающее способность личности управлять своими внутренними и внешними ресурсами для конструктивного субъект-субъектного взаимодействия [2]. В структуре социально-психологической компетентности выделяем когнитивно-эмоциональный, эмоционально-регулятивный, инструментально-операциональный компоненты, опосредованные личностно-ресурсной организацией.

Как известно, специфическими особенностями в развитии личности отличаются подростки с отклонениями в развитии. В качестве схожих и частых характеристик у детей и подростков с различными

отклонениями в развитии рассматривают инфантильность, эгоцентрические и иждивенческие установки, сужение сферы интересов и потребностей, тенденцию к аутизации, высокие показатели интравертированности [3, 4]. Недоразвитие самооценочных механизмов, их искажение при отклонениях в развитии (особенно при умственной отсталости) затрудняют использование личностных опросников, что обосновывает поиск других методик для изучения, в том числе, такого личностного образования как социально-психологическая компетентность.

Совершенствование социально-психологической компетентности подростков как с нормативным развитием, так и с отклонениями является необходимой ступенью достижения ими социальной адаптированности. При этом воспитательная, развивающая и коррекционная работа с группами подростков, отличающимися значительным многообразием по уровню способности к межличностному взаимодействию, требует учета этого разнообразия. В частности, одним из наиболее достоверных вариантов оценки особенностей развития личности детей и подростков с отклонениями в развитии является метод экспертной оценки.

Изложение основного материала статьи. С целью определения характеристик целостного феномена СПК нами была разработана методика ее экспертной оценки с соответствующим названием. Содержание шкал методики «когнитивно-эмоциональная компетентность», «эмоционально-регулятивная компетентность», «инструментально-операциональная компетентность» и «личностно-ресрусная организация СПК» определено на основе сущностных характеристик наполняемости каждого компонента.

В эксперименте приняли участие подростки 12-15 лет в количестве 294. Все испытуемые экспериментальной группы 1 (ЭГ 1) имеют диагноз F 70 (п=84), зрение и слух - сохранны. Экспериментальная группа 2 (ЭГ2) состояла из слабовидящих подростков (п=70), а экспериментальная группа 3 (ЭГ3) из слабослышащих подростков (п=60). В контрольной группе - подростки с нормативным развитием (п=80).

Анализ результатов методики методом к-средиих позволил путем разделения наблюдений (из

пространства ) разбить их на кластеры - типы социально-психологической компетентности. В качестве меры близости использовалось Евклидово расстояние, равное 1,18 между 1 и 2 кластером, 1,09 между 1 и 3 кластером и 2,19 между 2 и 3 кластером.

Распределение по типам СПК приведено на Рисунке 1.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 121314 15161718192021222324252627282930313233

2-неустойчивый тип 3 - адаптивный тип 1 дезадаптивный тип

Рисунок 1. Типы СПК у подростков

Первый тип характеризуется наибольшим разбросом данных от 1,4 до 3,7, что показывает выраженную неоднородность признаков. В наиболее дефицитарном состоянии находятся гибкость в межличностном взаимодействии и следующие способности: к самоконтролю в сложных конфликтных ситуациях, к рефлексии. Однако ресурсом данного типа является достаточно высокая активность в общении, способность его инициировать и обратиться за помощью к друзьям и близким, а также способность отстаивать свое мнение в споре, в конфликте. Наиболее ровной по разбросу данных, как и при описании других типов, является шкала когнитивно-эмоциональной компетентности, свидетельствующая об относительной сформированности представлений о социальных ролях, о возможности ориентироваться в различных ситуациях межличностного общения и проявлять сочувствие и сопереживание в общении. Наибольший разброс данных имеют сразу две шкалы: от 1,5 до 3,7 - шкала инструментально-операциональной компетентности, характеризующаяся как очень низкими способностями к гибкому поведению, его моделированию, так и достаточно высокой инициативностью; от 1,4 до 3,7 - шкала личностно-ресурсной организации СПК с крайне низкими признаками рефлексии и высокой способностью обращаться за помощью. Недостаток внутренних ресурсов - осознанности, рефлексивности может компенсироваться пусть и не всегда адекватной и упорядоченной активностью личности в общении и обращением к окружающим за помощью как опорой на внешний ресурс. Социально-личностная незрелость СПК привносит оттенок дисгармонии в данный тип СПК, что проявляется в нарушении баланса и явном перекосе между способностью опираться на внутренние ресурсы и тенденцией пассивного ожидания помощи со стороны социального окружения, т.е. иметь инфантильную установку на помощь, на обращение к внешним ресурсам. Значительный разброс данных в этом типе свидетельствует о недостаточной развитости и интегрированности аспектов СПК, что по логике может характеризовать определенный начальный уровень (становление) развития этого образования, но на фоне определенных «развернутых» ресурсов и возраста респондентов скорее является результатом спорадичности, асинхронности и отставания в развитии.

Данный тип характерен 37 подросткам в общей совокупности, но максимально представлен в группе респондентов с умственной отсталостью (24 наблюдения) - 28,5 %, а также 15% подростков с нарушением слуха и всего по 2 наблюдения в выборке подростков с нарушением зрения (2,8%) и в контрольной группе (2,5%). Этот тип, основанный на сочетании выраженных признаков недостаточности и наличествующих ресурсных свойств, мы обозначили как дезадаптивный.

Второй тип характеризуется высоким уровнем способности к сотрудничеству со сверстниками и возможностью контролировать свою речь в ситуациях взаимодействия. Подростки способны на уровне выше среднего соблюдать дистанцию в общении с учетом роли и статуса человека, обратиться за помощью к

друзьям и близким, имеют представления о социальных ролях. Когнитивно-эмоциональный компонент наиболее равномерно представлен и имеет разброс значений от 3,21 до 3,72, а наибольший разброс (от 2,6 до 3,8) наблюдается между признаками эмоционально-регулятивной компетентности, свидетельствующий о незрелой саморегуляции и недостаточном самоконтроле в процессе межличностных взаимодействий. Способность к осознанной саморегуляции снижена как на этапе выдвижения целей и принятия решений, так и в процессе реализации плана, и при прогнозировании результатов, т.е. и при планировании и при программировании и моделировании. Несмотря на способность контролировать речь в ситуациях взаимодействия, подростки этой группы достаточно вспыльчивы и легко поддаются на провокации. Недостатки личностно-ресурсного компонента в первую очередь касаются рефлексивных характеристик: они недостаточно самостоятельны и не имеют развитую рефлексию, отражающую способность к размышлению, пониманию и осознаванию и оценке своих возможностей. В процессе межличностного взаимодействия им не всегда удается предвидеть последствия своего поведения, конструктивно решать конфликтные ситуации. Неравномерность развития признаков этого типа свидетельствует об оформлении и совершенствовании одних структур СПК, при определенной незрелости других, что может характеризовать этап формирования в условиях онтогенеза или быть следствием нарушения механизмов освоения социальной реальности при дизонтогенезе.

Данный тип объединяет 100 подростков, что составляет 1/3 всей выборки, но максимально представлен у 50 % респондентов с умственной отсталостью (42 наблюдения), а также у 40% подростков с нарушением зрения (28 наблюдений), у 20% подростков с нарушением слуха и 22,5% подростков с УНР. Данный тип СПК с явными неравномерными характеристиками мы обозначили как неустойчивый.

Третий тип, характеризующий наиболее зрелую и устойчивую СПК с самым малым разбросом признаков от 4,1 до 4,7, объединяет 157 подростков разных групп. Наиболее высокие значения среди признаков этого типа относятся к эмпатии, к способности сотрудничать со сверстниками и к субъектным характеристикам (рефлексии и самостоятельности). Подростки этой группы проявляют гибкость в общении и готовность к компромиссу в конфликтной ситуации, способны менять свое поведение при его неэффективности, контролируют свою речь в ситуациях взаимодействия, стремятся соблюдать принятые нормы в общении и взаимодействии. Уровень развития их рефлексии позволяет в достаточной мере осмысливать проблемы, размышлять и осознавать свои возможности и понимать свою неправоту.

Этот тип в принципе характерен подросткам с нормативным развитием и с сенсорными нарушениями и объединяет 75% контрольной группы (60 наблюдений), 57,1% ЭГ 2 (40 наблюдений) и 65% ЭГ 3 (39 наблюдений). Данный тип СПК, характеризующийся упорядоченностью, зрелостью и обозначенный нами как адаптивный не присущ подросткам с умственной отсталостью, хотя и встречается у небольшого числа респондентов этой группы.

Доля подростков разных групп с определенными типами СПК представлена на Рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение типов СПК среди подростков разных групп

Таким образом, адаптивный тип СПК, характерный подросткам с нормативным развитием и подросткам с сенсорными нарушениями, позволяет гибко действовать в ситуациях общения, менять свое поведение при его неэффективности, контролировать себя и глубоко осознавать и адекватно оценивать свои возможности. Устойчивые и развитые внутренние ресурсы гармонично дополняются внешними. Неустойчивый тип социально-психологической компетентности, более всего присущий подросткам с умственной отсталостью и характеризующийся неравномерным развитием признаков, хотя и без ярко выраженных дефицитов или ресурсов и предполагает снижение рефлексии и осознанности саморегуляции, ее недостаточность на этапах планирования, программирования и моделирования, вспыльчивость и не всегда срабатывающий самоконтроль эмоций в сложных ситуациях взаимодействия, но развитую способность самоконтроля речи. Дезадаптивный тип СПК, преобладающий в группе подростков с умственной отсталостью, включает значительный разброс данных, свидетельствующих о неравномерности, недостаточном развитии и дезинтегрированности аспектов СПК, среди которых обнаруживается явный дефицит внутренних ресурсов (осознанности, рефлексивности), но при освоенном внешнем ресурсе -определенной возможности обращения за помощью к окружающим.

Выводы. Таким образом, экспертная оценка целостного феномена социально-психологической компетентности позволила разработать типологию, основанную на кластеризации признаков и иллюстрирующую различия между группами подростков. Для подростков с нормативным развитием и с

сенсорными нарушениями характерен адаптивный тип с присущими ему устойчивыми и развитыми внутренними ресурсами, гармонично дополняющимися внешними; а для большинства респондентов с легкой умственной отсталостью преобладающим является дезадаптивный тип компетентности с несбалансированным сочетанием ресурсов: резким дефицитом внутренних ресурсов (осознанности, рефлексивности) при достаточной возможности обращения к внешним ресурсам.

Литература:

1. Королева, Ю.А. Социально-психологическая компетентность в условиях деформации интерактивной семейной системы детей и подростков с отклонениями в развитии / Ю.А. Королева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - №10. - С. 120-127.

2. Королева, Ю.А. Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии / Ю.А. Королева // Вестник Костромского государственного университета. - 2016. - №1. - Т.22. - С. 70-72.

3. Сорокин, В.М. Теоретические основы психологии дизонтогенеза: монография. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 160 с.

4. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития: монография /О.Н.Усанова. - М., 1995. - 148 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Куимова Наталья Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка факультета психологии и педагогики,

кафедры практической психологии Григошина Юлия Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ПЕРИОД

ВЗРОСЛОСТИ

Аннотация. Представленная статья отражает изучение становления личности с зависимым поведением в период взрослости. Выявлены акцентуированные черты характера личности с зависимым поведением. Показано, что становление личностной идентичности является важным фактором становления человека как личности, в целом. Выявлены виды зависимостей личности в период взрослости, их трудности. В статье рассказывается о факторах, влияющих на развитие личности, наиболее значимых периодах для становления личностной идентичности, трудностях и кризисных переживаниях, сопровождающих этот процесс. В исследовании даются практические рекомендации по оптимизации работы с лицами с зависимым поведением в период взрослости в современном российском обществе. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации программ психологической помощи, в практике консультирования, психологического сопровождения.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, личностные особенности взрослых людей, психологические защиты, психические состояния, акцентуации черт характера.

Annotation. This article reflects the study of the formation of a person with dependent behavior in the period of adulthood. Revealed accentuated personality traits of a person with addictive behavior. It is shown that the formation of personal identity is an important factor in the development of man as a person, in general. Identified types of addictions of the individual in the period of adulthood, their difficulties. The article describes the factors influencing the development of the individual, the most significant periods for the development of personal identity, difficulties and crisis experiences accompanying this process. The study provides practical recommendations for optimizing work with persons with dependent behavior in the period of adulthood in modern Russian society. The results of the study can be used for the development and implementation of programs of psychological assistance, in the practice of counseling, psychological support.

Keywords: addictive behavior, personality traits of adults, psychological defenses, mental states, character traits accentuation.

Введение. Взросление открывает перед молодыми людьми новые возможности развития, обусловленные свободой выбора образа жизни, профессии, партнера, своих убеждений. Первый кризис взрослости метафорически можно представить как переход личности с так называемой первой вершины жизни «детство» на вторую вершину «самостоятельность». Самостоятельность в ценностно-смысловой области обусловливается присутствием у личности своей концепции верований и ценностей, реальных целей и проектов на будущее. Недостаток собственной концепции ценностей приводит к заимствованию посторонних ценностных ориентиров без их осмысления и осознания. А именно или слепое подражание посторонним ценностям или бунт - вопреки. В юности формированию ценностей уделяется важное значение: установить для себя ключевые жизненные ориентиры, развить собственные концепции и ценности, наполненные смыслом и содержанием. И формирование данных ориентиров будут изменяться в течение целой жизни человека. А итогом самодостаточности, возможно, будет то, как человек по-своему проживет собственную жизнь. На протяжении всего пути человек сталкивается с различными трудностями [2]. Одним из ярких итогов является психологическое заболевание или психическое расстройство. Далеко не каждый знает о существовании такого психологического заболевания, как зависимое расстройство личности. В своей жизни нам приходится встречаться с различными чертами характера человека, агрессивность и робость, активность и пассивность, доминирующими чертами и подвластными влиянию. В большинстве случаев - это индивидуальные особенности личности, но иногда такие особенности характера приобретают болезненную форму и перетекают в стадию психического заболевания. Зависимое расстройство личности - это один из таких случаев, когда сложно проложить грань между особенностями личности и болезнью [9]. Изучением взрослости и ее феноменов занимались такие ученые как: Н.А.Рыбников, А.А.Бодалев, Б.Ливехуд и др. В своих исследованиях они писали, что зависимое поведение тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей [5, 6]. В специальной литературе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.